Изобретение относится к медицине, точнее к способам психодиагностики, и может найти применение в психиатрической и психоневрологической практике при массовых обследованиях различных контингентов населения, проводимых в связи с задачами психогигиены для экспресс-оценки уровня психического здоровья.
Анализ литературы показывает, что проблема соотношения психического здоровья и болезни не может быть решена как исключительно клиническая.
По современным представлениям заключение о состоянии психического здоровья далеко не исчерпывается установлением факта отсутствия того или иного нервно-психического заболевания или расстройства. В качестве необходимого условия психического здоровья большинство авторов выдвигает положение о возможности достаточной адаптации к среде для оптимального функционирования личности, позволяющего в максимальной степени реализовать имеющийся психический потенциал.
Другими словами, при установлении психического здоровья необходимо в комплексной оценке соотнести клинические, психологические и социальные характеристики человека.
Психическая болезнь и психическое здоровье не могут рассматриваться как статичные, раз и навсегда определенные категории, жестко противостоящие друг другу. Между ними существует неразрывная связь, реализующаяся в различных динамических переходных состояниях.
В этой связи соотношение болезни и здоровья может пониматься как континуальное единство, лишь в экстремальных случаях (на полюсах) предполагающее отсутствие противоположного качества. Упрощенно эту ситуацию можно представить такими дискретными понятиями как "идеальное здоровье", "практическое здоровье", "типологическая норма", "группа риска", пограничные нервно-психические нарушения, психические болезни, дефектные состояния. Таким образом, при оценке психического здоровья всегда имеют в виду различные его уровни.
Весьма распространенное представление о среднестатистической норме, основанное на оценке частоты встречаемости психопатологических проявлений, не может решить вопроса о соотношении психического здоровья и болезни и, по сути, стирает грань между ними.
Наиболее важным здесь является то, что такой среднестатистический подход исключает из поля зрения исследователей оценку здоровых компонентов у больного и патологических элементов у здоровых.
Диагностическая система оценки психического здоровья должна удовлетворять как минимум следующим требованиям:
1) Репрезентативно выявлять психопатологическую симптоматику;
2) В достаточной мере отражать ресурсы психической адаптации;
3) Определять уровень реализации психического потенциала;
4) Позволять количественно сопоставлять получаемую информацию.
Для создания способа оценки уровня психического здоровья, отвечающего вышеперечисленным требованиям, необходимо решить следующие задачи:
- выбор адекватной методики для сбора эмпирической информации;
- получение информации о распределении диагностически значимых признаков на выборках, репрезентатирующих популяцию здоровых и лиц с выраженной патологией;
- выработка диагностически значимых показателей и алгоритмов оценки психического здоровья;
-проверка эффективности установленных диагностических показателей на специальных выборках.
При выборе методических средств для получения эмпирической информации, отражающей психическое здоровье населения, следует исходить из того, что традиционный подход, использующий профилактические осмотры врача-психиатра, неприемлем и, прежде всего, по правовым обстоятельствам (1).
В этой связи представляется единственно возможным для решения этой задачи использование опросниковой психодиагностической методики. При этом такая методика должна в максимально возможной степени охватывать основные стороны психической деятельности человека. Она должна отражать информацию о наличии различных психопатологических проявлений. Кроме того, методика может быть применена лишь в том случае, если она способна характеризовать адаптационные ресурсы испытуемых. Наиболее слизким к предложенному является способ оценки психического здоровья, включающий предъявление опросника из 220 утверждений, состоящего из 18 шкал, объединенных в 6 отдельных блоков, каждый из которых описывает один из 6-ти психологических параметров: агрессия, тревога-страх, внешнее "Я-ограничение", внутреннее "Я-ограничение", нарциссизм, сексуальность, при этом каждую из 6-ти психологических переменных оценивают тремя отдельными шкалами и выявляют степень выраженности конструктивной, деструктивной и дефицитарной составляющих и расчитывают по формуле стандартизации (2).
