КОЛЕСНЫЙ ДОЖДЕВАЛЬНЫЙ ТРУБОПРОВОД Российский патент 2004 года по МПК A01G25/09 

Описание патента на изобретение RU2236118C1

Изобретение относится к сельскому хозяйству и может быть использовано при орошении сельскохозяйственных культур многоопорными дождевальными машинами фронтального действия.

Известна многоопорная дождевальная машина, включающая перекатываемый напорный трубопровод с дождевальными аппаратами и колесными опорами, одна из которых, ведущая, снабжена гидродвигателем, связанным с управляющим трубопроводом, которая с целью повышения производительности труда оператора путем сокращения количества рабочих позиций и снижения энергозатрат на перемещение машины с позиции на позицию снабжена шарнирно установленным на напорном трубопроводе гидроуправляемом клапаном, полости которого соединены: одна с напорным трубопроводом, а другая - с гидродвигателем ведущей опоры и управляющим трубопроводом, а дождевальные аппараты снабжены чередующими нормально закрытыми и нормально открытыми клапанами, расположенными на напорном трубопроводе и подсоединенным к управляющему трубопроводу (SU, авторское свидетельство №721033, М.кл.2 А 01 G 25/09. Многоопорная дождевальная машина /В.Ф. Носенко, А.М. Шарко, Г.И. Ганиатов, А.С. Панфилов (СССР). Заявка №2646984/30-15; заявлено 18.07.1980, Бюл. №10 //Открытия. Изобретения, 1980, №10).

К недостаткам данной многоопорной дождевальной машины относятся малый срок службы напорного трубопровода и низкая ее эксплуатационная надежность.

Наиболее близким аналогом к заявленному объекту является колесный дождевальный секционный трубопровод, снабженный дождевальными насадками, колесными опорами, приводом, размещенным в середине центральной секции, и муфтами для соединения секций, в котором с целью снижения потерь времени и упрощения процесса выравнивания трубопровода, повышения надежности муфты для соединения секций трубопровода выполнены каждая в виде двух концентричных патрубков с фланцами, установленных с возможностью вращения один относительно другого и соединенных между собой посредством подпружиненного фиксатора, при этом фланец наружного патрубка зафиксирован во фланце внутреннего патрубка посредством стопорного кольца; внутренний диаметр внутреннего патрубка равен внутреннему диаметру водовоза (SU, авторское свидетельство №1402297 А1, МПК4 А 01 G 25/09. Колесный дождевальный трубопровод (Г.П. Лямперт, Р.С. Праздников, А.А. Федотов, А.С. Ермоленко (СССР). Заявка №4145127/30-15; заявлено 06.11.1986, опубл. 15.06.1988, Бюл. №22 //Открытия. Изобретения, 1988, Бюл. №22).

К недостаткам данного дождевального трубопровода, принятого в качестве ближайшего аналога, относятся малый срок службы, низкая техническая и эксплуатационная надежность, большие трудозатраты на замену секций трубопроводов.

Сущность изобретения заключается в следующем.

Задача, на решение которой направлено заявляемое изобретение, - повышение эксплуатационной надежности колесного дождевального трубопровода.

Технический результат - повышение срока службы.

Указанный технический результат достигается тем, что в известном колесно-дождевальном трубопроводе, выполненном секционным и снабженном дождевальными насадками, колесными опорами, приводом, размещенным в середине центральной секции, и муфтами для соединения секций, согласно изобретению каждая муфта для соединения секций выполнена в виде двух концентрично смонтированных сборно-разборных втулок, установленных с возможностью взаимного смещения и вращения одна относительно другой: внешняя втулка муфты сопряжена посредством средств крепления с фланцами несущего каркаса, выполненного из пакета гнутых профилей, на средней части каркаса посредством разъемной ступицы установлена колесная опора, при этом внешняя втулка образована из вставок в виде объемных сегментов и попарно смонтированных в них дистанционных втулок; внутренняя втулка муфты сопряжена с концами труб из полиэтилена высокого давления, в полости труб на концевых участках размещен патрубок с конусными заходными частями на внешней поверхности и проходным сечением, равным сечениям соединяемых труб, на внешних концевых поверхностях которых зафиксированы конусные заходные части резьбовых полумуфт; внутренний диаметр отверстий в фланцах несущего каркаса в 1,03...1,05 раза больше внешнего диаметра внутренней втулки муфты; на торцах резьбовых полумуфт внутренней втулки муфты выполнены диаметрально ориентированные пазы; в каждой муфте длина внешней втулки больше длины внутренней втулки в 1,2...1,5 раза.

