ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНАЯ ЖИДКОСТЬ ДЛЯ НАЗЕМНОЙ ОБРАБОТКИ САМОЛЕТОВ Российский патент 2004 года по МПК C09K3/18 

Описание патента на изобретение RU2221833C1

Изобретение относится к технике наземной противообледенительной защиты воздушных судов при наличии условий их наземного обледенения.

Из предшествующего уровня техники известно, что обледенение самолета во время нахождения его на земле отличается от обледенения в полете. Если в полете лед образуется, как правило, лишь на лобовых частях самолета, то на земле лед обычно покрывает большую часть его поверхности: всю верхнюю часть крыльев и оперения, а также поверхность фюзеляжа. Главная опасность, связанная с наземным обледенением самолета, заключается в развитии на обледеневших поверхностях крыла и оперения самолета преждевременных (на меньших углах атаки) срывных явлений, что грозит на этапе взлета и набора высоты нарушением характеристик устойчивости и управляемости самолета, а также сваливанием самолета (см. О.К. Трунов. Безопасность взлета в условиях обледенения. М.: ГНИИГАР, 1995, с.17).

Основными средствами, используемыми в мировой практике для защиты воздушных судов от наземного обледенения, являются противообледенительные жидкости (ЛОЖ), которые обеспечивают как удаление льда, снега, изморози, инея, так и предотвращение их образования на поверхности воздушных судов в течение некоторого времени. К ПОЖ предъявляются следующие основные требования:
- высокая эффективность удаления всех видов наземного обледенения: инея, твердого (кристаллического) налета, изморози, льда;
- способность защищать поверхность самолета от образования льда в условиях замерзающих осадков (переохлажденный дождь, мокрый снег, морось) в течение некоторого времени;
- способность полного сброса (сдувания, стекания) жидкости с поверхности крыла при разбеге самолета (при скоростях, больших 160 км/ч);
- низкие энергозатраты при перекачке в условиях низких температур;
- безопасность при обращении с ней (нетоксичность);
- оказывать минимальное отрицательное влияние на окружающую среду (поскольку только 20-25% жидкости непосредственно участвует в противообледенительном процессе), так как большая часть жидкости стекает на землю во время обработки самолета либо сдувается с его поверхности ветром. Оставшаяся же на поверхности самолета жидкость обязательно сбрасывается при взлете и разносится вдоль взлетнопосадочной полосы и далее в полете.

Противообледенительные жидкости подразделяются на два типа: тип I и тип II. От ПОЖ типа I не требуется длительная защита самолета от повторного обледенения после облива самолета - он должен в считанные минуты подняться в воздух, а при подъеме сбросить ПОЖ вместе с растопленным льдом (снегом, инеем и т.д.) на землю. Течение ПОЖ типа I обычное ньютоновское.

От ПОЖ типа II требуется более длительная защита самолета, длительное противостояние переохлажденному дождю, понижению температуры и т.д. Для этого используют сильно загущенные составы с токсотропными свойствами и неньютоновским течением.

Настоящее изобретение относится к ПОЖ типа I.

Наибольшее распространение нашли ПОЖ на основе этиленгликоля и диэтиленгликоля. Гликоли служат для снижения температуры начала кристаллизации ПОЖ и представляют собой наряду с водой основные ее компоненты в концентрации от 40 до 95 мас.%.

В табл. 1 показаны современные основные технические характеристики ПОЖ типа I.

Известна противообледенительная жидкость для наземной обработки самолетов (PCT/W 093/24543,1998) - смесь гликоля, воды и загустителя, в качестве второго используют набухаемый в щелочи полимерный загуститель при следующем соотношении компонентов в мас.%: гликоль, например этиленгликоль 50-95; загуститель 1-5; остальное вода.

В патенте (RU-C1-2100398, 1997) описана антиобледенительная жидкость для наземной обработки самолетов на основе гликоля и воды, которая в качестве поверхностно-активного вещества содержит бензолсульфонат метилдиэтоламинометильных производных диэтиленгликолевых эфиров жирных кислот, а также двухзамещенный фосфат щелочного металла и стеариновую кислоту.

