СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СВОБОДНОСТИ ОТ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПЕРЕГОНА Российский патент 2004 года по МПК B61L21/06 B61L1/16 

Описание патента на изобретение RU2238866C1

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и предназначено для использования на участках, оборудованных системами полуавтоматической блокировки, перегоны которых ограничены точечными путевыми датчиками и на которых обращается тяговый подвижной состав, оборудованный системами радиообмена данными.

Известен способ обнаружения свободности рельсового пути, при котором на участке пути располагают передающие устройства, циклически обследующие контролируемый участок пути, а результат многократных проверок передают на центральный пост при помощи фазоимпульсной или частотно-импульсной манипуляции (см. заявку ФРГ №3010144, кл. В 61 L 21/06, опубл. 1981).

Многократные проверки контролируемого участка пути позволяют уменьшить вероятность ошибки при определении свободности контролируемого участка, но информация на центральный пост передается циклично, поэтому велика вероятность возникновения ошибки в линии связи.

Наиболее близким из известных по своей технической сущности и достигаемому результату является выбранный в качестве прототипа способ определения свободности от подвижного состава железнодорожного перегона, оборудованного полуавтоматической блокировкой, заключающийся в том, что сравнивают посчитанные соответствующими счетчиками количество осей колесных пар подвижного состава при вступлении его на перегон и количество осей колесных пар подвижного состава при уходе его с упомянутого перегона и при совпадении их принимают решение о незанятости перегона (см. патент РФ №2106993, кл. В 61 L 1/16, опубл. 1998).

Однако в процессе эксплуатации железнодорожного оборудования, реализующего данный способ, при ложной занятости участка пути необходим визуальный контроль в его cвободности, что приводит к невозможности оборудования пути полуавтоматической блокировкой.

Сущность заявляемого изобретения выражается в совокупности существенных признаков, достаточных для достижения обеспечиваемого предлагаемым изобретением технического результата, который выражается в повышении безопасности движения и эффективности устройства, реализующего способ, за счет обеспечения возможности работы оборудования в режиме полуавтоматической блокировки и уменьшения энергопотребления.

Указанный технический результат достигается тем, что в способе определения свободности от подвижного состава железнодорожного перегона, оборудованного полуавтоматической блокировкой, сравнивают посчитанные соответствующими счетчиками количество осей колесных пар подвижного состава при вступлении его на перегон и количество осей колесных пар подвижного состава при уходе его с упомянутого перегона и при совпадении их принимают решение о незанятости перегона, а информацию о количестве осей колесных пар подвижного состава передают от станции к станции, которые ограничивают перегон, посредством локального радиоканала через локомотив, используя движущийся локомотив в качестве носителя упомянутой информации.

Сравнение заявленного технического решения с прототипом позволило установить соответствие его критерию "новизна", так как оно не известно из уровня техники.

Предложенный способ является промышленно применимым существующими техническими средствами и соответствует критерию "изобретательский уровень", т.к. он явным образом не следует из уровня техники, при этом из последнего не выявлено каких-либо преобразований, характеризуемых отличительными от прототипа существенными признаками, на достижение указанного технического результата.

Таким образом, предложенное техническое решение соответствует установленным условиям патентоспособности изобретения.

Других известных технических решений аналогичного назначения с подобными существенными признаками заявителем не обнаружено.

На чертеже представлена блок-схема устройства, реализующего способ.

Устройство представляет собой два полукомплекта, устанавливаемых на счетных участках 1 станций, ограничивающих перегон. Каждый полукомплект содержит рельсовые датчики 2, установленные на контрольном путевом участке, сигнал с которых через формирователь 3 поступает на вход блока приемников 4, данные с которого поступают на блок интерфейса со счетчиками осей (БИСО) 5, формирующего кодовые посылки в локальную магистраль и принимающего кодовые посылки из локальной магистрали, блока интерфейса с электрической централизацией (БИЭЦ) 6, на вход которого подаются сигналы контроля занятости счетного участка, прибытия с прилегающей станции и отправления на прилегающую станцию, выход которого управляет включением реле, формирующего кодовые посылки в локальную магистраль радиоканала локомотива и принимающего кодовые посылки из локальной магистрали, антенны 7, подключенной к радиомодему 8, управляемому блоком интерфейса с радиоканалом (БИРК) 9, формирующего кодовые посылки в локальную магистраль и принимающего кодовые посылки из локальной магистрали, и блока управления (БУ) 10, формирующего кодовые посылки в локальную магистраль и принимающего кодовые посылки из локальной магистрали.

Предложенный способ реализуют следующим образом.

Полукомплекты работают попарно в двух основных режимах - приема и отправления. Когда один полукомплект работает в режиме отправления, другой - в режиме приема.

