УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДЪЕМА АВТОСАМОСВАЛОВ НА БОРТ КАРЬЕРА Российский патент 2004 года по МПК B66B15/08 E21C47/00 

Описание патента на изобретение RU2234452C1

Изобретение относится к системам карьерного транспорта, а именно к устройствам для подъема автосамосвалов на борт карьера при ведении открытых горных работ.

Известно устройство для подъема автосамосвалов на борт карьера, которое содержит две тележки на колесном ходу с возможностью размещения на них груженых и двух порожних автосамосвалов, параллельные наклонные рельсовые пути для тележек, кинематически связанных между собой через размещенный на борту карьера центральный блок системой из двухкратных полиспастов. Каждая тележка является составной частью подвижной обоймы кратного полиспаста, а неподвижная его обойма размещена на борту карьера, обе тележки снабжены двумя парами параллельных осей, ориентированных перпендикулярно продольной оси самосвала, и опорными роликами, при этом опорные ролики размещены с зазорами друг относительно друга и с возможностью опирания на них приводных колес автосамосвалов, поднимаемых на борт карьера.

Блоки подвижной обоймы полиспаста установлены на тележке с возможностью вращения на одной неподвижной оси, ориентированной перпендикулярно плоскости рельсового пути, и огибаются канатом. Размещенные на тележках приводные блоки кинематически связаны с опорными роликами, при этом приводными являются блоки подвижных обойм полиспастов, кратность которых принята не менее четырех, одна пара осей опорных роликов посредством валов с коническими и цилиндрическими зубчатыми парами кинематически связана, начиная сверху, с нечетными блоками, другая пара осей - с четными блоками подвижной обоймы полиспаста, валы кинематически связаны между собой дополнительной передачей, а диаметры блоков подвижных обойм полиспастов уменьшаются от быстроходного к тихоходному блоку (пат. РФ №2184072, кл. 7 В 66 В 9/06, 15/00, 2002 г.).

Однако недостатком известного устройства является ограниченная производительность, лимитируемая максимально допустимой скоростью движения тележек, определяемой, в свою очередь, суммарной мощностью двигателей двух автосамосвалов, поднимаемых на борт карьера.

Технической задачей изобретения является повышение производительности устройства за счет увеличения скорости движения тележек.

Поставленная задача решается за счет того, что в устройстве для подъема автосамосвалов на борт карьера, включающем две тележки на колесном ходу с возможностью размещения на них двух груженых и двух порожних автосамосвалов, параллельные наклонные рельсовые пути для тележек, кинематически связанные между собой системой двухкратных полиспастов с кратностью не менее четырех, причем центральный блок и неподвижные обоймы полиспастов размещены на борту карьера, каждая из двух тележек снабжена двумя парами параллельных осей с опорными роликами, ориентированными перпендикулярно продольной оси автосамосвала, и размещенных с зазорами друг относительно друга с возможностью опирания на опорные ролики приводных колес автосамосвалов, блоки каждой подвижной обоймы расположены с возможностью независимого вращения на одной неподвижной оси, ориентированной перпендикулярно плоскости рельсового пути, и кинематически связаны с параллельными осями посредством валов зубчатых и цепных передач, причем одна из упомянутых пар осей связана с четными блоками, а другая - с нечетными блоками подвижной обоймы, причем валы, кинематически связанные с четными и нечетными блоками, дополнительно связаны промежуточной цепной передачей между собой, каждая тележка снабжена электрическим приводом, кинематически связанным с упомянутой промежуточной цепной передачей.

Питание каждого электрического привода может быть осуществлено с помощью токосъемника от контактной шины, размещенной рядом с наклонным рельсовым путем. Каждая контактная шина может быть снабжена двускатным укрытием с возможностью защиты шины от атмосферных осадков. Контактные шины могут быть размещены между рельсовыми путями и снабжены общим двускатным укрытием.

Устройство для подъема автосамосвалов на борт карьера показано на фиг.1 - вид сверху для схемы с четырехкратными полиспастами; на фиг.2 - план по фиг.1; на фиг.3 - кинематическая схема привода от колес автосамосвалов; на фиг.4 - вид А по фиг.3; фиг.5 - узел установки контактных шин.

Устройство состоит из двух тележек на колесном ходу 1, 2 с возможностью размещения на них соответственно двух груженых 3, 4 и двух порожних 5, 6 автосамосвалов. При этом самосвалы могут размещаться как в продольном, так и в поперечном направлениях относительно тележек 1 и 2. Тележки 1, 2 размещены на наклонных рельсовых путях 7, 8 под углом β к горизонту.

