Изобретение относится к области развлечений, в частности к играм, чемпионатам, которые проводятся на специально оборудованных территориях - комплексах, включающих наземную территорию, в том числе аэродром со средствами, обеспечивающими его функционирование, воздушную зону над территорией комплекса для полетов летательных аппаратов, летательные аппараты, оснащенные средствами условного поражения цели, наземные мишени и наземные средства поражения воздушных целей, снабженные средствами условного поражения.
Известна популярность спортивных чемпионатов, привлекающих большое количество зрителей. Победа команды в международном чемпионате в отдельных игровых видах спорта, например футболе или хоккее, часто воспринимается населением как национальный праздник.
Большое количество зрителей привлекают также технические виды спорта на базе современной техники, такие как автомобильные гонки, авиационные соревнования. При этом спортивные соревнования, чемпионаты, особенно те, при проведении которых используются современные виды техники, представляют собой яркие зрелищные представления. Аналогично, зрелищными мероприятиями являются выставки и салоны, демонстрирующие военную технику, которые также привлекают большое количество зрителей.
Однако круг лиц, имеющих доступ к современным спортивным техническим средствам и к военной технике, в основном, ограничен специалистами, эксплуатирующими эту технику либо демонстрирующими ее на выставках, авиасалонах и прочих подобных мероприятиях.
В настоящее время приобретают популярность среди гражданского населения военные игры, которые долгое время использовались только для тренировки и обучения военнослужащих пользованию оружием, военной техникой и тактикой боевых действий.
Одним из примеров популярной среди гражданского населения военной игры может служить игра "пейнтбол". В пейнтболе используют специально созданное для игры оружие, схожее с боевым, но с условным поражением цели, а именно оружие, стреляющее капсулами с красящим веществом, которое при попадании маркирует пораженного. Как правило, игра проводится на специально оборудованной территории с разнообразными сооружениями: укрытиями, блиндажами и пр. Могут использоваться транспортные средства для перевозки участников.
Однако в настоящее время игра "пейнтбол" и существующее оружие для нее приспособлены только для проведения наземной военной игры.
Кроме оружия, стреляющего красящими капсулами, известны электронные системы, имитирующие стрелковое оружие. Большинство из них основано на имитации выстрела в виде импульса светового излучения со стороны стреляющего и индикации попадания с помощью датчика излучения, установленного на стороне цели. В некоторых из известных систем для имитации выстрела используется излучение лазера. Примером электронной системы является система, раскрытая в патенте US 4545583. Эта система включает два комплекта, состоящих из устройства условного поражения цели, создающего при нажатии на спусковой крючок один или серию импульсов инфракрасного излучения, сфокусированного в узкий световой пучок, и датчика этого излучения. Вооруженные такими комплектами противники имеют возможность целиться, как из обычного оружия, и условно стрелять друг в друга, при этом более раннее по времени попадание регистрируется как действительное электронным устройством системы, связанным по радио со всеми устройствами условного поражения цели.
Из патента US 5002490 известна система, позволяющая безопасно имитировать воздушные сражения между самолетами или сражения "воздух-земля". Эта система устанавливается на каждом из участвующих в ложном сражении самолетов и имитирует стрельбу из бортовой пушки или пулемета. Система, принцип действия которой основан на улавливании света от атакуемого самолета, в частности может использоваться свет бортовых огней, содержит средства для объективного определения условного попадания. По сигналу попадания могут быть включены устройства, создающие различные эффекты (световые, звуковые, выпускание дыма) для придания сражению реалистического характера.
Известен также бортовой тренажер авиационной электроники для имитации высокоскоростного самолета на борту более дешевого самолета, описанный в патенте US 5807109. Имитируемый самолет может представлять собой современный дорогой военный самолет, полетное время и обслуживание которого также стоит очень дорого. В качестве дешевого самолета, носителя тренажера, может быть использован гражданский самолет или устаревший военный самолет.
Система тренажера авиационной электроники включает, например, радар, систему радарного предупреждения, средства радиолокационного противодействия, системы вооружения и навигационные системы. Бортовой тренажер авиационной электроники может быть запрограммирован согласно различным сценариям таким, как бой "воздух-воздух", "воздух-земля", навигационные ситуации, отказы в работе самолетных систем.
Бортовой тренажер авиационной электроники может включать средства связи для передачи данных на другой такой же самолет, несущий совместимую тренажерную систему. Передача данных позволяет группе пилотов взаимодействовать или произвольно, или согласно сценарию, или комбинировать эти возможности. Система связи может также использоваться для предупреждения столкновений.
Кабина самолета, на котором установлен тренажер, может быть изменена, чтобы имитировать рычаг управления, дроссельное устройство и другие элементы конкретного высокоскоростного самолета.
Эксплуатация описанных систем, хотя и является более дешевой по сравнению с использованием современной боевой техникой, однако самолеты, особенно военные, остаются дорогими и практически недоступными для приобретения большинству гражданских лиц. Строгие правила полетов в воздушном пространстве, особенно вблизи населенных пунктов, гражданских аэродромов, также ограничивают использование описанных систем для игр и развлечений.
Известен развлекательный комплекс для игры "лазерный воздушный бой" или "лазерный космический бой" по патенту US 5114154, предназначенный, в основном, для парков развлечений типа "Дисней-Лэнд".
