Изобретение относится к медицине, в частности, к психологии и гигиене труда, а именно - к средствам определения профессиональной пригодности кадров при подборе персонала и может использоваться в отраслях, связанных с опасным производством, требующим особой ответственности, спасательными работами, особыми условиями службы и т.п. Известен способ оценки профпригодности кадров при подборе персонала, описанный в книге авторов Базарова Т.Ю, Еремина Е.Л. Управление персоналом. М.: ЮНИТИ, 2001 г., стр. 227-231. Известный способ включает в себя последовательное проведение предварительной отборочной беседы, заполнение бланка заявления, проведение беседы по найму (интервью), тестирование, проверку рекомендаций и послужного списка, медицинский осмотр (при наличии особых требований к здоровью кандидата в зависимости от особенностей работы) и принятие решения о приеме или отказе в приеме на работу.
Недостаток известного способа заключается в том, что он предназначен для отбора на работу, не связанную с опасным производством или с чрезвычайными обстоятельствами и не требующую особой ответственности.
Известен способ оценки профпригодности кадров при подборе персонала, описанный в вышеназванной книге, стр. 328, 329.
Известный способ методологически базируется на одновременном использовании трех теоретических подходов к изучению проявлений человека, а именно: психометрии, которая подразделяет поведение человека на ряд более или менее независимых категорий и предоставляет способы измерения, позволяющие сравнивать людей между собой; социально-психологические и антропологические принципы описания поведения, позволяющие фиксировать конкретные факты, выделять типичные способы поведения в конкретных условиях, обучать неспециалистов в области поведенческой психологии категоризованному, структурированному наблюдению за организационным поведением людей; клиническое наблюдение, дающее возможность сравнивать индивидуальные проявления в данный момент с тем, что клиницисты считают оптимальным для данной личности. Он включает моделирование ключевых моментов деятельности, разработку системы критериев оценки в соответствии со спецификой деятельности, испытание различными взаимодополняющими техниками и упражнениями с проведением оценки не только специалистами, но также специально подготовленными наблюдателями, причем проводится перекрестная (оценка каждого участника несколькими наблюдателями и каждым наблюдателем нескольких участников) оценка реального поведения с выявлением и описанием качественных характеристик, особенностей индивидуального стиля деятельности оцениваемых.
Недостатком известного способа оценки является тот факт, что оцениваются, в первую очередь, "технические возможности" человека к выполнению данной работы и не учитываются его нейропсихологические особенности.
Известен способ оценки профпригодности персонала при подборе кадров, описанный в вышеназванной книге, стр. 336-337.
Известный способ оценки включает в себя моделирование наиболее типичных деловых ситуаций посредством специальных упражнений, получение информации о профессиональных целях и ценностях, организаторских способностях, коммуникативных и личностных качествах от самого оцениваемого с помощью интервью, психологическое тестирование с целью получения информации о качествах, влияющих на поведение человека в организации, и его профессиональной эффективности, проведение организационно-управленческих игр и составление заключения.
Недостаток известного способа заключается в том, что он также ориентирован преимущественно только на определение деловых качеств, между тем как в последнее время участились случаи нервных срывов при выполнении людьми своих обязанностей в чрезвычайных или сложных обстоятельствах.
Известен способ определения профессиональной пригодности персонала при отборе кадров, разработанный в УВД Нижегородской области и описанный в п. РФ №2089101 "Способ определения профессиональной пригодности и психологической подготовки работников органов внутренних дел" по кл. А 61 В 5/16, 12.08.93, oпубл. 10.09.97.
Известный способ включает оценку параметров сердечно-сосудистой и дыхательной систем, внимания и быстроты реакции до и после психофизических нагрузок, в процессе предъявления которых осуществляют внезапное воздействие психогенными и помеховыми факторами, дополнительно определяют электрокожное сопротивление, правильность выбора решения, память, способность к логическому мышлению, время, затраченное на выполнение отдельных этапов и всего задания, полученные показатели оценивают в баллах и по сумме определяют профессиональную пригодность и психологическую подготовку. При этом в процессе подготовки воздействуют визуальным, звуковым, тактильным и запаховым раздражителями, а также дополнительно черно-желтым визуальным раздражителем.
