Изобретение относится к медицине, а именно к педиатрии, и может использоваться для лечения детей старше 5 лет с легкой и средней степенями тяжести атопической формы бронхиальной астмы с выраженными нарушениями психосоматического статуса.
У большинства больных бронхиальной астмой выражены отклонения нервно-психической сферы, в частности отмечают повышенную раздражительность, неустойчивость настроения, слезливость. Характерна избыточная восходящая неспецифическая активация и тревожно-ипохондрические сдвиги в структуре личности. На первом этапе, при легком течении заболевания на фоне преморбидных особенностей формируются невротически-неврозоподобные нарушения с выраженным напряжением эрготропных механизмов как защитной реакции организма на болезнь. При прогрессировании заболевания, когда компенсаторные механизмы истощаются, появляются черты аутизации, психопатизации личности с отчуждением и уходом в болезнь.
Известен способ лечения психоэмоциоанальных, церебростенических нарушений, в том числе в педиатрии, пирацетамом (М.Д.Машковский. Лекарственные средства, 1 ч., М.: Медицина, 1988, с. 117-119). Однако, у отдельных больных при применении пирацетама возможны явления возбуждения, аллергические реакции в виде кожных высыпаний и желудочно-кишечных расстройств, что связано со значительным количеством сахара в данной лекарственной форме. Применение пирацетама противопоказано у детей с диабетом и наличием в анамнезе указаний на аллергические реакции, связанные с употреблением фруктовых соков, эссенций и т.п.
Известен способ лечения психоэмоциональных нарушений азафеном (Ю.Ф. Антропов. Психосоматические расстройства у детей и подростков. М., 1997, 198 с. ). Однако при приеме азафена возможны головокружение, тошнота, рвота; может быть индивидуальная непереносимость. При лечении психоэмоциональных нарушений у детей с бронхиальной астмой азафеном возникает необходимость назначения базовых противоаллергических средств.
Технический результат - повышение эффективности лечения детей с бронхиальной астмой за счет комбинированного действия препарата гистасеротоглобулина, обладающего как противоаллергическим действием, так и психотропным.
Способ осуществляется следующим образом. Больным в возрасте старше 5 лет с атопической формой легкой и средней степенями тяжести бронхиальной астмы назначают препарат гистасеротоглобулин. Препарат вводят подкожно в верхнюю часть наружной поверхности плеча в дозе 0,2-1,5 мл по возрастающей в количестве 6 инъекций с интервалом 4 суток, при этом назначают 3 курса лечения с интервалом 2 месяца. Известны иммуномодулирующие и антиаллергические свойства данного препарата, воздействующего на разные звенья аллергического процесса и определяющие его высокий суммарный антиаллергический потенциал. Мы обнаружили другие точки приложения гистасеротоглобулина, которые ранее не были зарегистрированы, а именно: воздействие на психоэмоциональную сферу.
Пример 1. Под наблюдением находился Р. Василий 12 лет с атопической формой бронхиальной астмы средней тяжести в приступном периоде. Стаж болезни 3 года. Приступы удушья повторялись 2-3 раза в месяц. Выявлена бытовая, пыльцевая сенсибилизация. Среди личностных особенностей доминировала эмоциональная лабильность, страх удушья формировал тревожность. У мальчика возникали навязчивые идеи о возможных осложнениях, связанных с болезнью, и неуверенность в будущем. Соответственно определялся тревожный тип отношения к болезни. Выявленные патологические нарушения со стороны психоэмоциональной сферы подтверждались экспериментально-психологическими методами. Были использованы адаптированный модифицированный вариант детского личностного вопросника Р. Кеттела, опросник "Тест отношения к болезни" под редакцией А.Е. Личко. Приступ был купирован по общепринятой в аллергологии методике. В стадии ремиссии болезни ребенку был назначен гистасеротоглобулин по схеме. Проведено 3 курса лечения. Повторное обследование больного через 6 месяцев выявило улучшение клинической картины и психоэмоционального статуса. Частота приступов удушья уменьшилась до 1 раза в 2-3 месяца. Эмоциональный фон стал более благоприятным. Больной перестал из-за болезни предаваться унынию и грусти, старался перебороть болезнь. Тип отношения к болезни стал гармоничным. Это выражалось в трезвой оценке своего состояния, без склонности преувеличения его тяжести и без оснований видеть все в мрачном свете, но и без недооценки тяжести болезни, стремлении во всем активно содействовать успеху лечения. В дальнейшем мальчику без осложнений и с хорошим результатом была проведена специфическая вакцинопрофилактика бытовыми аллергенами.
Пример 2. Под наблюдением находился П. Андрей 14 лет с атопической формой бронхиальной астмы средней тяжести в приступном периоде. Выявлена сенсибилизация бытовыми, пищевыми, эпидермальными аллергенами. Стаж болезни 8 лет. Приступы удушья повторялись 4 раза в месяц. У больного чаще всего отмечалось подавленное настроение, что было связано с плохим самочувствием. Были мысли о неизлечимости болезни, выраженная тревожность. Преобладал сенситивный тип отношения к болезни, для которого характерно опасение, что окружающие станут избегать больного, считать его неполноценным. Эти психоэмоциональные нарушения подтверждались экспериментально-психологическими методами исследования. В результате проведенного лечения по общепринятой в аллергологии методике мальчик вышел в стадию ремиссии, получил 3 курса гистасеротоглобулина. Проведенное обследование через 6 месяцев подтвердило улучшение клинической картины (приступы удушья стали повторяться в 2 раза реже), психоэмоционального статуса. Больной был спокойнее, стало меньше негативных эмоций. Тип отношения к болезни перешел в гармоничный. Мальчик стал стремиться во всем активно содействовать успеху лечения, не обременять других тяготами ухода за собой.
