Изобретение относится к инженерной технике, а конкретно к транспортным средствам для перевозки элементов сборно-разборных мостовых конструкций для построения через преграду многопрофильного моста, и может быть использовано в военных операциях, при действиях в аварийных ситуациях и в случае стихийных бедствий, например, в механизированном комплексе, включающем, как минимум, пять транспортировщиков для перевозки элементов мостовой конструкции суммарной длиной до 60 м.
Военным инженерным подразделениям для перевозки большегрузных сборно-разборных мостов придается техника в составе специальных автомобилей-транспортировщиков. При этом закрепление моста на указанных специальных транспортных средствах должно обеспечивать надежную и безопасную его перевозку к месту возведения переправы с минимальной затратой времени на установку, крепление и быстрое рассоединение при разгрузке моста с транспортного средства.
Известно транспортное средство для перевозки двухколейного, секционного, механизированного моста с изменяемым межколейным пространством (см. свидетельство №7952 на полезную модель РФ по заявке №97120498 от 11.12.97 г.), состоящее из тягача и прицепа, связанных дышлом. На рамах тягача и прицепа оборудованы коники, на которых уложен для перевозки двухколейный секционный мост. Коники с обеих сторон имеют ограничительные стойки, которые служат для фиксации от поперечно-боковых перемещений моста. От продольного перемещения мост закреплен на конике тягача талрепами.
Недостатками известного транспортного средства являются:
- низкая проходимость в условиях бездорожья из-за наличия прицепа, не имеющего ведущих колес;
- закрепление моста не исключает "галопирование", то есть подскакивание на конике по вертикали его задней части при движении по неровностям дороги;
- закрепление моста от продольного перемещения только с помощью талрепов, при значительной массе моста не обеспечивает надежной его фиксации и безопасности транспортировки.
Высокая мобильность по дорогам и вне дорог является главным качеством при действиях в аварийных ситуациях, в случае стихийных бедствий и в военных операциях, поэтому известно, что в различных странах для перевозки мостовых конструкций используются штатные большегрузные автомобили и тягачи. Например, перевозка на шести штатных 12-тонных автомобилях "Скания" Р-113 и одном полуприцепе шведского моста FB-48 (Fast Bro-48), имеющего максимальную длину 48 м (см. журнал "Зарубежное военное обозрение", 1997 г., №9, с.26).
В Германии для перевозки складного моста компании "Дорнье" (см. журнал “Soldat und technik”, 1988 г., №3, с.134-137) используются 15-тонные грузовые автомобили повышенной проходимости с шасси на единой раме (без прицепа), что является наиболее близким техническим решением к заявляемому изобретению и принимается за прототип. Элементы моста, которые уложены на погрузочной платформе автомобиля в два яруса, закреплены с помощью гибких связей, выполненных в виде цепей. Закрепление цепями недостаточно надежно, так как они эффективно работают только в вертикальном направлении, оставляя при этом степень свободы для горизонтального перемещения моста, что является существенным недостатком, снижающим безопасность транспортировки, особенно при перевозке тяжелых и габаритных конструкций.
Настоящим изобретением решается задача повышения надежности и безопасности транспортировки элементов мостовой конструкции.
Задача решается тем, что на раме шасси закреплен надрамник, образованный двумя продольными и двумя поперечными балками, задняя из которых установлена с возвышением над передней, на обеих поперечных балках закреплены стационарные ложементы, снабженные обрезиненными опорами для укладки подготовленных к транспортировке колейных секций мостовых блоков и ограничителями продольного и поперечного перемещения мостовых блоков, выполненными с возможностью взаимодействия с ответными передними и задними боковыми упорами мостовых блоков, при этом шасси оборудовано, как минимум, одним бункером под комплект крепежных элементов, включающий съемные ложементы четырех видов, используемые соответственно для установки во второй ярус концевых мостовых блоков, пролетных мостовых блоков и секций наводочной балки, а также винтовые стяжки, используемые для связи колейных секций мостовых блоков со стационарными ложементами и мостовых блоков между собой при установке стяжек в обхват мостовой конструкции, причем каждый съемный ложемент дополнительно снабжен выступающим в нижней части фиксатором в виде овальной обечайки, выполненным с возможностью установки в ответное гнездо в настиле мостовых блоков первого яруса.