Недостатком известного способа является тот факт, что с его помощью оценивается, в основном, способность здорового человека к физическим нагрузкам и принятию решения в сложной ситуации, но не принимаются во внимание возможные "неполадки" в состоянии его центральной нервной системы, могущие привести к тяжелым последствиям.
Известен способ определения профессиональной пригодности пожарных, описанный в одноименном а.с. СССР №1445695 по кл. А 61 В 5/16, 14.05.84, oпубл. 23.12.88.
Известный способ заключается в том, что измеряют параметры сердечно-сосудистой и дыхательной систем до и после физических и эмоциональных нагрузок, распределение внимания и производительность, подвижность нервных процессов и среднее значение опережающих реакций, полученные показатели сопоставляют с таблицей диагностических коэффициентов, суммируют эти коэффициенты и признают испытуемого пригодным к работе пожарным, если их сумма больше нуля.
Недостаток известного способа заключается в том, что фактически с его помощью определяется только способность к перенесению физических нагрузок.
Известен целый ряд способов оценки профессиональной пригодности кадров при подборе персонала, описанных, например в а.с. СССР №1607777 (операторов - с оценкой динамичности нервной системы по различной двигательной реакции в ответ на различные положительные цветовые раздражители), №1452515 (операторов - с оценкой затраты ресурсов на выполнение поставленной задачи по значениям максимальной частоты сердечных сокращений), №2164776 (тестированием по динамике изменения показателей совокупности значимых вопросов, ответы на которые вызывают отклонение величины следующих регистрируемых показателей: кожно-гальванической реакции, частоты грудного и диафрагмального дыхания, частоты сердечных сокращений, реакций двигательной активности и голосовой в ответ на тесты, содержащие три группы различных по значимости вопросов). Однако эти известные способы, как правило, определяют либо физиологические возможности испытуемого (№1607777, №1452515), либо его мотивацию выбора данной профессии (№2164776), но никак не нейропсихологическое состояние.
Известен способ оценки функционального состояния ЦНС, описанный в п. РФ №2153847 по кл. А 61 В 5/16, 09.01.97, oпубл. 10.08.2000 г.
Известный способ осуществляется путем воздействия на испытуемого световыми и звуковыми раздражителями с предложением в максимально короткое время и с максимальной точностью установить совпадение частот этих раздражителей и при разности в совпадении этих частот не более 1,5 Гц и затратах времени не более 30 с считают состояние ЦНС соответствующим норме.
Недостаток известного способа заключается в его низкой эффективности из-за достаточно "однобокого" и неполного обследования.
Известен способ оценки профпригодности персонала, описанный патентом РФ №2128471 "Способ оценки эффективности взаимодействия членов экипажа воздушного судна" по кл. А 61 В 5/16, 14.05.98, oпубл. 10.04.99.
Известный способ включает индивидуальное психодиагностическое тестирование каждого члена экипажа воздушного судна (ВС) в процессе их профессионального обучения, при этом тестирование осуществляют в два этапа, в промежутке между которыми проводят серию игр, направленных на формирование навыков взаимодействия членов экипажа ВС друг с другом и экипажа ВС с другими службами в ситуациях, близких к реальным, причем экипажи для проведения игр комплектуют по результатам первоначального индивидуального тестирования, а после проведения игр дополнительно осуществляют групповое психодиагностическое тестирование по скомплектованным экипажам, при этом в процессе повторного индивидуального психодиагностического тестирования выявляют соционическую составляющую профессиональной характеристики (ССПХ) каждого члена экипажа ВС на четырех уровнях функционирования: член экипажа ВС - ВС; член экипажа ВС - член экипажа ВС; член экипажа ВС - экипаж ВС; член экипажа ВС - навигационно-пилотажная информация в процессе группового психодиагностического тестирования выявляют соционическую характеристику экипажа (СХЭ) также на четырех уровнях функционирования: экипаж ВС - авиационно-транспортная система; экипаж ВС - ВС и окружающая среда; экипаж ВС - навигационно-пилотажная информация и информация о техническом состоянии ВС; экипаж ВС - экипаж ВС, далее на основе сравнительного анализа выявленных ССПХ и СХЭ с учетом результатов проведенных игр осуществляют комплексную оценку эффективности взаимодействия каждого члена экипажа ВС.
