Изобретение относится к области пожаротушения и касается комплекса работ по ликвидации аварий, возникающих в железнодорожных и автомобильных тоннелях, сопровождаемых пожарами и/или взрывами горючих и химически опасных веществ и материалов, транспортируемых в жидком, твердом и газообразном состоянии, и самих железнодорожных, пассажирских и грузовых составов (далее – подвижные составы), а также автомобильных транспортных средств.
Известны способы ликвидации аварий в тоннелях с использованием мобильного роботизированного пожарного комплекса (см. полезную модель на патент № 93284).
Недостатками известного способа является инерционность перемещения устройства тушения к месту пожара, значительные габариты, затрудняющие его размещения в тоннеле, необходимость строительства специального пожарного трубопровода с монорельсом, усложняющего конструкцию.
Известны способы многоуровневой комплексной защиты объектов с использованием многофункционального робототехнического комплекса (см. патент № 2775482).
Недостатками известного устройства являются его ограниченное применение для конкретных энергетических объектов с их спецификой и, как следствие, необходимость дополнительной проработки предлагаемых технологий пожаротушения для других объектов.
Наиболее близким к предлагаемому способу является «Способ тушения пожаров на крупных резервуарах с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями» (см. патент № 2684743), путем запуска от системы пожарной сигнализации автоматической установки пожаротушения, включающей в себя устройство управления, насосную, программно-управляемые или 3-d осциллирующие стволы, размещенные на пожарном трубопроводе вдоль защищаемого объекта, и подачи на защищаемую поверхность объекта не менее 2-х струй огнетушащего вещества, сканирующих в вертикальной и горизонтальной плоскостях в отведенных секторах.
Недостатки этого способа заключаются в его применении для конкретных защищаемых объектов с тушением пожара большим расходом ОТВ по всей защищаемой площади, в отсутствии адекватных дополнительных технических средств, необходимых при развивающемся длительном пожаре, в большой разнице линейной скорости перемещения струи на разных участках сектора сканирования, приводящей к неравномерной интенсивности орошения по защищаемой площади.
В связи с указанными недостатками, техническая задача, решаемая с помощью изобретения, заключается в создании комбинированного способа тушения пожаров при авариях в тоннелях с использованием многофункционального робототехнического комплекса с учетом особенностей конструкции тоннелей и геометрии расположения пожарной нагрузки, в определении зон возникновения пожара, во введении адекватных дополнительных технических средств тушения пожара, в повышении эффективности процесса тушения при одновременном изменении известной технологии и устройств, применяемых для ее реализации.
Технический результат, который может быть получен, - тушение пожаров при авариях в тоннелях с эффективным использованием технических средств и огнетушащего вещества и уменьшением времени пожаротушения.
Поставленная задача решается за счет того, что в известном способе тушения пожара путем запуска от системы пожарной сигнализации автоматической установки пожаротушения, включающей в себя устройство управления, насосную, программно-управляемые или 3-d осциллирующие стволы, размещенные на пожарном трубопроводе вдоль защищаемого объекта, и подачи на защищаемую поверхность объекта не менее 2-х струй огнетушащего вещества, сканирующих в вертикальной и горизонтальной плоскостях в отведенных секторах, автоматической установкой пожаротушения производят локализацию пожара, при этом программно-управляемые или 3-d осциллирующие стволы устанавливают на расстоянии дальности компактных струй друг от друга с 2-х сторон вдоль транспортных тоннелей выше транспортных средств, каждый оснащают электрозадвижкой, определяют зону пожара с использованием адресной пожарной сигнализации, с передачей информации в устройство управления, которое подает сигнал на включение насосной и открытие 2-х электрозадвижек с программно-управляемыми или 3-d осциллирующими стволами, расположенными в средней части с 2-х сторон зоны пожара, подают огнетушащее вещество в зоне дальности компактных струй в виде полидисперсных распыленных струй и производят орошение программно-управляемыми стволами по программе сканирования строчными струями или 3-d осциллирующими стволами по заранее введенным углам сканирования с учетом орошения защищаемой поверхности транспортных средств и стенок тоннеля; тушение пожара производят силами профессионального пожарного подразделения дополнительно введенным мобильным роботизированным комплексом, включающим в себя мобильные роботизированные установки пожаротушения легкого класса, модульную установку компрессионного пожаротушения с водой и пенообразователем для подачи компрессионной пены, лафетные стволы с ручным и дистанционным управлением и осциллированием, а также генераторы с прожекторами освещения, системы видео- и тепловизионного контроля для проведения разведки и аварийно- спасательных работ,
