Изобретение относится к созданию способов и средств, предназначенных для защиты людей при возникновении пожаров в общеобразовательных учреждениях, преимущественно коррекционных учреждениях и интернатах, и может быть использовано для защиты учащихся, преподавателей и других людей, находящихся в здании общего среднего и специального образования, при возникновении задымления, локальных очагов пожара и распространенного возгорания.
Известно техническое решение “Инертизационный способ снижения риска возникновения и тушения пожара в закрытых пространствах” по патенту РФ №2212262, кл. А 62 С 2/00, в котором производят измерение содержания кислорода в контролируемом закрытом пространстве, и в случае пожара производят дополнительное быстрое снижение содержания кислорода до заданного полного инертизационного уровня, путем введения удаляющего кислород газа.
Однако данное техническое решение не может быть использовано в общеобразовательных учреждениях.
Известно техническое решение “Способ подавления пожара в здании” по патенту РФ №2129891, кл. А 62 С 2/10, заключающийся в эвакуации людей из здания и перекрытии всех магистралей здания и подачи во все магистрали и внутреннюю полость здания газовой среды, не поддерживающей горение.
Однако в данном способе недостаточно полностью предусмотрены средства защиты людей при эвакуации, способ не обеспечивает безопасность эвакуации людей, в связи с чем не может быть использован как система защиты в образовательных учреждениях при возникновении пожароопасности. Кроме того, данный способ сложный по осуществлению и дорогостоящий.
Наиболее близким техническим решением для заявленного изобретения является система противопожарной защиты в образовательных учреждениях, описанная в опубликованной заявке RU 94042909, кл. А 42 В 1/04, опубл. 10.07.1996.
Однако в данной системе не полно отражены средства защиты людей и их эвакуация при возникновении пожара или задымлении, в связи с чем она недостаточно эффективно может быть использована при нештатных пожарных ситуациях в образовательных учреждениях.
Задачей настоящего изобретения является создание такой простой в применении и эффективной в эксплуатации системы противопожарной защиты в образовательных учреждениях, которая предусматривала бы средства обнаружения загорания, своевременное оповещение о возникновении пожара, надежную защиту людей, быструю и безопасную их эвакуацию и обеспечивала бы дальнейшее инициирование средств пожаротушения.
Поставленная задача достигается тем, что система противопожарной защиты в образовательных учреждениях включает размещенные в различных точках защищаемого объекта средства обнаружения загорания и задымления, автоматически инициированные с приемно-контрольного охранно-пожарного пульта управления, формирующего оповещательные сигналы в виде звуковых, световых, вибрационных или комбинированных сигналов, воспринимаемых как устройствами, расположенными в помещениях пребывания людей, так и на индивидуальных элементах мебели, и также размещенные в различных точках защищаемого объекта средства пожаротушения и средства эвакуации, при этом в качестве средств обнаружения имеется по крайней мере два разнотипных и взаимодействующих с пультом управления извещателя: тепловой и автономный дымовой пожарный, расположенных в помещениях наиболее длительного пребывания людей и во вспомогательных помещениях, а также дополнительные ручные извещатели, выполненные с возможностью оперативно формировать сигнал и передавать его на пульт управления, а также ручные индивидуальные средства, причем ручные извещатели и ручные индивидуальные средства выполнены с возможностью автоматической подачи обратного сигнала на пульт управления для автоматического включения сигнализации направления эвакуационных путей и инициирования устройств пожаротушения, расположенных на путях эвакуации, а входящие в систему индивидуальные средства защиты, выполненные в виде защитных капюшонов, газодымозащитных комплектов, дополнительно снабжены светящимися фонарями и светящимися палочками, а средства эвакуации включают складные спасательные, навесные лестницы и закрепленные к оконным проемам рукава и спасательные матрасы, укладываемые на лестничных маршах. В частности, ручные индивидуальные средства выполнены, например, в виде радиокнопки, при этом, средства пожаротушения содержат модульные, водные, порошковые, газопорошковые установки, а также предназначенные для размещения на чердаках и в подвалах либо самосрабатывающие модули, либо генераторы огнетушащего аэрозоля.
Система противопожарной защиты в образовательных учреждениях работает следующим образом.
Каждое образовательное учреждение оснащается средствами обнаружения загорания и задымления, которые позволяют своевременно выявить очаги загорания на его первоначальной стадии. Эти средства могут быть выполнены в виде датчиков - тепловых и автономных дымовых пожарных извещателей, которые при возникновении задымления срабатывают и передают информацию на пульт управления, выполненный в виде приемно-контрольного охранно-пожарного прибора. Данный прибор сохраняет свою работоспособность даже при отсутствии электрического напряжения в сети за счет наличия резервного источника питания. Средства обнаружения размещены в различных помещениях длительного пребывания людей в классах, столовой, спальнях, игровых помещениях, а также в во вспомогательных помещениях. Кроме того, система предусматривает дополнительные ручные пожарные извещатели, выполненные с возможностью оперативно формировать сигнал для передачи на пульт. Данными ручными извещателями снабжаются дежурные преподаватели, охрана, так как позволяют первым обнаружить любую опасную ситуацию, угрожающую здоровью и жизни людей и детей, находящихся в учреждении.
