Клапанное устройство забойного двигателя Российский патент 2004 года по МПК E21B4/02 E21B34/10 

Описание патента на изобретение RU2224866C1

Клапанное устройство забойного двигателя относится к буровой технике и может быть использовано при бурении нефтяных и газовый скважин в составе винтовых забойных двигателей для заполнения бурильной колонны промывочной жидкостью при ее спуске и сливе промывочной жидкости из бурильной колонны при ее подъеме, а также для предотвращения шламования винтовых забойных двигателей и для исключения аварийного выброса из продуктивного пласта.

Известен циркуляционный клапан, содержащий полый корпус с радиальными перепускными каналами, плунжер с центральным проточным каналом и радиальными перепускными каналами и разрушаемую диафрагму, перекрывающую центральный проточный канал (см., например, а.с. №1071733, Е 21 В 33/14, опубл. 07.02.84 г. Бюл. №5).

Недостатком известного циркуляционного клапана является то, что в нем используется разрушаемая диафрагма, которая не позволяет применять циркуляционный клапан без предварительной разборки и многократно повторяющейся замены разрушенной диафрагмы. Операция замены диафрагмы осуществляется при спуске и наращивании каждой трубы.

Другим недостатком известного циркуляционного клапана является то, что его корпус подвергается интенсивному гидроабразивному износу в связи с перемещениями в чем подвижного плунжера в среде высокоабразивной промывочной жидкости. Это приводит к нарушению герметичности уплотнений и неминуемой замене корпуса.

Также недостатком известного циркуляционного клапана является невозможность его использования совместно (или в составе) с винтовым забойным двигателем. После разрушения диафрагмы при очередном подъеме бурильной колонны промывочная жидкость из нее будет выливаться на мостки буровой и безвозвратно теряться из-за того, что винтовой забойный двигатель, являясь гидростатической машиной, не пропускает промывочную жидкость для слива в скважину.

Эти и другие недостатки исключают возможность использования известного циркуляционного клапана в составе винтового забойного двигателя или совместно с ним.

Известен переливной клапан для забойных механизмов, содержащий полый корпус с радиальными перепускными каналами, установленную внутри корпуса гильзу с седлом и с осевыми перепускными каналами, заглушенную снизу, и подпружиненный плунжер с радиальными перепускными каналами, с центральным входным каналом и с радиальными выходными проточными каналами, обойму с установленной внутри тарелью, перпендикулярной оси переливного клапана (см., например, а.с. №898028, Е 21 В 17/00, опубл. 15.01.82 г. Бюл. №2).

При опускании известного переливного клапана для забойных механизмов в скважину (в составе бурильной колонны с винтовым забойным двигателем) промывочная жидкость, содержащая кусочки выбуренной породы, поступает в радиальные перепускные каналы полого корпуса, в осевые перепускные каналы гильзы через радиальные перепускные каналы плунжера внутрь бурильной колонны.

В связи с резким (под 90°) и неоднократным изменением направления истечения промывочная жидкость теряет часть шлама, который оседает и накапливается в замкнутых полостях. Это приводит к неминуемому засорению (шламованию) известного переливного клапана для забойных механизмов и к нарушению его работы.

При подъеме из скважины переливного клапана для забойных механизмов промывочная жидкость протекает в обратном направлении с таким же результатом (выпадением части шлама, находящегося в промывочной жидкости, в осадок и накоплением его в закрытых полостях).

При включении буровых насосов промывочная жидкость под избыточным давлением перемещает плунжер в нижнее положение, закрывает своей тарелью осевые переточные каналы в гильзе и открывает радиальные проточные каналы в плунжере.

Недостатком известного переливного клапана для забойных механизмов является то, что он обладает значительным гидравлическим сопротивлением как проточных каналов из-за их ограниченной площади поперечного сечения (занятой обоймой с тарелью, перекрывающей значительную ее часть), так и переточных каналов из-за многократного входа и выхода в каждый канал.

Также недостатком известного переливного клапана для забойных механизмов является то, что центральный проточный канал в плунжере на выходе заглушен. Это создает завихрение потока промывочной жидкости, которое частично перекрывает радиальные проточные каналы, уменьшая их проходное сечение и препятствуя свободному истечению промывочной жидкости.