В патенте RU-C1-2141990, 1999 описана антигололедная жидкость для наземной обработки самолета на основе гликоля и воды, которая не содержит загустителя. Требуемые вязкостные параметры жидкости были достигнуты за счет использования в качестве поверхностно-активной компоненты одного неионного поверхностно-активного вещества из группы жирных спиртов и алкоксилированного с помощью низкомолекулярного алкоксида жирных спиртов и одного поверхностно-активного вещества из группы алкиларилсульфонатов щелочных металлов.

Недостатками указанных выше противообледенительных жидкостей для наземной обработки самолетов являются высокая токсичность, обусловленная использованием этиленгликоля и диэтиленгликоля с высоким содержанием гликолей 40-95 мас.%, а также высокая стоимость, обусловленная той же причиной. Кроме того, используемые в патенте RU-C1-2141990 на основе этиленгликоля (взятом в качестве прототипа) ингибиторы коррозии не обеспечивают высокого показателя ингибирования коррозии металлов, в частности алюминиевых сплавов.

Существующие, наиболее применяемые ПОЖ на гликолевой антифризной составляющей обладают еще и технологическими недостатками. "АРКТИКА" при ее использовании не подлежит разбавлению водой (см. О.К. Трунов. Безопасность взлета в условиях обледенения, М.: ГНИИГАР, 1995 г.), что делает ее по этой причине не экономичной: считается, что рабочая жидкость должна иметь температуру кристаллизации лишь на 10oС ниже атмосферного воздуха. При этом 80% гололедных ситуаций бывает в районе 0oС. ПОЖ с наименованием "ОКТОФЛО" можно разбавлять водой, но дистиллированной (Рекомендации по применению). Последнее делает эту ПОЖ не технологичной из-за отсутствия на аэродромах сотен тонн дистиллированной воды.

Настоящее изобретение направлено на решение технической задачи, которая заключается в обеспечении существенного повышения экологической безопасности, при одновременном повышении эффективности удаления ледяных отложений на обрабатываемых поверхностях и показателя ингибирования металлов (сталь, сплавы алюминия, кадмия, цинка), а также снижении ее стоимости, в частности, за счет использования более дешевого антифризного компонента, каким является ацетат калия. При этом следует иметь в виду, что пропиленгликоль - единственный гликоль, не являющийся токсичным. Его использование совместно с ацетатом калия делает ПОЖ полностью экологически безопасным. Использование пропиленгликоля в небольших количествах сравнительно больше загущает ПОЖ в сравнении с этиленгликолем, однако в допустимых пределах: ПОЖ типа I должна иметь вязкость не намного больше воды. Однако использование только пропиленгликоля как антифризной составляющей невозможно из-за высокой вязкости и стоимости пропиленгликоля.

Преимущество предложенной антиобледенительной жидкости для наземной обработки самолетов перед известной (взятой в качестве прототипа) заключается в том, что благодаря использованию водного раствора ацетата калия и существенному (практически на порядок) снижению содержания в ней гликолей обеспечивается не только достаточно высокая экологическая безопасность (класс IV опасности по ГОСТ 12.1.005-88 за счет существенного снижения содержания и вида гликолей) и более низкая коррозионная активность.

Поставленная задача повышения экологичности и удешевления ПОЖ I типа путем использования водного раствора ацетата калия (50-и процентный водный раствор имеет температуру начала кристаллизации -60oС) могла быть решена только после найденного технического решения, которое гарантировало бы невозможность появления на поверхности самолета, обработанного солевым составом, "высолов" при высыхании, сдуве, изменении температуры и т.д., так как наличие различных шероховатостей на обтекаемых воздухом конструкциях самолета снижает его аэродинамические характеристики.

Для решения поставленной задачи в рецептуру ПОЖ должны быть введены жидкие органические компоненты, которые могли бы:
1. Иметь большую растворимость и полностью абсорбировать (растворять в себе) неорганические солевые содержания антифризной и ингибиторной части ПОЖ;
2. Вследствие малой летучести являться не только невысыхающими, но и гигроскопичными;
3. По своей природе дополнительно обладать структурирующими или ингибирующими свойствами.

