УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕСТОНАХОЖДЕНИЯ УТЕЧЕК В МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДАХ Российский патент 2004 года по МПК F17D5/02 

Описание патента на изобретение RU2233402C2

Предлагаемое устройство относится к измерительной технике и может быть использовано для текущего контроля за герметичностью магистральных трубопроводов.

Известны устройства для обнаружения утечек в магистральных трубопроводах (авт. свид. СССР №№336463, 380910, 411268, 417675, 724957, 930034, 932098, 941776, 947666, 1079946, 1208402, 1368685, 1657988, 1778597, 181577, 1800219, 1831063; патенты РФ №№2011110, 2018965, 2036372, 2047039, 2047815, 2053436, 2084757; патенты США №№3046116, 3744298, 4289019; патент Великобритании №1349120; Патенты Франции №№2374628; 2504651; патент ФРГ №3112829; патенты Японии №№46-11795, 55-6856, 63-22531; Волошин В.И. и др. Акустические определители местонахождения развивающегося дефекта. Дефектоскопия, 1980, №8, с.69-74; Трубопроводный транспорт нефти и газа. - М.: 1988, с.334, рис.9.18; и другие).

Из известных устройств наиболее близким к предлагаемому является "Устройство для определения местонахождения утечек в магистральных трубопроводах" (Трубопроводный транспорт нефти и газа. - М., 1988, с.334, рис.9.18), которое и выбрано в качестве прототипа.

Указанное устройство основано на анализе ударных волн пониженного давления, возникающих в момент местного разрыва или повреждения трубы. Оно обеспечивает определение места возникновения утечек в магистральных трубопроводах, но не позволяет своевременно проинформировать об этом обслуживающий персонал.

Технической задачей изобретения является расширение функциональных возможностей устройства путем передачи по радиоканалу тревожного сигнала о месте возникновения утечек в магистральных трубопроводах на пункт контроля.

Поставленная задача решается тем, что устройство для определения местонахождения утечек в магистральных трубопроводах, содержащее на каждом конце контролируемого участка трубопровода последовательно включенные датчик давления, усилитель-преобразователь и управляющий блок клапана, подключенный к клапану-отсекателю, снабжено пунктом контроля, источником питания, обмоткой и контактами реле, ключом, счетчиком времени, вычислительным блоком и передатчиком, который через контакты реле соединен с источником питания, причем к плюсовой клемме источника питания последовательно подключены обмотка реле и ключ, управляющий вход которого соединен с выходом усилителя-преобразователя, расположенного на одном из концов контролируемого участка трубопровода, а выход ключа соединен с минусовой клеммой источника питания, к выходу датчиков давления последовательно подключены счетчик времени, вычислительный блок, формирователь кода, сумматор, второй вход которого соединен с выходом генератора модулирующего кода, фазовый манипулятор, второй вход которого соединен с выходом генератора высокой частоты, усилитель мощности и передающая антенна.

Структурная схема предлагаемого устройства представлена на Фиг.1. Схема чувствительного элемента датчиков давления изображена на Фиг.2. Временные диаграммы, поясняющие принцип действия устройства, показаны на Фиг.3. Принцип пеленгации поврежденного участка магистрального трубопровода фазовым методом иллюстрируется Фиг.4, 6, 8 и 9. Структурные схемы пунктов контроля представлены на Фиг.5, 7 и 10.

Устройство содержит место разрыва или повреждения трубопровода 1, две образовавшиеся волны пониженного давления 2, датчики давления 3, усилители-преобразователи 4, управляющие блоки 5 клапанов, клапаны-отсекатели 6, источник 7 питания, обмотку 7.1 и контакты 7.2 реле, ключ 8, счетчик времени 9, вычислительный блок 10, передатчик 11, формирователь кода 12, генератор 13 модулирующего кода, сумматор 14, генератор 15 высокой частоты, фазовый манипулятор 16, усилитель 17 мощности и передающую антенну 18. Датчики 3 давления устанавливаются в начале и конце контролируемого участка трубопровода. К выходу датчика 3 давления последовательно подключены усилитель-преобразователь 4, управляющий блок 5 клапана и клапан-отсекатель 6. К источнику питания 7 последовательно подключены обмотка 7.1 реле и ключ 8, управляющий вход которого соединен с выходом усилителя-преобразователя 4. К выходу датчиков 3 давления последовательно подключены счетчик 9 времени, вычислительный блок 10, формирователь кода 12, сумматор 14, второй вход которого соединен с выходом генератора 13 модулирующего кода, фазовый манипулятор 16, второй вход которого соединен с выходом генератора 15 высокой частоты, усилитель 17 мощности и передающая антенна 18.