Недостатками известного способа оценки психического здоровья является низкая достоверность полученных результатов из-за определения болезненного нервно-психического состояния на поздних стадиях болезни и, как следствие, невозможность выявления уровневых характеристик психического здоровья.
Технический результат настоящего изобретения состоит в повышении точности оценки психического здоровья за счет выявления его уровневых характеристик.
Этот результат достигается тем, что в известном способе оценки психического здоровья, включающем предъявление опросника из 220 утверждений, состоящего из 18 шкал, объединенных в 6 отдельных блоков, каждый из которых описывает один из 6-ти психологических параметров: агрессия, тревога-страх, внешнее "Я-ограничение", внутреннее "Я-ограничение", нарциссизм, сексуальность, при этом каждую из 6-ти психологических переменных оценивают тремя отдельными шкалами и выявляют степень выраженности конструктивной, деструктивной и дефицитарной составляющих и расчитывают по формуле стандартизации, согласно изобретению расчитывают индекс психической компенсации α как α = A-B и индекс психической активности β как β = A-C с последующей стандартизацией индексов, где α - индекс психической компенсации, соотносит величину имеющихся адаптационных ресурсов и выраженность психопатологических проявлений;
β - индекс психической активности, отражает соотношение величины адаптационного потенциала и уровня психической активности личности:
A-шкала конструктивности
A = ΣQ
B - шкала деструктивности:
B = ΣQ
C - шкала дефицитарности:
C = ΣQ
где Q обозначает сырой результат по одной из 18-ти шкал "Я-структурного теста".
Буквенные индексы сверху знака показывают принадлежность утверждений к одной из шкал: k - конструктивности, d - деструктивности и df - дефицитарности. Литера внизу знака обозначает принадлежность утверждения к первичным шкалам: а - агрессии, с - страха, о - внутреннего или о' - внешнего "Я-отграничения", n - нарциссизма или s - сексуальности "Я-структурного теста".
Опросниковая психодиагностическая методика "Я-структурный тест Аммона" представляет собой перечень из 220 утверждений, отражающих различные аспекты функционирования личности. Вопросы перечня затрагивают самочувствие, настроение, особенности эмоциональных переживаний и поведения в различных жизненных ситуациях. Фактически, испытуемым предлагается оценить себя и свое поведение в пространстве воображаемых обстоятельств, заданных тестовыми утверждениями.
Опросник состоит из 18 шкал, объединенных в 6 отдельных блоков. Каждый из блоков описывает один из шести психологических параметров:
- агрессия,
- тревога-страх,
- внешнее "Я-отграничение"
- внутреннее "Я-отграничение",
- нарциссизм,
- сексуальность.
Каждая из шести психологических переменных оценивается тремя отдельными шкалами, позволяющими выявить степень выраженности конструктивной, деструктивной и дефицитарной составляющих.
Все названные блоки включают конструктивную, деструктивную и дефицитарную шкалы. Таким образом, утверждения теста позволяют регистрировать поведенческие проявления, в которых отображаются как адаптивные, т. е. конструктивные, так и неадаптивные - деструктивные и дефицитарные компоненты личностных реакций.
Данный тест переведен, адаптирован, валидизирован и прошел клиническую апробацию в Психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева и в Государственном научном центре социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского. Основные результаты по адаптации теста представлены в пособии для врачей "Я-структурный тест Аммона" (3).
В данном способе оценки психического здоровья, в отличие от оригинальной версии опросника, используется интегральная (блоковая) группировка показателей теста.
В соответствии с этим, по данным исходного перечня "Я-структурного теста", выделяются три блока: блок конструктивности, деструктивности и дефицитарности. Блок деструктивности формируется как суммарный показатель по шести деструктивным шкалам и фактически репрезентирует психопатологическую симптоматику.
Деструктивные и дефицитарные шкалы опросника обнаруживают высокие статистически значимые корреляции с клиническими шкалами MMPI. Содержание утверждений, входящих в блок деструктивности, дает основание расценивать их как показатели психопатологических проявлений.
