ОБЛАСТЬ ТЕХНИКИ, К КОТОРОЙ ОТНОСИТСЯ ИЗОБРЕТЕНИЕ
Изобретение относится к области психологии, физиологии, нейрофизиологии, безопасности, а именно к способам и средствам для контроля персонала при допуске к охранным видам деятельности. Предлагаемое изобретение может быть использовано в качестве обследования как первичный контроль при устройстве на работу, как периодический контроль и сопровождение процесса обучения и противоаварийных тренировок.
УРОВЕНЬ ТЕХНИКИ
Из уровня техники известны различные способы оценки функционального состояния и возможностей человека, определяющих эффективность его профессиональной деятельности.
Парадигма «совмещенной деятельности» предполагает одновременное выполнение испытуемым нескольких задач — основной и дополнительной; показатели успешности выполнения дополнительной задачи позволяют оценивать динамику когнитивных резервов, затрачиваемых испытуемым при выполнении основной задачи.
Из патента RU2392860C1 известен способ определения профессиональной надежности специалиста, включающий регистрацию и анализ психофизиологических данных исследуемого специалиста, оценку характера реакции сердечно-сосудистой системы на заданную нагрузку, отличающийся тем, что регистрацию психофизиологических данных исследуемого и оценку реакции его сердечно-сосудистой системы осуществляют на основе анализа серии кардиоинтервалов, полученных из параметров фотоплетизмограммы исследуемого, для чего процессор блока управления программируют на формирование серий кардиоинтервалов, после чего блок датчика фотоплетизмограммы закрепляют, например, на руке исследуемого, осуществляют регистрацию, измерение и обработку сигналов блока датчика фотоплетизмограммы, накопленную информацию о вариабельности сердечного ритма сохраняют в виде цифровых файлов, которые передают на персональный компьютер, в который вводят экспертные оценки результативности деятельности исследуемого и определяют профессиональную надежность специалиста путем вычисления ее величины методом канонических корреляционных связей между результативностью деятельности и величиной затрат организма - ценой деятельности.
Из источника EP3644322B1 известен способ оценки нейронного взаимодействия субъекта, в котором нейронное взаимодействие включает проприоцептивную адаптацию субъекта во время выполнения парадигмы двойной задачи. Данный способ включает в себя мониторинг субъекта, выполняющего парадигму двойной задачи, при этом субъект выполняет парадигму двойной задачи с использованием нижней конечности с заранее определенными интервалами в течение заранее определенного периода времени для оценки нейронного взаимодействия, включающего проприоцептивную адаптацию в нижней конечности субъекта во время выполнения парадигмы двойной задачи.
Наиболее близким аналогом предлагаемого изобретения является раскрытый в RU2245097C1 способ оценки профессиональной пригодности персонала для различных видов деятельности, включающий проведение физиологического обследования с регистрацией электроэнцефалограмм, психологическое тестирование для определения профессионально важных качеств персонала и принятие решения о профпригодности по результатам обследования и тестирования, отличающийся тем, что проводят физиологическое обследование с регистрацией электроэнцефалограмм, дополняют методом когнитивных вызванных потенциалов и выполняют как нейропсихологическое для выявления грубых и скрытых органических поражений головного мозга, обуславливающих патологию центральной нервной системы, дополнительно проводят психофизиологическое обследование персонала, включающее оценку зрительного анализатора, оценку зрительно-моторной реакции и по ней оценки выбора, оценку различения, оценку помехоустойчивости, а также оценку показателя мышечной выносливости, оценку координации движений, оценку реакции на движущийся объект и интегральную оценку свойств внимания и способности восприятия значимой информации, оценку скоростных возможностей двигательного анализатора и оценку характера реакции сердечно-сосудистой системы на заданную психоэмоциональную нагрузку, обследование выполняют последовательно как первичный контроль при устройстве на работу, как периодический контроль и сопровождение процесса обучения и противоаварийных тренировок, психологическое тестирование выполняют многоаспектным, для чего используют набор методик и тестов, обладающих надежностью, а также прогностической и содержательной валидностью и включающих интеллектуальные и проективные тесты, а также стандартизированные самоотчеты, при принятии решения о профпригодности по итогам обследования и тестирования выделяют «группу риска» из оперативного персонала.