Пункт контроля 23, размещенный на транспортном средстве, содержит измерительный канал и два пеленгационных канала. Измерительный канал состоит из последовательно включенных приемной антенны 24, смесителя 27, второй вход которого соединен с выходом гетеродина 30, усилитель 31 первой промежуточной частоты, смеситель 35, второй вход которого соединен с выходом гетеродина 34, усилитель 36 второй промежуточной частоты, удвоитель 37 фазы, узкополосный фильтр 38, делитель 39 фазы на два, частотный детектор 40, триггер 41, балансный переключатель 42, второй вход которого соединен с выходом делителя 39 фазы на два, фазовый детектор и блок 50 регистрации.

Каждый пеленгационный канал состоит из последовательно включенных приемной антенны 25 (26), смесителя 28 (29), второй вход которого соединен с выходом гетеродина 30, усилителя 32 (33) первой промежуточной частоты, перемножителя 44 (45), второй вход которого соединен с выходом усилителя 36 второй промежуточной частоты, узкополосного фильтра 46 (47) и фазового детектора 48 (49), второй вход которого соединен с выходом гетеродина 34 (узкополосного фильтра 46), выход которого подключен к блоку 50 регистрации. Устройство работает следующим образом.

В момент местного разрыва или повреждения трубопровода образуется ударная волна пониженного давления. От места разрыва 1 в противоположных направлениях движется две волны 2 со скоростью 1 распространения звука в среде. Схема чувствительного элемента датчика давления, измеряющего весьма малые высокочастотные возмущения давления (0,1...0,001 МПа) на фоне значительных, медленно изменяющихся давлений (3...7,5 МПа), изображена на Фиг.2, где введены следующие обозначения: 19 - корпус, 20 - входные патрубки, 21 - демпфер, 22 - мембрана.

Сигнал из трубопровода в месте измерения подается одновременно на два входных канала чувствительного элемента, т.е. одно и то же давление действует на мембрану с двух сторон. В одном из каналов имеется многоканальная или резьбовая демпфирующая вставка, которая гасит высокочастотные колебания давления, т.е. является низкочастотным фильтром. При такой схеме включения прибора мембрана будет реагировать только на измеряемую величину, поскольку медленно меняющийся большой фон компенсируется. В усилителе-преобразователе показания прибора преобразуются в электрический сигнал, который интегрируется, и результат сравнивается с известным пороговым значением. В качестве преобразователей используются емкостные или тензометрические датчики. Когда датчик на одном конце участка зафиксирует момент прихода волны возмущения давления, включается счетчик времени 9, который останавливается в момент прихода другой волны к датчику на другом конце участка.

Оценка времени прихода волн осуществляется методом максимального правдоподобия, другими словами, происходит фильтрация высокочастотных возмущений давления от помех большой интенсивности и оценка их времени прихода.

Определив разность времени прихода волн (t1, t2) на концы контролируемого участка протяженностью 1 (Фиг.1), в вычислительном блоке 10 определяется местоположение утечки:

где Vcp - средняя скорость движения транспортируемого продукта (вода, нефть, газ и т.п.).

При повышении порогового значения в усилителе-преобразователе 4 формируется постоянное напряжение, которое поступает на управляющий блок 5 клапана и на управляющий вход ключа 8, открывая его. В исходном состоянии ключ 8 всегда закрыт. При этом управляющий блок 5 включает клапан-отсекатель 6, а обмотка 7.1 реле через открытый ключ 8 замыкается на землю, реле срабатывает и замыкает контакты 7.2, через которые напряжение питания подается на передатчик 11.

После включения передатчика 11 высокочастотное колебание (Фиг.3, а)

где Uc, ωс, ϕс - амплитуда, несущая частота и начальная фаза высокочастотного колебания;

с выхода задающего генератора 15 поступает на первый вход фазового манипулятора 16.