В результате выполненных исследований требованиям 1-3 в разной мере отвечают следующие вещества: гликоли, глицерин, триэтаноламин, которые вошли в рецептуру ПОЖ.

Гарантию, исключающую появление так называемых "высолов", обеспечили следующие две серии экспериментов.

1. Брались перечисленные выше жидкие вещества, мас.%: гликоли 6-20, глицерин 1,5-3,0, триэтаноламин 0,14-0,5 и без него, куда (в сухом виде) вводились компоненты, могущие быть антифризами, ингибиторами металлов и существующие в сухом виде, мас.%: ацетат калия до 50, динатрийфосфат 0,7-1,54, тринатрийфосфат 0,1-0,4, нитрит натрия 0,01-0,06, бензоат натрия 0,25-0,7, загуститель 0,4-0,85, жидкое стекло 0,1-0,9.

При введении комплекса сухих компонентов в перечисленные выше жидкие композиции во всех случаях (без воды, которая обычно в ПОЖ составляет около 50 мас. %) образовывались жидкие непрозрачные подвижные составы. При нанесении их на твердую поверхность тонким слоем они быстро увеличивали подвижность за счет поглощения воды из воздуха благодаря, в первую очередь, гигроскопичному ацетату калия, являющегося одновременно мощным ингибитором коррозии алюминия.

При введении в жидкие непрозрачные композиции лишь 10 мас.% воды, что соответствует практически нереальной (малой) влажности воздуха (в районе 10%), жидкости превращаются в прозрачные подвижные составы, легко сдуваемые с твердых поверхностей.

2. Противообледенительные жидкости следующего состава, мас.%:
- гликоль 6-20
- глицерин 1,5-3,0
- ПАВ /неонол, шампунь и др./ 0,002-0,04
- ингибиторы коррозии (перечисленные выше) 1,3-4,1
- загуститель /сульфоцелл, акриловая смола и др./ 0,4-0,85
- водный раствор ацетата калия с плотностью 1,12-1,3 г/см3 и рН 9-11 - остальное,
наносились на дно чашек Петри, расположенных под углом 45o к горизонтали при t=20oC и -15oС, при этом сдувались воздухом (имитируя движение самолета) со скоростью 60 км/ч. Под влиянием гравитационных сил ПОЖ стекала вниз, образуя по высоте разную толщину пленки, а в течение часа эксперимента постоянно обводнялась благодаря гигроскопичности ПОЖ, что сопровождалось утонением толщины жидкой пленки. Процесс обработки самолета до его взлета при использовании ПОЖ типа I измеряется минутами.

Проведенные эксперименты показали практическое решение поставленной технической задачи - гарантированное отсутствие солевых "высолов" ПОЖ, где основную антифризную роль играет экологически чистый солевой состав - водный раствор ацетата калия.

Ацетат калия не обладает (в отличие от нитратов) окислительными свойствами, менее коррозионно-активен, чем растворы хлоридов, а в отличие от гликолей - экологически безопасен.

Ацетат калия обладает высокой способностью к полной биодеструкции. Период полного разложения в природе составляет 28 дней. Ацетат калия не оказывает негативного воздействия на биосреду водоемов в связи с тем, что диструкция ацетатов проходит без образования аммония и, как следствие, не является токсичным для рыб. Первый противогололедный реагент для взлетно-посадочных полос аэродромов Европы был награжден Золотой медалью.

В предложенной жидкости антифризной составляющей является (в отличие от прототипа) водный раствор ацетата калия. Наличие же в предложенной жидкости дополнительно органических компонентов (пропиленгликолей, и/или моноэтиленгликоля, и/или диэтиленгликоля, и/или триэтиленгликоля) или других веществ, которые являются практически нелетучими при нормальных температурах и абсорбирующих солевые компоненты ПОЖ, позволило получить технический результат, который не следует из уровня техники, а именно: в случае испарения (гипотетически) воды на обрабатываемых поверхностях не образуется солевых отложений ("высолов"), наличие которых неизбежно приведет к изменению аэродинамических параметров самолета, особенно при взлете.