Парадигма двойной задачи включает: симуляцию интеграции функционального теста Single Limb Stance (SLS), т.е. балансировка на одной ноге, для постуральной устойчивости и задачи избегания столкновения одной конечностью в среде виртуальной реальности (VR). Субъект оснащен VR гарнитурой для иммерсивной среды и монитором для неиммерсиной среды, датчиками электромиографии (ЭМГ), размещенные на мышцах, связанных с голеностопными суставами обеих конечностей субъекта, где движение субъекта при выполнении парадигмы двойной задачи считывается с помощью набора датчиков движения, размещенных в среде мониторинга на заранее определенном расстоянии от объекта.
Процессоры получают данные, относящиеся к субъекту, выполняющему парадигму двойной задачи, при этом данные включают метаданные аватара субъекта с гарнитуры виртуальной реальности в иммерсивной среде или экрана дисплея в неиммерсивной среде, данные с датчиков ЭМГ и данные с набора датчиков движения для оценки множества параметров модели для субъекта, включающих колебание центра масс (CoM), частоту столкновений, изменение плавности траектории и совместную активацию мышц субъекта для выполнения парадигмы двойной задачи. Далее процессоры оценивают нейронное взаимодействие субъекта на основе задачи, которую субъект отдает приоритет среди постуральной устойчивости и избегания столкновений в парадигме двойной задачи, где задача, которую субъект отдает приоритет, определяется на основе вариации колебания центра масс, частоты столкновений, вариации плавности траектории и мышечной совместной активации, оцененной для субъекта в соответствии с парадигмой двойной задачи, выполняемой субъектом в предопределенные интервалы в течение предопределенного периода времени.
Недостатком данной технологии является то, что тестирование происходит в течение нескольких минут и не может быть использована в ряде задач скрининга, а ввиду необходимости использования VR-гарнитуры или экрана для отображения аватара специалиста, данная известная система сложна для масштабирования.
Система регуляции поведения человека включает несколько компонентов или уровней, тесно взаимосвязанных друг с другом: физиологический (регуляция вегетативных функций), моторный (регуляция двигательных актов), субъективно-эмоциональный (регуляция эмоциональных переживаний) и когнитивный (регуляция когнитивной активности). В зависимости от вида стрессовых воздействий тот или иной уровень регуляции может выступать в качестве ведущего, остальные имеют по отношению к нему подчиненный характер. При этом в ситуациях психологического стресса в качестве ключевого обычно выступает когнитивный уровень регуляции.
Создаваемые компьютерные тестовые задания в данной парадигме моделируют когнитивные процессы человека в условиях воздействия специфических ситуационных факторов. Оценка характера и степени, возникающих в этих условиях нарушений когнитивно-моторной регуляции, может служить основой для прогнозирования вероятности «срывов» произвольной регуляции поведения в соответствующих ситуациях в реальной жизни (Канеман Д. 2005; Горячкина Т.Г. 2006; Науменко А.А. и Преображенская И.С. 2018).
Возможности человека определяют надёжность, эффективность и безопасность его профессиональной деятельности. В ранних публикациях как отечественных, так и зарубежных авторов, уже отмечалась необходимость и перспективность разработки и технической реализации моделей прогноза функциональных возможностей.
Методологией обеспечения надёжности профессиональной деятельности в нашей стране детально занимаются еще с 90-х годов (Бодров В.А., 1998; Зотов М.В., 2009; Горячкина Т.Г., 2006). Однако, результаты новых эксперементальных исследований, а также технологическое совершенствование практической базы заставляет со временем пересматривать используемые подходы. Так, применительно к выявлению скрытых расстройств функционального состояния, становится основным системно-ситуационный подход (Зотов М.В. и др., 2011), который на сегодня является теоретическим базисом объяснения эффективности метода диагностики сложно-совмещённой деятельности.
Согласно западным научным публикациям методики с использованием когнитивно-моторных заданий только набирают популярность. Двойные задачи сложно-совмещённой деятельности применяются в методологии диагностики и реабилитации в клинической практике, в тестовых и тренировочных системах в сферах спорта, военного сопровождения и др.
