СПОСОБ ОЧИСТКИ МОТОРНОГО МАСЛА ОТ ПРОДУКТОВ СТАРЕНИЯ И ЗАГРЯЗНЕНИЙ Российский патент 2004 года по МПК C10M175/02 

Описание патента на изобретение RU2221841C1

Изобретение относится к очистке нефтяных масел, в частности к очистке работающих моторных масел от продуктов старения и загрязнений, и может быть использовано на предприятиях сельскохозяйственного, автотранспортного, строительного производства и других отраслей хозяйственной деятельности, использующих автотракторную технику и двигатели внутреннего сгорания.

Известен способ регенерации отработанных нефтяных масел (см. патент Франции 2307035, кл. G 10 М 11/00, 1976 г.) путем обработки их при нагревании разделяющим агентом, в качестве которого используют водные растворы неорганических солей, например карбоната натрия, тринатрийфосфата, последующего отстоя и разделения образующих слоев.

Недостатки данного способа заключаются в следующем. Указанный способ применяется для обработки отработанных масел, слитых их картеров двигателей и смазочных систем машин; применение таких веществ, как тринатрийфосфат, кальцинированная сода, жидкое стекло, серная кислота способствует образованию в маслах сильнощелочной или кислотной сред, что влечет за собой необходимость их дополнительной очистки, а применение указанных веществ для очистки работающих моторных масел недопустимо, так как они разрушающе воздействуют на детали двигателя, особенно из цветных металлов.

Наиболее близким из известных способов к заявляемому по достигаемому эффекту является способ очистки отработанного масла (см. патент РФ 2078127, МКП 6 С 10 М 175/02, 1997 г.), заключающийся в том, что масло нагревают до температуры 80-100oС и смешивают его с 30-50% водным раствором карбамида, взятым в количестве 0,5-1% по сухому веществу от массы очищаемого масла.

К недостаткам данного способа следует отнести следующее. При очистке работающего масла водным раствором карбамида в процессе перемешивания масла с водным раствором карбамида происходит быстрая коагуляция загрязнений и продуктов "старения" масла до частиц, размеры которых способствуют интенсивному их осаждению в картере двигателя, что является отрицательным эффектом, так как часть частиц не доходит до фильтрующих устройств, оседая на системах маслопроводов.

Задачей изобретения является повышение качества очистки работающего моторного масла без слива из картера двигателя, за счет использования более "мягкого коагулянта", обеспечивающего укрупнение частиц до оптимальных размеров, не приводящих к их осаждению, но улавливая системой очистки (центрифугой).

Поставленная задача достигается тем, что в работающее моторное масло, предварительно нагретое до температуры 70-75oС, вводят один процент 50% (по массе) водного раствора тиокарбамида в расчете от массы очищаемого масла, перемешивают смесь не менее 30 минут при одновременном нагреве ее до 100-105oС, а последующее отделение масла центрифугированием производят в течение 20-30 минут.

Водный раствор тиокарбамида NH2CSNH2 проявляет специфическое хемосорбционное взаимодействие с диспергирующими присадками масла, что приводит к потере агрегативной устойчивости дисперсной системы масло - продукты старения. При этом в смеси масло - тиокарбамнд - вода интенсивно происходят процессы коагуляции продуктов старения масла и осаждение загрязнений на поверхностях глобул тиокарбамида, обусловленные электростатическими и адсорбционно-сольватными факторами воздействия воды и тиокарбамида на дисперсную среду масла. В результате этого частицы загрязнений укрупняются, часть воды при температуре 100oС испаряется и удаляется через сапун и заливную горловину двигателя, а ее остатки, продукты старения и загрязнения, укрупненные в процессе коагуляции, с тиокарбамидом легко удаляются при центрифугировании.

Водный раствор тиокарбамида не проявляет взаимодействия с поверхностями деталей двигателя, так как этот раствор является очень слабым основанием, константа ионизации К=1,1•10-12.

Сущность предлагаемого способа поясняется чертежом, на котором представлена схема установки для его реализации.

Для осуществления способа проводят подготовительные операции по присоединению установки к двигателю обслуживаемой машины. Для этого размещают установку рядом с двигателем 1 обслуживаемой машины со стороны расположения горловины 2 для залива масла в картер 3 двигателя. Снимают с заливной горловины 2 крышку, подводят установку к двигателю 1 и вставляют рукав патрубка 4 для слива масла из центрифуги 5 в горловину 2. Затем к двигателю 1 присоединяют маслозаборник 6. Для этого из поддона картера 3 выкручивают пробку для слива масла, а на ее место закручивают приемный штуцер маслозаборника 6, после этого установку подключают к электросети. На этом подготовительные операции заканчиваются.

