Изобретение относится к области машиностроения.
Известен привод ленточно-колодочного тормоза, в котором кинематическая связь винта с поперечиной выполнена в виде второй резьбы, совпадающей с первой по направлению и отличающейся от нее величиной шага (а.с. СССР № 631712, МКИ 2 F 16 D 49/08, 1978 - аналог). Тормозу присущ тот недостаток, что не обеспечивается качественное регулирование натяжения ветвей тормозных лент и не представляется возможным управлять его эксплуатационными параметрами.
Известен ленточно-колодочный тормоз буровой лебедки, в котором тормозные ленты прикреплены одним концом к балансиру, а другим - к мотылевым шейкам коленчатого вала. Поворачивая рукоятку тормоза и тем самым коленвал, бурильщик затягивает тормозные ленты на шкивах и их останавливает. Возможно взаимодействие штока пневматического цилиндра с мотылевой шейкой коленвала тормоза, управляемого бурильщиком посредством крана (Алексеевский Г.В. Буровые установки Уралмашзавода. - М.: Недра, 1981, с.128 - прототип). Недостаток данного тормоза в том, что в зависимости от направления вращения барабана с тормозными шкивами меняется натяжение ветвей тормозных лент и, как следствие, снижается его эффективность действия.
Предложенное техническое решение по сравнению с прототипом имеет следующие отличительные признаки: величина реализуемого усилия привода в тормозе на ветвях тормозной ленты не зависит от направления приложенного момента вращения к шкиву; обеспечивается регулирование угла обхвата тормозной лентой с фрикционными накладками тормозного шкива, что позволяет управлять тормозным моментом тормоза; достигается почти выравнивание удельных нагрузок на взаимодействующих парах трения тормоза; обеспечивается равномерный износ фрикционных накладок тормозной ленты.
Целью настоящего изобретения является управление эксплуатационными параметрами тормоза путем регулирования натяжения ветвей тормозных лент и изменения угла обхвата взаимодействующих его пар трения.
Поставленная цель достигается тем, что в управляемом механическом приводе натяжное устройство выполнено в виде винта, на участках которого размещена левая и правая резьбы для возвратно-поступательного перемещения гаек нижними выступами, помещенными в паз рамы, а сверху к ним шарнирно прикреплены с помощью проушин и болтов концы набегающей и сбегающей ветви тормозной ленты.
На фиг.1 изображен предлагаемый ленточно-колодочный тормоз с управляемым механическим приводом, общий вид; на фиг.2 - вид по стрелке А на фиг.1; на фиг.3 - разрез В-В на фиг.2, а на фиг.4 - кинематическая схема ленточно-колодочного тормоза.
Ленточно-колодочный тормоз состоит из тормозного шкива 1, установленного на барабане 2, закрепленном на валу 3, например, лебедки с помощью шпонки 4. Шкив 1 охватывает тормозная лента 5, на которой установлены фрикционные накладки 6. Для поддержания тормозной ленты 5 с фрикционными накладками в нерабочем положении служит пружина 7. Концы тормозной ленты 5 с помощью проушины 8 и болтов 9 прикреплены к гайкам 10. Последние перемещаются по винту 11, имеющему участок с левой 12 и правой 13 резьбой. Винт 11 установлен в подшипниковых опорах 14, которые крепятся к раме 15. Для реализации возвратно-поступательного перемещения гайки 10 имеют снизу выступы 16, помещенные в паз 17 рамы 15.
Управление механическим приводом ленточно-колодочным тормозом производится следующим образом.
При вращении винтом 11, например, по часовой стрелке (показано на фиг.1) гайки 10 перемещаются к его середине. При этом одновременно увеличивается натяжение набегающей (а) и сбегающей (б) ветвей тормозной ленты с соответствующим растяжением пружины 7, а также увеличивается угол обхвата лентой 5 с фрикционными накладками 6 тормозного шкива 1. Так происходит торможение шкива 1.
При вращении винтом 11 против часовой стрелки гайки 10 перемещаются к его подшипниковым опорам 14 и происходит отход тормозной ленты 5 с фрикционными накладками 6 от тормозного шкива 1.
