Изобретение относится к области машиностроения, в частности предназначено для защиты наиболее слабых мест с точки зрения надежности шатунных подшипников во вращающемся коленчатом вале двигателей внутреннего сгорания (ДВС).
Известен индикатор потока жидкости, содержащий корпус из прозрачного материала, маслопроводящий канал, сообщенный между собой камерой и каналом контролируемой среды, на входе и выходе установлены дроссели. SU 1767278 А1 (ВОЛЖСКОЕ ОПЛА), 11.10.1990.
Недостатком известного индикатора является невозможность оценить критическое состояние работоспособности ДВС.
Наиболее близким техническим решением к заявляемому изобретению является индикатор неразрывности потока жидкости, содержащий корпус из прозрачного материала, маслопроводящую трубку, установленную в маслоканале коленчатого вала. RU 2168106 С1 (ОАО "КАМАЗ-Дизель"), 25.05.2001.
Недостатком такого устройства является невозможность определить момент, при котором наступает недостаточная подпитка масла от коренной опоры к шатунной шейке коленчатого вала, и определить момент разрыва масляного потока.
Задачей изобретения является повышение надежности и точности определения момента разрыва потока при достижении определенного износа подшипников, а также оценить критическое состояние работы двигателя в целом.
Поставленная задача решается тем, что в индикаторе неразрывности потока жидкости, содержащем корпус из прозрачного материала, маслопроводящую трубку, установленную в маслоканале коленчатого вала, заборный конец маслопроводящей трубки установлен в маслоканале подвода масла от коренной опоры к шатунной шейке на минимальном расстоянии от оси вращения коленчатого вала, а выходной конец маслопроводящей трубки установлен вертикально в средней части корпуса, загнут полукругом и выполнен из прозрачного материала, установлен в щитке приборов автотранспорта.
На чертеже показан индикатор неразрывности потока жидкости.
Индикатор неразрывности потока жидкости содержит корпус 1 из прозрачного материала, маслопроводящую трубку 2, установленную в маслоканале 3 коленчатого вала 4, заборный конец 5 маслопроводящей трубки 2 установлен в маслоканале 3 подвода масла от коренной опоры 6 к шатунной шейке 7 на минимальном расстоянии от оси вращения коленчатого вала 4, а выходной конец 8 маслопроводящей трубки 2 установлен вертикально в средней части корпуса 1, загнут полукругом, выполнен из прозрачного материала, установлен в щитке приборов автотранспорта. Кроме того, имеются трубка 9 для стекания масла в общую магистраль (на чертеже не показана) и подсветка 10.
Индикатор неразрывности потока жидкости работает следующим образом. При работе ДВС масло, поступающее от маслонасоса, подается в коленчатый вал 4, в маслоканал 3 подвода масла от коренной опоры 6 к шатунной шейке 7 и далее выбрасывается через зазоры шатунных и коренных подшипников. При недостаточной подпитке масла через маслоканал 3 происходит разрыв масляного потока в маслоканале 3 коленчатого вала 4. В дальнейшем происходит сухое или полусухое трение шатунных подшипников.
