УСТАНОВКА КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА ПАССАЖИРСКОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВАГОНА Российский патент 2004 года по МПК B61D27/00 B60H3/00 

Описание патента на изобретение RU2223880C1

Изобретение относится к оборудованию железнодорожного транспорта, обеспечивающему комфортные условия пассажиров в вагонах, в частности к установкам для кондиционирования воздуха.

Известны установки кондиционирования воздуха (УКВ), выполненные в виде моноблока, размещаемого в подкрышевом пространстве вагона, и представляющие собой автоматически регулируемые компрессионные холодильные машины [1].

Недостатками таких УКВ с компрессионными холодильными машинами являются их большие массогабаритные размеры, низкая эксплуатационная надежность и невозможность плавного регулирования производительности.

Наиболее близким техническим решением к заявляемому объекту изобретения, принятым в качестве прототипа, является установка кондиционирования воздуха пассажирских вагонов (УКВ-31), выполненная в виде единого автономного блока, размещаемого в подкрышевом пространстве рабочего тамбура железнодорожного вагона, содержащая герметичный теплоизолированный корпус с размещенным в нем оборудованием холодильной машины, причем корпус разделен перегородкой на два отсека. Холодильный компрессор, осевой вентилятор, воздушные конденсаторы установлены в одном отсеке, а приточный вентилятор и симметрично расположенные относительно него клапаны наружного воздуха, воздушные фильтры, воздухоохладители, водяной и электрический калориферы - в другом. Элементы установки соединены трубопроводами. В корпусе выполнены окна для входа и выхода воздуха [2].

Основным недостатком данной установки является невозможность ее работы в режиме интенсивного проветривания вагона из-за отсутствия возможности увеличения расхода наружного воздуха.

Целью настоящего изобретения является создание такой конструкции установки кондиционирования воздуха пассажирских вагонов, которая обеспечивала бы высокую экономичность, возможность плавного регулирования расхода наружного воздуха и поддержания выходных параметров воздуха, а также возможность режима интенсивной вентиляции при аварийных ситуациях с холодильной машиной или в периоды предпосадочной подготовки вагона.

Поставленная цель достигается тем, что заявляемая установка кондиционирования воздуха пассажирских вагонов, выполненная в виде единого автономного блока, размещаемого в подкрышевом пространстве железнодорожного вагона, содержащая герметичный теплоизолированный корпус с окнами для входа и выхода воздуха и с размещенным в нем оборудованием холодильной машины, разделенный перегородкой на два отсека, причем холодильный компрессор, осевой вентилятор, воздушные конденсаторы установлены в одном отсеке, а приточный вентилятор и по крайней мере по одному расположенные последовательно по направлению поступающего в установку воздуха клапан наружного воздуха, воздушный фильтр, воздухоохладитель, электрический и водяной калориферы - в другом, согласно изобретению в перегородке между отсеками на участках перегородки между окном для входа наружного воздуха и конденсаторами холодильной машины выполнены окна с установленными в них клапанами. Кроме того, в отсеке, где размещен компрессор и конденсаторы, дополнительно установлен по крайней мере один осевой вентилятор. В целях расширения диапазона регулирования работы установки кондиционирования осевые вентиляторы выполнены с вентильными электродвигателями постоянного тока.

Сущность изобретения поясняется описанием со ссылками на чертежи, где:
Фиг.1 - компоновочная схема одного из вариантов реализации установки;
Фиг. 2 - принципиальная пневмогидравлическая схема обработки приточного воздуха в установке кондиционирования воздуха.

Установка кондиционирования воздуха пассажирских вагонов (фиг.1) состоит из теплоизолированного корпуса 1 с окнами для входа и выхода воздуха, разделенного перегородкой 2 на два отсека с размещенным в них оборудованием холодильной машины. В первом отсеке установлены винтовой компрессор 3 с ресивером, по крайней мере два осевых вентилятора 4 и конденсаторы 5. При этом в перегородке 2 на участках между окном для входа наружного воздуха и конденсаторами 5 выполнены окна с установленными в них клапанами 6. Во втором отсеке установлен приточный вентилятор 7, а симметрично относительно него расположены последовательно по направлению поступающего в установку воздуха клапаны наружного воздуха 8, воздушные фильтры 9, воздухоохладители 10, водяные калориферы 11 и электрические калориферы 12.

Установка кондиционирования воздуха пассажирских вагонов работает в следующих режимах:
- охлаждение воздуха;
- вентиляция;
- подогрев воздуха (в режиме теплового насоса либо с помощью электрического и водяного калориферов).

