СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БЕНЗИНА И ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА Российский патент 2003 года по МПК C10G7/00 

Описание патента на изобретение RU2203925C1

Изобретение относится к газовой, нефтяной, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности.

Известен способ получения бензина и дизельного топлива путем перегонки углеводородного сырья, например, нефти с выделением бензиновой и дизельной фракций. Интервал выкипания бензиновой фракции составляет 60-180oС. Бензиновая фракция характеризуется определенным соотношением ароматических, нафтеновых и парафиновых углеводородов в узких фракциях, выкипающих в интервалах oС: 60-95, 95-122, 122-150 (А.А. Башилов и др. "Компаундирование моторных топлив", 1958, с. 13-15).

Более близким к предложенному способу по сути является способ получения бензина и дизельного топлива путем перегонки углеводородного сырья, в частности газоконденсата, выкипающего в интервале 30-360oС с отделением прямогонных газов и бензиновой фракции, выкипающей в интервале от начала кипения до 180oС.

Бензиновая фракция также характеризуется определенным соотношением ароматических, нафтеновых и парафиновых углеводородов в тех же узких фракциях ("Химия и технология топлив и масел", 1985 г., 7, с.11-13).

Недостатком известных способов является невозможность получения товарных топлив с заданными характеристиками целевых продуктов, в частности детонационной стойкости бензина и высоких показателей по фракционному составу топлив.

Целью данного изобретения является получение бензина, дизельного топлива и их компонентов с определенными показателями по фракционному составу, детонационной стойкости и цетановому числу при одновременном увеличении объема их производства.

Поставленная цель достигается тем, что способ получения бензина и дизельного топлива ведут путем перегонки углеводородного сырья, выкипающего в интервале 25-360oС с отделением прямогонных газов и бензиновой фракции, выкипающей в интервале начало кипения (НК)-210oC с содержанием ароматических, нафтеновых и метановых углеводородов в ее узкой фракции 122-138oС в следующих массовых соотношениях соответственно (7-20) : (7-38) : (7-44). В качестве исходного сырья может быть использовано любое углеводородное сырье, в том числе и смесь различных их типов, например, смеси нефтяного сырья с газовым конденсатом, в любом их соотношении. В процессе отбора фракций можно использовать абсорбент.

В состав бензина для улучшения эксплуатационных свойств можно вводить различные присадки, вместе или в отдельности. В частности, может использоваться ферроцен в количестве 0,01-0,13% или его смесь с диэтилферроценом в том же количестве, причем смесь содержит 0,1-99,% ферроцена, а также N-метиланилин в количестве 0,01-0,13 мас.%, метилтретбутиловый эфир (МТБЭ) в количестве 0,01-30 мас.%, метанол в количестве 0,01-15 мас.%, толуол в количестве 0,01-30 мас.%.

Способ осуществляется следующим образом:
В качестве углеводородного сырья используют все виды жидкого углеводородного сырья, в том числе нефть, газовый конденсат, нефтепродукты и их смеси, имеющие в своем составе фракции, выкипающие в интервале 25-360oС.

Используемое сырье подвергают перегонке, включая процесс ректификации по фракциям, при температуре до 210oС, выделяя при этом бензиновую фракцию с содержанием ароматических, нафтеновых и метановых углеводородов в ее узкой фракции 122-138oС при массовых соотношениях соответственно (7-20) : (7-38) : (7-44).

С верха колонны отделяют углеводородные газы и пары бензиновой фракции, которые по шлемофонному трубопроводу отводят и охлаждают до 40oС с последующей стабилизацией состава в рефлюксной емкости за счет отвода газа с последующей его утилизацией.

С низа емкости производят отбор бензина, который можно частично использовать для орошения при отборе фракций в ректификационной колонне, подавая на промежуточные чашечные тарелки при регулировании температуры в верхней части колонны. С низа колонны выводят кубовый остаток с температурой выкипания до 360oС, используя его в качестве дизельного топлива или его компонента (табл. 1).

