СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДАВЛЕНИЯ В РЕДУКТОРЕ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ Российский патент 2004 года по МПК G05D16/06 

Описание патента на изобретение RU2242787C2

Предлагаемое изобретение относится к регуляторам (редукторам) давления и может быть использовано в различных пневмосистемах самолетов, ракет, спутников.

В качестве аналогов выбраны известные газовые регуляторы давления (Голубев М.Д. Газовые регуляторы давления /Под ред. д. т. н., проф. Г.И.Воронина. М.: Машиностроение, 1964, с.31-35, фиг.16-18). В названных устройствах реализован способ регулирования давления рабочего тела (газа), при котором открытию подпружиненного клапана под воздействием на него рабочего тела высокого давления осуществляют противодействие через механическую связь подвижной подпружиненной оболочкой с воздействием на нее рабочего тела низкого давления, а также осуществляют настроечную регулировку усилия пружины мембраны. Их недостаток заключается в больших габаритно-массовых характеристиках и низкой надежности работы.

Из вышеупомянутых устройств в качестве прототипа выбран регулятор давления с названием “Схема регулятора с уравновешенным клапаном прямого хода” (фиг.18). Прототип содержит: клапан, дросселирующее сечение, седло (дросселирующее седло), плунжер, мембрану (герметично подвижную оболочку или крышку сильфона), канал для подвода выходного давления на мембрану, вспомогательную пружину (пружину клапана), пружину мембраны, регулировочный винт (регулятор усилия пружины мембраны).

В прототипе реализован способ регулирования давления рабочего тела (газа), при котором открытию подпружиненного клапана под воздействием на него рабочего тела высокого давления осуществляют противодействие через механическую связь подвижной подпружиненной оболочкой с воздействием на нее рабочего тела низкого давления, а также осуществляют настроечную регулировку усилия пружины мембраны.

Устройство-прототип работает следующим способом. Рабочее тело высокого давления поступает через входной патрубок (на фиг.18 показанный стрелкой р1) к дросселирующему седлу и клапану, работающим в паре. Под действием высокого давления рабочего тела преодолевается усилие пружины клапана, и рабочее тело проходит в образовавшийся зазор между ними. Далее рабочее тело поступает через канал для подвода выходного давления на мембрану и, преодолевая усилие ее пружины, ослабляет ее воздействие на плунжер, механически связанный с клапаном. При этом под действием своей пружины клапан поддерживает зазор между ним и дросселирующим седлом с таким размером, при котором наступает сбалансированное состояние между усилием рабочего тела высокого давления на входе регулятора и усилий рабочего тела низкого давления на выходе регулятора и пружин клапана и мембран. Уровень низкого давление рабочего тела на выходе регулятора обеспечивается выбранными усилиями пружин клапана и мембраны, а также регулировкой пружины мембраны с помощью регулировочного винта.

Недостаток устройства-прототипа заключается в его больших габаритно-массовых характеристиках и низкой надежности работы из-за того, что оно выполнено с двумя корпусами (для клапана и для мембраны), а динамическая устойчивость работы регулятора (обеспечение уменьшения автоколебательных процессов) обеспечивается только одной пружиной мембраны, что приводит к расширению диапазона регулируемого давления рабочего тела на выходе из регулятора, увеличению динамических нагрузок на дросселирущее седло и клапан и, тем самым, к снижению надежности его работы (редуктора давления).

Цель предлагаемого технического решения - улучшение габаритно-массовых характеристик, повышение надежности работы редуктора.

Поставленная цель достигнута за счет того, что:

1. Противодействие на клапан через механическую связь подвижной подпружиненной оболочкой с воздействием на нее рабочего тела низкого давления осуществляют через пружину клапана, причем подпружиненной стороной упомянутой оболочки, настроечную регулировку усилия пружины осуществляют для пружины клапана.

2. Пружина клапана выполнена внутри вновь введенного дополнительного сильфона, один край которого герметично соединен с торцом внутреннего патрубка входа рабочего тела высокого давления, а другой - с центральной частью крышки сильфона, в которой выполнено по меньшей мере одно проходное отверстие и которая одновременно выполнена в качестве упора для пружины клапана, а торец сильфона герметично соединен с фланцем входа рабочего тела высокого давления, клапан снабжен настроечным регулятором усилия его пружины в виде штока, проходящим через выполненное центральное отверстие в крышке сильфона и с возможностью перемещения в нем в продольном направлении, причем один его конец, расположенный внутри пружины клапана, соединен с ним посредством шарового шарнира, а другой, расположенный снаружи крышки сильфона, выполнен с двумя контргайками.

