СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ СОМАТИЧЕСКОЙ ЭНЦЕФАЛОПАТИИ Российский патент 2004 года по МПК A61G10/02 A61P43/00 

Описание патента на изобретение RU2231349C1

Изобретение относится к области медицины, а именно к нетрадиционным методам лечения соматической энцефалопатии у детей.

Растет количество данных, свидетельствующих об участии нервных механизмов в генезе бронхиальной астмы, взаимной связи аллергического и нервного воспаления (Жаков Я.И., 1998; Рязник И.Б. с соавт., 1997).

Причиной изменения бронхиального тонуса считается нарушение равновесия между возбуждающими и ингибирующими системами (Barwes P.J., 1992). Эффекты нейрогенного воспаления, проявляющиеся в процессе заболевания, влияют на его тяжесть и течение. Особенностью детской бронхиальной астмой является наличие диссоциативных нарушений внутри нейро-иммунно-эндокринного комплекса. У 60% детей, больных бронхиальной астмой, имеются изменения ЭЭГ (электроэнцефалограммы), свидетельствующие о вовлечении в патологический процесс стволовых и гипоталамических структур головного мозга, нарушение корково-подкорковых взаимоотношений. Кроме того, приступы бронхиальной астмы в свою очередь способствуют развитию гипоксии и гипоксемии, усугубляющих изменение со стороны нервной системы. Таким образом, вышеперечисленные данные приводят к формированию соматической энцефалопатии у детей с бронхиальной астмой.

Хроническое соматическое заболевание влечет за собой нарушение и отставание формирования психических функции и личностных характеристик. В процессе клинической эволюции бронхиальной астмы у многих больных создается порочный круг, в котором тесно переплетаются тяжелые, нередко угрожающие жизни соматические и нервно-психические нарушения. При этом поражение нервно-психической сферы может сопутствовать заболеванию или возникать вторично на фоне прогрессирования бронхиальной астмы. Нервно-психические нарушения и изменения личности усугубляют тяжесть течения данной патологии.

На роль психогенных факторов в формировании и рецидивировании бронхиальной астмы обращают внимание практически во всех фундаментальных исследованиях, посвященных этому заболеванию. Психологические изменения личности были обнаружены у 82% детей тяжелой и среднетяжелой бронхиальной астмой, а у 10% были диагностированы нервно-психические заболевания (А.Д. Зисельсон). Исследователи этой проблемы (А.Д. Зисельсон, Д.Н. Исаев, Н.А. Иванова, А.В. Палаян и др.) отмечают, что при бронхиальной астме существенную роль в формировании нарушений познавательной функции, эмоциональной и личностной сферы играет острая, а в еще большей степени хроническая гипоксия.

В тех случаях когда поступление кислорода постоянно нарушается, создаются особенно благоприятные условия для возникновения психолого-педагогических нарушений. У детей нарушается память, внимание, ухудшаются процессы усвоения школьной программы. По данным С.В. Зайцевой у 95% обследованных школьников, страдающих бронхиальной астмой среднетяжелой и тяжелой степени, интеллектуальная работоспособность была снижена в 2-2,5 раза по сравнению с аналогичной группой. У подавляющего большинства больных бронхиальной астмой (82%), протекающей в тяжелой или среднетяжелой форме, обнаруживаются изменения личности (Д.Н. Исаев). Довольно часто это невропатические проявления: повышенная тревожность, возбудимость, эмоциональная изменчивость, обидчивость. Более выражены эти черты у девочек, больных тяжелой формой бронхиальной астмой; у тех, кто болеет более пяти лет, и у тех, кто яснее осознает свое заболевание. Многим школьникам свойственны истероидные черты: демонстративное поведение, высказывания, стремление завоевать внимание, незамедлительно получить желаемое, переоценка собственной личности.

Таким образом, у больных с соматической энцефалопатией кроме психологической реакции на тяжелое хроническое заболевание, которое обязательно присутствует при любой патологии, бронхиальная астма накладывает свой отпечаток на личностные особенности детей, на состояние их познавательных функций, а значит, отражается на образовательном и воспитательном процессе в целом.

Формирование общеучебных умений - процесс постепенный, предполагающий развитие учебной деятельности школьника от репродуктивной к поисковой.

Процесс формирования общеучебных умений зависит от многих объективных причин, таких как: индивидуальные особенности учащихся, уровень развития памяти и мышления, социальные факторы (статус ученика в классном коллективе, домашние и различные другие внешние влияния, состояние здоровья, частые длительные пропуски занятий, обучение на дому) и др.