Место разрыва Хо трубопровода в формирователе 12 тогда преобразуется в соответствующий код, состоящий из m элементарных посылок. Генератор 13 формирует код, состоящий из n элементарных посылок, количество которых отражает номер контролируемого участка трубопровода. Указанные элементарные посылки суммируются в сумматоре 14 (N=n+m) и образуют модулирующий код M(t) (Фиг.3, б), который поступает на второй вход фазового манипулятора 16. В результате фазовой манипуляции на выходе фазового манипулятора 16 образуется фазоманипулированный (ФМн) сигнал (Фиг.3, в)

где ϕk(t)={0, π} - манипулируемая составляющая фазы, отображающая закон фазовой манипуляции в соответствии с модулирующим кодом M(t), причем ϕk(t)=const при kτэ < t < (k+1)τэ и может изменяться скачком при t=kτэ, т.е. на границах между элементарными посылками (k=0, 1, 2,..., N-1); τэ, N - длительность и количество элементарных посылок, из которых составлен сигнал длительностью Тcc=N τэ).

Этот сигнал после усиления в усилителе 17 мощности излучается передающей антенной 18 в эфир.

На пункте контроля 23 принимают ФМн-сигналы с нестабильной несущей частотой на три приемные антенны 24-26:

где ±Δω - нестабильность несущей частоты, вызванная различными дестабилизирующими факторами;

которые поступают на первые входы смесителей 27-29, на вторые входы которых подается напряжение гетеродина 30

На выходе смесителей 27-29 образуются напряжения комбинационных частот. Усилителями 31-33 выделяются напряжения первой промежуточной частоты:

- первая промежуточная частота:

где

K1 - коэффициент передачи смесителей.

В измерительном канале напряжение Unp1(t) с выхода усилителя 31 первой промежуточной частоты поступает на первый вход смесителя 35, на второй вход которого подается напряжение гетеродина 34

На выходе смесителя 35 образуются напряжения комбинационных частот. Усилителем 36 выделяется напряжение второй промежуточной частоты (Фиг.3, г)

где

- вторая промежуточная частота;

Это напряжение поступает на первый вход фазового детектора 43 и на вход удвоителя 37 фазы. Так как 2ϕk(t)={0, 2π}, то в выходном напряжении удвоителя 37 фазы (Фиг.3, д)

манипуляция фазы уже отсутствует. Это напряжение выделяется узкополосным фильтром 38, а затем делится по фазе на два в делителе фазы 39 (Фиг.3, е)

Начальная фаза полученного напряжения может иметь два устойчивых значения ϕпр4 и ϕпр4+π. Это легко показать аналитически. Если произвести деление, аналогичное предыдущему, но предварительно добавив к аргументу угол 2π, что не изменяет исходного напряжения, то после деления на два получится напряжение, сдвинутое по фазе на π:

Следовательно, двузначность фазы полученного напряжения вытекает из самого процесса деления. Физически указанная двузначность фазы объясняется неустойчивой работой делителя 39 фазы на два. Это явление "обратной работы" присуще всем устройствам (Пистолькорс А.А., Сифоров В.И., Костас Д.Ф., Травина Г.А.), которые выделяют опорное напряжение, необходимое для синхронного детектирования ФМн-сигналов, непосредственно из принимаемого ФМн-сигнала.

Явление "обратной работы" обусловлено скачкообразными переходами фазы опорного напряжения из одного состояния ϕпр4 в другое ϕпр4+π под действием помех, кратковременного прекращения приема и других факторов. Эти переходы за время приема ФМн-сигнала происходят в случайные моменты времени (например, t1, t2) (Фиг.3, е). При этом на выходе фазового детектора 43 выделяется искаженный аналог модулирующего кода M1(t) (Фиг.3, ж), что значительно снижает достоверность приема информации, содержащейся в модулирующем коде M(t) (Фиг.3, б).

Для стабилизации фазы опорного напряжения и устранения явления "обратной работы" используются частотный детектор 40, триггер 41 и балансный переключатель 42.