Существенным недостатком известного переливного клапана для забойных механизмов является и то, что шлам, оседая в закрытой полости под тарелью, препятствует закрытию осевых перепускных каналов, и от этого нарушается герметичность клапана.

При подаче промывочной жидкости от буровых насосов клапан плотно не закрывается и промывочная жидкость будет истекать в затрубное пространство, размывая и приводя в негодность детали переливного клапана и непроизводительно теряясь (не выполнив своей основной функции: привода в движение забойного двигателя и очистки забоя от выбуренной породы).

Эти и другие недостатки известного переливного клапана для забойных механизмов не позволяют в полной мере обеспечить длительную безаварийную работу и не дают возможности повышать надежность и долговечность переливного клапана и забойного двигателя, в составе которого он используется.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому техническому результату является клапанное устройство забойного двигателя, содержащее полый корпус с радиальными перепускными каналами, установленную внутри полого корпуса гильзу с седлом и с радиальными перепускными каналами, подпружиненный плунжер с центральным входным и образованным совместно с полым корпусом, выходным проточными каналами с радиальными перепускными каналами, имеющими выход на седло гильзы, и с радиальными проточными каналами, кольцевые уплотнения, (см., например, патент США №4298077 МКИ 3, Е 21 В 4/02, опубл. 03.11.1981 г.). Это техническое решение принято за прототип.

В известном клапанном устройстве забойного двигателя устранены некоторые недостатки известных циркуляционного и переливного клапанов и достигается возможность частичного снижения гидравлического сопротивления протеканию промывочной жидкости. Однако это приводит к необходимости более точного и тонкого регулирования потока промывочной жидкости, создающего гидравлическую нагрузку на подпружиненный плунжер. А это затрудняет управление процессом бурения.

Одним из основных недостатков известного клапанного устройства забойного двигателя является то, что оно не обеспечивает запирания канала ствола при обратном перепаде давления и не дает возможности предотвращать шламование клапанного устройства и забойного двигателя при спускоподъемных операциях, не перекрывает канал ствола при выбросе из продуктивного пласта.

Недостатком известного клапанного устройства забойного двигателя является то, что плунжер осуществляет осевое поступательное и вращательное движение вокруг собственной оси в среде промывочной жидкости, содержащей мелкие высокоабразивные частицы, и некоторые уплотнительные кольца периодически омываются ею. В связи с этим полый корпус, взаимодействующий с ним плунжер и уплотнительные кольца интенсивно истираются, повышенно изнашиваются и преждевременно приходят в негодность.

Существенным недостатком известного клапанного устройства забойного двигателя является и то, что в полости, омываемой промывочной жидкостью, может накапливаться шлам и препятствовать перемещению плунжера. Это способствует непроизводительному расходу промывочной жидкости в результате нечеткого срабатывания известного клапанного устройства.

Эти и другие недостатки известного клапанного устройства забойного двигателя не позволяют в полной мере обеспечить длительную безаварийную работу и не дают возможности широко использовать его при бурении скважин в составе винтовых забойных двигателей, ограничивая его применение только для специальных работ.

Задачами предлагаемого изобретения являются устранение имеющихся недостатков известного клапанного устройства забойного двигателя и снижение гидравлического сопротивление протоку промывочной жидкости, обеспечение надежного срабатывания, предотвращение возможности шламования, сохранение на более длительный период в работоспособном состоянии и в конечном счете повышения надежности, долговечности и экономической эффективности предлагаемого клапанного устройства забойного двигателя.

