Изобретение относится к авиационной технике, в частности к самолетам.
Известен самолет, состоящий из фюзеляжа с хвостовым оперением в виде двух килей с рулем направления и стабилизатора с рулем высоты, перед которыми расположено крыло, передняя кромка которого выполнена по интегральной схеме (Журнал "Авиация и космонавтика", 2000 г,. 12, рис. Самолет F-44, с. 31).
Недостатками указанного устройства являются высокая поражаемость хвостового оперения в боевых условиях, кроме того, невозможность взлета, полета, приземления и стоянки на участках, ограниченных по ширине ввиду конструктивного исполнения.
Ближайшим аналогом изобретения является самолет, состоящий из фюзеляжа с боковыми наплывами, который имеет удлиненный боковой профиль, плавно сопряженный с треугольным среднерасположенным крылом с положительным углом стреловидности по передней кромке 60o и отрицательным в 10o по задней кромке, имеющим очень плоский двояковыпуклый профиль, на концевых участках которого размещено по одной гондоле турбореактивных двигателей, на каждой из которых смонтировано хвостовое оперение в виде цельноповоротного киля, который установлен с наклоном 15o к вертикали с завалом к продольной оси фюзеляжа, с внешней стороны которого на задней кромке каждой плоскости крыла имеется по два элерона, в корневые части которого убираются в направлении оси фюзеляжа трехколесные основные шасси, в передней части которого размещена носовая опора, убирающаяся в фюзеляж, имеющий гофрированную обшивку (Журнал "Авиация и космонавтика", 2000 г. 8, рис. Продувочная модель А 12, с.43).
Недостатками аналога являются высокая уязвимость цельноповоротного киля от воздействия внешних факторов, например, в боевой обстановке, кроме того, невозможность взлета, полета, приземления и стоянки на узких участках из-за конструкции.
Техническим результатом, достигаемым устройством, согласно изобретению, является улучшение эксплуатационных свойств.
Указанный результат достигается тем, что самолет, включающий фюзеляж, треугольное крыло, двигатель, основные и носовую опоры, согласно изобретению, снабжен кабиной, рулями направления, расположенными симметрично относительно продольной оси фюзеляжа, системой индивидуального управления для каждого руля направления, включающей педаль с осью, закрепленной на кронштейне кабины, ролики с осями, заделанными в пол фюзеляжа, трос, охватывающий ролики и шарнирно соединенный одним концом с педалью и другим концом с рычагом руля направления, пружину, связанную с педалью, пружину, связанную с рычагом руля направления, ограничитель, выполненный в виде стержня с обрезиненной рабочей поверхностью и заделанный в пол за педалью, фюзеляж выполнен в поперечном сечении по форме треугольника с сужением нижнего хвостового участка, на боковых поверхностях фюзеляжа выполнены две ниши, в каждой из которых шарнирно смонтирован один из рулей направления, треугольное крыло включает коренную часть, прикрепленную к фюзеляжу, и две концевые части, шарнирно состыкованные с коренной частью, два силовых цилиндра, шток каждого цилиндра связан с концевой частью крыла, а корпус - с коренной частью, ось каждого руля направления удалена от торца хвоста фюзеляжа на расстояние, равное 2/5 длины фюзеляжа.
Предлагаемый самолет поясняется чертежами, где:
на фиг.1 - самолет, вид сбоку;
на фиг.2 - то же, вид спереди;
на фиг.3 - то же, вид сверху в плане;
на фиг.4 показано размещение рулей направления в нишах и механизм управления;
на фиг.5 изображен фюзеляж, вид сбоку;
на фиг.6 - то же, поперечный разрез по АА на фиг.5;
на фиг.7 - то же, вид сверху по Б на фиг.5;
на фиг.8 изображено крыло, вид сверху в плане;
на фиг.9 показан профиль крыла;
на фиг.10 изображено размещение самолета на ограниченном участке по ширине;
на фиг.11 показано положение руля направления для правого разворота;
на фиг.12 - то же, для левого разворота.
