СИСТЕМА ПЕРЕПУСКА ВОЗДУХА ИЗ-ЗА КОМПРЕССОРА ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ НА ЗАПУСКЕ ДВУХКОНТУРНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ Российский патент 2004 года по МПК F04D27/02 

Описание патента на изобретение RU2235916C2

Изобретение относится к области авиадвигателестроения.

Известна система перепуска воздуха на запуске из промежуточных ступеней компрессора высокого давления двухконтурного газотурбинного двигателя, содержащая нормально открытые перекрывные устройства (клапаны) с приводом от топливных гидроцилиндров, блок управления клапанами, размещенный в насосе-регуляторе, и каналы управления (трубопроводы), сообщающие рабочие полости гидроцилиндров с блоком управления /1/.

Однако применение специального блока управления усложняет конструкцию известного устройства, кроме того, использование топлива в качестве рабочей жидкости повышает пожароопасность системы.

Наиболее близкой по технической сущности к заявляемой является система перепуска воздуха на запуске двухконтурного газотурбинного двигателя, включающая магистраль перепуска воздуха из-за компрессора высокого давления в наружный контур, установленное в магистрали нормально открытое перекрывное устройство с приводом от пневмоцилиндра и управляющий канал, сообщающий рабочую полость пневмоцилиндра с полостью за компрессором высокого давления /2/.

Однако в процессе работы на поршень пневмоцилиндра перекрывного устройства непосредственно действует давление воздуха, подводимого из-за компрессора, что требует использование пружины с относительно большим рабочим усилием (50...100 кгс и более). В свою очередь это приводит к появлению относительно высоких и нестабильных сил трения, из-за которых закрытие перекрывного устройства может происходить за достаточно малый промежуток времени и явиться причиной помпажа компрессора. Кроме того, затруднена достаточно точная регулировка (настройка) момента закрытия перекрывного устройства на заданную величину давления за компрессором.

Еще один эксплуатационный недостаток известной системы связан с ограничениями по размещению перекрывного устройства на двигателе, поскольку необходимо обеспечить хороший доступ к пружине пневмоцилиндра, т.к. регулировка (настройка) момента закрытия выполняется за счет изменения усилия затяжки пружины.

Техническая задача заключается в повышении эксплуатационных характеристик и предотвращении возможного помпажа компрессора за счет обеспечения плавного закрытия магистрали перепуска воздуха.

Сущность изобретения заключается в том, что в системе перепуска воздуха из-за компрессора высокого давления на запуске двухконтурного газотурбинного двигателя, включающей магистраль перепуска воздуха в наружный контур, установленное в магистрали перекрывное устройство с приводом от пневмоцилиндра и управляющий канал, сообщающий рабочую полость пневмоцилиндра с полостью за компрессором высокого давления, согласно изобретению в управляющем канале установлен дроссель с постоянным проходным сечением, а рабочая полость пневмоцилиндра дополнительно соединена с наружным контуром через дроссель с переменным проходным сечением.

Наличие дросселей в системе позволяет снизить величину давления в рабочей полости пневмоцилиндра по сравнению с давлением в полости за компрессором и применить вследствие этого пружину с относительно невысоким рабочим усилием. В результате становится возможным получить более продолжительное (плавное) закрытие перекрывного устройства и обеспечить более точную регулировку (настройку) момента закрытия.

Кроме того, использование дросселя с переменным проходным сечением для регулировки (настройки) момента закрытия снимает ограничения по размещению перекрывного устройства на двигателе, так как указанный дроссель может быть выполнен в виде отдельного конструктивного элемента и размещен в удобном с точки зрения эксплуатации месте.

На чертеже изображена заявляемая система перепуска воздуха.

Система перепуска двигателя 1 содержит магистраль 2 перепуска воздуха из полости 3 за компрессором высокого давления в наружный контур 4, установленное в магистрали нормально открытое перекрывное устройство 5 с приводом от пневмоцилиндра 6, а также управляющий канал 7, сообщающий рабочую полость пневмоцилиндра 6 с полостью 3 за компрессором высокого давления. В управляющем канале 7 установлен дроссель 8 с постоянным проходным сечением. Рабочая полость пневмоцилиндра 6 дополнительно соединена с наружным контуром 4 через дроссель 9 с переменным проходным сечением.

Система работает следующим образом.

На остановленном двигателе перекрывное устройство 5 открыто, и магистраль 2 сообщает полость 3 за компрессором с наружным контуром 4. С началом запуска двигателя по магистрали 2 происходит перепуск части воздуха, подаваемого в камеру сгорания. Одновременно воздух из-за компрессора подводится в рабочую полость пневмоцилиндра 6. При достижении определенной величины давления воздуха за компрессором пневмоцилиндр 6 начинает плавно перемещать запорный элемент перекрывного устройства 5 на закрытие магистрали перепуска, а при дальнейшем повышении давления за компрессором магистраль 2 полностью перекрывается.

Наличие дросселей 8 и 9 позволяет снизить величину давления в рабочей полости пневмоцилиндра 6 по сравнению с давлением в полости за компрессором. Это позволяет применять в пневмоцилиндре пружину с относительно небольшим усилием и обеспечить плавность и достаточную продолжительность закрытия перекрывного устройства 5.

Возможность изменения проходного сечения в дросселе 9 позволяет регулировать (настраивать) момент закрытия перекрывного устройства в зависимости от давления за компрессором.

Источники информации

1. Авиационный двухконтурный турбореактивный двигатель Д-30КУ. Техническое описание. М., Машиностроение, 1975, стр. 37, рис.38, 39.