Типичным для данного блока являются такие утверждения, как "часто я впадаю в такую панику, что не могу осуществлять даже важные дела", "чаще всего я чувствую себя одиноким даже среди других людей", "чаще всего меня недооценивают в моих способностях".
Утверждения блока дефицитарности отражают нераскрытость, нереализованность личности, стремление функционировать, используя минимум собственных возможностей. Для данного блока характерны такие утверждения как "трудности сразу же выбивают меня из колеи", "часто я руководствуюсь мнением других людей", "досаду и раздражение я не могу показывать другим" и т.п.
Конструктивные шкалы теста практически не имеют значимых корреляций с клиническими шкалами Минесотского опросника.
Утверждения, входящие в этот блок, по своему содержанию характеризуют адаптивные формы поведения в различных жизненных ситуациях. Примерами утверждений этого плана являются айтемы типа: "я легко схожусь с людьми", "если меня что-то тревожит, я делюсь этим с другими людьми", "я охотно помогаю другим, но не позволяю себя использовать", "я всегда могу найти время для важных дел".
Блок конструктивности в значительной степени позволяет оценить адаптационный ресурс личности, способность противостоять неблагоприятным обстоятельствам, отстаивать свои жизненные позиции, сохраняя при этом значимые интерперсональные отношения.
При создании способа оценки психического здоровья выделенные блоки конструктивности, деструктивности и дефицитарности представляются отдельными психодиагностическими шкалами, имеющими важное значение для получения итоговых показателей (индексов психического здоровья).
Каждая из этих шкал может быть выделена по двум основаниям, которые фактически характеризуют содержательную и конструктивную валидность.
В частности, интеркорреляционная матрица первичных шкал "Я-структурного теста" наглядно отражает наличие высоких статистически значимых корреляций между шкалами, формирующими тот или иной блок, рассматриваемый в данном контексте как самостоятельная шкала.
Так, шкала конструктивной агрессии положительно коррелирует со всеми другими конструктивными шкалами и в целом не обнаруживает положительных корреляций с деструктивными и дефицитарными шкалами.
Шкала деструктивной агрессии, напротив, высоко положительно коррелирует с деструктивными шкалами и не обнаруживает положительных статистически значимых корреляций с конструктивными шкалами и т.п.
Такое распределение коэффициентов интеркорреляций свидетельствует о возможности не только принципиального объединения шкал в интегральные блоки-шкалы, но и отражает высокую конструктивную валидность таких вновь созданных шкал.
Исходные шкалы "Я-структурного теста" следует рассматривать как содержательные грозди интегральных шкал-блоков способа оценки психического здоровья.
Приведенные выше примеры утверждений перечня, включенных в те или иные блоки-шкалы, созданные на основе айтемов "Я-структурного теста", наглядно демонстрируют содержательную валидность шкал-блоков предложенного способа.
Поскольку каждое из утверждений "Я-структурного теста" однозначно связано только лишь с одной из 18-ти шкал и нет айтемов одновременно работающих на две или более шкал, алгебраическая формула созданных шкал МОПЗ может быть представлена как простая сумма первичных шкал теста, связанных с одним из трех качеств - конструктивностью, деструктивностью и дефицитарностью.
В общем виде шкала конструктивности "А" выглядит следующим образом:
A = ΣQ
Шкала деструктивности "B":
B = ΣQ
Шкала дефицитарности "C":
C = ΣQ
где Q обозначает сырой результат по одной из 18-ти шкал "Я-структурного теста"
Qak - сырой бал по шкале конструктивной (K) агрессии (A);
Qcd - сырой бал по шкале деструктивного (D) страха (C);
Qo'df - сырой бал по шкале дефицитарного (DF) внутреннего "Я-отграничения" (O').
Буквенные индексы сверху знака показывают принадлежность утверждений к шкалам конструктивности, деструктивности и дефицитарности. Литера внизу знака обозначает принадлежность утверждения к первичным шкалам агрессии, страха, внутреннего или внешнего "Я-отграничения", нарциссизма или сексуальности "Я-структурного теста".
