Изобретение относится к механизации полива дождеванием и может быть использовано на колесных перекатываемых трубопроводах.
Известен широкозахватный колесный дождеватель, выпускаемый отечественным машиностроением под маркой ДКШ-64 “Волжанка” и состоящий из водоподводящего трубопровода в виде двух крыльев на колесах.
Водопроводящий трубопровод служит осью вращения опорных колес. В центре крыла расположена приводная тележка с двигателем внутреннего сгорания. Крыло водопроводящего трубопровода присоединяют к гидранту посредством гибкого рукава. На трубопроводе посредством механизма самоустановки закреплены среднеструйные дождевальные аппараты. Под каждым аппаратом расположен автоматический сливной клапан (см. Сельскохозяйственные и мелиоративные машины /Г.Е.Листопад, Г.К.Демидов, Б.Д.Зонов и др.; под общ. ред. Г.Е.Листопада. - М.: Агропромиздат, 1986. - 688 с., ил. - (Учебники и учеб. пособия для высш. учебных заведений). - С.412, рис.I. 243 “б”).
К недостаткам данного широкозахватного колесного дождевателя относятся низкая эксплуатационная надежность. Это вызвано искривлениями водопроводящего трубопровода и механическими разрывами фланцев.
Известна многоопорная дождевальная машина, включающая перекатываемый напорный трубопровод с дождевальными аппаратами и колесными опорами, одна из которых ведущая, снабженная гидродвигателем, связанным с управляющим трубопроводом, в которой, с целью повышения производительности труда оператора путем сокращения количества рабочих позиций и снижения энергозатрат на перемещение машины с позиции на позицию, машина снабжена шарнирно установленным на напорном трубопроводе гидроуправляемым клапаном, полости которого соединены: одна - с напорным трубопроводом, а другая - с гидродвигателем ведущей опоры и управляющим трубопроводом, а дождевальные аппараты снабжены чередующимися нормально закрытыми и нормально открытыми клапанами, расположенными на напорном трубопроводе и присоединенными к управляющему трубопроводу (SU, авторское свидетельство №721033. М. Кл2 А 01 G 25/09. Многоопорная дождевальная машина /В.Ф.Носенко, А.М.Шарко, Г.И.Гакшатов и А.С.Панфилов (СССР).- заявка №2646994/30-15; заявлено 18.07.1978; опубл. 15.03.1980, Бюл. №10 // Открытия. Изобретения. - 1980. - №10).
К недостаткам описанной многоопорной дождевальной машины относятся низкая эксплуатационная надежность. Замена одного вида привода на другой в конструкции ДКШ-64 не повышает в данном случае эксплуатационную надежность поливного трубопровода.
Известна также дождевальная установка, содержащая перекатываемый трубопровод с колесами и центральную приводную тележку, в которой, с целью упрощения эксплуатации путем уменьшения направления трубопровода при перемещении, колеса закреплены на трубопроводе подвижно и связаны с ним через накопитель крутящего момента пружинного типа; накопитель крутящего момента выполнен в виде жестко соединенного с колесом упругого стержня, связанного с регулируемым по длине радиуса колеса и закрепленным на стойке трубопровода упором (SU, авторское свидетельство №1007612 А, М.кл.3 А 01 G 25/09. Дождевальная установка /А.В.Новоселов (СССР),- заявка №3312508/30-15; заявлено 06.07.1981; опубл. 30.03.1983, Бюл. №12 // Открытия. Изобретения. - 1983. - №12).
К недостаткам данной дождевальной установки относятся сложность конструкции и низкая эксплуатационная надежность.
Наиболее близким аналогом к заявленному объекту относится колесный дождевальный трубопровод, выполненный секционным и снабженный дождевальными насадками, колесными опорами, приводом, размещенным в середине центральной секции, и муфтами для соединения секций, в котором, с целью снижения потерь времени и упрощения процесса выравнивания трубопровода, повышения надежности, муфты для соединения секций трубопровода выполнены каждая в виде двух концентричных патрубков с фланцами, установленных с возможностью вращения один относительно другого и соединенных между собой посредством подпружиненного фиксатора, при этом фланец наружного патрубка зафиксирован во фланце внутреннего патрубка посредством штопорного кольца; внутренний диаметр внутреннего патрубка равен внутреннему диаметру водовода (SU, авторское свидетельство №1402297 А1, М.кл.4 А 01 G 25/09. Колесный дождевальный трубопровод /Г.П.Лямперт, Р.С.Празников, А.А.Федотов, А.С.Ермоленко (СССР). - Заявка №4145127/30-15; Заявл. 06.11.1986; опубл. 15.06.1988, Бюл. №22 // Открытия. Изобретения. - 1988. - №22).
К недостаткам этого колесного дождевального трубопровода, принятого в качестве наиближайшего аналога, относятся низкая эксплуатационная надежность, усложнение конструкции, повышение материалоемкости и высокая цена.
Сущность изобретения заключается в следующем.