В режиме отправления состава со станции на вход БИЭЦ 6 поступает сигнал отправления на прилегающую станцию, который в виде кодовой посылки через локальную магистраль передается БУ 10. При въезде первой колесной пары на счетный участок на вход БИЭЦ 6 поступает сигнал контроля занятости счетного участка, который в виде кодовой посылки через локальную магистраль передается БУ 10. БУ 10 через локальную магистраль передает команду БИСО 5 на включение процедуры подсчета числа осей, которая с выхода БИСО 5 поступает на вход блока приемников 4.

После прохода всего состава по счетному участку 1 железнодорожного перегона сигнал контроля занятости счетного участка переходит в неактивное состояние и БИЭЦ 6 выдает об этом кодовую посылку через локальную магистраль в БУ 10. БУ 10 через локальную магистраль получает от БИСО 5 информацию о количестве осей в прошедшем по счетному участку составе, которую тот в свою очередь получил от блока приемников 4. БУ 10 через локальную магистраль передает БИРК 9 информацию о количестве осей в прошедшем по счетному участку составе, который в свою очередь передает ее на вход радиомодема 8, а тот посредством антенны 7 выдает ее в радиоэфир, добиваясь получение этой информации на уходящем со станции локомотиве, оборудованном системой радиообмена данными, который при получении данной информации становится ее носителем.

В режиме приема состава на станцию из радиоэфира посредством антенны 7 через радиомодем 8 БИРК 9 получает информацию от прибывающего состава о количестве осей, которое состав получил при выходе на перегон с прилегающей станции от смежного полукомплекта, и через локальную магистраль передает ее БУ 10.

При проходе по счетному участку состава аналогично описанной процедуре БУ 10 получает информацию о количестве осей прибывшего состава от БИСО 5. БУ 10 сравнивает число осей, полученных от БИСО 5 и от локомотива как носителя информации о количестве подсчитанных осей, переданное им по радиоэфиру на антенну 7, и БИРК 9 и при их совпадении через локальную магистраль передает команду БИЭЦ 6 на выдачу сигнала прибытия в полном составе.

БИЭЦ 6 выдает сигнал прибытия в полном составе на реле первого класса, например, типа НМШ-4000.

После перехода сигналов прибытия с прилегающей станции и отправления на прилегающую станцию в неактивное состояние БИЭЦ 6 передает через локальную магистраль соответствующую кодовую посылку БУ 10, который в ответ на это дает команду БИЭЦ 6 перевести сигнал прибытия в полном составе в неактивное состояние, что БИЭЦ 6 и делает.

Применение предложенного способа обеспечивает автоматизацию контроля свободности железнодорожного перегона на участках пути, оборудованных полуавтоматической блокировкой.