Комплекс, расположенный под куполом для защиты от внешних погодных воздействий, содержит подвижные платформы для участников, оборудованные лазерными системами, имитирующими лазерное оружие. Платформы совершают сложные движения по кругу относительно неподвижных точек с подъемами и падениями, вращаются вокруг своей оси. Участники активизируют лазерные системы и стреляют, когда их платформы приближаются к целям над их головами. Цели имитируют "вражеские", или "дружественные" самолеты, или космические корабли. Для большей эффектности игра сопровождается звуками, имитирующим звуки реактивных самолетов или космических кораблей, подкупольное пространство заполняется дымом для лучшего наблюдения за лазерным лучом. Кроме этого, ведется автоматическая фиксация попаданий в цель и выдача счета после сеанса игры каждому участнику.
Указанный комплекс доступен широкой публике, однако вся обстановка слишком искусственна и далека от реального воздушного боя, что ограничивает интерес к игре как со стороны потенциальных игроков, так и зрителей.
Известен также спортивно-развлекательный комплекс для проведения игры, содержащий территорию, специально обустроенную для проведения упомянутой игры с применением автомотосредств, имеющую две зоны в соответствии со сторонами, принимающими участие в игре, при этом упомянутые автомотосредства оснащены средствами условного поражения цели, являющийся наиболее близким аналогом (патент РФ 2144407, Кл. А 63 В 71/02, 2000). Из этого же источника известен способ проведения игры, представляющий собой имитацию боя с использованием, по меньшей мере, одного автомототранспортного средства, оборудованного средством условного поражения цели, которым управляет игрок, при этом игру проводят на комплексе, оборудованном для проведения игры с использованием автомототранспортных средств. В игре могут участвовать, по меньшей мере две команды, каждую из которых обозначают отличительным знаком.
Приведенный анализ известного уровня техники, представленный упомянутыми выше техническими решениями, показывает, что в области развлечений существует растущая, но еще не удовлетворенная потребность в развлечениях, имитирующих с большой приближенностью к реальности боевые действия с использованием современных технических средств.
В основу настоящего изобретения поставлена задача создать комплекс для военной игры и способ проведения военной игры, обеспечивающие возможно более полное впечатление реальных сражений "воздух-воздух", "воздух-земля", "воздух-море", характеризующихся исключительно высокой динамичностью и захватывающей зрелищностью, которые не присущи ни одному из приведенных выше решений. Это позволит привлечь к комплексу не только профессионалов и военных, но и широкие слои населения, причем как в качестве непосредственных участников, так и многочисленных зрителей, и позволит удовлетворить постоянно растущий интерес со стороны гражданского населения к военизированным играм, которые приобщают в том числе и молодое поколение к изучению различных современных технических средств, способствуют приобретению и развитию навыков в управлении сложными объектами техники: автомобилями, танками, бронемашинами, самолетами и, в конечном итоге, способствуют повышению интеллекта участников игр. Приобретение навыков в управлении военной техникой способствует привлечению молодежи к военным профессиям.
Согласно предлагаемому изобретению комплекс для военной игры приспособлен для проведения военной игры с применением летательных аппаратов и включает воздушную зону для полетов над территорией комплекса.
Использование воздушного пространства в большинстве географических регионов подчиняется определенным правилам и строго регламентируется с целью обеспечения безопасности полетов.
Наличие специально выделенной воздушной зоны для проведения военной игры на самолетах и/или вертолетах обеспечивает возможность безопасно проводить такую игру для всех желающих, при этом не создавая помех для гражданской и военной авиации.
Комплекс оборудован аэродромом и средствами условного поражения цели. Летательные аппараты для военной игры, как входящие, так и не входящие в состав комплекса, базируются на аэродроме комплекса. Средства условного поражения цели устанавливаются на летательных аппаратах и других имитирующих военную технику объектах, используемых в военной игре.
Для проведения военной игры комплекс содержит летательные аппараты, в том числе самолеты. Летательные аппараты комплекса оборудованы средствами условного поражения цели.
Целесообразно, чтобы комплекс содержал и военные самолеты. Использование в игре военных самолетов, обеспечивающих максимальную приближенность ложного воздушного боя к реальному, создает высокую эмоциональность и зрелищность игры и способствует дополнительному привлечению к ней игроков и зрителей.
Чтобы использование военных самолетов не сужало круг потенциальных игроков, в некоторых самолетах комплекса предусмотрено раздельное управление самолетом и средствами условного поражения цели. Для этого используются военные самолеты, имеющие два места, одно из которых, предназначенное для пилотирования самолета, может занимать профессиональный летчик, а другое место, оборудованное органами управления средствами условного поражения цели, предназначено для игрока, который имеет возможность вести ложный бой и руководить действиями пилота.
Комплекс содержит летательные аппараты, оборудование которых может позволять управлять во время полета установленными на них средствами условного поражения цели с земли. Это дополнительно обеспечивает возможность участия в игре лиц, которые не могут переносить условия реального полета на военном самолете. Для создания у игрока впечатления участия в реальном воздушном бое комплекс дополнительно содержит оборудованный в виде кабины самолета наземный пункт управления средствами условного поражения цели, установленными на летательном аппарате.
Для расширения возможностей военной игры комплекс содержит наземные средства условного поражения воздушной цели для ведения боя "воздух-земля". При этом, по меньшей мере, одно из таких средств может быть установлено на боевой машине или автомобиле и может перемещаться по территории комплекса в процессе проведения военной игры. Комплекс содержит также наземные мишени, оборудованные для их условного поражения с летательных аппаратов.
Согласно одному из возможных вариантов реализации комплекса, по меньшей мере, часть территории комплекса занимает водная поверхность моря или озера, а комплекс содержит, по меньшей мере, одно средство условного поражения воздушной цели водного базирования для ведения боя "воздух-море". При этом, по меньшей мере, одно средство условного поражения воздушной цели размещено на плавучем средстве и может перемещаться в процессе игры. Возможность проведения боевых действий над водной поверхностью расширяет разнообразия военной игры и усиливает ее зрелищность и увлекательность.