Недостатком известного способа является то, что он предназначен только для определения соционических характеристик экипажа, т.е. его взаимодействия с различными службами и внутри экипажа.
Наиболее близким по технической сущности к заявляемому является способ оценки профпригодности персонала при подборе кадров, описанный в а.с. СССР №1346131 "Способ профотбора операторов" по кл. А 61 В 5/16, 14.08.84, oпубл. 23.10.87 и выбранный в качестве прототипа.
Известный способ заключается в том, что проводят физиологическое обследование испытуемого, регистрируя его физиологические параметры, такие как артериальное давление (по измерениям) и биотоки коры головного мозга (по электроэнцефалограммам) до и после выполнения психологических тестов, определяющих профессионально важные качества персонала и представляющих собой интеллектуальную нагрузку в виде логических задач, которые задают по звуковому каналу ступенчато с повышением сложности, затем устанавливают зависимость между качеством выполняемой нагрузки, т.е. решением логических задач, и изменением измеряемых физиологических параметров, и в случае, если нагрузка выполнена в допустимых для данной деятельности пределах, а физиологические показатели остаются в пределах нормы, испытуемого считают годным к операторской деятельности.
Недостатком известного способа является его не очень высокая эффективность, поскольку с его помощью при профотборе оцениваются только физиологические параметры и не принимается во внимание состояние ЦНС, могущее привести в критических ситуациях к нервным срывам и, как следствие, к ошибкам в работе и тяжелым по последствиям техногенным авариям.
Целью заявляемого способа является повышение эффективности профотбора и обеспечение возможности его использования при массовом определении профпригодности.
Поставленная цель достигается тем, что в способе оценки профессиональной пригодности персонала для различных видов деятельности, включающем проведение физиологического обследования с регистрацией электроэнцефалограмм, психологическое тестирование для определения профессионально важных качеств персонала и принятие решения о профпригодности по результатам обследования и тестирования, согласно изобретению проводят физиологическое обследование с регистрацией электроэнцефалограмм, дополняя его методом когнитивных вызванных потенциалов, и выполняют как нейропсихологическое для выявления грубых и скрытых органических поражений головного мозга, обуславливающих патологию центральной нервной системы, дополнительно проводят психофизиологическое обследование персонала, включающее оценку зрительного анализатора, оценку зрительно-моторной реакции и по ней оценку реакции выбора, оценку различения, оценку внимания, оценку помехоустойчивости, а также оценку показателя мышечной выносливости, оценку качества координации движений, оценку реакции на движущийся объект и интегральную оценку свойств внимания и способности восприятия значимой информации, оценку скоростных возможностей двигательного анализатора и оценку характера реакции сердечно-сосудистой системы на заданную психоэмоциональную нагрузку, обследование выполняют последовательно как первичный контроль при устройстве на работу, как периодический контроль и сопровождение процесса обучения и противоаварийных тренировок, психологическое тестирование выполняют многоаспектным, для чего используют набор методик и тестов, обладающих надежностью, а также прогностической и содержательной валидностью и включающих интеллектуальные и проективные тесты, а также стандартизированные самоотчеты, при принятии решения о профпригодности по итогам обследования и тестирования выделяют "группу риска" из оперативного персонала. Выполнение нейропсихологического обследования с использованием метода когнитивных вызванных потенциалов для выявления органических поражений головного мозга и возможной патологии ЦНС в совокупности с проведением психофизиологического обследования, включающего оценку зрительного анализатора, оценку зрительно-моторной реакции и по ней оценку реакции выбора, оценку различения, оценку внимания, оценку помехоустойчивости, а также оценку показателя мышечной выносливости, оценку качества координации движений, оценку реакции на движущийся объект и интегральную оценку свойств внимания и способности восприятия значимой информации, оценку скоростных возможностей двигательного анализатора и оценку характера реакции сердечно-сосудистой системы на заданную психоэмоциональную нагрузку, при осуществлении обследования последовательно как первичного контроля при устройстве на работу и как периодического контроля и сопровождения процесса обучения и противоаварийных тренировок с многоаспектным психологическим тестированием с использованием набора методик и тестов, обладающих прогностической и содержательной валидностью и надежностью, с выделением по результатам обследования и тестирования "группы риска" позволяют значительно повысить эффективность оценки профессиональной пригодности персонала и широко использовать его для оценки профпригодности членов больших коллективов или при отборе сотрудников в силовые структуры.