мобильные роботизированные комплексы доставляют по техническому тоннелю с использованием обустроенных вагонеток на узкоколейном пути к месту расположения сбойки, ближайшей к очагу пожара, и с запиткой от пожарного водопровода,
мобильные роботизированные комплексы доставляют с использованием пожарного локомобиля автоцистерны, имеющего дополнительно к автомобильным рельсовые колеса для передвижения по железнодорожным путям транспортного тоннеля, до границ безопасной зоны с последующим выдвижением в зону воздействия опасных факторов пожара мобильных роботизированных установок пожаротушения в сопровождении звена газодымозащитной службы к месту пожара, с прокладкой рукавных линий вдоль ж/д путей, в программно-управляемые стволы автоматической установки пожаротушения вводят программу изменения угловой скорости струей в секторе сканирования для стабилизации линейной скорости и интенсивности орошения, в 3-d осциллирующие стволы автоматической установки пожаротушения вводят механический регулятор изменения угловой скорости струи в секторе сканирования для стабилизации линейной скорости и интенсивности орошения.
Выбранный способ защиты тоннелей многофункциональным робототехническим комплексом, включающим в себя как стационарно установленные быстродействующие автоматические установки пожаротушения, так и мобильные роботизированные комплексы, позволяющие реагировать на изменяющееся развитие пожара развертыванием необходимых технических средств, с использованием мобильной роботизированной установки пожаротушения под управлением человека и при непосредственном участии в тушении пожарного подразделения, позволяет наиболее эффективно использовать технические средства и оптимизировать применение необходимых огнетушащих веществ для тушения пожаров в тоннелях.
Авторам не известны способы пожаротушения тоннелей с отличительными признаками в соответствии с заявляемыми техническими решениями.
Изобретение отвечает требованиям новизны и положительного эффекта, а также критерию "существенные отличия".
На фиг. 1 представлена план-схема тоннелей с автоматической установкой пожаротушения, на фиг.2 - структурная схема многофункционального робототехнического комплекса.
Процесс практического тушения реальных пожаров в тоннелях, как правило, разделяется на два последовательных этапа: первый – локализация пожара средствами автоматического пожаротушения, второй – тушение пожара прибывшим пожарным подразделением средствами пожаротушения, доставленными специализированным транспортом. Для понимания стоящих проблем по противопожарной защите тоннелей рассмотрим основные характеристики наиболее сложных железнодорожных тоннелей. Длина тоннелей, как правило, 2-х параллельных, может достигать 15 км и более с вентиляционными стволами глубиной до 300 м. Между 2-мя транспортными тоннелями параллельно прокладывается технический 3-й тоннель с устройством узкоколейного пути для обслуживания тоннеля. Между тоннелями прокладываются сбойки (проходы) с шагом от 150 до 500 м. Тоннель за сутки пропускает 14–16 составов. Для более коротких автотранспортных тоннелей, как правило, 2-х параллельных, технические тоннели могут не прокладываться. Доступ к месту аварии в тоннеле производится по параллельному 2-му тоннелю, через проложенные сбойки. Время прибытия пожарных подразделений от 15 мин до 1,5 часов. Концепция надежной противопожарной защиты самого тоннеля и проходящих через него железнодорожных пассажирских и грузовых составов с целью выбора адекватных технических решений строится с учетом:
возможных рисков возникновения исходных событий, которые могут привести к пожарам по местам и условиям, как самого тоннеля, так и на проходящих через него подвижных составах, в т.ч. пассажирских и грузовых;
возможных сценариев и динамики развития пожаров в объеме тоннеля и на подвижных пассажирских и грузовых составах с учетом времени свободного их развития и перехода с железнодорожного состава на коммуникации и оборудование тоннеля СМТ и наоборот;
возможных последствий для людей (персонала и пассажиров поездов), конструкций и коммуникаций тоннеля за время свободного развития пожара до начала эффективных действий пожарной охраны.