За счет того, что функции колесно-дождевального трубопровода разделены на гидравлические и механические, первую из которых выполняют трубы из полиэтилена высокого давления, вторую - несущий каркас из гнутых профилей, взаимно не связанных кинематически, достигается указанный выше технический результат.

Изобретение поясняется чертежами.

На фигуре 1 схематически изображен колесно-дождевальный трубопровод в рабочем положении, вид в плане.

На фигуре 2 - сечение А-А на фигуре 1, вертикальный диаметральный разрез муфты для соединения секций.

На фигуре 3 - сечение Б-Б на фигуре 2, поперечный разрез муфты для соединения секций.

Сведения, подтверждающие возможность реализации заявленного изобретения, заключаются в следующем.

Колесно-дождевальный трубопровод выполнен секционным (см. фиг.1). Он снабжен дождевальными насадками (1), смонтированными на водопроводящем трубопроводе (2) посредством ниппелей, механизмов вертикальной самоустановки, и сливными клапанами. В силу известности последние на поясняющих чертежах не показаны.

Колесно-дождевальный трубопровод смонтирован в разъемных ступицах колесных опор (3). Дождевальный трубопровод имеет привод (4) поступательного перемещения. Крутящий момент от двигателя (5) внутреннего сгорания с редуктором посредством первой ступени цепной передачи (6) передается на водоподводящий трубопровод 2. От трубопровода 2 двумя контурами цепных передач (7) и (8) привод вращения передается на колесные пары (9) и (10). На ободах колесных опор 3 и колесных пар 9 и 10 закреплены почвозацепы, обеспечивающие их перекатывание по поверхности орошаемого поля. Привод 4 размещен в середине центральной секции (11). Центральная секция 11 муфтами (12) соединена с боковыми секциями (13). Водоподводящий трубопровод 2 гибким рукавом (14) для питания дождевателя в работе на позиции соединен с гидрантом (15), смонтированным на стационарном закрытом стальном трубопроводе (16) оросительной системы.

Каждая муфта 12 (см. фиг.2 и 3) для соединения секций 11 и 13 выполнена в виде двух концентрично смонтированных сборно-разборных втулок (17) и (18). Втулки 17 и 18 установлены с возможностью взаимного смещения и вращения одна относительно другой. Внешняя втулка 17 муфты 12 сопряжена посредством средств крепления (19) и (20) с фланцами (21) и (22) несущего каркаса (23). Он выполнен из пакета гнутых профилей. На средней части несущего каркаса 23 посредством разъемной ступицы установлена колесная опора 3. Внешняя втулка 17 образована из вставок (24) в виде объемных сегментов и попарно смонтированных в них дистанционных втулок (25). Во втулках 25 и в отверстиях фланцев 21 и 22 несущего каркаса 23 размещены болты средств крепления 19 и 20. Вставки 24 с равным угловым шагом размещены между фланцами 21 и 22.

Внутренняя втулка 18 муфты 12 сопряжена с концами (26) и (27) труб (28) водоподводящего трубопровода 2. В полости труб 28 на концевых участках 26 и 27 размещен патрубок (29). Он имеет конусные заходные части на внешней поверхности. Проходное сечение патрубка 29 выполнено равным сечениям труб 28. Внешние конические концевые поверхности труб 28 зафиксированы конусными заходными частями резьбовых полумуфт (30) и (31). На торцах резьбовых полумуфт 30 и 31 внутренней втулки 18 выполнены диаметрально ориентированные пазы (32) для проведения сборочно-демонтажных операций. Трубы 28 имеют ниппели. Ниппели ориентированы в прогалы между смежными гнутыми профилями несущего каркаса 23. Нормальную эксплуатацию колесного дождевального трубопровода обеспечивает то, что внутренний диаметр отверстий (33) в фланцах 21 и 22 в 1,03...1,05 раза больше внешнего диаметра внутренней втулки 18 муфты 12. При замене труб 28 из полости несущего каркаса 23 секции 13 выкатывают из дождевального трубопровода. Этому способствует то, что в каждой муфте 12 длина внешней втулки 17 больше длины внутренней втулки 18 в 1,2...1,5 раза. Сборку резьбовых полумуфт 30 и 31 ведут двумя специальными ключами, прикладываемыми в ЗИП трубопровода. Эти ключи позволяют проводить подтяжку полумуфт 30 и 31 без разборки муфт 12.

Колесный дождевальный трубопровод работает следующим образом.