В сравнении с прототипом заявляемый способ обладает новизной, отличаясь от него дополнительным к регистрации электроэнцефалограмм применением метода когнитивных вызванных потенциалов как инструментов нейропсихологического обследования для выявления органических поражений головного мозга и патологии ЦНС, выполнением психофизиологического обследования, включающего оценку зрительного анализатора, оценку зрительно-моторной реакции и по ней оценку реакции выбора, оценку различения, оценку внимания, оценку помехоустойчивости, а также оценку показателя мышечной выносливости, оценку качества координации движений, оценку реакции на движущийся объект и интегральную оценку свойств внимания и способности восприятия значимой информации, оценку скоростных возможностей двигательного анализатора и оценку характера реакции сердечно-сосудистой системы на заданную психоэмоциональную нагрузку, осуществлением обследования последовательно как первичного контроля при устройстве на персонала, периодического контроля и сопровождения процесса обучения и противоаварийных тренировок, проведением многоаспектного психологического тестирования с помощью набора методик и тестов, обладающих прогностической и содержательной валидностью и надежностью, и выделением "группы риска", обеспечивающими в совокупности повышение эффективности оценки профессиональной пригодности и возможности его использования для оценки больших коллективов или большого числа кандидатов на определенные виды работ.
Заявителю неизвестны технические решения, обладающие названными отличительными признаками, обеспечивающими в совокупности достижение заданного результата, поэтому он считает, что заявляемый способ оценки профессиональной пригодности персонала для различных видов деятельности соответствует критерию "изобретательский уровень".
Заявляемый способ оценки профессиональной пригодности персонала для различных видов деятельности может найти широкое применение в медицине, в частности, в психологии и гигиене труда при профессиональном отборе работников для трудоустройства в отрасли, связанные с повышенным риском и ответственностью, например, по контракту в армию, в силовые структуры, МЧС, для работы на АЭС и т.п., и потому соответствует критерию "промышленная применимость".
Заявляемый способ оценки профессиональной пригодности персонала для различных видов деятельности заключается в следующем.
Проводят физиологическое обследование с регистрацией электроэнцефалограмм, которое дополняют методом когнитивных вызванных потенциалов и выполняют как нейропсихологическое для выявления грубых и скрытых органических поражений головного мозга, обуславливающих возможную патологию центральной нервной системы. Дополнительно проводят психофизиологическое обследование персонала, включающее оценку зрительного анализатора, оценку зрительно-моторной реакции и по ней оценку реакции выбора, оценку различения, оценку внимания, оценку помехоустойчивости, а также оценку показателя мышечной выносливости, оценку качества координации движений, оценку реакции на движущийся объект и интегральную оценку свойств внимания и способности восприятия значимой информации, оценку скоростных возможностей двигательного анализатора и оценку характера реакции сердечно-сосудистой системы на заданную психоэмоциональную нагрузку. При этом обследование проводят последовательно как первичный контроль при устройстве на работу, периодический контроль и сопровождение процесса обучения и противоаварийных тренировок. Выполняют многоаспектное психологическое тестирование, для которого используют набор методик и тестов, обладающих прогностической и содержательной валидностью и надежностью и включающих интеллектуальные и проективные тесты, а также стандартизированные самоотчеты. При принятии решения о профпригодности по итогам обследования и тестирования выделяют "группу риска" из оперативного персонала. Заявляемый способ оценки профессиональной пригодности персонала для различных видов деятельности осуществляется следующим образом.