3. Настроечный регулятор усилия пружины крышки сильфона выполнен на наружном патрубке входа рабочего тела высокого давления в виде скользящего по нему кольца с толкателями, например четырьмя, равномерно и ортогонально расположенными относительно его плоскости и проходящими через выполненные во фланце упомянутого входа отверстия и упирающимися своими торцами во вновь введенную центрирующую муфту пружины крышки сильфона, а противоположная сторона кольца выполнена с упором в две контргайки, выполненные на упомянутом наружном патрубке.

4. Фланец входа рабочего тела высокого давления выполнен с направляющим цилиндром для центрирующей муфты пружины сильфона с рабочей поверхностью снаружи его и со свободным торцом, выполненным с ограничительным зазором для рабочего хода крышки сильфона и расположенным между сильфоном и дополнительным сильфоном.

5. Герметизирующий вкладыш клапана выполнен из поликарбоната.

Предложенный, таким образом, способ регулирования давления в редукторе и устройство для его осуществления позволили обеспечить компактное расположение составных частей редуктора по принципу “русской матрешки” (клапан с пружиной установлены во внутреннем патрубке входа рабочего тела высокого давления и в сильфоне пружины клапана, которые, в свою очередь, установлены в сильфоне с крышкой, который установлен в корпусе клапана), что позволило исключить из состава устройства специальный корпус для сильфона с крышкой, улучшить габаритно-массовые характеристики редуктора. По сравнению с устройством-прототипом габаритные размеры предложенного редуктора уменьшены примерно в 2 раза, а масса обеспечена 150 г в сравнении с массой прототипа 450 г.

Возможность в предложенном решении настраивать усилия одновременно пружины клапана и пружины крышки сильфона, взаимодействующие между собой, позволила снизить автоколебания при работе редуктора и тем самым уменьшить динамические нагрузки на дросселирующее седло и герметизирующий вкладыш, повысить точность регулирования давления рабочего тела на выходе из редуктора и тем самым обеспечить повышение надежности работы редуктора как с точки зрения конструкции, так и с точки зрения обеспечения заданного давления рабочего тела на выходе редуктора.

Ограничение посредством направляющего цилиндра движения крышки сильфона в сторону клапана под действием рабочего тела низкого давления позволило дополнительно снизить автоколебания при работе редуктора и тем самым дополнительно повысить надежность его работы.

Среди информационных материалов по данному классу техники, а также среди известных устройств данного типа (Голубев М.Д. Газовые регуляторы давления /Под редакцией д. т. н., проф. Г.И.Воронина. М.: Издательство “Машиностроение”, 1964, с.31-35, фиг.16-18) авторами не обнаружены устройства с подобными существенными признаками, как у заявленного объекта.

Изобретение поясняется чертежом, на котором представлено продольное сечение регулятора давления.

В состав предложенного редуктора давления (фиг.1) входят: корпус 1 с выходом 2 для рабочего тела с низким давлением и входом 3 для рабочего тела с высоким давлением, соединенным своим фланцем 4 с корпусом 1 и включающим наружный патрубок 5 и внутренний патрубок 6, выполненный с дросселирующим седлом 7 и установленным в нем клапаном 8, выполненным с герметизирующим вкладышем 9, выполненным из поликабоната со стороны дросселирующего седла 7, а с противоположной его стороны - с пружиной 10, сильфон 11 с его крышкой 12, установленный в корпусе 1 и герметично соединенный с фланцем 4 входа 3, дополнительный сильфон 13, герметично соединенный своими торцами соответственно с внутренним патрубком 6 и со средней частью 14 крышки 12, которая одновременно является упором для пружины 10 клапана 8 и в которой выполнено по меньшей мере одно проходное отверстие 15 для рабочего тела и центральное отверстие 16, через которое проходит шток 17 настроечного регулятора усилия пружины 10 клапана 8, один конец которого расположен внутри ее и соединен с клапаном 8 с помощью шарового шарнира 18, а конец штока, расположенный снаружи крышки 12, выполнен с двумя опорными контргайками 19, настроечный регулятор усилия пружины 20 крышки 12 сильфона 11, включающий две опорные контргайки 21, установленные своей резьбой на внешнем патрубке 5, кольцо 22, выполненное с возможностью перемещения относительно продольного направления внешнего патрубка 5 и имеющего толкатели 23, например четыре, которые равномерно и ортогонально расположены относительно его плоскости и проходят через отверстия 24, выполненные во фланце 4 входа 3, торцы которых упираются в центрирующую муфту 25 пружины 20 крышки 12, которая установлена снаружи направляющего цилиндра 26, выполненного на фланце 4 и расположенного между сильфоном 11 и дополнительным сильфоном 13, а его свободный торец выполнен с ограничивающим зазором 27 для движения крышки 12.