Пример 1
Используют углеводородное сырье, смешивая сырую нефть и газовый конденсат в соотношении 50 : 50, содержащих углеводородные фракции, выкипающие в интервале от 25 до 360oС. В результате ректификации этого сырья выделяют бензиновую фракцию, выкипающую от начала кипения до 210oС с содержанием ароматических, нафтеновых и метановых углеводородов в ее узкой фракции 122-138oС в соответствии с табл. 2.

Пример 2
В полученный по примеру 1 бензин вводят 2,79 мас.% N-метиланилина.

Пример 3
В полученный по примеру 1 бензин вводят смесь 2,79 мас.% N-метиланилина и 2,0% толуола.

Пример 4
В полученный по примеру 1 бензин вводят смесь, состоящую из, мас.%:
N-метиланилин - 1,3
Толуол - 15
МТБЭ - 10
Пример 5
В полученный по примеру 1 бензин вводят смесь, состоящую из, мас.%:
Толуол - 10
МТБЭ - 15
Метанол - 5
Ферроцен - 0,1
Пример 6
В полученный по примеру 1 бензин вводят смесь, состоящую из, мас.%:
Толуол - 30
МТБЭ - 25
Метанол - 5
Пример 7
В полученный по примеру 1 бензин вводят смесь, состоящую из, мас%:
Толуол - 30
МТБЭ - 30
Метиланилин - 2,79
Пример 8
В полученный по примеру 1 бензин вводят смесь, состоящую из, мас.%:
Толуол - 30
МТБЭ - 20
Метиланилин - 2,3
Пример 9
В полученный по примеру 1 бензин вводят смесь, состоящую из, мас.%:
N-метиланилин - 2,79
Толуол - 30
МТБЭ - 20
Метанол - 5
Результаты испытаний составов бензина по примерам 1-9 приведены в табл. 3.

Анализ результатов табл. 1 и 3 показывает соответствие полученных бензинов и дизельного топлива установленным нормативам, соответствующих по октановым (ИМ) и цетановым числам топлива для ДВС.

Остальные показатели качества топлив также соответствуют требуемым показателям.

Использование данного изобретения позволяет расширить номенклатуру производства моторных топлив, включая производство высокооктановых неэтилированных автомобильных бензинов марок А-76, Аи-80, Аи-91, Аи-92, Аи-93 и дизельного топлива для быстроходных дизельных двигателей, включая тепловые дизельные турбины и дизели общего назначения. Кроме того, появляется возможность уменьшить энергозатраты до 30% с сокращением энергоемких технологий и увеличением объемов производства требуемого моторного топлива в 2-5 раз на имеющихся технологических мощностях, с незначительными затратами на переоборудование технологических линий.

Похожие патенты RU2203925C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВОГО БЕНЗИНА 2000
  • Кардаш А.Ф.
RU2160303C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВЫХ БЕНЗИНОВ 1999
  • Кардаш А.Ф.
RU2148613C1
СПОСОБ ПОДГОТОВКИ УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ С ГАЗОВОЙ ФАЗОЙ К ТРАНСПОРТУ 2014
  • Кардаш Александр Филиппович
RU2569348C1
КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ МОТОРНОГО ТОПЛИВА И СПОСОБ ЕЕ ПОЛУЧЕНИЯ 2002
  • Сидоренко А.Э.
  • Наумов К.В.
RU2214444C1
АЛЬТЕРНАТИВНОЕ АВТОМОБИЛЬНОЕ ТОПЛИВО И СПОСОБ ЕГО ПОЛУЧЕНИЯ 2015
  • Ершов Михаил Александрович
  • Хабибуллин Ильдус Фаридович
  • Григорьева Екатерина Викторовна
  • Емельянов Вячеслав Евгеньевич
RU2605952C1
СПОСОБ ИНГИБИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КЛАТРАТ-ГИДРАТОВ 2003
  • Кардаш С.А.
  • Кардаш А.Ф.
RU2237052C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МОТОРНЫХ ТОПЛИВ 1995
  • Маргулов А.Р.
  • Губяк В.Е.
  • Кудрин И.В.
  • Хавкин В.А.
  • Курганов В.М.
  • Прокопюк С.Г.
  • Гуляева Л.А.
RU2072388C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЗИМНЕГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА 1998
  • Кубрин Ю.Г.
  • Лядин Н.М.
  • Тархов В.А.
  • Рабинович Г.Б.
  • Пронин Н.В.
  • Борисов В.П.
  • Митусова Т.Н.
  • Пережигина И.Я.
RU2126437C1
АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ТОПЛИВО ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ 2016
  • Ершов Михаил Александрович
  • Хабибуллин Ильдус Фаридович
  • Григорьева Екатерина Викторовна
RU2641108C1
СПОСОБ ПОДГОТОВКИ УГЛЕВОДОРОДНОГО ГАЗА К ТРАНСПОРТУ 2012
  • Кардаш Александр Филиппович
RU2629845C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 203 925 C1