Заболевания, имеющие длительное тяжелое течение и сопровождающиеся соматической энцефалопатией, оказывают постепенное негативное воздействие на ребенка, отражаются на эффективности обучения: теряется интерес к обучению, замедляется процесс развития общеучебных умений.

Для успешного контроля за развитием общеучебных умений важно выбрать критерии, на основе которых можно судить об уровне их развития. Общими критериями развитости общеучебных умений являются: полнота выполняемых операций, рациональная последовательность осознанность действий в целом; степень обобщенности умений, сложность производимых мыслительных операций.

В настоящее время основным методом коррекции соматической энцефалопатии при наличии функциональных изменений является назначение препаратов, в основном ноотропов.

Одним из препаратов является пирацетам. В настоящее время синтезирован целый ряд его непосредственных аналогов, сходных с ним по действию, однако пирацетам продолжает оставаться основным препаратом этой группы (Машковский М.Д., 1997).

Пирацетам хорошо всасывается при приеме внутрь. Проникает в разные органы и ткани, в том числе в ткани мозга. Практически не метаболизируется. Пирацетам оказывает положительное влияние на обменные процессы и кровообращение мозга, стимулирует окислительно-восстановительные процессы мозга, усиливает утилизацию глюкозы, улучшает региональный кровоток в ишемизированных участках мозга. Улучшение энергетических процессов под влиянием пирацетама приводит к повышению устойчивости тканей мозга при гипоксии и токсических воздействий. Лечебные свойства пирацетама определяются его способностью улучшать интегративную деятельность мозга, способствовать консолидации памяти, улучшать процессы обучения, восстанавливать и стабилизировать нарушенные функции мозга.

Однако наряду с лечебным эффектом эти препараты имеют побочные эффекты: у отдельных больных возможны влияния возбуждения, повышенной раздражительности, беспокойства, нарушение сна, диспептические расстройства. Противопоказан при наличии даже указаний на аллергические реакции, рекомендуется исключать сладости.

Новизна предлагаемого изобретения заключается в том, что впервые показана целесообразность применения адаптации к прерывистой гипобарической гипоксии для лечения соматической энцефалопатии.

Сущность изобретения состоит в том, что способ лечения соматической энцефалопатии у детей коррекционным методом отличается тем, что осуществляется физиотерапевтическое воздействие прерывистой гипобарической барокамерной гипоксией в течение 19-24 сеансов с постепенным подъемом больных на высоту с 1000 до 3500 м в течение 7 дней и на уровне 3500 м - до конца курса лечения; при продолжительности пребывания на максимальной высоте в течение 30 минут и общей продолжительности сеанса 1 час.

Адаптация к периодической гипоксии проводилась в барокамере “Урал-1”. Подъем начинался с высоты 1000 м с постепенным увеличением высоты до 3500 м. Скорость декомпрессии 3-5 м/сек, продолжительность нахождения на “высоте” - 30 мин, скорость компрессии - 2-3 м/сек. Последующие сеансы проводились с ежедневным увеличением “высоты” от 500 до 2500 м, который проводился дважды, затем вновь увеличение ежедневной высоты на 500 м. Лечение проводилось в период ремиссии заболевания. Медикаментозного лечения дети не получали.

Оценка результатов лечения проводилась педиатром, невропатологом, электрофизиологом, психологом и педагогом до баротерапии и после окончания полного курса баротерапии.

Сущность метода в оценке клинических симптомов заболевания нервной системы, электроэнцефалограммы, эхоэнцефалограммы, оценка психологом и педагогом. Для определения функционального состояния головного мозга применялись такие электрофизиологические методы исследования, как электроэнцефалография (ЭЭГ) и эхоэнцефалография (Эхо-ЭГ). Электроэнцефалография позволяет судить о физиологической зрелости мозга, наличии в нем очаговых поражений, общемозговых расстройств и их характере. Эхоэнцефалография информативна при обнаружении внутричерепных объемных образований и позволяет выявить внутричерепную гипертензию, расширение желудочковой системы.

При обследовании познавательной сферы ребенка использовались следующие методики: корректурная проба (буквенный вариант), таблицы Шульте, запоминание 10 картинок, запоминание 10 слов, исключение понятий в двух вариантах: 1) для детей 7-10 лет; 2) для детей 11-14 лет), определение существенных признаков в двух вариантах: 1) для детей 7-10 лет; 2) для детей 11-14 лет).