Что касается предложенного содержания в противообледенительной жидкости для наземной обработки самолетов гликолей, ПАВ, глицерина и ингибиторов коррозии черных и цветных металлов, загустителя, то верхние и нижние пределы содержания указанных выше компонентов были определены на основании статистической обработки большого числа экспериментальных результатов, добиваясь нужных вязкостных, антифризных и противокоррозионных свойств.

Поставленная задача в области экологии решена тем, что противообледенительная жидкость для наземной обработки самолетов, включающая, по крайней мере, один гликоль и ингибиторы коррозии, согласно изобретению дополнительно содержит водный раствор ацетата калия с плотностью 1,12-1,3 г/см3 и рН 9-11, глицерин, ПАВ, загуститель, при этом в качестве гликоля оно содержит либо пропиленгликоль, либо моноэтиленгликоль, либо диэтиленгликоль, или триэтиленгликоль, или их смесь при следующем соотношении компонентов, мас.%: гликоль 6-20, глицерин 1,5-3,0, ингибиторы коррозии 1,3-4,1, ПАВ 0,002-0,04, загуститель 0,4-0,85, водный раствор ацетата калия с плотностью 1,12-1,3 г/см3 и рН 9-11 - остальное. В качестве ингибиторов коррозии антиобледенительная жидкость содержит соли фосфорной кислоты: динатрийфосфат 0,69-1,5, тринатрийфосфат 0,2-0,64, нитрит натрия 0,01-0,06, бензоат натрия 0,2-1,0, жидкое стекло 0,2-0,9.

В предпочтительном варианте в качестве ингибиторов коррозии противообледенительная жидкость содержит соли фосфорной кислоты: динатрийфосфат 0,7-1,54, тринатрийфосфат 0,1-0,4, нитрит натрия 0,01-0,06, бензоат натрия 0,25-0,7, жидкое стекло 0,1-0,9, триэтаноламин 0,14-0,5.

Благодаря наличию в предложенной противообледенительной жидкости для наземной обработки самолетов пропиленгликоля, и/или моноэтиленгликоля, и/или диэтиленгликоля, и/или триэтиленгликоля, глицерина, ПАВ, загустителя удалось (при указанных выше соотношениях компонентов) обеспечить такие структурновязкостные и пленкообразующие свойства жидкостей, которые, с одной стороны, обеспечивают получение (в диапазоне температур от 0 до -10oС) на обрабатываемых поверхностях защитной пленки жидкости толщиной от 50 до 15 мкм в диапазоне 15-60o углов наклона обрабатываемой поверхности относительно горизонтальной плоскости, а с другой стороны, - полное удаление жидкости с обрабатываемых поверхностей при взлете, так как предлагаемая ПОЖ типа I имеет низкую вязкость (см. табл.3) и обычное ньютоновское течение, что гарантирует ее сдувание при взлете. Жидкость без загустителя имеет вязкость при 20oC лишь 4,8...5,1 сантистоксов и не обеспечивает необходимую толщину пленки жидкости/количество реагента на 1 м2 обрабатываемой поверхности/ и, следовательно, расплавление толстых слоев изморози или льда. Более того, загущенные реагенты дольше задерживаются на наклонных поверхностях.

Приведенные выше данные о толщине пленок ПОЖ на различных углах наклона, выполненные во Всесоюзном институте авиационных материалов, косвенным образом подтверждают утверждение о том, что предлагаемое решение обеспечивает защиту от повторного обледенения на уровне (не ниже) существующих ПОЖ. Стандартные данные по времени защиты конструкций от повторного обледенения (в течение очень короткого времени, измеряемого минутами) в современном мире получают на специальной установке в г.Торонто (Канада).

Заявленное нами более эффективное удаление льдоотложений достигается за счет более низкой температуры начала кристаллизации и экзотермического эффекта растворения льда водным раствором ацетата калия.

В табл.2 показана сравнительная проплавляющая способность заявленной рецептуры и применяемой в настоящее время ПОЖ "АРКТИКА". Как видно из таблицы, скорость проплавления льда предложенным составом в среднем превышает 2 раза. Метод определения расплавляющей способности ПОЖ заключается в том, что на 100 мл воды в виде льда заливается 30 мл ПОЖ. Образующаяся жидкость периодически сливается и определяется количество расплавленного льда /мл/. В данных испытаниях использовалась жидкость с плотностью γ = 1,28 г/см3, рН 10,5, 0,4 вес.% сульфацелла, 0,006% неонола, 9% этиленгликоля, 2,5% глицерина и ингибиторы по п.3 формулы изобретения.