Для определения уровня психического здоровья в предложенном способе используется два специально сконструированных индекса. Эти индексы построены на основе интегральных шкал и позволяют соотнести величину адаптационных возможностей, выраженность психопатологической стигматизации и степень психической реализованности личности.
1-ый индекс (α) представляет собой разность сырых показателей по шкалам A и B
α = A-B
α - этот индекс соотносит величину имеющихся адаптационных ресурсов и выраженность психопатологических проявлений.
2-й индекс (β) вычисляется по формуле:
β = A-C
β - данный индекс отражает соотношение величины адаптационного потенциала и уровня психической активности личности.
В разработанном нами способе оценки психического здоровья осуществлена стандартизация индексов на выборке из здоровых испытуемых - жителей Санкт-Петербурга обоего пола в возрасте от 18 до 50 лет.
С этой целью были получены средние (М) и стандартные отклонения (σ) для индексов α и β.
Стандартизация проведена по формуле:
В соответствии с данной формулой среднее значение индексов T и T' равно нулю, и нормальный диапазон составляет значение от -10 до +10.
Для проверки индексов проводилось вычисление T-показателей в различных группах больных с нервно-психической патологией. Во всех клинических группах величина как минимум одного из индексов выходила за границы нормального интервала.
Материально-техническое обеспечение метода.
Обеспечение предложенного нами способа включает три бланка, представленные в приложении:
- инструкция испытуемому, которая может быть предъявлена как на бланке, так и устно, и опросник, содержащий 220 утверждений перечня "Я-структурного теста";
- регистрационный бланк;
- профильный бланк, позволяющий в стандартизованном виде отразить величины шкал A, B, C и индексов α и β
Технология осуществления способа оценки психического здоровья.
1. Испытуемый в соответствии с инструкцией фиксирует на регистрационном бланке свои ответы на каждое из 220 утверждений.
2. Каждому ответу испытуемого присваивается соответствующий диагностический коэффициент по одной из трех шкал (A, B, C).
3. Суммируются все выделенные диагностические коэффициенты. Полученная таким образом сумма представляет собой индивидуальную итоговую оценку по одной из трех шкал (A, B или C).
4. По формулам, приведенным выше, вычисляется величина индексов α и β.
5. По приведенной формуле стандартизации определяются стандартные величины индексов α и β по группам.
6. При исследовании группы испытуемых устанавливаются средние показатели индексов α и β для соответствующих групп.
7. Определенные положения стандартизированных шкальных средних групповых оценок по отношению к нормативному интервалу распределения среднепопуляционных показателей индексов α и β. При оценке психического здоровья исследуемой группы величина групповых стандартизированных показателей α и β обратно пропорциональна уровню психического здоровья. В случаях, когда хотя бы один из стандартизированных показателей превышает значение в - 10 баллов, вероятность наличия психических отклонений значительно возрастает.
Оценку состояния психического здоровья группы, установленную с помощью стандартизированных индексов (особенно в случаях высоких значений индексов - 10 и более баллов), целесообразно дополнять информацией интегральных шкал A, B, C, которые позволяют определить, за счет какой тенденции проявляется повышение стандартизированной индексной оценки.
Примеры осуществления способа оценки психического здоровья.
Применение способа на группе здоровых испытуемых, исследованных в отделе занятости Невского района Департамента Федеральной Государственной службы занятости по г. Санкт-Петербургу, дало следующие результаты:
A = ΣQ
A = 270 + 230 + 233 + 256 +242 + 230 = 1461
B = ΣQ
B = 154 + 63 + 132 + 135 + 107 + 95 = 686
C = ΣQ
C= 121 + 99 + 140 + 148 + 81 + 93 = 682
α = A-B, β = A-C
где 31 - количество испытуемых по группе, далее расчет ведется по формуле стандартизации [3]:
где x соответствует α или β, соотнесенных к количеству испытуемых по группе:
Tα = -5,9, Tβ = -5,6
Отличительной особенностью данной группы населения явилось то обстоятельство, что все испытуемые были безработные.
