ИМПУЛЬСНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ БАЛЛАСТНОГО ТИПА Российский патент 2005 года по МПК F41A1/00 

Описание патента на изобретение RU2247913C1

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при создании управляемых ракет различного назначения, например, ракет-носителей космических аппаратов, стратегических, оперативно-тактических, метеорологических, ракет для реактивных систем залпового огня и других, у которых в состав исполнительных органов системы управления входят устройства для создания импульса силы.

Импульсный двигатель коррекции балластного типа (B.C.Владимиров, Л.А.Королев, И.О.Толкачева. Проектирование импульсных двигателей коррекции, в журнале “Оборонная техника”, №5 за 2003 год, стр.38) является наиболее близким но технической сущности и выполняемой задаче к предлагаемому изобретению.

Прототип содержит направляющую часть с зарядной каморой, балласт с элементами фиксации и метательный пороховой заряд, размещенный в зарядной камере.

Недостатком прототипа является неконтролируемое горение порохового заряда, происходящее так же, как и у ствольных систем, непосредственно в направляющей. У ствольных систем имеет место значительная изменчивость внутреннего давления в процессе выстрела (М.Е.Серебряков. Внутренняя баллистика ствольных систем и пороховых ракет. М.: Оборонгиз, 1962, стр.330-331). Типичная диаграмма внутреннего давления отличается ярко выраженным максимумом с последующим спадом в несколько раз к моменту схода метаемого тела. Одной из основных характеристик пороха является минимальное давление, при котором его горение еще происходит устойчиво (А.А.Шишков, С.Д.Панин, Б.В.Румянцев. Рабочие процессы в ракетных двигателях твердого топлива. - М.: Машиностроение, 1989, стр.16). Нарушение этого ограничения в процессе спада давления может привести к неполному сгоранию пороха в канале ствола и соответственно к нестабильности выходных характеристик двигателя (B.C.Владимиров, А.А.Королев, И.О.Толкачева. Проектирование импульсных двигателей коррекции, в журнале “Оборонная техника”, №5 за 2003 год; стр.40-41), что приводит к снижению параметрической надежности. Если к импульсному двигателю предъявляются жесткие требования по разбросам, то с целью их безусловного выполнения разработчик вынужден поднимать уровень максимального давления в направляющей, чтобы в процессе сгорания пороха давление в направляющей не опустилось бы ниже предельной границы. Повышенные нагрузки на направляющую требуют усиления конструкции и приводят к увеличению пассивной массы двигателя.

Технической задачей настоящего изобретения является повышение надежности импульсного двигателя балластного типа и улучшение его массовых характеристик за счет организации стабильного горения метательного порохового заряда.

Технический результат достигается тем, что в импульсном двигателе балластного типа, содержащем направляющую часть, балласт, метательный пороховой заряд и элементы фиксации балласта, в балласте выполнена внутренняя полость, в которой размещен метательный пороховой заряд, при этом полость балласта газосвязана со свободным объемом направляющей через расходное отверстие.

На чертеже представлен импульсный двигатель балластного типа, где показаны:

1 - направляющая, 2 - балласт, 3 - метательный пороховой заряд, 4 - пироинициатор, 5 - элементы фиксации, 6 - свободный объем направляющей, 7 - внутренняя полость балласта, 8 - расходное отверстие.

