Изобретение относится к области медицины, а именно к нетрадиционным методам лечения соматической энцефалопатии у детей.
Растет количество данных, свидетельствующих об участии нервных механизмов в генезе бронхиальной астмы, взаимной связи аллергического и нервного воспаления (Жаков Я.И., 1998; Рязник И.Б. с соавт., 1997).
Причиной изменения бронхиального тонуса считается нарушение равновесия между возбуждающими и ингибирующими системами (Barwes P.J., 1992). Эффекты нейрогенного воспаления, проявляющиеся в процессе заболевания, влияют на его тяжесть и течение. Особенностью детской бронхиальной астмой является наличие диссоциативных нарушений внутри нейро-иммунно-эндокринного комплекса. У 60% детей, больных бронхиальной астмой, имеются изменения ЭЭГ (электроэнцефалограммы), свидетельствующие о вовлечении в патологический процесс стволовых и гипоталамических структур головного мозга, нарушение корково-подкорковых взаимоотношений. Кроме того, приступы бронхиальной астмы в свою очередь способствуют развитию гипоксии и гипоксемии, усугубляющих изменение со стороны нервной системы. Таким образом, вышеперечисленные данные приводят к формированию соматической энцефалопатии у детей с бронхиальной астмой.
Хроническое соматическое заболевание влечет за собой нарушение и отставание формирования психических функции и личностных характеристик. В процессе клинической эволюции бронхиальной астмы у многих больных создается порочный круг, в котором тесно переплетаются тяжелые, нередко угрожающие жизни соматические и нервно-психические нарушения. При этом поражение нервно-психической сферы может сопутствовать заболеванию или возникать вторично на фоне прогрессирования бронхиальной астмы. Нервно-психические нарушения и изменения личности усугубляют тяжесть течения данной патологии.
На роль психогенных факторов в формировании и рецидивировании бронхиальной астмы обращают внимание практически во всех фундаментальных исследованиях, посвященных этому заболеванию. Психологические изменения личности были обнаружены у 82% детей тяжелой и среднетяжелой бронхиальной астмой, а у 10% были диагностированы нервно-психические заболевания (А.Д. Зисельсон). Исследователи этой проблемы (А.Д. Зисельсон, Д.Н. Исаев, Н.А. Иванова, А.В. Палаян и др.) отмечают, что при бронхиальной астме существенную роль в формировании нарушений познавательной функции, эмоциональной и личностной сферы играет острая, а в еще большей степени хроническая гипоксия.
В тех случаях когда поступление кислорода постоянно нарушается, создаются особенно благоприятные условия для возникновения психолого-педагогических нарушений. У детей нарушается память, внимание, ухудшаются процессы усвоения школьной программы. По данным С.В. Зайцевой у 95% обследованных школьников, страдающих бронхиальной астмой среднетяжелой и тяжелой степени, интеллектуальная работоспособность была снижена в 2-2,5 раза по сравнению с аналогичной группой. У подавляющего большинства больных бронхиальной астмой (82%), протекающей в тяжелой или среднетяжелой форме, обнаруживаются изменения личности (Д.Н. Исаев). Довольно часто это невропатические проявления: повышенная тревожность, возбудимость, эмоциональная изменчивость, обидчивость. Более выражены эти черты у девочек, больных тяжелой формой бронхиальной астмой; у тех, кто болеет более пяти лет, и у тех, кто яснее осознает свое заболевание. Многим школьникам свойственны истероидные черты: демонстративное поведение, высказывания, стремление завоевать внимание, незамедлительно получить желаемое, переоценка собственной личности.
Таким образом, у больных с соматической энцефалопатией кроме психологической реакции на тяжелое хроническое заболевание, которое обязательно присутствует при любой патологии, бронхиальная астма накладывает свой отпечаток на личностные особенности детей, на состояние их познавательных функций, а значит, отражается на образовательном и воспитательном процессе в целом.
Формирование общеучебных умений - процесс постепенный, предполагающий развитие учебной деятельности школьника от репродуктивной к поисковой.
Процесс формирования общеучебных умений зависит от многих объективных причин, таких как: индивидуальные особенности учащихся, уровень развития памяти и мышления, социальные факторы (статус ученика в классном коллективе, домашние и различные другие внешние влияния, состояние здоровья, частые длительные пропуски занятий, обучение на дому) и др.
Заболевания, имеющие длительное тяжелое течение и сопровождающиеся соматической энцефалопатией, оказывают постепенное негативное воздействие на ребенка, отражаются на эффективности обучения: теряется интерес к обучению, замедляется процесс развития общеучебных умений.
Для успешного контроля за развитием общеучебных умений важно выбрать критерии, на основе которых можно судить об уровне их развития. Общими критериями развитости общеучебных умений являются: полнота выполняемых операций, рациональная последовательность осознанность действий в целом; степень обобщенности умений, сложность производимых мыслительных операций.