Каждый съемный ложемент, используемый для установки второго яруса концевых мостовых блоков, выполнен в виде прямоугольной пластины, снабженной ограничителями продольного и поперечного перемещения мостовых блоков, установленными с возможностью взаимодействия с передними и задними боковыми упорами мостовых блоков верхнего яруса.
Каждый передний съемный ложемент, используемый для установки второго яруса пролетных мостовых блоков, выполнен в виде тумбы высотой, равной величине возвышения задней поперечной балки надрамника над передней, верхняя плоскость тумбы снабжена ограничителями поперечного перемещения мостовых блоков, а каждый задний съемный ложемент с ограничителями продольного и поперечного перемещения мостовых блоков снабжен удлинителем в виде балки, причем продольный размер удлинителя выбран в соответствии с величиной смещения назад мостовых блоков верхнего яруса относительно нижнего с обеспечением взаимодействия задних боковых упоров мостовых блоков верхнего яруса с упомянутыми ограничителями перемещения.
Каждый съемный ложемент, используемый для установки во второй ярус секций наводочной балки на колейных секциях мостовых блоков нижнего яруса, снабжен ограничителями поперечного перемещения с элементами крепления секции в ложементе, а фиксатор оснащен двуплечим прижимом, выполненным с возможностью взаимодействия с гнездом в настиле мостовых блоков и используемым в качестве ограничителя вертикального перемещения ложемента.
На раме шасси за кабиной установлена рабочая площадка оператора, выполненная в габаритах ширины шасси, оборудованная указанным бункером и ограждением, снабженным устройством перехода на второй ярус.
Анализ основных отличительных признаков показал, что:
- закрепление на раме шасси надрамника, образованного двумя продольными и двумя поперечными балками, задняя из которых установлена с возвышением над передней, и установка второго яруса мостовых блоков (МБ) со смещением относительно первого, обеспечило минимальный высотный габарит транспортного средства с мостовой конструкцией;
- закрепление на обеих поперечных балках стационарных ложементов, снабженных обрезиненными опорами для укладки подготовленных к транспортировке колейных секций МБ и ограничителями горизонтального перемещения МБ, выполненными с возможностью взаимодействия с ответными передними и задними боковыми упорами МБ, обеспечило надежную фиксацию от горизонтального смещения первого яруса мостовой конструкции на транспортном средстве;
- дополнительное снабжение каждого съемного ложемента выступающим в нижней части фиксатором в виде овальной обечайки, выполненным с возможностью установки в ответное гнездо в настиле МБ, обеспечило надежную фиксацию от горизонтального смещения второго яруса мостовой конструкции относительно первого яруса;
- включение в комплект крепежных элементов винтовых стяжек, используемых для связи колейных секций МБ со стационарными ложементами и МБ между собой при установке стяжек в обхват мостовой конструкции, обеспечило фиксацию мостовой конструкции на транспортном средстве от вертикального смещения и закрепление колейных секций МБ в поперечном направлении в транспортном положении;
- выполнение съемного ложемента в виде прямоугольной пластины, снабженной ограничителями продольного и поперечного перемещения МБ, с которыми взаимодействуют передние и задние боковые упоры МБ верхнего яруса, обеспечило возможность укладки в два яруса концевых МБ с надежной фиксацией для транспортировки;
- выполнение каждого из передних съемных ложементов в виде тумбы высотой, равной величине возвышения задней поперечной балки надрамника над передней, снабжение верхней плоскости тумбы ограничителями поперечного перемещения МБ, а каждого заднего съемного ложемента - ограничителями продольного и поперечного перемещения МБ и удлинителем в виде балки, выбор продольного размера удлинителя в соответствии с величиной смещения назад МБ верхнего яруса относительно нижнего с обеспечением взаимодействия задних боковых упоров МБ верхнего яруса с упомянутыми ограничителями перемещения позволило установить в два яруса и надежно закрепить пролетные МБ с обеспечением минимального высотного габарита;
- снабжение съемного ложемента ограничителями поперечного перемещения с элементами крепления секции наводочной балки (НБ) в ложементе, оснащение фиксатора двуплечим прижимом, выполненным с возможностью взаимодействия с гнездом в настиле МБ, позволило установить во второй ярус и надежно закрепить на колейных секциях МБ нижнего яруса секции НБ и использовать элементы ложемента в качестве ограничителя вертикального перемещения, исключив необходимость применения винтовых стяжек;
- установка на раме шасси за кабиной рабочей площадки оператора, выполненной в габаритах ширины шасси и оборудованной ограждением, снабженным устройством подъема на второй ярус, обеспечило оператору возможность удобной и безопасной работы по монтажу и демонтажу элементов мостовой конструкции;
- оборудование шасси, как минимум, одним бункером под комплект крепежных элементов мостовой конструкции позволило разместить для транспортировки и хранения демонтированные съемные ложементы и винтовые стяжки.