В прорезях горизонтально ориентированного настила каждой тележки 1, 2 размещены на двух парах параллельных осей 9, 10 и 11, 12, перпендикулярных продольным осям 13 и 14 самосвалов и с зазорами друг к другу, ролики с эластичными покрытиями 15, 16 и 17, 18 с возможностью опирания на них приводных 19 и 20 колес автосамосвалов 3, 4 и 5, 6. Оси 9, 10 и 11, 12 установлены в подшипниках рам тележек 1, 2 и кинематически связаны посредством двух конических пар 21 и 22 и двух цилиндрических пар 23 и 24 с валами 25 и 26, которые цепными передачами 27 и 28 кинематически связаны с валами 29 и 30, а последние зубчатыми передачами - с блоками подвижной обоймы полиспаста, установленными с возможностью вращения на одной неподвижной оси 31. При этом вал 29 (фиг.3) кинематически связывает оси 9, 10 с нечетным приводным блоком 32 с помощью зубчатой пары 33, а вал 30 кинематически связывает оси 11, 12 с четным приводным блоком 34 с помощью зубчатой пары 35.

Валы 29 и 30 размещены с противоположных сторон от оси 31 и дополнительно связаны между собой промежуточной передачей 36, обеспечивающей равенство угловых скоростей валов 29 и 30.

Обе тележки 1и 2 кинематически связаны между собой через размещенный на борту карьера центральный блок 37 системой из двух кратных полиспастов, блоки 32 и 34 подвижных обойм которых являются приводными, а канат 38 полиспастной системы замкнут на оборотных блоках 39 и 40 неподвижных обойм в схеме четырехкратных полиспастов (фиг.1, 2), установленных на рамах 41, которые закреплены на борту карьера 42. Там же закреплены свободные концы 43 и 44 каната 38. Кратность полиспастов выбирается четной в зависимости от грузоподъемности перемещаемых автосамосвалов 3, 4 (5, 6) и угла наклона β рельсовых путей, но не менее четырехкратной.

Диаметры блоков подвижной обоймы уменьшаются от быстроходного 32 (верхнего) к тихоходному 34 (нижнему).

Каждая тележка 1, 2 снабжена электрическим приводом, состоящим из электродвигателя 45 с редуктором 46, который кинематически через коническую пару 47 связан с упомянутой промежуточной цепной передачей 36. При этом питание каждого электродвигателя 45 привода осуществлено с помощью токосъемника 48 от контактной шины 49, размещенной рядом с наклонным рельсовым путем 7 и 8. Контактная шина 49 снабжена двускатным укрытием 50 с возможностью защиты шины 49 от атмосферных осадков.

Контактные шины 49 могут быть расположены между рельсовыми путями 7 и 8 (фиг.2) и снабжены общим двускатным укрытием 50 (фиг.5). 51 - горизонт карьера, с которого осуществляется подъем груженых автосамосвалов 3, 4.

Устройство действует следующим образом.

На тележку 1, находящуюся в крайнем нижнем положении, въезжают два груженых самосвала 3 и 4 таким образом, что после остановки их ведущие колеса 19 и 20 оказываются на роликах 15, 16 и 17, 18 тележки 1. После этого на тележку 2, находящуюся в крайнем верхнем положении, въезжают два порожних самосвала 5 и 6. Далее водители самосвалов 3 и 4 включают ведущие колеса 19 и 20.

При вращении ведущих колес 19, 20 крутящие моменты от них передаются на ролики 15, 16 и 17 и 18, оси 9, 10 и 11, 12, конические зубчатые пары 21, 22, цилиндрические зубчатые пары валы 25 и 26, цепные передачи 27 и 28, на валы 29 и 30. От вала 29 крутящий момент передается через зубчатую пару 33 на блок 32, а через зубчатую пару 35 - на блок 34.

Одновременно с включением ведущих колес 19, 20 автосамосвалов 3 и 4 включается электродвигатель 45 тележки 1, питаемый от контактной шины 49 с помощью токосъемника 48. Крутящий момент от электродвигателя 45 через редуктор 46 и коническую пару 47 передается на вал 26, а с него через промежуточную цепную передачу 36 на вал 29 и через цепную передачу 28 - на вал 30.

