ТРАНСФОРМАТОР С СИММЕТРИРУЮЩИМ ЭФФЕКТОМ ДЛЯ ТЯГОВОЙ ПОДСТАНЦИИ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА Российский патент 2004 года по МПК H01F30/14 

Описание патента на изобретение RU2224316C2

Изобретение относится к системам электроснабжения железных дорог на переменном токе 27,5 кВ, 50 Гц, может быть использовано для поперечного симметрирования тяговых нагрузок на тяговых подстанциях и представляет собой специальный силовой понижающий трансформатор с симметрирующим эффектом.

Известны специальные симметрирующие трансформаторы со сложными схемами соединения обмоток на стороне тяги и большим расходом меди /1, 2/.

Недостатком этих трансформаторов является большой расход и плохое использование меди на стороне тяги, повышенные потери мощности в них.

Наиболее близким по технической сущности является устройство, описанное в /2/. Оно и взято за прототип.

Техническим результатом является уменьшение расхода меди трансформатора, потерь энергии, снижение его стоимости, минимальное количество выводов на стороне тяги.

Сущность заявляемого изобретения состоит в том, что на стороне тяги обмотки всех трех фаз, каждая напряжением 14,232 кВ, соединены в треугольник, а для получения напряжений плеч питания тяги 27,5 кВ и создания между ними сдвига в 90o к двум вершинам треугольника присоединяется к каждой по две обмотки, соединенные в неполную звезду. Напряжение каждого луча неполной звезды составляет 8,220 кВ.

На фиг.1 показана схема соединения обмоток предлагаемого трансформатора, на фиг.2 - векторная диаграмма токов и напряжений.

Трансформатор состоит из первичной обмотки 1, соединенной в звезду. Вторичная (тяговая) обмотка состоит из обмотки 2, соединенной треугольником с напряжением каждой фазы 14,232 кВ. К вершине 3 треугольника 2 присоединяются обмотки фаз 4 и 5, соединенные в неполную звезду 6. Обмотки этих фаз выполняются на напряжение 8,220 кВ. Вывод 7 этой неполной звезды 6 присоединяется к контактным подвескам левого плеча тяговой подстанции. Вершина 8 треугольника 2 присоединяется к рельсам, а напряжение между узлами 7 и 8 составляет 27,5 кВ. К вершине 9 треугольника присоединяются обмотки фаз 10 и 11, соединенные в неполную звезду 12. Обмотки фаз 10 и 11 выполняются на напряжение 8,220 кВ, а вывод 13 обмотки 11 присоединяется к контактным подвескам правого плеча тяговой подстанции. Напряжение между выводами 13 и 8 является напряжением правого плеча тяговой подстанции, оно равно 27,5 кВ, а угол между напряжениями левого и правого плеч тяговой подстанции равен 90o, что обеспечивает этому трансформатору симметрирующий эффект.

На фиг.2 изображена векторная диаграмма токов и напряжений этого симметрирующего трансформатора со стороны тяги. Центральная обмотка на стороне тяги, соединенная треугольником, образует между узлами 9-3, 8-9 и 3-8 напряжения . К узлу 3 присоединяется один луч неполной звезды 4 с напряжением , а к этому лучу присоединяется второй луч неполной звезды 5 с напряжением . В результате между выводом 7 этой неполной звезды и узлом 8 формируется вектор напряжения левого плеча . Вектор тока левого плеча отстает от напряжения этого плеча на угол ϕл
К узлу 9 присоединяется луч второй неполной звезды 10, вектор напряжения которого равен , к началу. этого луча звезды присоединяется второй луч 11, вектор напряжения которого равен . Между концом этого вектора 13 и узлом треугольника 8 образуется напряжение правого плеча . Вектор тока этого плеча отстает от вектора на угол ϕп. Из фиг.2 видно, что между векторами напряжений плеч питания угол составляет 90o и при углах ϕл = ϕп между токами плеч питания угол составляет также 90o, что обеспечивает симметрирование тяговых нагрузок.

В случае, если предлагаемый трансформатор предполагается использовать для модернизации существующих тяговых подстанций с заменой существующих трансформаторов на симметрирующие, в схеме предполагается возможность выполнения обмотки 14 с напряжением 8,220 кВ, наличие которой позволяет создать между узлами 15 и 8, 15 и 7, 7 и 8 напряжения 27,5 кВ и осуществить от этих узлов 7, 8 и 15 питание существующих сетей ДПР. На фиг.1 и 2 эта обмотка и вектор ее напряжения 16 на фиг.2 показаны штриховыми линиями.

Мощность тяговых обмоток прототипа составляет
Sт.прот=86,75• Iпл кВА, предлагаемого трансформатора
Sт.предл.=64,691• Iпл кВА
Осюда
расход меди на стороне тяги у предлагаемого трансформатора снижается на 34,1%.

При одинаковой плотности тока в обмотках отношение потерь в меди прототипа к потерям меди в предлагаемом трансформаторе составляет 1,054, т.е. на 1,54% выше, чем у предлагаемого трансформатора.

Выполнение трансформатора в варианте с питанием нагрузок ДПР мощность его обмоток на стороне тяги увеличивается до 72,91•Iпл, а сокращение расхода меди на стороне тяги по сравнению с прототипом снижается в 1,19 раза или на 19%.

Количество выводов на стороне тяги у предлагаемого трансформатора снижается по сравнению с прототипом с 5 до 3, а при необходимости сохранения питания системы ДПР - с 5 до 4.

Источники информации
1. Марквардт К.Г. Электроснабжение электрифицированных железных дорог. Москва, Транспорт, 1982, с.41, 42.

