СПОСОБ СОЗДАНИЯ ЛЕДОВЫХ ПЕРЕПРАВ Российский патент 2004 года по МПК E01D15/14 E01H4/00 

Описание патента на изобретение RU2228399C2

Изобретение относится к способу производства льда и может быть использовано при восстановлении разрушенных ледовых переправ.

Известен способ создания ледовых переправ, предусматривающий замораживание воды с образованием ледяного покрова, где после образования первого ледяного покрова его разрушают, образовавшуюся водоледяную смесь перемешивают и производят повторное замораживание. Этот способ взят за прототип (а.с. № 1809266, МКИ Г 25 С 3/04, от 15.04.93, Бюл. № 14).

Недостатком этого способа является медленное восстановление ледовой переправы.

Техническим результатом изобретения является ускоренное восстановление нарушенной ледовой переправы и ее несущей способности.

Технический результат достигается тем, что в способе создания ледовых переправ, предусматривающем использование ледокола с последующим замораживанием разрушенной части переправы, новым является то, что при толщине льда более 0,5 м на некотором удалении от ледовой переправы в судовом канале останавливают транспортные суда, которые ледоход обходит задним ходом на расстоянии, большем ширины судового канала, и вырезают часть ледяного поля, образуя прорезь, по которой ледокол возвращается в исходное положение, а затем вырезанную часть ледяного поля ледокол заводит в судовой канал с уплотнением до полного смерзания.

После образования канала в ледяном поле толщиной более 0,5 м ледоходом вырезают его часть размером немногим более ширины канала и с уплотнением заводят в канал, заполняя участок существующей ледовой переправы, полное восстановление которой происходит после полного смерзания вырезанной части ледяного поля со стенками канала. Быстрое восстановление ледовой переправы (в течение часа) объясняется явлением сублимации, которой обладает лед, состоящий из нескольких частей, он быстро восстанавливает свою целостность под влиянием незамерзающего тонкого слоя воды, всегда имеющей место на поверхности льда независимо от температуры. От температуры льда зависит только толщина поверхностного слоя, находящегося в состоянии жидкой фазы. Восстановление целостности льда из отдельных частей происходит и при 0°С.

Кроме восстановления целостности ледяного покрова происходит увеличение его несущей способности за счет так называемого "арочного эффекта", возникающего после предварительного уплотнения заведенной части ледяного поля. Уплотнение льда также способствует быстрому восстановлению его целостности и в местах вновь возникших трещин.

На чертеже дана схема осуществления способа.

Данный способ осуществляется по следующей схеме. На некотором удалении от предполагаемой ледовой переправы через судовой канал в ледяном покрове останавливаются транспортные суда 2, 3. Ледокол 1 задним ходом обходит суда на расстоянии более ширины канала, образуя прорезь 4. Затем по прорези 4 возвращается в исходное положение. После чего, набрав необходимую скорость, своим телом загоняет вырезанную плиту 5 в судовой канал 6 до уплотнения. Уплотненная часть обозначается вешками (буями) 7, расстояние между которыми не должно быть меньше 50 толщин ледяного покрова (например, при толщине льда 1 м расстояние должно составлять 50 м). Данный способ создания переправы наиболее эффективен при толщине льда более 0,5 м, при котором восстановление ледовой переправы происходит в пределах одного часа. При толщинах ледяного покрова менее 0,5 м эффективным способом является создание водоледяной смеси в месте переправы через судовую прорезь.

Явление сублимации льда позволяет восстанавливать монолитный лед из отдельных блоков за короткое время (в пределах одного часа). Образование монолитного льда из водоледяной смеси происходит более продолжительное время (более месяца). Кроме того, в пределах канала разрушение отдельных блоков (размеры блоков соизмеримы с размерами канала) льда происходит, в основном, от сжимающих напряжений (эффект распада или “арочный” эффект). Прочность ледяного покрова при сжатии в 1,5 раза превышает прочность от изгибных деформаций. Отсюда имеет место увеличение несущей способности ледяного покрова.