Такое разнообразие источников, относящихся к парадигме двойного тестирования, связано с тем, что для выявления дефицитных состояний требуется использование конкретных инструментов. Как правило, эту задачу решают путем создания множества различных методик тестирования, каждая из которых ориентирована на конкретную категорию специалистов, но нет методики, в которой единая шкала выражала бы все диагностируемые требования. Необходима простая и быстрая в использовании методика, которая будет как высокочувствительной, так и специфичной, чтобы выявлять фактическую дисфункцию без ложноположительных результатов.
Соответственно, необходим способ, обеспечивающий возможность максимально быстро и надежно получать результаты когнитивно-моторного тестирования специалиста.
ОПИСАНИЕ ФИГУР
На Фиг. 1 представлен результат тестирования в виде наглядных графических индикаторов (Пример 1).
На Фиг. 2 представлен вариант задания теста согласно изобретению.
На Фиг. 3 представлен вариант результатов тестирования и собранной статистики, в табличной форме.
На Фиг. 4 представлен вариант результатов тестирования и собранной статистики, в графической форме.
СУЩНОСТЬ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Предложен способ оценки пригодности специалиста психофизиологической готовности специалиста охраны к заступлению на смену, включающий:
проведение когнитивно-моторного тестирования специалиста с использованием электронного устройства, включающее выполнение задание с моторным компонентом и задания, включающего решение математических примеров;
при этом обеспечивается различный уровень сложности когнитивно-моторного тестирования специалиста,
причем оценка итогового показателя психофизиологической готовности специалиста вычисляется следующим образом:
Внимание (V) – это V = ((n/N)3)*(N-4)*100/(12-4), в %
Мышление (M) – это M = ((n/N)3)*k*100, в %,
где k – коэффициент баланса k = 1;
Моторный контроль (Mo) - это Mo=t*k*100/25, в %, представляющий собой процент точности вполнения моторного задания;
Итоговый показатель (Int) – это Int = (V+M+Mo)/3, причем
- количество решённых примеров за 25 секунд (N);
- количество правильно решённых примеров (n);
- время нахождения центра прицела в области круга (t).
- внимание (V);
- мышление (M);
- исполнительский контроль (Мо), и
при получении итогового показателя (Int) менее 20% делают вывод о недопуске на смену, и при получении итогового показателя (Int) 20% и более делают вывод о допуске на смену.
Технический результат заключается в возможности обеспечения эффективного и быстрого способа оценки состояния специалиста для допуска к выполнению служебных обязанностей для различных профессиональных категорий: охранник, оператор, старший группы, персональный охранник, но не ограничиваясь указанными категориями.
Предлагаемый способ, в котором используется когнитивно-моторный тест, может быть реализован в сфере обеспечения безопасности для скрининга и экспресс оценки состояния специалиста охраны, подробного анализа дефицитарных психических функций и стилевых особенностей, а также в целях их коррекции и тренировки.
ПОДРОБНОЕ ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ СО ССЫЛКАМИ НА ЧЕРТЕЖИ
По итогам проведённых собственных исследований представлены результаты анализа и определения норм (пограничных значений) показателей для назначения критерия «Допуск – Не допуск» с учётом статистического анализа результатов тестирования, нахождения критически низких значений, стилевых особенностей выполнения заданий, а также возрастных и профессиональных возможных детерминант.
По интегральному показателю в качестве определителя статистической нормы (границы) возможно применить статистический критерий Хср±3σ. Мягкий критерий недопуска по статистически установленному значению - 12%; строгий критерий – 20%.
В качестве установленных отдельных критериев приняты указанные ниже значения исходных и расчётных количественных показателей для сохранения интегрального показателя выше 20% («Допущен») (см. Таблицу 1).
Таблица 1.
примеров, шт
ответов, шт
удержания мишени, сек
Версия когнитивно-моторного теста для более глубокого анализа состояния когнитивно-моторных функций с последующей их коррекцией/тренировкой предлагает несколько, но не менее 4-х схожих по содержанию этапов методики. Каждый этап отличался размером перемещающегося по экрану планшета объекта, скоростью его движения, сложностью предъявляемых примеров для счёта.