Проработка и анализ этих вопросов приводит к необходимости принятия комплексного технического решения с комбинацией нескольких вариантов многоуровневого обеспечения безопасности, прежде всего персонала и пассажиров подвижных составов, оказавшихся в тоннеле, конструкций и оборудования самого тоннеля, а также подвижного состава в тоннеле:
1. Применение автоматических установок пожаротушения (далее – АУП) для локализации пожара на подвижных составах и оборудовании тоннеля:
стационарных АУП (спринклерных, дренчерных, осциллирующих);
роботизированных установок пожаротушения РУП.
2. Применение для тушения пожара мобильных роботизированных комплексов пожаротушения (МРК), оснащенных мобильными роботизированными установками пожаротушения (МРУП) легкого класса массой до 300 кг, лафетными стволами дистанционного управления типа ЛС(Д)-С10(15,20)Уш, прожекторами освещения, системой видео- и тепловизионного контроля для проведения силами профессиональных пожарных подразделений разведки, проведения аварийно-спасательных работ и тушения пожаров на подвижном составе.
Варианты и пути доставки МРУП к месту расположения сбойки ближайшей к очагу пожара с использованием:
обустроенных вагонеток на узкоколейном пути с доставкой МРК к месту расположения сбойки, ближайшей к очагу пожара, с запиткой от внутреннего противопожарного водопровода диаметром 150 мм;
пожарного локомобиля автоцистерны, оснащенного боевым пожарным расчетом до 6-7 чел., насосной установкой с технологией пожаротушения водой и компрессионной пеной, генератором с установкой освещения, стационарным лафетным стволом дистанционного управления и мобильной роботизированной установкой пожаротушения (МРУП) и другим пожарно-техническим и аварийно-спасательным оборудованием, необходимым с учетом специфики тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в ж/д тоннелях, имеющего рельсовые колеса для передвижения по основному транспортному тоннелю до границ безопасной зоны с последующим выдвижением МРУП в сопровождении звена газодымозащитной службы к месту пожара с прокладкой рукавных линий вдоль ж/д путей. Дистанционное управление МРУП осуществляется по радиоканалу или по оптоволоконному кабелю. При проведении разведки и тушении пожаров в тоннеле, в соответствии с «Рекомендациями по тушению пожаров в железнодорожных тоннелях», разработанными Санкт-Петербургским филиалом ВНИИПО в 1994г., следует учитывать, что:
пожары в тоннелях распространяются преимущественно в направлении вентиляционного потока со скоростью, близкой к скорости распространения горения на открытом участке, поэтому боевые действия необходимо предусматривать с учетом этого;
при пожаре твердых горючих материалов в однопутных тоннелях площадь после стабилизации горения через 30 мин может составлять от 130 м2 и более;
при пожаре остановленного пассажирского поезда в однопутных тоннелях, критические значения опасных факторов пожара вблизи очага возникают через 4-6 мин;
длина зоны теплового воздействия за очагом пожара для однопутного тоннеля составляет не менее 330 м;
расчетная продолжительность пожара (без тушения) для поезда с грузом твердых горючих материалов в однопутном тоннеле составляет 130-170 часов;
среднеобъемные температуры в зоне горения могут достигать:
для твердых горючих материалов 830 °С;
для горючих жидкостей 1050 °С;
для сжиженных газов 1150 °С;
при пожаре подвижного состава с грузом ЛВЖ (ГЖ) происходит их растекание вниз по уклону тоннеля на расстояние до 80 и более метров. Площадь горения ограничивается расходом воздуха, поступающего в зону горения, и достигает величины 60-200 м2, возможны также вспышки (взрывы) скоплений горючих газов и паров в объеме тоннеля.