Нейропсихологическое обследование проводится с использованием метода компьютерной электроэнцефалографии в совокупности с программой Brainloc и метода когнитивных вызванных потенциалов.
Компьютерная электроэнцефалография (ЭЭГ) - это метод исследования биоэлектрической активности головного мозга, возникающей в процессе его деятельности, с компьютерной обработкой данных и полным анализом электроэнцефалографии. Компьютерная ЭЭГ оценивает функциональное (рабочее) состояние головного мозга в целом, а также его отдельных областей и применяется для выявления грубых и скрытых поражений органических поражений головного мозга, таких как объемные образования (опухоли, кисты и т.д.), воспалительные процессы (энцефалиты, менингиты и т.п.), травматические заболевания (перенесенные черепно-мозговые травмы), уточнения и выявления эпилептических очагов с их локализацией и просмотра интенсивности патологического очага и его траектории по областям головного мозга.
Электроэнцефалограмма представляет собой запись активности нейронов коры головного мозга. Каждый нейрон (нервная клетка) заключен в мембрану (оболочку), которая обладает потенциалом покоя, составляющим около 60-70 мкВ, являющимся необходимым условием нормального функционирования нейрона, генерирования им электрической активности. При замедлении или прекращении обмена веществ электрическая активность нейронов уменьшается, а затем полностью прекращается, свидетельствуя о клинической и биологической смерти мозга. Метод ЭЭГ позволяет выявить самые ранние стадии различных заболеваний мозга, а также оценить функциональное состояние работы мозга.
В совокупности с методом ЭЭГ используют метод трехмерной локализации патологических очагов головного мозга - программу Brainloc. Эта программа позволяет узнать и увидеть локализацию в структурах головного мозга выявленных при записи компьютерной ЭЭГ очагов патологической активности при эпилепсии, опухолях, травмах, инсультах и т.д. в следующих моделях:
1) внутри объемной вращающейся головы (или мозга) для пространственного представления конфигурации источников;
2) на схематически послойных изображениях структур мозга;
3) на ортогональных изометрических проекциях головы с индикацией траектории перемещения источников во времени.
Программа Brainloc позволяет максимально точно поставить диагноз, назначить эффективное лечение, а при необходимости - помочь специалистам другого профиля (нейрохирургам, онкологам) уточнить диагноз и провести оперативное вмешательство или лучевую терапию.
Программа Brainloc дает возможность выявить патологическую активность участков в начальной стадии, которые не выявляются на компьютерной томографии и магнитно-резонансной томографии, выявляющих только очаги разрушения клеток.
Метод когнитивных вызванных потенциалов (ВП) основан на том, что деятельность анализаторов (органов слуха, зрения, чувствительности) подразумевает наличие специфического рецептора (т. клетки, воспринимающей звук, свет, боль и т.п.) и проводящих путей (нервов) отдельных зон коры головного мозга, ответственных за вышеназванные анализаторы. Рецепторы представляют собой особые для каждого вида чувствительности мини-трансформаторы, преобразующие энергию раздражителя внешней среды в электрический потенциал, который может быть зафиксирован в виде потенциала действия с помощью оборудования и специальных программ. Даже небольшое поражение на любом уровне чувствительного пути приводит к изменению потенциала. В возникновении потенциала действия большое значение имеют постсинаптические возбуждающие и тормозные потенциалы. Импульс по нервным волокнам передается путем изменения потенциала действия (ПД) соседних нейронов; скорость распространения ПД зависит от состояния и вида нервного волокна. По модальности предъявленного стимула вызванные потенциалы (ВП) подразделяют на зрительные, слуховые, соматосенсорные, тактильные, обонятельные, вкусовые, вестибулярные, кинестатические, когнитивные. Зрительные и стволовые ВП широко используются при ранней диагностике системных заболеваний, оценке эффективности консервативного лечения при диагностике вегетативного состояния мозга и функционального состояния ЦНС. Соматосенсорные ВП применяются для оценки восстановления проводимости нерва парализованной конечности (при инсультах, ДЦП, полинейропатиях, ущемленных корешках при шейных и поясничных остеохандрозах) и определения уровня поражения проводящих путей.
