Изобретение относится к теплоэнергетике, в частности к запальным горелкам с калильным зажиганием, использующим для поджига топлива как электрические свечи накаливания, так и газодинамические резонаторы, и может быть использовано для розжига горелок, работающих как на жидких топливах, так и на топливовоздушных смесях.
Одним из преимуществ запальных горелок с калильным зажиганием является более надежная работа калильных устройств по сравнению с электроискровыми. Это связано с тем, что надежность работы электроискрового зажигания на жидком топливе зависит от точности настройки зазора между электродами и точности их установки относительно жидкостного или газожидкостного сопла горелки. Кроме того, электроды заливаются топливом и закоксовываются продуктами сгорания, что снижает надежность создания искры зажигания между электродами. При использовании же калильных устройств для зажигания жидких топлив и топливовоздушных смесей не требуется высокая точность установки форсунки относительно калильного воспламенителя.
Наиболее близкой по технической сущности к заявляемому изобретению является запальная горелка с калильным зажиганием, содержащая камеру сгорания, в которой установлены под углом друг к другу калильный воспламенитель, размещенный в установочном узле и выполненный, например, в виде свечи накаливания, и канал подвода жидкого топлива или топливовоздушной смеси (см. патент США № 3242967, НКИ 431-258, 1966 г.).
Недостаток известной запальной горелки при использовании в ней пневматической форсунки для распыливания жидкого топлива заключается в низкой надежности создания запального пламени. Это связано с тем, что газообразный компонент поступает в форсунку с опережением по отношению к жидкому топливу и сразу попадает на открытую поверхность калильного воспламенителя, что приводит к его охлаждению до температуры ниже температуры воспламенения жидкого топлива.
Кроме того, низка надежность создания запального факела при использовании такой горелки в качестве запальной на промышленных котлоагрегатах с высокой производительностью, где необходимы большие расходы жидкого топлива. Это приводит к заливу и охлаждению калильного воспламенителя вследствие непосредственного контакта струи топлива с запальной свечой. При этом надежность воспламенения снижается, т.к. температура свечи накаливания уменьшается и она не успевает испарять топливо и нагревать его до температуры воспламенения. Уменьшение же расхода топлива (в том числе и при использовании топливовоздушной смеси) снижает мощность и надежность пламени запальной горелки.
Техническая задача, решаемая изобретением, заключается в повышении надежности создания запального факела при использовании пневматических форсунок в горелках, используемых, например, для розжига котлоагрегатов.
Это достигается тем, что в запальной горелке с калильным зажиганием, содержащей камеру сгорания, в которой установлены под углом друг к другу калильный воспламенитель, размещенный в установочном узле и выполненный, например, в виде свечи накаливания, и канал подвода жидкого топлива или топливовоздушной смеси, согласно изобретению калильный воспламенитель помещен в соосно установленную с ним защитную втулку, внутренний диаметр которой находится в пределах dк ≤ dв ≤ 3dк, где dв - внутренний диаметр защитной втулки; dк - диаметр калильного воспламенителя, при этом плоскость открытого торца защитной втулки расположена в зоне свободного конца калильного воспламенителя.
Защитная втулка может быть выполнена заодно целое с установочным узлом калильного воспламенителя, при этом ее наружный диаметр равен внутреннему диаметру камеры сгорания, или заодно целое с камерой сгорания.
В установочном узле калильного воспламенителя выполнены сквозные отверстия в камеру сгорания.
На входе в канал подвода жидкого топлива или топливовоздушной смеси установлена форсунка, а упомянутый канал выполнен в виде колена с участком внезапного расширения перед камерой сгорания.
Кроме того, канал подвода жидкого топлива или топливовоздушной смеси может быть выполнен ступенчатым, составленным из двух втулок, установленных соосно между собой и под прямым углом к оси калильного воспламенителя, при этом во втулке меньшего диаметра, установленной с возможностью осевого перемещения относительно втулки большего диаметра, установлена топливная форсунка, а в боковой поверхности втулки большего диаметра выполнены сквозные отверстия.
На выходе камеры сгорания установлена шайба или перфорированная пластина.
Запальная горелка может быть снабжена основной горелкой, установленной на выходном конце камеры сгорания и соосно с ней, и трубкой, один конец которой соединен с отверстием, выполненным в нижней части камеры сгорания в районе шайбы, а другой выведен в полость основной горелки.
При этом в участке трубки, соединенной с основной горелкой, размещена с радиальным зазором дополнительная трубка, соединенная с источником подачи воздуха под давлением.
На фиг.1 и 2 изображена запальная горелка с двумя вариантами выполнения защитной втулки,
на фиг.3 - горелка в составе основной горелки котлоагрегата,
на фиг.4 и 5 - горелка с двумя вариантами выполнения канала подвода воздуха.