В настоящее время основным методом коррекции соматической энцефалопатии при наличии функциональных изменений является назначение препаратов, в основном ноотропов.
Одним из препаратов является пирацетам. В настоящее время синтезирован целый ряд его непосредственных аналогов, сходных с ним по действию, однако пирацетам продолжает оставаться основным препаратом этой группы (Машковский М.Д., 1997).
Пирацетам хорошо всасывается при приеме внутрь. Проникает в разные органы и ткани, в том числе в ткани мозга. Практически не метаболизируется. Пирацетам оказывает положительное влияние на обменные процессы и кровообращение мозга, стимулирует окислительно-восстановительные процессы мозга, усиливает утилизацию глюкозы, улучшает региональный кровоток в ишемизированных участках мозга. Улучшение энергетических процессов под влиянием пирацетама приводит к повышению устойчивости тканей мозга при гипоксии и токсических воздействий. Лечебные свойства пирацетама определяются его способностью улучшать интегративную деятельность мозга, способствовать консолидации памяти, улучшать процессы обучения, восстанавливать и стабилизировать нарушенные функции мозга.
Однако наряду с лечебным эффектом эти препараты имеют побочные эффекты: у отдельных больных возможны влияния возбуждения, повышенной раздражительности, беспокойства, нарушение сна, диспептические расстройства. Противопоказан при наличии даже указаний на аллергические реакции, рекомендуется исключать сладости.
Новизна предлагаемого изобретения заключается в том, что впервые показана целесообразность применения адаптации к прерывистой гипобарической гипоксии для лечения соматической энцефалопатии.
Сущность изобретения состоит в том, что способ лечения соматической энцефалопатии у детей коррекционным методом отличается тем, что осуществляется физиотерапевтическое воздействие прерывистой гипобарической барокамерной гипоксией в течение 19-24 сеансов с постепенным подъемом больных на высоту с 1000 до 3500 м в течение 7 дней и на уровне 3500 м - до конца курса лечения; при продолжительности пребывания на максимальной высоте в течение 30 минут и общей продолжительности сеанса 1 час.
Адаптация к периодической гипоксии проводилась в барокамере “Урал-1”. Подъем начинался с высоты 1000 м с постепенным увеличением высоты до 3500 м. Скорость декомпрессии 3-5 м/сек, продолжительность нахождения на “высоте” - 30 мин, скорость компрессии - 2-3 м/сек. Последующие сеансы проводились с ежедневным увеличением “высоты” от 500 до 2500 м, который проводился дважды, затем вновь увеличение ежедневной высоты на 500 м. Лечение проводилось в период ремиссии заболевания. Медикаментозного лечения дети не получали.
Оценка результатов лечения проводилась педиатром, невропатологом, электрофизиологом, психологом и педагогом до баротерапии и после окончания полного курса баротерапии.
Сущность метода в оценке клинических симптомов заболевания нервной системы, электроэнцефалограммы, эхоэнцефалограммы, оценка психологом и педагогом. Для определения функционального состояния головного мозга применялись такие электрофизиологические методы исследования, как электроэнцефалография (ЭЭГ) и эхоэнцефалография (Эхо-ЭГ). Электроэнцефалография позволяет судить о физиологической зрелости мозга, наличии в нем очаговых поражений, общемозговых расстройств и их характере. Эхоэнцефалография информативна при обнаружении внутричерепных объемных образований и позволяет выявить внутричерепную гипертензию, расширение желудочковой системы.
При обследовании познавательной сферы ребенка использовались следующие методики: корректурная проба (буквенный вариант), таблицы Шульте, запоминание 10 картинок, запоминание 10 слов, исключение понятий в двух вариантах: 1) для детей 7-10 лет; 2) для детей 11-14 лет), определение существенных признаков в двух вариантах: 1) для детей 7-10 лет; 2) для детей 11-14 лет).
Симптом тревожности у детей с бронхиальной астмой изучался с помощью шкалы Спилбергера, который выделяет “личностную тревожность” (ЛТ)-относительно устойчивую индивидуальную характеристику, свидетельствующую о предрасположенности человека воспринимать достаточно широкий круг явлений как угрожающие и реагировать на них состоянием тревожности, и “реактивную тревожность” (РТ) - состояние, характеризуемое субъективно переживаемыми эмоциями напряжения, беспокойство, озабоченности, нервозности, сопровождаемыми активацией вегетативной нервной системы.
При исследовании самооценки детей с бронхиальной астмой использовались: личностный дифференциал с набором из 21 черты характера, которые соотносятся с тремя факторами: оценки, силы, активности, и лестница самооценок Дембо-Рубинштейна со школами: “здоровье”, “ум”, “характер”, “счастье”, на которых испытуемый должен поставить точку, оценив состояние у себя данного качества.