При скачкообразном изменении фазы опорного напряжения на +180° в момент времени t1 (Фиг.3, е) на выходе частотного детектора 40 появляется положительный короткий импульс, а при скачке фазы на -180° в момент времени t2 (возвращение фазы опорного напряжения в первоначальное состояние) - отрицательный импульс (Фиг.3, з). Знакочередующие импульсы с выхода частотного детектора 40 управляют работой триггера 41, выходное напряжение которого (Фиг.3, и), в свою очередь, управляет работой балансного переключателя 42.

В устойчивом состоянии, когда фаза опорного напряжения совпадает, например, с нулевой фазой принимаемого ФМн-сигнала, на выходе триггера 41 образуется отрицательное напряжение и балансный переключатель находится в своем первоначальном положении, при котором опорное напряжение поступает с выхода делителя 39 фазы на опорный вход фазового детектора 43 без изменения.

При скачкообразном изменении фазы опорного напряжения на +180°, обусловленном, например, неустойчивой работой делителя 39 фазы под действием помех, триггер 41 положительным импульсом с выхода частотного детектора 40 переводится в другое устойчивое состояние. При этом выходное напряжение триггера 40 в момент времени t1 становится и остается положительным до очередного скачка фазы в момент времени t2, который возвращает фазу опорного напряжения в первоначальное состояние. Положительное выходное напряжение триггера 40 переводит балансный переключатель 42 в другое устойчивое состояние, при котором опорное напряжение с выхода делителя 39 фазы поступает на опорный вход фазового детектора 43 с изменением фазы на -180°. Это позволяет устранить нестабильность фазы опорного напряжения и связанную с ней "обратную работу".

Следовательно, частотный детектор 40 обеспечивает обнаружение момента возникновения "обратной работы", а триггер 41 и балансный переключатель 42 устраняют ее.

При этом на опорный вход фазового детектора 43 поступает опорное напряжение со стабильной фазой (Фиг.3, к)

На выходе фазового детектора 43 образуется низкочастотное напряжение (Фиг.3, л)

где

К2 - коэффициент передачи фазового детектора;

пропорциональное модулирующему коду M2(t).

Одновременно напряжение второй промежуточной частоты uпр4(t) с выхода усилителя 36 второй промежуточной частоты поступает на вторые входы перемножителей 44 и 45, на первые входы которых подаются напряжения uпр2(t) и uпр3(t) с выходов усилителей 32 и 33 первой промежуточной частоты соответственно. На выходах перемножителей 44 и 45 образуются гармонические колебания:

где

К3 - коэффициент передачи перемножителей;

α - азимут поврежденного участка магистрального трубопровода (Фиг.4);

которые выделяются узкополосными фильтрами 46, 47 и поступают на первые входы фазовых детекторов 48, 49 соответственно. На второй вход фазового детектора 48 подается напряжение uг2(t) гетеродина 34, на второй вход фазового детектора 49 подается гармоническое колебание u8(t) с выхода узкополосного фильтра 46.

Знаки "+" и "-" перед фазовыми сдвигами Δϕ1 и Δϕ2 соответствуют диаметрально противоположным положениям приемных антенн 25 и 26 относительно антенны 24. На выходах фазовых детекторов 48 и 49 образуются постоянные напряжения:

где

которые фиксируются блоком 50 регистрации.

Приемные антенны 24-26 размещают таким образом, что измерительные базы образуют отрезок прямой, в центре которого помещают приемную антенну 24 измерительного канала (Фиг.4). При этом меньшей базой d образуют грубую, но однозначную шкалу пеленгации, а большей базой 2d - точную, но неоднозначную шкалу пеленгации:

Так предполагается использовать фазовый метод пеленгации поврежденного участка магистрального трубопровода с помощью трех приемных антенн, расположенных на пункте приема, в виде отрезка прямой, параллельной магистральному трубопроводу на некотором расстоянии R1 от него.

Зная расстояние R1 и измерив угловую координату α, можно точно и однозначно определить координаты поврежденного участка магистрального трубопровода. Данные сведения уточняются модулирующим кодом M(t), который выделяется из принимаемого ФМн-сигнала путем его синхронного детектирования. В модулирующем коде M(t) содержится информация о номере поврежденного участка магистрального трубопровода и местоположения повреждения участка.