Для расширения возможностей комплекса целесообразно, чтобы на территории комплекса был оборудован полигон для пусков боевых ракет с летательных аппаратов, содержащий воздушные и наземные мишени. При этом комплекс может содержать боевые ракеты "воздух-воздух" и "воздух-земля", которые устанавливают на летательных аппаратах для стрельбы этими ракетами по мишеням на полигоне. Наличие этих средств позволяет проводить военную игру и для одного участника.
Комплекс может также содержать средства для киновидеосъемки военной игры, в т.ч. видеостудию, оборудованную радиоаппаратурой для приема и передачи сигналов изображения.
Целесообразно, чтобы на летательных аппаратах были установлены видеокамеры для съемки игрока в кабине и пространства за бортом, а также, чтобы комплекс содержал видеостудию и средства для одновременной видеосъемки военной игры из нескольких точек комплекса, в том числе со специально предназначенных для этого автомобилей и летательных аппаратов, оборудованных аппаратурой для видеосъемки и передачи сигналов изображения на видеостудию.
Предпочтительно, чтобы комплекс содержал систему спутниковой связи для приема и передачи изображений с искусственного спутника Земли и телевизионной трансляции.
Целесообразно также обустройство комплекса трибунами для зрителей и наличие, по меньшей мере, одного телевизионного монитора для показа зрителям передаваемых на видеостудию изображений проводимой военной игры.
Наличие средств для киновидеосъемки военной игры: видеостудии, трибун для зрителей и телевизионных мониторов для зрителей обеспечивает привлечение большого количества людей к военным играм, проводимым на комплексе.
Поставленная задача решается также тем, что в способе проведения военной игры, представляющем собой имитацию боя с использованием, по меньшей мере, одного летательного аппарата, оборудованного средствами условного поражения цели, которыми управляет игрок, согласно предлагаемому изобретению игра проводится на предназначенном для этого комплексе, содержащем территорию, оборудованную для проведения военной игры с использованием летательных аппаратов, и включающем воздушную зону над территорией комплекса.
Проведение военной игры типа "воздушный бой" на специально оборудованном комплексе, включающем воздушную зону для полетов, не создает помех воздушному движению и позволяет привлечь к военной игре большое количество участников как в качестве игроков, так и зрителей.
В предпочтительном варианте в игру дополнительно вводят, по меньшей мере, одну систему условного поражения воздушной цели, выбранную из группы: наземная стационарная, наземная подвижная, водного базирования, установленная на плавучем средстве. Кроме того, в игру может быть включена стрельба боевыми ракетами, устанавливаемыми на используемых в игре летательных аппаратах, по воздушным и наземным мишеням на полигоне комплекса.
Дополнительное использование в военной игре средств условного поражения воздушной цели наземного и водного базирования, а также стрельба по мишеням увеличивают количество игроков, одновременно принимающих в ней участие, и повышают состязательный и зрелищный аспекты игры, тем самым обеспечивая привлечение к ней большого количества как участников, так и зрителей.
Состязательный характер игры наиболее полно выражается, когда в ложных боевых действиях участвуют, по меньшей мере, две противоборствующие стороны, при этом за каждой из сторон закрепляют определенную область территории комплекса, содержащую, по меньшей мере, одну указанную систему условного поражения воздушной цели. В зависимости от желания игроков указанными системами условного поражения воздушной цели могут управлять как игроки, так и сотрудники комплекса.
Предпочтительно ведение ложного боя осуществлять на военных самолетах. Использование в игре военных самолетов, обеспечивающих максимальную приближенность ложного воздушного боя к реальному, создает высокую эмоциональность и зрелищность игры и привлекает к ней игроков и зрителей.
Согласно одному из вариантов реализации военной игры летательный аппарат, в частности военный самолет, оборудованный средствами условного поражения цели, может пилотировать профессиональный летчик, а игрок управляет средствами условного поражения цели. При этом упомянутыми средствами условного поражения цели игрок может управлять с борта летательного аппарата в реальном полете либо из упомянутого наземного пункта управления.
Комплекс для проведения военной игры, включая воздушную зону для полетов над территорией комплекса, самолеты или средства условного поражения цели, устанавливаемые на самолетах, не принадлежащих комплексу, и другое оборудование комплекса могут предоставляться игрокам в аренду.
Летательные аппараты, оборудование их средствами условного поражения цели, а также получение разрешения на полеты требуют больших капиталовложений и поэтому доступны ограниченному кругу лиц. Наличие комплекса, предоставляющего воздушную зону для безопасных полетов игроков и необходимые боевые средства в аренду, снимает указанные ограничения и также расширяет круг потенциальных участников.
Кроме того, участие в военной игре сотрудников комплекса, а также профессиональных летчиков позволяет смоделировать боевые действия, наиболее приближенные к реальным, практически вне зависимости от умения игроков и их количества, что также способствует привлечению большого количества желающих участвовать в игре и зрителей. Управление средством условного поражения цели летательного аппарата с земли позволяет участвовать в игре людям, которые не хотят или не могут переносить условия реального полета, например, значительные перегрузки, что также расширяет круг потенциальных игроков.
В преимущественном варианте проводят киновидеосъемку военной игры, в том числе видеосъемку игроков и пространства за бортом каждого летательного аппарата, используемого в военной игре. Возможны различные способы реализации видеосъемки, в частности, согласно одному варианту видеосъемку военной игры ведут одновременно из нескольких точек пространства комплекса. Дополнительно, особенно если комплекс занимает значительную территорию, видеосъемка военной игры может проводиться с искусственного спутника Земли. Кассеты с видеозаписью игры впоследствии могут предоставляться игрокам и зрителям.