Пример 3. Под наблюдением находилась Ш. Татьяна 11 лет с атонической бронхиальной астмой легкой степени во внеприступном периоде. Отмечалась сенсибилизация бытовыми, эпидермальными аллергенами. Стаж болезни 4 года. Приступы удушья возникали в основном при контакте с такими животными, как кошка, собака, в меньшей степени при контакте с домашней пылью. Вышеперечисленными экспериментально-психологическими методами были выявлены следующие психоэмоциональные нарушения: неустойчивость настроения, неумение контролировать свои эмоции, трудности в приспособлении к новым условиям. Тип отношения к болезни характеризовался как тревожный с непрерывным беспокойством и мнительностью в отношении неблагоприятного течения болезни, возможных осложнений, неэффективности лечения. Девочка получила 3 курса лечения гистасеротоглобулином, затем 1 курс специфической вакцинопрофилактики бытовыми аллергенами. Через 1 год приступы удушья при контакте с животными прекратились. Девочка стала более спокойной, уверенной в себе. Тип отношения к болезни стал эргопатическим, характеризующийся "уходом от болезни в работу, учебу". Даже при определенных страданиях появилось стремление вести активный образ жизни.
Предложенным способом пролечено 24 ребенка с атонической формой бронхиальной астмы легкой и средней тяжести. Преимуществом данного метода является оказание не только противоаллергического действия, но и коррекция психоэмоциональных нарушений. Его можно использовать как амбулаторно, так и стационарно. Благодаря разнонаправленному действию достигаются значительные положительные клинические эффекты у данной категории больных.
В результате использования предложенного способа появляется возможность лечения детей с бронхиальной астмой с выраженными психоэмоциональными нарушениями в качестве как монотерапии, так и при подготовке к специфической вакцинопрофилактике.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ ДЕТЕЙ С БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ | 2000 |
|
RU2198700C2 |
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ ОБОСТРЕНИЙ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ | 2003 |
|
RU2252785C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ У ДЕТЕЙ | 1996 |
|
RU2128526C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ СОЧЕТАННЫХ АЛЛЕРГИЧЕСКИХ ПОРАЖЕНИЙ КОЖИ И ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОГО ТРАКТА У ДЕТЕЙ | 1994 |
|
RU2120282C1 |
Способ профилактики бронхиальной астмы у детей с рецидивирующим ларинготрахеитом и сопутствующими аллергическими заболеваниями | 2020 |
|
RU2757845C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ НЕВРОЛОГИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ, БОЛЬНЫХ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ | 2007 |
|
RU2367406C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ У ДЕТЕЙ, ЧАСТО И/ИЛИ ДЛИТЕЛЬНО БОЛЕЮЩИХ ОРВИ | 2001 |
|
RU2271828C2 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ У ДЕТЕЙ | 2001 |
|
RU2202326C2 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ АТОПИЧЕСКОЙ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ | 2003 |
|
RU2236849C2 |
Способ лечения атопической бронхиальной астмы | 1989 |
|
SU1776414A1 |
Изобретение относится к медицине, а именно к педиатрии, может использоваться для лечения детей старше 5 лет с легкой и средней степенями тяжести атопической формы бронхиальной астмы с выраженными нарушениями психосоматического статуса. Для этого детям в стадии ремиссии заболевания назначают препарат гистасеротоглобулин. Препарат вводят подкожно в верхнюю часть наружной поверхности плеча в дозе 0,2-1,5 мл по возрастающей в количестве 6 инъекций с интервалом 4 суток. При этом назначают 3 курса лечения с интервалом 2 месяца. Способ обеспечивает коррекцию психоэмоциональных нарушений и в качестве монотерапии может быть использован у этой категории больных детей.
Способ лечения психоэмоциональных нарушений у детей при бронхиальной астме, характеризующийся тем, что в стадии ремиссии вводят подкожно гистасеротоглобулин в дозе 0,2-1,5 мл по возрастающей в количестве 6 инъекций с интервалом 4 суток, при этом назначают 3 курса с интервалом 2 месяца.
ПРЕПАРАТ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ АЛЛЕРГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ | 1992 |
|
RU2054935C1 |
ТРОФИМОВ В.А | |||
и др | |||
- Здравоохранение Башкортостана, 1996, №6, с | |||
Зубчатое колесо со сменным зубчатым ободом | 1922 |
|
SU43A1 |
ПАЛЕЕВ Н.Р | |||
Болезни органов дыхания, т.3 | |||
Частная пульмонология | |||
- М.: Медицина, 1990, с | |||
Нефтяной конвертер | 1922 |
|
SU64A1 |
Авторы
Даты
2002-10-20—Публикация
1999-12-06—Подача