Настоящее изобретение относится к составам противообледенительных жидкостей (ПОЖ) для наземной обработки поверхности авиационной техники с целью удаления снежно-ледяных отложений и предотвращения повторного обледенения, в частности к составам противообледенительных жидкостей типа I. Эти жидкости I типа должны эффективно удалять все виды наземного обледенения (иней, изморозь, снег, лед), обладать способностью защищать поверхность самолета от повторного обледенения в течение некоторого времени до взлета и способностью полностью слетать с поверхности самолета при взлете.
Известна противообледенительная жидкость для наземной обработки самолетов, патент РФ №2221833, кл. С09К 3/18, опубл. 2004.01.20, включающая, мас.%;
гликоль 6-20;
глицерин 1,5-3,0;
ингибиторы коррозии 1,3-4,1;
поверхностно-активное вещество 0,002-0,04;
загуститель 0,4-0,85; и
водный раствор ацетата калия с плотностью 1,12-1,3 г/см3 и рН 9-11 - остальное.
В качестве ингибиторов коррозии в композиции используют смесь: динатрийфосфат, тринатрийфосфат, нитрит натрия, бензоат натрия, жидкое стекло и триэтаноламин. Многокомпонентный состав противообледенительной жидкости усложняет технологию ее изготовления.
В патенте РФ №2141990, кл. С09К 3/18, опубл. 1999.11.27, описана противообледенительная жидкость, которая состоит из 60-97 вес.% по меньшей мере одного гликоля, выбранного из группы алкиленгликолей с С2-С3 атомами или оксалкиленгликолей с С4-С6 атомами; 0,01-1 вес.% по меньшей мере одного неионного поверхностно-активного вещества (НПАВ); 0,01-1,0 вес.% по меньшей мере одного анионного поверхностно-активного вещества (АПАВ); 0,01-0,8 вес.% по меньшей мере одного ингибитора коррозии, остальное до 100% - вода. В качестве НПАВ предлагается использовать вещества из группы жирных спиртов и алкоксилированных с помощью низкомолекулярного алкоксида жирных спиртов с 1-10 алкоксидными группами. В качестве АПАВ используются вещества из группы алкиларилсульфонатов щелочных металлов. Ингибиторами коррозии в композиции являются фосфаты щелочных металлов, низшие алкилфосфаты, имидазолы, триазолы. При изготовлении жидкости и при использовании ее для обработки самолетов (разбавленной водой в соотношении 1:1) рекомендовано применять полностью обессоленную воду. Последнее делает эту ПОЖ нетехнологичной в связи с необходимостью иметь в наличии в аэропортах большое количество обессоленной воды и, соответственно, установку по ее производству или хранению. Кроме того, присутствие в рецептуре анионнного ПАВ способствует повышенному ценообразованию при перемешивании, перекачивании и распылении этой жидкости.
Наиболее близкой к заявляемой противообледенительной жидкости является известная композиция, патент РФ №2192443 (вариант 1), кл. С09К 3/18, опубл. 2002.11.10, содержащая 30-95 мас.% гликоля, 0,2-0,3 мас.% технической смеси полиэтиленгликолевых эфиров моноалкилфенолов на основе тримеров пропилена; 0,5-1,5 мас.% двузамещенного фосфата щелочного металла, остальное - вода. Недостатком этой противообледенительной жидкости является относительно высокое поверхностное натяжение (до 39 мН/м). Кроме того, разбавление этой жидкости при использовании (в зависимости от метеоусловий) рекомендовано только дистиллированной водой, что усложняет и удорожает процесс обработки авиационной техники.
Технической задачей изобретения является создание противообледенительной жидкости типа I, обладающей низким поверхностным натяжением, которую при использовании можно разбавлять не только дистиллированной и/или обессоленной водой, но и более доступной водой, соответствующей правилам СанПин 2.1.4.1074-01, регламентирующим качество воды централизованных систем питьевого водоснабжения.
Предлагаемая противообледенительная жидкость включает гликоль, поверхностно-активное вещество, ингибитор коррозии и воду. В качестве гликоля используют диэтиленгликоль и/или кубовые остатки производства гликолей, содержащие 93-95% диэтиленгликоля, 5-7% триэтиленгликоля и примерно 0,5% полигликолей. В качестве поверхностно-активного вещества она содержит оксиэтилированные высшие жирные спирты фракции С12-С18 с числом оксиэтилирования, равным 7-10 (АЛМ 7-10), в качестве ингибитора коррозии - 1,2,3-бензотриазол или толилтриазол, а также дополнительно содержит в качестве регулятора рН гидроксид щелочного металла при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Заявляемая противообледенительная жидкость отличается от прототипа введением новых компонентов и новым соотношением компонентов. Применение в предлагаемом составе ПОЖ новых компонентов и найденное соотношение всех ингредиентов обеспечивает такие свойства, которые проявляются только в указанном техническом решении, а именно низкое поверхностное натяжение жидкости и возможность разбавления концентрированной жидкости, содержащей 50-90% гликоля, непосредственно на месте ее применения не только дистиллированной и/или обессоленной водой, но и водой, соответствующей правилам СанПин 2.1.4.1074-01, регламентирующим качество воды централизованных систем питьевого водоснабжения, имеющихся в каждом аэропорту. Обычно ПОЖ поставляют в концентрированном виде и на месте в зависимости от метеоусловий разбавляют водой: обессоленной или дистиллированной. При разбавлении предлагаемой жидкости водой, соответствующей правилам СанПин 2.1.4.1074-01, используемой в аэропортах для хозяйственно-бытовых нужд, не наблюдается ни помутнения, ни выпадения осадка, а жидкость сохраняет свои потребительские свойства и не теряет качества. Напротив, ПОЖ по прототипу при разбавлении водой, соответствующей Сан Пин 2.1.4.1074-01, образует осадок и, соответственно, теряет качество. Использование для разбавления предлагаемой противообледенительной жидкости воды из сети центрального водоснабжения значительно удешевляет процесс обработки самолетов и упрощает инфраструктуру аэропорта.
