Изобретение относится к строительно-дорожным машинам, а именно к землеройно-транспортным машинам типа бульдозеров.
Известно бульдозерное оборудование, включающее отвал, выполненный из расположенных одна над другой шарнирно сочлененных секций, подкосы, гидроцилиндры управления секций и тяги.
Недостатком этой конструкции является невозможность изменения угла поперечного перекоса, что ограничивает технологические возможности бульдозерного оборудования.
Наиболее близким к изобретению является бульдозер, включающий базовый трактор, отвал, выполненный из секций, соединенных между собой посредством одноосного шарнира, толкающую раму, соединенную с отвалом посредством сферического шарнира, раскосы и толкатели и гидроцилиндры подъема и опускания отвала (прототип).
Данная конструкция обеспечивает работу отвала как с поперечным перекосом, так и с поворотом его в плане, что расширяет технологические возможности бульдозерного оборудования. Однако крепление отвала к базовому трактору посредством толкающей рамы, раскосов и толкателей усложняет конструкцию и обуславливает увеличение ее металлоемкости.
Целью изобретения является упрощение конструкции и снижение ее металлоемкости.
Указанная цель достигается тем, что верхняя секция отвала жестко закреплена на раме базового трактора, а нижняя при помощи гидроцилиндров управления соединена с ходовыми тележками, кинематически связанными с рамой базового трактора. При этом верхняя секция отвала жестко закреплена на раме базового трактора посредством шарниров, раскосов и толкателей, а кинематическая связь рамы и ходовых тележек трактора выполнена в виде гидроцилиндров. Шарнир, соединяющий верхнюю секцию отвала с рамой трактора, выполнен сферическим. Кроме того, верхняя секция может быть жестко закреплена на раме трактора посредством универсального шарнира и раскосов.
По сравнению с прототипом в предлагаемой конструкции верхняя секция отвала жестко закреплена на раме базового трактора, а нижняя посредством гидроцилиндров соединена с его ходовыми тележками. При этом ходовые тележки кинематически связаны с рамой базового трактора.
Такая конструкция крепления бульдозерного оборудования позволяет перераспределить рабочие нагрузки между элементами отвала. При этом основную нагрузку несет рама базового трактора, что приводит к сокращению металлоемких элементов (толкающей рамы) бульдозерного оборудования и доказывает соответствие данного технического решения критерию "существенные отличия".
На фиг. 1 изображен бульдозер, вид сбоку; на фиг. 2 - бульдозер при перекосе отвала, вид спереди; на фиг. 3 - бульдозер с повернутым отвалом в плане, вид сверху; на фиг. 4 - бульдозер, верхняя секция которого соединена с рамой базового трактора универсальным шарниром, одна из осей которого горизонтальна, вид сбоку; на фиг. 5 - то же, при этом одна из осей универсального шарнира вертикальна.
Бульдозер включает в себя базовый трактор 1 с полужесткой подвеской, состоящей из рамы 2 и ходовых тележек 3. Каждая ходовая тележка 3 соединена с рамой 2 посредством гидроцилиндров 4. Отвал бульдозера состоит из верхней 5 и нижней 6 секций, соединенных между собой одноосным шарниром 7. Верхняя секция 5 при помощи сферического шарнира 8, раскосов 9 и толкателей 10 жестко закреплена на раме 2 базового трактора 1. Раскосы 9 и толкатели 10 соединены с рамой 2 посредством сферических или универсальных шарниров 11. При этом раскосы 9 выполнены регулируемыми.
Нижняя секция 6 отвала связана с ходовыми тележками 3 гидроцилиндрами 12 при помощи сферических или универсальных шарниров 13 (фиг. 1-3).
Верхняя секция 5 может крепиться к раме 2 посредством универсального шарнира 14 и раскосов 9, выполненных в виде гидроцилиндров (фиг. 4 и 5). Универсальный шарнир 14 состоит из двух одноосных, ось одного из которых горизонтальна и расположена в продольной плоскости бульдозера, а ось другого - в поперечной (фиг. 4). Кроме того, одна из осей универсального шарнира 14 может быть выполнена вертикальной (фиг. 5).