Поставленные задачи решаются за счет того, что известное клапанное устройство забойного двигателя, содержащее полый корпус с радиальными перепускными каналами, установленную внутри полого корпуса гильзу с седлом и с радиальными перепускными каналами, подпружиненный плунжер с центральным входным и образованным совместно с полым корпусом, выходным проточными каналами с радиальными перепускными каналами, имеющими выход на седло гильзы, и с радиальными проточными каналами, кольцевые уплотнения, согласно изобретению оно содержит подпружиненный до упора золотник, установленный в плунжере для перекрытия центрального входного проточного канала с возможностью взаимного осевого перемещения, и в плунжере выполнены седло и дополнительные радиальные проточные каналы, имеющие выход на золотник:

- золотник снабжен поршневыми кольцами, установленными в выполненных в золотнике радиальных канавках для взаимодействия с золотником и с седлом плунжера, и рассекателем потока, выполненным в верхней части золотника, причем нижняя часть рассекателя потока примыкает к нижней части радиальных проточных каналов плунжера;

- как площадь поперечного сечения выходного проточного канала, так и суммарная площадь всех, в том числе и дополнительных, радиальных проточных каналов плунжера выполнены не менее площади поперечного сечения центрального входного проточного канала плунжера;

- дополнительные радиальные проточные каналы плунжера выполнены в виде продольных щелей, наклоненных к продольной оси плунжера под острым углом.

В результате того, что предлагаемое клапанное устройство забойного двигателя, содержащее полый корпус с радиальными перепускными каналами, установленную внутри полого корпуса гильзу с селом и с радиальными перепускными каналами, подпружиненный плунжер с центральным входным и образованным совместно с полым корпусом, выходным проточными каналами, с радиальными перепускными каналами, имеющими выход на седло гильзы, и с радиальными проточными каналами, кольцевые уплотнения, содержит подпружиненный до упора золотник, установленный в плунжере для перекрытия центрального входного проточного канала с возможностью взаимного осевого перемещения, и в плунжере выполнены седло и дополнительные радиальные проточные каналы, имеющие выход на золотник, достигается возможность снижения гидравлического сопротивления протоку и перетоку промывочной жидкости в клапанном устройстве забойного двигателя, обеспечивается надежное срабатывания клапана и отсечение потоков промывочной жидкости при включении буровых насосов и их отключении (при подаче промывочной жидкости к забойному двигателю и при прекращении подачи к нему), предотвращается возможность шламования забойного двигателя и клапанного устройства, исключается возможность обратного протока промывочной жидкости, содержащей шлам. Это позволяет повысить КПД клапанного устройства, сократить потери дорогостоящего бурового раствора (промывочной жидкости), более эффективно использовать энергию потока промывочной жидкости для бурения скважин (для привода в движение забойных двигателей, для очистки и промывки забоя от выбуренной породы).

В результате того, что в предлагаемом клапанном устройстве забойного двигателя золотник снабжен поршневыми кольцами, установленными в выполненных в золотнике радиальных канавках для взаимодействия с золотником и с седлом плунжера, и рассекателем потока, выполненным в верхней части золотника, причем нижняя часть рассекателя потока примыкает к нижней части радиальных проточных каналов плунжера, исключается вероятность резкого изменения направления основного потока, достигается снижение гидравлического сопротивления потоку промывочной жидкости за счет рассечения потока и плавного направления его в радиальные (в том числе и дополнительные) проточные каналы плунжера, обеспечивается надежная герметизация золотника при обратном перепаде давления, снижается вероятность попадания шлама в забойный двигатель через промывочные отверстия в долоте, создаются условия и представляется возможность очищения дополнительных радиальных проточных каналов плунжера поршневыми кольцами при осевом перемещении золотника.

В результате того, что в предлагаемом клапанном устройстве забойного двигателя как площадь поперечного сечения выходного проточного канала, так и суммарная площадь всех, в том числе и дополнительных, радиальных проточных каналов плунжера выполнены не менее площади поперечного сечения центрального входного проточного канала плунжера, достигается снижение гидравлического сопротивления потоку промывочной жидкости и исключается возможность выпадения твердых частиц из промывочной жидкости.

В результате того, что в предлагаемом клапанном устройстве забойного двигателя дополнительные радиальные проточные каналы плунжера выполнены в виде продольных щелей, наклоненных к продольной оси плунжера под острым углом, достигается более полное и более равномерное омывание всего периметра внутренней поверхности корпуса (или защитной втулки) с минимальным гидравлическим сопротивлением и предохранение корпуса от интенсивного износа.

Это повышает долговечность корпуса.