Кроме того, на первом этапе обследования (до начала лечения) использовался личностный опросник Кеттелла в дух вариантах: для детей 7-12 лет и 12-14 лет).
Педагогическое обследование детей проводилось с целью оценки характера изменений развитости общеучебных умений: умение ставить цель, умений сформировать задачу, умение планировать свою учебную деятельность, использовать рациональные приемы запоминания, эффективно выполнять основные умственные операции: анализ в синтез, обобщение и дифференциация, умение отделять главное от второстепенного, умение прогнозировать результаты деятельности).
Нами обследовано 47 детей с соматической энцефалопатией, страдающих бронхиальной астмой, в период ремиссии заболевания до лечения в барокамере и после лечения, из них мальчиков - 31, девочек - 16.
Анализ полученных данных показал, что у детей имеются изменения со стороны нервной системы (87%), проявляющиеся до лечения в барокамере патологическими изменениями у 80% на ЭЭГ и 30% на Эхо-ЭГ, после лечения - у 50% на ЭЭГ и 8% - Эхо-ЭГ.
Результаты психологических тестов показали, что после баротерапии у 25% детей улучшилось запоминание слов, у 29,2% - улучшилось запоминание картинок, Шульте - 33,3%, корректурная проба - 50%, мнестическая - 54,2%, определения существенных признаков улучшилось у 62,5%, уровень личностной тревожности снизился у 54,16%, самооценка по Дембо-Рубинштейну улучшилась у 62,6%. Умение ставить цель, оцениваемая в баллах, улучшилась в 1,86 раза, умение формулировать задачу в 1,29 раза, умение планировать предстоящую деятельность в 1,35 раза, умение выбирать оптимальные методы соответствию целям и задачам в 1,29 раза, умение прогнозировать результаты деятельности в 1,13 раза, умение выделять главное и второстепенное в 1,4 раза, умение формулировать мнение в 1,2 раза, умение обосновывать свои взгляды в 1,25 раза, умение аргументировано отбирать методы и средства при выполнении задания в 1,2 раза, умение осуществлять самоконтроль в 1,54 раза, умение подводить итоги в 1,4 раза, умение анализировать свою деятельность в 1,25 раза (таблица).
Пример 1
Коршунов, 9 лет.
Жалобы на обморочные состояния при виде крови.
У матери беременность и роды без особенностей.
Ds: Синкопальные состояния у больного с бронхиальной асмой.
Повысилась квалифицированность общеучебных умений на 8%.
Корректурная проба после лечения улучшилась в 1,5 раза.
Пример 2
Р. И., 13 лет
Ds: Соматическая энцефалопатия. Бронхиальная астма. Ремиссия
Жалоб нет. У матери беременность протекала с гестозом, роды в срок.
Объективные данные неврологического клинического обследования без изменений.
Повысилась квалифицированность общеучебных умений на 30%.
Самооценка по Дембо-Рубинштейну улучшилась по всем критериям после лечения на 1 балл.
После лечения улучшились на 1 балл умение ставить цель, формулировать задачу, планировать предстоящую деятельность, выделять главное и второстепенное, умение анализировать свою деятельность.
Пример 3
Г. Ф., 8 лет
Ds: Соматическая энцефалопатия. Бронхиальная астма. Ремиссия.
После лечения улучшились запоминание картинок на 1 балл, проба Шульте 11 4011, после лечения 11 3011, корректурная проба улучшилась на 2 балла.
Повысилась квалифицированность общеучебных умений на 30%.
После лечения улучшились на 1 балл умение ставить цель, формулировать задачу, планировать предстоящую деятельность, выделять главное и второстепенное, умение анализировать свою деятельность.
Пример 4
М., 7 лет
Ds: Соматическая энцефалопатия. Бронхиальная астма. Ремиссия
Жалоб нет.
У матери беременность третья, не осложненная.
Неврологический статус: клинически без изменений.
Повысилась квалифицированность общеучебных умений на 30%.
После лечения улучшились на 1 балл умение ставить цель, формулировать задачу, планировать предстоящую деятельность, выделять главное и второстепенное, умение анализировать свою деятельность.
Пример 5
Ш., 8 лет
Ds: Соматическая энцефалопатия. Бронхиальная астма. Ремиссия.
Жалобы на редкие головные боли при переутомлении.
У матери беременность и роды без патологии.
Объективные данные неврологического клинического обследования без изменений.
Самооценка по Дембо-Рубинштейну улучшилась по всем критериям после лечения на 1 балл.
После лечения улучшились на 1 балл умение ставить цель, формулировать задачу, планировать предстоящую деятельность, выделять главное и второстепенное, умение анализировать свою деятельность.
Источники информации
1. Бадомян Л.О. Детская неврология, 1975.