Задача, на решение которой направлено заявляемое изобретение, снизит затраты труда на эксплуатацию широкозахватного колесного дождевателя.
Технический результат - повышение срока службы.
Указанный технический результат достигается тем, что в известном широкозахватном дождевателе, выполненном секционным и снабженном дождевальными насадками, колесными опорами, приводом, размещенным в середине центральной секции, и муфтами для соединения секций, согласно изобретению в каждой секции водоподводящий трубопровод выполнен из полиэтиленовых труб низкого давления, соединенных последовательно муфтами, и размещен в полости несущего элемента, образованного С-образными гнутыми профилями, концы которых снабжены фланцами, при этом ступица каждой колесной опоры охватывает несущий элемент, а дождевальные насадки соединены с водоподводящим трубопроводом посредством ниппелей, размещенных между полками смежных С-образных гнутых профилей несущего элементы, а каждое крыло, соединенное с центральной секцией, имеет муфту предельного момента.
За счет того, что в каждой секции разделены функции несущего элемента и водоподводящего трубопровода, достигается указанный выше технический результат.
Изобретение поясняется чертежами.
На фиг.1 схематически изображен широкозахватный колесный дождеватель, вид в плане.
На фиг.2 - сечение А-А на фиг.1, секция несущего элемента и водоподводящего трубопровода, размещенных в ступице колесной опоры.
На фиг.3 - сечение Б-Б на фиг.2, поперечно-вертикальное сечение водоподводящего трубопровода с ниппелем для соединения с дождевальной насадкой, несущего элемента из трех С-образных гнутых профилей и фланца для их соединения.
На фиг.4 - сечение В-В на фиг.1, диаметральный разрез муфты предельного момента на правом крыле водопроводящего пояса.
Сведения, подтверждающие возможность реализации заявленного изобретения, заключаются в следующем.
Широкозахватный колесный дождеватель (фиг.1) включает узел 1 подсоединения к гидранту водораспределительной сети, колесные опоры 2, привод 3, размещенный в середине центральной секции 4, боковые секции 5 со среднеструйными дождевальными насадками 6 и сливными клапанами (на чертежах не показаны) на водоподводящем трубопроводе 7. Водоподводящие трубопроводы 7 в боковых секциях 5 взаимно и в центральной секции 4 соединены муфтами 8 (см. фиг.2). В каждой секции 4 (5) водоподводящий трубопровод 7 выполнен из полиэтиленовых труб низкого давления длиной или 4 м, или 6 м, или 12 м. Полиэтиленовые трубы взаимно соединены муфтами 8.
Водоподводящий трубопровод 7 размещен в полости несущего элемента 9. Несущий элемент 9 образован С-образными гнутыми профилями. Концы несущих элементов 9 снабжены фланцами 10. Фланцами 10 смежные несущие элементы 9 взаимно соединены посредством крепежных средств, размещаемых в отверстиях 11.
Ступица 12 каждой колесной опоры 2, имеющей обод 13 с почвозацепами 14 и спицы 15, охватывает несущий элемент 9. Дождевальные насадки 6 соединены с водоподводящим трубопроводом 7 посредством ниппелей 16. Ниппели 16 на поверхности полиэтиленовых труб размещены между полками смежных С-образных гнутых профилей несущего элемента 9. Дождевальные насадки 6 с ниппелями 16 соединены посредством механизмов самоустановки (в силу известности серийно выпускаемого узла на чертежах не показаны).
Каждое крыло водопроводящего трубопровода соединено с центральной секцией 4 посредством муфты предельного момента (см. фиг.4). На фланце 17 несущего элемента 9 центральной секции сварным швом по контуру соединено кольцо 18.
На фланце 19 боковой секции 5 смонтировано аналогичным образом кольцо 20 с лепестками 21, образованными за счет прорезей вдоль образующих поверхности кольца 20. Между кольцами 18 и 20 размещено разрезное кольцо 22 из феррадо. На поверхности лепестков 21 кольца 20 смонтирована пара полуколец 23, которые взаимно стянуты парой винтов 24. При затяжке винтов 24 обеспечивается заданный момент трения для привода секций 5. При критических нагрузках кольца 18 и 20 взаимно проскальзывают.
Для устранения дефектов в узлах привода оператор широкозахватного колесного дождевателя освобождает винты 24 и выставляет в нужном положении колесные опоры 2.
Широкозахватный колесный дождеватель работает следующим образом.
Установленный на позиции выровненный широкозахватный колесный дождеватель с помощью узла 1 подсоединения к гидранту подключают к закрытой оросительной сети и, открыв гидрант, пускают воду. Вода по полиэтиленовым трубам низкого давления из крайней правой боковой секции поступает в центральную секцию 4 и далее в крайнюю левую боковую секцию 5. Вода под давлением из полости водоподводящего трубопровода 7 поступает сначала в ниппели 16, а затем посредством механизмов самоустановки направляется в дождевальные насадки 6.