Интерпретируя эти результаты, следует отметить, что, несмотря на трудную социальную и психологическую ситуацию этих лиц, групповая оценка их психического здоровья находится в нормативном интервале.
При исследовании маргинальной группы населения, состоящей из сектантов-кришнаитов, также проживающих в г. Санкт-Петербурге, были получены следующие групповые показатели:
Tα = -18,5
Tβ = -12,6
Эти показатели, превышающие 10 баллов, находятся за пределами нормативного интервала и отражают вероятность наличия психических расстройств.
Оценка интегральных шкал "A", "B", "C" показывает, что данные количественные показатели индексов Tα и Tβ определяются наличием трех неблагоприятных тенденций:
- относительно низким адаптационным потенциалом (низкие показатели шкалы "A");
- выраженной психопатологической стигматизацией (высокие значения по шкале "B");
- недостаточным уровнем психической активности (низкие показатели шкалы "C").
Показания и противопоказания к применению разработанного нами способа.
Основными показаниями к применению данного способа являются массовые исследования различных контингентов населения, проводимые в связи с задачами психогигиены, психопрофилактики для экспресс-оценки уровня психического здоровья.
Способ оценки психического здоровья также может применяться для изучения специальных контингентов населения с различными специфическими задачами.
Нецелесообразно применение данного способа для групп лиц моложе 16 лет и старше 65 лет.
К ограничениям применения способа следует отнести также использование методики в группах лиц, отличающихся низкой степенью понимания испытуемыми смысла утверждений перечня, а также наличие у обследуемых выраженных рентных установок.
В последнем случае целесообразно использовать предложенный метод в комплексе психодиагностических средств, оснащенном специальными шкалами для оценки тестовых установок. При интерпретации показателей следует обязательно учитывать данные этих специальных шкал.
Предполагаемая эффективность.
Предполагаемая эффективность внедрения в лечебно-диагностическую практику.
Разработанный алгоритмотизированный способ оценки психического здоровья позволит существенно сократить время на исследование различных контингентов испытуемых для выявления уровня психического здоровья и обеспечить достаточную степень достоверности полученных результатов, что позволяет повысить точность оценки психического здоровья за счет выявления его уровневых характеристик.
Применение способа позволит создать более эффективную систему психогигиенических и психопрофилактических программ для разных групп населения.
Следует также отметить, что использование предложенного нами способа дает возможность разрешить ряд правовых проблем, связанных с требованиями "Закона Р. Ф. о психиатрической помощи и гарантии прав граждан при ее оказании".
Разработанный нами способ оценки психического здоровья прошел клиническую апробацию в психоневрологическом институте им. В.М.Бехтерева.
Источники информации
1. Закон о психиатрической помощи и гарантии прав граждан при ее оказании. N 117-ФЗ от 27.07.98г.
2. "Социальная психология здоровья" И.Н.Гурвич, изд-во "Санкт-Петербургского университета", 1993 г., стр. 609-623 - прототип.