Похожие патенты RU2228399C2

название год авторы номер документа
Способ создания ледовых переправ 1990
  • Кочеров Валерий Николаевич
  • Чертков Анатолий Сергеевич
  • Коростелев Станислав Евгеньевич
SU1809266A1
СПОСОБ СОЗДАНИЯ ЛЕДОВОЙ ПЕРЕПРАВЫ 2013
  • Сиротюк Виктор Владимирович
  • Малофеев Анатолий Григорьевич
  • Якименко Ольга Владимировна
  • Харенко Павел Сергеевич
RU2554376C2
СПОСОБ СОЗДАНИЯ АРМИРОВАННОЙ ЛЕДОВОЙ ПЕРЕПРАВЫ ДЛЯ ШИРОКИХ ВОДОЕМОВ 2013
  • Никитин Петр Егорович
  • Никитина Мария Петровна
RU2569694C2
СПОСОБ ПОДДЕРЖАНИЯ КАНАЛОВ В ЛЕДЯНЫХ ПОКРОВАХ 2008
RU2366590C1
СПОСОБ СНЯТИЯ ГЕОРЕШЕТКИ С ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2016
  • Светлов Лев Павлович
  • Кравец Юрий Дмитриевич
  • Федоренко Евгений Владимирович
  • Кравец Дмитрий Юрьевич
  • Мирошников Дмитрий Владимирович
RU2630701C1
ЛЬДОЗАЩИТНАЯ ГИРЛЯНДА РЕЧНОГО НАПЛАВНОГО МОСТА 2021
  • Купчикова Наталья Викторовна
  • Шаяхмедов Растам Ирфагильевич
  • Золина Татьяна Владимировна
  • Стрелков Сергей Петрович
RU2770670C1
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2013
  • Клячко Лев Михайлович
  • Базлев Дмитрий Анатольевич
  • Пустовит Борис Иванович
  • Апарин Юрий Яковлевич
  • Сорокин Юрий Владимирович
  • Соловьян Анна Аркадьевна
RU2553516C2
СПОСОБ СОЗДАНИЯ КАНАЛОВ В ЛЕДЯНЫХ ПОКРОВАХ И ЛЕДОКОЛЬНАЯ ПРИСТАВКА ДЛЯ СОЗДАНИЯ КАНАЛОВ В ЛЕДЯНЫХ ПОКРОВАХ 2011
  • Аносов Виктор Сергеевич
  • Жильцов Николай Николаевич
  • Чернявец Владимир Васильевич
  • Руденко Евгений Иванович
  • Бродский Павел Григорьевич
  • Леньков Валерий Павлович
RU2457977C1
Судовое ледорезное устройство 1979
  • Лысяков Борис Васильевич
SU950587A1
Способ возведения ледяной переправы 1989
  • Щепин Николай Федорович
  • Колотилов Юрий Васильевич
  • Лысов Вячеслав Александрович
  • Уразин Рамиль Исмагилович
SU1794973A1

Реферат патента 2004 года СПОСОБ СОЗДАНИЯ ЛЕДОВЫХ ПЕРЕПРАВ

Изобретение относится к области производства льда и может быть использовано при восстановлении разрушенных переправ. Способ создания ледовых переправ предусматривает использование ледокола с последующим замораживанием разрушенной части переправы. Новым является то, чтопри толщине льда более 0,5 м на некотором удалении от ледовой переправы в судовом канале останавливают транспортные суда, которые ледоход обходит задним ходом на расстоянии, большем ширины судового канала, и вырезает часть ледяного поля, образуя прорезь, по которой ледокол возвращается в исходное положение, а затем вырезанную часть ледяного поля ледокол заводит в судовой канал с уплотнением до полного смерзания. Технический результат изобретения состоит в ускоренном восстановление нарушенной ледовой переправы и ее несущей способности. 1ил.

Формула изобретения RU 2 228 399 C2

Способ создания ледовых переправ, предусматривающий использование ледокола с последующим замораживанием разрушенной части переправы, отличающийся тем, чтопри толщине льда более 0,5 м на некотором удалении от ледовой переправы в судовом канале останавливают транспортные суда, которые ледоход обходит задним ходом на расстоянии, большем ширины судового канала, и вырезает часть ледяного поля, образуя прорезь, по которой ледокол возвращается в исходное положение, а затем вырезанную часть ледяного поля ледокол заводит в судовой канал с уплотнением до полного смерзания.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2004 года RU2228399C2

Способ создания ледовых переправ 1990
  • Кочеров Валерий Николаевич
  • Чертков Анатолий Сергеевич
  • Коростелев Станислав Евгеньевич
SU1809266A1
"Способ намораживания сооружений из льда и устройство для его осуществления "Суперград" (его варианты)" 1991
  • Дандара Николай Титович
  • Ходаков Владимир Георгиевич
  • Борисов Сергей Владимирович
SU1808076A3
Способ создания ледовых переправ 1990
  • Кочеров Валерий Николаевич
  • Чертков Анатолий Сергеевич
  • Коростелев Станислав Евгеньевич
SU1809266A1
ШПРИЦ ДЛЯ ИСКУССТВЕННОГО ОСЕМЕНЕНИЯ 1995
  • Шоль В.Г.
  • Бобылев В.П.
  • Галушка А.П.
  • Давтян А.Д.
  • Филоненко В.И.
RU2071295C1
Файко Л.И
Использование льда и ледовых явлений в народном хозяйстве
Геофизический аспект
- Красноярск: Издательство Красноярского университета, 1986, с.107-116.

RU 2 228 399 C2

Авторы

Богданов Н.В.

Булава И.А.

Кочеров В.Н.

Даты

2004-05-10Публикация

2002-02-04Подача