Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано для сжигания топлива в низкоэмиссионных камерах сгорания различных энергетических систем: газотурбинных установок (ГТУ), газотурбинных двигателей (ГТД), печах, котлах и др.
Известно устройство для сжигания топлива (низкоэмиссионная камера сгорания ГТД фирмы Jeneral Electric), в котором для снижения вредных выбросов осуществлены предварительное смешение, закрутка и сжигание бедной топливовоздушной смеси в многозонной камере сгорания. В этом устройстве достигается сравнительно невысокий уровень эмиссии NO ≈ 100 ppm, однако этот уровень еще не отвечает требованиям международных стандартов (А. Лефевр. Процессы в камерах сгорания ГТД. - М.: Мир, 1986, с.42 (рис. 1.18), с.508 (рис. 11.26.а) [1].
Известно устройство для сжигания топлива (низкоэмиссионная камера сгорания фирмы Пратт-Уитни), наиболее близкое к предлагаемому. Указанное устройство содержит пусковую и основную камеры сгорания, первые входы подачи воздуха, топлива и первый завихритель, расположенные со стороны входа пусковой камеры сгорания, устройство зажигания топливовоздушной смеси, вторые входы подачи воздуха и топлива и второй завихритель и камера смешения основного воздуха и топлива (Патент США N 3872664, МПК F 02 C 3/00, 1975) [2].
Данная камера имеет лучшие по сравнению с аналогом эмиссионные характеристики NO ≈ 50 ppm.
Указанное устройство имеет и следующие недостатки. Пусковая камера сгорания, работающая на достаточно богатых коэффициентах избытка воздуха, требует интенсивного охлаждения, что снижает ее характеристики по выбросам СО и ограничивает ресурс работы камеры. Недостаточно эффективная камера смешения приводит к значительным пульсациям концентрации горючего и повышенным эмиссионным характеристикам устройства. Рециркуляционный механизм стабилизации горения в условиях обедненных топливовоздушных смесей ограничивает диапазон устойчивых режимов горения.
Техническая задача, решаемая изобретением, заключается в дополнительном снижении эмиссионных характеристик устройства для сжигания топлива, уменьшении теплонапряженности пусковой и основной камер сгорания, улучшении характеристик смесеобразования воздуха и топлива и расширении диапазона устойчивых режимов горения.
Указанная техническая задача решается тем, что устройство для сжигания топлива содержит пусковую и основную камеры сгорания, первые входы подачи воздуха, топлива и первый завихритель, расположенные со стороны входа пусковой камеры сгорания, устройство зажигания топливовоздушной смеси, вторые входы подачи воздуха и топлива, камеру смешения, пусковая камера сгорания выполнена цилиндрической с гладкими стенками, устройство дополнительно снабжено газоводом, вход которого подсоединен к выходу пусковой камеры сгорания, а камера смешения расположена коаксиально вокруг газовода, образуя кольцевой канал, состоящий из трех последовательно расположенных участков - первого, второго и третьего диффузорного,вход первого участка камеры смешения - у входной части газовода, выход диффузорного участка камеры смешения расположен у входа основной камеры сгорания, выход газовода - у входа в диффузорный участок камеры смешения, вторые входы подачи воздуха и топлива расположены со стороны входа в первый участок камеры смешения, устройство зажигания топливовоздушной смеси - со стороны входа пусковой камеры сгорания на ее оси, первый вход подачи топлива - между устройством зажигания топливовоздушной смеси и первым завихрителем, устройство дополнительно снабжено завихрителем, расположенным на входе в диффузорный участок камеры смешения. Первый завихритель выполнен в виде отверстий в корпусе пусковой камеры сгорания, закручивающих поток относительно оси указанной камеры. Завихритель, расположенный на входе в диффузорный участок камеры смешения, выполнен в виде лопаток. Первый участок камеры смешения выполнен конфузорным или цилиндрическим. Второй участок камеры смешения выполнен цилиндрическим. Основная камера сгорания выполнена кольцевой. На входе в основную кольцевую камеру сгорания установлено несколько пусковых камер сгорания и камер смешения.
На фиг. 1 представлено предлагаемое устройство для сжигания топлива, общий вид.
