Изобретение относится к авиационной технике, а именно к оборудованию пассажирских кабин самолетов, и может быть использовано для фиксации элементов, которые соединяются или навешиваются в транспортных средствах, например облицовочных панелей в пассажирской кабине самолета.
Известно устройство быстрого отделения с замыкающей крышкой [International Publication Number WO 00/37756, кл. В 64 D 11/00, опубл. 29.06.2000], содержащее замыкающую крышку, защищающую внешние элементы панели. По периметру крышки расположены четыре профилированных элемента, с помощью которых крышка крепится к панели транспортного средства. На поверхности панели изготовлены соответствующие профилированные элементы. Каждая пара, состоящая из профилированного элемента крышки и соответствующего профилированного элемента панели, образует устройство замыкания - размыкания частей, которые подлежат соединению, то есть панели с крышкой.
Недостатком этого устройства является сложность процесса соединения частей, так как для стыковки нужно прикладывать большие усилия, то есть усилия, достаточные для того, чтобы преодолеть силу трения металла по металлу в процессе соединения каждого профилированного элемента крышки с соответствующим профилированным элементом панели. Это приводит к снижению ресурса устройства. То есть элементы в месте соединения в процессе монтажа-демонтажа быстро изнашиваются вследствие трения и смятия поверхностей жестких элементов.
Известен автоматический замок [International Publication Number WO 00/59446, кл. A 61 G 15/00, опубл. 13.03.1999], содержащий поворотное звено, шарнирно связанное с корпусом замка, и пружину, с помощью которой поворотное звено также связано с корпусом. Для приведения устройства в закрытое (открытое) состояние замка поворотное звено тянут за выступающую часть как за ручку, а с помощью пружины поворотное звено возвращается в начальное состояние, когда замок зафиксирован.
Недостатком этого устройства является сложность эксплуатации. Это обусловлено тем, что для изменения состояния замка нужен дополнительный элемент. То есть приведение устройства как в закрытое, так и в открытое состояние осуществляется с помощью поворотного звена, выполняющего роль управляющего рычага.
Известен подпружиненный замок раздвижных дверей [International Publication Number WO 99/49158, кл. Е 05 В 7/00, 65/08, Е 05 С 3/16, Е 05 В 47/06, опубл. 13.03.1999], содержащий ручку и замыкающее устройство. Этот замок предназначен для предотвращения открывания раздвижных дверей. Элементы замка закреплены на раме дверей. Ручка устройства, связанная с замыкающим устройством, изготовлена в виде подпружиненного стержня, который закреплен на раме дверей на оси с возможностью поворота. Во время открывания или закрывания дверей стержень замыкающего устройства взаимодействует с крючком, который также подпружинен, а крючок устройства зацепляется за соответствующий элемент, закрепленный на раме дверей. Таким образом, при повороте ручки крючок замыкающего устройства также возвращается и входит или выходит из сцепления с соответствующим элементом.
Недостатком этого устройства является сложность конструкции. Это обусловлено необходимостью наличия большого количества мест крепления пружин к поворотным элементам устройства крепления, а также тем, что расфиксация замыкающего устройства осуществляется с помощью дополнительного элемента, то есть управляющего рычага. Недостатком устройства является его низкий ресурс. Это обусловлено ненадежностью мест крепления пружин, а также наличием в процессе эксплуатации устройства усилий трения металла по металлу между крючком и соответствующим элементом рамы во время открывания или закрывания дверей.
Наиболее близким к изобретению по технической сущности, назначению, достигаемому результату и выбранным за прототип является зацепной замок панели [International Publication Number WO 99/29991, кл. Е 05 С 19/11, опубл. 11.06.1999], содержащий в себе упругий элемент, установленный в замке с возможностью разгибания для фиксации или расфиксации замка, и зацепной зуб, имеющий возможность сцепления с панелью.
Устройство используется для фиксации панелей, таких как скользящие окна или двери, на соответствующей второй панели или раме. То есть во время фиксации панели, которая крепится, упругий элемент разгибается и зуб замка устройства зацепляется с соответствующим отверстием второй панели.