Дождевальные насадки 6 выдают в виде дождя поливную норму. При закрытом гидранте на закрытой оросительной сети срабатывают сливные клапаны. Неиспользованная вода из водоподводящего трубопровода 7 сливается на поверхность орошаемого участка. Оператор колесного дождевателя включает привод 3. При работающем двигателе внутреннего сгорания через систему цепных передач привода 3 несущий элемент 9 получает вращение.
Гнутые С-образные профили, соединенные фланцами 10, прекрасно работают как на кручение, так и на изгиб. За счет крутящего момента несущий элемент 9 через ступицу 12 и спицы 15 передает усилие на качение обода 13. Почвозацепы 14 исключают пробуксовку на влажной почве колесных опор 2. Колесными опорами 2 несущие элементы 9 центральной секции 4 перемещают на новую позицию боковые секции 5. После установки колесного дождевателя на новой позиции добиваются вертикального положения ниппелей 16 дождевальных насадок 6. Водоподводящий трубопровод 7 не участвовал в работе при транспортном переезде колесного дождевателя. После выравнивания несущего элемента 9 на новой позиции, узел 1 присоединяют к гидранту оросительной сети, и процесс орошения повторяется.
За счет того, что водоподводящий трубопровод 7 несет только функции распределения воды по длине широкозахватного колесного дождевателя и выполнен он из дешевого антикоррозионного материала, достигается упрощение конструкции, снижение материалоемкости и цены, а также повышается срок службы дождевателя.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ШИРОКОЗАХВАТНЫЙ КОЛЕСНЫЙ ДОЖДЕВАТЕЛЬ | 2003 |
|
RU2248119C1 |
ШИРОКОЗАХВАТНЫЙ КОЛЕСНЫЙ ДОЖДЕВАТЕЛЬ | 2003 |
|
RU2236117C1 |
ШИРОКОЗАХВАТНЫЙ КОЛЕСНЫЙ ДОЖДЕВАТЕЛЬ | 2003 |
|
RU2237992C1 |
ДОЖДЕВАЛЬНЫЙ АГРЕГАТ | 2008 |
|
RU2350070C1 |
ДОЖДЕВАЛЬНЫЙ АГРЕГАТ ФРОНТАЛЬНОГО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ | 2013 |
|
RU2567748C2 |
КОЛЕСНЫЙ ДОЖДЕВАЛЬНЫЙ ТРУБОПРОВОД | 2003 |
|
RU2246822C1 |
ДОЖДЕВАЛЬНЫЙ АГРЕГАТ | 2009 |
|
RU2402198C1 |
КОЛЕСНЫЙ ДОЖДЕВАЛЬНЫЙ ТРУБОПРОВОД | 2003 |
|
RU2236118C1 |
ДОЖДЕВАЛЬНЫЙ АГРЕГАТ | 2008 |
|
RU2365100C1 |
ФРОНТАЛЬНЫЙ ДОЖДЕВАЛЬНЫЙ АГРЕГАТ | 2012 |
|
RU2520984C2 |
Изобретение относится к механизации полива дождеванием и может быть использовано на колесных перекатываемых трубопроводах. Дождеватель выполнен секционным. Он снабжен дождевальными насадками, колесными опорами, приводом, размещенным в середине центральной секции, и муфтами для соединения секций. В каждой секции водоподводящий трубопровод выполнен из полиэтиленовых труб низкого давления. Трубы последовательно соединены муфтами. Водоподводящий трубопровод размещен в полости несущего элемента. Он образован С-образными гнутыми профилями. Концы профилей взаимно соединены фланцами. Длина несущего элемента 11720 мм. Ступица каждой колесной опоры охватывает несущий элемент. Дождевальные насадки соединены с водопроводящим трубопроводом посредством ниппелей. Ниппели размещены между полками смежных С-образных гнутых профилей несущего элемента. Каждое крыло, соединенное с центральной секцией, имеет муфту предельного момента. Конструкция широкозахватного дождевателя данной конструкции повысит срок службы и упростит конструкцию поливного трубопровода. 4 ил.
Широкозахватный колесный дождеватель, выполненный секционным и снабженный дождевальными насадками, колесными опорами, приводом, размещенным в середине центральной секции, и муфтами для соединения секций, отличающийся тем, что в каждой секции водоподводящий трубопровод выполнен из полиэтиленовых труб низкого давления, соединенных последовательно муфтами, и размещен в полости несущего элемента, образованного С-образными гнутыми профилями, концы которых связаны фланцами, при этом ступица каждой колесной пары охватывает несущий элемент, а дождевальные насадки соединены с водоподводящим трубопроводом посредством ниппелей, размещенных между полками смежных С-образных гнутых профилей несущего элемента, при этом каждое крыло, соединенное с центральной секцией, снабжено муфтой предельного момента.
Колесный дождевальный трубопровод | 1986 |
|
SU1402297A1 |
Дождевальная установка | 1981 |
|
SU1007612A1 |
Многоопорная дождевальная машина | 1978 |
|
SU721033A1 |
Авторы
Даты
2005-04-27—Публикация
2003-11-17—Подача