2. SU 1377930 A1, H 01 F 33/00, 1987 (прототип).

Похожие патенты RU2224316C2

название год авторы номер документа
ТРАНСФОРМАТОР С СИММЕТРИРУЮЩИМ ЭФФЕКТОМ ДЛЯ СИСТЕМЫ РАСПРЕДЕЛЕННОГО ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ 2001
  • Мамошин Р.Р.
  • Василянский А.М.
RU2224317C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПАРАЛЛЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ТЯГОВЫХ ПОДСТАНЦИЙ ПО ТЯГОВОЙ СЕТИ 27,5 КВ, 50 ГЦ С СУЩЕСТВУЮЩИМИ И СИММЕТРИРУЮЩИМИ ТРАНСФОРМАТОРАМИ 2003
  • Мамошин Р.Р.
  • Василянский А.М.
RU2263587C2
Устройство поперечной емкостной компенсации тяговой подстанции 1990
  • Мамошин Ревмир Романович
  • Капишев Аскар Берлабекович
SU1818659A1
Устройство для электроснабжения электрифицированных железных дорог переменного тока 1990
  • Едренин Валерий Кузьмич
  • Похабов Борис Ефимович
  • Беляев Виктор Иванович
  • Ахмеджанов Равиль Абдрахманович
  • Сапельченко Анатолий Михайлович
SU1736776A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА ДВУХПУТНОГО УЧАСТКА 2012
  • Мрыхин Станислав Дмитриевич
RU2489277C1
Устройство для электроснабжения электрифицированных железных дорог переменного тока 1986
  • Мамошин Ревмир Романович
  • Зельвянский Александр Яковлевич
  • Титов Алексей Федорович
  • Хлопков Александр Михайлович
SU1414680A1
Устройство для электроснабжения железных дорог переменного тока и районных нетяговых потребителей 1990
  • Воротников Владимир Сергеевич
SU1737616A1
СИСТЕМА РАСПРЕДЕЛЕННОГО ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ С ТРЕХФАЗНЫМИ СИММЕТРИРУЮЩИМИ И ОДНОФАЗНЫМИ ТРАНСФОРМАТОРАМИ 2001
  • Мамошин Р.Р.
  • Василянский А.М.
RU2258994C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА И РАЙОННЫХ НЕТЯГОВЫХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ 1992
  • Воротников В.С.
RU2026210C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ТЯГОВОЙ СЕТИ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА 1993
  • Ахмеджанов Р.А.
  • Похабов Б.Е.
  • Беляев В.И.
  • Едренин В.К.
RU2063344C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 224 316 C2

Реферат патента 2004 года ТРАНСФОРМАТОР С СИММЕТРИРУЮЩИМ ЭФФЕКТОМ ДЛЯ ТЯГОВОЙ ПОДСТАНЦИИ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА

Изобретение относится к системам электроснабжения железных дорог на переменном токе 27,5 кВ, 50 Гц и может быть использовано для поперечного симметрирования тяговых нагрузок на тяговых подстанциях. Технический результат заключается в минимальном расходе меди, потерь энергии, снижении стоимости, уменьшении количества выводов на стороне тяги. Трансформатор содержит первичную обмотку, соединенную в "звезду". Вторичная обмотка содержит трехфазную обмотку, соединенную в "треугольник", и две обмотки, соединенные в неполную звезду. Каждая из которых одним выводом присоединена к одной из вершин указанной трехфазной обмотки. Третья ее вершина присоединена к рельсам. Вторые выводы обмоток, соединенных в неполную звезду, присоединены к контактным подвескам плеч тяговой подстанции так, что угол между напряжениями плеч тяговой подстанции равен 90o. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 224 316 C2

Трансформатор с симметрирующим эффектом для тяговой подстанции переменного тока, содержащий первичную обмотку, соединенную в “звезду”, и вторичную обмотку, отличающийся тем, что вторичная обмотка содержит трехфазную соединенную в “треугольник” обмотку и две обмотки, соединенные в неполную звезду, каждая из которых одним выводом присоединена к одной из вершин указанной трехфазной обмотки, третья вершина которой присоединена к рельсам, а вторые выводы обмоток, соединенных в неполную звезду, присоединены к контактным подвескам плеч тяговой подстанции так, что угол между напряжениями плеч тяговой подстанции равен 90°.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2004 года RU2224316C2

Тяговый трансформатор для электрифицированных железных дорог переменного тока 1985
  • Мамошин Ревмир Романович
  • Зельвянский Александр Яковлевич
  • Титов Алексей Федорович
  • Хлопков Александр Михайлович
SU1377930A1
Преобразователь трехфазной системы напряжений в двухфазную 1987
  • Сазонов Владимир Васильевич
SU1474811A1
Преобразователь трехфазной системы напряжений в двухфазную 1976
  • Загрядский Владимир Иванович
  • Кобыляцкий Николай Иванович
  • Крамаренко Алексей Иванович
SU598197A1
Трехфазный преобразователь числа фаз 1973
  • Шапиро Семен Вольфович
  • Лось Юрий Анатольевич
SU555523A1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ДИЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ОБЛУЧАТЕЛЯ ДЛЯ ЗЕРКАЛЬНЫХ АНТЕНН 2009
  • Белов Сергей Николаевич
RU2397582C1
СПОСОБ ВЫРАБОТКИ ХЛЕБОБУЛОЧНОГО ИЗДЕЛИЯ 2010
  • Квасенков Олег Иванович
RU2442374C1
МАРКВАРДТ К.Г
Электроснабжение электрифицированных железных дорог
- М.: Транспорт, 1982, с.31.

RU 2 224 316 C2

Авторы

Мамошин Р.Р.

Василянский А.М.

Даты

2004-02-20Публикация

2001-09-26Подача