САМОЛЕТ Российский патент 2003 года по МПК B64D41/00 

Описание патента на изобретение RU2220075C1

Изобретение относится к области авиационной техники.

Известны самолеты, в которых дополнительно к основным силовым установкам используются вспомогательные силовые установки (ВСУ) (см. патенты США 4684081 от 04.08.1987, 5309029 от 03,05.1994, 5235801 от 17.08.1993 и 3472029 от 12.02.1968).

Наиболее близким к предлагаемому решению является устройство по патенту 5235801.

Недостатком ближайшего аналога является продольное расположение вспомогательной силовой установки и невозможность по компоновочным соображениям расположить вспомогательную силовую установку в небольших самолетах в хвостовой части фюзеляжа. Известная конструкция имеет также сложный (электрический) запуск двигателя основной силовой установки, обеспечивающей запуск двигателей основной силовой установки, электропитание бортового оборудования на земле и в полете, и подачу сжатого воздуха в системы самолета.

Технический результат, на достижение которого направлено изобретение, заключается в создании компактной конструкции самолета с использованием в нем вспомогательной силовой установки.

Указанный результат достигается тем, что в самолете, содержащем основную и вспомогательную силовую установки, последняя размещена в хвостовой части фюзеляжа и может быть расположена поперек продольной оси фюзеляжа с обращением выхлопа в боковую сторону фюзеляжа.

Двигатель вспомогательной силовой установки или она вся может быть расположена между соответствующими шпангоутами фюзеляжа.

Для запуска двигателей основных силовых установок может быть использована система воздушного запуска, состоящая из трубопроводов отбора воздуха и трубопроводов подвода воздуха к воздушным стартерам.

Трубопроводы отбора воздуха могут быть интегрированы с системой кондиционирования воздуха.

Вспомогательная силовая установка включает газотурбинный двигатель и редуктор для привода вспомогательного оборудования.

На фиг.1 схематично показан самолет, вид в плане; на фиг.2 - размещение вспомогательной силовой установки; на фиг.3 - схематично конструктивное выполнение вспомогательной силовой установки.

Самолет содержит двухдвигательную основную силовую установку 1, вспомогательную силовую установку 2, размещенную в хвостовой части фюзеляжа 3 поперек его продольной оси.

Вспомогательная силовая установка состоит из газотурбинного двигателя 4 с турбиной 5 и выходом 6. На валу 7 турбины 5 установлено колесо 8 центробежного компрессора. Вал 7 соединен с редуктором 9 для привода вспомогательного оборудования.

Турбина 5 и колесо 8 образуют турбокомпрессор. Корпус компрессора образует радиально-круговой входной канал 10, а наружная и внутренняя оболочки корпуса в сборе с радиальным диффузором образуют плавно расширяющийся улиткообразный ресивер 11.

На наружной оболочке корпуса предусмотрены площадки для крепления трубопроводов отбора воздуха, топливных форсунок и трубопроводов масляной системы.

Эксплуатация самолета происходит следующим образом.

Перед полетом осуществляется запуск двигателя 4 вспомогательной силовой установки.

Во время работы вспомогательной силовой установки осуществляется проверка систем самолета за счет вырабатываемой ею энергии.

После или во время проверки систем самолета происходит запуск двигателей основной силовой установки самолета.

Для запуска двигателей основной установки из ресивера через выход 12 сжатый воздух подается на воздушные стартеры двигателей основной силовой установки.

Использование воздушных стартеров снижает энергозатраты на эксплуатацию самолета.

В случае необходимости вспомогательная силовая установка может быть запущена в полете, при возникновении какой-либо аварийной ситуации, для обеспечения аварийного электропитания и подачи сжатого воздуха в системы самолета.