Редуктор давления работает следующим образом. Рабочее тело высокого давления поступает через входной патрубок 5 к дросселирующему седлу 7, работающему в паре с герметизирующим вкладышем 9, между которыми обеспечивается максимальный зазор 0,1 мм. Далее рабочее тело проходит через полости внутреннего патрубка 6, дополнительного сильфона 13 и через проходное отверстие 15 поступает на выход 2. По мере повышения давления перед выходом 2 увеличивается его воздействие на крышку 12 сильфона 11. Когда усилие этого давления достигнет значения, равного суммарному усилию высокого давления на герметизирующий вкладыш 9 и пружин 10 и 20, то клапан 8 займет рабочее положение, при котором будет обеспечиваться заданное давление рабочего тела перед выходом 2. Заданное давление перед выходом 2 обеспечивается настройкой усилия пружин 10 и 20.

Конструкция регулятора, параметры упругих элементов, а также возможности настроечных регуляторов усилий пружин 10 и 20 позволяют обеспечить режим работы, при котором в выходном патрубке 2 поддерживается давление 1,7-2,0 кгс/см2 при давлении на входном патрубке 5-250 кгс/см2. При этом конструкция регулятора снижает автоколебания в процессе его работы.

Настройку редуктора давления на требуемый режим работы осуществляют с помощью настроечных регуляторов усилий пружин клапана. Настройку осуществляют следующим образом. При смещении двух опорных контргаек 21 в правую сторону кольцо 22 своими толкателями 23 через центрирующую муфту 25 поджимают пружину 20, и тогда редуктор будет обеспечивать больший расход рабочего тела с большим давлением на выходе 2. При смещении штока 17 вправо с помощью двух опорных контргаек 19 зазор между дросселирующим седлом 7 и герметизирующим вкладышем 9 будет увеличиваться и при этом будет увеличиваться расход и давление на выходе 2. При смещении кольца 22 и штока 17 влево эффект будет противоположным.

Наличие двух регуляторов в редукторе расширяет возможности регулирования расхода и давления рабочего тела на выходе 2, а также позволяет обеспечивать оптимальное противодействие пружин 20 и 10, при котором автоколебания клапана при работе редуктора сводятся к минимуму.

Шаровой шарнир 18 клапана 8 со штоком 17 позволяет обеспечить более плотное прилегание герметизирующего вкладыша 9 (выполненного из поликабоната) к дросселирующему седлу 7 в течение всего срока эксплуатации с учетом их износа и тем самым повышает надежность работы редуктора в обеспечение регулирования заданного давления на выходе 2.

Сильфоны 11 и 13 предназначены для обеспечения герметичности полости низкого давления 2 в условиях изменения ее объема в процессе работы регулятора. Кроме того, их применение позволило реализовать предложенный способ с обеспечением улучшения габаритно-массовых характеристик редуктора, повышения надежности его работы.

Предлагаемое изобретение проходит стадию экспериментальной отработки.