Для описания стилевых особенностей выполнения заданий двойного когнитивно-моторного теста был введён и использован расчётный коэффициент когнитивно-моторного баланса. В случае значения коэффициента более 1, участник больше внимания уделяет когнитивному аспекту (процессу решения примеров); в случае значения менее 1 – основной приоритет моторному контролю круга.
1. Когнитивный стиль - специалист склонен сначала оценить и проанализировать происходящее, затем совершать действие.
2. Моторный стиль - специалист склонен выполнить предписанные инструкцией действия, затем, при полном контроле, принимать организационные решения.
3. Промежуточный стиль - специалист старается действовать одновременно согласно установленной инструкции.
По своим стилевым предпочтениям молодые специалисты охраны при выполнении совмещённых заданий склонны в большей степени центрировать активность когнитивных и моторных целевых процессов, в то время как более старшие работники предпочитают максимальную результативность когнитивной составляющей.
Когнитивный вариант баланса присущ лицам с низким уровнем саморегуляции. Если охранник сначала думает, потом действует, это может означать дефицит ресурсов для распределения внимания и в целом психических процессов.
Стилевые особенности выполнения теста возможно исходят не от индивидуальных особенностей, наработанных навыков и развитой нейропластичности, а из тенденций распределения ресурсов. В случае наличия большого количества ресурсов, участник в состоянии практически одновременно выполнять разномодальные задачи с достаточной результативностью. В случае сниженного количества ресурсов (но не критично) приоритет отдаётся исполнительскому контролю (моторному действию, или акту слежения). В случае дефицита ресурсов приоритет направлен на когнитивную составляющую в ущерб моторной.
В предлагаемом способе задания сформированы таким образом, чтобы при выполнении их специалист был вовлечен в процессы совмещенной деятельности для оценки психической сферы специалиста: концентрация, распределение и переключение внимания, логическое мышление, моторный контроль.
По завершению теста регистрируются следующие исходные данные для дальнейшего расчёта и вычисления результирующих показателей:
- Количество решённых примеров за 25 секунд (N).
- Количество правильно решённых примеров (n).
- Время нахождения центра прицела в области круга (t).
Результирующие показатели:
Внимание (V) V = ((n/N)3)*(N-4)*100/(12-4), в %
Мышление (M). M = ((n/N)3)*k*100, в %
k –коэффициент k = 1.
Исполнительский контроль (Mo) Mo=t*k*100/25, в %
Фактически Мо - это процент точности удержания круга-мишени, и рассчитывается на основании соотношения удержания, ко всему времени теста. k –коэффициент k = 1.
Итоговый показатель (Int). Int = (V+M+Mo)/3, причем
- количество решённых примеров за 25 секунд (N);
- количество правильно решённых примеров (n);
- время нахождения центра прицела в области круга (t).
- внимание (V);
- мышление (M);
- исполнительский контроль (Мо), и
при получении итогового показателя (Int) менее 20% делают вывод о недопуске на смену, и при получении итогового показателя (Int) 20% и более делают вывод о допуске на смену.
Коэффициент баланса (Х) - это соотношение показателей Мышления и Исполнительского контроля из общей статистической таблицы. X = M/Mo
В случае, если специалист проходил тест несколько раз (есть несколько строчек в таблице), значение коэффициента. отображаемое на экране на шкале и в цифре, принимается как среднее значение между замерами:
X = (X1+X2+Xi)/i
Таблица 2. Формула цветового выделения в таблице и графиках (Диапазоны).
Проанализировав результаты, дежурный оператор, или ответственный работник предприятия может предложить испытуемому пройти более глубокую оценку когнитивно-моторных функций в расширенной диагностической версии теста с 4-мя схожими по содержанию этапами методики. Каждый этап отличался размером перемещающегося по экрану планшета объекта, скоростью его движения, сложностью предъявляемых примеров для счёта. Процедура тестирования та же, за исключением более длительного времени выполнения методики (2 минуты).