Проведение работ по тушению пожаров в тоннеле осложняется в связи с:
быстрым распространением огня внутри грузопассажирских вагонов;
удаленностью очага пожара от открытого участка трассы;
ограниченностью пространства, задымлением и высокой температурой в зоне боевых действий подразделений;
трудностью доступа к месту проведения работ из-за возможных завалов внутри тоннеля;
привлечением большого количества и сложностью управления подразделениями в подземных сооружениях;
наличием оборудования и кабельных сетей, находящихся под напряжением.
Для реализации заявляемого нового способа тушения важное значение имеет правильный выбор огнетушащих веществ. Учитывая возможность нахождения в зоне тушения людей для автоматических установок пожаротушения, необходимо использовать экологические чистые огнетушащие вещества, к которым, в первую очередь, относится вода. Подача воды полидисперсными распыленными струями, например, стволами «ЭФЭР», значительно усиливает эффективность тушения водой, см. монографию «Пожарные роботы и ствольная техника в пожарной автоматике и пожарной охране», Ю.Горбань, Пожнаука, М., 2013г., с.123. На выходе стволов формируются струи, содержащие крупные капли высокой кинетической энергии (200-400мкм) и мелкодисперсные капли ТРВ (менее 150 мкм). Такие струи благодаря крупным каплям способны проникать через весь факел пламени до горящей поверхности, а также благодаря мелким каплям, как и ТРВ, в значительной степени поглощать тепловую энергию, что особенно эффективно для образуемых локальных зон пожара в тоннелях. Для транспортируемых средств пожаротушения с ручным или дистанционным управлением, контролируемым человеком, наиболее эффективным является применение компрессионной пены, обеспечивающей как высокую эффективность тушения, так и гибкую маневренность при развертывании и тушении благодаря легкости пожарных рукавов с компрессионной пеной.
Новый способ тушения пожара рассмотрим на план-схеме тоннелей с автоматической установкой пожаротушения (см. фиг. 1) и на структурной схеме многофункционального робототехнического комплекса (см. фиг. 2). В соответствии с типовыми решениями, между 2-мя транспортными тоннелями 1, 2 параллельно прокладывается технический тоннель 3 с устройством узкоколейного пути для обслуживания тоннеля. Между тоннелями 1, 2 прокладываются сбойки (проходы) 4 с шагом от 150 до 500 м. В транспортных тоннелях 1, 2 устанавливается адресная пожарная сигнализация 5, включающая в себя пожарные извещатели с приемно-контрольным устройством, определяющая зону пожара соответственно зоне тушения автоматической установкой пожаротушения (АУП) 6. АУП 6 соединена через устройство управления 7 с приемно-контрольным устройством и пожарными извещателями каналом связи. АУП 6 включает в себя насосную, программно-управляемые стволы или 3-d осциллирующие стволы 8, формирующие полидисперсные струи, с электрозадвижками 9, соединенные каналом управления с устройством управления 7, размещенные на пожарном трубопроводе 10. Программно-управляемые или 3-d осциллирующие стволы 8 устанавливают на расстоянии дальности компактных струй друг от друга с 2-х сторон вдоль тоннеля выше транспортных средств, с учетом скорости воздушно-дымовых потоков при пожаре. Программно-управляемые стволы 8, например компактные пожарные мини-роботы по патенту № 2808264 производят орошение сканированием по площади в отведенных секторах, позволяют по программе изменять угловую скорость орошения для стабилизации линейной скорости орошения и, соответственно, поддержания достаточно равномерной интенсивности орошения на защищаемых площадях. 