АМОРТИЗАТОР Российский патент 2005 года по МПК F16F11/00 

Описание патента на изобретение RU2247270C1

Предлагаемый амортизатор относится к устройствам виброзащитной техники и предназначен для установки совместно с упругими элементами подвески транспортного средства, в частности, может использоваться в сиденьях тракторов, дорожных и сельскохозяйственных машин для защиты человека-оператора от действия случайных колебаний.

Известен амортизатор [1], содержащий две направляющие, образующие пару скольжения, закрепленные на направляющих установочные элементы, предназначенные для связи с объектом и основанием, тормозное устройство и переключающее устройство, периодически включающее в работу и выключающее из работы тормозное устройство.

Данная конструкция амортизатора не обеспечивает - релейный “включить-выключить” режим работы тормозного устройства, позволяющий формировать оптимальное прерывисто-ступенчатое компенсационное воздействие и, в частности, эффективно влиять на процесс виброзащиты объект после того, как скорость объекта начинает превышать скорость основания при их движении в одном направлении.

Наиболее близким к предлагаемому техническому решению является амортизатор [2], содержащий две направляющие, образующие пару скольжения, закрепленные на направляющих установочные элементы, предназначенные для связи с объектом и основанием, тормозное устройство с фрикционной парой и переключающее устройство, периодически включающее в работу и выключающее из работы тормозное устройство, причем переключающее устройство выполнено в виде оси, установленной на первой направляющей, шестерни, обгонной муфты, внутренняя обойма которой закреплена на оси, а наружная - во внутреннем отверстии шестерни, и двух зубчатых реек, закрепленных на второй направляющей и предназначенных для поочередного зацепления с шестерней.

Из-за износа трущихся поверхностей и вероятностной “природы” сил сухого трения работа тормозного устройства с фрикционной парой нестабильна. Кроме того, при падающей характеристике силы сухого трения, формируемое компенсационное воздействие зависит от относительной скорости и поэтому не является оптимальной.

Все это ухудшает качественные показатели данного амортизатора как устройства виброзащитной техники.

Задача, на решение которой направлено изобретение, состоит в повышении эффективности виброзащиты объекта за счет обеспечения независимости компенсационного воздействия от относительной скорости и стабильности работы тормозного устройства.

Для этого в амортизаторе, содержащем две направляющие, образующие пару скольжения, закрепленные на направляющих установочные элементы, предназначенные для связи с объектом и основанием, тормозное устройство и переключающее устройство, периодически включающее в работу и выключающее из работы тормозное устройство, причем переключающее устройство выполнено в виде оси, установленной на первой направляющей, шестерни, обгонной муфты, внутренняя обойма которой закреплена на оси, а наружная - во внутреннем отверстии шестерни, и двух зубчатых реек, закрепленных на второй направляющей и предназначенных для поочередного зацепления с шестерней, тормозное устройство состоит из двух камер - рабочей и дополнительной, соединенных каналом, консоли, закрепленной на первой направляющей, каркаса, соединенного посредством тросика с осью, причем каркас выполнен в виде прямоугольной рамы с поддоном, а консоль - в виде жесткой пластины, верхний торец рабочей камеры закреплен на пластине, а нижний торец рабочей камеры закреплен на поддоне.

На фиг.1 изображен общий вид амортизатора; на фиг.2 - поперечный разрез направляющих с переключающим устройством; на фиг.3 - вид тормозного устройства с боку; на фиг.4 приведена схема расположения амортизатора в положении статического равновесия совместно с упругими элементами виброзащитной системы; на фиг.5 показаны осциллограммы колебаний объекта и основания при кинематическом возмущении, а также график прерывисто-ступенчатого компенсационного воздействия.

Амортизатор содержит направляющие 1 и 2, переключающее устройство 3 и тормозное устройство 4.

Переключающее устройство 3 состоит из оси 5, установленной на направляющей 1, шестерни 6, обгонной муфты 7, внутренняя обойма 8 которой закреплена на оси 5 посредством шпоночного соединения, а наружная обойма 9 - во внутреннем отверстии шестерни 6 и двух зубчатых реек 10 и 11, которые закреплены в продольных пазах направляющей 2.

Тормозное устройство 4 состоит из рабочей камеры 12, выполненной в виде гофрированного цилиндра, и дополнительной камеры 13, которые соединены каналом 14, консоли 15, закрепленной на направляющей 1, и каркаса 16, соединенного посредством тросика 17 с осью 5. Причем каркас 16 выполнен в виде прямоугольной рамы с поддоном 18, на котором закреплен нижний торец рабочей камеры 12, а консоль 15 выполнена в виде жесткой пластины, на которой закреплен верхний торец рабочей камеры 12.

