ИНДИКАТОР НЕРАЗРЫВНОСТИ ПОТОКА ЖИДКОСТИ Российский патент 2004 года по МПК F16N29/00 F01M11/10 

Описание патента на изобретение RU2221964C2

Изобретение относится к области машиностроения, в частности предназначено для защиты наиболее слабых мест с точки зрения надежности шатунных подшипников во вращающемся коленчатом вале двигателей внутреннего сгорания (ДВС).

Известен индикатор потока жидкости, содержащий корпус из прозрачного материала, маслопроводящий канал, сообщенный между собой камерой и каналом контролируемой среды, на входе и выходе установлены дроссели. SU 1767278 А1 (ВОЛЖСКОЕ ОПЛА), 11.10.1990.

Недостатком известного индикатора является невозможность оценить критическое состояние работоспособности ДВС.

Наиболее близким техническим решением к заявляемому изобретению является индикатор неразрывности потока жидкости, содержащий корпус из прозрачного материала, маслопроводящую трубку, установленную в маслоканале коленчатого вала. RU 2168106 С1 (ОАО "КАМАЗ-Дизель"), 25.05.2001.

Недостатком такого устройства является невозможность определить момент, при котором наступает недостаточная подпитка масла от коренной опоры к шатунной шейке коленчатого вала, и определить момент разрыва масляного потока.

Задачей изобретения является повышение надежности и точности определения момента разрыва потока при достижении определенного износа подшипников, а также оценить критическое состояние работы двигателя в целом.

Поставленная задача решается тем, что в индикаторе неразрывности потока жидкости, содержащем корпус из прозрачного материала, маслопроводящую трубку, установленную в маслоканале коленчатого вала, заборный конец маслопроводящей трубки установлен в маслоканале подвода масла от коренной опоры к шатунной шейке на минимальном расстоянии от оси вращения коленчатого вала, а выходной конец маслопроводящей трубки установлен вертикально в средней части корпуса, загнут полукругом и выполнен из прозрачного материала, установлен в щитке приборов автотранспорта.

На чертеже показан индикатор неразрывности потока жидкости.

Индикатор неразрывности потока жидкости содержит корпус 1 из прозрачного материала, маслопроводящую трубку 2, установленную в маслоканале 3 коленчатого вала 4, заборный конец 5 маслопроводящей трубки 2 установлен в маслоканале 3 подвода масла от коренной опоры 6 к шатунной шейке 7 на минимальном расстоянии от оси вращения коленчатого вала 4, а выходной конец 8 маслопроводящей трубки 2 установлен вертикально в средней части корпуса 1, загнут полукругом, выполнен из прозрачного материала, установлен в щитке приборов автотранспорта. Кроме того, имеются трубка 9 для стекания масла в общую магистраль (на чертеже не показана) и подсветка 10.

Индикатор неразрывности потока жидкости работает следующим образом. При работе ДВС масло, поступающее от маслонасоса, подается в коленчатый вал 4, в маслоканал 3 подвода масла от коренной опоры 6 к шатунной шейке 7 и далее выбрасывается через зазоры шатунных и коренных подшипников. При недостаточной подпитке масла через маслоканал 3 происходит разрыв масляного потока в маслоканале 3 коленчатого вала 4. В дальнейшем происходит сухое или полусухое трение шатунных подшипников.

Разрыв масляного потока в первую очередь происходит в маслоканале 3 на минимальном расстоянии от оси вращения коленчатого вала 4, то есть в том месте, где расположен заборный конец 5 маслопроводящей трубки 2. Разрыв масляного потока ускоряется и возрастает по мере увеличения радиуса вращения под действием центробежных сил и зависит от температурного режима, от трущихся поверхностей, от степени износа шатунных и коренных подшипников и других факторов, определяющих надежность работы двигателя. При разрыве масляного потока в маслоканале 3 коленчатого вала 4 прекращается поступление масла в заборный конец 5 маслопроводящей трубки 2 и прекращается поток масла во всей маслопроводящей трубке 2, при этом масло стекает и из загнутого полукругом, выполненного из прозрачного материала, выходного конца 8 маслопроводящей трубки 2, установленного вертикально в средней части корпуса 1, установленного в щитке приборов автотранспорта. Визуальная оценка разрыва потока масла из прозрачного выходного конца 8 полукруглой трубки позволяет произвести оценку неразрывности потока смазки, вывести двигатель из критических режимов работы. Индикатор неразрывности потока жидкости прост по конструкции, обеспечивает и допускает установку на работающую реальную автотранспортную технику и при работе, оценивая интенсивность или разрыв потока масла по установленному индикатору в щитке приборов, меняя обороты двигателя, позволяет избежать критических режимов работы и определить возможность дальнейшей эксплуатации ДВС, произвести своевременный ремонт с минимальными затратами.