Запальная горелка содержит камеру 1 сгорания, в торце которой соосно размещен установочный узел 2 с калильным воспламенителем 3 (свеча накаливания). Калильный воспламенитель 3 закрыт защитной втулкой 4 таким образом, что один торец соединен с установочным узлом 2, а плоскость второго торца расположена в зоне торца калильного воспламенителя 3. Напротив торцов калильного воспламенителя 3 и защитной втулки 4, под углом к ним, к камере 1 сгорания подведен канал 5 подачи жидкого топлива или топливовоздушной смеси. Внутренний диаметр защитной втулки 4 находится в пределах dк ≤ dв ≤ 3dк. При dв>dк (dк - диаметр калильного воспламенителя, dв - внутренний диаметр защитной втулки) между защитной втулкой 4 и калильным воспламенителем 3 образуется кольцевой зазор, исключающий перегрев защитной втулки 4, а при dв>3dк снижается эффективность нагрева защитной втулки 4 и влияние ее нагрева на процессы испарения топлива и его воспламенения.
Конструктивно защитная втулка 4 может быть выполнена заодно целое с установочным узлом 2 калильного воспламенителя 3 (фиг.2), при этом ее наружный диаметр может быть равен внутреннему диаметру камеры 1 сгорания. При этом в обоих вариантах выполнения защитной втулки 4 (фиг.1 и 2) канал 5 подвода жидкого топлива или топливовоздушной смеси расположен напротив торца защитной втулки 4 и калильного воспламенителя 3. В установочном узле 2 калильного воспламенителя 3 могут быть выполнены сквозные отверстия 6 для подсоса воздуха из атмосферы в камеру 1 сгорания (фиг.1). В выходном конце камеры 1 сгорания может быть установлена шайба 7 или перфорированная пластина для снижения уровня разрежения в камере 1 сгорания при работе ее в составе основной горелки 8 котлоагрегата (фиг.3). Для отвода несгоревшего жидкого топлива из камеры 1 сгорания она соединена одним концом трубки 9 с отверстием 10, выполненным в ее нижней части перед шайбой 7, а второй конец выведен в основную горелку 8.
Для обеспечения эффективного вывода топлива из камеры 1 сгорания и его сгорания в основной горелке 8 в трубке 9 размещена трубка 11 подвода воздуха с соплом на конце. Канал 5 подвода жидкого топлива или топливовоздушной смеси может быть выполнен в виде колена 12 с участком внезапного расширения перед камерой 1 сгорания, на входе в который размещена форсунка 13 (фиг.4), или ступенчатым, составленным из двух втулок 14 и 15 (фиг.5) разного диаметра. Втулка 14 меньшего диаметра установлена во втулке 15 с возможностью перемещения вдоль ее оси, например по резьбе. Для фиксации заданного положения втулки 14 относительно втулки 15 она снабжена гайкой 16. Форсунка 13 размещена во втулке 14, а в верхней части втулки 15 выполнены сквозные отверстия 17 для дополнительного подсоса воздуха.
Запальная горелка работает следующим образом.
Предварительно разогревают калильный воспламенитель 3 до заданной температуры, подав на нее электрический ток. При этом через воздушный зазор прогревается и защитная втулка 4. Через канал 5 подают топливо или топливовоздушную смесь. Топливо частично распиливается на поверхность защитной втулки 4, а часть попадает на торец свечи 3 накаливания, прогревается до температуры испарения, испаряется и воспламеняется. Поскольку сам калильный воспламенитель 3 не заливается топливом и не охлаждается воздухом, и, кроме того, благодаря развитой нагретой поверхности защитной втулки 4 интенсифицируется процесс испарения большого расхода топлива, что повышает надежность и эффективность создания запального факела, а также его поддержания. При сгорании воздуха в объеме камеры 1 сгорания нарушается оптимальное соотношение компонентов топливовоздушной смеси и условия их сгорания.
Для обеспечения подачи необходимого количества воздуха в запальную горелку организуется подсос воздуха из атмосферы через отверстия 6 в установочном узле 2, что повышает надежность создания и поддержания запального факела. Выполнение участка канала 5 подвода жидкого топлива или топливовоздушной смеси перед камерой 1 сгорания с внезапным расширением позволяет затормозить (погасить скорость) топлива (топливовоздушной смеси) и тем самым обеспечить более надежное его воспламенение, повысив полноту его сгорания. Регулирование длины заглубления втулки 14 относительно втулки 15 дает возможность обеспечивать более оптимальное соотношение компонентов в зоне их воспламенения у калильного воспламенителя 3 вследствие подсоса воздуха через отверстия 17.