Таким образом, реализация отличительных признаков в совокупности с известными в предлагаемом клапанном устройстве забойного двигателя создает возможность ликвидировать недостатки, присущие известному клапанному устройству забойного двигателя, и обеспечить снижение гидравлического сопротивления потоку и перетоку промывочной жидкости, надежное срабатывание клапанного устройства забойного двигателя и четкое отсечение потоков промывочной жидкости, предотвратить возможности шламования и сохранить на более длительный период в работоспособном состоянии предлагаемое клапанное устройство забойного двигателя, повысить его надежность, долговечность и экономическую эффективность.

Для пояснения сущности предлагаемого изобретения представлены чертежи, на которых показано:

На фиг.1 - клапанное устройство забойного двигателя, общий вид, продольный разрез с вырывом.

На фиг.2 изображен поперечный разрез А-А на фиг.1 по радиальным проточным каналам плунжера.

На фиг.3 показан поперечный разрез Б-Б на фиг.1 по дополнительным радиальным проточным каналам плунжера.

Клапанное устройство забойного двигателя содержит полый корпус 1 с радиальными перепускными каналами 2, установленную внутри полого корпуса 1 гильзу 3 с селом 4 и с радиальными перепускными каналами 5, подпружиненный пружиной 6 плунжер 7 с центральным входным проточным каналом 8 и образованным совместно с полым корпусом 1, выходным проточным каналом 9 с радиальными перепускными каналами 10, имеющими выход на седло 11 гильзы 3, и с радиальными проточными каналами 12 плунжера 7, кольцевые уплотнения 13 гильзы 3 в полом корпусе 1, наружное кольцевое уплотнение 14 плунжера 7 в гильзе 3 и внутренние кольцевые уплотнения 15 плунжера 7 в гильзе 3.

Предлагаемое клапанное устройство забойного двигателя также содержит подпружиненный пружиной 16 до упора 17 золотник 18, установленный в плунжере 7 для перекрытия центрального входного проточного канала 8 с возможностью взаимного осевого перемещения, и в плунжере 7 выполнены седло 19 и дополнительные радиальные проточные каналы 20, имеющие выход на золотник 18. Кроме того, золотник 18 клапанного устройства забойного двигателя снабжен поршневыми кольцами 21, установленными в выполненных в золотнике 18 радиальных канавках 22 для взаимодействия с золотником 18 и с седлом 19 плунжера 7, и снабжен рассекателем потока 23, выполненным в верхней части золотника 18, причем нижняя часть рассекателя потока 23 примыкает к нижней части радиальных проточных каналов 12 плунжера 7, а при работе буровых насосов и подаче промывочной жидкости в предлагаемое клапанное устройство под избыточным давлением нижняя часть рассекателя потока 23 примыкает к нижней части дополнительных радиальных проточных каналов 20 плунжера 7.

В предлагаемом клапанном устройстве забойного двигателя как площадь поперечного сечения выходного проточного канала 9, так и суммарная площадь всех радиальных проточных каналов 12 и вместе с ними всех дополнительных радиальных проточных каналов 20 плунжера 7 выполнены каждая не менее площади поперечного сечения центрального входного проточного канала 8 плунжера 7. Кроме того, дополнительные радиальные проточные каналы 20 плунжера 7 выполнены в виде щелей, наклоненных к продольной оси плунжера 7 под острым углом.

В полом корпусе 1 вверху нарезана внутренняя замковая резьба для подсоединения к трубам бурильной колонны (на чертеже трубы бурильной колонны не показаны) и выполнена нижняя наружная резьба для подсоединения клапанного устройства к забойному двигателю. В радиальные перепускные каналы 2 полого корпуса 1 вставлены фильтры, которые закреплены гайками.

Гильза 3, установленная в полом корпусе 1, закреплена от осевого смещения стопорным кольцом 24 или может закрепляться гайкой (на чертеже гайка не показана).

Закрытая полость между гильзой 3 и подпружиненным пружиной 6 плунжером 7 гидравлически сообщена с полостью низкого давления (с затрубным пространством) калиброванными отверстиями 25, выполненными в гильзе 3 и выходящими в ее радиальные перепускные каналы 5. В стопоре 26 выполнены калиброванные отверстия для гидравлического сообщения замкнутой полости, образованной плунжером 7, подпружиненным подвижным золотником 18 и стопором 26, с выходным проточным каналом 9.