Амортизатор посредством установочных элементов 19 и 20 соединяется с объектом 21 и основанием 22 и работает совместно с упругими элементами 23 виброзащитной системы.

В рабочей и дополнительной камерах 12 и 13 находится сжатый до определенного давления воздух. Рабочая камера 12 воздействует на консоль 15 и поддон 18. В результате чего каркас 16 прижимается к консоли 15, создавая силу предварительного натяга.

В положении статического равновесия объекта 21 на упругих элементах 23 или при равенстве перемещений объекта 21 и основания 22 шестерня 6 не находится в зацеплении ни с зубчатой рейкой 8, ни с зубчатой рейкой 9. Вследствие этого, переключающее устройство 3 выключает из работы тормозное устройство 4. Периодически это происходит в точках a, b, с на графиках перемещений.

В начале промежутка а...b, от а до а*, объект 21 и основание 22 сближаются друг с другом и При этом шестерня 6 входит в зацепление с зубчатой рейкой 10 и вращается вместе с наружной обоймой 9 против часовой стрелки, что соответствует свободному ходу обгонной муфты 7. Поскольку вращение не передается внутренней обойме 8, то тормозное устройство 4 остается выключенным из работы и компенсационное воздействие равно нулю P(t)=0.

В конце промежутка а...b, от а* до b, объект 21 и основание 22 удаляются друг от друга - а x-y<0. При этом шестерня 6 и наружная обойма 9 начинают вращаться по часовой стрелке, что соответствует рабочему ходу обгонной муфты 7. Поскольку вращение передается внутренней обойме 8 и оси 5, то тормозное устройство 4 включено в работу. Тросик 17 наматывается на ось 5 и поднимает каркас 16. Рабочая камера 12 сжимается и создает компенсационное воздействие где Р0 - пороговое значение компенсационного воздействия, значение которой зависит от силы предварительного натяга, с - приведенная жесткость, u - деформация камеры 12. Данное компенсационное воздействие направлено “вниз” и уменьшает скорость объекта 21.

В начале промежутка b...с, от b до b*, объект 21 и основание 22 удаляются друг от друга и При этом шестерня 6 входит в зацепление с зубчатой рейкой 11 и вращается вместе с наружной обоймой 9 против часовой стрелки, что соответствует свободному ходу обгонной муфты 7. Поскольку вращение не передается внутренней обойме 8, то тормозное устройство 4 остается выключенным из работы и компенсационное воздействие равно нулю P(t)=0.

В конце промежутка b...с, от b* до c, объект 21 и основание 22 сближаются друг с другом - а x-y<0. При этом шестерня 6 и наружная обойма 9 начинают вращаться по часовой стрелке, что соответствует рабочему ходу обгонной муфты 7. Поскольку вращение передается внутренней обойме 8 и оси 5, то тормозное устройство 4 включено в работу. Тросик 17 наматывается на ось 5 и поднимает каркас 16. Рабочая камера 12 сжимается и создает компенсационное воздействие Данное компенсационное воздействие направлено “вверх” и уменьшает (по абсолютной величине) скорость объекта 21.

При дальнейшем движении объекта 21 и основания 22 амортизатор работает аналогично.

Описанная последовательность работы переключающего устройства 3 совместно с тормозным устройством 4 обеспечивает оптимальный релейный (включено - выключено) режим работы амортизатора. Выполнение тормозного устройства 4 в виде двух камер: рабочей - 12 и дополнительной - 13, которые соединены каналом 14, а также ограничения “деформации” рабочей камеры 12 посредством каркаса 16, позволяет обеспечить независимость компенсационного воздействия от относительной скорости. При этом тормозное устройство 4 работает стабильно, поскольку поддерживает прерывисто-ступенчатое изменение компенсационного воздействия, которое всегда направлено только против движения объекта 21 и уменьшает его скорость. Все это существенно повышает эффективность виброзащиты объекта 21.

Источники информации

1. Авторское свидетельство СССР №228391, кл. F 16 F 11/00, Бюл. №31, 1968 - аналог.

2. Патент РФ №2065541, кл. F 16 F 15/02, Бюл. №23, 1996 - прототип.

