Предлагаемое изобретение относится к области транспортирования взрывчатых материалов (ВМ) и может быть использовано при перевозке детонирующего шнура (ДТП) всеми видами транспорта, включая авиацию.
Правила перевозки опасных грузов [1; 2] регламентируют способы упаковывания продукции, а международные нормативы [3] определяют методы испытаний и критерии отнесения грузового места к подклассу опасности при перевозке.
Известна упаковка для перевозки ДШ [4], представляющая собой контейнер с двумя рядами вертикально установленных картонных цилиндров. ДШ наматывают “восьмеркой”, попеременно огибая цилиндры каждого ряда; в местах пересечения на одну из ветвей ДШ надевают втулку. Каждый намотанный слой разделяют листом гофрокартона (во избежание соприкосновения ветвей ДШ). При случайном возникновении детонации она будет отсечена в месте пересечения витков, и это грузовое место классифицируют [5] как 1.4D “Взрывчатые материалы, не представляющие значительной опасности”. Однако такая большая по объему упаковка вмещает относительно небольшое количество ДШ, трудоемка при подготовке к отправке и разборке у потребителя. ДШ в этой упаковке не хранят, при поступлении на склад ВМ упаковку разбирают, а ДШ сматывают на барабан (катушку).
Известен другой способ упаковывания ДШ [6], принятый за прототип, при котором его наматывают на опору параллельными витками совместно с пустотелым трубчатым шнуром того же сечения. Расстояние между витками (шаг намотки) выбрано таким, чтобы детонация не передавалась от витка к витку и оболочка шнура не разрушалась при детонации ближайшего витка. При такой схеме намотки, когда витки ДШ разделены инертной трубкой, инициирование взрыва ДШ в любой точке приведет к срабатыванию его по всей длине (в оба конца), находящейся в упаковке. Учитывая, что вместимость одного грузового места с ДШ обычно составляет не менее 500 м, то в пересчете на массу нетто по ВВ это будет свыше 12 кг. Такое грузовое место будет характеризоваться классификационным кодом 1.1.D - “Взрывчатые материалы с опасностью взрыва массой” - и не будет допущено к перевозке авиатранспортом.
Устранение этого недостатка может быть достигнуто в предлагаемом способе упаковывания: ДШ наматывают на цилиндр (барабан) с определенным шагом намотки, который зависит от чувствительности ДШ к инициирующему импульсу. Экспериментальным путем было показано, что:
- для ДШ нормальной чувствительности (например ДШТ-200 по ТУ84-711-83; ДШУ-33-М по ТУ 84-711-83; ДШВ по ГОСТ 6196-78), при которой происходит передача детонации от ДШ к ДШ при соединении внакладку, шаг намотки должен обеспечивать размещение каждого последующего витка ДШ за пределами возможной передачи детонации через влияние, но в пределах зоны уверенного разрушения ДШ. Механизм отсекания ДШ при несанкционированном взрыве действует следующим образом: при взрыве по ДШ движется детонационная волна и одновременно в стороны действуют продукты взрыва, которые разрушают рядом лежащие витки ДШ;
- для ДШ пониженной чувствительности (например ДШТВ 150/800 по ТУ 84-1012-84; ДШТВ-150 по ТУ ДИШВ 773971.020ТУ), при которой передача детонации от ДШ к ДШ возможна только при расположении их торцов встык и достаточной обвязке (закреплении), ДШ наматывают вплотную, виток к витку, и каждую пару рядом лежащих витков обхватывают скобой. Механизм отсекания ДШ действует следующим образом: при взрыве (с торца) по ДШ движется детонационная волна (передачи детонации от ДШ к ДШ не происходит); в месте размещения обхватывающей скобы (С) происходит отсекание (обрыв) ДШ.
Технический результат заявляемого изобретения заключается в увеличении безопасности транспортирования ДШ всеми видами транспорта, включая авиацию, для обеспечения разрушения ДШ при несанкционированном взрыве без передачи детонации от витка к витку.
Для достижения технического результата детонирующий шнур нормальной чувствительности наматывают на барабан с шагом, равным 3-4 его диаметрам, при этом диаметр барабана не менее чем в 15 раз превышает шаг намотки, а детонирующий шнур пониженной чувствительности наматывают на барабан вплотную виток к витку и каждую пару рядом лежащих витков обхватывают скобой, при этом диаметр барабана не менее чем в 15 раз превышает длину обхвата.
Изобретение иллюстрируется фигурами 1 и 2.
Экспериментально установлено, что для обеспечения уверенного отсекания ДШ необходимо.
- для ДШ нормальной чувствительности шаг намотки α должен находиться в пределах 3-4 диаметров d детонирующего шнура, а диаметр барабана D не менее чем в 15 раз должен превышать шаг намотки (фиг.1);
- для ДШ пониженной чувствительности шаг намотки равен диаметру ДШ (витки наматывают вплотную друг к другу), каждую пару рядом лежащих витков обхватывают скобой, а диаметр барабана не менее чем в 15 раз должен превышать длину обхвата 1 (фиг.2).