Внутреннюю часть полого корпуса 1 в зоне омывания промывочной жидкостью (в зоне выхода промывочной жидкости из радиальных проточных каналов 12 и из дополнительных радиальных проточных каналов 20 в полый корпус 1) целесообразно упрочнить напылением твердосплавными композиционными материалами или для повышения долговечности полого корпуса 1 можно использовать сменную износостойкую втулку, устанавливаемую в полый корпус 1 (втулка на чертеже не показана).

Возможны другие конструктивные варианты исполнения предлагаемого клапанного устройства забойного двигателя.

Работает предлагаемое клапанное устройство забойного двигателя следующим образом.

При спуске клапанного устройства забойного двигателя в скважину в составе бурильной колонны промывочная жидкость, находящаяся в скважине и содержащая выбуренную породу, поступает в радиальные перепускные каналы 2 полого корпуса 1, при этом шлам фильтром частично отделяется от промывочной жидкости и оставляется в скважине. Промывочная жидкость, очищенная от крупных твердых частиц, пройдя радиальные перепускные каналы 5 гильзы 3 и радиальные перепускные каналы 10 плунжера 7, заполняет внутреннюю часть бурильной колонны через центральный входной проточный канал 8.

Золотник 18 в плунжере 7 удерживается сжатой пружиной 16 в верхнем положении, прижатым к упору 17. Поршневые кольца 21, взаимодействуя с золотником 18 в радиальных канавках 22 и с седлом 19 плунжера 7, герметизируют клапанное устройство забойного двигателя и предотвращают утечки промывочной жидкости к забойному двигателю. Радиальные проточные каналы 12 перекрыты гильзой 3 и герметизированы внутренними кольцевыми уплотнителями 15.

Дополнительные радиальные проточные каналы 20 плунжера 7 перекрыты золотником 18 (его нижней частью) и герметизированы поршневыми кольцами 21.

При включении буровых насосов промывочная жидкость под избыточным давлением поступает в центральный входной проточный канал 8 клапанного устройства забойного двигателя, перемещает плунжер 7 вниз до упора в гильзу 3, преодолевая сопротивление пружины 6, и перемещает золотник 18 вниз до упора в стопор 26, сжимая пружину 16.

При этом излишняя промывочная жидкость из замкнутых объемов, где помещены пружины 6 и 16, вытесняется через калиброванные отверстия 25 гильзы 3 и отверстия в стопоре 26, снижая скорость перемещения плунжера 7 и золотника 18 и смягчая жесткие удары.

Перемещаясь вниз, плунжер 7 своей цилиндрической частью без радиальных перепускных каналов 10 надвигается на седло 4 гильзы 3, перекрывает радиальные переточные каналы 5 гильзы 3 и открывает выход для промывочной жидкости через радиальные проточные каналы 12 в выходной проточный канал 9 и далее к забойному двигателю.

Золотник 18, перемещаясь вниз в плунжере 7, открывает дополнительные радиальные проточные каналы 20 для выхода дополнительного объема промывочной жидкости из центрального входного проточного канала 8 в выходной проточный канал 9 с минимальным гидравлическим сопротивлением, так как промывочная жидкость рассекателем потока 23 равномерно распределяется по дополнительным радиальным проточным каналам 20 и, плавно изменяя свое направление движения без изменения своей скорости, вытекает в выходной проточный канал 9, имеющий повышенную площадь поперечного сечения. Промывочная жидкость, вытекая в выходной проточный канал 9 из дополнительных радиальных проточных каналов 20, выполненных в виде продольных щелей, наклоненных к продольной оси плунжера 7 под острым углом, равномерно распределяется по всему периметру полого корпуса 1, предотвращая интенсивный износ полого корпуса 1 и повышая его долговечность.

При прекращении подачи промывочной жидкости в клапанное устройство забойного двигателя (при выключении буровых насосов) золотник 18 под действием пружины 16 поднимается в плунжере 7 вверх до упора 17, перекрывает дополнительные радиальные проточные каналы 20.

