ФРИКЦИОННАЯ РЕВЕРСИВНАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ Российский патент 2004 года по МПК F16D13/42 

Описание патента на изобретение RU2221940C1

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для соединения валов и передачи вращения.

Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому эффекту является фрикционная муфта сцепления, содержащая ведущую и ведомую полумуфты, фланец ведущей полумуфты, установленный с возможностью осевого перемещения, стакан, соединенный с фланцем ведомой полумуфты и охватывающий фланец ведущей полумуфты, дно стакана выполнено с центральным отверстием и обращено в сторону ведомой полумуфты, фрикционный диск, жестко прикрепленный к дну стакана, на ведущем валу неподвижно закреплена турбина, расположенная в центральном отверстии стакана, фланец ведущей полумуфты соединен с ведущим валом с помощью шлицевого соединения и имеет возможность осевого перемещения, а фланец ведомой полумуфты имеет симметрично расположенные по окружности сквозные отверстия (пат. 2179662, 7 F 16 D 13/42, опубл. 20.02.2002. Бюл. 5).

Недостатками данной муфты являются невозможность реверсивного анода, недостаточно надежная работа и быстрота включения.

Задача изобретения - возможность реверсивного хода, повышение надежности работы и быстроты включения муфты.

Поставленная задача решается тем, что во фрикционной муфте сцепления, содержащей ведущую и ведомую полумуфты, фланец ведущей полумуфты, установленный с возможностью осевого перемещения, стакан, соединенный с фланцем ведомой полумуфты и охватывающий фланец ведущей полумуфты, дно стакана выполнено с центральным отверстием и обращено в сторону ведомой полумуфты, фрикционный диск, жестко прикрепленный к дну стакана, ведущий вал с неподвижно закрепленной на нем турбиной, расположенной в центральном отверстии стакана, шлицевое соединение, новым является то, что стакан ведомой полумуфты имеет симметрично расположенные на боковой поверхности по окружности сквозные отверстия и проточку, а фланец ведущей полумуфты соединен с ведущим валом с помощью наклонных шлицов и имеет возможность осевого перемещения при вращении ведущего вала, к фланцу ведомой полумуфты жестко прикреплен фрикционный диск.

Технический результат использования фрикционной муфты сцепления заключается в том, что расширяется диапазон ее использования за счет того, что она приобретает возможность реверсивного хода, повышается надежность работы, а также сокращается время включения предлагаемой муфты.

На чертеже изображена предлагаемая фрикционная муфта сцепления, продольный разрез.

Предлагаемая фрикционная муфта сцепления состоит из ведущего вала 1, на котором неподвижно закреплена турбина 3, ведущей полумуфты 2 с фланцем 4, соединенным с ведущим валом с помощью шлицевого соединения 5, ведомой полумуфты в виде ступицы 6 с фланцем 7, к которому прикреплен фрикционный диск 8 и присоединенный к фланцу 7 стакан 9, охватывающий фланец 4 ведущей полумуфты 2. На боковой поверхности стакана 9 по окружности выполнены сквозные отверстия 10 и проточка 14 (на внутренней стороне), позволяющая воздуху выходить при контакте фланца 4 и фрикционного диска 8. Дно стакана 9 выполнено с центральным отверстием 11, в котором расположена турбина 3, и обращено в сторону ведомой полумуфты. Между фланцем 4 и дном стакана 9 установлен фрикционный диск 12, жестко связанный с дном стакана. Ступица 6 ведомой полумуфты установлена на ведомом валу 13.

Фрикционная реверсивная муфта сцепления работает следующим образом.

При вращении ведущего вала 1, ведущей полумуфты 2 турбина 3, неподвижно закрепленная на ведущем валу, создает воздушный поток (показано стрелками), входящий через центральное отверстие 11, выполненное в дне стакана 9, в зону А полости между фланцем 4 и фрикционным диском 12. В зоне В полости, образованной фланцем 4 ведущей полумуфты и фрикционным диском 8 ведомой полумуфты, давление равно атмосферному. Между зоной А и В создается разница давлений. При этом фланец 4 под действием разницы давлений и наклона шлицов начнет перемещаться по наклонным шлицам шлицевого соединения 5 по направлению к фрикционному диску 8 ведомой полумуфты и войдет с ним в контакт. Происходит сцепление полумуфт и передача крутящего момента на ведомую полумуфту, состоящую из ступицы 6 и фланца 7, т.е. на ведомый вал 13. Воздух при этом выходит через проточку 14 в отверстия 10, а через них в окружающую среду.

Это реверсивный ход муфты. Возможен также и прямой ход, когда ведущий вал 1 вращается в обратную сторону и турбина 3 создает воздушный поток, исходящий через центральное отверстие 11, выполненное в дне стакана 9, из зоны А в окружающую среду. Одновременно с этим воздух из атмосферы через отверстия 10 поступает в зону В. Так как в зоне А давление пониженное, а в зоне В атмосферное, фланец 4 под действием разницы давлений и наклона шлицов начнет перемещаться по наклонным шлицам шлицевого соединения 5 в направлении к фрикционному диску 12 ведомой полумуфты и войдет с ним в контакт. Происходит сцепление полумуфт и передача крутящего момента на ведомую полумуфту, т.е. на ведомый вал 13, но в противоположном реверсивному ходу направлении.

