ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С ГИДРООБЪЕМНОЙ ПЕРЕДАЧЕЙ Российский патент 2004 года по МПК F02C7/36 F02C3/107 

Описание патента на изобретение RU2232911C1

Изобретение относится к газотурбинным двигателям.

Известен газотурбинный двигатель (ГТД) с гидрообъемной передачей, содержащий турбокомпрессоры первого и второго каскадов, силовую турбину и механизм передач (см. патент США 3498057, НКЛ 60/39.163, 1970).

Известна также силовая установка, включающая: турбокомпрессоры первого и второго каскадов, силовую турбину, механизм передач (см. Двигатель ГТД-1000Т. Техническое описание. М.: Воениздат, 1980 г., с. 9-12). Данное устройство наиболее близко к предлагаемому техническому решению и взято за прототип.

Однако она имеет существенный недостаток - низкую приемистость двигателя, определяемую временем разгона турбокомпрессора II каскада, тем самым ухудшаются динамические качества танка в целом.

Машины с ГТД в реальных условиях эксплуатируются на различных режимах, которые изменяются в широком диапазоне. Кроме того, внешние условия вызывают необходимость частых разгонов и торможений. В результате показатели силовой установки не остаются постоянными, а режимы работы являются, в основном, неустановившимися. Это приводит к ухудшению показателей двигателя в период разгона.

Задачей настоящего изобретения является улучшение приемистости и экономичности двигателя, его тормозных характеристик.

Указанная задача достигается тем, что в газотурбинном двигателе с гидрообъемной передачей, содержащем турбокомпрессоры первого и второго каскадов, механизм передач, силовая турбина связана с гидромотором гидрообъемной передачи, которая, в свою очередь, имеет гидравлическую связь с гидронасосом и турбокомпрессорами через механизм передач.

Предлагаемое устройство изображено на чертеже.

Газотурбинный двигатель состоит из компрессора низкого давления (I каскад) 1, компрессора высокого давления (II каскад) 2, камеры сгорания 3, турбины компрессора высокого давления 4, турбины компрессора низкого давления 5, силовой турбины 6, гидромотора гидрообъемной передачи 7, гидронасоса гидрообъемной передачи 8, механизма передач 9.

Работа предлагаемого устройства осуществляется следующим образом. С началом торможения (уменьшения подачи топлива или постановки регулируемого соплового аппарата в тормозное положение) гидромотор гидрообъемной передачи 7 передает часть мощности к турбокомпрессорам через гидронасос 8 и механизм передач 9. Величина подводимой мощности должна быть такой, чтобы в режиме торможения с уменьшением подачи топлива до расхода, соответствующего режиму малого газа, поддерживалась максимальная частота вращения турбокомпрессоров. С началом разгона подвод мощности к турбокомпрессорам прекращается, а подача топлива “скачком” максимально увеличивается. Так как время приемистости турбокомпрессоров становится практически равным нулю, то при разгоне машины к силовой турбине сразу же подводится полная мощность, в результате чего достигается минимальное время приемистости двигателя и повышение средней скорости движения машины.

Расчеты показывают, что в режиме торможения с уменьшением подачи топлива с 220 до 100 кг/с для поддержания (nTKII=0,97 и nTKI=0,96) исходного установившегося режима турбокомпрессоров необходимо подвести дополнительную мощность, максимальная мощность которой достигает NTKImax=19,5 кВт.

При этом сокращается время снижения частоты вращения силовой турбины, а после разобщения роторов турбокомпрессоров и силовой турбины разгона последней значительно ускоряется.

Реализация предлагаемого устройства позволит повысить среднюю скорость движения машины с газотурбинным двигателем на II и III передачах на 12,4-13,5% и уменьшить средний километровый расход топлива на 9,0-10,5%.

