Стенд для измерения тяги ракетного двигателя Российский патент 2004 года по МПК F02K9/96 

Описание патента на изобретение RU2225527C2

Изобретение относится к области измерений, в частности измерений тяги ракетного двигателя (РД).

Известно устройство для измерения тяги ракетного двигателя [1], в котором двигатель передней частью скреплен с поршнем, установленным вертикально в цилиндрической направляющей. Между поршнем и опорной поверхностью установлен пружинный динамометр или тензометрический датчик, с помощью которых регистрируется изменение тяги во времени. К недостатку устройства можно отнести повышенную погрешность измерения тяги, обусловленную воздействием на датчик тяги веса двигателя, который меняется по мере выгорания заряда РД. Кроме того, вследствие наличия эксцентриситета тяги всегда существует боковая сила, увеличивающая силу трения поршня в направляющей, что еще более увеличивает погрешность измерения тяги. В некоторых случаях боковая сила может приводить к заклиниванию поршня и, как следствие, к потере информации.

Данное устройство может быть закреплено на стапеле и горизонтально, но в этом случае боковая приклинивающая сила еще более увеличивается весом двигателя.

Указанные недостатки частично устранены в конструкции горизонтального стенда, в котором двигатель установлен на опорные ролики и скреплен с датчиком тяги, который, в свою очередь, жестко скреплен с вертикальной упорной поверхностью [2]. В процессе работы РД может перемещаться в продольном направлении на опорных роликах. В данной конструкции цилиндрическая направляющая заменена опорными роликами. т.е. трение скольжения заменено трением качения, что уменьшает, но не устраняет погрешность измерения тяги, обусловленную наличием силы трения, так при весе двигателя 5 кг и коэффициенте трения качения 0,05 (стальное колесо по стали) сила трения составляет 0,25 кг. При тяге двигателя 25 кг погрешность измерения тяги составляет 1%. Наличие эксцентриситета тяги может еще больше увеличить эту погрешность.

Кроме того, к недостатку конструкции можно отнести трудность обеспечения соосности двигателя и датчика тяги. При несоосности 4° погрешность измерения тяги составляет ~0,25%.

Задачей настоящего изобретения является уменьшение погрешности измерения тяги.

Указанная задача решается тем, что в стенде для измерения тяги ракетного двигателя, содержащем опорный элемент и датчик тяги, скрепленный с двигателем и с упорной поверхностью, между упорной поверхностью и датчиком тяги установлено шарнирное устройство, а опорный элемент выполнен в виде кольца, закрепленного на двигателе у соплового дна, и соединенной с кольцом гибкими растяжками регулируемой длины опорной рамы, перпендикулярной оси двигателя.

Шарнирное устройство исключает погрешность измерения тяги, обусловленную несоосностью двигателя и датчика тяги. При этом исключается сама необходимость установки двигателя строго по оси датчика тяги, что существенно упрощает процесс подготовки к испытаниям. Выполнение опорного элемента на гибких растяжках устраняет погрешность измерения тяги, обусловленную трением в опоре. Выполнение гибких растяжек регулируемой длины обеспечивает возможность регулирования положения оси двигателя относительно датчика тяги.

На фиг.1 показан продольный разрез предлагаемого стенда, на фиг.2 - вид сзади. Испытываемый двигатель 1 с помощью переходника 2 скреплен с датчиком тяги 3, который в свою очередь скреплен с шарнирным устройством 4 и через него - с упорной поверхностью 5. Шарнирное устройство выполнено на базе шарнирного подшипника [3] . Двигатель 1 поддерживается в горизонтальном положении с помощью кольца 6, которое крепится на сопловой части двигателя радиальными винтами 7 и фиксируется в опорной треугольной раме 8 тремя гибкими тросовыми растяжками 9. Центрирование кольца 6 в раме 8 осуществляется изменением длины растяжек 9 с помощью винтовой пары 10. На фиг.3 показан вариант выполнения шарнирного устройства, в котором шарнирный подшипник 11 закреплен на оси 12 в обойме 13.

Работает устройство следующим образом. Двигатель 1 с переходником 2 присоединяют к датчику тяги 3, закрепленному на упорной поверхности 5 через шарнирное устройство 4. Радиальными винтами 7 кольцо 6 фиксируется на сопловой части двигателя 1. Регулируя длину растяжек 9 с помощью винтовой пары 10, выставляют двигатель 1 соосно датчику тяги 3. Смещая раму 8 вперед по линии действия тяги, обеспечивают натяжение растяжек 9, после чего закрепляют раму на стапеле. При этом выбираются микрозазоры в кинематической цепи "двигатель - упорная плита". Включают двигатель 1, тяга которого регистрируется датчиком 3. В процессе работы двигателя шарнирное устройство 4 обеспечивает передачу тяги двигателя строго по оси датчика, компенсируя возможную несоосность двигателя и датчика, возникшую при установке двигателя.

Таким образом, выполнение опорного элемента на гибких растяжках и использование шарнирного устройства позволяет исключить составляющие погрешности измерения тяги двигателя. обусловленные трением в опорах двигателя и несоосностью двигателя и датчика тяги.