Полезная модель поясняется чертежами, где изображено:
- фиг.1 - транспортное средство с установленными концевыми МБ;
- фиг.2 - транспортное средство с установленными пролетными МБ;
- фиг.3 - транспортное средство с установленным пролетным МБ и секциями НБ, установленными во второй ярус;
- фиг.4 - вид сверху на транспортное средство;
- фиг.5 - сечение Б-Б фиг.1 по съемному ложементу;
- фиг.6 - вид В на фиг.5, вид сверху на съемный ложемент;
- фиг.7 - выносной элемент Г фиг.2, передний съемный ложемент для установки пролетного МБ;
- фиг.8 - вид Д на фиг.7, закрепление винтовой стяжки на МБ;
- фиг.9 - вид Е на фиг.2, задний съемный ложемент для установки пролетного МБ;
- фиг.10 - сечение И-И фиг.3, съемный ложемент для установки секции НБ;
- фиг.11 - вид К на фиг.2, вид спереди на установленные в два яруса пролетные МБ.
На фиг.1-4 изображено транспортное средство на колесном шасси для перевозки элементов мостовой конструкции, состоящее из шасси 1 с кабиной 2 и рамой 3, на которой установлен надрамник 4, образованный жестко связанными между собой двумя продольными 5, 6 и двумя поперечными 7, 8 опорными балками. Передняя из поперечных балок 7 закреплена в надрамнике 4 ниже по отношению к задней балке 8. На верхних полках поперечных балок 7, 8 приварены стационарные ложементы 9, снабженные ограничителями поперечного 10 и продольного 11 перемещения МБ, выполненных в виде изогнутых ребер, между которыми установлены обрезиненные опоры 12 для укладки подготовленных к транспортировке левых и правых колейных секций 13 и 14 концевых МБ 15 или левых и правых коленных секций 16, 17 пролетных МБ 18.
За кабиной 2 и размещенным за ней штатным оборудованием шасси на раме 3 установлена рабочая площадка 19 оператора, выполненная с размерами, не превышающими ширину шасси 1, оборудованная, как минимум, одним бункером 20 под комплект крепежных элементов мостовой конструкции и ограждением, снабженным устройством 21 перехода на второй ярус МБ. Указанное устройство 21 может быть выполнено, например, в виде ступеньки с размерами, обеспечивающими размещение на ней ног оператора. Комплект крепежных элементов включает съемные ложементы четырех видов:
- 22, используемые для установки второго яруса концевых МБ 15 (см. фиг.1, 5);
- передний 23 и задний 24, используемые для установки второго яруса пролетных МБ 18;
- 25, используемые для установки во второй ярус секций НБ 26.
МБ второго яруса установлен с продольным смещением относительно первого, величины смещения (не менее длины кронштейнов 27 МБ) и превышения задней поперечной балки 8 над передней 7 (не менее высоты кронштейнов 27 МБ) выбраны из условия обеспечения минимального высотного габарита двух ярусов МБ.
Каждый из указанных съемных ложементов, как и стационарные ложементы, снабжен обрезиненными опорами 12 для укладки соответствующей мостовой конструкции второго яруса и выступающим в нижней части фиксатором 28 в виде овальной обечайки, выполненным с возможностью установки в ответные гнезда 29 в настиле концевого МБ 15 и в настиле пролетного МБ 18 первого яруса.
Каждый съемный ложемент 22 (см. фиг.5) выполнен в виде прямоугольной пластины 30, снабженной ограничителями поперечного 31 и продольного 32 перемещения МБ, установленных с возможностью взаимодействия с передними и задними боковыми упорами 33 МБ верхнего яруса.