С валов 29 и 30 с помощью зубчатых пар 33 и 35 крутящий момент передается на блоки 32 и 34 подвижной обоймы полиспаста.

Блоки 32, 33 при своем взаимодействии с канатом 39 обеспечивают тяговое усилие, необходимое для перемещения тележек 1 и 2 с находящимися на них автосамосвалами 3, 4 и 5, 6. При этом нижняя тележка 1 с гружеными самосвалами 3 и 4 начнет подниматься вверх по рельсовому пути 7, а верхняя тележка 3 с порожними самосвалами 5 и 6 начнет спускаться вниз по рельсовому пути 8, пока тележки достигнут своих крайних положений, а тележка 2 - соответствующего горизонта 51 карьера.

Промежуточная цепная передача 36, обеспечивая кинематическую связь между валами 26 и 29, а значит и между валами 29 и 30 (через цепную передачу 28), позволяет перераспределить мощности, передаваемые от двух автосамосвалов 3, 4, а также от электродвигателя 45 между приводными блоками 32 и 34 в соответствии с реализуемыми ими тяговыми усилиями в процессе взаимодействия блоков с канатом 38, максимально использовать мощности тяговых двигателей автосамосвалов и мощность дополнительного электродвигателя 45.

Благодаря увеличению суммарной мощности в системе привода устройства скорость движения тележек 1 и 2 соответственно может быть также увеличена, что обеспечит повышение производительности устройства.

Уменьшение диаметров блоков 32 и 34 от быстроходного к тихоходному позволяет уменьшить передаточные отношения зубчатых пар 33 и 35, а значит упростить конструкцию и снизить нагрузки в кинематических связях.

Далее цикл повторяется, но подъем груженых самосвалов 3, 4 осуществляется уже на тележке 2, а спуск порожних 5, 6 - на тележке 1. Сигналы водителям груженого 3, 4 и порожнего 5, 6 самосвалов могут подаваться от установленных вверху и внизу светофоров с дублированием их, например, сиренами.

Двускатное укрытие 50 контактных шин 49 позволяет повысить надежность токосъема и работы устройства за счет защиты от атмосферных осадков. Расположение контактных шин 49 между рельсовыми путями упрощает конструкцию и дополнительно повышает надежность ее работы.

Отличительные признаки изобретения позволяют повысить производительность устройства по подъему автосамосвалов на борт карьера и спуска их в карьер за счет увеличения скорости движения тележек, пропорциональной увеличению мощности привода тележек.

Похожие патенты RU2234452C1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДЪЕМА АВТОСАМОСВАЛОВ НА БОРТ КАРЬЕРА 2001
  • Тарасов Ю.Д.
  • Кулешов А.А.
RU2184072C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДЪЕМА АВТОМОБИЛЕЙ-САМОСВАЛОВ НА БОРТ КАРЬЕРА И ИХ СПУСКА В КАРЬЕР 2000
  • Кулешов А.А.
  • Тарасов Ю.Д.
RU2168630C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДЪЕМА ГРУЖЕНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ-САМОСВАЛОВ НА БОРТ КАРЬЕРА И СПУСКА ПОРОЖНИХ АВТОМОБИЛЕЙ-САМОСВАЛОВ В КАРЬЕР 2013
  • Тарасов Юрий Дмитриевич
RU2566832C2
Устройство для подъема автосамосвалов из карьеров 1982
  • Резник Лев Аншелевич
  • Рогач Михаил Степанович
  • Тимченко Александр Иванович
  • Петросянц Эдуард Варданович
  • Клубничкин Евгений Константинович
  • Перельцвейг Борис Исаакович
SU1011485A1
Устройство для подъема автосамосвалов из карьеров 1982
  • Резник Лев Аншелевич
  • Рогач Михаил Степанович
  • Тимченко Александр Иванович
  • Петросянц Эдуард Варданович
  • Клубничкин Евгений Константинович
SU1043104A2
КОМПЛЕКС ДЛЯ ПОДЪЕМА АВТОМОБИЛЕЙ-САМОСВАЛОВ НА БОРТ КАРЬЕРА И ИХ СПУСКА В КАРЬЕР 2006
  • Тарасов Юрий Дмитриевич
RU2305189C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДЪЕМА АВТОМОБИЛЕЙ-САМОСВАЛОВ НА БОРТ КАРЬЕРА 2005
  • Тарасов Юрий Дмитриевич
  • Кулешов Алексей Алексеевич
RU2285655C1
КОМПЛЕКС ДЛЯ ПОДЪЕМА АВТОМОБИЛЕЙ-САМОСВАЛОВ НА БОРТ КАРЬЕРА 2005
  • Тарасов Юрий Дмитриевич
RU2284958C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДЪЕМА АВТОМОБИЛЕЙ-САМОСВАЛОВ НА БОРТ КАРЬЕРА 2005
  • Тарасов Юрий Дмитриевич
RU2284959C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДЪЕМА АВТОМОБИЛЕЙ-САМОСВАЛОВ НА БОРТ КАРЬЕРА 2006
  • Тарасов Юрий Дмитриевич
RU2313481C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 234 452 C1