2. Благосклонова Н.К., Новикова Л.А. Детская электроэнцефалография. М. 1994.
3. Зисельсон А.Д. Поллиноз у детей, 1989.
4. Иванова Н.А. Психоневрологические нарушения у детей, больных бронхиальной астмой ВОМД, 1989, № 5.
5. Исаев Д.Н. Психосоматическая медицина детского возраста, 1996.
6. Лошкарева М.А. Формирование система общих учебных умений и навыков школьников. М., 1982.
7. Машковский М.Д. Лекарственные средства, 1997.
8. Понне Г.К., Пушканская С.М. Нервно-психические нарушения у детей с бронхиальной астмой, 1988, т.II “VIII Всероссийский съезд невропатологов и психиатров”.
9. Рабунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. М., 1975.
10. Репкин В. В. Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте // Начальная школа. 1999. - № 7. - С. 13-24.
11. Самуэльс И. Неврология. М., 1997.
12. Студеникин М.Я., Соколова Т.С. Аллергические болезни у детей, 1986.
13. Усова А.В., Бобров А.А. Формирование учебных умений. М.: Знание, 1987, с. 80.
14. Федосеев Г.Б., Хлопотова Г.П. Механизмы воспаления бронхов и легких и противовоспалительная терапия, 1998.
15. Шанько Г.Г. Неврология. Минск.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛЕЧЕНИЯ НЕЙРОГЕННОГО ВОСПАЛЕНИЯ ПРИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЕ У ДЕТЕЙ | 2007 |
|
RU2342663C1 |
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ ДИСЛИПИДЕМИЙ У ДЕТЕЙ | 1995 |
|
RU2121329C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ТЕЧЕНИЯ ОЖОГОВОЙ БОЛЕЗНИ В РАЗЛИЧНЫЕ ПЕРИОДЫ С УЧЕТОМ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ БОЛЬНЫХ С ТЕРМИЧЕСКОЙ ТРАВМОЙ | 2012 |
|
RU2480148C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ НЕВРОЗОВ И ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫХ РАССТРОЙСТВ | 2008 |
|
RU2365365C1 |
СПОСОБ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ, ПЕРЕНЕСШИХ ТЕРМИЧЕСКУЮ ТРАВМУ | 2009 |
|
RU2410014C1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ | 2009 |
|
RU2402973C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕСОМАТИЧЕСКОГО СТАЦИОНАРА | 2007 |
|
RU2362480C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ КОГНИТИВНЫХ РАССТРОЙСТВ ПРИ ХРОНИЧЕСКОЙ ЭНЦЕФАЛОПАТИИ У БОЛЬНЫХ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ | 2005 |
|
RU2308885C1 |
СПОСОБ КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ПОСЛЕДСТВИЙ НЕГРУБЫХ ПЕРИНАТАЛЬНЫХ ПОРАЖЕНИЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ 6-10 ЛЕТ | 2005 |
|
RU2301687C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ПРИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЕ | 1999 |
|
RU2191028C2 |
Изобретение относится к медицине, к неврологии и может быть использовано для лечения соматической энцефалопатии. Осуществляют физиотерапевтическое воздействие прерывистой гипобарической барокамерной гипоксией в течение 19-24 сеансов с постепенным подъемом больных на высоту с 1000 до 3500 м в течение 7 дней и на уровне 3500 м - до конца курса лечения, при продолжительности пребывания на максимальной высоте в течение 30 минут и общей продолжительности сеанса 1 час. Данное изобретение способствует восстановлению психических и общемозговых расстройств у пациентов данной категории. 1 табл.
Способ лечения соматической энцефалопатии у детей коррекционным методом, отличающийся тем, что осуществляют физиотерапевтическое воздействие прерывистой гипобарической барокамерной гипоксией в течение 19-24 сеансов с постепенным подъемом больных на высоту с 1000 м до 3500 м в течение 7 дней и на уровне 3500 м - до конца курса лечения, при продолжительности пребывания на максимальной высоте в течение 30 мин и общей продолжительности сеанса 1 ч.
ПОННЕ Г.К | |||
и др | |||
Нервно-психические нарушения у детей с бронхиальной астмой | |||
VIII Всероссийский съезд невропатологов и психиатров | |||
- М., 1988, т.II, с.68-71 | |||
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА К ВОЗДЕЙСТВИЮ СТРЕСС-ФАКТОРОВ ПОЛЕТА | 1995 |
|
RU2098867C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ЭНЦЕФАЛОПАТИИ | 1995 |
|
RU2119805C1 |
САДОХА К.А | |||
Дозированная гипобарическая гипоксия в межприступном лечении больных мигренью | |||
Автореф | |||
дисс., к.м.н | |||
US 6444702, 03.09.2002. |
Авторы
Даты
2004-06-27—Публикация
2003-01-15—Подача