Для повышения зрелищности военная игра демонстрируется, по меньшей мере, на одном мониторе, доступном для обозрения зрителям.
Кроме того, с целью привлечения к военной игре более широких масс проводят телевизионную трансляцию игры, а также ее демонстрацию в сети Интернет.
Для определения победителя в военной игре формируют судебную коллегию. В судебную коллегию могут входить сотрудники комплекса, представители игроков, а также зрители.
Целесообразно также поверхности летательных аппаратов комплекса сдавать в аренду для размещения возможной рекламы. Привлечение широких слоев населения к военной игре обусловливает эффективность рекламных кампаний в процессе игры.
Дополнительно с целью привлечения внимания к игре более широких слоев населения военная игра может сопровождаться тотализатором. Кроме того, также может формироваться призовой фонд, предназначенный победителю игры.
Поставленная задача решается также тем, что в способе проведения военной игры, представляющей собой имитацию боя с использованием, по меньшей мере, одного летательного аппарата, оборудованного средствами условного поражения цели, управляемыми, по меньшей мере, одним игроком, согласно изобретению игра проводится в виде чемпионата. Чемпионат может проводиться в виде личного и/или командного соревнования. Могут быть использованы известные схемы формирования команд и отборочных игр.
Возможно формирование команд от множества стран, от национальных армий либо от региональных военных организаций. При этом команды соревнуются за мировое первенство.
Согласно одному из вариантов команды представляют вымышленные армии, например производителей товаров и/или услуг с целью проведения рекламных кампаний.
Сочетание популярности спортивных соревнований с интересом широких масс к военной технике и военным играм обеспечит высокую популярность чемпионатов предлагаемой военной игры. При этом использование в военной игре современной боевой техники, в том числе современных военных самолетов, боевых ракет, обеспечивающих максимальную приближенность ложного воздушного боя к реальному, создает высокую эмоциональность и зрелищность игры, что обусловливает привлечение к военной игре большого количества зрителей.
Регламент проведения военной игры на чемпионатах устанавливается организаторами чемпионата. При этом могут быть использованы различные, описанные выше средства условного поражения цели. Противоборствующие в игре команды, представляющие армии различных стран, могут использовать, например, военные самолеты, состоящие на вооружении соответствующих стран, причем эти самолеты могут быть оборудованы как одинаковыми, так и различными средствами условного поражения цели.
Ведется киновидеосъемка и телерадиотрансляция игр чемпионата, а также демонстрация для зрителей, по меньшей мере, на одном мониторе в реальном времени и размещение рекламы в процессе проведения игр.
Далее изобретение будет раскрыто на примерах его реализации со ссылками на чертежи, на которых:
фиг.1 изображает вид в перспективе комплекса для военной игры;
фиг. 2 изображает одну из возможных схем системы условного поражения цели, входящую в состав оборудования комплекса для военной игры;
фиг.3 схематически изображает план комплекса для военной игры.
Фиг. 1 иллюстрирует вид комплекса, содержащего оборудованную территорию 1, приспособленную для проведения военной игры с применением летательных аппаратов. Над территорией 1 находится воздушная зона 2 для полетов, ограниченная в горизонтальных направлениях границами территории 1 комплекса и распространяющаяся вверх на разрешенную для конкретного местоположения комплекса высоту, согласованную с компетентными государственными органами.
В процессе игры игроки могут совершать маневры на летательных аппаратах в пределах воздушной зоны 2. Требуемые размеры воздушной зоны зависят от используемых в военной игре летательных аппаратов, например, при использовании реактивных самолетов предпочтительно, чтобы воздушная зона 2 комплекса была не менее 10 км в длину, 10 км в ширину при высоте 3 км. При использовании небольших винтовых самолетов или вертолетов - не менее 3 км на 3 км по горизонтали и 500 м по вертикали. Комплекс может иметь существенно большую территорию и, соответственно, воздушную зону, если позволяет место его расположения.
Комплекс содержит аэродром 3, имеющий взлетно-посадочную полосу 4. Аэродром может содержать несколько взлетно-посадочных полос.
Аэродром 3 оснащен обычным аэродромным оборудованием, в том числе системой посадки, радиолокационным комплексом, автоматическим радиопеленгатором, системой светосигнального оборудования, метеорологическим оборудованием и пр.
Оснащение аэродрома осуществляется очевидным для специалистов образом в зависимости от функций аэродрома и обслуживаемых им самолетов и иных летательных аппаратов.
Комплекс может быть построен заново, либо оборудован на базе неиспользуемого гражданского или военного аэродрома.
Возможен вариант устройства комплекса без аэродрома, при этом аэродром, с которого взлетают самолеты, участвующие в военной игре, может быть расположен за пределами территории комплекса.
В любом из вариантов комплекс должен быть оборудован средствами контроля военной игры, которые включают, например, диспетчерский пункт 5, оснащенный обычной аэродромной аппаратурой управления воздушным движением. Как альтернатива, для контроля за полетами и военной игрой может быть использован летательный аппарат, оборудованный системой контроля, например, такой как система АWACS.
Комплекс содержит самолеты 6 или другие летательные аппараты, например вертолеты, для ведения ложных сражений, включающих бой "воздух-воздух", "воздух-земля" и "воздух-море".