По результатам диагностики ответственный работник предприятия может предложить испытуемому пройти тренинг когнитивно-моторных функций в тренинг- версии теста с 4-мя схожими по содержанию этапами методики и удлинённым во времени каждым этапом (по 2 минуты на каждый из 4-х этапов). Процедура та же, за исключением более длительного общего времени выполнения методики (8 минут).
Согласно предпочтительному варианту осуществления специалист проходит тестирование с использованием электронного устройства, например, планшета. Первоначально специалист должен быть зарегистрирован в системе с созданием профиля. Далее в описании для термина «профиль специалиста» также используется термин «карточка специалиста». При повторном обращении к системе специалист выбирает свой профиль. В начале тестирования на экране появляется задание. Специалист ознакомляется с заданием и выполняет его в течение примерно 30 секунд. По завершению выполнения задания автоматически отображаются результаты. Эти результаты также отображаются на дублирующем экране дежурного оператора. В случае результата, подтверждающего что тестирование успешно пройдено, оператор принимает решение о выдаче оружия в установленном порядке. Результат тестирования демонстрируется в виде наглядных графических индикаторов (Фиг.1, Таблица 2). Результат тестирования специалиста сохраняется в системе. Статистический массив сохранённых данных о проведённых случаях тестирования представлен в виде пополняемой таблицы, систематизированной по специалисту и дате. Инструментами аналитики являются графики многодневной динамики состояния работника и группы работников. Статистический массив сохранённых данных может быть отдельным предметом анализа.
Тестирование специалиста занимает приблизительно одну минуту. Тестируемый специалист не имеет возможность менять настройки системы, а также удалять профили других специалистов, включая свой профиль, удалять статистические данные.
В неограничивающем варианте осуществления изобретения специалист знакомится с заданием на экране электронного устройства, на котором отображаются круг с перекрестьем (то есть цель и прицел, соответственно) и задание: «Используя специальную ручку, или пальцем наведите прицел на круговую мишень».
Когда тестируемый специалист пальцем или ручкой наводит прицел на круг (объект-мишень или мишень), последний получает зелёную окантовку. Предыдущее задание пропадает и появляется следующее: «При перемещении круга по экрану не выпускайте из него прицел, даже если будут появляться отвлекающие факторы». Через 3 секунды после появления этого текста задания круг начинает перемещаться по экрану в случайном порядке. Круг не заползает на пространство текста задания. Если тестируемый специалист теряет круг из прицела, окантовка круга становится ярко-красной. Перемещение круга с этим заданием длится 3 секунды.
Далее задание пропадает и через 1 секунду появляется новое: «Не выпуская круга из прицела, решайте появляющиеся примеры, и нажимайте другой рукой «Да» или «Нет» в случае согласия (не согласия) с ответом (Фиг. 2). Необходимо решить как можно больше примеров за время тестирования. После подтверждения тестируемым специалистом готовности выполнить тест задание пропадает. На его месте появляются примеры. С этого момента начинается отсчёт 25 секунд тестирования.
Далее тестируемый специалист выполняет решение примеров, выбирает «Да / Нет», параллельно не выпуская круг из прицела. Процедура счета длится всего 25 секунд. Отсчет этого времени (25 секунд) начинается с момента появления первого примера. За отведённые 25 секунд тестируемый специалист должен решить как можно больше примеров. Примеры представляют собой математические примеры на сложение и/или вычитание и/или умножение и/или деление или их комбинацию. Последовательность примеров сгенерирована в случайном порядке. Если тестируемому специалисту удалось решить все 50 примеров до окончания времени теста, то тест не заканчивается, а примеры появляются повторно в случайном порядке пока не истекут все 25 секунд. Это применяется для исключения бездумного выбора «Да / Нет» специалистом.
Набор примеров (уровень сложности), скорость перемещения круга, размер круга определяются установленным режимом сложности, который возможно настроить.
По истечению 25 секунд тестирования тест автоматически заканчивается и на экране отображаются результаты тестирования. Одновременно на экране могут отражаться индикаторы физиологического состояния специалиста. Тест возможно перезапустить.