Низкое поверхностное натяжение предлагаемой ПОЖ (29,5-32,8 мН/м при норме по SAE AMS 1424E не более 40 мН/м) обеспечивает хорошее смачивание обрабатываемой поверхности в результате чего резко снижается адгезия льда к поверхности самолета и происходит эффективное удаление льда.
Технология приготовления предлагаемой противообледенительной жидкости проста и заключается в растворении в воде при температуре 20-50°С ингибитора коррозии, поверхностно-активного вещества и гидроксида щелочного металла с последующим смешением раствора присадок с гликолем. Полученную водно-гликолевую смесь фильтруют и получают готовый продукт. Компоненты, входящие в рецептуру предлагаемой ПОЖ, не дефицитны и производятся промышленным способом.
В таблицах 1 и 2 приведены составы образцов заявляемой противообледенительной жидкости и их свойства по сравнению с прототипом. Из данных таблицы 2 видно, что предлагаемая ПОЖ имеет более низкое поверхностное натяжение, чем прототип. А разбавление предлагаемой жидкости водой из сети централизованного водоснабжения не вызывает изменения ее качества в отличие от прототипа.
Предлагаемая ПОЖ имеет кинематическую вязкость не ниже, чем у прототипа (при аналогичных соотношениях гликоль: вода). Температура кристаллизации заявляемой жидкости находится в пределах от минус 10,5 до ниже минус 55°С в зависимости от соотношения гликоль:вода.
Предлагаемая жидкость имеет положительные результаты испытаний в аккредитованном испытательном центре на соответствие международному стандарту SAE AMS 1424E по показателям: эффективность в нормированных условиях наземного обледенения (WSET), термическая стабильность, воздействие на металлы, сплавы и системы лакокрасочных покрытий наружной поверхности авиатехники и др.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНАЯ ЖИДКОСТЬ | 2013 |
|
RU2519175C1 |
ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНАЯ ЖИДКОСТЬ | 2013 |
|
RU2519177C1 |
Рецептура противообледенительной жидкости 1 типа | 2018 |
|
RU2686171C1 |
ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНАЯ ЖИДКОСТЬ | 2013 |
|
RU2520436C1 |
Способ и комплексная установка для утилизации отработанных, содержащих этиленгликоль, или пропиленгликоль, или их смесь авиационных противообледенительных жидкостей (ПОЖ), автомобильных антифризов и охладительных жидкостей, используемых в спортивных сооружениях | 2021 |
|
RU2794335C2 |
Рецептура противообледенительной жидкости 4 типа | 2018 |
|
RU2686172C1 |
СРЕДСТВО ДЛЯ УСТРАНЕНИЯ ОБЛЕДЕНЕНИЯ И АНТИОБЛЕДЕНИТЕЛЬ ДЛЯ САМОЛЕТОВ | 1994 |
|
RU2141990C1 |
ЭКОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНАЯ ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНАЯ ЖИДКОСТЬ | 2011 |
|
RU2475512C2 |
ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНАЯ ЖИДКОСТЬ (ВАРИАНТЫ) | 2001 |
|
RU2192443C1 |
ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНАЯ ПСЕВДОПЛАСТИЧНАЯ ЖИДКОСТЬ | 2003 |
|
RU2230091C1 |
Противообледенительная жидкость содержит гликоль, поверхностно-активное вещество, в качестве которого используют оксиэтилированные высшие жирные спирты фракции C12-C18 с числом оксиэтилирования, равным 7-10, ингибитор коррозии, в качестве которого используют 1,2,3-бензотриазол или толилтриазол, и регулятор рН, в качестве которого используют гидроксид щелочного металла. Противообледенительная жидкость может быть использована для наземной обработки поверхности авиационной техники с целью удаления снежно-ледяных отложений и предотвращения повторного обледенения. Технический результат - противообледенительная жидкость обладает низким поверхностным натяжением, при использовании ее можно разбавлять не только дистиллированной и/или обессоленной водой, но и водой, соответствующей правилам, регламентирующим качество воды централизованных систем питьевого водоснабжения. 2 з.п. ф-лы, 2 табл.
ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНАЯ ЖИДКОСТЬ (ВАРИАНТЫ) | 2001 |
|
RU2192443C1 |
КОМПОЗИЦИЯ ПРОТИВ ЗАПОТЕВАНИЯ И ОБЛЕДЕНЕНИЯ СТЕКОЛ | 2004 |
|
RU2260028C1 |
Способ обработки целлюлозных материалов, с целью тонкого измельчения или переведения в коллоидальный раствор | 1923 |
|
SU2005A1 |
СРЕДСТВО ДЛЯ УСТРАНЕНИЯ ОБЛЕДЕНЕНИЯ И АНТИОБЛЕДЕНИТЕЛЬ ДЛЯ САМОЛЕТОВ | 1994 |
|
RU2141990C1 |
WO 9623043 A1, 01.08.1996 | |||
ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНАЯ ЖИДКОСТЬ ДЛЯ НАЗЕМНОЙ ОБРАБОТКИ САМОЛЕТОВ | 2002 |
|
RU2221833C1 |
Авторы
Даты
2008-10-20—Публикация
2007-03-29—Подача