ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА ДЛЯ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ ВЫСОКОЙ ЗАПЫЛЕННОСТИ Российский патент 2004 года по МПК H02K5/20 H02K1/32 H02K9/26 

Описание патента на изобретение RU2236741C1

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при проектировании электрических машин для наземного транспорта.

Известны электрические машины, первая из которых содержит вентилятор, установленный на валу машины, и фильтры, через них охлаждающий воздух проходит в машину, а вторая содержит вентилятор, установленный за подшипниковым щитом машины, который создает в машине разрежение, вследствие чего воздух поступает в машину, через которую проходит сквозь, а затем вентилятором выталкивается наружу [1].

Недостатки приведенных конструкций

- для первой конструкции:

1) пониженная эксплуатационная надежность фильтров, требующих регулярной чистки и, следовательно, размещения такой электрической машины только в доступном для технического обслуживания месте;

2) обеспечение режима очистки охлаждающего воздуха только при вращении машины;

- для второй конструкции:

1) необходимость подведения чистого от абразивной пыли воздуха, которая опасна для работы щеточно-коллекторного узла и обмоток.

Наиболее близким техническим решением к предлагаемому изобретению (по общим элементам для очистки входящего в машину воздуха) является электрическая машина для работы в условиях высокой запыленности, содержащая вентилятор-пылеотделитель, рабочее колесо которого установлено на валу машины в зоне подшипникового щита, который с его внутренней стороны снабжен кольцевым выступом, размещенным в зоне рабочего колеса вентилятора, причем в кольцевом выступе выполнены равномерно по всей окружности в радиальном направлении каналы, между которыми размещены сквозные осевые каналы для прохода чистого воздуха [2].

В этой машине при вращении рабочего колеса вентилятора-пылеотделителя воздух через вентиляционные окна подшипникового щита засасывается в вентилятор-пылеотделитель, где разделяется под действием центробежных и кориолисовых сил на загрязненный воздух, выбрасываемый радиально наружу через каналы кольцевого выступа, и чистый, поступающий по осевым каналам для охлаждения машины.

Недостатками данного технического решения являются:

1) отсутствие канала для использования загрязненного воздуха для охлаждения электрической машины, что снижает допустимые удельные электрические нагрузки машины и, следовательно, влияет на ее габариты и массу;

2) обеспечение режима очистки охлаждающего воздуха только при вращении машины.

Технический результат заключается в создании условий для проектирования электрической машины с повышенными удельными электрическими нагрузками для работы в условиях повышенной запыленности за счет конструктивного выполнения в ее узлах устройства для разделения охлаждающего воздуха, вследствие инерционности частиц пыли, на чистый, поступающий для охлаждения обмоток и щеточно-коллекторного узла, и загрязненный, поступающий помимо них по каналу, выполняемому в валу, для охлаждения якоря.

Технический результат достигается тем, что в известной электрической машине, содержащей вентилятор-пылеотделитель, размещенный в зоне подшипникового щита, который с его внутренней стороны снабжен кольцевым выступом, размещенным в зоне рабочего колеса вентилятора, причем в кольцевом выступе выполнены равномерно по всей окружности в радиальном направлении каналы, между которыми размещены сквозные осевые каналы для прохода чистого воздуха, пылеотделитель выполнен в виде указанного кольцевого выступа, в котором дополнительно выполнена перпендикулярно осям радиальных каналов кольцевая проточка для отделения чистого воздуха, длина которой составляет 0,9-0,95 расстояния между внутренней поверхностью одного из двух подшипниковых щитов и торцевой активной частью якоря, на диаметре которого она расположена, причем кольцевой выступ размещен в зоне вала, который выполнен с центральной полостью, имеющей в стенке на наиболее удаленном от торца конце, который выполнен глухим, указанные радиальные каналы для прохода загрязненного воздуха, а рабочее колесо вентилятора размещено в зоне кольцевого выступа второго подшипникового щита, в котором его целесообразно выполнить с наружной стороны, целесообразно также для увеличения поверхности охлаждения в полости вала разместить теплопроводящий стержень с ребрами, диаметр описанной окружности по вершинам которых составляет 0,98-0,99 внутреннего диаметра вала, или часть вала выполнить в виде стержня с ребрами и их вершины разместить в пазах пакета якоря.

На чертеже показано продольное сечение электрической машины. Электрическая машина содержит средство вентиляции 1, якорь 2, подшипниковые щиты 3 и 4.