Использование предлагаемой муфты сцепления позволит: во-первых, расширить спектр ее применения за счет возможности использования в установках с реверсивным вращением валов; во-вторых, сократить время ее включения, т.к. у предлагаемой муфты быстрота включения зависит от быстроты образования разницы давлений в зонах А и В, а она в свою очередь зависит от скорости потока воздуха, нагнетаемого или отводимого с помощью турбины, т.е. от быстроты изменения частоты вращения ведущего вала, а также от наклона шлицов, т.к. появляется осевая составляющая при передаче крутящего момента с ведущего вала на фланец ведущей полумуфты, которая действует в одном направлении с разницей давлений; в-третьих, при обдуве фрикционных элементов набегающим воздухом исключается возможность их спекания, а значит, улучшаются параметры работы муфты, ее надежность и долгосрочность службы.

Похожие патенты RU2221940C1

название год авторы номер документа
ФРИКЦИОННАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ 2000
  • Бахолдин А.М.
  • Амзин С.Н.
RU2179662C1
ФРИКЦИОННАЯ МУФТА 2004
  • Бахолдин А.М.
  • Деревянкин И.А.
RU2267036C1
ФРИКЦИОННАЯ МУФТА 2008
  • Зеленев Виктор Глебович
  • Кретов Сергей Иванович
  • Леонов Михаил Юрьевич
  • Бахолдин Александр Михайлович
RU2366843C1
ФРИКЦИОННАЯ МУФТА 2008
  • Зеленев Виктор Глебович
  • Ясинский Сергей Владимирович
  • Кретов Сергей Иванович
  • Бахолдин Александр Михайлович
RU2366842C1
ФРИКЦИОННАЯ МУФТА 2013
  • Царев Евгений Михайлович
  • Червяков Алексей Андреевич
RU2537190C1
Фрикционная муфта сцепления 1986
  • Латыпов Марат Ахметович
SU1434174A1
ГИДРО-КУЛАЧКОВАЯ МУФТА 2016
  • Винников Андрей Геннадьевич
RU2648535C1
ТРАНСМИССИЯ ВЕРТОЛЁТА 2016
  • Иванников Константин Валерьевич
  • Комарницкий Олег Владимирович
  • Медведев Владимир Михайлович
  • Сигаев Виктор Алексеевич
  • Шибанов Юрий Викторович
RU2636449C1
ФРИКЦИОННАЯ МУФТА АВТОМОБИЛЯ 1997
  • Лишенко Ю.Н.
  • Карамышев Н.Н.
RU2133677C1
Муфта свободного хода 1972
  • Рональд Д. Боковой
SU472515A3

Реферат патента 2004 года ФРИКЦИОННАЯ РЕВЕРСИВНАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в различных механизмах для соединения валов с передачей вращения, в том числе реверсивной. Муфта содержит ведущую и ведомую полумуфты, фланец ведущей полумуфты, установленный с возможностью осевого перемещения, стакан, соединенный с фланцем ведомой полумуфты и охватывающий фланец ведущей полумуфты, дно стакана выполнено с центральным отверстием и обращено в сторону ведомой полумуфты, фрикционный диск, жестко прикрепленный к дну стакана, ведущий вал с неподвижно закрепленной на нем турбиной, расположенной в центральном отверстии стакана, шлицевое соединение. Новым является то, что стакан ведомой полумуфты имеет симметрично расположенные на боковой поверхности по окружности сквозные отверстия и проточку, а фланец ведущей полумуфты соединен с ведущим валом с помощью наклонных шлицов и имеет возможность осевого перемещения при вращении ведущего вала. К фланцу ведомой полумуфты жестко прикреплен фрикционный диск. Техническим результатом является повышение надежности и быстроты включения муфты, а также возможность передачи реверсивного вращения. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 221 940 C1

Фрикционная муфта сцепления, содержащая ведущую и ведомую полумуфты, фланец ведущей полумуфты, установленный с возможностью осевого перемещения, стакан, соединенный с фланцем ведомой полумуфты и охватывающий фланец ведущей полумуфты, дно стакана выполнено с центральным отверстием и обращено в сторону ведомой полумуфты, фрикционный диск, жестко прикрепленный к дну стакана, ведущий вал с неподвижно закрепленной на нем турбиной, расположенной в центральном отверстии стакана, шлицевое соединение, отличающаяся тем, что стакан ведомой полумуфты имеет симметрично расположенные на боковой поверхности по окружности сквозные отверстия и проточку, а фланец ведущей полумуфты соединен с ведущим валом с помощью наклонных шлицев и имеет возможность осевого перемещения при вращении ведущего вала, к фланцу ведомой полумуфты жестко прикреплен фрикционный диск.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2004 года RU2221940C1

ФРИКЦИОННАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ 2000
  • Бахолдин А.М.
  • Амзин С.Н.
RU2179662C1
ФРИКЦИОННАЯ РЕВЕРСИВНАЯ МУФТА 0
  • М. А. Козловский, С. Г. Нагорнпк, А. А. Козловский И. В. Шкатула
SU346522A1
Фрикционная муфта сцепления 1986
  • Латыпов Марат Ахметович
SU1434174A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ АКТИВАЦИИ ПОЗВОНОЧНИКА 1992
  • Бранислав Стоянович[Yu]
RU2070404C1

RU 2 221 940 C1

Авторы

Бахолдин А.М.

Деревянкин И.А.

Даты

2004-01-20Публикация

2002-05-06Подача