Самолет включает фюзеляж 1, выполненный в поперечном сечении по форме треугольника с неодинаковым размером указанного сечения на всей длине. Два ниши 2 выполнены на боковых поверхностях фюзеляжа. Нижний хвостовой участок фюзеляжа 1 выполнен с сужением 2. На боковых поверхностях фюзеляжа 1 выполнены две ниши 3. Два руля 4 направления, каждый, шарнирно смонтирован в нише 3. Ось каждого руля 4 направления удалена от торца хвоста фюзеляжа 1 на расстояние, равное 2/5 длины фюзеляжа 1. Треугольное крыло 5 включает коренную часть "б", прикрепленную к фюзеляжу 1, и две концевые части "а", шарнирно состыкованные с коренной частью "б", два силовых цилиндра 6, штоком связанные с концевой частью "а", а корпусом с коренной частью "б". Две расположенные симметрично относительно продольной оси системы индивидуального управления рулями 4 управления смонтированы в полости фюзеляжа 1. Система индивидуального управления каждого руля 4 направления состоит из педали 7 с осью 8, закрепленной на кронштейне кабины, роликов 9 с осями, заделанными в пол фюзеляжа 1, троса 10, охватывающего ролики 9 и шарнирно соединенного с педалью 7 одним концом и другим концом присоединенного к рычагу руля 4 направления, ограничителя 11, выполненного в виде стержня с обрезиненной рабочей поверхностью и заделанного в пол за педалью 7, двух витых пружин 12, одна из которых связана с педалью, а другая пружина связана с рычагом руля 4 направления. В верхней части полости хвостового участка фюзеляжа 1 смонтирован реактивный двигатель РД.
Две основные опоры шасси выполнены с возможностью укорачивания "ноги" (несущей стойки) - не показано.
Самолет работает следующим образом.
Для перемещения в воздушной среде с максимальной нагрузкой концевые части "в" располагают горизонтально, фиг.3. При наборе высоты носовую опору убирают в фюзеляж 1 по полету. Одновременно с укорачиванием "ноги" (стойки) основные опоры убирают в коренную часть "б" крыла 5.
Для перемещения в воздушной среде с номинальной нагрузкой (грузоподъемностью) концевые части "в" крыла 5 переводят в вертикальное положение (возможно с допустимым завалом к продольной оси фюзеляжа 1), фиг.10. При этом штоки втягивают в силовые цилиндры 6, а концевые части "в" совершают поворот на шарнирах в сторону фюзеляжа 1. Благодаря чему уменьшают размах крыла 5 и обеспечивают номинальную удельную нагрузку.
Для правого разворота оператор ногой подает правую педаль 7 вперед от исходного положения, растягивая соответствующую пружину 12. Педаль, проворачиваясь на оси 8, увлекает за собой трос 10, который обкатав ролики 9 другим концом, воздействует на рычаг руля 4 направления, растягивая другую пружину 12, и выводит руль 4 из ниш 3, отклоняя на требуемый угол.
Аналогичные действия производит оператор для разворота налево. Для этого ногой он воздействует на левую педаль 7 и выводит из ниш 3 левый руль 4 направления, расположенный на противоположном боку фюзеляжа 1.
После разворота в исходное положение, до ограничителя 11, руль 4 возвращают пружинами 12, которые сжимаются, и посредством ноги оператора.
Для взлета, полета, приземления и стоянки на ограниченном по ширине участке концевые части "в" крыла 5 переводят в вертикальное положение.
Выполнение фюзеляжа по форме треугольника с неодинаковым размером поперечного сечения на всей длине от носа до хвоста уменьшает массу устройства.
Сужение 2 нижней части хвоста фюзеляжа улучшает путевую устойчивость самолета.