Для психофизиологического обследования используют методики по оценке психофизических параметров с применением для их проведения компьютерных комплексов, например, диагностического комплекса фирмы "НейроСофт".
Это может быть комплекс, включающий следующие обследования:
- оценка зрительного анализатора по критической частоте слияния световых мельканий;
- оценка зрительного и центрального утомления по зрительно-моторной реакции;
- оценка реакции выбора по простой зрительно-моторной реакции;
- оценка реакции различения по зрительно-моторной реакции;
- оценка внимания по зрительно-моторной реакции;
- оценка помехоустойчивости по зрительно-моторной реакции;
- оценка реакции на движущийся объект по уравновешенности возбуждения и торможения в нервной системе;
- оценка показателя мышечной выносливости по степени утомления двигательного анализатора;
- оценка качества координации движений;
- интегральная оценка свойств внимания и способности к восприятию значимой информации по красно-черным таблицам Шульте-Платонова;
- оценка скоростных возможностей двигательного анализатора с помощью теппинг-теста;
- определение характера реакции сердечно-сосудистой системы на заданную психоэмоциональную нагрузку путем снятия электрокардиограммы - пробы с эмоциональной нагрузкой. Проба проводится в следующей последовательности: поиск первых цифр (черных и красных); арифметический счет в уме; поиск разбросанных цифр от 1 до 60. Продолжительность пробы, включая период нагрузки и период восстановления - 20-25 мин; при этом ежеминутно оценивается субъективное и объективное состояние обследуемого, а в завершение проводится беседа с психологом.
Психофизиологическое обследование персонала организационно включает:
- первичный (входной) контроль при устройстве на работу или переводе на другую должность с диагностикой донозологического состояния (т.е. состояние до заболевания);
- периодический контроль;
- сопровождение процесса обучения и противоаварийных тренировок.
При обследовании используются данные опроса (головная боль, боль в области сердца, связанные со стрессовыми ситуациями); амбулаторные карты, где отмечены подъемы артериального давления, гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца; наличие патологических отклонений по ЭКГ, не связанных с вышеуказанными диагнозами (ИБС, НЦД, ГБ).
Психологическое тестирование является многоаспектным и имеет целью диагностику профессионально важных качеств персонала, оптимизацию социально-психологического климата и регулирование конфликтов и анализ влияния человеческого фактора на возникновение аварийных ситуаций. Оно проводится с использованием пакета методик и тестов, которые обладают надежностью, а также прогностической и содержательной валидностью. Такой набор тестов представляет собой "тестовую батарею", которая создается на основе предварительного профессиографического исследования, в ходе которого осуществляется психологический анализ деятельности и выделяются индивидуально-психологические качества профессионалов, связанные с профессиональной успешностью.
Такие характеристики теста, как надежность и валидность, являются его важнейшими параметрами.
Надежность теста отражает точность измерения индивидуальных психологических черт с помощью данного теста. Валидность теста - это его комплексная характеристика, дающая информацию о том, что измеряет данная методика и насколько хорошо.
Прогностическая валидность характеризует тест как позволяющий оценить качество прогноза в отношении испытуемого по результатам данного теста. Содержательная валидность позволяет оценить содержание и полноту методики с точки зрения особенностей измеряемой области психических качеств.
В используемый пакет методик при психологическом многоаспектном тестировании входят, в частности, следующие тесты и методики:
1) интеллектуальные тесты;
2) проективные тесты, такие как методика Люшера (цветовой тест);
3) стандартизированные самоотчеты, такие как тесты-опросники, например:
- опросник для изучения мотивов и установок профессиональной деятельности (опросник отношений);
- личностный опросник Р.Кеттела (16-факторный личностный опросник);
- психосемантическая диагностика скрытой мотивации.
Интеллектуальные тесты относятся к объективным и направлены обычно на оценку способностей (интеллект, память, внимание и пр.). При выполнении интеллектуальных тестов испытуемый должен решать логические, арифметические, пространственные задачи.