Предлагаемое устройство инвариантно к нестабильности несущей частоты и виду модуляции (манипуляции) принимаемых сигналов, так как пеленгацию поврежденного участка магистрального трубопровода осуществляют на стабильной частоте ωг2 второго гетеродина 34. Предлагаемое устройство позволяет регистрировать аварийные участки транспортируемого продукта весьма малой величины (менее 1%) вдоль участков магистральных трубопроводов протяженностью от нескольких сот метров до нескольких километров с точностью не ниже 0,1% (неопределенность Δx<30 м).

Описанная выше работа предлагаемого устройства соответствует случаю размещения пункта приема на земле, например, на автомобиле, находящемся на некотором расстоянии от магистрального трубопровода.

Для контроля протяженных магистральных трубопроводов пункт контроля размещают на борту космического аппарата, проекцию траектории полета которого располагают вблизи магистрального трубопровода параллельно ему. Причем приемные антенны располагают на концах специальных панелей в виде геометрического креста. В пересечении которого помещают приемную антенну 24 измерительного канала, общую для приемных антенн 25 и 26, 51 и 52 пеленгационных каналов, расположенных в азимутальной (горизонтальной) и угломестной (вертикальной) плоскостях, по два на каждую плоскость, образуя тем самым в каждой плоскости две измерительные базы d и 2d, между которыми устанавливают неравенство

где λ - длина волны,

при этом меньшие базы d образуют грубые, но однозначные шкалы отсчета углов α и β, а большие базы 2d образуют точные, но неоднозначные шкалы отсчета углов α и β,

где α - азимут места повреждения магистрального трубопровода,

β - угол места повреждения магистрального трубопровода (Фиг.6).

При этом дополнительные два пеленгационных канала, каждый из которых состоит из последовательно включенных приемной антенны 51 (52), смесителя 53 (54), второй вход которого соединен с выходом гетеродина 30, усилителя 55 (56) первой промежуточной частоты, перемножителя 57 (58), второй вход которого соединен с выходом усилителя 36 второй промежуточной частоты, узкополосного фильтра 59 (60) и фазового детектора 61 (62), второй вход которого соединен с выходом гетеродина 34 (узкополосного фильтра 59), а выход подключен к блоку 50 регистрации, обеспечивают точное и однозначное определение угла места β поврежденного участка магистрального трубопровода и работают также как два пеленгационных канала в азимутальной плоскости (Фиг.7). В этом случае блоком 50 регистрации фиксируются манипулирующий код M(t), азимут α и угол места β поврежденного участка магистрального трубопровода.

Для контроля протяженных магистральных трубопроводов пункт контроля размещают на борту самолета, пролетающего над магистральным трубопроводом. Причем четыре приемные антенны 25 и 26, 51 и 52 располагают на концах фюзеляжа и крыльев в виде геометрического креста, в пересечении которого помещают приемную антенну 24 измерительного канала (Фиг.8). Состав и работа измерительного и четырех пеленгационных каналов те же, что и для космического аппарата (Фиг.7).

Для контроля протяженных магистральных трубопроводов пункт контроля располагают на борту вертолета, пролетающего над магистральным трубопроводом. Решение данной задачи требует высокоточной координатометрии, что применительно к вертолету имеет свои особенности. Наличие вращающихся винтов может быть использовано как положительный фактор для определения направления на источник излучения ФМн-сигнала (поврежденный участок магистрального трубопровода) с помощью пеленгационного устройства, четыре приемные антенны 25 и 26, 51 и 52 которого расположены на концах четырех лопастей несущего винта, а приемная антенна 24 измерительного канала размещена над втулкой винта (Фиг.9).

Пеленгационные каналы в этом случае имеют следующие отличия: к выходу узкополосного фильтра 46 (59) последовательно подключены перемножитель 48 (63), второй вход которого соединен с выходом узкополосного фильтра 47 (60), узкополосный фильтр 47 (60), узкополосный фильтр 49 (64) и фазометр 70 (72), второй вход которого соединен с выходом опорного генератора 68, а выход подключен к блоку 50 регистрации. К выходу узкополосного фильтра 47 (60) последовательно подключены линия задержки 61 (65), фазовый детектор 62 (66) и фазометр 69 (71), второй вход которого соединен с выходом опорного генератора 68, а выход подключен к блоку 50 регистрации. Двигатель 67 кинетически связан с винтом вертолета и опорным генератором 68 (Фиг.10).