Бульдозер работает следующим образом.
Перекос отвала в вертикальной плоскости достигается изменением длины одного раскоса 9 или обоих в разном направлении. Заглубление отвала производится при движении рамы 2 вниз относительно ходовых тележек 3 при помощи гидроцилиндров 4. Подъем отвала выше опорной поверхности трактора 1 осуществляется путем поворота нижней секции 6 относительно шарнира 7 (фиг. 1 и 2). Поворот отвала в плане достигается соответствующей перестановкой толкателей 10 вдоль рамы 2 (фиг. 3).
Таким образом, при жестком закреплении верхней секции 5 на раме 2 базового трактора 1 упрощается конструкция бульдозерного оборудования и снижается ее металлоемкость.
Указанное преимущество предлагаемой конструкции достигается и при закреплении верхней секции 5 отвала на раме 2 посредством универсального шарнира 14 и раскосов 9 и поворотом верхней секции 5 относительно горизонтальной оси универсального шарнира 14, расположенной в продольной плоскости бульдозера (фиг. 5).
Поворот отвала в плане (фиг. 5) реализуется путем вращения секций 5 и 6 вокруг вертикальной оси универсального шарнира 14 под действием раскосов 9 и гидроцилиндров 12.
Дополнительным преимуществом предлагаемой конструкции бульдозерного оборудования является возможность изменения углов резания в процессе копания и уменьшение налипания грунта на отвальные поверхности при относительном движении верхней 5 и нижней 6 секций отвала.
Таким образом, новое бульдозерное оборудование проще по конструкции и имеет меньшую массу, что дает народному хозяйству значительный экономический эффект при минимальных трудозатратах на его производство. При этом расширяются технологические возможности бульдозера (работа с перекосом отвала и с его поворотом в плане), улучшаются его эргономические характеристики (обзорность, уменьшаются транспортные габариты), снижается вероятность налипания грунта на отвальные поверхности и повышается адаптация бульдозерного оборудования к различным грунтовым условиям.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Бульдозер | 1980 |
|
SU988993A1 |
Бульдозер | 1984 |
|
SU1245661A1 |
Бульдозерное оборудование | 1978 |
|
SU903489A1 |
Бульдозерный агрегат | 1985 |
|
SU1317070A1 |
БУЛЬДОЗЕР С ВЫДВИЖНЫМ ОТВАЛОМ | 2011 |
|
RU2476645C1 |
Бульдозерное оборудование | 1988 |
|
SU1712543A1 |
Бульдозер | 1986 |
|
SU1442614A1 |
Рабочее оборудование гидравлического бульдозера | 2017 |
|
RU2652781C1 |
Бульдозерное оборудование | 1988 |
|
SU1700154A1 |
Бульдозер | 1985 |
|
SU1323669A1 |
Использование: землеройно-транспортные машины типа бульдозеров. Сущность изобретения: отвал выполнен из шарнирно соединенных между собой верхней и нижней секций. Нижняя секция соединена с ходовыми тележками гидроцилиндрами управления. Верхняя секция жестко закреплена на раме трактора шарниром, раскосами и толкателями. Шарнир соединения верхней секции с рамой - сферический. Ходовые тележки связаны с рамой дополнительными гидроцилиндрами. 5 ил.
БУЛЬДОЗЕР, включающий трактор с полужесткой подвеской, состоящей из рамы и ходовых тележек, отвал, выполненный из шарнирно соединенных между собой верхней и нижней секций, смонтированных на тракторе гидроцилиндрами управления, раскосами и толкателями, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции, нижняя секция отвала соединена с ходовыми тележками гидроцилиндрами управления, верхняя секция отвала жестко закреплена на раме трактора посредством шарнира раскосов и толкателей, при этом шарнир соединения верхней секции с рамой трактора выполнен сферическим, а ходовые тележки связаны с рамой посредством дополнительных гидроцилиндров.
Бульдозер | 1986 |
|
SU1442614A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
1994-08-30—Публикация
1990-01-25—Подача