В одном из вариантов реализации комплекс для военной игры рассчитан на использование военных высокоскоростных самолетов. В этом варианте комплекс содержит, например, такие оснащенные современной авионикой самолеты, как российские истребители МИГ-29, СУ-33; истребители ВВС США Р16 Фалькон производства фирмы Локхид, Р15 Орел, производимый МакДоннел Дуглас; французский истребитель Мираж 2000; английский Харриер. Возможно использование менее мощных и более легких учебно-тренировочных самолетов, таких как российский МИГ-АТ или французский самолет CAP фирмы Mudry, а также использование устаревших военных самолетов.
Комплекс, рассчитанный на проведение военных игр на военных высокоскоростных самолетах, размещают на удалении от аэродромов гражданской авиации и вне действующих воздушных коридоров, а также в удалении от населенных пунктов.
В другом варианте реализации комплекс для военной игры рассчитан на использование небольших гражданских самолетов со скоростями полета 100-300 км/ч или вертолетов и оборудован необходимой таким самолетам короткой взлетно-посадочной полосой. Такой комплекс может иметь компактную воздушную зону для полетов, ограниченную в горизонтальном направлении пределами прямой видимости из середины комплекса и в вертикальном - высотой полетов 200-300 м с тем, чтобы полеты всегда проходили ниже облаков. Достоинствами этого варианта реализации комплекса являются максимальная зрелищность игрового воздушного боя, относительно невысокая стоимость летного времени и возможность размещения таких комплексов в городских зонах отдыха. В компактном варианте комплекс для военной игры предпочтительно содержит несколько самолетов, например российских АН-24, АН-38, Аэро Коммандер фирмы Роквелл (США), которые могут принимать участие в военной игре одновременно.
Комплекс содержит систему условного поражения цели, которая может имитировать бортовую самолетную пушку на самолетах 6 комплекса. Система пригодна также для установки на используемых в военной игре самолетах, которые не входят в состав комплекса, например принадлежат игрокам или нанимателям игроков. Далее, при необходимости ссылки на самолеты, не входящие в состав комплекса, они именуются гостевыми самолетами.
На фиг. 2 изображена система условного поражения цели, включающая устройство 7 выстрелов, устанавливаемое на атакующем объекте, и устройство 8 мишени, устанавливаемое на цели. Устройство 7 содержит оптический прицел 9 и электрический включатель 10, имитирующий спусковой механизм пушки, который нажимают, когда цель находится в поле зрения оптического прицела 9. Устройство 7 содержит также установленный в фокальной точке оптического прицела 9 светочувствительный детектор 11, источник 12 электропитания, устройство 13 регистрации попадания в цель и радиопередающее устройство 14. Нажатие включателя 10 замыкает электрическую цепь от источника 12 электропитания через детектор 11 на устройство 13. Устройство 13 формирует электрический сигнал попадания в цель, если во время замыкания включателя 10 на детектор 11 через оптический прицел 9 падает исходящее от цели излучение, мощность которого не менее заданной. Дополнительно для визуального прицеливания может быть использован штатный прицел военного самолета или другого боевого аппарата, с полем зрения которого совмещают поле зрения оптического прицела 9.
Устройство 8 содержит источник 15 излучения, обеспечивающий излучение от цели, радиоприемное устройство 16 и генератор 17 дыма. Сигнал попадания от устройства 11 передается радиопередающим устройством 14 на радиоприемное устройство 16, которое, в свою очередь, запускает генератор 17 дыма, имитирующий поражение цели. Максимальная дальность условного поражения, обеспечиваемая системой, может регулироваться изменением мощности источника 15 излучения и изменением светосилы оптического прицела 9.
На каждом из используемых в военной игре самолетов устанавливаются устройство 7 для атаки и устройство 8 мишени, чтобы самолет мог служить целью атаки.
Вместо системы условного поражения цели или в дополнение к ней для оснащения комплекса, включая самолеты 6, могут быть использованы другие известные системы такого назначения или системы, построенные известными для специалистов методами, в том числе как комбинации известных.
Кабины гражданских самолетов могут быть переоборудованы с целью имитировать кабину военного самолета. Некоторые из самолетов 6 имеют место пилота и место для игрока, оборудованные органами управления средствами условного поражения цели.
Самолеты 6 могут быть оснащены другими средствами условного поражения цели, в том числе ракетами "воздух-воздух" малой дальности, например, AIM-9L "Sidewinder", переоборудованными для условного поражения воздушной цели. Переоборудование ракет может быть осуществлено по известной для специалистов схеме. Например, переоборудование ракет включает удаление заряда боевой части и размещение на его месте, например, радиопередатчика для передачи сигнала подрыва от системы подрыва боевой части ракеты на атакуемый самолет, по которому на борту самолета регистрируется попадание. Система подрыва боевой части ракеты должна быть отрегулирована на выдачу сигнала подрыва на безопасном от цели расстоянии, определяемом параметрами ракеты. В переоборудованной ракете сигнал подрыва используется для формирования команды на установку рулей ракеты в одно из крайних положений, чтобы избежать столкновения ракеты с атакуемым самолетом.
фиг.3 иллюстрирует план комплекса для военной игры.
По меньшей мере, на одном самолете 6 система условного поражения цели может быть выполнена с возможностью управления с земли. В преимущественном варианте управление осуществляется из наземного пункта 18 управления, которому внутри придан вид кабины самолета, стекло кабины на пункте 18 управления заменяют мониторы для показа вида из кабины самолета 6, на котором установлена управляемая из пункта 18 система условного поражения цели. Пункт 18 управления и самолет 6, несущий систему условного поражения цели, оборудованы известными средствами связи для передачи с самолета 6 на пункт 18 управления изображения вида из кабины самолета 6 и поля зрения прицела, а также сигналов попаданий и звука из кабины этого самолета, а с пункта 18 управления - сигналов, соответствующих моментам условных выстрелов.