При работе в режиме охлаждения в установке задействованы холодильная машина и вентиляционное оборудование. Охлаждение воздуха осуществляется следующим образом (фиг.2). При включенной холодильной машине под действием разряжения, создаваемого приточным вентилятором 7, в установку кондиционирования воздуха через окна в стенке корпуса поступает рециркуляционный воздух из вагона и наружный воздух, расход которого может регулироваться с помощью воздушных клапанов 6 и 8. Потоки рециркуляционного и наружного воздуха перемешиваются, проходят через воздушные фильтры 9, далее воздух поступает в канал с теплообменными аппаратами, охлаждаясь в воздухоохладителе 9. Затем воздух нагнетается с помощью приточного вентилятора 7 внутрь вагона через окно для выхода обработанного приточного воздуха.

При работе в режиме вентиляции холодильная машина, водяные калориферы 11, электрические калориферы 12 выключены и задействован только приточный вентилятор 7, воздушные клапаны 6 и 8, обеспечивающие воздухообмен в вагоне.

При работе в режиме нагревания воздуха могут быть задействованы водяные калориферы 11 и электрические калориферы 12. Регулируемый воздухообмен обеспечивается с помощью воздушных клапанов 8. Воздух нагнетается внутрь вагона с помощью приточного вентилятора 7, как было описано выше.

В режиме теплового насоса установка обеспечивает нагрев приточного воздуха при работе холодильной машины. Потоки холодильного агента при этом реверсируются и в воздухоохладители 10 подается горячий пар, нагнетаемый из компрессора 3. Воздух, проходящий через воздухоохладитель, нагревается за счет отвода теплоты от конденсирующихся паров холодильного агента.

Использование вентильных двигателей постоянного тока для осевых вентиляторов, обеспечивающих охлаждение конденсаторов, позволяет более плавно регулировать давление конденсации хладагента в конденсаторах холодильной машины плавным уменьшением частоты вращения вентиляторов и снижением их производительности.

Интенсивное проветривание в период предпосадочной подготовки вагона позволяет понизить температуру в летний период в вагоне до наружной и за счет повышенной подвижности воздуха улучшить тепловой режим в вагоне. Однако имеющиеся каналы для наружного и рециркуляционного воздуха не позволяют изменить их соотношение в смеси приточного воздуха. Наличие в перегородке 2 окон с клапанами 6 позволяет уменьшить сопротивление входа наружного воздуха в камеру смешения и соответственно повысить долю наружного воздуха по отношению к рециркуляционному и соответственно увеличить номинальный расход наружного воздуха до требуемого по санитарным правилам на вагонах салонного типа (пригородных электропоездах), когда количество пассажиров увеличивается не менее чем в 2 раза по отношению к купейным вагонам.

Источники информации
1. Системы вентиляции и установки кондиционирования воздуха. Вагоны. /Под ред. Л.Д.Кузьмина. - М. Машиностроение, 1978.

2. Руководство по монтажу и эксплуатации УКВ-31.РЭ. ЗАО "Остров", г. Москва, 2000 г.

Похожие патенты RU2223880C1

название год авторы номер документа
УСТАНОВКА КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА В ВАГОНАХ-РЕСТОРАНАХ ПАССАЖИРСКОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА 2002
  • Емельянов А.Л.
  • Емельянов Ф.А.
RU2236968C2
УСТАНОВКА КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА ПАССАЖИРСКОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВАГОНА 2008
  • Буравой Семен Ефимович
  • Платунов Евгений Степанович
  • Емельянов Анатолий Леонович
  • Антипов Алексей Сергеевич
RU2375222C1
УСТАНОВКА КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА В ВАГОНАХ-РЕСТОРАНАХ ПАССАЖИРСКОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА 2002
  • Емельянов А.Л.
  • Царь В.В.
  • Кононов А.В.
RU2223879C2
СИСТЕМА КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА ПАССАЖИРСКОГО ВАГОНА 2003
  • Гаранов С.А.
  • Емельянов А.Л.
  • Емельянов Ф.А.
RU2233758C1
УСТАНОВКА КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА ПАССАЖИРСКОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВАГОНА 2004
  • Фишбейн Борис Давидович
RU2278794C1
СИСТЕМА ВЕНТИЛЯЦИИ ПАССАЖИРСКОГО ВАГОНА 2008
  • Емельянов Анатолий Леонович
  • Уланов Анатолий Александрович
RU2407663C2
СИСТЕМА ВЕНТИЛЯЦИИ ПАССАЖИРСКОГО ВАГОНА 2008
  • Емельянов Анатолий Леонович
  • Афанасьев Василий Петрович
RU2390447C1
Установка кондиционирования воздуха транспортного средства 1988
  • Гаршин Игорь Михайлович
  • Калинкин Евгений Иванович
SU1527023A1
СПОСОБ ОХЛАЖДЕНИЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ КОНДИЦИОНЕРА С ВОЗДУШНЫМ КОНДЕНСАТОРОМ ХЛАДОНА 2013
  • Деньгин Валерий Георгиевич
  • Мифтахов Рафик Мугалимович
  • Зайцев Юрий Владиславович
  • Милютин Юрий Викторович
  • Малунов Владимир Алексеевич
  • Выдрина Анна Сергеевна
RU2546499C2
УСТАНОВКА ДЛЯ ОБЕЗЗАРАЖИВАНИЯ ВОЗДУХА В ВАГОНАХ МЕТРОПОЛИТЕНА 2011
  • Костюченко Сергей Владимирович
  • Кикнадзе Николай Джемалович
  • Тимаков Сергей Владимирович
  • Соколов Дмитрий Владимирович
  • Ситников Александр Сергеевич
  • Карелин Александр Александрович
RU2445122C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 223 880 C1