Похожие патенты RU2247270C1

название год авторы номер документа
ДЕМПФЕР СУХОГО ТРЕНИЯ 1993
  • Чернышев В.И.
RU2065541C1
СПОСОБ ПРЕРЫВИСТОГО ДЕМПФИРОВАНИЯ 2002
  • Фоминова О.В.
  • Чернышев В.И.
RU2231701C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ГРЕБЦОВ 1991
  • Клешнев В.В.
  • Коротких М.Т.
RU2092208C1
ДОРОЖНОЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО 2007
  • Алиев Абдулла Сиражутдинович
  • Алиев Рахметуллах Абдулаевич
  • Казимагомедов Рамиз Газиметович
  • Магомедов Шамиль Алиевич
RU2379550C2
АМОРТИЗАТОР 2009
  • Новиков Вячеслав Владимирович
  • Лапынин Юрий Геннадиевич
  • Рябов Игорь Михайлович
  • Чернышов Константин Владимирович
  • Подзоров Алексей Валерьевич
RU2426921C2
ПРИВОД СТЕРЖНЯ АВАРИЙНОЙ ЗАЩИТЫ 2013
  • Вахрушин Михаил Петрович
  • Головин Иван Александрович
  • Подин Алексей Иванович
  • Усманов Антон Эрикович
RU2566299C2
ШВЕЙНАЯ МАШИНА 1993
  • Москательников В.С.
  • Богданов Ю.М.
  • Журавлев Е.В.
  • Коптев А.М.
RU2064545C1
Автоматизированный комплекс для листовой штамповки 1979
  • Семенов Евгений Иванович
  • Скородумов Сергей Александрович
  • Крючков Михаил Антонович
  • Сулейманов Боходыр
SU774722A1
ВЕЛОСИПЕД РЕЕЧНЫЙ ГОНОЧНЫЙ 2011
  • Надеев Василий Петрович
RU2477240C2
Кантователь деталей 1989
  • Бенин Леонид Абрамович
SU1673375A2

Иллюстрации к изобретению RU 2 247 270 C1

Реферат патента 2005 года АМОРТИЗАТОР

Изобретение относится к устройствам виброзащитной техники. Сущность изобретения заключается в том, что амортизатор содержит две направляющие, образующие пару скольжения, закрепленные на направляющих установочные элементы, предназначенные для связи с объектом и основанием, тормозное устройство и переключающее устройство, периодически включающее в работу и выключающее из работы тормозное устройство. Переключающее устройство выполнено в виде оси, установленной на первой направляющей, шестерни, обгонной муфты, внутренняя обойма которой закреплена на оси, а наружная - во внутреннем отверстии шестерни, и двух зубчатых реек, закрепленных на второй направляющей и предназначенных для поочередного зацепления с шестерней. Тормозное устройство состоит из двух камер - рабочей и дополнительной, соединенных каналом, консоли, закрепленной на первой направляющей, каркаса, соединенного посредством тросика с осью. Каркас выполнен в виде прямоугольной рамы с поддоном. Консоль выполнена в виде жесткой пластины. Верхний торец рабочей камеры закреплен на пластине, а нижний торец рабочей камеры закреплен на поддоне. Техническим результатом является повышение эффективности виброзащиты объекта. 5 ил.

Формула изобретения RU 2 247 270 C1

Амортизатор, содержащий две направляющие, образующие пару скольжения, закрепленные на направляющих установочные элементы, предназначенные для связи с объектом и основанием, тормозное устройство и переключающее устройство, периодически включающее в работу и выключающее из работы тормозное устройство, причем переключающее устройство выполнено в виде оси, установленной на первой направляющей, шестерни, обгонной муфты, внутренняя обойма которой закреплена на оси, а наружная - во внутреннем отверстии шестерни, и двух зубчатых реек, закрепленных на второй направляющей и предназначенных для поочередного зацепления с шестерней, отличающийся тем, что тормозное устройство состоит из двух камер - рабочей и дополнительной, соединенных каналом, консоли, закрепленной на первой направляющей, каркаса, соединенного посредством тросика с осью, причем каркас выполнен в виде прямоугольной рамы с поддоном, а консоль - в виде жесткой пластины, верхний торец рабочей камеры закреплен на пластине, а нижний торец рабочей камеры закреплен на поддоне.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2005 года RU2247270C1

ДЕМПФЕР СУХОГО ТРЕНИЯ 1993
  • Чернышев В.И.
RU2065541C1
SU 228391 А, 08.10.1968
WO 00/49309 A1, 24.08.2000.

RU 2 247 270 C1

Авторы

Гнеушева Е.М.

Фоминова О.В.

Чернышев В.И.

Даты

2005-02-27Публикация

2003-07-22Подача