В табл.3 показаны физико-химические свойства заявленной ПОЖ, из которых следует, что ее температурные и другие характеристики отвечают всем требованиям, а основные рабочие температуры находятся в пределах разбавления обычной пресной водой 1: 1 и 1:2, так как основная масса гололедных ситуаций находится в районе 0oС.

Использование в антифризной части ПОЖ солевого состава потребовало особенно тщательного подбора ингибиторов коррозии, тем более что ингибиторы выполняют еще и другие функции (абсорберы, структурирующие компоненты и др. ).

В табл. 4 показаны составы принятых ингибиторных композиций, обеспечивающих ПАВ достаточно высокие противокоррозионные свойства (см. табл.5). Выбор варианта ингибиторного комплекса диктуется как стоимостными соображениями, так и соображениями обеспечения вязкостных и противокоррозионных характеристик.

Ацетат калия (как компонент жидкости для наземной обработки самолетов) получают согласно п. 1 Патента РФ 2142491 "Способ получения антигололедной жидкой композиции" при отличии в перечне вводимых в процессе производства водорастворимых присадок.

Основной компонент реагента по массовому содержанию - ацетат калия - имеет в стране большую сырьевую базу и освоен в крупнотоннажном производстве противообледенительной жидкости для взлетно-посадочных полос аэродромов России, СНГ и Прибалтики по упомянутому выше патенту Орлова В.А. и лицензионному соглашению с регистрационным 11553/2000. Исходя из трехлетнего опыта производства и применения жидких ацетатных противогололедных средств, предложенная нами жидкость для наземной обработки самолетов промышленностью применима.

Похожие патенты RU2221833C1

название год авторы номер документа
ЭКОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНАЯ ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНАЯ ЖИДКОСТЬ 2011
RU2475512C2
ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНАЯ ЖИДКОСТЬ 2007
  • Орехов Олег Владимирович
  • Тараканова Татьяна Николаевна
  • Ерыкалова Татьяна Викторовна
RU2336290C1
УНИВЕРСАЛЬНАЯ ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ 2014
  • Гурович Михаил Семенович
  • Гурович Наталья Александровна
  • Суханова Татьяна Семёновна
  • Буланова Марина Анатольевна
  • Миронова Ирина Александровна
RU2564998C1
Рецептура противообледенительной жидкости 1 типа 2018
  • Федосова Марина Евгеньевна
  • Федосов Алексей Евгеньевич
  • Шишкин Алексей Игоревич
  • Чужайкин Илья Дмитриевич
  • Кораблев Илья Александрович
RU2686171C1
СПОСОБ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНОЙ ЖИДКОСТИ 2013
  • Орлов Юрий Николаевич
  • Вендило Андрей Григорьевич
  • Ковалева Наталья Евгеньевна
  • Старкова Елена Сергеевна
RU2573030C2
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ПРОТИВОГОЛОЛЕДНОЙ ЖИДКОСТИ ДЛЯ ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНЫХ ПОЛОС АЭРОДРОМОВ В ЗИМНИЙ ПЕРИОД 2002
  • Орлов В.А.
RU2205854C1
ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНЫЙ СОСТАВ 2017
  • Чарыков Николай Александрович
  • Кескинов Виктор Анатольевич
  • Андреева Вера Александровна
  • Семенов Константин Николаевич
  • Тюрин Дмитрий Павлович
  • Шукалин Никита Дмитриевич
RU2673048C2
ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНАЯ ЖИДКОСТЬ (ВАРИАНТЫ) 2001
  • Муханова Е.Е.
  • Каблов Е.Н.
  • Минаков В.Т.
  • Раскин Ю.Е.
  • Заборников О.Е.
  • Павленко З.Е.
  • Лещинский А.Д.
  • Солдатова Л.С.
RU2192443C1
ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНАЯ ЖИДКОСТЬ 2013
  • Брыков Владимир Николаевич
  • Матюхин Евгений Александрович
  • Дербасов Игорь Александрович
RU2519177C1
ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНАЯ ПСЕВДОПЛАСТИЧНАЯ ЖИДКОСТЬ 2003
  • Симоненкова Р.В.
  • Сачко С.Е.
  • Ландышев В.В.
  • Канищев С.П.
  • Казачанский В.В.
  • Белоглазов Б.А.
RU2230091C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 221 833 C1