Методика Люшера позволяет определить и описать сигналы личности:
- совокупность избранных человеком манеры поведения и средств, с помощью которых он добивается от окружающих желательной для себя оценки его личности и проявляется в их глазах в качестве уверенного в себе или беспомощного человека. Избрание роли имеет свою психопатологическую и невротическую кульминацию с психосоматическими симптомами, которые подразделяются на 4 типа поведения: активное, спокойное, настойчивое, общительно-отзывчивое.
Опросник отношений используется для исследования мотивационно-установочной сферы личности сотрудников.
Личностный опросник Кеттела применяется для диагностики пациентов, имеющих временное нарушение адаптации или личностные нарушения, не содержащие серьезной патологии. Данные получаемые с его помощью, носят выраженный социальный характер и оценивают человека как члена коллектива, раскрывая такие черты характера, как открытость и замкнутость, работоспособность и предприимчивость, добросовестность и ответственность. Такая оценка тем более важна при диагностике личности специалиста в силу того, что деятельность персонала носит групповой характер и ее успешность зависит от слаженности коллектива.
Психосемантическая методика скрытой мотивации предназначена для выявления содержания структуры потребностей человека, мотивов различных видов деятельности, осознанных и неосознаваемых, и направлена на диагностику не столько устойчивых поведенческих черт личности, сколько динамичных, ситуационно обусловленных особенностей сознания.
По итогам обследования и тестирования составляется заключение о профессиональной пригодности испытуемых к выполнению определенной работы. "Группа риска" в плане неподходящих по показателям к данной работе выделяется в заключении отдельно. Для них даются рекомендации по их возможной адаптации (нормализации) или адекватного использования в других областях деятельности.
Пример.
Обследуемый X., 55-ти лет, работник 156-го завода (основное производство химкомбината "Маяк"). Обратился самостоятельно с жалобами на головные боли, рассеянность, на то, что стал делать ошибки на работе - забыл, что нужно вовремя сдать отчет и т.д.
Из анамнеза жизни - без соматической патологии.
Объективно: в сознании. Гимомнезия. Несколько амимичен - слабость конвергенции, асимметрия носогубных складок, (+) хоботковый рефлекс. Правосторонняя пирамидная недостаточность. Снижена координация.
При ЭЭГ выявлено: выраженные диффузные изменения биоэлектрической активности мозга с низкой фукциональной активностью нейронов коры мозга, очаговостью в правой лобно-теменной области, снижение порога судорожной готовности.
По когнитивным вызванным потенциалам выявлено: снижение объема оперативной памяти в 3 раза от возрастной нормы, снижение процессов восприятия и опознания в 3 раза от возрастной нормы, снижение процессов адаптации.
С учетом выявленной очаговой симптоматики больной был направлен на магнитно-резонансную томографию, на которой выявлены очаги демиелинизации (распада), корковая атрофия по лобным областям.
При исследовании на приборе Пси-Тест по методикам: реакция различения, реакция выбора, реакция на движущийся объект - выявлены грубые нарушения уравновешенности процессов возбуждения и торможения в нервной системе, также выявлено выраженное снижение показателей мышечной выносливости. При психологическом тестировании выявлено: на операциональном уровне общий темп психической деятельности замедлен, память снижена, истощаемость психических процессов умеренно снижена, нарушено внимание (сужение объема, трудности концентрации), инертность мыслительных процессов снижена. В целом уровень умственной работоспособности больного умеренно снижен. Также значительно изменены эмоционально-волевые и личностные сферы, что характеризуется:
- повышенной чувствительностью к воздействию внешних факторов;
- эмоциональной неустойчивостью;
- снижением работоспособности;
- неуверенностью в себе;
- пессимистической оценкой собственной ситуации;
- элементами ипохондрической фиксации.
Таким образом, полученные в результате проведенного обследования данные позволяют оценить возможности больного как
ограничение способности к трудовой деятельности 1 степени,
ограничение способности к обучению и общению 1 степени.
Остальные сферы жизнедеятельности не ограничены.