Реферат патента 2003 года СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БЕНЗИНА И ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА

Изобретение относится к газовой, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности. Способ осуществляется перегонкой углеводородного сырья, выкипающего в интервале 25-360oС, предпочтительно смеси нефтяного сырья с газовым конденсатом. В результате перегонки выделяют прямогонные газы и бензиновую фракцию, выкипающую в интервале НК-210oС. В своей узкой фракции 122-138oС бензиновая фракция содержит ароматические, нафтеновые и метановые углеводороды в следующих массовых соотношениях соответственно: (7-20) : (7-38) : (7-44). Предпочтительно в бензин можно добавлять различные присадки и добавки, в частности ферроцен, диэтилферроцен, метиланилин и др. Технический результат - получение автомобильного топлива (бензина и дизельного топлива) с высокими эксплуатационными характеристиками по детонационной стойкости и цетановому числу. 7 з.п. ф-лы, 3 табл.

Формула изобретения RU 2 203 925 C1

1. Способ получения бензина и дизельного топлива путем перегонки углеводородного сырья, выкипающего в интервале 25-360oС, с отделением прямогонных газов и бензиновой фракции, отличающийся тем, что в качестве бензиновой фракции выделяют фракцию, выкипающую в интервале от начала кипения до 210oС, с содержанием ароматических, нафтеновых и метановых углеводородов в ее узкой фракции 122-138oС в следующих массовых соотношениях соответственно: (7-20) : (7: 38) : (7-44). 2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что в качестве исходного сырья используют смесь нефтяного сырья с газовым конденсатом. 3. Способ по пп. 1 и 2, отличающийся тем, что в бензин дополнительно вводят 0,01-0,13 мас. % добавки, содержащей 0,1-99,7 мас. % ферроцена и остальное диэтилферроцен. 4. Способ по пп. 1-3, отличающийся тем, что в бензин дополнительно вводят 0,01-0,13 мас. % ферроцена. 5. Способ по пп. 1-4, отличающийся тем, что в бензин дополнительно вводят 0,01-0,13 мас. % N-метиланилина. 6. Способ по пп. 1-5, отличающийся тем, что в бензин дополнительно вводят 0,01-15 мас. % метанола. 7. Способ по пп. 1-6, отличающийся тем, что в бензин дополнительно вводят 0,01-30 мас. % метилтретбутилового эфира. 8. Способ по пп. 1-7, отличающийся тем, что в бензин дополнительно вводят 0,01-30 мас. % толуола.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2003 года RU2203925C1

Химия и технология топлив и масел, 1985, №7, с.11-13
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ НЕФТЯНЫХ ФРАКЦИЙ 1992
  • Петлюк Ф.Б.
  • Ямпольская М.Х.
  • Лебедев Ю.Н.
RU2079539C1
СПОСОБ ПЕРЕГОНКИ НЕФТИ 2000
  • Цегельский В.Г.
RU2172762C1

RU 2 203 925 C1

Авторы

Кардаш А.Ф.

Даты

2003-05-10Публикация

2001-11-05Подача