Таким образом, в предлагаемом способе упаковывания ДШ как нормальной, так и пониженной чувствительности при случайном возникновении детонации в любой точке на длине одного витка произойдет отсекание ДШ; практически это на длине меньше одного метра. В пересчете на массу нетто по ВВ в упаковке с ДШ взорвется меньше 25 г. Такое грузовое место по результатам испытаний будет классифицировано как 1.4D и разрешено к перевозке авиатранспортом, который является единственным способом доставки ВМ для выполнения прострелочных и взрывных работ в северных регионах России. Для увеличения вместимости грузового места возможно упаковывание ДШ в несколько слоев намотки на барабан.
Источники информации
1. Технические инструкции по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху. DOC 9284-AN905. Утверждены Советом ИКАО и изданы по его решению. 1997-1998 гг.
2. Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ). ООН Нью-Йорк и Женева, 1997 г.
3. Рекомендации по перевозке опасных грузов. Испытания и критерии. ООН Нью-Йорк, 1987 г.
4. Патент США №5005694. Опубликован 09.04.91 г.
5. ГОСТ 19433-88. Грузы опасные. Классификация и маркировка.
6. Европейский патент №0382615 В1, МПК F 42 B 39/30.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УПАКОВКА ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ДЕТОНИРУЮЩИХ ШНУРОВ | 1996 |
|
RU2108541C1 |
СПОСОБ ОДНОВРЕМЕННОГО СРАЩИВАНИЯ ЖИЛ ВЫСОКОВОЛЬТНОГО КАБЕЛЯ С ПОМОЩЬЮ МИКРОВЗРЫВА | 1999 |
|
RU2164461C2 |
Промежуточный детонатор | 2023 |
|
RU2814403C1 |
Торпеда фугасная шнуровая | 2019 |
|
RU2698787C1 |
ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ДЕТОНАТОР ИЗ ЭМУЛЬСИОННОГО ВЗРЫВЧАТОГО СОСТАВА | 2018 |
|
RU2691033C1 |
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ГОРНЫХ ПОРОД | 1999 |
|
RU2143096C1 |
ТВЕРДОТОПЛИВНЫЙ СКВАЖИННЫЙ ГАЗОГЕНЕРАТОР | 1990 |
|
RU2018508C1 |
СПОСОБ ПРОВЕРКИ ДЕТОНИРУЮЩЕГО ШНУРА И УПАКОВКА ДЕТОНИРУЮЩЕГО ШНУРА | 2004 |
|
RU2367898C2 |
ДЕТОНИРУЮЩИЙ ШНУР | 2014 |
|
RU2597924C2 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ДЕТОНИРУЮЩЕГО ШНУРА И СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЗРЫВЧАТОГО ВЕЩЕСТВА ДЛЯ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ | 2015 |
|
RU2604748C1 |
Изобретение относится к области военной техники, в частности к транспортированию взрывчатых материалов. Способ включает намотку детонирующего шнура (ДШ) на барабан параллельными витками, при этом ДШ нормальной чувствительности наматывают с шагом, находящимся в пределах 3-4 диаметров ДШ, и диаметр барабана при этом не менее чем в 15 раз превышает шаг намотки. ДШ пониженной чувствительности наматывают на барабан вплотную, виток к витку, и каждую пару рядом лежащих витков обхватывают скобой, диаметр барабана при этом не менее чем в 15 раз превышает длину обхвата. При использовании изобретения увеличивается безопасность транспортирования ДШ всеми видами транспорта. 2 ил.
Способ упаковывания детонирующего шнура для транспортировки, включающий намотку его на барабан параллельными витками, отличающийся тем, что для обеспечения разрушения детонирующего шнура при несанкционированном взрыве без передачи детонации от витка к витку детонирующий шнур нормальной чувствительности наматывают на барабан с шагом, равным 3-4 его диаметрам, при этом диаметр барабана не менее чем в 15 раз превышает шаг намотки, а детонирующий шнур пониженной чувствительности наматывают на барабан вплотную виток к витку и каждую пару рядом лежащих витков обхватывают скобой, при этом диаметр барабана не менее чем в 15 раз превышает длину обхвата.
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЗАМЕЩЁННОЙ АЦИЛТИОМОЧЕВИНЫ | 0 |
|
SU382615A1 |
УПАКОВКА ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ДЕТОНИРУЮЩИХ ШНУРОВ | 1996 |
|
RU2108541C1 |
УЗЕЛ И СПОСОБ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ БЕСПРОВОДНОГО ТЕРМИНАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА МНОЖЕСТВОМ СОТ В КОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ | 2013 |
|
RU2642831C1 |
US 4586602 А, 18.01.1986 | |||
US 5005694 А1, 06.07.1989. |
Авторы
Даты
2004-10-20—Публикация
2003-04-04—Подача