3-d осциллирующие стволы 8, например по патенту № 2661325, производят орошение сканированием в вертикальной и горизонтальной плоскостях в отведенных секторах с учетом орошения защищаемой поверхности транспортных средств и стенок тоннеля в зоне пожара. В этих устройствах угловая скорость перемещения ствола меняется нелинейно, имея зону максимальной угловой скорости в средней части поворота ствола и минимальную угловую скорость в крайних позициях ствола. Это позволяет при установке ствола в направлении середины зоны пожара на максимальной угловой стабилизировать линейную скорость орошения при перемещении в крайние положения и соответственно поддерживать более равномерную интенсивность орошения на защищаемых площадях. Мобильный роботизированный комплекс (МРК) 11, см., например, патент № 2775482, включает себя мобильные роботизированные установки пожаротушения 12 (МРУП) легкого класса, модульную установку компрессионного пожаротушения 13 с водой и пенообразователем для подачи компрессионной пены, возимые РУП 14 с лафетными стволами с дистанционным управлением по патенту № 2128536, лафетные стволы возимые ручные 15, по патенту № 2372124, лафетные стволы, возимые с дистанционным управлением 16 и лафетные стволы, возимые с осциллированием 17, а также генераторы с прожекторами освещения, системы видео- и тепловизионного контроля для проведения разведки и аварийно-спасательных работ (не показано). Подача компрессионной пены осуществляется гибкими пожарными рукавами 18 от установки компрессионного пожаротушения 13. Для транспортировки МРК 11 используются вагонетки по узкоколейному пути или пожарные локомобили автоцистерны, имеющие рельсовые колеса для передвижения по основному транспортному тоннелю (не показано).
По сигналу о пожаре система адресной пожарной сигнализации 5 определяет зону пожара в транспортных тоннелях 1, 2 и направляет информацию в устройство управления 7, которое запускает АУП 6 с насосной, открывает электрозадвижки 9, соответствующие зоне пожара. Программно-управляемые или 3-d осциллирующие стволы 8 производят локализацию пожара в данной зоне. При этом производится орошение строчными струями с 2-х сторон как транспортного тоннеля, так и подвижного состава, находящегося в этой зоне. АУП 6 является быстродействующей системой. Учитывая, что пожарный трубопровод 10 находится под давлением воды, активизация АУП до подачи огнетушащего вещества определяется, по сути, временем открытия электрозадвижек 9, составляющим порядка 1 мин. В зоне пожара, в замкнутом пространстве между стенками тоннеля и подвижным составом, при орошении образуется насыщенная пароводяная смесь с продуктами горения, вытесняющая кислород из зоны горения и обладающая высокими показателями теплопоглощения, способствующими подавлению пожара. Одновременно с запуском АУП 6 при поступлении сигнала «пожар» от системы адресной пожарной сигнализации 5 на пункт круглосуточного дежурства к месту пожара выдвигается профессиональное пожарное подразделение, оснащенное техническими средствами в составе МРК 11. МРК 11 доставляют по техническому тоннелю 3 с использованием обустроенных вагонеток на узкоколейном пути к месту расположения сбойки 3, ближайшей к очагу пожара, с запиткой от пожарного водопровода 10. Может использоваться оперативно более удобный вариант доставки с использованием пожарного локомобиля-автоцистерны, имеющего рельсовые колеса для передвижения по основному транспортному тоннелю 1, 2 до границ безопасной зоны с последующим выдвижением мобильной роботизированной установки пожаротушения 12 и других технических средств в сопровождении звена газодымозащитной службы к месту пожара, с прокладкой рукавных линий вдоль железнодорожных путей. При проведении разведки и аварийно- спасательных работ определяются места развития пожара и места развертывания технических средств. С этой целью используются генераторы с прожекторами освещения, системы видео- и тепловизионного контроля. Тушение пожара в тоннеле производят силами пожарного подразделения с использованием роботизированных средств МРУП 12, возимых РУП 14, а также лафетных стволов возимых ручных 15, лафетных стволов возимых с дистанционным управлением 16 и лафетных стволов возимых с осциллированием 17. В качестве огнетушащего вещества используется компрессионная пена, отличающаяся высокой эффективностью тушения, обладающая свойствами адгезии с возможностью прилипания к сводам тоннеля и стенкам подвижного состава, высокой устойчивостью, длительное время сохраняющая свои пожаротушащие свойства; гибкие пожарные рукава 18, наполненные легкой компрессионной пеной, обеспечивают возможность маневрирования для быстрого развертывания от установки компрессионного пожаротушения 13 к техническим средствам МРК 11.