Похожие патенты RU2220075C1

название год авторы номер документа
ЛЕГКИЙ МНОГОЦЕЛЕВОЙ САМОЛЕТ 2002
  • Ефанов А.Г.
  • Демченко О.Ф.
  • Матвеев А.И.
  • Попович К.Ф.
  • Школин В.П.
  • Нарышкин В.Ю.
  • Кодола В.Г.
RU2210522C1
СВЕРХЗВУКОВОЙ МНОГОЦЕЛЕВОЙ САМОЛЕТ 2004
  • Демченко Олег Федорович
  • Долженков Николай Николаевич
  • Матвеев Андрей Иванович
  • Попович Константин Федорович
  • Гуртовой Аркадий Иосифович
  • Агапов Сергей Степанович
  • Школин Владимир Петрович
  • Кодола Валерий Григорьевич
RU2268846C1
ВОЗДУХОЗАБОРНИК ДВИГАТЕЛЯ САМОЛЕТА 2002
  • Ефанов А.Г.
  • Демченко О.Ф.
  • Матвеев А.И.
  • Попович К.Ф.
  • Школин В.П.
  • Нарышкин В.Ю.
  • Агапов С.С.
RU2209154C1
САМОЛЕТ 2002
  • Ефанов А.Г.
  • Демченко О.Ф.
  • Пятернев С.В.
  • Попович К.Ф.
  • Школин В.П.
  • Нарышкин В.Ю.
RU2210521C1
ЛЕГКИЙ СВЕРХЗВУКОВОЙ МНОГОЦЕЛЕВОЙ САМОЛЕТ 2004
  • Демченко Олег Федорович
  • Долженков Николай Николаевич
  • Матвеев Андрей Иванович
  • Попович Константин Федорович
  • Гуртовой Аркадий Иосифович
  • Школин Владимир Петрович
  • Кодола Валерий Григорьевич
RU2271305C1
САМОЛЕТ С СИСТЕМОЙ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСАМОЛЕТНЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ 2004
  • Демченко О.Ф.
  • Попович К.Ф.
  • Школин В.П.
  • Никитин В.Н.
  • Кодола В.Г.
  • Крюков С.П.
  • Макаров Н.Н.
  • Кожевников В.И.
  • Деревянкин В.П.
  • Юков А.В.
RU2263044C1
ЛЕГКИЙ МНОГОЦЕЛЕВОЙ САМОЛЕТ С ПОВЫШЕННЫМИ МАНЕВРЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ 2004
  • Демченко О.Ф.
  • Долженков Н.Н.
  • Попович К.Ф.
  • Матвеев А.И.
  • Школин В.П.
  • Калугин В.Г.
  • Кодола В.Г.
  • Парамонов П.П.
  • Копорский Н.С.
  • Виноградов Ю.Н.
  • Сабо Ю.И.
RU2252899C1
ПАССАЖИРСКИЙ САМОЛЕТ С СИСТЕМОЙ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСАМОЛЕТНЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ И САМОЛЕТНЫМИ СИСТЕМАМИ 2013
  • Демченко Олег Фёдорович
  • Матвеев Андрей Иванович
  • Попович Константин Фёдорович
  • Нарышкин Виталий Юрьевич
  • Петров Пётр Сергеевич
  • Школин Владимир Петрович
  • Деревянкин Валерий Петрович
  • Кожевников Виктор Иванович
  • Макаров Николай Николаевич
  • Юков Андрей Валерьевич
RU2529248C1
САМОЛЕТ БЛИЖНЕ-СРЕДНЕМАГИСТРАЛЬНЫЙ 2009
  • Демченко Олег Федорович
  • Матвеев Андрей Иванович
  • Нарышкин Виталий Юрьевич
RU2384463C1
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ КОМПЛЕКС БОРТОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ ЛЕГКОГО УЧЕБНО-БОЕВОГО САМОЛЕТА 2002
  • Ефанов А.Г.
  • Демченко О.Ф.
  • Пятернев С.В.
  • Попович К.Ф.
  • Школин В.П.
  • Никитин В.Н.
  • Сорокин В.Ф.
  • Кодола В.Г.
RU2203200C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 220 075 C1

Реферат патента 2003 года САМОЛЕТ

Самолет содержит основную силовую установку и вспомогательную силовую установку, обеспечивающую запуск двигателей основной силовой установки, электропитание бортового оборудования на Земле и в полете и подачу сжатого воздуха в системы самолета. Вспомогательная силовая установка размещена в хвостовой части фюзеляжа, например, поперек его продольной оси. Выхлоп вспомогательной силовой установки может быть обращен в боковую сторону фюзеляжа, а ее двигатель, например газотурбинный, может быть расположен между шпангоутами фюзеляжа. Изобретение обеспечивает оптимальные массогабаритные характеристики самолета. 6 з.п.ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 220 075 C1

1. Самолет, содержащий по крайней мере одну основную силовую установку и вспомогательную силовую установку, обеспечивающую запуск двигателей основной силовой установки, электропитание боротового оборудования на земле и в полете и подачу сжатого воздуха в системы самолета, отличающийся тем, что вспомогательная силовая установка размещена в хвостовой части фюзеляжа.2. Самолет по п.1, отличающийся тем, что вспомогательная установка размещена поперек продольной оси фюзеляжа.3. Самолет по п.1 или 2, отличающийся тем, что выхлоп вспомогательной силовой установки обращен в боковую сторону фюзеляжа.4. Самолет по любому из пп.1-3, отличающийся тем, что двигатель вспомогательной силовой установки расположен между шпангоутами фюзеляжа.5. Самолет по любому из пп.1-4, отличающийся тем, что включает систему воздушного запуска двигателей основных силовых установок, состоящую из трубопроводов отбора воздуха и трубопроводов подвода воздуха к воздушным стартерам двигателей.6. Самолет по п.5, отличающийся тем, что трубопроводы отбора воздуха интегрированы с системой кондиционирования воздуха.7. Самолет по любому из пп.1-6, отличающийся тем, что вспомогательная силовая установка включает газотурбинный двигатель и редуктор.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2003 года RU2220075C1

US 5235801 А, 17.08.1993
US 5309029 А, 03.05.1994
US 4684081 А, 04.08.1987
ТРАНСПОРТНЫЙ САМОЛЕТ С ЗАТУПЛЕННОЙ ХВОСТОВОЙ ЧАСТЬЮ ФЮЗЕЛЯЖА 1994
  • Герхард Леберт[De]
RU2094307C1

RU 2 220 075 C1

Авторы

Ефанов А.Г.

Демченко О.Ф.

Матвеев А.И.

Попович К.Ф.

Школин В.П.

Нарышкин В.Ю.

Агапов С.С.

Даты

2003-12-27Публикация

2002-10-02Подача