Этот замок имеет недостатки:
- сложность процесса фиксации (расфиксации) замка во время монтажа (демонтажа) панели из-за наличия в процессе работы устройства больших усилий трения металла по металлу;
- низкий ресурс устройства вследствие быстрого износа его частей от сгибающих усилий, которые возникают в упругом элементе.
Указанные недостатки прототипа приводят к снижению удобства эксплуатации и увеличению продолжительности монтажа (демонтажа) всего пассажирского салона самолета, а также к сокращению срока службы замка панели.
В основу изобретения поставлена задача упрощения процесса фиксации (расфиксации) замка во время монтажа (демонтажа) панели.
Кроме того, поставлена задача увеличения ресурса устройства, то есть уменьшение износа его составных элементов от сгибающих усилий, возникающих в упругом элементе в процессе эксплуатации устройства.
Поставленные задачи решаются тем, что замок фиксации облицовочной панели салона самолета АН-74ТК-300 содержит в себе упругий элемент, установленный с возможностью разгибания для фиксации или расфиксации замка, и зацепной зуб, который имеет возможность сцепления с панелью. Согласно изобретению в состав устройства введены шарнирно соединенные между собой звенья, а именно петлевое звено и звено навески. Каждое из звеньев шарнирно связано с упругим элементом, причем зацепной зуб изготовлен как неотъемлемая часть звена навески.
В изобретении обеспечивается упрощение процесса фиксации (расфиксации) замка во время монтажа (демонтажа) панели. В прототипе во время монтажа (демонтажа) панели для фиксации или расфиксации замка нужно прикладывать большие усилия, то есть усилия, достаточные для того, чтобы преодолеть силу трения металла по металлу вертикального зуба в соответствующем отверстии панели. А фиксация или расфиксация изобретения осуществляется после поворота петлевого звена и звена навески вокруг каждой из осей их крепления к упругому элементу под действием усилия, которое прикладывается к панели. То есть для фиксации или расфиксации панели необходимо прикладывать усилие так, чтобы оно передалось в место ее крепления в замке. То есть для фиксации нужно лишь надавить на панель, а для расфиксации потянуть ее на себя.
Кроме того, в изобретении достигается увеличение ресурса устройства, то есть уменьшение износа его составных частей от сгибающих усилий, которые возникают в упругом элементе во время эксплуатации замка. То есть в устройстве, выбранном за прототип, элементы в месте соединения в процессе монтажа-демонтажа панели быстро изнашиваются вследствие стирания поверхностей от сгибающих усилий, возникающих в упругом элементе. А составляющие изобретения связаны между собою шарнирно и поэтому не испытают деформаций от усилий трения металла по металлу. То есть в изобретении достигается разгрузка деталей устройства от усилий трения, увеличение их износостойкости, а также увеличение ресурса устройства в целом.
Положительной особенностью применения изобретения для фиксации облицовочных панелей салона самолета является то, что это позволит значительно упростить процесс их монтажа - демонтажа тем более, что сейчас в самолетах для крепления облицовочных панелей не применяются устройства быстрой фиксации, к которым относится заявляемое изобретение. То есть сегодня облицовочные панели крепятся в салоне на винтах или с помощью других элементов крепления, что значительно усложняет и увеличивает продолжительность процесса монтажа-демонтажа в условиях ограниченного пространства между панелями и пассажирскими креслами салона самолета.
На фиг.1 изображена схема расположения замка фиксации в составе салона самолета; на фиг.2 - общий вид устройства; на фиг.3 - вид сбоку на устройство в расфиксированном состоянии со схемой усилий; на фиг.4 - вид сбоку на замок в зафиксированном состоянии со схемой усилий.
Замок фиксации 1 предназначен для навески облицовочных панелей 2 салона самолета (см. фиг.1). Каждая из этих панелей навешивается вдоль пассажирской кабины. Замок фиксации 1 крепится к элементу каркаса самолета 3, например, на винтах. Таким образом, облицовочная панель 2 навешивается с помощью замка фиксации 1 через вертикальный зуб 4 элемента навески, который выполняет роль замыкающего.