Приемно-контрольный охранно-пожарный прибор формирует ответный сигнал тревоги, отображаемый различными оповещателями, которые выдают световые, звуковые, вибрационные и комбинированные сигналы. Оповещатели размещены также в местах пребывания людей, на путях эвакуации, в помещениях дежурного персонала, сотрудников охраны, которых дополнительно оснащают громкоговорящей связью. Оповещатели могут быть размещены на партах, столах, а в специальных коррекционных образовательных учреждениях вибрационные оповещатели располагают на предметах индивидуального пользования столы, стулья, спальные места. Кроме того, в специальных коррекционных образовательных учреждениях учащихся и преподавателей снабжают индивидуальными средствами оповещения, например, в виде радиокнопки, выполненной с возможностью как принимать сигнал от пульта управления, содавать вибрационный или другой сигнал, так и подавать обратный сигнал индивидуального тревожного сообщения на пульт управления с оповещением места нахождения объекта - учащегося с радиокнопкой, который в дальнейшем помогает его эвакуировать с места пожара.
Одновременно с включением всех оповещательных средств и устройств автоматически включаются сигнализация направлений эвакуационных путей и инициирование устройств пожаротушения на путях эвакуации. Сигнализация направлений путей эвакуации может быть выполнена в виде светящихся, звуковых или иных сигналов, расположенных в коридорах, на лестничных маршах и других удобных кратчайших путей эвакуации. После получения сигнала опасности люди используют индивидуальные средства защиты органов зрения, дыхания и кожных покровов, выполненные в виде капюшонов, газодымозащитных комплектов, промышленных изолирующих самоспасателей, а кроме того учащиеся и преподаватели дополнительно снабжаются средствами автономного освещения фонарями, светящимися палочками, как средствами опознавания, и указателями направления эвакуации. Система противопожарной защиты в образовательных учреждениях снабжена средствами эвакуации, такими как складные спасательные лестницы, навесные лестницы и рукава, закрепляемые к оконным проемам, а также спасательными матрасами, укладываемыми на лестничных маршах и местах спуска в специализированных учреждениях, а также набором медицинских препаратов, необходимых для оказания первой медицинской помощи пострадавшим от пожара.
Система включает средства пожаротушения, инициированные от пульта управления, такие как самосрабатывающие модули, генераторы огнетушащего аэрозоля, установки водного, порошкового, газопорошкового пожаротушения, которые располагают в различных местах в помещениях защищаемого объекта.
Предложенная комплексная система противопожарной защиты в образовательных учреждениях разработана в связи с соблюдением всех требований и норм противопожарной безопасности и обеспечивает своевременное и надежное оповещение о возникновении очагов задымления, загорания или возникновении другой опасной нештатной ситуации в учреждениях среднего и специального образования. Она позволяет максимально оградить и защитить учащихся от опасности и позволяет своевременно эвакуировать их из опасных мест пребывания.
Система проста и удобна в эксплуатации и надежна в работе, позволяет преподавателям и учащимся своевременно избежать от воздействия очагов пожара и покинуть опасную зону самостоятельно до прибытия пожарных подразделений, а также оказать первую медицинскую помощь пострадавшим.
Система противопожарной защиты в образовательных учреждениях, включающая средства обнаружения загорания и задымления, автоматически инициированные с приемно-контрольного охранно-пожарного пульта управления средства пожаротушения, при этом в качестве средств обнаружения используют по крайней мере два разнотипных и взаимодействующих с пультом управления извещателя: тепловой и автономный дымовой пожарный, и дополнительные ручные извещатели, выполненные с возможностью оперативно формировать сигнал и передавать его на пульт управления, формирующий оповещательные сигналы в виде звуковых, световых, вибрационных или комбинированных сигналов, воспринимаемых как устройствами, в местах пребывания людей и на индивидуальных элементах мебели, а также ручные индивидуальные средства, выполненные, например, в виде радиокнопки, причем ручные извещатели, индивидуальные средства и радиокнопки автоматически подают обратный сигнал на пульт управления, при этом автоматически включаются сигнализация направлений эвакуационных путей и инициирование устройств пожаротушения, расположенных на путях эвакуации, а после получения сигнала опасности люди используют индивидуальные средства защиты, выполненные в виде защитных капюшонов, газодымозащитных комплектов, и дополнительно снабжаются светящимися фонарями и светящимися палочками, а в качестве средств эвакуации используют складные спасательные лестницы, навесные лестницы и рукава, закрепленные к оконным проемам, и спасательные матрацы, укладываемые на лестничных маршах, а в качестве средств пожаротушения используют модульные, водные, порошковые, газопорошковые установки, а на чердаках и в подвалах устанавливают либо самосрабатывающие модули, либо генераторы огнетушащего аэрозоля. Данные признаки придают системе простоту в применении и эффективность в эксплуатации. 2 з.п. ф-лы.
RU 94042909 А1, 10.07.1996 | |||
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ЗАЩИТОЙ | 1998 |
|
RU2135240C1 |
US 4168748 A, 25.09.1979 | |||
Превентор для скважины с двухрядной колонной труб | 2020 |
|
RU2745949C1 |
КУРБАТСКИЙ О.М., МОНАХОВ В.Т | |||
Пожарная охрана, том 3 | |||
- М., 1979, с.9. |
Авторы
Даты
2004-11-10—Публикация
2003-12-11—Подача