Похожие патенты RU2221964C2

название год авторы номер документа
ИНДИКАТОР НЕРАЗРЫВНОСТИ ПОТОКА ЖИДКОСТИ 2000
  • Светличный Н.И.
  • Кулаков А.Т.
  • Тазеев Р.Т.
RU2168106C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И ЭЛЕКТРОННОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2011
  • Куков Станислав Семенович
  • Гриценко Александр Владимирович
  • Цыганов Константин Анатольевич
  • Горбунов Андрей Владимирович
RU2474715C1
СИСТЕМА ПОДАЧИ СМАЗОЧНОГО МАТЕРИАЛА В ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2012
  • Денисов Александр Сергеевич
  • Кулаков Александр Тихонович
  • Барыльникова Елена Петровна
  • Орлов Никита Васильевич
RU2503877C1
СПОСОБ БЕЗРАЗБОРНОГО КОНТРОЛЯ ПРЕДОТКАЗНОГО СОСТОЯНИЯ ШАТУННЫХ ПОДШИПНИКОВ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2021
  • Шерстнев Николай Александрович
  • Гафиятуллин Асхат Асадуллович
  • Мухаметдинов Эдуард Мухаматзакиевич
  • Фахруллин Ильшат Рафисович
  • Калимуллин Руслан Флюрович
  • Кулаков Александр Тихонович
  • Кулаков Олег Александрович
  • Барыльникова Елена Петровна
  • Назаров Федор Леонидович
RU2782036C1
СПОСОБ ОЦЕНКИ НАДЕЖНОСТИ РАБОТЫ ШАТУННЫХ И КОРЕННЫХ ПОДШИПНИКОВ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2004
  • Кулаков Александр Тихонович
  • Светличный Николай Иванович
  • Денисов Александр Сергеевич
  • Тазеев Рафаэль Тазеевич
  • Сафиуллин Тагир Габдуллович
RU2278366C2
Способ эксплуатационного контроля зазора в шатунных подшипниках коленчатого вала при диагностике двигателя внутреннего сгорания автомобилей, транспортных и транспортно-технологических машин 2020
  • Макушин Александр Александрович
  • Кулаков Александр Тихонович
  • Нуретдинов Дамир Имамутдинович
  • Кулаков Олег Александрович
  • Мухаметдинов Эдуард Мухаматзакиевич
  • Гафиятуллин Асхат Асадуллович
  • Казанцев Роман Алексеевич
RU2739657C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАЗОРА В ШАТУННОМ ПОДШИПНИКЕ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА ПРИ ИСПЫТАНИИ И ДИАГНОСТИКЕ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ, ТРАНСПОРТНЫХ И ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ МАШИН 2018
  • Макушин Александр Александрович
  • Кулаков Александр Тихонович
  • Кулаков Олег Александрович
  • Илюхин Алексей Николаевич
RU2691259C1
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ТОЛЩИНЫ МАСЛЯНОГО СЛОЯ ШАТУННОГО ПОДШИПНИКА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1991
  • Косырев С.П.
  • Гребнев В.М.
RU2028594C1
Устройство бортового диагностирования предотказного состояния шатунных подшипников двигателя внутреннего сгорания 2023
  • Гафиятуллин Асхат Асадуллович
  • Кулаков Александр Тихонович
  • Калимуллин Руслан Флюрович
  • Денисов Александр Сергеевич
  • Никишин Вячеслав Николаевич
  • Кулаков Олег Александрович
  • Барыльникова Елена Петровна
  • Нуретдинов Дамир Имамутдинович
  • Гапиев Радик Мирзашаехович
  • Шерстнев Николай Александрович
  • Фахруллин Ильшат Рафисович
RU2809890C1
СПОСОБ БЕЗРАЗБОРНОЙ ДИАГНОСТИКИ СТЕПЕНИ ИЗНОСА КОРЕННЫХ ПОДШИПНИКОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2012
  • Чмиль Владимир Павлович
  • Чмиль Юрий Владимирович
RU2517968C2

Реферат патента 2004 года ИНДИКАТОР НЕРАЗРЫВНОСТИ ПОТОКА ЖИДКОСТИ

Изобретение предназначено для визуального определения неразрывности потока жидкости. Индикатор содержит корпус из прозрачного материала, маслопроводящую трубку, установленную в маслоканале коленчатого вала, при этом заборный конец маслопроводящей трубки установлен в маслоканале подвода масла от коренной опоры к шатунной шейке на минимальном расстоянии от оси вращения коленчатого вала, а выходной конец маслопроводящей трубки через муфту вращения установлен вертикально в середине корпуса, загнут полукругом и выполнен из прозрачного материала, установлен в щитке приборов автотранспорта. Технический результат - повышение надежности работы двигателя. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 221 964 C2

Индикатор неразрывности потока жидкости, содержащий корпус из прозрачного материала, маслопроводящую трубку, установленную в маслоканале коленчатого вала, отличающийся тем, что заборный конец маслопроводящей трубки установлен в маслоканале подвода масла от коренной опоры к шатунной шейке на минимальном расстоянии от оси вращения коленчатого вала, а выходной конец маслопроводящей трубки через муфту вращения установлен вертикально в середине корпуса, загнут полукругом и выполнен из прозрачного материала, установлен в щитке приборов автотранспорта.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2004 года RU2221964C2

ИНДИКАТОР НЕРАЗРЫВНОСТИ ПОТОКА ЖИДКОСТИ 2000
  • Светличный Н.И.
  • Кулаков А.Т.
  • Тазеев Р.Т.
RU2168106C1
Индикатор потока жидкости 1990
  • Бучин Александр Александрович
  • Ротов Анатолий Егорович
SU1767278A1
Указатель уровня масла в емкости 1988
  • Артишевский Сергей Александрович
  • Бобровник Александр Иванович
  • Петрович Галина Владимировна
SU1557413A1
Ротационный электрофотографический аппарат для копирования с микрофиши 1974
  • Землянская Вера Алексеевна
  • Воронин Николай Александрович
  • Тарасов Геннадий Александрович
  • Трапезников Геннадий Леонидович
SU1125598A1
US 4114560 A, 19.09.1978.

RU 2 221 964 C2

Авторы

Светличный Н.И.

Кулаков А.Т.

Тазеев Р.Т.

Гафиятуллин А.А.

Сибиряков С.В.

Денисов А.С.

Даты

2004-01-20Публикация

2001-06-29Подача