Предлагаемый способ тушения пожара обеспечивает высокую степень надежности защиты тоннелей за счет:
применения быстродействующей АУП для локализации пожара;
применения многофункционального робототехнического комплекса.
Предлагаемый способ позволяет:
значительно уменьшить время введения технических средств пожаротушения и быстро локализовать пожар;
производить тушение пожара с использованием роботизированных и дистанционно управляемых средств, обеспечивающих безопасность пожарных в местах опасных для жизни;
применять огнетушащие вещества, наиболее эффективные для защиты тоннелей
- предотвратить развитие чрезвычайных ситуаций в тоннеле.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Многофункциональный робототехнический комплекс противопожарной защиты производственных объектов на базе роботизированной установки пожаротушения и мобильного роботизированного комплекса | 2023 |
|
RU2814057C1 |
МАЛОГАБАРИТНАЯ МОБИЛЬНАЯ РОБОТИЗИРОВАННАЯ УСТАНОВКА ПОЖАРОТУШЕНИЯ | 2018 |
|
RU2685319C1 |
Многофункциональный робототехнический комплекс предупредительного мониторинга, обнаружения возгораний и управления пожаротушением производственных объектов | 2021 |
|
RU2775482C1 |
Роботизированная установка пожаротушения с системой оптимизации и контроля параметров тушения | 2020 |
|
RU2739820C1 |
МОБИЛЬНЫЙ РОБОТИЗИРОВАННЫЙ КОМПЛЕКС ПОЖАРОТУШЕНИЯ | 2014 |
|
RU2580779C2 |
САМОДВИЖУЩИЙСЯ КОМПЛЕКС ПОЖАРОТУШЕНИЯ НА БАЗЕ САМОХОДНОГО РОБОТА | 2020 |
|
RU2755461C1 |
Автоматическая мобильно-позиционированная роботизированная система локального пожаротушения | 2016 |
|
RU2637745C1 |
Способ тушения пожаров роботизированными установками пожаротушения | 2023 |
|
RU2808270C1 |
СПОСОБ ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2013 |
|
RU2530424C1 |
РОБОТИЗИРОВАННЫЙ ПОЖАРНЫЙ КОМПЛЕКС | 2008 |
|
RU2373981C1 |
Изобретение относится к области пожаротушения, а именно к способу тушения пожаров многофункциональным робототехническим комплексом при авариях в тоннелях. Способ содержит запуск системы пожарной сигнализации автоматической установки пожаротушения, включающей в себя устройство управления, насосную, программно-управляемые или осциллирующие стволы, размещенные на пожарном трубопроводе; подачу струй огнетушащего вещества, сканирующих в вертикальной и горизонтальной плоскостях, при этом автоматической установкой пожаротушения производят локализацию пожара; программно-управляемые или осциллирующие стволы установлены на расстоянии дальности компактных струй друг от друга с 2-х сторон тоннеля вдоль транспортных тоннелей выше транспортных средств; каждый программно-управляемый или осциллирующий ствол оснащен электрозадвижкой; определяют зону пожара с использованием адресной пожарной сигнализации, с передачей информации в устройство управления, которое подает сигнал на включение насосной и открытие 2-х электрозадвижек с программно-управляемыми или осциллирующими стволами, расположенными в средней части зоны пожара с 2-х сторон; подачу струй огнетушащего вещества осуществляют в зоне дальности компактных струй в виде полидисперсных распыленных струй и производят орошение программно-управляемыми стволами по программе сканирования строчными струями или осциллирующими стволами по заранее введенным углам сканирования с учетом орошения защищаемой поверхности транспортных средств и стенок тоннеля; тушение пожара производят мобильным роботизированным комплексом, включающим в себя мобильные роботизированные установки пожаротушения, модульную установку компрессионного пожаротушения с водой и пенообразователем для подачи компрессионной пены, лафетные стволы с ручным и дистанционным управлением и осциллированием, а также генераторы с прожекторами освещения, системы видео- и тепловизионного контроля для проведения разведки и аварийно-спасательных работ. Технический результат - тушение пожаров при авариях в тоннелях с эффективным использованием технических средств и огнетушащего вещества с уменьшением времени пожаротушения. 4 з.п. ф-лы, 2 ил.
