Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для запирания и пломбирования различных модулей с грузом, транспортных средств (вагоны, контейнеры, цистерны и т.д.), складов и помещений с товарно-материальными ценностями. В частности, изобретение может быть использовано для всех запорно-пломбировочных устройств с запираемым элементом в виде троса.
Известно запорно-пломбировочное устройство (патент РФ 2156345, М. кл. 7 Е 05 В 39/02), с запираемым элементом в виде троса, содержащее внутри корпуса два последовательно расположенные и обхватывающие трос стопорных узла в виде набора шайб с зубчатыми отверстиями для врезания в трос при опирании их в наклонную плоскость и в виде шариков, взаимодействующих одновременно с тросом и с внутренней конической поверхностью корпуса.
Основным недостатком указанного устройства является недостаточная надежность, связанная с возможностью несанкционированного вытаскивания троса путем многократного ослабления и поворота его совместно со стопорными устройствами с одновременным вытаскиванием из корпуса.
Известно запорно-пломбировочное устройство "Комби-4" (патент РФ 2145376, М. кл. 7 Е 05 В 39/02) с запираемым элементом в виде троса, снабженного двумя последовательно расположенными внутри корпуса стопорными узлами, выполненными: первое, основное - в виде подпружиненного в качестве стопорного элемента ролика, расположенного в наклонном отверстии и взаимодействующего с тросом, второе - в виде зигзагообразного каркаса из проволоки, взаимодействующего с конусной поверхностью и пружинной мембраной, прижимающей стопорный элемент к конусной поверхности.
Основным недостатком указанного запорно-пломбировочного устройства является сложность конструкции и высокие технологические требования к точности исполнения геометрии стопорного узла с подпружиненным роликом относительно троса.
Запорно-пломбировочное устройство "Комби-4" по патенту РФ 2145376 принято за прототип.
Задачей изобретения является увеличение надежности стопорения, упрощение конструкции и обеспечение высокой технологичности изготовления.
Техническое решение этой задачи состоит в том, что в запорно-пломбировочном устройстве, состоящем из корпуса, гибкого запираемого элемента в виде троса, основного стопорного узла, снабженного подпружиненным стопорным элементом, размещенным в наклонном отверстии с возможностью взаимодействия с тросом, дополнительного стопорного элемента, выполненного в виде охватывающего трос с натягом пружинящего каркаса зигзагообразной формы, взаимодействующего с пружинной мембраной, наклонное отверстие выполнено по сечению овальной (вытянутой) формы, стопорный элемент основного стопорного узла выполнен в виде пакета дисков, автономно сопрягаемых с поверхностями троса и наклонного отверстия, при этом:
- часть дисков пакета основного стопорного элемента снабжена зубчатой поверхностью;
- в наклонном отверстии между пакетом дисков и пружиной установлен эластичный элемент из известных материалов (резины, пластмассы), сопрягаемый при деформации индивидуально с каждым диском пакета
- пружинящий каркас дополнительного стопорного элемента выполнен в виде свернутой в кольцо листовой пластинки с зигзагообразными прорезями.
На фиг.1 изображен общий вид запорно-пломбировочного устройства в разрезе. На фиг. 2-4 изображено в увеличенном размере место сопряжения с тросом стопорного элемента, расположенного в наклонном отверстии в вариантах с различным поперечным сечением; на фиг.5 показан один из дисков стопорного элемента, снабженный зубьями; на фиг.6 изображен дополнительный стопорный элемент в виде свернутой в кольцо листовой пластинки с зигзагообразными прорезями. Запорно-пломбировочное устройство состоит из корпуса 1, внутри которого выполнено цилиндрическое отверстие 2 под трос 3 и соосное с отверстием 2 конусное отверстие 4, в котором размещены мембрана 5 (при необходимости) и взаимодействующий с ней дополнительный стопорный элемент 6, выполненный в виде охватывающего трос с натягом пружинящего каркаса зигзагообразной формы. В наклонном отверстии 7 размещен подпружиненный стопорный элемент, выполненный в виде пакета дисков 8, индивидуально сопрягаемых с поверхностями троса 3 и наклонного отверстия 7. Наклонное отверстие 7 выполнено в поперечном сечении овальной (вытянутой) формы, обеспечивающей определенную ориентацию пакета дисков 8 в отверстии 7. Поперечное сечение наклонного отверстия 7 может быть выполнено в зависимости от принятого технологического процесса различным по сечению: в виде эллипсовидной поверхности (фиг.2), с прямолинейными параллельными стенками (фиг.3), с наклонными стенками (фиг. 4), а также в виде комбинации указанных поверхностей, сопряженных с цилиндрической поверхностью отверстия (не показано). Для одинаковых по диаметру дисков желательно, чтобы радиус опорной поверхности наклонного отверстия 7 был равен или близок радиусу троса. Вытянутое в одном направление сечение способствует определенной ориентации дисков в отверстии. Пакет стопорного элемента 8 может включать, помимо гладких дисков, зубчатые диски 9, снабженные зубьями 10, выступающими на величину, примерно, 0,2. Для обеспечения воздействия пружины 11 на каждый диск стопорного элемента между дисками 8 (и 9) и пружиной 11 установлен эластичный элемент 12, выполненный из резины или пластмассы. Длина наклонного отверстия 7 выбирается из расчета свободного взаимодействия стопорного элемента с тросом и в то же время обеспечения возможности проталкивания троса через отверстие 2 на всю длину корпуса. Доступ к стопорным элементам 6 и 8 закрыт неразъемным соединением заглушек 13 и 14 с корпусом 1 известными способами, например, завальцовкой. При этом в качестве заглушки 14 может быть использован шарик от подшипника. Возможно другие известные варианты глушения полостей отверстий 4 и 7. Один конец троса 3 заделывается неразъемным соединением внутри корпуса 1 известными способами, например, местной опрессовкой стенок корпуса в зоне 15 отверстия (не показано) корпуса со вставленным в него заделываемым в корпус концом троса. Возможно совмещение заделки троса с маркировкой пломбы. Для улучшения технологичности дополнительный стопорный элемент (фиг.6) выполнен в виде свернутой в кольцо листовой пластинки с зигзагообразными прорезями, образуемыми штамповкой или электроэрозионной обработкой.
