Изобретение относится к газовой, нефтяной, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности.
Известен способ получения бензина и дизельного топлива путем перегонки углеводородного сырья, например, нефти с выделением бензиновой и дизельной фракций. Интервал выкипания бензиновой фракции составляет 60-180oС. Бензиновая фракция характеризуется определенным соотношением ароматических, нафтеновых и парафиновых углеводородов в узких фракциях, выкипающих в интервалах oС: 60-95, 95-122, 122-150 (А.А. Башилов и др. "Компаундирование моторных топлив", 1958, с. 13-15).
Более близким к предложенному способу по сути является способ получения бензина и дизельного топлива путем перегонки углеводородного сырья, в частности газоконденсата, выкипающего в интервале 30-360oС с отделением прямогонных газов и бензиновой фракции, выкипающей в интервале от начала кипения до 180oС.
Бензиновая фракция также характеризуется определенным соотношением ароматических, нафтеновых и парафиновых углеводородов в тех же узких фракциях ("Химия и технология топлив и масел", 1985 г., 7, с.11-13).
Недостатком известных способов является невозможность получения товарных топлив с заданными характеристиками целевых продуктов, в частности детонационной стойкости бензина и высоких показателей по фракционному составу топлив.
Целью данного изобретения является получение бензина, дизельного топлива и их компонентов с определенными показателями по фракционному составу, детонационной стойкости и цетановому числу при одновременном увеличении объема их производства.
Поставленная цель достигается тем, что способ получения бензина и дизельного топлива ведут путем перегонки углеводородного сырья, выкипающего в интервале 25-360oС с отделением прямогонных газов и бензиновой фракции, выкипающей в интервале начало кипения (НК)-210oC с содержанием ароматических, нафтеновых и метановых углеводородов в ее узкой фракции 122-138oС в следующих массовых соотношениях соответственно (7-20) : (7-38) : (7-44). В качестве исходного сырья может быть использовано любое углеводородное сырье, в том числе и смесь различных их типов, например, смеси нефтяного сырья с газовым конденсатом, в любом их соотношении. В процессе отбора фракций можно использовать абсорбент.
В состав бензина для улучшения эксплуатационных свойств можно вводить различные присадки, вместе или в отдельности. В частности, может использоваться ферроцен в количестве 0,01-0,13% или его смесь с диэтилферроценом в том же количестве, причем смесь содержит 0,1-99,% ферроцена, а также N-метиланилин в количестве 0,01-0,13 мас.%, метилтретбутиловый эфир (МТБЭ) в количестве 0,01-30 мас.%, метанол в количестве 0,01-15 мас.%, толуол в количестве 0,01-30 мас.%.
Способ осуществляется следующим образом:
В качестве углеводородного сырья используют все виды жидкого углеводородного сырья, в том числе нефть, газовый конденсат, нефтепродукты и их смеси, имеющие в своем составе фракции, выкипающие в интервале 25-360oС.
Используемое сырье подвергают перегонке, включая процесс ректификации по фракциям, при температуре до 210oС, выделяя при этом бензиновую фракцию с содержанием ароматических, нафтеновых и метановых углеводородов в ее узкой фракции 122-138oС при массовых соотношениях соответственно (7-20) : (7-38) : (7-44).
С верха колонны отделяют углеводородные газы и пары бензиновой фракции, которые по шлемофонному трубопроводу отводят и охлаждают до 40oС с последующей стабилизацией состава в рефлюксной емкости за счет отвода газа с последующей его утилизацией.
С низа емкости производят отбор бензина, который можно частично использовать для орошения при отборе фракций в ректификационной колонне, подавая на промежуточные чашечные тарелки при регулировании температуры в верхней части колонны. С низа колонны выводят кубовый остаток с температурой выкипания до 360oС, используя его в качестве дизельного топлива или его компонента (табл. 1).
Пример 1
Используют углеводородное сырье, смешивая сырую нефть и газовый конденсат в соотношении 50 : 50, содержащих углеводородные фракции, выкипающие в интервале от 25 до 360oС. В результате ректификации этого сырья выделяют бензиновую фракцию, выкипающую от начала кипения до 210oС с содержанием ароматических, нафтеновых и метановых углеводородов в ее узкой фракции 122-138oС в соответствии с табл. 2.
Пример 2
В полученный по примеру 1 бензин вводят 2,79 мас.% N-метиланилина.
Пример 3
В полученный по примеру 1 бензин вводят смесь 2,79 мас.% N-метиланилина и 2,0% толуола.