При моделировании процессов совмещённой деятельности посредством параллельного выполнения различных заданий счёта и ведения пальцем руки объекта в поле экрана планшета, оцениваются и\или тренируются компоненты психической сферы специалиста безопасности – концентрация, распределение и переключение внимания, логическое мышление, исполнительский контроль – высокий уровень которых требуется для выполнения профессиональных задач охраны. Регистрируются исходные показатели: количество решённых примеров, количество правильно решённых примеров, время удержания мишени в прицеле.
Результаты могут быть представлены в виде четырех расчётных показателей: мышление, внимание, исполнительский контроль, итоговый. Значение каждого показателя рассчитывается на основании результатов тестирования. Каждый показатель отображается на графической шкале в виде цветового градусника с курсором, его место на шкале соответствует числовому значению показателя.
Результаты такого тестирования позволяют оперативно принять решение о допуске к служебному оружию и/или специальным средствам, или прохождении дополнительного профконтроля в регламентированном порядке.
Помимо индикации о допуске работника к конкретному виду деятельности, двойной когнитивно-моторный тест позволяет сформировать статистический массив данных предсменного состояния каждого работника и группы работников для осуществления глубокого анализа, а также предложения специального тренинга-коррекции.
Режим сложности для испытуемых специалистов может быть выбран различным. В неограничивающем варианте осуществления уровень сложности для каждой категории специалистов может быть одинаковым, что позволяет учитывать требуемые профессиональные качества. Например, для охранника-оператора, в задачи которого входит преимущественно наблюдение за мониторами, наиболее важен высокий уровень внимания, а для «полевого» охранника необходимы хорошая скорость реакции.
В неограничивающем варианте осуществления уровень сложности определяет комбинацию сложности по трём параметрам: сложность примеров, скорость перемещения круга, размер круга. Возможно изменить отдельный показатель, их комбинацию, определённую уровнем сложности.
По завершению теста специалистом имеются следующие исходные данные для дальнейшего расчёта и вычисления результирующих показателей:
- количество решённых примеров за 25 секунд (N);
- количество правильно решённых примеров (n);
- время нахождения центра прицела в области круга (t);
Исключено будет время, в течение которого прицел будет выпадать из круга.
Далее результирующие показатели:
Внимание (V) – это V = ((n/N)3)*(N-4)*100/(12-4), в %
Мышление (M) – это M = ((n/N)3)*k*100, в %
где k – коэффициент баланса k = 1.
Исполнительский контроль (Mo) - это Mo=t*k*100/25, в %
где t – время.
Фактически Мо - это процент точности удержания круга-мишени, и рассчитывается на основании соотношения удержания, ко всему времени теста.
Итоговый показатель (Int) – это Int = (V+M+Mo)/3. , причем
- количество решённых примеров за 25 секунд (N);
- количество правильно решённых примеров (n);
- время нахождения центра прицела в области круга (t).
- внимание (V);
- мышление (M);
- исполнительский контроль (Мо).
При получении итогового показателя (Int) менее 20% делают вывод о недопуске на смену, и при получении итогового показателя (Int) 20% и более делают вывод о допуске на смену.
Диапазоны цветового выделения представлены в таблице 2 (см. выше по тексту описания).
Пример 1
Специалист охраны, 35 лет, занимающий должность старшего охранника, прибывает к окну выдачи оружия и специальных средств. Дежурный, перед выдачей оружия и специальных средств, предлагает пройти двойной когнитивно-моторный тест согласно Способу.
Планшет, с установленным программным обеспечением располагается возле окна выдачи и закреплён в консольной стойке. Экран планшета так же видит дежурный.
На экране планшета специалист выбирает уже заведённую ранее свою карточку и начинает тестирование. На экране появляется задание. Специалист читает задание и выполняет его в течение 30 сек в описанной выше последовательности. По завершению процедуры на экране планшета автоматически отображаются результаты и отметка о допуске. Специалист охраны получил значение итогового показателя 16%, что меньше чем 20%. Отметка в виде красного креста означает неуспешно пройденный тест, возможно наличие дезадаптивного состояния специалиста (возможный отказ в разрешении получения оружия и специальных средств). Дежурный видит результат и предлагает пройти тест повторно, при этом выполняя процедуру, отдельно регламентированную для данного случая руководством.