Пеленгацию источника излучения ФМн-сигнала (поврежденного участка магистрального трубопровода) в двух плоскостях осуществляют дифференциально-фазовым методом с использованием обусловленной эффектом Доплера фазовой модуляцией, возникающей при круговом вращении приемных антенн 25 и 26, 51 и 52 вокруг приемной антенны 24.

В этом случае принимаемые антеннами 24, 25, 26, 51 и 52 ФМн-сигналы:

где R - радиус окружности, на которой расположены приемные антенны 25, 26, 51 и 52 (длина лопастей винта вертолета);

Ω - скорость вращения винта вертолета;

преобразуются по частоте, перемножаются, и узкополосными фильтрами 46, 47, 59 и 60 выделяются следующие напряжения:

Эти напряжения обрабатываются двумя автокорреляторами, каждый из которых состоит из фазового детектора 62 (66) и линии задержки 61 (65), что способствует уменьшению индекса фазовой модуляции и устранению неоднозначности отсчета углов α и β.

На выходе автокорреляторов образуются напряжения:

которые поступают на первые входы фазометров 69 и 70, на вторые входы которых подается напряжение опорного гетеродина 68

Измеренные фазометрами 69 и 70 угловые координаты фиксируются блоком 50 регистрации.

Таким образом, предлагаемое устройство по сравнению с прототипом обеспечивает расширение функциональных возможностей за счет передачи по радиоканалу тревожного сигнала о месте возникновения утечек в магистральных трубопроводах на пункт контроля. При этом тревожный сигнал манипулируется по фазе, что позволяет применять новый вид селекции - структурную селекцию. Это значит, что появляется новая возможность разделять сигналы, действующие в одной и той же полосе частот и в одни и те же промежутки времени.

Для выделения модулирующего кода M(t) из принимаемого ФМн-сигнала используется его синхронное детектирование на пункте контроля.

Причем опорное напряжение, необходимое для синхронного детектирования ФМн-сигнала, выделяется непосредственно из принимаемого ФМн-сигнала, а возникающее при этом явление "обратной работы" устраняется частотным детектором, триггером и балансным переключателем.

Для контроля протяженных магистральных трубопроводов пункт контроля размещают на летательном аппарате (космическом аппарате, самолете или вертолете).

Похожие патенты RU2233402C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕСТОНАХОЖДЕНИЯ УТЕЧЕК В МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДАХ 2004
  • Ефремов А.И.
  • Заренков В.А.
  • Дикарев В.И.
  • Койнаш Б.В.
RU2258865C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕСТОНАХОЖДЕНИЯ УТЕЧЕК В МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДАХ, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО НЕФТЕПРОВОДАХ 2002
  • Заренков В.А.
  • Заренков Д.В.
  • Дикарев В.И.
  • Рыбкин Л.В.
RU2234637C1
УСТРОЙСТВО ОБНАРУЖЕНИЯ ПРОТИВОТРАНСПОРТНЫХ МИН 2004
  • Заренков Вячеслав Адамович
  • Заренков Дмитрий Вячеславович
  • Дикарев Виктор Иванович
  • Койнаш Борис Васильевич
RU2273885C1
СПОСОБ ОБНАРУЖЕНИЯ ТЕРПЯЩИХ БЕДСТВИЕ 2007
  • Заренков Вячеслав Адамович
  • Заренков Дмитрий Вячеславович
  • Дикарев Виктор Иванович
  • Койнаш Борис Васильевич
RU2346290C1
СПОСОБ ОБНАРУЖЕНИЯ ТЕРПЯЩИХ БЕДСТВИЕ 2012
  • Заренков Вячеслав Адамович
  • Заренков Дмитрий Вячеславович
  • Дикарев Виктор Иванович
  • Койнаш Борис Васильевич
RU2514131C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕСТОНАХОЖДЕНИЯ УТЕЧЕК В МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДАХ 2000
  • Кармазинов Ф.В.
  • Гумен С.Г.
  • Рогалев В.А.
  • Денисов Г.А.
  • Дикарев В.И.
  • Рыбкин Л.В.
  • Койнаш Б.В.
RU2190152C1
СИСТЕМА ДЛЯ ОБНАРУЖЕНИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА, ТЕРПЯЩЕГО БЕДСТВИЕ НА ВОДЕ 2004
  • Заренков Вячеслав Адамович
  • Заренков Дмитрий Вячеславович
  • Дикарев Виктор Иванович
  • Койнаш Борис Васильевич
RU2276038C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕСТОНАХОЖДЕНИЯ УТЕЧЕК В МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДАХ 2006
  • Кармазинов Феликс Владимирович
  • Заренков Вячеслав Адамович
  • Дикарев Виктор Иванович
RU2302584C1
ПРОТИВОУГОННОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2000
  • Заренков В.А.
  • Заренков Д.В.
  • Дикарев В.И.
RU2186696C1
СПУТНИКОВАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ СУДОВ И САМОЛЁТОВ, ПОТЕРПЕВШИХ АВАРИЮ 2001
  • Заренков В.А.
  • Заренков Д.В.
  • Дикарев В.И.
RU2201601C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 233 402 C2