Для работы дождевальный трубопровод монтируют на участке у гидранта 15, располагая ось его водопроводящего трубопровода 2 с несущим каркасом 23 перпендикулярно стационарному напорному трубопроводу 16. Гибкий рукав 14 присоединяют к гидранту 15 и открытием его задвижки колесный трубопровод включают в работу. Вода из гидранта 15 через рукав 14 поступает в полость труб 28 водоподводящего трубопровода 2 и под напором сначала в ниппели на трубах, а далее через механизмы вертикальной самоустановки - в дождевальные насадки 1. Осадки в виде капель дождя распределяются ими на поверхности орошаемого поля.

После внесения заданной поливной нормы оператор закрывает задвижку на гидранте 15. Он отсоединяет гибкий рукав 14 и включает двигатель 5 внутреннего сгорания на ценральной секции 11. При работающем приводе 4 через цепной контур 6 получает привод вращения несущий каркас 23 центральной секции 11, ее колесные пары 9 и 10 и колесные опоры 3 на боковых секциях 13. Несущий каркас 23 центральной секции 11 через фланцы 21, 22 и вставки 24 внешней втулки 17 муфты 12 передает потребное усилие на муфты 12 боковых секций 13, приводя во вращение колесные опоры 3 и перемещая дождевальный трубопровод на новую позицию. У следующего гидранта 15 колесный трубопровод останавливают, ориентируя ниппели на трубах 28 в вертикальное положение. Далее оператор переносит и подсоединяет гибкий рукав 14 к следующему гидранту 15. При включении задвижки колесный дождеватель начинает работать на новой позиции. Для изменения направления перемещения редуктор привода 4 имеет реверс.

За счет того, что водоподводящий трубопровод 2 выполняет функции только транспортирования оросительной воды, достигается повышение срока службы колесного дождевателя и снижаются затраты труда и времени на его техническое обслуживание.

Похожие патенты RU2236118C1

название год авторы номер документа
КОЛЕСНЫЙ ДОЖДЕВАЛЬНЫЙ ТРУБОПРОВОД 2003
  • Овинников А.С.
  • Данилко О.В.
  • Салдаев А.М.
  • Бородычев В.В.
  • Бородычев С.В.
RU2246822C1
ШИРОКОЗАХВАТНЫЙ КОЛЕСНЫЙ ДОЖДЕВАТЕЛЬ 2003
  • Рогачев А.Ф.
  • Салдаев А.М.
RU2236117C1
ШИРОКОЗАХВАТНЫЙ КОЛЕСНЫЙ ДОЖДЕВАТЕЛЬ 2003
  • Овчинников А.С.
  • Салдаев А.М.
  • Бородычев В.В.
  • Бородычев С.В.
RU2237992C1
МНОГООПОРНАЯ ДОЖДЕВАЛЬНАЯ МАШИНА 2003
  • Карпунин В.В.
  • Надворный А.И.
  • Абезин В.Г.
  • Карпунин В.В.
  • Сухин А.И.
  • Салдаев А.М.
RU2241327C1
ШИРОКОЗАХВАТНЫЙ КОЛЕСНЫЙ ДОЖДЕВАТЕЛЬ 2003
  • Рогачев А.Ф.
  • Салдаев А.М.
  • Корнева О.А.
RU2250602C1
КОЛЕСНЫЙ ДОЖДЕВАЛЬНЫЙ АГРЕГАТ 2014
  • Абезин Валентин Германович
  • Сальников Алексей Львович
  • Беспалов Алексей Геннадьевич
  • Руденко Валерий Николаевич
  • Рогоза Виталина Евгеньевна
RU2560953C1
ШИРОКОЗАХВАТНЫЙ КОЛЕСНЫЙ ДОЖДЕВАТЕЛЬ 2003
  • Кружилин И.П.
  • Салдаев А.М.
  • Кружилин Ю.И.
RU2248119C1
ДОЖДЕВАЛЬНЫЙ АГРЕГАТ 2008
  • Абезин Валентин Германович
  • Карпунин Василий Валентинович
  • Григоров Сергей Михайлович
  • Семененко Сергей Яковлевич
  • Семененко Артем Сергеевич
RU2350070C1
ПОДВИЖНОЕ ИРРИГАЦИОННОЕ УСТРОЙСТВО 2007
  • Щедрин Вячеслав Николаевич
  • Слабунов Владимир Викторович
  • Нестеров Игорь Николаевич
  • Жук Станислав Леонтьевич
  • Бородычев Виктор Владимирович
  • Лытов Михаил Николаевич
  • Салдаев Александр Макарович
RU2351119C1
ДОЖДЕВАЛЬНЫЙ АГРЕГАТ ФРОНТАЛЬНОГО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ 2013
  • Абезин Валентин Германович
  • Сальников Алексей Львович
  • Беспалов Алексей Геннадьевич
RU2567748C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 236 118 C1