Пример 2
Специалист охраны, 33 года, занимающий должность охранника, прибывает к окну выдачи оружия и специальных средств. Дежурный, перед выдачей оружия и специальных средств, предлагает пройти двойной когнитивно-моторный тест согласно предлагаемому способу.
Планшет, с установленным программным обеспечением располагается возле окна выдачи и закреплён в консольной стойке. Экран планшета так же видит дежурный оператор.
На экране планшета специалист выбирает уже созданную ранее свою карточку и начинает тестирование. На экране появляется задание. Специалист читает задание и выполняет его в течение 30 сек в описанной выше последовательности. По завершению процедуры на экране планшета автоматически отображаются результаты и отметка о допуске. Специалист охраны получил значение итогового показателя 47%, что больше чем 20%. Отметка в виде зелёной галочки означает успешно пройденный тест и разрешение получения оружия и специальных средств. Дежурный видит результат и выдает оружие и специальные средства согласно установленному регламенту.
Пример 3
Специалист охраны, 43 года, занимающий должность охранника, прибывает к месту проведения исследования. Ответственное лицо (штатный психолог, руководитель, или другой работник компании проводящий исследование) предлагает пройти расширенную диагностическую версию двойного когнитивно-моторного теста.
Планшет, с установленным программным закреплён в консольной стойке.
На экране планшета специалист выбирает уже созданную ранее свою карточку и начинает тестирование. На экране появляется задание. Специалист читает задание и выполняет первый из его этапов в течение 30 сек в описанной выше последовательности. Затем, нажимая кнопку «Следующий этап», выполняет 2, 3 и 4 этапы ещё в течение 1,5 минуты. По завершению процедуры, в режиме демонстрации статистики, в табличной и графической форме отображаются результаты тестирования (Фиг. 3-4). Специалист, проводящий исследование, оценивает результативность выполнения заданий теста, исходные и расчётные показатели и составляет заключение о состоянии когнитивно-моторных функций проверяемого специалиста охраны.
Так, проверяемый охранник, на первом этапе с простыми примерами, маленькой мишенью и высокой скоростью её перемещения получил 25% итогового показателя. На четвертом этапе (сложные примеры, большой круг с высокой скоростью перемещения) получил 35%. Результат по двум другим этапам – 36 и 34%, соответственно. Учитывая нормативные табличные значения, делается вывод о приоритете коррекционной работы в сторону тренировки моторных процессов и распределения внимания. Подробная внутриэтапная оценка расчётных показателей (отмеченные низкие значения моторного контроля – 1, 5, 13, 6% для 1-4 этапов соответственно) подтверждает дефицит функций моторного контроля.
Пример 4
Специалист охраны, 35 лет, занимающий должность старшего охранника, прибывает к месту проведения тренинга когнитивно-моторных функций. Ответственное лицо (штатный психолог, руководитель, или другой работник компании проводящий исследование и тренинг) предлагает пройти расширенную тренинг-версию двойного когнитивно-моторногго теста.
Планшет, с установленным программным обеспечением располагается возле окна выдачи и закреплён в консольной стойке.
На экране планшета специалист выбирает уже заведённую ранее свою карточку и начинает тестирование. На экране появляется задание. Специалист читает задание и выполняет первый из его этапов в течение 2-х минут в описанной выше последовательности. Затем, нажимая кнопку «Следующий этап», выполняет 2, 3 и 4 этапы ещё в течение ещё 6 минут. По завершению процедуры, отображаются результаты в форме накопленных балов. Специалист охраны, а также проводящий тренинг специалист имеет возможность сравнить результат со значениями прошлых процедур и сформировать заключение о динамике и успешности коррекции и тренировки.