Реферат патента 2004 года ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНАЯ ЖИДКОСТЬ ДЛЯ НАЗЕМНОЙ ОБРАБОТКИ САМОЛЕТОВ

Использование: в технике наземной противообледенительной защиты воздушных судов при наличии условий их наземного обледенения. Сущность: жидкость содержит, мас.%: гликоль 6-20, глицерин 1,5-3,0, ингибитор коррозии 1,3-4,1, поверхностно-активное вещество 0,002-0,04, загуститель 0,40-0,85, водный раствор ацетата калия с плотностью 1,12-1,3 г/см3 и рН 9-11 остальное. Предпочтительно в качестве ингибитора коррозии жидкость содержит соли фосфорной кислоты, нитрит натрия, бензоат натрия, жидкое стекло, триэтаноламин. Технический результат - повышение экологической безопасности при одновременном повышении эффективности удаления ледяных отложений и защиты от коррозии. 2 з.п. ф-лы, 5 табл.

Формула изобретения RU 2 221 833 C1

1. Противообледенительная жидкость для наземной обработки самолетов, включающая, по крайней мере, один вид гликоля и ингибиторы коррозии, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит водный раствор ацетата калия с плотностью 1,12-1,3 г/см3 и рН 9-11, глицерин, поверхностно-активное вещество, загуститель, при этом в качестве гликоля она содержит пропилен-, моно-, ди-, или триэтиленгликоль или их смесь при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Гликоль 6-20

Глицерин 1,5-3,0

Ингибитор коррозии 1,3-4,1

Поверхностно-активное

вещество 0,002-0,04

Загуститель 0,40-0,85

Водный раствор ацетата

калия с плотностью

1,12-1,3 г/см3 и рН 9-11 Остальное

2. Противообледенительная жидкость по п.1, отличающаяся тем, что в качестве ингибиторов коррозии она содержит соли фосфорной кислоты, нитрит натрия, бензоат натрия и жидкое стекло при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Динатрийфосфат 0,69-1,5

Тринатрийфосфат 0,20-0,64

Нитрит натрия 0,01-0,06

Бензоат натрия 0,2-1,0

Жидкое стекло 0,2-0,9

3. Противообледенительная жидкость по п.1, отличающаяся тем, что в качестве ингибиторов коррозии она содержит соли фосфорной кислоты, нитрит натрия, бензоат натрия, жидкое стекло, триэтаноламин, при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Динатрийфосфат 0,7-1,54

Тринатрийфосфат 0,1-0,4

Нитрит натрия 0,01-0,06

Бензоат натрия 0,25-0,7

Жидкое стекло 0,1-0,9

Триэтаноламин 0,14-0,5

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2004 года RU2221833C1

СРЕДСТВО ДЛЯ УСТРАНЕНИЯ ОБЛЕДЕНЕНИЯ И АНТИОБЛЕДЕНИТЕЛЬ ДЛЯ САМОЛЕТОВ 1994
  • Ахим Штанковиак
  • Клаус Пелльманн
  • Йозеф Капфингер
RU2141990C1
АВТОМАТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ АККУМУЛЯТОРОВ НА СРОК СЛУЖБЫ 0
  • Г. Дзержинский, Б. М. Плоткин, Я. А. Тейтельбаум, С. И. Власов, М. П. Козин, Б. И. Кничер, М. Ф. Андреев, Ю. В. Фролов, Е. П. Маслок,
SU194899A1
US 4954279 А, 04.09.1990.

RU 2 221 833 C1

Авторы

Орлов В.А.

Даты

2004-01-20Публикация

2002-06-18Подача