Источники информации

1. Зельдович Я.Б. и др. "Импульс реактивной силы пороховых ракет", стр.130, фиг.4.1. Издательство Оборонгиз, Москва, 1963 г.

2. Патент России № 2091736, МПК 6 G 01 L 5/13, 1997 г.

3. ГОСТ 3635-78. Подшипники шарнирные. Технические условия.

Похожие патенты RU2225527C2

название год авторы номер документа
СТЕНД ДЛЯ СТАТИЧЕСКИХ ИСПЫТАНИЙ КОРПУСА РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2008
  • Огнев Сергей Витальевич
  • Бурдюгов Сергей Иванович
  • Трескин Олег Юрьевич
RU2388926C1
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ИМПУЛЬСА СИЛЫ ТЯГИ РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ И СТЕНД ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1994
  • Завальнюк А.Г.
  • Колотилин В.И.
RU2091736C1
СТЕНД ДЛЯ УСКОРЕННЫХ ИМИТАЦИОННЫХ ИСПЫТАНИЙ ХОДОВЫХ ЧАСТЕЙ КОЛЕСНЫХ МАШИН 1991
  • Сташевский И.И.
RU2019806C1
СПОСОБ И УСТРОЙСТВА ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ СТРЕЛКОВОГО ОРУЖИЯ И/ИЛИ СТЕНДОВЫХ ИСПЫТАНИЙ РАКЕТНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ 2022
  • Гракович Игорь Валентинович
  • Кузнецов Николай Павлович
  • Симонова Валентина Алексеевна
  • Черепов Илья Владимирович
RU2790353C1
СТАПЕЛЬ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ОСЕВОЙ СИЛЫ ТЯГИ РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2014
  • Патрулин Сергей Владимирович
  • Назарцев Александр Александрович
RU2554668C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ АГРЕГАТОВ ЖИДКОСТНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2014
  • Кузнецов Александр Васильевич
  • Солдатов Дмитрий Валерьевич
RU2573628C2
СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЙ КОРПУСОВ ТИПА "КОКОН" РАКЕТНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ НА ТВЕРДОМ ТОПЛИВЕ НА ВНУТРЕННЕЕ ДАВЛЕНИЕ 2014
  • Шатров Владимир Борисович
  • Бурдин Сергей Анатольевич
  • Нельзин Юрий Борисович
  • Болев Алексей Владимирович
  • Краснышев Максим Викторович
RU2554695C1
Способ и устройство для испытания стрелкового оружия и/или стендовых испытаний ракетных двигателей 2023
  • Гракович Игорь Валентинович
  • Кузнецов Николай Павлович
  • Симонова Валентина Алексеевна
  • Черепов Илья Владимирович
RU2799168C1
Устройство запуска ракет с лазерным ракетным двигателем 2016
  • Гарафутдинов Асхат Абрарович
RU2618558C1
МАЯТНИКОВЫЙ СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ РАКЕТНОГО И СТРЕЛКОВОГО ВООРУЖЕНИЯ 2003
  • Большаков А.Н.
  • Завальнюк А.Г.
  • Колотилин В.И.
RU2237844C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 225 527 C2

Реферат патента 2004 года Стенд для измерения тяги ракетного двигателя

Изобретение относится к области измерений, в частности измерений тяги ракетного двигателя.

Задачей изобретения является уменьшение погрешности измерения тяги. Стенд содержит опорный элемент и датчик тяги, скрепленный с двигателем и с упорной поверхностью. Между двигателем и упорной поверхностью установлено шарнирное устройство, а опорный элемент выполнен в виде кольца, закрепленного на двигателе у соплового дна, и соединенной с кольцом гибкими растяжками регулируемой длины опорной рамы, перпендикулярной продольной оси двигателя. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 225 527 C2

Стенд для измерения тяги ракетного двигателя, содержащий опорный элемент и датчик тяги, скрепленный с двигателем и с упорной поверхностью, отличающийся тем, что между упорной поверхностью и датчиком тяги установлено шарнирное устройство, а опорный элемент выполнен в виде кольца, закрепленного на двигателе у соплового дна, и соединенной с кольцом гибкими растяжками регулируемой длины опорной рамы, перпендикулярной продольной оси двигателя.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2004 года RU2225527C2

СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ИМПУЛЬСА СИЛЫ ТЯГИ РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ И СТЕНД ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1994
  • Завальнюк А.Г.
  • Колотилин В.И.
RU2091736C1
и др
Импульсы реактивной силы пороховых ракет
- М.: Оборонгиз, 1963, с.130, фиг.4.1.RU 2075742 C1, 20.03.1997.RU 2133457 C1, 20.07.1999.RU 2135976 C1, 27.08.1999.DE 4208676 A1, 23.09.1993.EP 0459946 A1, 21.05.1991.

RU 2 225 527 C2

Авторы

Большаков А.Н.

Завальнюк А.Г.

Даты

2004-03-10Публикация

2002-06-05Подача