Пример 4
В полученный по примеру 1 бензин вводят смесь, состоящую из, мас.%:
N-метиланилин - 1,3
Толуол - 15
МТБЭ - 10
Пример 5
В полученный по примеру 1 бензин вводят смесь, состоящую из, мас.%:
Толуол - 10
МТБЭ - 15
Метанол - 5
Ферроцен - 0,1
Пример 6
В полученный по примеру 1 бензин вводят смесь, состоящую из, мас.%:
Толуол - 30
МТБЭ - 25
Метанол - 5
Пример 7
В полученный по примеру 1 бензин вводят смесь, состоящую из, мас%:
Толуол - 30
МТБЭ - 30
Метиланилин - 2,79
Пример 8
В полученный по примеру 1 бензин вводят смесь, состоящую из, мас.%:
Толуол - 30
МТБЭ - 20
Метиланилин - 2,3
Пример 9
В полученный по примеру 1 бензин вводят смесь, состоящую из, мас.%:
N-метиланилин - 2,79
Толуол - 30
МТБЭ - 20
Метанол - 5
Результаты испытаний составов бензина по примерам 1-9 приведены в табл. 3.
Анализ результатов табл. 1 и 3 показывает соответствие полученных бензинов и дизельного топлива установленным нормативам, соответствующих по октановым (ИМ) и цетановым числам топлива для ДВС.
Остальные показатели качества топлив также соответствуют требуемым показателям.
Использование данного изобретения позволяет расширить номенклатуру производства моторных топлив, включая производство высокооктановых неэтилированных автомобильных бензинов марок А-76, Аи-80, Аи-91, Аи-92, Аи-93 и дизельного топлива для быстроходных дизельных двигателей, включая тепловые дизельные турбины и дизели общего назначения. Кроме того, появляется возможность уменьшить энергозатраты до 30% с сокращением энергоемких технологий и увеличением объемов производства требуемого моторного топлива в 2-5 раз на имеющихся технологических мощностях, с незначительными затратами на переоборудование технологических линий.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВОГО БЕНЗИНА | 2000 |
|
RU2160303C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВЫХ БЕНЗИНОВ | 1999 |
|
RU2148613C1 |
СПОСОБ ПОДГОТОВКИ УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ С ГАЗОВОЙ ФАЗОЙ К ТРАНСПОРТУ | 2014 |
|
RU2569348C1 |
КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ МОТОРНОГО ТОПЛИВА И СПОСОБ ЕЕ ПОЛУЧЕНИЯ | 2002 |
|
RU2214444C1 |
АЛЬТЕРНАТИВНОЕ АВТОМОБИЛЬНОЕ ТОПЛИВО И СПОСОБ ЕГО ПОЛУЧЕНИЯ | 2015 |
|
RU2605952C1 |
СПОСОБ ИНГИБИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КЛАТРАТ-ГИДРАТОВ | 2003 |
|
RU2237052C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МОТОРНЫХ ТОПЛИВ | 1995 |
|
RU2072388C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЗИМНЕГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА | 1998 |
|
RU2126437C1 |
АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ТОПЛИВО ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ | 2016 |
|
RU2641108C1 |
СПОСОБ ПОДГОТОВКИ УГЛЕВОДОРОДНОГО ГАЗА К ТРАНСПОРТУ | 2012 |
|
RU2629845C2 |
Изобретение относится к газовой, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности. Способ осуществляется перегонкой углеводородного сырья, выкипающего в интервале 25-360oС, предпочтительно смеси нефтяного сырья с газовым конденсатом. В результате перегонки выделяют прямогонные газы и бензиновую фракцию, выкипающую в интервале НК-210oС. В своей узкой фракции 122-138oС бензиновая фракция содержит ароматические, нафтеновые и метановые углеводороды в следующих массовых соотношениях соответственно: (7-20) : (7-38) : (7-44). Предпочтительно в бензин можно добавлять различные присадки и добавки, в частности ферроцен, диэтилферроцен, метиланилин и др. Технический результат - получение автомобильного топлива (бензина и дизельного топлива) с высокими эксплуатационными характеристиками по детонационной стойкости и цетановому числу. 7 з.п. ф-лы, 3 табл.
Химия и технология топлив и масел, 1985, №7, с.11-13 | |||
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ НЕФТЯНЫХ ФРАКЦИЙ | 1992 |
|
RU2079539C1 |
СПОСОБ ПЕРЕГОНКИ НЕФТИ | 2000 |
|
RU2172762C1 |
Авторы
Даты
2003-05-10—Публикация
2001-11-05—Подача