Комплекс содержит наземные средства условного поражения воздушной цели: стационарные зенитные установки 19 и подвижные зенитные установки 20, установленные на боевых машинах или автомобилях. Для проведения атак с земли на участвующие в военной игре самолеты зенитные установки 19 и 20 оборудованы такими же системами условного поражения цели, как установленные на самолетах 6, или совместимыми с ними, например изображенными на фиг.2 устройствами 7, 8.
На территории 1 комплекса выделены отделенные от аэродрома области 21 и 22, каждая из которых закрепляется за одной из противоборствующих в военной игре сторон в качестве территории, принадлежащей этой стороне. Границы областей 21, 22 показаны на фиг.3 штрих-пунктирными линиями. Если в конкретной военной игре принимает участие более двух противоборствующих сторон, то на территории 1 комплекса могут быть выделены области для каждой из них.
Комплекс содержит также мишени 23, размещенные в областях 21, 22 для условного поражения с воздуха. Мишень 23 содержит устройство 8 (фиг.2) или другое средство регистрации поражения, совместимое, по меньшей мере, с одним из средств условного поражения цели, устанавливаемым на самолетах 6 или гостевых самолетах. Мишень 23 в дополнение к генератору дыма 17 может содержать также пиротехническое устройство для имитации взрыва, срабатывающее при условном попадании в данную мишень. Мишеням 23 может быть придан вид различных наземных сооружений или боевой техники.
В одном из вариантов области 21, 22 снабжены средствами маскировки (не показаны), например маскировочными сетками, для скрытного размещения зенитных установок 19, 20 и мишеней 23.
Согласно одному из вариантов реализации, по меньшей мере, часть территории 1 комплекса занимает водная поверхность 24, например, океана или озера, в пределах которой размещены зенитные установки 25 водного базирования для ведения боя "воздух-море". Зенитные установки 25 оборудуются средствами условного поражения воздушной цели, совместимыми с установленными на самолетах, используемых в военной игре, например, описанными выше устройствами 7, 8. Зенитные установки 25 могут быть установлены либо на плавучем средстве, в том числе на подводной лодке (подводном аппарате), либо стационарно на закрепленной ко дну платформе. В частности, вся территория комплекса может быть размещена на воде, при этом аэродром может находиться за пределами комплекса на берегу или в качестве аэродрома может использоваться приспособленный для военной игры авианесущий военный корабль.
В одном из вариантов реализации комплекс содержит полигон 26 для стрельбы боевыми ракетами, расположенный в удаленной от аэродрома 3 части комплекса. При этом комплекс содержит наземные мишени 27 и беспилотные воздушные мишени 28, например крылатые ракеты без боевой части, а также боевые ракеты "воздух-воздух" и "воздух-земля", которые устанавливаются на используемых в игре военных самолетах или других летательных аппаратах, приспособленных нести боевые ракеты.
Комплекс оборудован средствами связи игроков между собой и с диспетчерским пунктом 5.
Арсенал средств ведения ложного боя, которыми может быть оборудован комплекс для военной игры, как установленных на летательных аппаратах, так и наземного или водного базирования не исчерпывается описанными выше примерами. Комплекс может дополнительно содержать любые другие из известных видов боевого оружия, приспособленного для условного поражения целей, или имитацию этого оружия, например устройства, имитирующие авиационные бомбы при условии обеспечения безопасного применения в военной игре.
Комплекс включает также аппаратуру для киновидеосъемки военной игры. В наиболее простой реализации комплекс содержит обычные видеокамеры, например, применяемые для телевизионной съемки, а также видеокамеры, применяемые на гоночных автомобилях Формула-1. Видеокамеры установлены также на самолетах 6 комплекса или устанавливаются перед игрой на гостевых самолетах, что позволяет вести в процессе боя видеосъемку игроков и наружного пространства за бортом самолета.
В предпочтительном варианте реализации комплекс содержит видеостудию 29, оборудованную радиоаппаратурой для приема и передачи сигналов изображения, а все точки видеосъемки военной игры, в том числе участвующие в военной игре самолеты, оборудованы аппаратурой для передачи сигналов изображения на видеостудию 29.
Точки видеосъемки размещены дополнительно на наземных транспортных средствах 30 и летательных аппаратах 31, специально предназначенных для видеосъемки военной игры, которые могут перемещаться по территории 1 и в воздушной зоне 2 комплекса соответственно для одновременной съемки картины боя в разных ракурсах.
В предпочтительном варианте реализации комплекс содержит также аппаратуру космической связи для приема и передачи изображений комплекса с искусственного спутника Земли и телевизионной трансляции военной игры с видеостудии.
Комплекс содержит трибуны 32 для зрителей. Трибуны 32 расположены вблизи аэродрома 3 и ориентированы таким образом, чтобы обеспечить зрителям наилучший обзор военной игры.
Дополнительно на территории 1 комплекса размещены трибуны 33 с видом на места расположения мишеней 23 и зенитных установок 19, 20, а также с видом на полигон 26. С целью обеспечения безопасности зрителей в случае использования в игре ракет "воздух-воздух" трибуны 33 выполнены в виде защищенных сверху укрытий. Трибуны могут быть также расположены вне территории комплекса, в любом месте, доступном для сигнала изображения, передаваемого с комплекса.
Комплекс для военной игры оборудован доступными для обозрения с трибун 32 телевизионными мониторами 34 для демонстрации зрителям изображения военной игры, получаемого в процессе видеосъемки. Изображение передается на мониторы 34 из видеостудии 29.
В одном из вариантов реализации на наружных поверхностях самолетов 6 комплекса и свободных от органов управления внутренних поверхностях их кабин отведены места для размещения рекламных изображений и надписей. В этом варианте комплекс содержит также несущие рекламу костюмы для игроков.