Похожие патенты RU2232911C1

название год авторы номер документа
ТРЕХВАЛЬНЫЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2000
  • Москалев В.С.
RU2172418C1
СИГНАЛИЗАТОР ВЫБОРА ПЕРЕДАЧ ДЛЯ ВОЕННЫХ ГУСЕНИЧНЫХ МАШИН (ВГМ) С ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ 2001
  • Москалев В.С.
RU2202757C2
Способ регулирования трехвального регенеративного газотурбинного двигателя и устройство для его осуществления 1990
  • Галицкий Николай Федорович
SU1760143A1
ГИДРОЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ СИЛОВАЯ УСТАНОВКА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2009
  • Курбаков Александр Алексеевич
RU2395698C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ НА РЕЖИМАХ РАЗГОНА И ДРОССЕЛИРОВАНИЯ 2009
  • Трубников Юрий Абрамович
  • Саженков Алексей Николаевич
  • Кучевасов Константин Петрович
  • Тимкин Юрий Иванович
  • Лисовин Игорь Георгиевич
RU2403419C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2012
  • Бондарев Леонид Яковлевич
  • Зеликин Юрий Маркович
  • Кондратов Александр Анатольевич
  • Королёв Виктор Владимирович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Федюкин Владимир Иванович
  • Инюкин Алексей Александрович
RU2490492C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ РАСХОДОМ ТОПЛИВА В ОСНОВНУЮ КАМЕРУ СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ НА ПРИЕМИСТОСТИ 2011
  • Мельникова Нина Сергеевна
  • Добрянский Георгий Викторович
RU2476703C1
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ ВЫХОДНОГО ВАЛА НАГРУЗКИ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1989
  • Кохан А.А.
RU2013621C1
СПОСОБ РАБОТЫ И УСТРОЙСТВО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2003
  • Кондрашов А.Е.
RU2240434C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ НА ДИНАМИЧЕСКИХ РЕЖИМАХ РАЗГОНА И ДРОССЕЛИРОВАНИЯ 2006
  • Савенков Юрий Семенович
  • Саженков Алексей Николаевич
  • Тимкин Юрий Иванович
  • Трубников Юрий Абрамович
RU2337250C2

Реферат патента 2004 года ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С ГИДРООБЪЕМНОЙ ПЕРЕДАЧЕЙ

Изобретение относится к газотурбинным двигателям. Газотурбинный двигатель с гидрообъемной передачей содержит турбокомпрессоры первого и второго каскадов, силовую турбину, механизм передач. Силовая турбина связана с гидромотором гидрообъемной передачи, которая, в свою очередь, имеет гидравлическую связь с гидронасосом и турбокомпрессорами через механизм передач. Изобретение позволит повысить среднюю скорость движения машины с газотурбинным двигателем на II и III передачах и уменьшить средний километровый расход топлива. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 232 911 C1

Газотурбинный двигатель с гидрообъемной передачей, содержащий турбокомпрессоры первого и второго каскадов, силовую турбину, механизм передач, отличающийся тем, что силовая турбина связана с гидромотором гидрообъемной передачи, которая имеет гидравлическую связь с гидронасосом и турбокомпрессорами через механизм передач.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2004 года RU2232911C1

US 3498057 A, 03.03.1970
Устройство для термообработки ленточного материала 1985
  • Битюков Виталий Ксенофонтович
  • Колодежнов Владимир Николаевич
  • Сырицын Леонид Михайлович
SU1299813A1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МЕХАНИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ В ГАЗОТУРБИННОМ ДВИГАТЕЛЕ 1990
  • Кохан А.А.
  • Полешуков Л.И.
  • Подгорец В.Я.
RU2015382C1
US 3797232 A, 19.03.1974
US 3488947 A, 13.01.1970
Газотурбинная судовая энергоустановка 1990
  • Кохан Анатолий Андреевич
  • Багенский Юрий Юрьевич
  • Васильев Алиаскар Константинович
SU1815368A1

RU 2 232 911 C1

Авторы

Москалев В.С.

Кравченко В.А.

Сидоренко Р.В.

Даты

2004-07-20Публикация

2003-02-14Подача