Далее способ осуществляется следующим образом. Производят запуск двигателя обслуживаемой машины и прогревают его до тех пор, пока температура масла в системе смазки не достигнет 70-75oС. Затем двигатель глушат и выдерживают 5-6 минут, чтобы масло из системы смазки двигателя 1 стекло в картер 3. После этого устанавливают трехходовой кран 7 в положение "Перемешивание", открывают кран 8, а кран 9 закрывают. Затем включают насос 10 и перемешивают масло в поддоне картера 3. После начала перемешивания масла контролируют его температуру по показаниям термометра 11. Если температура масла находится в пределах 70-75oС, то в стакан 12 наливают один процент 50% водного раствора тиокарбамида в расчете от массы очищаемого масла, находящегося в картере 3 двигателя 1, и постепенно, открывая кран 9, вводят его в масло. После ввода водного раствора тиокарбамида в масло кран 9 закрывают. Включают электронагреватель 13 и перемешивают масло с введенным водным раствором тиокарбамида и одновременно нагревают смесь до температуры 100-105oС не менее 30 минут.

Если температура масла в начале перемешивания перед вводом разделяющего агента менее 70oС, то сначала включают электронагреватель 13 и подогревают масло до температуры 70-75oС, а затем вводят разделяющий агент, не выключая электронагреватель 13, и после его ввода продолжают перемешивание одновременно с нагревом до 100-105oС не менее 30 минут. При достижении температуры масла 100-105oС электронагреватель 13 выключают и включают снова, если температура упадет до 70-75oС. После 30 минутного перемешивания (с нагревом) трехходовой кран 7 переводят в положение "Очистка". При этом положении крана 7 масло будет поступать в центрифугу 5, в которой будет происходить удаление продуктов старения и загрязнений из масла за счет действия поля центробежных сил. Из центрифуги 5 очищенное масло через патрубок 4 будет сливаться в картер двигателя 1. Очистку масла центрифугированием производят в течение 20-30 минут при рабочем давлении 0,8-0,9 МПа (8-9 кгс/см2). При этом давлении ротор центрифуги вращается с частотой 116-133 c-1 (7000-8000 об/мин). Рабочее давление масла, поступающего в центрифугу, контролируют с помощью манометра 14, а регулировку рабочего давления осуществляют клапаном 15. После окончания очистки масла кран 8 закрывают и через 1-2 минуты выключают насос 2 и отсоединяют установку от двигателя 1. На этом очистка работающего масла заканчивается,
Согласно изобретению очистку работающего моторного масла без слива из картера двигателя от продуктов старения и загрязнений проводят введением в предварительно нагретое работающее масло до температуры 70-75oС одного процента 50% (по массе) водного раствора тиокарбамида в расчете от массы очищаемого масла, перемешиванием смеси не менее 30 минут при одновременном нагреве ее до 101-105oС и последующим отделением масла центрифугированием в течение 20-30 минут.

Именно при этих параметрах достигается наилучший эффект очистки работающего моторного масла от продуктов старения и загрязнений. При параметрах процесса очистки, меньших или больших указанных выше, электростатические и адсорбционно-сольватные факторы воздействия воды и тиокарбамида на дисперсную среду масла ослабляются, происходит снижение интенсивности процессов коагуляции продуктов старения и осаждения загрязнений на поверхностях глобул тиокарбамида и, как следствие, снижается качество очищаемого масла.

Результаты опытов по очистке работающего моторного масла М-10Г2 без слива из картера двигателя по прототипу и предлагаемому способу представлены в табл. 1.

В табл. 2 представлены результаты очистки работающего моторного масла М-10Г2 при различных параметрах способа.

Из табл. 1 и 2 видно, что использование предлагаемого способа очистки моторного масла повышает качество его очистки без слива масла из картера двигателя.

Оценка качества очистки моторного масла М-10Г2к, работающего в двигателях различных тракторов в зависимости от наработки двигателя по предлагаемому способу дана в результатах лабораторно-стендовых и производственных испытаний способа и устройства для очистки работающих моторных масел. Результаты этих испытаний показали, что предлагаемый способ позволяет удалять из работающего масла практически все загрязнения, а периодическая очистка работающего моторного масла через 100 часов наработки позволяет значительно продлить срок его службы.