Реферат патента 2004 года УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДЪЕМА АВТОСАМОСВАЛОВ НА БОРТ КАРЬЕРА

Изобретение относится к системам карьерного транспорта, а именно к устройствам для подъема автосамосвалов на борт карьера при ведении открытых горных работ. Устройство для подъема автосамосвалов на борт карьера включает две тележки на колесном ходу с возможностью размещения на них двух груженых и двух порожних автосамосвалов, параллельные наклонные рельсовые пути для тележек, кинематически связанных между собой системой двухкратных полиспастов с кратностью не менее четырех. Центральный блок и неподвижные обоймы полиспастов размещены на борту карьера, каждая из двух тележек снабжена двумя парами параллельных осей с опорными роликами, ориентированными перпендикулярно продольной оси автосамосвала, и размещенных с зазорами друг относительно друга с возможностью опирания на опорные ролики приводных колес автосамосвалов. Блоки каждой подвижной обоймы расположены с возможностью независимого вращения на одной неподвижной оси, ориентированной перпендикулярно плоскости рельсового пути, и кинематически связаны с параллельными осями посредством валов, зубчатых и цепных передач. Одна из упомянутых пар осей связана с четными блоками, а другая - с нечетными блоками подвижной обоймы. Валы, кинематически связанные с четными и нечетными блоками, дополнительно связаны промежуточной цепной передачей между собой. Каждая тележка снабжена электрическим приводом, кинематически связанным с упомянутой промежуточной цепной передачей. Изобретение позволяет повысить производительность устройства по подъему автосамосвалов на борт карьера и спуска их в карьер за счет увеличения скорости движения тележек, пропорциональной увеличению мощности привода тележек. 3 з.п. ф-лы, 5 ил.

Формула изобретения RU 2 234 452 C1

1. Устройство для подъема автосамосвалов на борт карьера, включающее две тележки на колесном ходу с возможностью размещения на них двух груженых и двух порожних автосамосвалов, параллельные наклонные рельсовые пути для тележек, кинематически связанных между собой системой двухкратных полиспастов с кратностью не менее четырех, причем центральный блок и неподвижные обоймы полиспастов размещены на борту карьера, каждая из двух тележек снабжена двумя парами параллельных осей с опорными роликами, ориентированными перпендикулярно продольной оси автосамосвала, и размещенных с зазорами друг относительно друга с возможностью опирания на опорные ролики приводных колес автосамосвалов, блоки каждой подвижной обоймы расположены с возможностью независимого вращения на одной неподвижной оси, ориентированной перпендикулярно плоскости рельсового пути, и кинематически связаны с параллельными осями посредством валов, зубчатых и цепных передач, причем одна из упомянутых пар осей связана с четными блоками, а другая - с нечетными блоками подвижной обоймы, причем валы, кинематически связанные с четными и нечетными блоками, дополнительно связаны промежуточной цепной передачей между собой, отличающееся тем, что каждая тележка снабжена электрическим приводом, кинематически связанным с упомянутой промежуточной цепной передачей.2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что питание каждого электрического привода осуществлено с помощью токосъемника от контактной шины, размещенной рядом с наклонным рельсовым путем.3. Устройство по п.2, отличающееся тем, что каждая контактная шина снабжена двускатным укрытием с возможностью защиты шины от атмосферных осадков.4. Устройство по п.2, отличающееся тем, что контактные шины размещены между рельсовыми путями и снабжены общим двускатным укрытием.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2004 года RU2234452C1

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДЪЕМА АВТОСАМОСВАЛОВ НА БОРТ КАРЬЕРА 2001
  • Тарасов Ю.Д.
  • Кулешов А.А.
RU2184072C1

RU 2 234 452 C1

Авторы

Тарасов Ю.Д.

Даты

2004-08-20Публикация

2003-05-12Подача