Реферат патента 2004 года УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕСТОНАХОЖДЕНИЯ УТЕЧЕК В МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДАХ

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для текущего контроля за герметичностью магистральных трубопроводов. Техническим результатом изобретения является расширение функциональных возможностей устройства путем передачи по радиоканалу тревожного сигнала о месте возникновения утечек в магистральных трубопроводах на пункт контроля. Устройство снабжено пунктом контроля, источником питания, обмоткой и контактами реле, ключом, счетчиком времени, вычислительным блоком и передатчиком, который через контакты реле соединен с источником питания, причем к плюсовой клемме источника питания последовательно подключены обмотка реле и ключ, управляющий вход которого соединен с выходом усилителя-преобразователя, расположенного на одном из концов контролируемого участка трубопровода, а выход ключа соединен с минусовой клеммой источника питания, к выходу датчиков давления последовательно подключены счетчик времени, вычислительный блок, формирователь кода, сумматор, второй вход которого соединен с выходом генератора модулирующего кода, фазовый манипулятор, второй вход которого соединен с выходом генератора высокой частоты, усилитель мощности и передающая антенна. 4 з.п. ф-лы, 10 ил.

Формула изобретения RU 2 233 402 C2

1. Устройство для определения местонахождения утечек в магистральных трубопроводах, содержащее на каждом конце контролируемого участка трубопровода последовательно включенные датчик давления, усилитель-преобразователь и управляющий блок клапана, подключенный к клапану-отсекателю, отличающееся тем, что оно снабжено пунктом контроля, источником питания, обмоткой и контактами реле, ключом, счетчиком времени, вычислительным блоком и передатчиком, который через контакты реле соединен с источником питания, причем к плюсовой клемме источника питания последовательно подключены обмотка реле и ключ, управляющий вход которого соединен с выходом усилителя-преобразователя, расположенного на одном из концов контролируемого участка трубопровода, а выход ключа соединен с минусовой клеммой источника питания, к выходу датчиков давления последовательно подключены счетчик времени, вычислительный блок, формирователь кода, сумматор, второй вход которого соединен с выходом генератора модулирующего кода, фазовый манипулятор, второй вход которого соединен с выходом генератора высоком частоты, усилитель мощности и передающая антенна.2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что пункт контроля размещен на транспортном средстве и содержит измерительный канал и два пеленгационных канала, причем измерительный канал состоит из последовательно включенных приемной антенны, первого смесителя, второй вход которого соединен с выходом первого гетеродина, усилителя первой промежуточной частоты, второго смесителя, второй вход которого соединен с выходом второго гетеродина, усилителя второй промежуточной частоты, фазового детектора и блока регистрации, к выходу усилителя второй промежуточной частоты последовательно подключены удвоитель фазы, узкополосный фильтр, делитель фазы на два, частотный детектор, триггер и балансный переключатель, второй вход которого соединен с выходом делителя фазы на два, а выход соединен с опорным входом фазового детектора, каждый пеленгационный канал состоит из последовательно включенных приемной антенны, смесителя, второй вход которого соединен с выходом первого гетеродина, усилителя первой промежуточной частоты, перемножителя, второй вход которого соединен с выходом усилителя второй промежуточной частоты, узкополосного фильтра и фазового детектора, выход которого подключен к блоку регистрации, при этом опорный вход фазового детектора первого пеленгационного канала соединен с выходом второго гетеродина, а опорный вход фазового детектора второго пеленгационного канала соединен с выходом узкополосного фильтра первого пеленгационного канала, приемные антенны расположены на одной линии, параллельной трубопроводу, в виде отрезка прямой, в центре которого помещена приемная антенна измерительного канала, общая для приемных антенн двух пеленгационных каналов, расположенных в азимутальной плоскости, образуя тем самым в данной плоскости две измерительные базы d и 2d, между которыми установлено неравенство