Больной должен быть временно отстранен от работы для проведения комплекса реабилитационных мероприятий, таких как:
1) проведение курса лечения у невропатолога;
2) психологическая поддержка;
3) при улучшении нейрофизиологических показателей пациент может выполнять работу, не связанную с выраженной умственной и эмоциональной нагрузками, или выполнять прежнюю работу с сокращением рабочего дня либо уменьшения объема работы.
В сравнении с прототипом заявляемый способ оценки профессиональной пригодности персонала для различных видов деятельности является более эффективным и позволяет проводить оценку целых коллективов или масс кандидатов на определенные должности.
Изобретение относится к медицине, в частности, к психологии и гигиене труда, а именно - к средствам определения профессиональной пригодности кадров при отборе персонала. Проводят физиологическое обследование с регистрацией электроэнцефалограмм. Дополняют методом когнитивных вызванных потенциалов и выполняют как нейропсихологическое для выявления грубых и скрытых органических поражений головного мозга, обуславливающих патологию центральной нервной системы. Дополнительно проводят психофизиологическое обследование персонала, включающее оценку зрительного анализатора, оценку зрительно-моторной реакции и по ней оценки выбора, оценку различения, оценку помехоустойчивости, а также оценку показателя мышечной выносливости, оценку координации движений, оценку реакции на движущийся объект и интегральную оценку свойств внимания и способности восприятия значимой информации, оценку скоростных возможностей двигательного анализатора и оценку характера реакции сердечно-сосудистой системы на заданную психоэмоциональную нагрузку. Обследование выполняют последовательно как первичный контроль при устройстве на работу, как периодический контроль и сопровождение процесса обучения и противоаварийных тренировок. Психологическое тестирование выполняют многоаспектным. Для чего используют набор методик и тестов, обладающих надежностью, а также прогностической и содержательной валидностью и включающих интеллектуальные и проективные тесты, а также стандартизированные самоотчеты. При принятии решения о профпригодности по итогам обследования и тестирования выделяют "группу риска" из оперативного персонала. Способ позволяет повысить эффективность профотбора и обеспечить возможность его использования при определении профпригодности.
Способ оценки профессиональной пригодности персонала для различных видов деятельности, включающий проведение физиологического обследования с регистрацией электроэнцефалограмм, психологическое тестирование для определения профессионально важных качеств персонала и принятие решения о профпригодности по результатам обследования и тестирования, отличающийся тем, что проводят физиологическое обследование с регистрацией электроэнцефалограмм, дополняют методом когнитивных вызванных потенциалов и выполняют как нейропсихологическое для выявления грубых и скрытых органических поражений головного мозга, обуславливающих патологию центральной нервной системы, дополнительно проводят психофизиологическое обследование персонала, включающее оценку зрительного анализатора, оценку зрительно-моторной реакции и по ней оценки выбора, оценку различения, оценку помехоустойчивости, а также оценку показателя мышечной выносливости, оценку координации движений, оценку реакции на движущийся объект и интегральную оценку свойств внимания и способности восприятия значимой информации, оценку скоростных возможностей двигательного анализатора и оценку характера реакции сердечно-сосудистой системы на заданную психоэмоциональную нагрузку, обследование выполняют последовательно как первичный контроль при устройстве на работу, как периодический контроль и сопровождение процесса обучения и противоаварийных тренировок, психологическое тестирование выполняют многоаспектным, для чего используют набор методик и тестов, обладающих надежностью, а также прогностической и содержательной валидностью и включающих интеллектуальные и проективные тесты, а также стандартизированные самоотчеты, при принятии решения о профпригодности по итогам обследования и тестирования выделяют "группу риска" из оперативного персонала.
Способ профотбора операторов | 1984 |
|
SU1346131A1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖА ВОЗДУШНОГО СУДНА | 1998 |
|
RU2128471C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ | 1993 |
|
RU2089101C1 |
БАЗАРОВА Т.Ю., ЕРЕМИНА Е.Л., "Управление персоналом", М., "ЮНИТИ", 2001 г., стр | |||
Ротационный колун | 1919 |
|
SU227A1 |
Авторы
Даты
2005-01-27—Публикация
2003-05-08—Подача