2. Авиационный двухконтурный турбореактивный двигатель Д-30. Техническое описание. М., Машиностроение, 1971, стр. 68, рис.69.

Похожие патенты RU2235916C2

название год авторы номер документа
СИСТЕМА ТОПЛИВОПИТАНИЯ И МЕХАНИЗАЦИИ КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2023
  • Рукавишников Вячеслав Евгеньевич
  • Савенков Юрий Семенович
  • Саженков Алексей Николаевич
  • Лисовин Игорь Георгиевич
RU2821280C1
ГАЗОТУРБИННАЯ УСТАНОВКА 2008
  • Кузнецов Валерий Алексеевич
  • Торопчин Сергей Валентинович
RU2389894C1
ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С УПРАВЛЯЕМОЙ СТЕПЕНЬЮ ДВУХКОНТУРНОСТИ 2002
  • Белоусов В.А.
  • Демкин Н.Б.
  • Кузнецов А.С.
  • Лев А.П.
  • Наумов А.Н.
  • Окроян М.О.
RU2204045C1
ГАЗОТУРБИННАЯ УСТАНОВКА 2009
  • Кузнецов Валерий Алексеевич
  • Торопчин Сергей Валентинович
RU2396451C1
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ МЕХАНИЗАЦИЕЙ КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2004
  • Дудкин Юрий Петрович
  • Остапенко Сергей Владимирович
  • Алексеев Петр Исаевич
  • Гладких Виктор Александрович
  • Фомин Геннадий Викторович
RU2287089C2
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕПУСКОМ ВОЗДУХА В КОМПРЕССОРЕ ДВУХВАЛЬНОГО ДВУХКОНТУРНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2001
  • Князева Н.Р.
  • Савенков Ю.С.
  • Саженков А.Н.
  • Трубников Ю.А.
RU2214535C2
Способ защиты газотурбинного двигателя от помпажа 2022
  • Саженков Алексей Николаевич
  • Савенков Юрий Семенович
RU2798129C1
Способ автоматической защиты газотурбинного двигателя от помпажа 2022
  • Саженков Алексей Николаевич
  • Савенков Юрий Семенович
RU2789806C1
УСТРОЙСТВО ОТБОРА ВОЗДУХА МЕЖДУ КОМПРЕССОРАМИ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2000
  • Гузачев Е.Т.
  • Кузнецов В.А.
  • Чернавин А.А.
RU2176333C2
Клапанный узел канала перепуска компрессора 2017
  • Куница Сергей Петрович
  • Ланевский Тимур Маматкулович
  • Попарецкий Андрей Владимирович
RU2642991C1

Реферат патента 2004 года СИСТЕМА ПЕРЕПУСКА ВОЗДУХА ИЗ-ЗА КОМПРЕССОРА ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ НА ЗАПУСКЕ ДВУХКОНТУРНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к области авиадвигателестроения. Техническая задача заключается в повышении эксплуатационных характеристик и предотвращении возможного помпажа компрессора за счет обеспечения плавного закрытия магистрали перепуска воздуха. Сущность изобретения заключается в том, что в системе перепуска воздуха из-за компрессора высокого давления на запуске двухконтурного газотурбинного двигателя, включающей магистраль перепуска воздуха в наружный контур, установленное в магистрали перекрывное устройство с приводом от пневмоцилиндра и управляющий канал, сообщающий рабочую полость пневмоцилиндра с полостью за компрессором высокого давления, согласно изобретению в управляющем канале установлен дроссель с постоянным проходным сечением, а рабочая полость пневмоцилиндра дополнительно соединена с наружным контуром через дроссель с переменным проходным сечением. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 235 916 C2

Система перепуска воздуха из-за компрессора высокого давления на запуске двухконтурного газотурбинного двигателя, включающая магистраль перепуска воздуха в наружный контур, установленное в магистрали перекрывное устройство с приводом от пневмоцилиндра и управляющий канал, сообщающий рабочую полость пневмоцилиндра с полостью за компрессором высокого давления, отличающаяся тем, что в управляющем канале установлен дроссель с постоянным проходным сечением, а рабочая полость пневмоцилиндра дополнительно соединена с наружным контуром через дроссель с переменным проходным сечением.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2004 года RU2235916C2

Способ обработки медных солей нафтеновых кислот 1923
  • Потоловский М.С.
SU30A1
Техническое описание
- М.: Машиностроение, 1971, с.68, рис.69
СПОСОБ СТАБИЛИЗАЦИИ ЗАПАСА ГАЗОДИНАМИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ТУРБОКОМПРЕССОРА 1995
  • Огнев В.В.
  • Измайлов Р.А.
  • Образцов В.И.
  • Гительман А.И.
RU2098669C1
Способ обнаружения предпомпажного режима центробежного компрессора 1979
  • Акульшин Юрий Дмитриевич
  • Измайлов Рудольф Александрович
  • Селезнев Константин Павлович
  • Чернов Валерий Николаевич
SU773314A1
US 5351473 А, 04.10.1994
US 4595340 А, 17.06.1986
ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОЕ ОТАПЛИВАЕМОЕ ЗДАНИЕ С ТЕПЛИЦЕЙ 2015
  • Ризванов Салават Фанзилович
RU2606891C1

RU 2 235 916 C2

Авторы

Полушкин В.М.

Мелехин С.А.

Говорливых А.И.

Ипполитов В.Г.

Даты

2004-09-10Публикация

2002-10-14Подача