Похожие патенты RU2242787C2

название год авторы номер документа
РЕГУЛЯТОР ДАВЛЕНИЯ 2014
  • Богданова Нина Вячеславовна
  • Васильев Валерий Алексеевич
  • Голева Татьяна Васильевна
  • Макарьянц Михаил Викторович
  • Ногачев Александр Геннадьевич
RU2562275C1
ТОПЛИВНАЯ МАГИСТРАЛЬ ЖИДКОСТНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ МАЛОЙ ТЯГИ 2002
  • Евсеев А.В.
  • Кутуев Р.Х.
  • Сергеев В.В.
RU2239084C2
Клапан предохранительный 2015
  • Васильев Валерий Алексеевич
  • Голева Татьяна Васильевна
  • Макарьянц Михаил Викторович
  • Ногачев Александр Геннадьевич
  • Ожигов Валентин Сергеевич
RU2614899C1
РЕДУКТОР ДАВЛЕНИЯ ГАЗА 2023
  • Горин Вячеслав Николаевич
  • Боева Вера Михайловна
  • Плечева Айжан Фанилевна
  • Корнеева Юлия Анатольевна
  • Матвеев Александр Иванович
RU2810295C1
ГАЗОВЫЙ РЕДУКТОР 2015
  • Хорьков Владимир Иванович
  • Савушкин Александр Николаевич
  • Савушкин Сергей Александрович
  • Калугин Дмитрий Александрович
  • Чевычелов Александр Юрьевич
RU2619146C2
КЛАПАН РЕДУКЦИОННЫЙ 2009
  • Ковалюнас Виктор Александрович
RU2406903C1
КЛАПАН ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНЫЙ 2022
  • Горин Вячеслав Николаевич
  • Морозов Владимир Иванович
  • Иванова Татьяна Владимировна
RU2790917C1
РЕГУЛЯТОР ДАВЛЕНИЯ ГАЗА 2001
  • Мельников А.М.
  • Глебов В.Н.
  • Завьялов Ю.Н.
  • Зосимов В.А.
RU2215319C2
РЕГУЛЯТОР ДАВЛЕНИЯ 2001
  • Суворов В.С.
  • Макаренко А.Д.
RU2211475C2
РЕДУКТОР 2011
  • Васильев Валерий Алексеевич
  • Голева Татьяна Васильевна
  • Макарьянц Михаил Викторович
  • Ногачев Александр Геннадьевич
  • Ожигов Валентин Сергеевич
  • Туманов Дмитрий Вячеславович
RU2468347C1

Реферат патента 2004 года СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДАВЛЕНИЯ В РЕДУКТОРЕ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

Изобретение относится к регуляторам давления (редукторам) и может быть использовано в различных пневмосистемах самолетов, ракет, спутников. Технический результат – улучшение габаритно-массовых характеристик, повышение надежности работы редуктора. Результат достигается тем, что обеспечено компактное расположение частей редуктора по принципу “русской матрешки” – клапан с пружиной установлены во внутреннем патрубке входа рабочего тела высокого давления и в сильфоне, которые в свою очередь установлены в сильфоне с крышкой, который установлен в корпусе. Это позволило исключить из состава устройства специальный корпус для сильфона с крышкой и этим улучшить габаритно-массовые размеры. Возможность одновременной настройки усилия пружины клапана и пружины сильфона с крышкой позволила снизить автоколебания при работе редуктора, уменьшить динамические нагрузки на дросселирующее седло и герметизирующий вкладыш и этим повысить надежность работы регулятора. 2 c. и 3 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 242 787 C2

1. Способ регулирования давления в редукторе, при котором открытию подпружиненного клапана под воздействием на него рабочего тела высокого давления осуществляют противодействие через механическую связь подвижной подпружиненной оболочкой с воздействием на нее рабочего тела низкого давления, а также осуществляют настроечную регулировку усилия пружины, отличающийся тем, что противодействие на клапан через механическую связь подвижной подпружиненной оболочкой с воздействием на нее рабочего тела низкого давления осуществляют через пружину клапана, причем подпружиненной стороной упомянутой оболочки, настроечную регулировку усилия пружины осуществляют для пружины клапана.2. Редуктор давления, содержащий корпус с выходом рабочего тела низкого давления и входом рабочего тела высокого давления, соединенным своим фланцем с корпусом и включающим наружный патрубок и внутренний патрубок, выполненный с дросселирующим седлом и установленным в нем клапаном, содержащим со стороны дросселирующего седла герметизирующий вкладыш, а с противоположной своей стороны – пружину, подвижную подпружиненную оболочку, расположенную внутри корпуса и выполненную в виде крышки сильфона, в котором установлена ее пружина и которая выполнена с механической связью с клапаном, настроечный регулятор усилия пружины, выполненный с двумя контргайками, отличающийся тем, что пружина клапана выполнена внутри вновь введенного дополнительного сильфона, один край которого герметично соединен с торцом внутреннего патрубка входа рабочего тела высокого давления, а другой – с центральной частью крышки сильфона, в которой выполнено, по меньшей мере, одно проходное отверстие и которая одновременно выполнена в качестве упора для пружины клапана, а торец сильфона герметично соединен с фланцем входа рабочего тела высокого давления, клапан снабжен настроечным регулятором усилия его пружины в виде штока, проходящим через выполненное центральное отверстие в крышке сильфона и с возможностью перемещения в нем в продольном направлении, причем один его конец, расположенный внутри пружины клапана, соединен с ним посредством шарового шарнира, а другой, расположенный снаружи крышки сильфона, выполнен с двумя контргайками.3. Устройство по п.2, отличающееся тем, что настроечный регулятор усилия пружины крышки сильфона выполнен на наружном патрубке входа рабочего тела высокого давления в виде скользящего по нему кольца с толкателями, например четырьмя, равномерно и ортогонально расположенными относительно его плоскости и проходящими через выполненные во фланце упомянутого входа отверстия и упирающимися своими торцами во вновь введенную центрирующую муфту пружины крышки сильфона, а противоположная сторона кольца выполнена с упором в две контргайки, выполненные на упомянутом наружном патрубке.4. Устройство по п.3, отличающееся тем, что фланец входа рабочего тела высокого давления выполнен с направляющим цилиндром для центрирующей муфты пружины сильфона с рабочей поверхностью снаружи его и со свободным торцом, выполненным с ограничительным зазором для рабочего хода крышки сильфона и расположенным между сильфоном и дополнительным сильфоном.5. Устройство по п.2, отличающееся тем, что герметизирующий вкладыш клапана выполнен из поликарбоната.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2004 года RU2242787C2

