Изобретение относится к области исследования состава и свойств углеводородных топлив с использованием магнитооптических, рефрактометрических и денситометрических методов анализа, а именно, к определению октанового, цетанового числа топлив и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности для контроля качества бензинов, дизельных топлив, керосинов и других светлых нефтепродуктов при их производстве на потоке.
Известен способ определения октанового числа (ОЧ) бензинов по моторному (ГОСТ 511) и исследовательскому (ГОСТ 8226) методам на установке УИТ-85, где измеряется детонация сжигаемого топлива в цилиндре двигателя, предварительно калиброванного на эталонных смесях н-гептана (ОЧ=0) и изооктана (ОЧ=100). Смеси изооктана и н-гептана имеют различную детонационную стойкость, характеризуемую октановыми числами (ОЧ), равными объемному содержанию изооктана (об. %) в смеси. Исследовательский метод отражает антидетонационные свойства бензинов при работе двигателя в условиях неполной нагрузки (300 об/мин), а моторный метод - антидетонационные свойства в полноразмерном двигателе (600 об/мин). Численная разница в ОЧ по этим двум методам характеризует чувствительность бензина, которая тем выше, чем больше ароматических и непредельных углеводородов содержится в бензине.
Процедуры измерения ОЧ, регламентируемые данными способами, трудоемки, продолжительны по времени и не могут быть использованы для экспресс-контроля ОЧ бензинов непосредственно в технологическом процессе. Проведение измерений требует значительных количеств бензина.
Известен способ определения цетанового числа ЦЧ, характеризующего воспламеняемость дизельных топлив (ГОСТ 3122). В качестве эталонов для его определения используют цетан (н-гексадекан), ЦЧ которого принято за 100 и α-метилнафталин, ЦЧ которого принято за 0. ЦЧ численно равно содержанию цетана (об.%) в такой смеси цетана с α-метилнафталином, которая в стандартных условиях испытания равноценна по воспламеняемости испытуемому топливу. ЦЧ определяется на установках типа ИТ9-3М или ИДТ-69. Измерение происходит по методу совпадения вспышек при изменении степени сжатия. Чем выше ЦЧ дизельного топлива, тем лучше его пусковые свойства и больше полнота сгорания. С увеличением содержания ароматических углеводородов в дизельном топливе ЦЧ падает.
Недостатками данного арбитражного способа определения ЦЧ являются трудоемкость и значительная протяженность процесса измерения во времени, что ограничивает использование его непосредственно в технологическом процессе. Согласно имеющимся расценкам центральных аттестованных испытательных лабораторий нефтепродуктов, определение ЦЧ по методу совпадения вспышек - один из самых дорогостоящих по затратам показатель из всех показателей качества автомобильных бензинов и дизельных топлив.
Наиболее близким предлагаемому способу среди известных интегральных физических методов является способ определения характеристик детонационной стойкости топлив ОЧ и ЦЧ, в котором первично измеряемая характеристика образца представляет собой не спектр или хроматограмму, а единственную численную электрооптическую характеристику - показатель преломления n
Недостатками известного способа являются: ограниченность описания ОЧ и ЦЧ, являющихся функцией углеводородного состава (содержание парафинов, нафтенов, непредельных и ароматических углеводородов), единственной характеристикой углеводородных топлив - показателем преломления n (или диэлектрической проницаемостью ε) и, как следствие, непостоянство вида градуировочного соотношения и низкая точность определения ОЧ и ЦЧ при смене сырья, используемого при компаундировании бензинов и дизельных топлив. Кроме того, недостатком является и неоднозначность определения ОЧ бензинов с ОЧ более 85 единиц по моторному методу и ЦЧ дизельных топлив с ЦЧ более 55 ед. Неэффективность n или ε в указанном способе определения характеристик детонационной стойкости проявляется также в том, что дизельное топливо с ЦЧ=45-50 ед., измеренное в режиме "определения ОЧ бензинов", ошибочно может быть идентифицировано как высокооктановый бензин.
Задачей изобретения является разработка универсального и более точного способа определения ОЧ и ЦЧ углеводородных топлив.
Поставленная задача решается способом определения характеристик детонационной стойкости углеводородных топлив, включающим измерение электрооптических характеристик - показателя преломления n или диэлектрической проницаемости ε углеводородных топлив с известными характеристиками детонационной стойкости, последующую статистическую обработку результатов и измерение n или ε исследуемого углеводородного топлива. Причем для углеводородных топлив с известными характеристиками детонационной стойкости и исследуемых топлив дополнительно измеряют величину линейного магнитного двулучепреломления, выраженную относительно магнитного двулучепреломления индивидуального бензола - магнитооптический бензольный индекс BIN, получают градуировочное соотношение - Q=А+B·BIN+С·n или Q=А+B·BIN+С·, где Q - октановое или цетановое число топлива, А, В, С - градуировочные постоянные, и по полученному градуировочному соотношению определяют октановое или цетановое число.