3. Пособие для психологов и врачей "Я-структурный тест Аммона", С-Пб. НИПИ им. В.М.Бехтерева, 1998 г.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ МНОГОМЕРНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ДЕТСКОЙ ТРЕВОЖНОСТИ | 2004 |
|
RU2297180C2 |
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОГО ЛЕЧЕНИЯ ЭПИЛЕПСИИ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА | 2002 |
|
RU2238035C2 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ НЕВРОЛОГИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ С ЦЕРЕБРОВАСКУЛЯРНОЙ ПАТОЛОГИЕЙ | 2005 |
|
RU2341190C2 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ЭНДОГЕННЫХ ПСИХОЗОВ | 2000 |
|
RU2178316C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ СКРЫТЫХ И НАЧАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ ЛИЧНОСТИ У БОЛЬНЫХ ЭПИЛЕПСИЕЙ | 2010 |
|
RU2441575C2 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ РЕМИССИИ ЭПИЛЕПСИИ | 2003 |
|
RU2238029C1 |
СПОСОБ МОДЕЛИРОВАНИЯ ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИОННОГО РАССТРОЙСТВА | 2005 |
|
RU2311691C2 |
СПОСОБ ПЛАЦЕБО-КОНТРОЛЯ ТЕРАПИИ АФФЕКТИВНЫХ РАССТРОЙСТВ | 1999 |
|
RU2157101C1 |
СПОСОБ КОЛИЧЕСТВЕННОЙ ОЦЕНКИ ПАРАМЕТРОВ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ПСИХИЧЕСКИ БОЛЬНЫХ | 2010 |
|
RU2452378C2 |
СПОСОБ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИИ И ДЕПРЕССИИ | 2002 |
|
RU2211711C1 |
Изобретение относится к области медицины, а именно к психиатрии. Пациенту предъявляют опросник из 220 утверждений, состоящий из 18 шкал, объединенных в 6 отдельных блоков, каждый из которых описывает один из 6 психологических параметров: агрессия, тревога-страх, внешнее "Я-отграничение", внутреннее "Я-отграничение", нарциссизм, сексуальность. Каждую из 6 психологических переменных оценивают тремя отдельными шкалами и выявляют степень выраженности конструктивной, деструктивной и дефицитарной составляющих. Рассчитывают индекс психической компенсации α, как α= А-В и индекс психической активности β, как β= А-С, где α - индекс психической компенсации, соотносит величину имеющихся адаптационных ресурсов и выраженность психопатологических проявлений; β - индекс психической активности, отражает соотношение величины адаптационного потенциала и уровня психической активности личности; А - шкала конструктивности: A = ΣQ
Способ оценки психического здоровья, включающий предъявление опросника из 220 утверждений, состоящий из 18 шкал, объединенных в 6 отдельных блоков, каждый из которых описывает один из 6 психологических параметров: агрессия, тревога-страх, внешне "Я-отграничение", внутреннее "Я-отграничение", нарциссизм, сексуальность, при этом каждую из 6 психологических переменных оценивают тремя отдельными шкалами и выявляют степень выраженности конструктивной, деструктивной и дефицитарной составляющих и рассчитывают по формуле стандартизации, отличающийся тем, что рассчитывают индекс психической компенсации α, как α = А-В и индекс психической активности β, как β = А-С, с последующей стандартизацией индексов, где α - индекс психической компенсации, соотносит величину имеющихся адаптационных ресурсов и выраженность психопатологических проявлений; β - индекс психической активности, отражает соотношение величины адаптационного потенциала и уровня психической активности личности:
А - шкала конструктивности:
A = ΣQ
В - шкала деструктивности:
B = ΣQ
С - шкала дефицитарности:
C = ΣQ
где Q обозначает результат по одной из 18 шкал, буквенные индексы сверху знака показывают принадлежность утверждения к одной из шкал: к - конструктивности, d - деструктивности, df - дефицитарности,
а литера внизу знака обозначают принадлежность утверждения к первичным шкалам: a - агрессии, c - страха, o - внутреннего "Я-отграничения", o' - внешнего "Я-отграничения", n - нарциссизма или s - сексуальности.
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Я структурный тест АММОНА | |||
- С-пб.: НИПИ им | |||
В.М.Бехтерева, 1998, с.18-69 | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ОСТРОГО И ХРОНИЧЕСКОГО ПРОСТАТИТА | 1993 |
|
RU2099099C1 |
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. | 1921 |
|
SU3A1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ЛИЧНОСТИ | 1995 |
|
RU2106801C1 |
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды | 1921 |
|
SU4A1 |
СПОСОБ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ ПСИХОПАТИИ И ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПРИ МИКРОСОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ У ПОДРОСТКОВ | 1993 |
|
RU2093076C1 |
Авторы
Даты
2001-02-10—Публикация
1999-12-08—Подача