Работа запорно-пломбировочного устройства осуществляется следующим образом. При пломбировании изделия пропускают свободный конец троса 3 через отверстия петель 16 изделия и вводят в отверстие 2 корпуса 1. Под действием троса диски стопорного элемента 8 отжимают пружину 11, пропуская трос на проход. В процессе продвижения троса через весь корпус диски стопорного элемента 8 совершают постоянно возвратно-поступательные движения внутри наклонного отверстия 7, обеспечивая за счет пружины 11 постоянный контакт с тросом. При наползании свободного конца троса в дополнительный стопорный элемент 6, последний упруго охватывает трос с натягом и перемещается вместе с тросом до упирания в мембрану 5. При этом трос упруго раздвигает зиги стопорного элемента 6 и выходит из корпуса 1 до тех пор, пока не образуется минимальная петля 17. Запорно-пломбировочное устройство застопорено.
При попытке вытащить трос на него начинает воздействовать одновременно стопорный элемент 6, поджимаемый мембраной 5 к конической поверхности 4 и диски стопорного элемента 8. Благодаря малому углу конической поверхности 4 и углу между осями наклонного отверстия 7 и отверстия 2 под трос, создается эффект самозатягивания стопорных элементов 6 и 8 в клиновой зазор, образованный поверхностью троса и конической поверхностью 4, и поверхностью троса с поверхностью наклонного отверстия 7, при этом зубчатые диски 9 осуществляют дополнительно сцепление с тросом, исключая всякую возможность проскальзывания стопорного элемента относительно троса и создавая дополнительное стопорящее воздействие на трос при попытке вытащить его из корпуса. Исполнение стопорного элемента в виде набора дисков обеспечивает большой охват троса стопорным элементом. Каждый диск стопорного элемента 8 входит автономно в контакт с тросом и воздействует на него в зоне своего расположения. Таким образом пакет из дисков будет охватывать трос почти на 180o его поперечного сечения. При этом часть дисков воздействуют с тросом в межвитковом пространстве, усиливая эффект стопорения троса. Наличие эластичного элемента 12 способствует автономному воздействию каждого диска на трос для процесса самозатягивания дисков.
Таким образом, запорно-пломбировочное устройство создает двойное клиновое стопорение на принципе самозатягивания и самоторможения большого количества стопорных элементов с тросом и обеспечивает надежное стопорение троса при меньших требованиях к точности исполнения корпуса по взаимному положению наклонного отверстия относительно отверстия под трос, а также к точности выполнения самих отверстий по диаметру. Значительно упрощается конструкция корпуса. Все это делает конструкцию запорно-пломбировочного устройства более надежной более технологичной в изготовлении.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЗАПОРНО-ПЛОМБИРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО "КОМБИ-4" | 1999 |
|
RU2145376C1 |
ЗАПОРНО-ПЛОМБИРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО КОМБИ-1 | 1999 |
|
RU2156344C1 |
ЗАПОРНО-ПЛОМБИРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО КОМБИ-2 | 1999 |
|
RU2156345C1 |
ЗАПОРНО-ПЛОМБИРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО | 1999 |
|
RU2156346C1 |
СПОСОБ СТОПОРЕНИЯ ЗАПИРАЮЩИХ ЭЛЕМЕНТОВ | 1998 |
|
RU2136831C1 |
ЗАПОРНО-ПЛОМБИРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО | 1996 |
|
RU2110098C1 |
ЗАПОРНО-ПЛОМБИРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО | 1996 |
|
RU2103462C1 |
ЗАПОРНО-ПЛОМБИРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО "КАПКАН" | 1999 |
|
RU2145377C1 |
ПЛОМБА | 1999 |
|
RU2156347C1 |
ЗАПОРНО-ПЛОМБИРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО | 1997 |
|
RU2155847C2 |
Изобретение относится к области скобяных изделий и касается запорно-пломбировочного устройства, состоящего из корпуса, гибкого запираемого элемента в виде троса, основного стопорного узла, снабженного подпружиненным стопорным элементом, размещенным в наклонном отверстии с возможностью взаимодействия с тросом, дополнительного стопорного элемента, выполненного в виде охватывающего трос с натягом пружинящего каркаса зигзагообразной формы, взаимодействующего с пружинной мембраной. Наклонное отверстие выполнено по сечению овальной формы, стопорный элемент основного стопорного узла выполнен в виде пакета дисков, автономно сопрягаемых с поверхностями троса и наклонного отверстия. Данное устройство имеет повышенную устойчивость к взлому. 3 з.п. ф-лы, 6 ил.
ЗАПОРНО-ПЛОМБИРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО "КОМБИ-4" | 1999 |
|
RU2145376C1 |
US 6155617 А, 05.12.2000 | |||
ЗАПОРНО-ПЛОМБИРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО | 1997 |
|
RU2155848C2 |
ТРОСОВАЯ ПЛОМБА | 1996 |
|
RU2090402C1 |
Авторы
Даты
2004-02-27—Публикация
2002-05-06—Подача