Расположение рулей направления по бокам фюзеляжа снижает их уязвимость от воздействия внешних факторов, а размещение рулей в нише улучшает обтекаемость фюзеляжа.
Удаление руля направления от торца хвоста на расстояние, равное 2/5 длины фюзеляжа, обеспечивает требуемый для поворота момент.
Выполнение крыла из коренной части и концевых частей, состыкованных шарнирно, обеспечивает уменьшение размаха крыла.
Введение индивидуального управления каждым рулем направления повышает эксплуатационные свойства самолета.
Самолет согласно изобретению может быть использован в качестве лабораторной, разведывательной и военной техники.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
САМОЛЕТ | 2002 |
|
RU2219102C1 |
САМОЛЕТ | 2002 |
|
RU2219103C1 |
САМОЛЕТ | 2003 |
|
RU2231475C1 |
САМОЛЕТ | 2004 |
|
RU2277060C1 |
САМОЛЕТ | 2003 |
|
RU2228283C1 |
САМОЛЕТ | 2001 |
|
RU2193507C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ В ВОЗДУШНОЙ СРЕДЕ | 2000 |
|
RU2183182C1 |
САМОЛЕТ | 2003 |
|
RU2243922C1 |
САМОЛЕТ | 2003 |
|
RU2249544C1 |
САМОЛЕТ | 2003 |
|
RU2231477C1 |
Изобретение относится к авиации. Самолет включает фюзеляж, треугольное крыло, двигатель, основные и носовую опоры. Самолет снабжен двумя нишами, расположенными в боковых поверхностях фюзеляжа, который в поперечном сечении имеет форму треугольника с загибом под прямым углом поверхностей и с сужением их нижнего хвостового участка. Предусмотрены два руля направления, шарнирно смонтированные в нишах фюзеляжа. Крыло смонтировано на упомянутых загибах боковых поверхностей фюзеляжа и выполнено из шарнирно состыкованных между собой коренной части и двух концевых частей и привода в виде двух силовых цилиндров, штоками связанных с концевыми частями, а корпусом - с коренной частью, причем размер поперечного сечения фюзеляжа не одинаковый на всей длине. Изобретение направлено на улучшение эксплуатационных свойств. 12 ил.
Самолет, включающий фюзеляж, треугольное крыло, двигатель, основные и носовую опоры, отличающийся тем, что он снабжен кабиной, рулями направления, расположенными симметрично относительно продольной оси фюзеляжа, системой индивидуального управления для каждого руля направления, включающей педаль с осью, закрепленной на кронштейне кабины, ролики с осями, заделанными в пол фюзеляжа, трос, охватывающий ролики и шарнирно соединенный одним концом с педалью и другим концом с рычагом руля направления, пружину, связанную с педалью, пружину, связанную с рычагом руля направления, ограничитель, выполненный в виде стержня с обрезиненной рабочей поверхностью и заделанный в пол за педалью, фюзеляж выполнен в поперечном сечении по форме треугольника с сужением нижнего хвостового участка, на боковых поверхностях фюзеляжа выполнены две ниши, в каждой из которых шарнирно смонтирован один из рулей направления, треугольное крыло включает коренную часть, прикрепленную к фюзеляжу, и две концевые части, шарнирно состыкованные с коренной частью, два силовых цилиндра, шток каждого цилиндра связан с концевой частью крыла, а корпус с коренной частью, ось каждого руля направления удалена от торца хвоста фюзеляжа на расстояние, равное 2/5 длины фюзеляжа.
Журнал "Авиация и космонавтика", 2000, №8, с.43 | |||
САМОЛЕТ | 1990 |
|
RU2010744C1 |
JP 11348894 A, 21.12.1999 | |||
JP 3139498 A, 13.06.1999 | |||
DE 3815422 A, 06.05.1988 | |||
US 4194707 A, 16.12.1977 | |||
RU 2060211 C1, 20.05.1996. |
Авторы
Даты
2004-02-10—Публикация
2002-06-19—Подача