Изобретение относится к строительно-дорожным машинам и, в частности, к оборудованию бульдозеров, применяемых для ремонта грунтовых дорог. Характерная особенность ремонтного состояния таких дорог - наличие на проезжей части наезженной глубокой колеи с выпуклостями грунта по ее краям, препятствующим движению транспорта.
Известно устройство бульдозерного оборудования (А.с. СССР №1222769, кл. Е 02 F 3/76, БИ №13, 1986; Баловнев В.И. Дорожно-строительные машины с рабочими органами интенсифицирующего действия. М.: машиностроение, 1981), включающего универсальную толкающую раму и расположенный впереди нее шарнирно закрепленный отвал, который посредством соединительных механизмов может устанавливаться под углом к раме в горизонтальной и вертикальной плоскостях. При помощи такого устройства при ремонте дорог грунт последовательно смещается: сначала от каждого края дороги к центру, затем планировочными проходами от центра к краям. Недостаток такого устройства заключается в том, что значительная часть грунта срезается и перемещается нерационально. При этом бульдозер выполняет большое количество проходов.
Известно устройство рабочего органа бульдозера-путепрокладчика, включающее толкающую раму и составной двухсекционный шарнирно сочлененный отвал с механизмами для регулирования положения секций (А.с. СССР №371316, кл. е 02 f 3/76, БИ №12, 1973). Такое стройство позволяет получить различные комбинации отвала: прямого, косоустановленного и совкового. Однако применение такого отвала на ремонте грунтовых дорог не дает должного эффекта, поскольку при любой комбинации его секций затрачивается лишняя работа на перемещение грунта от краев дороги к центру и обратно, а также вдоль дороги.
Известно устройство бульдозерного оборудования (А.с. СССР №1130674, кл. Е 02 F 3/76, БИ №47, 1990), включающего толкающую навеску в виде рамы с жестко соединенными звеньями, а также шарнирно связанными между собой тремя секциями: средней неповоротной и двух боковых поворотных (в плане) секций. при этом средняя секция обрудуется выдвижным ножом. Все секции установлены внутри рамы и за счет навески могут создавать комбинации прямого и совкового отвалов.
Недостаток такого устройства аналогичен отмеченному выше для двухсекционного отвала - нерациональное перемещение грунта и по этой причине лишняя затрачиваемая работа при ремонте грунтовых дорог.
Наиболее близким техническим решением к предлагаемому устройству является один из вариантов конструкции рабочего органа отвального типа, предназначенного для исследования процессов копания (А.с. СССР №1548351, кл. Е 02 F 3/76, опубл. 1990, фиг.12, 13). Устройство включает среднюю неподвижную секцию, закрепленную жестко впереди дополнительной (монтажной) рамы, и две боковые Г-образные секции, закрепленные шарнирно на торцах средней секции с возможностью их поворота в горизонтальной плоскости.
Недостаток такого устройства применительно к условиям ремонта грунтовых дорог заключается в том, что грунт, срезаемый с краев дороги, смещается на центральную полосу, что в дальнейшем потребует его возвращения вновь на края дороги. При этом центральная полоса дороги отвалом не разрабатывается, поскольку средняя секция не соприкасается с поверхностью грунта и, следовательно, не выполняет функцию отвала. Поэтому такое устройство в зависимости от положения боковых секций может применяться или в качестве валкователя, или в качестве прямого отвала.
Цель изобретения - повышение эффективности бульдозера на ремонте грунтовых дорог путем рационального перемещения грунта.
Эта цель достигается тем, что оборудование включает три не зависимые друг от друга отвальные секции, установленные снизу толкающей рамы. При этом средняя секция закреплена неподвижно на поперечной балке рамы, а две боковые секции установлены шарнирно на краях рамы с возможностью поворота в горизонтальной плоскости.
Это позволяет при работе бульдозера с повернутыми боковыми секциями за один проход смещать грунт одновременно от краев и от центра дороги в зону ее наибольшей деформации.
Конструкция предлагаемого бульдозерного оборудования изображена на фиг.1 - вид спереди, фиг.2 - вид сверху (с прямо установленными боковыми секциями), фиг.3 - разрез А-А, фиг.4 - разрез В-В, фиг.5 - вид сверху (с симметрично повернутыми боковыми секциями), фиг.6 - то же (с ассимметрично повернутыми боковыми секциями), фиг.7 - с одной повернутой боковой секцией, фиг.8, 9, 10 - соответственно прямоугольная, сферическая и клинообразная формы режущих элементов средней секции.
