Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при проектировании электрических машин для наземного транспорта.
Известны электрические машины, первая из которых содержит вентилятор, установленный на валу машины, и фильтры, через них охлаждающий воздух проходит в машину, а вторая содержит вентилятор, установленный за подшипниковым щитом машины, который создает в машине разрежение, вследствие чего воздух поступает в машину, через которую проходит сквозь, а затем вентилятором выталкивается наружу [1].
Недостатки приведенных конструкций
- для первой конструкции:
1) пониженная эксплуатационная надежность фильтров, требующих регулярной чистки и, следовательно, размещения такой электрической машины только в доступном для технического обслуживания месте;
2) обеспечение режима очистки охлаждающего воздуха только при вращении машины;
- для второй конструкции:
1) необходимость подведения чистого от абразивной пыли воздуха, которая опасна для работы щеточно-коллекторного узла и обмоток.
Наиболее близким техническим решением к предлагаемому изобретению (по общим элементам для очистки входящего в машину воздуха) является электрическая машина для работы в условиях высокой запыленности, содержащая вентилятор-пылеотделитель, рабочее колесо которого установлено на валу машины в зоне подшипникового щита, который с его внутренней стороны снабжен кольцевым выступом, размещенным в зоне рабочего колеса вентилятора, причем в кольцевом выступе выполнены равномерно по всей окружности в радиальном направлении каналы, между которыми размещены сквозные осевые каналы для прохода чистого воздуха [2].
В этой машине при вращении рабочего колеса вентилятора-пылеотделителя воздух через вентиляционные окна подшипникового щита засасывается в вентилятор-пылеотделитель, где разделяется под действием центробежных и кориолисовых сил на загрязненный воздух, выбрасываемый радиально наружу через каналы кольцевого выступа, и чистый, поступающий по осевым каналам для охлаждения машины.
Недостатками данного технического решения являются:
1) отсутствие канала для использования загрязненного воздуха для охлаждения электрической машины, что снижает допустимые удельные электрические нагрузки машины и, следовательно, влияет на ее габариты и массу;
2) обеспечение режима очистки охлаждающего воздуха только при вращении машины.
Технический результат заключается в создании условий для проектирования электрической машины с повышенными удельными электрическими нагрузками для работы в условиях повышенной запыленности за счет конструктивного выполнения в ее узлах устройства для разделения охлаждающего воздуха, вследствие инерционности частиц пыли, на чистый, поступающий для охлаждения обмоток и щеточно-коллекторного узла, и загрязненный, поступающий помимо них по каналу, выполняемому в валу, для охлаждения якоря.
Технический результат достигается тем, что в известной электрической машине, содержащей вентилятор-пылеотделитель, размещенный в зоне подшипникового щита, который с его внутренней стороны снабжен кольцевым выступом, размещенным в зоне рабочего колеса вентилятора, причем в кольцевом выступе выполнены равномерно по всей окружности в радиальном направлении каналы, между которыми размещены сквозные осевые каналы для прохода чистого воздуха, пылеотделитель выполнен в виде указанного кольцевого выступа, в котором дополнительно выполнена перпендикулярно осям радиальных каналов кольцевая проточка для отделения чистого воздуха, длина которой составляет 0,9-0,95 расстояния между внутренней поверхностью одного из двух подшипниковых щитов и торцевой активной частью якоря, на диаметре которого она расположена, причем кольцевой выступ размещен в зоне вала, который выполнен с центральной полостью, имеющей в стенке на наиболее удаленном от торца конце, который выполнен глухим, указанные радиальные каналы для прохода загрязненного воздуха, а рабочее колесо вентилятора размещено в зоне кольцевого выступа второго подшипникового щита, в котором его целесообразно выполнить с наружной стороны, целесообразно также для увеличения поверхности охлаждения в полости вала разместить теплопроводящий стержень с ребрами, диаметр описанной окружности по вершинам которых составляет 0,98-0,99 внутреннего диаметра вала, или часть вала выполнить в виде стержня с ребрами и их вершины разместить в пазах пакета якоря.
На чертеже показано продольное сечение электрической машины. Электрическая машина содержит средство вентиляции 1, якорь 2, подшипниковые щиты 3 и 4.
Охлаждающий воздух под напором вентилятора 1 проходит через радиальные каналы кольцевого выступа подшипникового щита 3, где чистый воздух отделяется в проточку и далее проходит в сквозные осевые каналы над активной частью якоря 2 и выносится к вентилятору 1, а загрязненный, вследствие инерционности частиц пыли, проходит через радиальные каналы в стенке полости вала и под напором вентилятора выносится также к вентилятору 1, которым выталкивается наружу через радиальные каналы кольцевого выступа подшипникового щита 4 (направление движения воздуха обозначено стрелками) [3].