Реферат патента 2004 года КОЛЕСНЫЙ ДОЖДЕВАЛЬНЫЙ ТРУБОПРОВОД

Изобретение относится к сельскому хозяйству и может быть использовано при орошении сельскохозяйственных культур многоопорными дождевальными машинами фронтального действия. Трубопровод выполнен секционным. Он снабжен дождевальными насадками, колесными опорами, приводом, размещенным в середине центральной секции, и муфтами для соединения секций. Каждая муфта для соединения секций выполнена в виде двух концентрично смонтированных сборно-разборных втулок. Втулки установлены с возможностью взаимного смещения и вращения один относительно другого. Внешняя втулка муфты сопряжена посредством средств крепления с фланцами несущего каркаса. Несущий каркас выполнен из пакета гнутых профилей. На средней части каркаса посредством разъемной ступицы установлена колесная опора. Внешняя втулка образована из вставок в виде сегментов. В каждом сегментом попарно смонтирована пара дистанционных втулок. Внутренняя втулка муфты сопряжена с концами труб из полиэтилена высокого давления. В полости труб на концевых участках размещен патрубок. Он имеет на внешней поверхности заходные части в виде усеченных конусов. Проходное сечение патрубка равно сечениям соединяемых труб. На внешних концевых поверхностях труб зафиксированы конусные заходные части резьбовых полумуфт. Внутренний диаметр отверстий в фланцах несущего каркаса в 1,03...1,05 раза больше диаметра внутренней втулки муфты. На торцах резьбовых полумуфт внутренней втулки муфты выполнены диаметрально ориентированные пазы. Длина внешней втулки муфты больше внутренней втулки в 1,2...1,5 раза. Колесный дождевальный трубопровод с разделенными водопроводящим трубопроводом из труб полиэтилена высокого давления и несущим каркасом из гнутых профилей в каждой секции обеспечит заданный срок службы при минимальных затратах на техническое обслуживание. 3 з.п. ф-лы. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 236 118 C1

1. Колесно-дождевальный трубопровод, выполненный секционным и снабженный дождевальными насадками, колесными опорами, приводом, размещенным в середине центральной секции, и муфтами для соединения секций, отличающийся тем, что каждая муфта для соединения секций выполнена в виде двух концентрично смонтированных сборно-разборных втулок, установленных с возможностью взаимного смещения и вращения одна относительно другой: внешняя втулка муфты сопряжена посредством средств крепления с фланцами несущего каркаса, выполненного из пакета гнутых профилей, на средней части каркаса посредством разъемной ступицы установлена колесная опора, при этом внешняя втулка образована из вставок в виде объемных сегментов и попарно смонтированных в них дистанционных втулок, внутренняя втулка муфты сопряжена с концами труб из полиэтилена высокого давления, в полости труб на концевых участках размещен патрубок с конусными заходными частями на внешней поверхности и с проходным сечением, равным сечениям соединяемых труб, на внешних конических концевых поверхностях которых зафиксированы конусные заходные части резьбовых полумуфт.2. Трубопровод по п.1, отличающийся тем, что внутренний диаметр отверстий в фланцах несущего каркаса в 1,03 - 1,05 раза больше внешнего диаметра внутренней втулки муфты.3. Трубопровод по п.1, отличающийся тем, что на торцах резьбовых полумуфт внутренней втулки муфты выполнены диаметрально ориентированные пазы.4. Трубопровод по п.1, отличающийся тем, что в каждой муфте длина внешней втулки больше длины внутренней втулки в 1,2 - 1,5 раза.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2004 года RU2236118C1

Колесный дождевальный трубопровод 1986
  • Лямперт Геннадий Павлович
  • Праздников Рудольф Степанович
  • Федотов Александр Алексеевич
  • Ермоленко Анатолий Сергеевич
SU1402297A1
Дождевальная установка 1987
  • Анпилов Леонид Александрович
  • Дементьев Александр Викторович
  • Пономарев Владислав Васильевич
SU1500208A1
Многоопорная дождевальная машина 1978
  • Носенко Всеволод Филиппович
  • Шарко Анатолий Михайлович
  • Ганиатов Галимзан Идиатович
  • Панфилов Александр Сергеевич
SU721033A1

RU 2 236 118 C1

Авторы

Зволинский В.П.

Загородин А.П.

Салдаев А.М.

Даты

2004-09-20Публикация

2003-07-03Подача