Предложенный замок фиксации 1 (см. фиг.2) содержит в себе упругий элемент 5, установленный с возможностью разгибания для фиксации или расфиксации замка 1, петлевое звено 6 и звено навески 7, каждое из которых шарнирно связано с упругим элементом 5. Звенья 6 и 7 шарнирно соединены между собою. Зацепной зуб 4 изготовлен как неотъемлемая часть звена навески 7. На петлевом звене 6 изготовлена выступающая часть 8, служащая для окончательной фиксации облицовочной панели 2 в замке 1.
Изобретение используется следующим образом. Во время монтажа облицовочная панель 2 зацепляется за вертикальный зуб 4 замка фиксации 1 посредством изготовленных в ней соответствующих отверстий. То есть осуществляется навеска панели 2 в салоне самолета. В таком состоянии устройство является расфиксированным (см. фиг.3). Для того чтобы зафиксировать панель 2, необходимо приложить усилия Fст., то есть оказать давление на панель 2 в месте ее присоединения к каркасному элементу 3 салона самолета. Эти усилия трансформируются в разгибающие усилия Fрозг. (см. фиг.3). То есть под действием этих усилий упругий элемент 5 разгибается, а петлевое звено 6 получает возможность поворота вокруг оси его крепления к упругого элементу 5. Связанное с петлевым звеном 6 звено навески 7 также вращается вокруг оси его крепления к упругого элементу 5 и своим вертикальным зубом 4 фиксирует облицовочную панель 2 в замке 1. После того, как звенья 6 и 7 пройдут положение, в котором их продольные оси совпадают, упругий элемент 5 сгибается до своего начального состояния, способствуя дальнейшему повороту звеньев 6 и 7 (см. фиг.4). После окончательной фиксации замка 1 облицовочная панель 2 оказывается неподвижно соединенной с элементом каркаса самолета 3 с помощью выступающей части 8 петлевого звена 6.
Для демонтажа (расфиксации) облицовочной панели 2 нужно приложить к ней усилие Fрозст, то есть потянуть на себя. Это усилие передается через выступающую часть 8 к петлевому звену 6, которое выполняет роль рычага. Таким образом, звенья 6 и 7 поворачиваются, упругий элемент 5 разгибается до положения, в котором оси звеньев 6 и 7 совпадают, а потом сгибается в начальное положение. После этого облицовочная панель 2 легко снимается с вертикального зуба 4 звена навески 7, обеспечивая доступ в пространство под панелью 2. Расфиксация панели 2 необходима, например, для того, чтобы обеспечить доступ к оборудованию, находящемуся в пространстве под панелью 2.
Устройство может быть использовано не только для навески и закрепления облицовочных панелей салона самолета, но и для навески и фиксации любых панелей салона самолета, например облицовочных панелей потолка и иных панелей кабины самолета.
Таким образом, заявляемое изобретение позволяет упростить процесс фиксации (расфиксации) замка во время монтажа (демонтажа) панели. Устройство позволяет обеспечить быстрый и простой доступ к элементам, находящимся под облицовочной панелью, в условиях ограниченного пространства между панелями и пассажирскими креслами. То есть фиксация или расфиксация панели осуществляется путем приложения к ней усилия так, чтобы оно передалось в место ее крепления в замке.