Реферат патента 2004 года УСТАНОВКА КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА ПАССАЖИРСКОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВАГОНА

Изобретение относится к машиностроению, более конкретно - к устройствам кондиционирования воздуха для транспортных средств, в том числе для подвижного железнодорожного состава. Устройство выполнено в виде единого автономного блока, размещаемого в подкрышевом пространстве железнодорожного вагона, и содержит герметичный теплоизолированный корпус с окнами для входа и выхода воздуха, причем корпус разделен перегородкой на два отсека, в одном из которых установлены осевой вентилятор, холодильный компрессор и воздушные конденсаторы, а в другом - приточный вентилятор, клапаны наружного воздуха, электрический и водяной калориферы, воздухоохладители и воздушные фильтры. Новым является то, что в отсеке, где размещены холодильный компрессор и воздушные конденсаторы, дополнительно установлен, по крайней мере, один осевой вентилятор, при этом в упомянутой перегородке, разделяющей теплоизолированный корпус на два отсека, на участках между окнами для входа наружного воздуха и конденсаторами выполнены окна для прохода наружного воздуха с установленными в них регулируемыми клапанами. Осевые вентиляторы выполнены с вентильными электродвигателями постоянного тока. Техническим результатом является повышение экономических характеристик кондиционера и возможность плавного регулирования выходных параметров воздуха, а также обеспечение режима интенсивной вентиляции при аварийных ситуациях. 1 з.п.ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 223 880 C1

1. Установка кондиционирования воздуха пассажирского железнодорожного вагона, выполненная в виде единого автономного блока, устанавливаемого в подкрышевом пространстве железнодорожного вагона, содержащая герметичный теплоизолированный корпус с окнами для входа и выхода воздуха, причем корпус разделен перегородкой на два отсека, в одном из которых установлены осевой вентилятор, холодильный компрессор и воздушные конденсаторы, а в другом - приточный вентилятор, клапаны наружного воздуха, воздушные фильтры, воздухоохладители, водяной и электрический калориферы, отличающаяся тем, что в отсеке, где размещены холодильный компрессор и воздушные конденсаторы, дополнительно установлен, по крайней мере, один осевой вентилятор, при этом в упомянутой перегородке, разделяющей теплоизолированный корпус на два отсека, на участках между окнами для входа наружного воздуха и конденсаторами выполнены окна для прохода наружного воздуха с установленными в них регулируемыми клапанами.2. Установка по п.1, отличающаяся тем, что осевые вентиляторы выполнены с вентильными электродвигателями постоянного тока.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2004 года RU2223880C1

Способ очистки нефти и нефтяных продуктов и уничтожения их флюоресценции 1921
  • Тычинин Б.Г.
SU31A1
РЭ
ЗАО "ОСТРОВ"
- М., 2000
КЛИМАТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХОМ ВАГОНА 1997
  • Хомутов Г.В.
  • Рубан В.Л.
  • Абрамов Н.В.
  • Исакова В.А.
  • Ельчанинов В.Д.
  • Щербаков А.В.
RU2131811C1
КЛИМАТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХОМ СКОРОСТНОГО ВАГОНА 1997
  • Журавлев А.Ю.
  • Рубан В.Л.
  • Халанский В.Е.
  • Куцелик В.К.
  • Рунышкина Т.В.
  • Щербаков А.В.
RU2136511C1
ЗАВИХРИТЕЛЬ ПОТОКАВСЕСОЮЗНАЯ^^тт-],мжшБИБЛИОТЕКА 0
SU301494A1
УСТРОЙСТВО для ВЫРАВНИВАНИЯ КРОМОК ЛЕНТОЧНОГО МАТЕРИАЛА 0
  • Авторы Изобретени И. А. Спивак, И. М. Бов, С. Г. Самохин, Н. А. Сахаров, Б. М. Железн Ков, В. А. Сизов Л. М. Лопаткина
SU388905A1

RU 2 223 880 C1

Авторы

Емельянов А.Л.

Гаранов С.А.

Даты

2004-02-20Публикация

2002-09-11Подача