Поскольку бензольный индекс BIN в чистом виде отражает содержание только ароматических соединений в нефтепродукте, то показателю преломления n
На фиг.1 представлена номограмма для определения МОЧ бензинов, фиг.2 - номограмма для определения ЦЧ дизельных топлив.
Пример определения октанового числа (МОЧ).
Для получения корреляционного соотношения, связывающего бензольный индекс BIN и показатель преломления n
получены градуировочные коэффициенты A1, B1 и C1, на основании чего была построена номограмма для определения МОЧ бензинов (фиг.1), представляющая собой сетку изолиний с различными МОЧ. Для определения МОЧ бензина с неизвестной характеристикой детонационной стойкости измеряют его BIN и n
Пример определения цетанового числа.
Для получения корреляционного соотношения, связывающего магнитооптический бензольный индекс BIN и показатель преломления n
получены коэффициенты уравнения регрессии А2, В2, С2 и построена номограмма (фиг.2), на которой в координатах BIN - n
Введение BIN в качестве параметра, характеризующего содержание ароматических углеводородов в нефтепродукте, позволяет существенно повысить точность определения ОЧ и ЦЧ по сравнению с известным способом определения характеристик детонационной стойкости по показателю преломления или диэлектрической проницаемости.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЖИДКИХ УГЛЕВОДОРОДНЫХ ТОПЛИВ ПО ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ СГОРАНИЯ В ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЯХ | 2015 |
|
RU2577293C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ЦЕТАНОВОГО ИНДЕКСА ЖИДКИХ УГЛЕВОДОРОДНЫХ ТОПЛИВ | 2013 |
|
RU2526174C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОКТАНОВОГО ЧИСЛА АВТОМОБИЛЬНЫХ БЕНЗИНОВ | 2000 |
|
RU2189039C2 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОКТАНОВОГО ЧИСЛА АВТОМОБИЛЬНЫХ БЕНЗИНОВ | 2000 |
|
RU2196321C2 |
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОКТАНОВЫХ ЧИСЕЛ АВТОМОБИЛЬНЫХ БЕНЗИНОВ | 1997 |
|
RU2100803C1 |
СПОСОБ ЭКСПРЕССНОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА МОТОРНЫХ ТОПЛИВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2012 |
|
RU2532638C2 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОКТАНОВЫХ ЧИСЕЛ СМЕШЕНИЯ ГАЗООБРАЗНЫХ КОМПОНЕНТОВ АВТОБЕНЗИНОВ | 2021 |
|
RU2793147C2 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БЕНЗИНА И ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА | 2001 |
|
RU2203925C1 |
СПОСОБ ЭКСПРЕССНОЙ ОЦЕНКИ ДОЛИ АРОМАТИЧЕСКИХ УГЛЕВОДОРОДОВ В СВЕТЛЫХ НЕФТЕПРОДУКТАХ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2016 |
|
RU2660388C2 |
СПОСОБ СРАВНЕНИЯ ОКТАНОВОГО ЧИСЛА МОТОРНОГО ТОПЛИВА | 1996 |
|
RU2110790C1 |
Изобретение относится к измерительной технике. Способ включает измерение электрооптических характеристик - показателя преломления n или диэлектрической проницаемости ε углеводородных топлив с известными характеристиками детонационной стойкости, последующую статистическую обработку результатов и измерение n или ε исследуемого углеводородного топлива. Для углеводородных топлив с известными характеристиками детонационной стойкости и исследуемых топлив дополнительно измеряют величину линейного магнитного двулучепреломления, выраженную относительно магнитного двулучепреломления индивидуального бензола - магнитооптический бензольный индекс, и по градуировочному соотношению определяют октановое или цетановое число. Технический результат - повышение надежности и экономичности оптической системы. 2 ил.
Способ определения характеристик детонационной стойкости углеводородных топлив, включающий измерение электрооптических характеристик - показателя преломления n или диэлектрической проницаемости ε углеводородных топлив с известными характеристиками детонационной стойкости, последующую статистическую обработку результатов и измерение n или ε исследуемого углеводородного топлива, отличающийся тем, что для углеводородных топлив с известными характеристиками детонационной стойкости и исследуемых топлив дополнительно измеряют величину линейного магнитного двулучепреломления, выраженную относительно магнитного двулучепреломления индивидуального бензола - магнитооптический бензольный индекс BIN, получают градуировочное соотношение - Q=А+B·BIN+С·n или Q=А+B·BIN+С·, где Q - октановое или цетановое число топлива, А, В, С - градуировочные постоянные, и по полученному градуировочному соотношению определяют октановое или цетановое число.
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ ЖИДКИХ ТОПЛИВ | 1999 |
|
RU2163373C1 |
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОКТАНОВЫХ ЧИСЕЛ АВТОМОБИЛЬНЫХ БЕНЗИНОВ | 1997 |
|
RU2100803C1 |
US 5892228 А, 06.04.1999 | |||
US 5349188 A, 20.09.1994. |
Авторы
Даты
2004-03-27—Публикация
2002-06-27—Подача