Оборудование включает толкающую раму, состоящую из поперечной 1 и двух продольных балок 2, среднюю неподвижную отвальную секцию 3, две боковые отвальные секции 4, вертикальные оси 5 для крепления к раме боковых секций, гидроцилиндры 6 управления боковыми секциями. Все три секции установлены снизу рамы и независимы друг от друга, при этом средняя секция 3 закреплена неподвижно к поперечной балке 1 рамы и может быть выполнена съемной. Боковые секции 4 посредством осей 5 установлены на концах поперечной балки 1 в узлах соединения ее с продольными балками 2 с возможностью поворота в горизонтальной плоскости.
При помощи гидроцилиндров 6 боковые секции 4 поворачиваются под рамой независимо от средней секции 3 и могут занимать различные положения (фиг.2, 5, 6, 7).
При работе бульдозера с симметрично повернутыми боковыми секциями назад (фиг.5) грунт одновременно срезается с краев и с центральной полосы дороги и поступает в зону ее наибольшей деформации, т.е. в колеи, и при этом указывается движителем базовой машины.
В зависимости от различного состояния дороги боковые секции могут располагаться асимметрично (фиг.6, 7), что позволяет в каждом конкретном случае подбирать наиболее оптимальный режим работы с наиболее рациональным смещением грунта в стороны.
При прямом расположении боковых секций (фиг.2) бульдозер сможет применяться для окончательной планировки и профилирования дороги. Для этой цели ножи боковых секций 4 могут иметь продольные скосы под углом α.
Для выбора наиболее оптимального режима резания в зависимости от прочности грунта могут применяться сменные средние секции с различной конфигурацией режущих элементов: прямоугольной (фиг.8) - для слабых грунтов, криволинейной (фиг.9) - для прочных грунтов.
При ремонте дорог, заросших кустарником, может применяться средняя секция с клинообразными ножами (фиг.10) при косоустановленных боковых секциях (фиг.5).
В зимний период данное оборудование может использоваться для очистки дорог от снега как с прямоустановленными боковыми секциями, так и с повернутыми, например, для создания валков для шнекороторного снегоочистителя.
Таким образом, данное оборудование позволяет повысить эффективность применения бульдозера на ремонте грунтовых дорог путем снижения трудозатрат и, следовательно, себестоимости производства работ. Вместе с тем расширяются и функциональные возможности бульдозера.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
РАБОЧЕЕ ОБОРУДОВАНИЕ ОТВАЛЬНОГО ТИПА | 1992 |
|
RU2034115C1 |
БУЛЬДОЗЕРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ | 2010 |
|
RU2468153C2 |
Отвал террасера | 1990 |
|
SU1838512A3 |
БУЛЬДОЗЕР | 1990 |
|
RU2018575C1 |
РАБОЧЕЕ БУЛЬДОЗЕРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ | 2019 |
|
RU2712829C1 |
БУЛЬДОЗЕРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ | 1989 |
|
RU2016171C1 |
Рабочее оборудование бульдозера | 1979 |
|
SU881214A1 |
РАБОЧИЙ ОРГАН БУЛЬДОЗЕРА | 1992 |
|
RU2066723C1 |
Бульдозерное оборудование | 1990 |
|
SU1808923A1 |
РАБОЧИЙ ОРГАН БУЛЬДОЗЕРА | 2011 |
|
RU2459910C1 |
Изобретение относится к строительно-дорожным машинам и, в частности, к оборудованию бульдозеров, применяемых для ремонта грунтовых дорог. Бульдозерное оборудование включает толкающую раму, среднюю и боковые отвальные секции. Средняя и боковые отвальные секции установлены снизу толкающей рамы независимо друг от друга. Средняя секция закреплена неподвижно на поперечной балке рамы. Боковые секции установлены шарнирно на ее краях с возможностью поворота в горизонтальной плоскости. Повышается производительность бульдозера. 10 ил.
Бульдозерное оборудование, включающее толкающую раму, среднюю и боковые отвальные секции, отличающееся тем, что средняя и боковые отвальные секции установлены снизу толкающей рамы независимо друг от друга, при этом средняя секция закреплена неподвижно на поперечной балке рамы, а боковые секции установлены шарнирно на ее краях с возможностью поворота в горизонтальной плоскости.
Рабочий орган бульдозера | 1988 |
|
SU1548351A1 |
Авторы
Даты
2004-09-20—Публикация
2003-05-19—Подача