Комплекс может иметь пункты приема ставок тотализатора, в которых зрители могут делать денежные ставки на победу в военной игре какой-либо из противоборствующих сторон. Комплекс содержит также электронные средства для приема ставок и выплаты выигрышей по глобальной компьютерной сети.
Возможны различные способы организации и проведения военной игры.
Согласно изобретению военная игра имитирует бой с применением, по меньшей мере, одного летательного аппарата, преимущественно самолета.
В одном из вариантов реализации военная игра проводится на специально оборудованном для такой игры комплексе, например на комплексе, описанном выше. Военная игра проводится для любых желающих в ней участвовать индивидуально или в командах. Участникам игры предоставляется в аренду на заданное время территория 1 комплекса или ее часть и, соответственно, вся или часть воздушной зоны 2 (фиг.1) над ней. Для военной игры участники арендуют самолеты 6 комплекса, оборудованные средствами условного поражения цели, или используют гостевые самолеты, на которые устанавливаются средства условного поражения цели, которыми располагает комплекс.
Участнику игры по его желанию может быть предоставлен летательный аппарат, в частности самолет, вместе с профессиональным летчиком. Такой вариант является предпочтительным при использовании в игре военных самолетов. При этом самолет содержит место для пилота и место для игрока, которые оборудованы органами управления бортовыми средствами условного поражения цели. Игрок в полете управляет средствами условного поражения цели, в то время как профессиональный летчик пилотирует самолет.
Игроку может быть предоставлен летательный аппарат, например пилотируемый профессиональным летчиком военный самолет, в котором средство условного поражения цели выполнено с возможностью управления с земли. Игрок находится в наземном пункте 18 управления, оборудованном в виде кабины самолета, и управляет средством условного поражения цели летательного аппарата, находящегося в реальном полете. Такой вариант участия в военной игре может использоваться игроками, которые не хотят или не могут переносить условия реального полета, например значительные перегрузки. Оформление наземного пункта 18 управления в виде кабины самолета с передачей изображения с борта самолета создает у игрока ощущение реальных боевых условий. Для усиления этого ощущения звуки из кабины летящего самолета передаются по радио и воспроизводятся в наземном пункте управления.
В зависимости от желаемого участниками варианта военной игры игрокам предоставляют в аренду и другую имеющуюся в арсенале комплекса технику, в частности мишени 23, зенитные установки 19, 20 наземного базирования и/или зенитные установки 25 водного базирования, а также предоставляют за плату возможность стрельбы боевыми ракетами по наземным мишеням 27 и воздушным мишеням 28 на полигоне 26.
Зенитными установками 19, 20, 25 могут управлять как игроки участвующих команд, так и персонал комплекса. Последнее позволяет организовать военную игру для одного игрока.
За противоборствующими в игре участниками закрепляют области 21, 22 территории 1 комплекса соответственно с размещенными в них мишенями 23 и зенитными установками 19, 20. Участникам предоставляют отличительную символику, которой помечают закрепленные за участниками области 21, 22, например, с помощью флажков с соответствующей символикой, которую также наносят на летательные аппараты и другие используемые в военной игре технические средства.
В комплексе проводится кино и/или видеосъемка военной игры. На используемых в ложном бою летательных аппаратах устанавливают видеокамеры, с помощью которых во время игры проводится видеосъемка пространства за бортом и игрока, находящегося в кабине. Кассеты с видеозаписью игры предоставляют участникам и зрителям на память.
Игра демонстрируется для зрителей на мониторах 34 комплекса. Для определения победителя может быть привлечен судья из персонала комплекса либо сторонняя судейская коллегия.
Участники выбирают арсенал средств, который они будут использовать в игре. Соответственно выбранным средствам участникам предоставляют примерный регламент игры, которому они могут следовать, либо они могут разработать на его основе свой регламент, который должен включать обязательные ограничения, касающиеся безопасности. К таким ограничениям, в частности, относятся: наличие официально установленной квалификации пилота для участников, желающих самостоятельно управлять самолетом, соблюдение границ воздушной зоны комплекса, минимальное расстояние сближения самолетов, минимальная высота полета. Конкретные параметры ограничений задаются в зависимости от вида летательных аппаратов и других боевых средств.
В предпочтительном варианте военная игра проводится между двумя противоборствующими сторонами, каждая из которых представлена одним игроком или командами игроков. Стороны используют в игре по одному или более самолетов 6, оборудованных системами условного поражения цели. Все игроки обеспечиваются средствами связи для контакта между собой и необходимыми службами комплекса. Возможен также вариант, как указывалось выше, имитации боя для одного игрока, а также для двух противоборствующих игроков, каждый из которых, управляя системой условного поражения цели летательного аппарата, одновременно возглавляет команду сотрудников комплекса, управляющих закрепленными за игроком системами условного поражения цели наземного и/или водного базирования. Для осуществления контакта между игроком и подчиненной ему командой сотрудников комплекса между ними установлена постоянная связь по радио.
В зависимости от выбора участников и оснащенности комплекса бой проводится на небольших гражданских самолетах или на военных самолетах. Возможно использование других летательных аппаратов, например вертолетов.