Похожие патенты RU2238866C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СВОБОДНОСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПЕРЕГОНА ОТ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА И СИСТЕМА ПОЛУАВТОМАТИЧЕСКОЙ БЛОКИРОВКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПЕРЕГОНА 2013
  • Ададуров Александр Сергеевич
  • Горелик Аркадий Лейвинович
  • Розенберг Ефим Наумович
  • Розенберг Игорь Наумович
  • Уманский Владимир Ильич
RU2536999C1
Способ определения свободности от подвижного состава участков пути на железнодорожном перегоне 2021
  • Бояринова Наталья Александровна
  • Миронов Владимир Сергеевич
  • Николаев Илья Сергеевич
  • Орлов Виталий Владимирович
  • Панферов Игорь Александрович
  • Пенькова Наталья Геннадьевна
  • Розенберг Ефим Наумович
  • Хатламаджиян Агоп Ервандович
  • Шухина Елена Евгеньевна
RU2762453C1
СИСТЕМА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СВОБОДНОСТИ ОТ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА УЧАСТКОВ ПУТИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ПЕРЕГОНЕ 2010
  • Миронов Владимир Сергеевич
  • Ададуров Сергей Евгеньевич
  • Розенберг Ефим Наумович
  • Розенберг Игорь Наумович
  • Шухина Елена Евгеньевна
  • Гордон Борис Моисеевич
RU2452644C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СВОБОДНОСТИ ОТ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА УЧАСТКОВ ПУТИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ПЕРЕГОНЕ 2012
  • Лысиков Михаил Григорьевич
  • Розенберг Ефим Наумович
  • Розенберг Игорь Наумович
  • Уманский Владимир Ильич
  • Шухина Елена Евгеньевна
RU2511760C1
СИСТЕМА ПОЛУАВТОМАТИЧЕСКОЙ БЛОКИРОВКИ 2013
  • Батраев Владимир Владимирович
  • Гордон Борис Моисеевич
  • Раков Виктор Викторович
  • Розенберг Ефим Наумович
  • Шухина Елена Евгеньевна
  • Яшин Андрей Ильич
RU2531661C1
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ ПОЕЗДОВ НА ПЕРЕГОНЕ 2015
  • Батраев Владимир Владимирович
  • Гурьянов Александр Владимирович
  • Киселева Светлана Владимировна
  • Кисельгоф Геннадий Карпович
  • Раков Виктор Викторович
  • Розенберг Ефим Наумович
  • Румянцев Сергей Владимирович
  • Шухина Елена Евгеньевна
RU2591551C1
УСТРОЙСТВО ПОЛУАВТОМАТИЧЕСКОЙ ПУТЕВОЙ БЛОКИРОВКИ 2007
  • Щиголев Сергей Александрович
  • Шевцов Владимир Алексеевич
  • Соловьев Алексей Леонидович
  • Папшев Сергей Александрович
  • Ларионов Олег Евгеньевич
  • Чеблаков Валентин Александрович
RU2352489C1
СИСТЕМА ПОЛУАВТОМАТИЧЕСКОЙ БЛОКИРОВКИ ДЛЯ ОГРАНИЧЕННЫХ ПО ДЛИНЕ МЕЖСТАНЦИОННЫХ ПЕРЕГОНОВ 2012
  • Воронин Владимир Альбертович
  • Гордон Борис Моисеевич
  • Розенберг Ефим Наумович
  • Розенберг Игорь Наумович
  • Уманский Владимир Ильич
RU2514384C1
УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ СТАНЦИОННЫХ УЧАСТКОВ ПУТИ 2008
  • Щиголев Сергей Александрович
  • Шевцов Владимир Алексеевич
  • Зайцев Валерий Юрьевич
  • Папшев Сергей Александрович
RU2362697C1
СИСТЕМА ПОЛУАВТОМАТИЧЕСКОЙ БЛОКИРОВКИ ДЛЯ ОГРАНИЧЕННЫХ ПО ДЛИНЕ МЕЖСТАНЦИОННЫХ ПЕРЕГОНОВ 2015
  • Гордон Борис Моисеевич
  • Миронов Владимир Сергеевич
  • Попов Павел Александрович
  • Розенберг Ефим Наумович
  • Розенберг Игорь Наумович
  • Фомин Сергей Александрович
  • Чуркин Сергей Николаевич
  • Шухина Елена Евгеньевна
RU2591553C1

Реферат патента 2004 года СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СВОБОДНОСТИ ОТ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПЕРЕГОНА

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и предназначено для использования на участках, оборудованных системами полуавтоматической блокировки. В процессе осуществления способа сравнивают посчитанные соответствующими счетчиками количество осей колесных пар подвижного состава при вступлении его на перегон и количество осей колесных пар подвижного состава при уходе его с упомянутого перегона и при совпадении их принимают решение о незанятости перегона. Локомотив подвижного состава оборудуют системой радиообмена данными со станциями, ограничивающими перегон. Информацию о количестве осей колесных пар подвижного состава передают от станции к станции посредством локального радиоканала через движущийся локомотив, используя его в качестве носителя упомянутой информации. Изобретение повышает безопасность движения. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 238 866 C1

Способ определения свободности от подвижного состава железнодорожного перегона, оборудованного полуавтоматической блокировкой, заключающийся в том, что сравнивают посчитанные соответствующими счетчиками количество осей колесных пар подвижного состава при вступлении его на перегон и количество осей колесных пар подвижного состава при уходе его с упомянутого перегона и при совпадении их принимают решение о незанятости перегона, отличающийся тем, что локомотив подвижного состава оборудуют системой радиообмена данными со станциями, ограничивающими перегон, а информацию о количестве осей колесных пар подвижного состава передают от станции к станции посредством локального радиоканала через движущийся локомотив, используя его в качестве носителя упомянутой информации.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2004 года RU2238866C1

СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СВОБОДНОСТИ ОТ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА УЧАСТКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ 1995
  • Тильк И.Г.
  • Самодуров В.И.
  • Кривда М.А.
  • Корепин А.В.
  • Ляной В.В.
  • Мельникова И.Ю.
RU2106993C1
US 4728063 А, 01.03.1998
DE 4423787 C1, 30.11.1995
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СВОБОДНОСТИ ОТ ПОЕЗДА УЧАСТКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1995
  • Щиголев С.А.
  • Шевцов В.А.
  • Хохряков Г.В.
  • Кичигин Г.А.
RU2104894C1

RU 2 238 866 C1

Авторы

Розенберг Е.Н.

Зорин В.И.

Шухина Е.Е.

Маршов С.В.

Алабушев И.И.

Талалаев В.И.

Казиев Г.Д.

Даты

2004-10-27Публикация

2003-08-29Подача