Охлаждающий воздух под напором вентилятора 1 проходит через радиальные каналы кольцевого выступа подшипникового щита 3, где чистый воздух отделяется в проточку и далее проходит в сквозные осевые каналы над активной частью якоря 2 и выносится к вентилятору 1, а загрязненный, вследствие инерционности частиц пыли, проходит через радиальные каналы в стенке полости вала и под напором вентилятора выносится также к вентилятору 1, которым выталкивается наружу через радиальные каналы кольцевого выступа подшипникового щита 4 (направление движения воздуха обозначено стрелками) [3].

Таким образом, техническим решением достигнут положительный эффект, заключающийся в размещении в конструкции электрической машины устройства для очистки входящего охлаждающего воздуха, содержащего абразивную пыль, и канала для прохода загрязненного воздуха для охлаждения якоря помимо щеточно-коллекторного узла и обмоток, что позволяет при проектировании машины увеличивать удельные электрические нагрузки, применять полый вал для снижения момента инерции якоря и осуществлять безнадзорную эксплуатацию электрической машины.

Предлагаемая конструкция выполнена в электродвигателе постоянного тока типа ЭДМ, проведены испытания образца. Результаты испытаний подтверждают эффективность и целесообразность применения предлагаемой конструкции для массового производства электрических машин.

Источники информации

1. Алексеев А.Е. Конструкция электрических машин. М.-Л.: Госэнергоиздат, 1958, стр.41, 50.

2. Авторское свидетельство СССР №413580 А1, Н 02 К 9/26, 5/20, 1974, БИ №4 (прототип).

3. Степанов Г.Ю. Зицер И.М. Инерционные воздухоочистители. М.: Машиностроение, 1986, стр.59.

Похожие патенты RU2236741C1

название год авторы номер документа
КОЛЛЕКТОРНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ 2013
  • Палей Алексей Алексеевич
RU2545510C2
Коллекторная реверсивная электрическая машина 1986
  • Бянюшис Леонас Леоно
  • Древинскас Стасис Юозович
  • Ковас Антанас Ионович
  • Краскадомскис Римвидас Стасевич
  • Маргайтис Витас-Брониславас Винцович
  • Чесонис Витаутас Ионович
SU1379882A1
Электрическая машина со встроенными полупроводниковыми элементами 1971
  • Акимов Сергей Валентинович
  • Николаев Юрий Диомидович
  • Пешель Галина Михайловна
  • Разгуляев Борис Васильевич
  • Пешель Вадим Игоревич
SU478395A1
СИСТЕМА ОЧИСТКИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1991
  • Парфенов Е.Е.
  • Платонов Н.Л.
  • Чибисова М.В.
  • Плешанов А.А.
RU2044143C1
КОМБИНИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ЗАКРЫТОЙ ИНДУКТОРНОЙ МАШИНЫ 2016
  • Андреев Александр Самуилович
  • Окунеева Надежда Анатольевна
  • Рудин Виктор Геннадьевич
  • Русаков Анатолий Михайлович
  • Соломин Александр Николаевич
  • Шатов Виталий Александрович
RU2695320C1
Гибридная электрическая машина-генератор 2016
  • Попов Сергей Анатольевич
  • Попов Максим Сергеевич
  • Михед Александра Игоревна
RU2633377C1
ЯВНОПОЛЮСНАЯ КОЛЛЕКТОРНАЯ МАГНИТОЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА 2010
  • Чернухин Владимир Михайлович
  • Чернухин Александр Владимирович
  • Чернухин Андрей Владимирович
RU2414797C1
КОЛЛЕКТОРНАЯ МАГНИТОЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ПОЛЮСНЫМ ЯКОРЕМ 2009
  • Чернухин Владимир Михайлович
RU2390088C1
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ЖИДКОСТНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ СТАТОРА 2004
  • Кравченко Александр Игнатьевич
  • Матвеев Лев Иванович
  • Федоренко Римма Ивановна
RU2283525C2
ОДНОМАШИННАЯ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ТРАНСМИССИЯ 2011
  • Шарутин Федор Валентинович
RU2466036C1

Реферат патента 2004 года ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА ДЛЯ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ ВЫСОКОЙ ЗАПЫЛЕННОСТИ