Симптом тревожности у детей с бронхиальной астмой изучался с помощью шкалы Спилбергера, который выделяет “личностную тревожность” (ЛТ)-относительно устойчивую индивидуальную характеристику, свидетельствующую о предрасположенности человека воспринимать достаточно широкий круг явлений как угрожающие и реагировать на них состоянием тревожности, и “реактивную тревожность” (РТ) - состояние, характеризуемое субъективно переживаемыми эмоциями напряжения, беспокойство, озабоченности, нервозности, сопровождаемыми активацией вегетативной нервной системы.

При исследовании самооценки детей с бронхиальной астмой использовались: личностный дифференциал с набором из 21 черты характера, которые соотносятся с тремя факторами: оценки, силы, активности, и лестница самооценок Дембо-Рубинштейна со школами: “здоровье”, “ум”, “характер”, “счастье”, на которых испытуемый должен поставить точку, оценив состояние у себя данного качества.

Кроме того, на первом этапе обследования (до начала лечения) использовался личностный опросник Кеттелла в дух вариантах: для детей 7-12 лет и 12-14 лет).

Педагогическое обследование детей проводилось с целью оценки характера изменений развитости общеучебных умений: умение ставить цель, умений сформировать задачу, умение планировать свою учебную деятельность, использовать рациональные приемы запоминания, эффективно выполнять основные умственные операции: анализ в синтез, обобщение и дифференциация, умение отделять главное от второстепенного, умение прогнозировать результаты деятельности).

Нами обследовано 47 детей с соматической энцефалопатией, страдающих бронхиальной астмой, в период ремиссии заболевания до лечения в барокамере и после лечения, из них мальчиков - 31, девочек - 16.

Анализ полученных данных показал, что у детей имеются изменения со стороны нервной системы (87%), проявляющиеся до лечения в барокамере патологическими изменениями у 80% на ЭЭГ и 30% на Эхо-ЭГ, после лечения - у 50% на ЭЭГ и 8% - Эхо-ЭГ.

Результаты психологических тестов показали, что после баротерапии у 25% детей улучшилось запоминание слов, у 29,2% - улучшилось запоминание картинок, Шульте - 33,3%, корректурная проба - 50%, мнестическая - 54,2%, определения существенных признаков улучшилось у 62,5%, уровень личностной тревожности снизился у 54,16%, самооценка по Дембо-Рубинштейну улучшилась у 62,6%. Умение ставить цель, оцениваемая в баллах, улучшилась в 1,86 раза, умение формулировать задачу в 1,29 раза, умение планировать предстоящую деятельность в 1,35 раза, умение выбирать оптимальные методы соответствию целям и задачам в 1,29 раза, умение прогнозировать результаты деятельности в 1,13 раза, умение выделять главное и второстепенное в 1,4 раза, умение формулировать мнение в 1,2 раза, умение обосновывать свои взгляды в 1,25 раза, умение аргументировано отбирать методы и средства при выполнении задания в 1,2 раза, умение осуществлять самоконтроль в 1,54 раза, умение подводить итоги в 1,4 раза, умение анализировать свою деятельность в 1,25 раза (таблица).

Пример 1

Коршунов, 9 лет.

Жалобы на обморочные состояния при виде крови.

У матери беременность и роды без особенностей.

Ds: Синкопальные состояния у больного с бронхиальной асмой.

Повысилась квалифицированность общеучебных умений на 8%.

Корректурная проба после лечения улучшилась в 1,5 раза.

Пример 2

Р. И., 13 лет

Ds: Соматическая энцефалопатия. Бронхиальная астма. Ремиссия

Жалоб нет. У матери беременность протекала с гестозом, роды в срок.

Объективные данные неврологического клинического обследования без изменений.

Повысилась квалифицированность общеучебных умений на 30%.

Самооценка по Дембо-Рубинштейну улучшилась по всем критериям после лечения на 1 балл.

После лечения улучшились на 1 балл умение ставить цель, формулировать задачу, планировать предстоящую деятельность, выделять главное и второстепенное, умение анализировать свою деятельность.

Пример 3

Г. Ф., 8 лет

Ds: Соматическая энцефалопатия. Бронхиальная астма. Ремиссия.

После лечения улучшились запоминание картинок на 1 балл, проба Шульте 11 4011, после лечения 11 3011, корректурная проба улучшилась на 2 балла.

Повысилась квалифицированность общеучебных умений на 30%.