где λ - длина волны,

при этом меньшей измерительной базой d образована грубая, но однозначная шкала отсчета угла, а большей измерительной базой 2d образована точная, но неоднозначная шкала отсчета угла.

3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что пункт контроля размещен на борту космического аппарата, проекция траектории полета которого проложена вблизи магистрального трубопровода параллельно ему и содержит измерительный и четыре пеленгационных канала, причем приемные антенны размещены на концах специальных панелей в виде геометрического креста, в пересечении которого помещена приемная антенна измерительного канала, общая для приемных антенн четырех пеленгационных каналов, расположенных в азимутальной и угломестной плоскостях, по два на каждую плоскость, образуя тем самым в каждой плоскости две измерительные базы d и 2d, при этом опорный вход фазового детектора третьего пеленгационного канала соединен с выходом второго гетеродина, а опорный вход фазового детектора четвертого пеленгационного канала соединен с выходом узкополосного фильтра третьего пеленгационного канала, выходы фазовых детекторов третьего и четвертого пеленгационных каналов подключены к блоку регистрации.4. Устройство по п.1, отличающееся тем, что пункт контроля размещен на борту самолета, перемещающегося над магистральным трубопроводом, причем приемные антенны размещены на концах фюзеляжа и крыльев в виде геометрического креста.5. Устройство по п.1, отличающееся тем, что пункт контроля размещен на борту вертолета, перемещающегося над магистральным трубопроводом, причем четыре приемные антенны пеленгационных каналов размещены на концах лопастей несущего винта, а приемная антенна измерительного канала размещена над втулкой винта, при этом к выходу первого узкополосного фильтра первого пеленгационного канала последовательно подключены перемножитель, второй вход которого соединен с выходом узкополосного фильтра второго пеленгационного канала, второй узкополосный фильтр и фазометр, второй вход которого соединен с выходом опорного генератора, кинематически связанного с двигателем вертолета, а выход подключен к блоку регистрации, опорный вход фазового детектора второго пеленгационного канала через линию задержки соединен с узкополосным фильтром того же пеленгационного канала, а выход фазового детектора через фазометр, второй вход которого соединен с выходом опорного генератора, подключен к блоку регистрации, к первому узкополосному фильтру третьего пеленгационного канала последовательно подключены перемножитель, второй вход которого соединен с выходом узкополосного фильтра четвертого пеленгационного канала, второй узкополосный фильтр и фазометр, второй вход которого соединен с выходом опорного генератора, а выход подключен к блоку регистрации, опорный вход фазового детектора четвертого пеленгационного, второй узкополосный фильтр и фазометр, второй вход которого соединен с выходом опорного генератора, а выход подключен к блоку регистрации, опорный вход фазового детектора четвертого пеленгационного канала через линию задержки соединен с выходом узкополосного фильтра того же пеленгационного канала, а вход фазового детектора через фазометр, второй вход которого соединен с выходом опорного генератора, подключен к блоку регистрации.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2004 года RU2233402C2

SU 412268 А, 15.01.1974
Устройство для автоматического определения мест повреждения трубопроводов 1979
  • Муравьев Геннадий Александрович
  • Кублановский Лев Борисович
SU941776A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ДЕФЕКТОВ В ТРУБОПРОВОДЕ 1993
  • Кунафин Роберт Наилевич
  • Мугаллимов Фанзиль Мавлявиевич
RU2084757C1
US 3744298 А, 10.07.1973
US 42889019 А, 15.09.1981.

RU 2 233 402 C2

Авторы

Заренков В.А.

Заренков Д.В.

Дикарев В.И.

Койнаш Б.В.

Даты

2004-07-27Публикация

2002-11-05Подача