Так, в предыдущие три раза (с промежутками в 2 дня) было набрано 375, 390, 425 балов. Итоговый бал на момент последней процедуры – 430. Динамика свидетельствует о позитивном тренде (улучшении) и наличии восстановительного эффекта.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ИСПЫТУЕМОГО И СПОСОБ ОЦЕНКИ КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ ИСПЫТУЕМОГО | 2022 |
|
RU2793542C2 |
Способ оценки когнитивных функций детей школьного возраста при популяционных исследованиях | 2019 |
|
RU2701399C1 |
Способ тренажерной подготовки и диагностики когнитивно-моторной функции человека-оператора | 2024 |
|
RU2835317C1 |
СПОСОБЫ И КОМПОЗИЦИИ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ КОГНИТИВНОЙ ФУНКЦИИ | 2007 |
|
RU2496492C2 |
СПОСОБ УЛУЧШЕНИЯ ВЫЯВЛЕННЫХ НАРУШЕНИЙ КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ И МАШИНОЧИТАЕМЫЙ НОСИТЕЛЬ | 2019 |
|
RU2712704C1 |
СПОСОБ САМОДИАГНОСТИКИ РАННИХ НАРУШЕНИЙ КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ И НОСИТЕЛЬ ИНФОРМАЦИИ | 2019 |
|
RU2712574C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА | 2019 |
|
RU2722453C1 |
Способ реабилитации пациентов с постинсультными нарушениями | 2018 |
|
RU2688723C1 |
Способ подготовки операторов транспортеров-погрузчиков | 2019 |
|
RU2725226C1 |
Способ компьютерной когнитивной реабилитации с использованием мультизадачного подхода у пациентов в раннем послеоперационном периоде коронарного шунтирования в условиях искусственного кровообращения | 2022 |
|
RU2790936C1 |
Изобретение относится к области психологии, физиологии, нейрофизиологии, безопасности, может быть использовано для контроля специалиста охраны. Проводят когнитивно-моторное тестирование специалиста с использованием электронного устройства. Оценивают выполнение задания с моторным компонентом и задания, включающего решение математических примеров. При получении итогового показателя Int менее 20% делают вывод о недопуске на смену. При получении итогового показателя Int 20% и более делают вывод о допуске на смену. Способ позволяет провести первичный контроль при устройстве на работу, периодический контроль и сопровождение процесса обучения и противоаварийных тренировок у специалиста охраны за счет оценки комплекса наиболее значимых показателей. 4 ил., 2 табл., 4 пр.
Способ оценки психофизиологической готовности специалиста охраны к заступлению на смену, включающий:
проведение когнитивно-моторного тестирования специалиста с использованием электронного устройства, включающее выполнение задания с моторным компонентом и задания, включающего решение математических примеров;
при этом обеспечивается различный уровень сложности когнитивно-моторного тестирования специалиста,
причем оценка итогового показателя психофизиологической готовности специалиста вычисляется следующим образом:
Внимание (V) – это V = ((n/N)3)⋅(N-4)⋅100/(12-4), %,
Мышление (M) – это M = ((n/N)3)⋅k⋅100, %,
где k – коэффициент баланса k = 1;
Исполнительский контроль (Mo) - это Mo = t⋅k⋅100/25, %, представляющий собой процент точности выполнения задания с моторным компонентом;
Итоговый показатель (Int) – это Int = (V+M+Mo)/3,
где: N - количество решенных примеров за 25 с;
n - количество правильно решенных примеров;
t - время нахождения центра прицела в области круга;
V - внимание;
M - мышление;
Мо - исполнительский контроль,
и при получении итогового показателя Int менее 20% делают вывод о недопуске на смену, и при получении итогового показателя Int 20% и более делают вывод о допуске на смену.
СПОСОБ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ ПЕРСОНАЛА ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | 2003 |
|
RU2245097C1 |
Способ оценки когнитивно-моторных функций человека с помощью применения инвертированного зрения | 2021 |
|
RU2787454C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ В РЕЖИМЕ РЕАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ СТЕПЕНИ КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ ОПЕРАТОРА ПРИ ВОСПРИЯТИИ И ОБРАБОТКЕ ИНФОРМАЦИИ | 2018 |
|
RU2704562C1 |
EP 3644322 B1, 27.12.2023 | |||
US 10741287 B2, 11.08.2020 | |||
GATTONI CHIARA | |||
Assessing Cognitive-Motor Interference in Military Contexts: Validity and Reliability of Two Dual-tasking Tests | |||
Military medicine Vol | |||
Поршень для воздушных тормозов с сжатым воздухом | 1921 |
|
SU188A1 |
Авторы
Даты
2025-03-24—Публикация
2024-08-23—Подача