После лечения улучшились на 1 балл умение ставить цель, формулировать задачу, планировать предстоящую деятельность, выделять главное и второстепенное, умение анализировать свою деятельность.

Пример 4

М., 7 лет

Ds: Соматическая энцефалопатия. Бронхиальная астма. Ремиссия

Жалоб нет.

У матери беременность третья, не осложненная.

Неврологический статус: клинически без изменений.

Повысилась квалифицированность общеучебных умений на 30%.

После лечения улучшились на 1 балл умение ставить цель, формулировать задачу, планировать предстоящую деятельность, выделять главное и второстепенное, умение анализировать свою деятельность.

Пример 5

Ш., 8 лет

Ds: Соматическая энцефалопатия. Бронхиальная астма. Ремиссия.

Жалобы на редкие головные боли при переутомлении.

У матери беременность и роды без патологии.

Объективные данные неврологического клинического обследования без изменений.

Самооценка по Дембо-Рубинштейну улучшилась по всем критериям после лечения на 1 балл.

После лечения улучшились на 1 балл умение ставить цель, формулировать задачу, планировать предстоящую деятельность, выделять главное и второстепенное, умение анализировать свою деятельность.

Источники информации

1. Бадомян Л.О. Детская неврология, 1975.

2. Благосклонова Н.К., Новикова Л.А. Детская электроэнцефалография. М. 1994.

3. Зисельсон А.Д. Поллиноз у детей, 1989.

4. Иванова Н.А. Психоневрологические нарушения у детей, больных бронхиальной астмой ВОМД, 1989, № 5.

5. Исаев Д.Н. Психосоматическая медицина детского возраста, 1996.

6. Лошкарева М.А. Формирование система общих учебных умений и навыков школьников. М., 1982.

7. Машковский М.Д. Лекарственные средства, 1997.

8. Понне Г.К., Пушканская С.М. Нервно-психические нарушения у детей с бронхиальной астмой, 1988, т.II “VIII Всероссийский съезд невропатологов и психиатров”.

9. Рабунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. М., 1975.

10. Репкин В. В. Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте // Начальная школа. 1999. - № 7. - С. 13-24.

11. Самуэльс И. Неврология. М., 1997.

12. Студеникин М.Я., Соколова Т.С. Аллергические болезни у детей, 1986.

13. Усова А.В., Бобров А.А. Формирование учебных умений. М.: Знание, 1987, с. 80.

14. Федосеев Г.Б., Хлопотова Г.П. Механизмы воспаления бронхов и легких и противовоспалительная терапия, 1998.

15. Шанько Г.Г. Неврология. Минск.