Для подтверждения вышеизложенного рассмотрим два положения шарниров тормозной ленты 5, связанных с гайками 10 (фиг.4). Из треугольника АВС следует, что АС>АВ. При этом угол обхвата может быть близким к 360°. Это обстоятельство значительно увеличивает разность натяжений между набегающей (а) и сбегающей (б) ветвями тормозной ленты 5, что ведет к увеличению силы трения и, как следствие, к увеличению тормозного момента, развиваемого парами трения тормоза. Кроме указанного выше достоинства предлагаемый тормоз имеет свойство независимости величины усилия привода от направления приложенного момента вращения к шкиву 1. Известно, что при изменении направления момента вращения на шкиве 1 наблюдается изменение усилий натяжения в набегающей (а) и сбегающей (б) ветвях тормозной ленты 5, что ведет к неравномерному распределению удельных нагрузок на взаимодействующих парах трения и, как следствие, к неравномерному износу рабочих поверхностей фрикционных накладок 6. В то же время в предложенной конструкции ленточно-колодочного тормоза момент трения в винтовых парах остается тем же самым за счет одинаковых окружных сил, умноженных на приведенный радиус винта, следовательно, неизменным будет приводное усилие. Если указанный тормоз использовать в грузоподъемных машинах, то момент от веса груза уравновешивается моментом трения тормоза и при этом заметно повышается плавность торможений.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО И СПОСОБ ВЫРАВНИВАНИЯ УДЕЛЬНЫХ НАГРУЗОК В ПАРАХ ТРЕНИЯ ЛЕНТОЧНО-КОЛОДОЧНОГО ТОРМОЗА БУРОВОЙ ЛЕБЕДКИ | 2012 |
|
RU2521138C2 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗОНЫ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПАР ТРЕНИЯ ЛЕНТОЧНО-КОЛОДОЧНЫХ ТОРМОЗОВ БУРОВОЙ ЛЕБЕДКИ | 2007 |
|
RU2357131C2 |
ЛЕНТОЧНО-КОЛОДОЧНЫЙ ТОРМОЗ С СЕКЦИОННЫМИ ФРИКЦИОННЫМИ НАКЛАДКАМИ НА ТОРМОЗНОЙ ЛЕНТЕ | 2009 |
|
RU2432510C2 |
ЛЕНТОЧНО-КОЛОДОЧНЫЙ ТОРМОЗ БУРОВОЙ ЛЕБЕДКИ С МНОГОПАРНЫМИ УЗЛАМИ ТРЕНИЯ | 2012 |
|
RU2513964C2 |
СПОСОБ РАЦИОНАЛЬНОГО РАЗМЕЩЕНИЯ ФРИКЦИОННЫХ НАКЛАДОК С РАЗЛИЧНЫМИ ИЗНОСО-ФРИКЦИОННЫМИ СВОЙСТВАМИ ИХ МАТЕРИАЛОВ НА ТОРМОЗНОЙ ЛЕНТЕ ЛЕНТОЧНО-КОЛОДОЧНОГО ТОРМОЗА | 2012 |
|
RU2531535C2 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ УДЕЛЬНЫМИ НАГРУЗКАМИ НА ВЕТВЯХ ТОРМОЗНОЙ ЛЕНТЫ ЛЕНТОЧНО-КОЛОДОЧНОГО ТОРМОЗА БУРОВОЙ ЛЕБЕДКИ | 2007 |
|
RU2357132C2 |
ЛЕНТОЧНО-КОЛОДОЧНЫЙ ТОРМОЗ С КОМБИНИРОВАННОЙ ЛЕНТОЙ БУРОВОЙ ЛЕБЕДКИ | 2012 |
|
RU2513959C2 |
СПОСОБ ЭЛЕКТРОДИНАМИЧЕСКОГО УСТАНОВЛЕНИЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ИЗМЕНЕНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ПАРАМЕТРОВ МЕТАЛЛОПОЛИМЕРНЫХ ПАР ТРЕНИЯ ЛЕНТОЧНО-КОЛОДОЧНЫХ ТОРМОЗОВ БУРОВОЙ ЛЕБЕДКИ | 2012 |
|
RU2502900C2 |
УСТРОЙСТВО И СПОСОБ ДЛЯ ОХЛАЖДЕНИЯ ПАР ТРЕНИЯ ЛЕНТОЧНО-КОЛОДОЧНОГО ТОРМОЗА С ПОДВИЖНЫМИ ФРИКЦИОННЫМИ НАКЛАДКАМИ | 2002 |
|
RU2222728C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТЯЖКОЙ ЛЕНТОЧНО-КОЛОДОЧНОГО ТОРМОЗА | 2002 |
|
RU2224924C2 |
Изобретение относится к области машиностроения. Ленточно-колодочный тормоз с управляемым механическим приводом, содержащий барабан с тормозным шкивом, установленный и закрепленный на валу, раму, тормозную ленту с набегающей и сбегающей ветвью, фрикционные накладки, поддерживающую пружину и управляемый механический привод, выполненный в виде натяжного устройства. Натяжное устройство выполнено в виде установленного на крепящихся к раме подшипниковых опорах винта, на участках которого размещена левая и правая резьбы для возвратно-поступательного перемещения гаек. Гайки нижними выступами помещены в паз рамы, при этом сверху к упомянутым гайкам шарнирно прикреплены с помощью проушин и болтов концы набегающей и сбегающей ветви тормозной ленты. Техническим результатом является возможность управления эксплутационными параметрами ленточно-колодочного тормоза путем регулирования натяжения ветвей тормозной ленты и изменения угла обхвата взаимодействующих его пар, а также повышение эффективности его работы и ресурса его фрикционных колодок. 4 ил.
Ленточно-колодочный тормоз с управляемым механическим приводом, содержащий барабан с тормозным шкивом, установленный и закрепленный на валу, раму, тормозную ленту с набегающей и сбегающей ветвью, фрикционные накладки, поддерживающую пружину и управляемый механический привод, выполненный в виде натяжного устройства, отличающийся тем, что натяжное устройство выполнено в виде установленного на крепящихся к раме подшипниковых опорах винта, на участках которого размещена левая и правая резьбы для возвратно-поступательного перемещения гаек, нижними выступами помещенными в паз рамы, при этом сверху к упомянутым гайкам шарнирно прикреплены с помощью проушин и болтов концы набегающей и сбегающей ветви тормозной ленты.
Привод ленточного тормоза | 1976 |
|
SU631712A1 |
Ленточный тормоз | 1982 |
|
SU1033787A1 |
Секатор | 1984 |
|
SU1212365A1 |
Александров М.П., Лысяков А.Г | |||
и др | |||
Тормозные устройства | |||
Справочник | |||
- М.: Машиностроение, 1985 | |||
Алексеевский Г.В | |||
Буровые установки Уралмашзавода | |||
- М.: Недра, 1981. |
Авторы
Даты
2004-03-27—Публикация
2002-03-13—Подача