Поршневые кольца 21, установленные в радиальные канавки 22 золотника 18, перемещаясь вдоль дополнительных радиальных проточных каналов 20, очищают их от шлама, а, взаимодействуя с золотником 18 и с седлом 19, герметизируют плунжер 7 и предотвращают утечки промывочной жидкости через дополнительные радиальные проточные каналы 20 в прямом и обратном направлении. При подъеме золотника 18 замкнутая полость в плунжере 7 между золотником 18 и стопором 26 заполняется промывочной жидкостью через калиброванные отверстия в стопоре 26.

Плунжер 7 под действием пружины 6, возвращаясь в исходное (первоначальное) положение до упора в стопорное кольцо 24, перекрывает радиальные проточные каналы 12 седлом 11 гильзы 3 и открывает радиальные перепускные каналы 10 для гидравлического сообщения центрального входного проточного канала 8 с затрубным пространством через радиальные перепускные: каналы 5 гильзы 3 и каналы 2 полого корпуса 1. При подъеме плунжера 7 замкнутая полость между гильзой 3 и плунжером 7 заполняется промывочной жидкостью через калиброванные отверстия 25 в гильзе 3.

Кольцевые уплотнения 13 герметизируют гильзу 3 в полом корпусе 1 и предотвращают утечки промывочной жидкости из внутренней полости полого корпуса 1 в затрубное пространство.

Наружное кольцевое уплотнение 14 герметизирует подвижное сопряжение плунжера 7 в гильзе 3 и предотвращает утечки промывочной жидкости через замкнутую полость, где установлена пружина 6.

Внутренние кольцевые уплотнения 15 герметизируют подвижное соединение плунжера 7 и гильзы 3 и предотвращают утечки промывочной жидкости из центрального входного проточного канала 8 в выходной проточный канал 9, а также герметизируют седло 4 и седло 11 гильзы 3.

Таким образом, реализация отличительных признаков предлагаемого клапанного устройства забойного двигателя в сочетании и в совокупности с известными создает возможность ликвидировать недостатки, присущие известному клапанному устройству забойного двигателя, и обеспечить достижение положительного технического результата:

- создание возможности снижения гидравлического сопротивления протоку и перетоку промывочной жидкости в клапанном устройстве забойного двигателя;

- обеспечение надежного срабатывания клапанного устройства забойного двигателя при незначительных перепадах давления;

- снижение возможности просачивания промывочной жидкости, содержащей мелкие абразивные частицы, и предотвращение возможности шламования клапанного устройства забойного двигателя;

- предотвращение преждевременного износа и сохранение на более длительный период в работоспособном состоянии клапанного устройства забойного двигателя;

- повышение надежности, долговечности и экономической эффективности предлагаемого клапанного устройства забойного двигателя.

Все это позволяет расширить арсенал технических средств, повысить эффективность использования их, снизить потери дорогостоящей промывочной жидкости, повысить КПД забойного двигателя, обеспечить эффективное использование энергии потока промывочной жидкости, то есть позволяет решить поставленные в изобретении задачи.

Похожие патенты RU2224866C1

название год авторы номер документа
КЛАПАННОЕ УСТРОЙСТВО ВИНТОВОГО ЗАБОЙНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2006
  • Щелконогов Геннадий Александрович
RU2330151C1
КЛАПАННОЕ УСТРОЙСТВО ВИНТОВОГО ЗАБОЙНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2007
  • Щелконогов Геннадий Александрович
RU2348784C2
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ КЛАПАН ЗАБОЙНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2006
  • Голдобин Владимир Борисович
  • Трапезников Сергей Германович
RU2303116C1
ВИНТОВОЙ ЗАБОЙНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2001
  • Щелконогов Г.А.
RU2205933C1
Переливной клапан для забойных механизмов 1979
  • Голдобин Владимир Борисович
  • Курочкин Виктор Яковлевич
  • Кочнев Анатолий Михайлович
  • Гуляев Владимир Сергеевич
  • Никомаров Самуил Соломонович
SU898028A1
ПЕРЕЛИВНОЙ КЛАПАН ЗАБОЙНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2007
  • Голдобин Владимир Борисович
  • Сударев Родион Петрович
RU2333334C1
ПЕРЕЛИВНОЙ КЛАПАН 1989
  • Шайдаков В.В.
  • Кравцов А.И.
SU1834343A1
ПЕРЕЛИВНОЙ-ОБРАТНЫЙ КЛАПАН 2011
  • Полей Николай Лейбович
RU2466265C1
КЛАПАН БУРОВОЙ ПЕРЕЛИВНОЙ ШАРИКОВЫЙ 2010
  • Шрамек Владимир Баянович
  • Саблин Андрей Юрьевич
  • Матвеев Дмитрий Федорович
  • Губаев Азат Зуфарович
  • Габдрахманов Ринат Загитович
RU2424416C1
Переливной клапан бурильной колонны с винтовым забойным двигателем 2016
  • Бабиков Андрей Васильевич
  • Деркач Николай Дмитриевич
  • Злобин Илья Валериевич
  • Селянский Дмитрий Леонидович
RU2641800C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 224 866 C1