Разрыв масляного потока в первую очередь происходит в маслоканале 3 на минимальном расстоянии от оси вращения коленчатого вала 4, то есть в том месте, где расположен заборный конец 5 маслопроводящей трубки 2. Разрыв масляного потока ускоряется и возрастает по мере увеличения радиуса вращения под действием центробежных сил и зависит от температурного режима, от трущихся поверхностей, от степени износа шатунных и коренных подшипников и других факторов, определяющих надежность работы двигателя. При разрыве масляного потока в маслоканале 3 коленчатого вала 4 прекращается поступление масла в заборный конец 5 маслопроводящей трубки 2 и прекращается поток масла во всей маслопроводящей трубке 2, при этом масло стекает и из загнутого полукругом, выполненного из прозрачного материала, выходного конца 8 маслопроводящей трубки 2, установленного вертикально в средней части корпуса 1, установленного в щитке приборов автотранспорта. Визуальная оценка разрыва потока масла из прозрачного выходного конца 8 полукруглой трубки позволяет произвести оценку неразрывности потока смазки, вывести двигатель из критических режимов работы. Индикатор неразрывности потока жидкости прост по конструкции, обеспечивает и допускает установку на работающую реальную автотранспортную технику и при работе, оценивая интенсивность или разрыв потока масла по установленному индикатору в щитке приборов, меняя обороты двигателя, позволяет избежать критических режимов работы и определить возможность дальнейшей эксплуатации ДВС, произвести своевременный ремонт с минимальными затратами.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ИНДИКАТОР НЕРАЗРЫВНОСТИ ПОТОКА ЖИДКОСТИ | 2000 |
|
RU2168106C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И ЭЛЕКТРОННОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2011 |
|
RU2474715C1 |
СИСТЕМА ПОДАЧИ СМАЗОЧНОГО МАТЕРИАЛА В ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2012 |
|
RU2503877C1 |
СПОСОБ БЕЗРАЗБОРНОГО КОНТРОЛЯ ПРЕДОТКАЗНОГО СОСТОЯНИЯ ШАТУННЫХ ПОДШИПНИКОВ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2021 |
|
RU2782036C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ НАДЕЖНОСТИ РАБОТЫ ШАТУННЫХ И КОРЕННЫХ ПОДШИПНИКОВ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2004 |
|
RU2278366C2 |
Способ эксплуатационного контроля зазора в шатунных подшипниках коленчатого вала при диагностике двигателя внутреннего сгорания автомобилей, транспортных и транспортно-технологических машин | 2020 |
|
RU2739657C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАЗОРА В ШАТУННОМ ПОДШИПНИКЕ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА ПРИ ИСПЫТАНИИ И ДИАГНОСТИКЕ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ, ТРАНСПОРТНЫХ И ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ МАШИН | 2018 |
|
RU2691259C1 |
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ТОЛЩИНЫ МАСЛЯНОГО СЛОЯ ШАТУННОГО ПОДШИПНИКА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1991 |
|
RU2028594C1 |
Устройство бортового диагностирования предотказного состояния шатунных подшипников двигателя внутреннего сгорания | 2023 |
|
RU2809890C1 |
СПОСОБ БЕЗРАЗБОРНОЙ ДИАГНОСТИКИ СТЕПЕНИ ИЗНОСА КОРЕННЫХ ПОДШИПНИКОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2012 |
|
RU2517968C2 |
Изобретение предназначено для визуального определения неразрывности потока жидкости. Индикатор содержит корпус из прозрачного материала, маслопроводящую трубку, установленную в маслоканале коленчатого вала, при этом заборный конец маслопроводящей трубки установлен в маслоканале подвода масла от коренной опоры к шатунной шейке на минимальном расстоянии от оси вращения коленчатого вала, а выходной конец маслопроводящей трубки через муфту вращения установлен вертикально в середине корпуса, загнут полукругом и выполнен из прозрачного материала, установлен в щитке приборов автотранспорта. Технический результат - повышение надежности работы двигателя. 1 ил.
Индикатор неразрывности потока жидкости, содержащий корпус из прозрачного материала, маслопроводящую трубку, установленную в маслоканале коленчатого вала, отличающийся тем, что заборный конец маслопроводящей трубки установлен в маслоканале подвода масла от коренной опоры к шатунной шейке на минимальном расстоянии от оси вращения коленчатого вала, а выходной конец маслопроводящей трубки через муфту вращения установлен вертикально в середине корпуса, загнут полукругом и выполнен из прозрачного материала, установлен в щитке приборов автотранспорта.
ИНДИКАТОР НЕРАЗРЫВНОСТИ ПОТОКА ЖИДКОСТИ | 2000 |
|
RU2168106C1 |
Индикатор потока жидкости | 1990 |
|
SU1767278A1 |
Указатель уровня масла в емкости | 1988 |
|
SU1557413A1 |
Ротационный электрофотографический аппарат для копирования с микрофиши | 1974 |
|
SU1125598A1 |
US 4114560 A, 19.09.1978. |
Авторы
Даты
2004-01-20—Публикация
2001-06-29—Подача