Реализацию одного из вариантов военной игры иллюстрирует приведенный ниже пример боя между двумя игроками. Каждый игрок управляет средством условного поражения цели в кабине самолета 6, пилотируемого профессиональным пилотом. За первым игроком закреплена область 21, за вторым - область 22. В каждой области размещено по две мишени 23 и по одной зенитной установке 20 - системы условного поражения цели, которыми управляет персонал комплекса. Продолжительность игры ограничена временем, например, в один час. В соответствии с регламентом каждый из игроков должен в первую очередь поразить цели, то есть мишени 23 и зенитную установку 20, расположенные в области, закрепленной за противником. Самолеты с игроками взлетают с аэродрома комплекса и атакуют мишени 23 и зенитные установки 20 в областях 21 и 22 соответственно. Игрок, поразивший мишени 23 и зенитную установку 20, имеет право атаковать самолет 6 другого игрока. Регламент игры может предусматривать начисление очков за поражение целей, в том числе самолета 6 противника. Игрок, набравший большее количество очков, признается выигравшим.
Очевидно, что игра в зависимости от разнообразия используемого оборудования комплекса может проводиться по значительно более сложным сценариям, причем возможно множество различных вариантов таких сценариев.
Одним из вариантов реализации способа проведения военной игры является рекламная кампания. Команды, участвующие в игре, представляют, например, конкурирующих производителей товара и/или услуги либо конкурирующие торговые марки. Отличительные знаки производителей товара/услуги, в том числе их фирменные наименования, торговые марки, наносят на применяемую в игре технику, ими маркируются закрепленные за командами области комплекса и т.д. Игру транслируют по телевидению, а также показывают на мониторах комплекса для зрителей, присутствующих на трибунах. Возможна демонстрация игры в глобальной сети Интернет.
Другой возможной реализацией способа проведения военной игры является проведение чемпионатов по военной игре, в том числе международного чемпионата. Чемпионат проводится по любой из известных схем проведения мировых чемпионатов, включая отборочные соревнования.
Чемпионат проводится для установления личного и/или командного первенства. Возможно проведение соревнований на территории вышеописанного комплекса либо на военном аэродроме с использованием самолетов 6 комплекса или организаторов соревнований или гостевых самолетов, которые оборудуются заданными средствами условного поражения цели. Военная игра проводится в соответствии с регламентом, утверждаемым организаторами чемпионата. При этом могут быть использованы описанные выше регламент игры и средства условного поражения цели.
Поскольку предлагаемый вариант реализации способа проведения военной игры преимущественно предусматривает участие в ней профессиональных летчиков, то, соответственно, это обусловливает применение современной боевой техники, приспособленной для военной игры.
Возможны различные варианты реализации личного и командного соревнований за мировое первенство. Согласно одному из вариантов командного первенства внутри страны формируется множество команд, например, от разных территориальных округов либо разных клубов и т.д., которые соревнуются за первенство страны, далее проводятся региональные или континентальные чемпионаты (Европейский, Африканский, Американский, Азиатский) и международный чемпионат.
Согласно другому варианту реализации способа чемпионат проводится между военнослужащими армий разных стран либо региональных объединений. При этом также возможно как личное первенство, так и командное. В команды входят военнослужащие тех родов войск, которые необходимы по регламенту, в том числе летчики и служащие сухопутных и/ или морских родов войск.
Преимущественно в военной игре между командами армий государств используют современные военные самолеты, оборудованные средствами условного поражения цели с заданными характеристиками. Этапы чемпионата транслируются по радио- и телеканалам, а также на мониторы для зрителей на трибунах комплекса. Возможна также демонстрация этапов чемпионата в глобальной сети Интернет.
Еще одним из вариантов реализации военной игры в виде чемпионата являются соревнования между представителями от вымышленных армий, например, представляющими производителей товара и/или услуги. Цель проведения таких чемпионатов - рекламная кампания.
Во всех описанных вариантах организации и проведения военной игры, особенно при проведении чемпионатов по военной игре, в процессе игры может быть организован тотализатор. Возможно проведение тотализатора в глобальной сети Интернет.
Свободные площади военной техники, в том числе летательных аппаратов, территории комплекса предоставляются в аренду под рекламу.
Приведенные примеры реализации служат исключительно целям иллюстрации изобретения и не должны рассматриваться как ограничивающие объем настоящего изобретения, определяемый приведенной ниже формулой изобретения.
Спортивно-развлекательный комплекс предназначен для использования в области развлечений, а также для обучения владению военной техникой и способствует приобретению и развитию навыков в управлении военной техникой. Комплекс включает наземную территорию и воздушную зону для летательных аппаратов. Летательные аппараты оснащены средствами условного поражения цели. По меньшей мере один самолет содержит место пилота и место игрока. Место игрока оборудовано устройством управления средством условного поражения цели, которое выполнено с возможностью управления с земли. Наземная территория имеет две зоны в соответствии со сторонами, принимающими участие в игре. Наземные мишени и наземные средства поражения воздушных целей снабжены средствами условного поражения. Наземный пункт управления средством условного поражения цели, установленным на летательном аппарате, выполнен в виде кабины летательного аппарата. Противоборствующие стороны снабжают отличительными знаками. Для каждой стороны выделяют участок территории комплекса, содержащий, по меньшей мере, одно из средств условного поражения воздушной цели, выбранное из группы: наземное стационарное, наземное подвижное, водное базирование, установленное на плавучем средстве. Участки территории, выделенные командам, обозначают отличительными знаками команд. Отличительные знаки команд выполнены с возможностью идентификации производителя товаров, и/или услуг, или товара/услуги. 3 с. и 38 з.п. ф-лы, 3 ил.
СПОРТИВНАЯ ИГРА АВТОПЭЙНТБОЛ, МИШЕНЬ И ИГРОВОЕ ПОЛЕ ДЛЯ ЕЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1998 |
|
RU2144407C1 |
US 4492372 A, 08.01.1989 | |||
US 5531644 А, 02.07.1996. |
Авторы
Даты
2004-02-27—Публикация
2000-09-29—Подача