Реферат патента 2004 года Клапанное устройство забойного двигателя

Изобретение относится к буровой технике и может быть использовано при бурении нефтяных и газовых скважин в составе винтовых забойных двигателей. Устройство содержит полый корпус с радиальными перепускными каналами, установленную внутри полого корпуса гильзу с селом и с радиальными перепускными каналами, подпружиненный плунжер с центральным входным проточным каналом и образованным совместно с полым корпусом, выходным проточным каналом с радиальными перепускными каналами, имеющими выход на седло гильзы, и с радиальными проточными каналами, кольцевые уплотнения. Он также содержит подпружиненный до упора золотник, установленный в плунжере для перекрытия центрального входного проточного канала с возможностью взаимного перемещения. В плунжере выполнены седло и дополнительные радиальные проточные каналы, имеющие выход на золотник. Это позволяет снизить потери промывочной жидкости, повысить КПД забойного двигателя, повысить надежность и долговечность клапанного устройства забойного двигателя. 3 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 224 866 C1

1. Клапанное устройство забойного двигателя, содержащее полый корпус с радиальными перепускными каналами, установленную внутри полого корпуса гильзу с седлом и с радиальными перепускными каналами, подпружиненный плунжер с центральным входным и, образованным совместно с полым корпусом, выходным проточными каналами, с радиальными перепускными каналами, имеющими выход на седло гильзы, и с радиальными проточными каналами, кольцевые уплотнения, отличающееся тем, что оно содержит подпружиненный до упора золотник, установленный в плунжере для перекрытия центрального входного проточного канала с возможностью взаимного осевого перемещения, и в плунжере выполнены седло и дополнительные радиальные проточные каналы, имеющие выход на золотник.2. Клапанное устройство по п.1, отличающееся тем, что золотник снабжен поршневыми кольцами, установленными в выполненных в золотнике радиальных канавках для взаимодействия с золотником и с седлом плунжера, и рассекателем потока, выполненным в верхней части золотника, причем нижняя часть рассекателя потока примыкает к нижней части радиальных проточных каналов плунжера.3. Клапанное устройство по любому из пп.1 и 2, отличающееся тем, что как площадь поперечного сечения выходного проточного канала, так и суммарная площадь всех, в том числе и дополнительных, радиальных проточных каналов плунжера, выполнены не менее площади поперечного сечения центрального входного проточного канала плунжера.4. Клапанное устройство по любому из пп.1-3, отличающееся тем, что дополнительные радиальные проточные каналы плунжера выполнены в виде продольных щелей, наклоненных к продольной оси плунжера под острым углом.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2004 года RU2224866C1

US 4298077 А, 03.11.1981.SU 968292 А, 23.10.1982.RU 2035581 С1, 20.05.1995.GB 2093506 А, 02.05.1982.GB 2327691 А, 03.02.1999.GB 2344364 А, 07.06.2000.US 4936397 А, 26.06.1990.БАЛДЕНКО Д.Ф
и др
Винтовые забойные двигатели
Справочное пособие
- М.: Недра, 1999, с
Термосно-паровая кухня 1921
  • Чаплин В.М.
SU72A1

RU 2 224 866 C1

Авторы

Щелконогов Г.А.

Даты

2004-02-27Публикация

2002-07-29Подача