СТАРТЕР-ГЕНЕРАТОР Российский патент 2004 года по МПК F02N11/04 

Описание патента на изобретение RU2241851C2

Изобретение относится к электротехнике, а именно к стартер-генераторным устройствам транспортных средств с двигателями внутреннего сгорания (ДВС).

Известно устройство (европейский патент №0406182В1, кл. F 02 N 11/04, 1992 г.), в котором используется бесконтактная электрическая машина для запуска ДВС и для заряда бортовой аккумуляторной батареи, т.е. она выполняет функции стартера и генератора.

Недостатком этого устройства является наличие дифференциального редуктора, через который ротор машины соединяется с ДВС, что приводит к существенному усложнению и удорожанию упомянутого устройства.

Известно так же устройство (см. [1]), в котором бесконтактная обращенная электрическая машина используется в качестве стартер-генератора, ротор которого закреплен непосредственно на коленчатом валу ДВС, что позволяет существенно упростить конструкцию за счет исключения редуктора.

Недостатком этого устройства является необходимость существенного завышения величины воздушного зазора машины ввиду наличия радиальных и аксиальных биений коленчатого вала ДВС обусловленных технологическими допусками его изготовления.

Наиболее близким техническим решением является устройство (заявка Франции №2786136, кл. F 02 N 11/00, 2000 г.), в котором бесконтактная обращенная электрическая машина, использующаяся в качестве стартер-генератора, имеет статор, жестко соединенный с корпусом ДВС через первый конструктивный элемент, и ротор, который через второй конструктивный элемент жестко соединен с поверхностью подшипника качения, а через третий конструктивный элемент - с коленчатым валом ДВС.

Недостатком этого устройства является относительная конструктивная сложность сопряжения ротора с коленчатым валом ДВС и необходимость существенной доработки носка коленчатого вала.

Решение технической задачи направлено на оптимизацию использования габаритной мощности электрической машины за счет снижения величины воздушного зазора и упрощение конструкции.

Для решения поставленной технической задачи стартер-генератор, содержащий обращенную бесконтактную электрическую машину, статор которой, через первый конструктивный элемент, жестко соединен с корпусом ДВС, а кольцеобразный ротор, закрепленный внутри полости второго конструктивного элемента со стороны большего диаметра, жестко соединен с посадочной поверхностью подшипника качения, при этом второй конструктивный элемент соединен с коленчатым валом ДВС через третий конструктивный элемент, первый конструктивный элемент одновременно является держателем сальника коленчатого вала, второй конструктивный элемент выполнен с прямоугольным сечением, боковая поверхность его со стороны первого конструктивного элемента отсутствует, при этом второй конструктивный элемент жестко соединен с внутренней посадочной поверхностью подшипника качения, а внешняя посадочная поверхность этого подшипника жестко соединена со статором электрической машины.

На чертеже изображен эскиз одного из возможных вариантов конструктивного исполнения патентуемого стартер-генератора.

Стартер-генератор содержит обращенную бесконтактную электрическую машину, статор 1 которой через первый конструктивный элемент 2, одновременно являющийся держателем сальника 3 носка 4 коленчатого вала, жестко соединен с корпусом ДВС, а ротор 5 через второй конструктивный элемент 6 жестко соединен с внутренней посадочной поверхностью подшипника 7 качения, внешняя посадочная поверхность подшипника 7 жестко соединена со статором 1 электрической машины, при этом второй конструктивный элемент 6 соединен с носком 4 коленчатого вала ДВС через третий конструктивный элемент 8, допускающий радиальные и аксиальные биения носка 4 коленчатого вала в пределах технологических допусков изготовления ДВС.

Работа устройства осуществляется следующим образом.

При запитывании током обмоток статора 1 электромагнитное поле через воздушный зазор взаимодействует с ротором 5, в результате чего между статором 1 и ротором 5 возникает вращающий момент. Так как статор 1 жестко соединен с корпусом ДВС, то ротор 5 начинает вращаться относительно статора 1, раскручивая тем самым коленчатый вал относительно корпуса ДВС. При достижении оборотов холостого хода ДВС заводится и стартер-генератор переводится в генераторный режим работы.

Один из возможных примеров конструктивного исполнения предлагаемого устройства.

Первый конструктивный элемент выполнен в виде диска, в центральное отверстие которого устанавливается сальник носка коленчатого вала ДВС, при этом диск жестко соединен со статором и имеет крепежные отверстия, частично совпадающие с отверстиями для крепления прежнего держателя сальника носка коленчатого вала, а также крепежные отверстия по внешнему диаметру, превышающему размеры ротора для установки на корпусе ДВС.

Второй конструктивный элемент выполнен в виде кольца с прямоугольным сечением, боковая поверхность которого со стороны первого конструктивного элемента отсутствует, а внутри полости, со стороны большего диаметра, жестко закреплен кольцеобразный ротор.

Третий конструктивный элемент выполнен в виде диска, жестко соединенного с внешней боковой поверхностью второго конструктивного элемента и имеющего в центральной части несколько крепежнных отверстий для осуществления кинематической связи с торцевой поверхностью носка коленчатого вала ДВС с помощью крепежных элементов с демпфирующими проставками.

Таким образом, за счет того, что величина воздушного зазора между статором 1 и ротором 5 определяется только технологическими возможностями оборудования по производству электрических машин, а не технологическими допусками изготовления ДВС, появляется возможность предельного использования габаритной мощности стартер-генератора, что является очень существенным преимуществом в условиях "зажатости" подкапотного пространства. В то же время, использование в качестве второго конструктивного элемента кольца с прямоугольным сечением, а в качестве третьего конструктивного элемента диска с соответствующими крепежными отверстиями позволяет избежать необходимости доработки носка коленчатого вала и существенно упрощает конструкцию.