На фиг. 2 представлена пусковая камера сгорания.
На фиг. 3 представлена основная кольцевая камера сгорания, вид со стороны пусковых камер сгорания.
На фиг. 4 показано устройство с несколькими пусковыми камерами сгорания и камерами смешения.
На фиг. 5 – разрез А-А на фиг. 3.
На фиг.6 представлены результаты исследования эмиссионных характеристик (NO, ppm) устройства для сжигания топлива в зависимости от коэффициента избытка воздуха α.
На фиг. 7 представлены результаты исследования границ устойчивого горения (зависимость температуры газа Тг , К, в функции от α).
На фиг. 8 представлены результаты исследования теплового состояния пусковой камеры сгорания и газовода (зависимость температуры стенки Tw, K, в функции от L/d, где L - длина газовода, d - диаметр газовода).
Устройство для сжигания топлива (фиг. 1) содержит пусковую камеру 1 сгорания, основную камеру 2 сгорания, первый вход 3 подачи воздуха, первый вход 4 подачи топлива, первый завихритель 5 воздуха, устройство 6 зажигания топливовоздушной смеси, второй вход 7 подачи воздуха, второй вход 8 подачи топлива, завихритель 9, цилиндрический газовод 10, камеру 11 смешения, образующую кольцевой канал, состоящий из трех последовательно расположенных участков 12, 13, 14 – первого, второго и третьего диффузорного, корпус 15 со входом 16 воздуха от компрессора (не показан).
Первые входы 3 и 4 соответственно подачи воздуха и топлива, а также первый завихритель 5 воздуха расположены со стороны входа пусковой камеры 1 сгорания. Кольцевой канал камеры 11 смешения расположен коаксиально вокруг цилиндрического газовода 10. Вход первого участка 12 камеры 11 смешения расположен у входной части цилиндрического газовода 10. Выход газовода 10 расположен вблизи входа в диффузорный участок 14 камеры 11 смешения. Вторые входы 7 и 8 соответственно подачи воздуха и топлива расположены со стороны входа в первый участок 12 камеры 11 смешения. Завихритель 9 расположен на входе в диффузорный участок 14 камеры 11 смешения.
Пусковая камера 1 сгорания (фиг. 2) содержит цилиндрический корпус, на выходе из которого установлен газовод 10, первый вход 3 подачи воздуха, первый вход 4 подачи топлива, первый завихритель 5 воздуха, устройство 6 зажигания топливовоздушной смеси.
Первый завихритель 5 пусковой камеры 1 сгорания может быть выполнен в виде набора лопаток или отверстий в корпусе пусковой камеры 1 сгорания, оси которых располагаются в плоскости, перпендикулярной оси пусковой камеры 1 сгорания (перпендикулярно вектору радиуса пусковой камеры 1 сгорания). Завихритель 9 выполнен в виде лопаток. Первый участок 12 камеры 11 смешения выполнен конфузорным или цилиндрическим. Второй участок 13 камеры 11 смешения выполнен цилиндрическим. Основная камера 2 сгорания выполнена кольцевой. На входе в основную кольцевую камеру 2 сгорания может быть установлено несколько пусковых камер 1 сгорания и камер 11 смешения.
Устройство для сжигания топлива по предлагаемому способу работает следующим образом.
Основной воздух подается на второй вход 7 (фиг. 1) и далее в камеру 11 смешения. Пусковой воздух подают на первый вход 3 и далее в пусковую камеру 1 сгорания. Пусковое топливо через первый вход 4 подают в пусковую камеру 1 сгорания. Расходы воздуха и топлива на входе в пусковую камеру 1 сгорания могут составлять меньше 5% от общих расходов воздуха и топлива через устройство для сжигания топлива. Включают устройство 6 зажигания топливовоздушной смеси. В пусковой камере 1 сгорания топливовоздушная смесь воспламеняется от устройства 6 зажигания. Процесс горения начинается внутри пусковой камеры 1 сгорания. Процесс горения продолжается и внутри цилиндрического газовода 10. На выходе из газовода 10 образуется пилотный факел 17. Основное топливо подают через второй вход 8 на вход в камеру 11 смешения. Образующаяся основная топливовоздушная смесь проходит через камеру 11 смешения и через завихритель 9, где закручивается, и попадает в диффузорный участок 14 камеры 11 смешения. В диффузорном участке 14 заканчивается создание гомогенной топливовоздушной смеси, которая воспламеняется от пилотного факела 17 и начинает гореть в конусообразном фронте 18 горения на входе в основную камеру 2 сгорания с выделением тепла. Далее процесс горения в основной камере 2 сгорания продолжается. Воспламенение и стабилизация горения основной топливовоздушной смеси создаётся с помощью пилотного факела 17, горящего на выходе газовода 10.