1. Способ тушения пожаров многофункциональным робототехническим комплексом при авариях в тоннелях, содержащий запуск системы пожарной сигнализации автоматической установки пожаротушения, включающей в себя устройство управления, насосную, программно-управляемые или осциллирующие стволы, размещенные на пожарном трубопроводе; подачу струй огнетушащего вещества, сканирующих в вертикальной и горизонтальной плоскостях, отличающийся тем, что
автоматической установкой пожаротушения производят локализацию пожара; программно-управляемые или осциллирующие стволы установлены на расстоянии дальности компактных струй друг от друга с 2-х сторон тоннеля вдоль транспортных тоннелей выше транспортных средств; каждый программно-управляемый или осциллирующий ствол оснащен электрозадвижкой;
определяют зону пожара с использованием адресной пожарной сигнализации, с передачей информации в устройство управления, которое подает сигнал на включение насосной и открытие 2-х электрозадвижек с программно-управляемыми или осциллирующими стволами, расположенными в средней части зоны пожара с 2-х сторон;
подачу струй огнетушащего вещества осуществляют в зоне дальности компактных струй в виде полидисперсных распыленных струй и производят орошение программно-управляемыми стволами по программе сканирования строчными струями или осциллирующими стволами по заранее введенным углам сканирования с учетом орошения защищаемой поверхности транспортных средств и стенок тоннеля;
тушение пожара производят мобильным роботизированным комплексом, включающим в себя мобильные роботизированные установки пожаротушения, модульную установку компрессионного пожаротушения с водой и пенообразователем для подачи компрессионной пены, лафетные стволы с ручным и дистанционным управлением и осциллированием, а также генераторы с прожекторами освещения, системы видео- и тепловизионного контроля для проведения разведки и аварийно- спасательных работ.
2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что мобильные роботизированные комплексы доставляют по техническому тоннелю с использованием вагонеток на узкоколейном пути к месту расположения сбойки, ближайшей к очагу пожара, и с запиткой от пожарного водопровода.
3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что мобильные роботизированные комплексы доставляют с использованием пожарного локомобиля-автоцистерны, имеющего дополнительно к автомобильным рельсовые колеса для передвижения по транспортному тоннелю, до границ безопасной зоны с последующим выдвижением мобильных роботизированных установок пожаротушения с прокладкой рукавных линий вдоль железнодорожных путей.
4. Способ по п. 1, отличающийся тем, что в программно-управляемые стволы автоматической установки пожаротушения вводят программу изменения угловой скорости струи в секторе сканирования для стабилизации линейной скорости и интенсивности орошения.
5. Способ по п. 1, отличающийся тем, что в осциллирующие стволы автоматической установки пожаротушения вводят механический регулятор изменения угловой скорости струи в секторе сканирования для стабилизации линейной скорости и интенсивности орошения.
АВТОМАТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА ПОЖАРОТУШЕНИЯ С ОСЦИЛЛИРУЮЩИМИ ЛАФЕТНЫМИ СТВОЛАМИ | 2008 |
|
RU2392992C1 |
EP 4079378 A1, 26.10.2022 | |||
CN 107882595 A, 06.04.2018 | |||
JP 2000126324 A, 09.05.2000 | |||
WO 2008116578 A1, 02.10.2008 | |||
EP 4389237 A1, 26.06.2024 | |||
CN 212439778 U, 02.02.2021 | |||
JP 2005177520 A, 07.07.2005 | |||
CN 115300826 A, 08.11.2022 | |||
JP 2023154731 A, 10.20.2023 | |||
KR 102188281 B1, 08.12.2020 | |||
JP 2007007380 A, 18.01.2007. |
Авторы
Даты
2025-02-11—Публикация
2024-03-11—Подача