Каждый передний съемный ложемент 23 (см. фиг.7, 11) выполнен в виде тумбы 34 высотой, равной величине возвышения задней поперечной балки 8 надрамника над передней 7. Верхняя плоскость тумбы 34 снабжена ограничителями 35 поперечного перемещения МБ.
Каждый задний съемный ложемент 24 (см. фиг.9) с ограничителями поперечного 36 и продольного 37 перемещения МБ снабжен удлинителем 38 в виде балки, нижняя поверхность которой снабжена фиксатором 28. Продольный размер удлинителя 38 выбран в соответствии с величиной смещения назад МБ верхнего яруса относительно нижнего с обеспечением возможности взаимодействия задних боковых упоров 33 МБ верхнего яруса с ограничителями перемещения 36, 37.
Каждый съемный ложемент 25 (см. фиг.10) снабжен ограничителями поперечного перемещения 39 с элементами крепления 40 секции МБ 26. Фиксатор 28 оснащен двуплечим прижимом 41, выполненным с возможностью взаимодействия с гнездом 29 в настиле пролетного МБ 18 и снабженным прижимным болтом 42.
Комплект крепежных элементов включает также винтовые стяжки 43, у которых концевые вилки 44 выполнены под ответные отверстия в ограничителях поперечного перемещения 10, в ребрах 45 по бокам МБ и винтовые стяжки 46 с концевыми частями, выполненными под пальцы 47 и отверстия 48 на торцах МБ 15, 18 (см. фиг.8) и концевыми частями под отверстия в настиле аппарелей концевых МБ (не показаны). Вилки 49 выполнены с возможностью установки на ребра 45 нижнего МБ и соединения со стяжками 43 крепления МБ верхнего яруса.
Работа
Работа транспортного средства заключается в перевозке элементов мостовых конструкций к месту возведения моста через преграду. Перед погрузкой МБ на транспортное средство производят их подготовку к перевозке, заключающуюся в приведении в минимальный габарит ширины моста. Для этого сдвигают коленные секции 13, 14 концевых МБ 15 и 16, 17 пролетных МБ 18, после чего производят фиксацию указанных колей в поперечном направлении взятыми из бункера 20 винтовыми стяжками 46. На пролетные МБ 18 стяжки 46 устанавливаются по обоим торцам, а на концевые МБ 15 - на торец и на концы аппарелей. Связанные между собой соответствующие колеи концевого МБ 15 или пролетного МБ 18 укладывают на обрезиненные опоры 12 стационарных ложементов 9, обеспечив взаимодействие передних и задних боковых упоров 33 концевого МБ 15 и пролетного МБ 18 с ограничителями поперечного 10 и продольного 11 перемещения, которые надежно удерживают МБ от горизонтального сдвига относительно надрамника 4, закрепленного на раме 3 шасси 1. Винтовыми стяжками 43 связывают МБ со стационарными ложементами 9, фиксируя от вертикального перемещения относительно шасси 1.
При перевозке концевых МБ на настил концевого МБ 15 первого яруса устанавливают съемные ложементы 22 фиксаторами 28 в гнезда 29, на обрезиненные опоры 12 укладывают колейные секции 13, 14 концевого МБ 15 второго яруса, обеспечив взаимодействие его передних и задних боковых упоров 33 с ограничителями поперечного 31 и продольного 32 перемещения, которые удерживают МБ 15 верхнего яруса от горизонтального сдвига относительно нижнего.
При перевозке пролетных МБ на настил пролетного МБ 18 первого яруса устанавливают передние 23 и задние 24 съемные ложементы фиксаторами 28 в гнезда 29, на обрезиненные опоры 12 указанных ложементов укладывают колейные секции 16, 17 пролетного МБ 18 второго яруса, обеспечив взаимодействие его задних боковых упоров 33 с ограничителями поперечного 36 и продольного 37 перемещения, которые удерживают МБ 18 верхнего яруса от горизонтального сдвига относительно нижнего.
Устанавливают на ребра 45 нижнего МБ вилки 49, на вилки 49 и ребра 45 верхнего МБ устанавливают стяжки 43, которыми связывают МБ двух ярусов между собой, фиксируя от вертикального перемещения.