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при проектировании электрических машин для наземного транспорта. Сущность изобретения состоит в следующем. Электрическая машина содержит вентилятор и пылеотделитель, размещенные в зоне подшипниковых щитов, снабженных кольцевыми выступами с радиальными каналами. Согласно изобретению, пылеотделитель выполнен в виде внутреннего кольцевого выступа, в котором дополнительно перпендикулярно осям радиальных каналов выполнена кольцевая проточка для отделения чистого воздуха. При этом кольцевой выступ размещен в зоне вала, который выполнен с центральной полостью, имеющей в стенке радиальные каналы для прохода загрязненного воздуха, а кольцевой выступ, в зоне которого размещен вентилятор, выполнен с наружной стороны второго подшипникового щита. Технический результат, на который направлено изобретение, - использование для охлаждения якоря не только чистого, но и загрязненного воздуха, помимо чистого воздуха, поступающего для охлаждения обмоток и щеточно-коллекторного узла. 4 з.п.ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 236 741 C1

1. Электрическая машина, содержащая вентилятор-пылеотделитель, размещенный в зоне подшипникового щита, который с его внутренней стороны снабжен кольцевым выступом, размещенным в зоне рабочего колеса вентилятора, причем в кольцевом выступе выполнены равномерно по всей окружности в радиальном направлении каналы, между которыми размещены сквозные осевые каналы для прохода чистого воздуха, отличающаяся тем, что пылеотделитель выполнен в виде указанного кольцевого выступа, в котором дополнительно выполнена перпендикулярно осям радиальных каналов кольцевая проточка для отделения чистого воздуха, длина которой составляет 0,9-0,95 расстояния между внутренней поверхностью одного из двух подшипниковых щитов и торцевой активной частью якоря, на диаметре которого она расположена, причем кольцевой выступ размещен в зоне вала, который выполнен с центральной полостью, имеющей в стенке на наиболее удаленном от торца конце, который выполнен глухим, указанные радиальные каналы для прохода загрязненного воздуха, а рабочее колесо вентилятора размещено в зоне кольцевого выступа второго подшипникового щита.2. Электрическая машина по п.1, отличающаяся тем, что подшипниковый щит, в зоне которого размещено рабочее колесо вентилятора, снабжен указанным кольцевым выступом с его наружной стороны.3. Электрическая машина по п.1 или 2, отличающаяся тем, что дополнительно содержит стержень, который по всей длине снабжен, по меньшей мере, парой ребер, при этом расположенных диаметрально, наружный диаметр которых составляет 0,98-0,99 внутреннего диаметра вала.4. Электрическая машина по п.3, отличающаяся тем, что стержень выполнен из алюминия.5. Электрическая машина по любому из п.1 или 3, отличающаяся тем, что вал выполнен в виде стержня с ребрами в зоне пакета якоря, внутренней поверхностью которого ограничена полость.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2004 года RU2236741C1

1971
SU413580A1
Трубчатый воздушный экономайзер 1929
  • Стакин С.В.
SU23535A1
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА 2000
  • Русаковский А.М.
  • Балкинд О.Я.
  • Вахитов Ю.Г.
  • Горелик Л.В.
  • Деснер О.Г.
  • Кравчик А.Э.
  • Крутояров А.В.
  • Петров С.В.
  • Пискунов С.В.
RU2173018C1
Электрическая машина с воздушным охлаждением 1983
  • Усов Павел Васильевич
  • Евграфов Борис Иванович
  • Никитина Ирина Александровна
  • Игнатов Владимир Константинович
  • Орлов Борис Петрович
  • Зибров Анатолий Михайлович
  • Михайлов Евгений Федорович
SU1104618A1
Электрическая машина 1984
  • Тубис Яков Борисович
  • Фанарь Михаил Саулович
  • Радин Владимир Исакович
  • Воробьева Ираида Александровна
  • Капалина Злата Анатольевна
SU1179483A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРИСОЕДИНЕНИЯ ТРУБОПРОВОДОВ 1972
SU427208A1
US 5214325 А, 25.05.1993
АЛЕКСЕЕВ А.Е
Конструкция электрических машин
- М.-Л.: Госэнергоиздат, 1958, с.41, 50
СТЕПАНОВ Г.Ю., ЗИЦЕР И.М
Инерционные воздухоочистители
- М.: Машиностроение, 1986, с.59.

RU 2 236 741 C1

Авторы

Захарова Н.А.

Паньшин Г.А.

Даты

2004-09-20Публикация

2002-11-27Подача