Полученный эффект достигается за счёт интенсивной закрутки потока воздуха в пусковой камере 1 сгорания, при этом процесс горения у стенок не реализуется из-за высокого градиента давления вдоль радиуса, что обеспечивает интенсивное охлаждение стенок пусковой камеры 1 сгорания и газовода 10 при локализации процесса горения в приосевой зоне. Процесс устойчивого воспламенения топливовоздушной смеси от пилотного факела 17 реализуется в широком диапазоне абсолютных расходов воздуха и топлива. После истечения топливовоздушной смеси и продуктов неполного сгорания из газовода 10 в основной камере 2 сгорания закрутка потока резко снижается, реализуется турбулентный массообмен между приосевым слоем горения и периферийным слоем топливовоздушной смеси с интенсивным догоранием последней в основной камере 2 сгорания.
При наличии нескольких трубчатых камер сгорания или кольцевой камеры с несколькими горелками (пусковыми камерами 1 сгорания и камерами 11 смешения) (фиг. 3, 4) запуск и регулирование по тепловой мощности может осуществляться не только регулированием расхода основного топлива и состава топливовоздушной смеси в камере 11 смешения, но и последовательным включением (отключением) подачи основного топлива в отдельные камеры 11 смешения горелок при постоянно работающих пусковых камерах 1 сгорания, создающих пилотные факелы 17 на выходах всех газоводов 10.
Для воспламенения топливовоздушной смеси в данном устройстве в качестве устройства 6 зажигания топливовоздушной смеси использовалась электрическая свеча зажигания, установленная на входе пусковой камеры 1 сгорания (фиг. 1 и фиг. 2).
Экспериментальные исследования показали, что на выходе газовода 10 создаётся факел горения с температурой 1500-1700 К, который надёжно воспламеняет и поддерживает горение топливовоздушной смеси в основной камере 2 сгорания, установленная температура внутренних стенок пусковой камеры 1 сгорания и газовода 10 не превышает 500 К (фиг.8) при отсутствии охлаждения элементов конструкции.
Экспериментальные исследования опытных образцов низкоэмиссионной камеры сгорания и её узлов дали следующие основные результаты. На основном режиме работы камеры при коэффициенте избытка воздуха α = 2-2.2 и температуре воздуха на входе 720 К концентрация окислов азота, представленная на фиг. 6, составляет 1.5-2 ppm, что более чем на порядок ниже эмиссионных характеристик камер сгорания [1] (аналога) и [2] (прототипа) и существенно ниже международных норм.
Исследование диапазона устойчивых режимов горения в экспериментальной камере с факельным источником стабилизации горения и при наличии общепринятых рециркуляционных методов стабилизации горения показали (фиг. 7), что предлагаемая факельная схема стабилизации (ФС) существенно расширяет диапазон устойчивого горения по составу смеси по сравнению с рециркуляционной (PC).