Транспортное средство готово к перевозке двух концевых МБ 15 или двух пролетных МБ 18.
Для перевозки секций НБ на настил концевого МБ 15 или пролетного МБ 18 первого яруса устанавливают съемные ложементы 25 фиксаторами 28 в гнезда 29, прижимом 41 и болтом 42 закрепляют ложементы в гнездах 29 МБ, на обрезиненные опоры 12 между ограничителями поперечного перемещения 39 укладывают секции НБ 26, которые фиксируются элементами крепления 40 в вертикальном и продольном направлении.
После доставки мостовой конструкции к месту возведения моста и разгрузки транспортного средства комплект крепежных элементов укладывается в бункер 20 для транспортировки и хранения.
Таким образом, предлагаемое изобретение обеспечивает надежную и безопасную транспортировку мостовой конструкции к месту возведения сборно-разборного моста.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
МОСТОВАЯ КОНСТРУКЦИЯ И МОСТОСБОРОЧНАЯ МАШИНА ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ, СБОРКИ И УКЛАДКИ НА ПРЕГРАДУ МОСТОВОЙ КОНСТРУКЦИИ | 2001 |
|
RU2210656C2 |
МОСТОВОЙ МЕХАНИЗИРОВАННЫЙ КОМПЛЕКС | 2008 |
|
RU2385980C1 |
УНИФИЦИРОВАННЫЙ МОСТОВОЙ КОМПЛЕКС | 2001 |
|
RU2212488C2 |
МАШИНА ДЛЯ СБОРКИ И УСТАНОВКИ НАВОДОЧНОЙ БАЛКИ И БЛОКОВ МОСТА | 1994 |
|
RU2070248C1 |
УНИФИЦИРОВАННЫЙ МОСТОВОЙ КОМПЛЕКС | 2001 |
|
RU2212489C2 |
КОМПЛЕКТ СЪЕМНОГО ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ПОГРУЗКИ ШТУРМОВОГО КОЛЕЙНОГО МОСТА НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНУЮ ПЛАТФОРМУ | 2009 |
|
RU2415222C1 |
МОСТОВОЙ БЛОК ПРОЛЕТНОГО СТРОЕНИЯ | 2019 |
|
RU2724815C1 |
КОНЦЕВАЯ СЕКЦИЯ НАВОДОЧНОЙ БАЛКИ С БЕРЕГОВОЙ ОПОРОЙ | 2019 |
|
RU2723423C1 |
МОСТОУКЛАДЧИК | 1996 |
|
RU2102555C1 |
МОСТОУКЛАДЧИК НА ШАССИ БАЗОВОГО ТАНКА | 2003 |
|
RU2250284C1 |
Изобретение относится к инженерной технике, а конкретно к транспортным средствам для перевозки элементов сборно-разборных мостовых конструкций. Транспортное средство на колесном шасси для перевозки мостовой конструкции, включающей секции опорно-несущей наводочной балки и мостовые блоки из двух колейных секций 13 с межколейной связью, установленные в два яруса, содержит закрепленный на раме 3 шасси 1 надрамник 4, образованный двумя продольными и двумя поперечными 7, 8 балками, задняя из которых установлена с возвышением над передней. На поперечных балках закреплены стационарные ложементы 9 с обрезиненными опорами для укладки колейных секций мостовых блоков и ограничителями продольного и поперечного перемещений мостовых блоков. Шасси оборудовано бункером под комплект крепежных элементов, включающий съемные ложементы, винтовые стяжки. Каждый съемный ложемент снабжен выступающим в нижней части фиксатором в виде овальной обечайки, выполненным с возможностью установки в ответное гнездо в настиле мостовых блоков первого яруса. Изобретение повышает надежность и безопасность транспортировки. 4 з.п. ф-лы, 11 ил.
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ДВУХКОЛЕЙНОГО, СЕКЦИОННОГО, МЕХАНИЗИРОВАННОГО МОСТА С ИЗМЕНЯЕМЫМ МЕЖКОЛЕЙНЫМ ПРОСТРАНСТВОМ | 1996 |
|
RU2106986C1 |
DE 4008769 Al, 26.09.1991 | |||
DE 19619140 Al, 13.11.1997. |
Авторы
Даты
2004-10-27—Публикация
2002-06-13—Подача