Похожие патенты RU2231349C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛЕЧЕНИЯ НЕЙРОГЕННОГО ВОСПАЛЕНИЯ ПРИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЕ У ДЕТЕЙ 2007
  • Алеманова Галина Дмитриевна
  • Воляник Маргарита Николаевна
  • Дмитриева Татьяна Владимировна
  • Воляник Ольга Владимировна
  • Кирьбятьева Екатерина Николаевна
  • Сурова Лилия Викторовна
RU2342663C1
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ ДИСЛИПИДЕМИЙ У ДЕТЕЙ 1995
  • Воляник М.Н.
  • Алеманова Г.Д.
  • Никаноров А.А.
  • Твердохлиб В.П.
  • Корнев В.И.
  • Неверов Н.А.
RU2121329C1
СПОСОБ ОЦЕНКИ ТЕЧЕНИЯ ОЖОГОВОЙ БОЛЕЗНИ В РАЗЛИЧНЫЕ ПЕРИОДЫ С УЧЕТОМ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ БОЛЬНЫХ С ТЕРМИЧЕСКОЙ ТРАВМОЙ 2012
  • Гизатуллин Тагир Рафаилович
  • Зинатуллин Радик Медыхатович
  • Хунафин Саубан Нурлыгаянович
  • Юлдашев Владимир Лабибович
  • Кунафин Марат Саубанович
RU2480148C1
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ НЕВРОЗОВ И ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫХ РАССТРОЙСТВ 2008
  • Куликов Владимир Павлович
  • Елфимов Федор Егорович
  • Суховершин Роман Александрович
  • Кисарова Яна Анатольевна
  • Суховершин Александр Викторович
  • Пантин Александр Васильевич
  • Беспалов Андрей Григорьевич
RU2365365C1
СПОСОБ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ, ПЕРЕНЕСШИХ ТЕРМИЧЕСКУЮ ТРАВМУ 2009
  • Юлдашев Владимир Лабибович
  • Хунафин Саубан Нурлыгаянович
  • Галимов Шамиль Нуриманович
  • Гизатуллин Тагир Рафаилович
  • Зинатуллин Радик Медыхатович
  • Гафаров Ирек Галинурович
  • Гизатуллин Рафаил Хамзаевич
  • Хатмуллина Карина Радиковна
  • Галимова Эльмира Фанисовна
  • Бакиров Линар Рифкатович
  • Катаев Антон Валерьевич
  • Ялалова Гузель Ишмухаметовна
  • Гиматдинова Екатерина Владимировна
RU2410014C1
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ 2009
  • Кожушко Надежда Юрьевна
  • Матвеев Юрий Константинович
RU2402973C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕСОМАТИЧЕСКОГО СТАЦИОНАРА 2007
  • Соловьев Андрей Горгоньевич
  • Злоказова Марина Владимировна
  • Маринчева Людмила Павловна
RU2362480C1
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ КОГНИТИВНЫХ РАССТРОЙСТВ ПРИ ХРОНИЧЕСКОЙ ЭНЦЕФАЛОПАТИИ У БОЛЬНЫХ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ 2005
  • Цюрюпа Виктория Николаевна
  • Визило Татьяна Леонидовна
  • Власова Ирина Валентиновна
RU2308885C1
СПОСОБ КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ПОСЛЕДСТВИЙ НЕГРУБЫХ ПЕРИНАТАЛЬНЫХ ПОРАЖЕНИЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ 6-10 ЛЕТ 2005
  • Дунайкин Михаил Львович
  • Брин Ирина Леоновна
  • Вознякевич Светлана Дмитриевна
RU2301687C1
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ПРИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЕ 1999
  • Файзуллина Р.М.
  • Стригин В.А.
  • Макаева М.Я.
RU2191028C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 231 349 C1

Реферат патента 2004 года СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ СОМАТИЧЕСКОЙ ЭНЦЕФАЛОПАТИИ

Изобретение относится к медицине, к неврологии и может быть использовано для лечения соматической энцефалопатии. Осуществляют физиотерапевтическое воздействие прерывистой гипобарической барокамерной гипоксией в течение 19-24 сеансов с постепенным подъемом больных на высоту с 1000 до 3500 м в течение 7 дней и на уровне 3500 м - до конца курса лечения, при продолжительности пребывания на максимальной высоте в течение 30 минут и общей продолжительности сеанса 1 час. Данное изобретение способствует восстановлению психических и общемозговых расстройств у пациентов данной категории. 1 табл.

Формула изобретения RU 2 231 349 C1

Способ лечения соматической энцефалопатии у детей коррекционным методом, отличающийся тем, что осуществляют физиотерапевтическое воздействие прерывистой гипобарической барокамерной гипоксией в течение 19-24 сеансов с постепенным подъемом больных на высоту с 1000 м до 3500 м в течение 7 дней и на уровне 3500 м - до конца курса лечения, при продолжительности пребывания на максимальной высоте в течение 30 мин и общей продолжительности сеанса 1 ч.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2004 года RU2231349C1

ПОННЕ Г.К
и др
Нервно-психические нарушения у детей с бронхиальной астмой
VIII Всероссийский съезд невропатологов и психиатров
- М., 1988, т.II, с.68-71
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА К ВОЗДЕЙСТВИЮ СТРЕСС-ФАКТОРОВ ПОЛЕТА 1995
  • Ушаков И.Б.
  • Черняков И.Н.
  • Шишов А.А.
  • Дворников М.В.
  • Степанов В.К.
  • Оленев Н.И.
RU2098867C1
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ЭНЦЕФАЛОПАТИИ 1995
  • Балязин Виктор Александрович
  • Вилков Геннадий Алексеевич
  • Васильева Людмила Владимировна
  • Ковтун Алина Владимировна
RU2119805C1
САДОХА К.А
Дозированная гипобарическая гипоксия в межприступном лечении больных мигренью
Автореф
дисс., к.м.н
US 6444702, 03.09.2002.

RU 2 231 349 C1

Авторы

Воляник М.Н.

Рындак В.Г.

Алеманова Г.Д.

Шевяхова О.А.

Алеманова И.А.

Бредихина А.А.

Колесников Б.Л.

Касянюк Г.И.

Перевертова И.В.

Даты

2004-06-27Публикация

2003-01-15Подача