Таким образом, техническим решением достигнут положительный эффект, заключающийся в размещении в конструкции электрической машины устройства для очистки входящего охлаждающего воздуха, содержащего абразивную пыль, и канала для прохода загрязненного воздуха для охлаждения якоря помимо щеточно-коллекторного узла и обмоток, что позволяет при проектировании машины увеличивать удельные электрические нагрузки, применять полый вал для снижения момента инерции якоря и осуществлять безнадзорную эксплуатацию электрической машины.
Предлагаемая конструкция выполнена в электродвигателе постоянного тока типа ЭДМ, проведены испытания образца. Результаты испытаний подтверждают эффективность и целесообразность применения предлагаемой конструкции для массового производства электрических машин.
Источники информации
1. Алексеев А.Е. Конструкция электрических машин. М.-Л.: Госэнергоиздат, 1958, стр.41, 50.
2. Авторское свидетельство СССР №413580 А1, Н 02 К 9/26, 5/20, 1974, БИ №4 (прототип).
3. Степанов Г.Ю. Зицер И.М. Инерционные воздухоочистители. М.: Машиностроение, 1986, стр.59.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КОЛЛЕКТОРНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ | 2013 |
|
RU2545510C2 |
Коллекторная реверсивная электрическая машина | 1986 |
|
SU1379882A1 |
Электрическая машина со встроенными полупроводниковыми элементами | 1971 |
|
SU478395A1 |
СИСТЕМА ОЧИСТКИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1991 |
|
RU2044143C1 |
КОМБИНИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ЗАКРЫТОЙ ИНДУКТОРНОЙ МАШИНЫ | 2016 |
|
RU2695320C1 |
Гибридная электрическая машина-генератор | 2016 |
|
RU2633377C1 |
ЯВНОПОЛЮСНАЯ КОЛЛЕКТОРНАЯ МАГНИТОЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА | 2010 |
|
RU2414797C1 |
КОЛЛЕКТОРНАЯ МАГНИТОЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ПОЛЮСНЫМ ЯКОРЕМ | 2009 |
|
RU2390088C1 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ЖИДКОСТНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ СТАТОРА | 2004 |
|
RU2283525C2 |
ОДНОМАШИННАЯ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ТРАНСМИССИЯ | 2011 |
|
RU2466036C1 |
Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при проектировании электрических машин для наземного транспорта. Сущность изобретения состоит в следующем. Электрическая машина содержит вентилятор и пылеотделитель, размещенные в зоне подшипниковых щитов, снабженных кольцевыми выступами с радиальными каналами. Согласно изобретению, пылеотделитель выполнен в виде внутреннего кольцевого выступа, в котором дополнительно перпендикулярно осям радиальных каналов выполнена кольцевая проточка для отделения чистого воздуха. При этом кольцевой выступ размещен в зоне вала, который выполнен с центральной полостью, имеющей в стенке радиальные каналы для прохода загрязненного воздуха, а кольцевой выступ, в зоне которого размещен вентилятор, выполнен с наружной стороны второго подшипникового щита. Технический результат, на который направлено изобретение, - использование для охлаждения якоря не только чистого, но и загрязненного воздуха, помимо чистого воздуха, поступающего для охлаждения обмоток и щеточно-коллекторного узла. 4 з.п.ф-лы, 1 ил.
1971 |
|
SU413580A1 | |
Трубчатый воздушный экономайзер | 1929 |
|
SU23535A1 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА | 2000 |
|
RU2173018C1 |
Электрическая машина с воздушным охлаждением | 1983 |
|
SU1104618A1 |
Электрическая машина | 1984 |
|
SU1179483A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРИСОЕДИНЕНИЯ ТРУБОПРОВОДОВ | 1972 |
|
SU427208A1 |
US 5214325 А, 25.05.1993 | |||
АЛЕКСЕЕВ А.Е | |||
Конструкция электрических машин | |||
- М.-Л.: Госэнергоиздат, 1958, с.41, 50 | |||
СТЕПАНОВ Г.Ю., ЗИЦЕР И.М | |||
Инерционные воздухоочистители | |||
- М.: Машиностроение, 1986, с.59. |
Авторы
Даты
2004-09-20—Публикация
2002-11-27—Подача