ГОЛУБЕВ М.Д
Газовые регуляторы давления
- М.: Машиностроение, 1964, с
Способ очистки нефти и нефтяных продуктов и уничтожения их флюоресценции 1921
  • Тычинин Б.Г.
SU31A1
Устройство для электрической сигнализации 1918
  • Бенаурм В.И.
SU16A1
ПОДВИЖНАЯ СИСТЕМА ПРЯМОТОЧНОГО СЕРВОПРИВОДА 1999
  • Целовальников П.Г.
RU2174701C2
РЕГУЛЯТОР РАСХОДА 1993
  • Осокин А.И.
RU2018906C1
РЕГУЛЯТОР ДАВЛЕНИЯ ГАЗА 1993
  • Котов Ю.И.
RU2042174C1
ПЕРФОРАТОР I ii.^nJi. ;:;>&., I БИБ;.;-.! : 2 pa и отверстия 15 в корпусе золотниковой коробки. Причем, верхпяя полость цилиндра сообщается с атмосферой до тех пор, пока золотиик не переместится в верхнее положение. Под действием сжатого воздуха, ностуиа- ющего в нижнюю полость 16 цилиндра через щель 17 (между золотником и Bepxneii крыщкой) и подъемные каналы, поршень движется вверх и после перекрытия выхлопного окна 18 вытесняет сжатый воздух из верхней камеры в атмосферу через каналы 12, нижнюю камеру 11, протоку 13 и отверстия 15 и 14. После того как норщеиь откроет фрезеровку 19 командного канала 8 зо- лотпик перемещается вверх, открывая доступ сжатого воздуха в верхнюю камеру. После перемещения золотиика вверх сообщение верхней камеры с атмосферой прекращается. Таким образом, около ноловииы обратного хода поршень проходнт без сонротивлсушя оставшегося в верхней полоети сжатого воздуха, что приводит к повышению крутящего момента. Одновременно с этгш снижается отдача и внбрапня перфоратора. Предмет изобретения Перфоратор для бурения горных пород, включающий корпус, поршень, верхнюю и 0
  • Корпусе Расположены Порщепь Корпус Золотниковой Коробки Фланцевым Золотником Закрываемый Нижней Верхней Крышками Схема Воздухораснределе Включает Командные Каналы Подъемные Каналы Подачи Сжатого Воздуха Верхнюю Полость Цилиндра, Нижнюю Камеру Золотниковой Коробки Каналы Верхн Полость Цилиндра При Обратном Ходе Порщи Сообщаетс Атмосферой Через Наружную Кольцевую Проточку Золотнике, Через Отверсти Корпусе Перфорато
SU385029A1
DE 3141255 A1, 24.06.1982
СПОСОБ ОЧИСТКИ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ 1972
SU420603A1
Способ получения акриловых эфиров бета-перфторалкокси-1,1-дигидроперфтор-пропиловых спиртов 1958
  • Беренблит В.В.
  • Бызов Б.А.
  • Долгопольский И.М.
  • Туманова А.В.
  • Федорова Г.Б.
SU119871A1

RU 2 242 787 C2

Авторы

Зверев Н.И.

Овечкин Г.И.

Воробьев В.В.

Коновалов А.А.

Бородин Л.М.

Двирный В.В.

Леканов А.В.

Халиманович В.И.

Даты

2004-12-20Публикация

2002-11-12Подача