Источники информации

1. "Saft und Kraft, Citroen Xsara Dynalto", журнал Mot, 1998, №7, с. 10 и 11.

Похожие патенты RU2241851C2

название год авторы номер документа
СТАРТЕР-ГЕНЕРАТОР 2004
  • Кашканов Виктор Васильевич
RU2268391C2
СТАРТЕР-ГЕНЕРАТОР 2004
  • Кашканов Виктор Васильевич
RU2270931C1
СТАРТЕР-ГЕНЕРАТОР 2000
  • Кашканов В.В.
RU2197635C2
Система управления и передачи вращательного момента на винт(ы) в беспилотных летательных аппаратах (БПЛА), стартер-генератор, плата управления стартером-генератором и амортизатор для этой системы 2020
  • Драненков Антон Николаевич
  • Куприн Михаил Николаевич
  • Герасимов Игорь Владимирович
  • Соловьев Евгений Вячеславович
  • Поляков Дмитрий Андреевич
RU2741136C1
СИСТЕМА, СОДЕРЖАЩАЯ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2013
  • Фогель Вернер
  • Лампальцер Маркус
  • Гайсслер Йозеф
  • Шрайнер Бернд
  • Патла Михаэль
RU2611854C2
ТРАНСМИССИОННЫЙ МОДУЛЬ ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И СПОСОБ МОНТАЖА И ДЕМОНТАЖА ТРАНСМИССИОННОГО МОДУЛЯ 2014
  • Голка Маркус
RU2665209C2
СТАРТЕР-ГЕНЕРАТОР КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА 2015
  • Голка Маркус
RU2700808C2
ПРИВОД ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ГЕНЕРАТОРА В СОСТАВЕ САМОХОДНОГО НАЗЕМНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2017
  • Добрецов Роман Юрьевич
  • Лозин Андрей Васильевич
  • Семенов Александр Георгиевич
RU2656940C1
СИСТЕМА, СОСТОЯЩАЯ ИЗ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2013
  • Фогель Вернер
  • Лампальцер Маркус
  • Гайсслер Йозеф
  • Шрайнер Бернд
  • Патла Михаэль
RU2615874C2
СТАРТЕР-ГЕНЕРАТОР КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА И КОРПУС ДЛЯ СТАРТЕРА-ГЕНЕРАТОРА КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА 2014
  • Голка Маркус
RU2671957C2

Реферат патента 2004 года СТАРТЕР-ГЕНЕРАТОР

Изобретение относится к электротехнике, а именно к стартер-генераторным устройствам транспортных средств с двигателями внутреннего сгорания (ДВС). Технический результат заключается в оптимизации использования габаритной мощности электрической машины за счет снижения величины воздушного зазора и в упрощении конструкции. Согласно изобретению стартер-генератор содержит обращенную бесконтактную электрическую машину, статор которой через первый конструктивный элемент жестко соединен с корпусом ДВС. Внутри полости второго конструктивного элемента стартер-генератора со стороны большего диаметра закреплен кольцеобразный ротор, жестко соединенный с посадочной поверхностью подшипника качения. При этом второй конструктивный элемент соединен с коленчатым валом ДВС через третий конструктивный элемент. Первый конструктивный элемент является держателем сальника коленчатого вала. Второй конструктивный элемент выполнен с прямоугольным сечением, а боковая поверхность его со стороны первого конструктивного элемента отсутствует. При этом второй конструктивный элемент жестко соединен с внутренней посадочной поверхностью подшипника качения. Внешняя посадочная поверхность этого подшипника жестко соединена со статором электрической машины. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 241 851 C2

Стартер-генератор, содержащий обращенную бесконтактную электрическую машину, статор которой через первый конструктивный элемент жестко соединен с корпусом ДВС, а кольцеобразный ротор, закрепленный внутри полости второго конструктивного элемента со стороны большего диаметра, жестко соединен с посадочной поверхностью подшипника качения, при этом второй конструктивный элемент соединен с коленчатым валом ДВС через третий конструктивный элемент, отличающийся тем, что первый конструктивный элемент является держателем сальника коленчатого вала, а второй конструктивный элемент выполнен с прямоугольным сечением, боковая поверхность его со стороны первого конструктивного элемента отсутствует, при этом второй конструктивный элемент жестко соединен с внутренней посадочной поверхностью подшипника качения, а внешняя посадочная поверхность этого подшипника жестко соединена со статором электрической машины.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2004 года RU2241851C2

ПАСТА ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ ПЕРИИМПЛАНТИТА 2022
  • Сирак Сергей Владимирович
  • Перикова Мария Григорьевна
  • Сирак Екатерина Сергеевна
  • Сирак Александр Сергеевич
  • Ленев Вадим Николаевич
  • Гатило Ирина Анатольевна
  • Еникеев Амир Маратович
  • Кобылкина Татьяна Леонидовна
RU2786136C1
0
  • Я. А. Райхман, И. М. Глазков, А. П. Грамматик, Р. Е. Тецкий А. С. Фельдман
SU406182A1
US 6424065 В1, 23.07.2002
РАЗБАВИТЕЛЬ СПЕРМЫ ЖИВОТНЫХ 0
SU302118A1
DE 19748045 A1, 12.11.1998
ПАРОГАЗОВАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА 1998
  • Шерстобитов И.В.
  • Толстенко В.Д.
  • Галушко В.Ф.
  • Филиппчук О.Л.
RU2139430C1
RU 97121757 А, 27.10.1999
RU 94020973 A1, 10.05.1997.

RU 2 241 851 C2

Авторы

Кашканов В.В.

Даты

2004-12-10Публикация

2002-09-30Подача