Исследование теплового состояния пусковой камеры 1 сгорания и газовода 10, представленное на фиг.8, показало, что предлагаемая схема течения в пусковой камере 1 сгорания и низкая полнота сгорания внутри рассматриваемых элементов конструкции приводит к тому, что температура пусковой камеры 1 сгорания и газовода 10 не поднимается выше входной температуры воздуха более чем на 200° при отсутствии дополнительного охлаждения этих элементов.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ СЖИГАНИЯ ТОПЛИВА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ | 2001 |
|
RU2193139C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СЖИГАНИЯ ТОПЛИВА | 2004 |
|
RU2270402C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СЖИГАНИЯ ЖИДКОГО И/ИЛИ ГАЗООБРАЗНОГО ТОПЛИВА В ГАЗОВОЙ ТУРБИНЕ | 2006 |
|
RU2324117C1 |
КАМЕРА СГОРАНИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ДЕЙСТВИЯ | 2011 |
|
RU2456510C1 |
СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ КОРПУСА НА НЕПРОБИВАЕМОСТЬ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ | 1999 |
|
RU2176389C2 |
КОЛОСНИКОВАЯ РЕШЕТКА ПЕЧИ ДЛЯ СЖИГАНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ И БЫТОВЫХ ОТХОДОВ | 2000 |
|
RU2193143C2 |
ФРОНТОВОЕ УСТРОЙСТВО КАМЕРЫ СГОРАНИЯ И СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОЧЕГО ПРОЦЕССА В НЕЙ | 2005 |
|
RU2285865C1 |
СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ КОРПУСА НА НЕПРОБИВАЕМОСТЬ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ | 2001 |
|
RU2207534C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ НИЗКОЭМИССИОННОЙ КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ГАЗОВОЙ ТУРБИНЫ | 2006 |
|
RU2325588C2 |
ЗАГРУЗОЧНОЕ УСТРОЙСТВО ПЕЧИ ДЛЯ СЖИГАНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ И БЫТОВЫХ ОТХОДОВ | 2000 |
|
RU2196936C2 |
Изобретение может быть использовано для сжигания топлива в низкоэмиссионных камерах сгорания различных энергетических систем. Устройство для сжигания топлива содержит пусковую и основную камеры сгорания, первые входы подачи воздуха, топлива и первый завихритель, расположенные со стороны входа пусковой камеры сгорания, устройство зажигания топливовоздушной смеси, вторые входы подачи воздуха и топлива, камеру смешения, пусковая камера сгорания выполнена цилиндрической с гладкими стенками, устройство дополнительно снабжено газоводом, вход которого подсоединен к выходу пусковой камеры сгорания, а камера смешения расположена коаксиально вокруг газовода, образуя кольцевой канал, состоящий из трех последовательно расположенных участков - первого, второго и третьего диффузорного,вход первого участка камеры смешения - у входной части газовода, выход диффузорного участка камеры смешения - у входа основной камеры сгорания, выход газовода расположен у входа в диффузорный участок камеры смешения, вторые входы подачи воздуха и топлива - со стороны входа в первый участок камеры смешения, устройство зажигания топливовоздушной смеси - со стороны входа пусковой камеры сгорания на ее оси, первый вход подачи топлива - между устройством зажигания топливовоздушной смеси и первым завихрителем, устройство дополнительно снабжено завихрителем, расположенным на входе в диффузорный участок камеры смешения. Первый завихритель выполнен в виде отверстий в корпусе пусковой камеры сгорания, закручивающих поток относительно оси указанной камеры. Завихритель, расположенный на входе в диффузорный участок камеры смешения, выполнен в виде лопаток. Первый участок камеры смешения выполнен конфузорным. Первый участок камеры смешения выполнен цилиндрическим. Второй участок камеры смешения выполнен цилиндрическим. Основная камера сгорания выполнена кольцевой. На входе в основную кольцевую камеру сгорания установлено несколько пусковых камер сгорания и камер смешения. Изобретение позволяет снизить эмиссионные характеристики устройства для сжигания топлива, уменьшить теплонапряженность пусковой и основной камер сгорания, улучшить характеристики смесеобразования воздуха и топлива и расширить диапазон устойчивых режимов горения. 7 з.п. ф-лы, 8 ил.
US 3872664 A, 25.03.1975 | |||
ТРУБЧАТАЯ КАМЕРА СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И ДИФФУЗИОННОЕ РЕГУЛИРУЕМОЕ СОПЛО ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ПРИГОТОВЛЕНИЯ СМЕСИ | 1991 |
|
RU2076276C1 |
КАМЕРА СГОРАНИЯ ГАЗОВОЙ ТУРБИНЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ | 1995 |
|
RU2111416C1 |
Горелка | 1985 |
|
SU1335776A2 |
Воспламенитель форсажной камеры | 1978 |
|
SU723202A1 |
US 5437159 A, 01.08.1995. |
Авторы
Даты
2004-04-20—Публикация
2001-12-28—Подача