При использовании такой запальной горелки для розжига топок котлоагрегатов возникает эффект уноса топлива воздушным потоком от свечи 3 накаливания вследствие эжекции в основную горелку 8, что также снижает надежность воспламенения. Кроме того, происходит унос в основную горелку 8 не успевшего сгореть топлива из запальной горелки. Для снижения влияния этого эффекта и тем самым увеличения времени пребывания топлива в запальной горелке и тем самым повышения полноты его сгорания на выходе из камеры 1 сгорания установлена шайба 7. Поскольку не все топливо сгорает в камере 1 сгорания, часть его стекает со стенок камеры 1 сгорания и скапливается в нижней части. Топливо через отверстие 10 и трубку 9 поступает в основную горелку 8. Для эффективного вывода этого топлива используется трубка 11 подвода воздуха с соплом на конце, обеспечивающая эжекцию и распыл остатков топлива в основную горелку 8 котлоагрегата (каналы подвода топлива к основной горелке 8 на чертеже условно не показаны).
Использование изобретения позволит повысить надежность создания запального факела в запальных горелках с калильным зажиганием.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Пусковой факельный воспламенитель камеры сгорания малоразмерных газотурбинных двигателей | 2024 |
|
RU2819261C1 |
Запальное устройство розжига камеры сгорания газотурбинного двигателя | 2018 |
|
RU2697121C1 |
ПАРОГАЗОГЕНЕРАТОР ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ С КАЛИЛЬНЫМ ВОСПЛАМЕНЕНИЕМ | 2013 |
|
RU2604357C2 |
Воспламенительное устройство для ракетных двигателей малой тяги на несамовоспламеняющихся газообразном (жидком) горючем и газообразном окислителе | 2020 |
|
RU2778416C2 |
Воспламенитель газообразного топлива камеры сгорания газотурбинного двигателя | 2023 |
|
RU2807834C1 |
ВОСПЛАМЕНИТЕЛЬ КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 1993 |
|
RU2083858C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИМПУЛЬСНОГО ЗАЖИГАНИЯ ГОРЮЧЕЙ СМЕСИ | 2012 |
|
RU2490491C1 |
ГАЗОТУРБИННАЯ УСТАНОВКА | 2010 |
|
RU2447304C2 |
Малоразмерная газотурбинная установка | 2024 |
|
RU2819326C1 |
КОЛЬЦЕВАЯ МАЛОЭМИССИОННАЯ КАМЕРА СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2012 |
|
RU2515909C2 |
Изобретение относится к запальным горелкам с калильным зажиганием. Запальная горелка с калильным зажиганием содержит камеру сгорания, в которой установлены под углом друг к другу калильный воспламенитель, размещенный в установочном узле и выполненный, например, в виде свечи накаливания, и канал подвода жидкого топлива или топливовоздушной смеси, калильный воспламенитель помещен в соосно установленную с ним защитную втулку, внутренний диаметр которой находится в пределах dк ≤ dв ≤ 3dк, где dв - внутренний диаметр защитной втулки, dк - диаметр калильного воспламенителя. Защитная втулка может быть выполнена заодно целое с установочным узлом калильного воспламенителя, наружный диаметр которой равен внутреннему диаметру камеры сгорания или заодно целое с камерой сгорания. В установочном узле калильного воспламенителя выполнены сквозные отверстия в камеру сгорания. На входе в канал подвода жидкого топлива или топливовоздушной смеси установлена форсунка, а канал подвода жидкого топлива выполнен в виде колена с участком внезапного расширения перед камерой сгорания. Упомянутый канал может быть выполнен ступенчатым, составленным из двух втулок, установленных соосно между собой и под прямым углом к оси калильного воспламенителя, при этом во втулке меньшего диаметра, установленной с возможностью осевого перемещения относительно втулки большего диаметра, установлена топливная форсунка, а в боковой поверхности втулки большего диаметра выполнены сквозные отверстия. На выходе камеры сгорания установлена шайба или перфорированная пластина. Запальная горелка снабжена основной горелкой, установленной на выходном конце камеры сгорания и соосно с ней, и трубкой, один конец которой соединен с отверстием, выполненным в нижней части камеры сгорания в районе шайбы, а другой выведен в полость основной горелки. В участке трубки, соединенной с основной горелкой, размещена с радиальным зазором дополнительная трубка, соединенная с источником подвода воздуха под давлением. Изобретение позволяет повысить надежность создания запального факела при использовании пневматических форсунок в горелках, используемых, например, для розжига котлоагрегатов. 7 з.п. ф-лы, 5 ил.
dk ≤ dB ≤ 3dk,
где dB - внутренний диаметр защитной втулки;
dk - диаметр калильного воспламенителя.
US 3242967 A, 29.03.1966 | |||
Запальник | 1983 |
|
SU1151777A1 |
ВОСПЛАМЕНИТЕЛЬ | 1994 |
|
RU2103610C1 |
Устройство для зажигания газовойСМЕСи | 1979 |
|
SU832258A1 |
DE 1262934 A, 14.03.1968 | |||
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОТБОРА ПРОБ ФРЕЗЕРНОГО ТОРФА | 1997 |
|
RU2121577C1 |
Авторы
Даты
2004-05-20—Публикация
2002-08-20—Подача