В изобретении достигается увеличение ресурса устройства, то есть уменьшение износа его составных элементов от сгибающих усилий, возникающих в упругом элементе замка. То есть благодаря тому, что составляющие изобретения связаны между собою шарнирно, они не испытают деформаций от усилий трения металла по металлу. Поэтому достигается разгрузка деталей устройства от усилий трения, увеличение их износостойкости, а также увеличение ресурса устройства в целом.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КОМБИНИРОВАННЫЙ НЕСУЩИЙ ЭЛЕМЕНТ САЛОНА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2002 |
|
RU2224688C1 |
ЭЛЕМЕНТ ОКАНТОВКИ БАГАЖНОЙ ПОЛКИ САМОЛЕТА АН-74ТК-300 | 2001 |
|
RU2235663C2 |
УСТРОЙСТВО ОТКРЫВАНИЯ КРЫШКИ АВАРИЙНОГО ЛЮКА САЛОНА САМОЛЕТА | 2001 |
|
RU2192532C1 |
АВТОМОБИЛЬ | 1993 |
|
RU2093404C1 |
ДВОЙНОЙ ЗАМОК ЧЕТВЕРТКОВА А.П. | 1991 |
|
RU2039864C1 |
СИСТЕМА ЭКСПЛУАТАЦИОННОГО И АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНОГО ВЫХОДА | 2006 |
|
RU2301176C1 |
Устройство для крепления номерного знака | 1981 |
|
SU948716A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБЕЗВРЕЖИВАНИЯ ТЕРРОРИСТОВ В ГРАЖДАНСКИХ САМОЛЕТАХ | 2006 |
|
RU2326010C1 |
МОДУЛЬ ДВЕРНОЙ РУЧКИ ДЛЯ АВТОМОБИЛЯ | 2010 |
|
RU2563210C2 |
МОДУЛЬ ДЛЯ САЛОНА САМОЛЕТА С ЗАКРЕПЛЕННЫМ НА ДВЕРИ СИДЕНЬЕМ | 2015 |
|
RU2677163C2 |
Изобретение относится к авиационной технике, а именно к оборудованию пассажирских кабин самолетов, и может быть использовано для фиксации элементов, которые соединяются или навешиваются в транспортных средствах, например облицовочных панелей в пассажирской кабине самолета. Замок содержит упругий элемент, установленный с возможностью разгибания для фиксации и расфиксации замка, и зацепной зуб, имеющий возможность сцепления с панелью. При этом замок содержит звено навески с вертикальным зацепным зубом, сцепляющимся с панелью посредством изготовленных в ней соответствующих отверстий, а также шарнирно соединенное с ним петлевое звено с выступающей частью, служащей для окончательной фиксации облицовочной панели в замке. Оба звена шарнирно связаны с упомянутым упругим элементом, обеспечивающим фиксацию и расфиксацию панели путем поворота указанных звеньев вокруг каждой из осей их крепления к упругому элементу под действием усилия, прикладываемого к панели посредством надавливания на нее или ее оттягивания относительно места крепления замка. Изобретение позволяет упростить процесс фиксации (расфиксации) замка во время монтажа (демонтажа) панели, а также увеличить ресурс устройства. 4 ил.
Замок фиксации облицовочной панели салона самолета, содержащий упругий элемент, установленный с возможностью разгибания для фиксации и расфиксации замка, и зацепной зуб, имеющий возможность сцепления с панелью, отличающийся тем, что содержит звено навески с вертикальным зацепным зубом, сцепляющимся с панелью посредством изготовленных в ней соответствующих отверстий, а также шарнирно соединенное с ним петлевое звено с выступающей частью, служащей для окончательной фиксации облицовочной панели в замке, причем оба звена шарнирно связаны с упомянутым упругим элементом, обеспечивающим фиксацию и расфиксацию панели путем поворота указанных звеньев вокруг каждой из осей их крепления к упругому элементу, под действием усилия, прикладываемого к панели посредством надавливания на нее или ее оттягивания относительно места крепления замка.
Прибор, замыкающий сигнальную цепь при повышении температуры | 1918 |
|
SU99A1 |
Прибор, замыкающий сигнальную цепь при повышении температуры | 1918 |
|
SU99A1 |
WO 00/59446 А, 12.10.2000 | |||
ЗАМОК ДЛЯ РАЗДВИЖНЫХ СТВОРОК | 2001 |
|
RU2173755C1 |
RU 95106646 А1, 20.11.1996. |
Авторы
Даты
2004-09-10—Публикация
2001-05-28—Подача