Похожие патенты RU2221841C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ОЧИСТКИ МОТОРНОГО МАСЛА ОТ ПРОДУКТОВ СТАРЕНИЯ И ЗАГРЯЗНЕНИЙ 2011
  • Остриков Валерий Васильевич
  • Бусин Игорь Вячеславович
  • Вязинкин Виктор Сергеевич
RU2476589C1
СПОСОБ ОЧИСТКИ МОТОРНОГО МАСЛА ОТ ПРОДУКТОВ СТАРЕНИЯ И ЗАГРЯЗНЕНИЙ 2013
  • Остриков Валерий Васильевич
  • Попов Сергей Юрьевич
  • Зимин Александр Геннадьевич
RU2528421C1
УСТАНОВКА ДЛЯ РЕГЕНЕРАЦИИ МОТОРНОГО МАСЛА 2015
  • Маркелов Александр Владимирович
  • Осадчий Юрий Павлович
  • Масленников Валерий Александрович
  • Маркелова Ольга Александровна
  • Иванов Андрей Анатольевич
  • Постников Аркадий Викторович
RU2613558C1
СПОСОБ ОЧИСТКИ ОТРАБОТАННОГО СИНТЕТИЧЕСКОГО МОТОРНОГО МАСЛА 2010
  • Остриков Валерий Васильевич
  • Тупотилов Николай Николаевич
  • Корнев Алексей Юрьевич
  • Зимин Александр Геннадиевич
RU2437923C1
Способ очистки отработанных моторных минеральных масел 2023
  • Остриков Валерий Васильевич
  • Кошелев Александр Викторович
  • Вязинкин Виктор Сергеевич
  • Нагдаев Владимир Константинович
  • Забродская Алла Владимировна
  • Жерновников Дмитрий Николаевич
  • Вигдорович Михаил Владимирович
RU2818564C1
Установка для очистки отработанных масел 1990
  • Гущин Владимир Александрович
  • Остриков Валерий Васильевич
  • Калюжный Сергей Валентинович
  • Бескровный Александр Павлович
  • Леднев Владимир Питеримович
SU1753182A1
СПОСОБ ОЧИСТКИ ОТРАБОТАННОГО СИНТЕТИЧЕСКОГО МОТОРНОГО МАСЛА 2014
  • Остриков Валерий Васильевич
  • Тупотилов Николай Николаевич
  • Корнев Алексей Юрьевич
  • Зимин Александр Геннадьевич
RU2556641C1
СТЕНД ДЛЯ ОЧИСТКИ МОТОРНОГО МАСЛА И ПРОМЫВКИ СИСТЕМЫ СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2008
  • Черноиванов Вячеслав Иванович
  • Филиппова Елена Михайловна
  • Каргиев Борис Шамилович
  • Данков Алексей Алексеевич
  • Доронин Денис Владимирович
  • Макаркин Игорь Михайлович
  • Дараев Андрей Владимирович
RU2396446C1
Промывочное масло 2023
  • Остриков Валерий Васильевич
  • Кошелев Александр Викторович
  • Вязинкин Виктор Сергеевич
  • Забродская Алла Владимировна
  • Нагдаев Владимир Константинович
  • Жерновиков Дмитрий Николаевич
  • Вигдорович Михаэль
RU2805073C1
Способ очистки отработанных моторных минеральных масел 2021
  • Остриков Валерий Васильевич
  • Вигдорович Михаил Владимирович
  • Вязинкин Виктор Сергеевич
  • Забродская Алла Владимировна
  • Нагдаев Владимир Константинович
  • Кошелев Александр Викторович
  • Жерновников Дмитрий Николаевич
RU2773468C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 221 841 C1

Реферат патента 2004 года СПОСОБ ОЧИСТКИ МОТОРНОГО МАСЛА ОТ ПРОДУКТОВ СТАРЕНИЯ И ЗАГРЯЗНЕНИЙ

Использование: на предприятиях, использующих автотракторную технику и двигатели внутреннего сгорания. Сущность: в предварительно нагретое масло вводят 0,5-1,0% 50%-ного водного раствора тиокарбамида в расчете на массу очищаемого масла. Смесь перемешивают не менее 30 мин при одновременном нагреве ее до температуры 100-105oС. Предпочтительно, масло предварительно нагревают до температуры 70-75oС. Технический результат - повышение качества очистки работающего моторного масла без слива из картера двигателя. 1 з.п. ф-лы, 1 ил., 2 табл.

Формула изобретения RU 2 221 841 C1

1. Способ очистки моторного масла от продуктов старения и загрязнений путем смешивания предварительно нагретого масла с разделяющим агентом с последующим отделением очищенного масла центрифугированием, отличающийся тем, что в качестве разделяющего агента в масло вводят 0,5-1,0% 50%-ного водного раствора тиокарбамида в расчете на массу очищаемого масла, смесь перемешивают не менее 30 мин при одновременном нагреве ее до температуры 100-105°С.2. Способ по п.1, отличающийся тем, что масло предварительно нагревают до температуры 70-75°С.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2004 года RU2221841C1

СПОСОБ ОЧИСТКИ ОТРАБОТАННОГО МАСЛА 1990
  • Гущин В.А.
  • Остриков В.В.
  • Гущина А.И.
  • Калюжный С.В.
RU2078127C1
СПОСОБ ОЧИСТКИ ОТРАБОТАННОГО СМАЗОЧНОГО МАСЛА 1989
  • Гущин В.А.
  • Калюжный С.В.
  • Гущина А.И.
  • Калашников Н.М.
SU1639042A1
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета 1915
  • Настюков А.М.
SU63A1
US 3083156 А, 26.03.1963.

RU 2 221 841 C1

Авторы

Остриков В.В.

Тупотилов Н.Н.

Матыцин Г.Д.

Даты

2004-01-20Публикация

2002-07-10Подача