Изобретение работает следующим образом. На пироинициатор 4 подается команда от системы управления. Продукты сгорания пироинициатора 4 поступают в свободный объем направляющей 6, через расходное отверстие 8 проникают во внутреннюю полость балласта 7 и воспламеняют метательный пороховой заряд 3. За короткое время происходит нарастание давления во внутренней полости балласта 7 (выход на режим). В течение всего времени горения метательного заряда 3 свободный объем полости 7, в которой он размещен, изменяется только за счет выгорания пороха. В таких условиях после выхода на режим наступает основной период работы, в течение которого давление в полости 7 практически не меняется (А.А.Шишков, С.Д. Панин, Б.B.Румянцев. Рабочие процессы в ракетных двигателях твердого топлива. - М.: Машиностроение, 1989, стр.54-55) и заряд 3 горит в стабильных условиях. При этом скорость горения пороха не зависит от давления в направляющей 1, что снимает ограничение на снижение нагрузок, определяемое минимальным давлением устойчивого горения, и создает все условия для уменьшения пассивного веса. Продукты сгорания порохового заряда 3 истекают через расходное отверстие 8 в свободный объем направляющей 6, давление в нем растет до уровня, при котором срабатывают элементы фиксации 5, и балласт 2 начинает свое движение по направляющей 1. По мере движения балласта 2 происходит непрерывная подпитка свободного объема направляющей 6 через расходное отверстие 8, что позволяет поддерживать давление в направляющей 1 и обеспечивает необходимую скорость вылета балласта 2, а соответственно и импульс силы.

Время горения заряда регулируется размером расходного отверстия, которое подбирается таким образом, чтобы обеспечить полное сгорание пороха за время движения балласта по направляющей и соответственно высокую стабильность выходных параметров двигателя.

Таким образом, использование данного изобретения позволяет повысить надежность импульсного двигателя балластного типа и улучшить его массовые характеристики за счет организации стабильного горения метательного порохового заряда.

Похожие патенты RU2247913C1

название год авторы номер документа
НЕУПРАВЛЯЕМЫЙ РЕАКТИВНЫЙ СНАРЯД 2014
  • Литвинов Андрей Владимирович
  • Курбатов Андрей Валерьевич
  • Кодолов Владимир Васильевич
  • Черкасов Александр Владимирович
  • Русских Геннадий Иванович
  • Воробьев Артем Константинович
  • Алаторцев Сергей Михайлович
RU2595070C2
РАКЕТА 2005
  • Соколовский Михаил Иванович
  • Зыков Геннадий Александрович
  • Иоффе Ефим Исаакович
  • Конюхов Илья Владимирович
RU2293283C1
РАКЕТА 1998
  • Соколовский М.И.
  • Зыков Г.А.
  • Иоффе Е.И.
  • Бондаренко С.А.
  • Залазаев В.А.
  • Зорин В.А.
  • Петухов С.Н.
  • Поломских Н.Л.
  • Талалаев А.П.
  • Энкин Э.А.
RU2134860C1
Реактивное метательное устройство 2018
  • Прудников Александр Григорьевич
  • Ланшин Александр Игоревич
  • Северинова Виктория Викторовна
  • Подвальный Артем Михайлович
  • Рощин Александр Викторович
  • Блошенко Александр Витальевич
RU2680568C1
УСТАНОВКА ДЛЯ ИСПЫТАНИЙ ИЗДЕЛИЙ НА ВОЗДЕЙСТВИЕ ВНЕШНЕГО ДАВЛЕНИЯ 1994
  • Катуркин Н.Н.
  • Колотилин В.И.
  • Пауков А.Н.
RU2106613C1
СПОСОБ ЗАПУСКА СВЕРХТЯЖЕЛЫХ КОСМИЧЕСКИХ РАКЕТ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2007
  • Зотин Виктор Германович
RU2412875C2
СПОСОБ УВЕЛИЧЕНИЯ ДАЛЬНОСТИ ПОЛЕТА СНАРЯДА (ВАРИАНТЫ) И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2010
  • Алиев Али Вейсович
  • Сермягин Константин Викторович
RU2462686C2
ОГНЕСТРЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ И БОЕВОЙ СНАРЯД ДЛЯ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ 2009
  • Алиев Тахир Эйваз Оглы
  • Великосельский Александр Анатольевич
RU2482421C2
СПОСОБ МЕТАНИЯ ОСЕСИММЕТРИЧНОГО ОЖИВАЛЬНОГО СНАРЯДА ИЗ НАРЕЗНОГО СТВОЛА ОРУЖИЯ ДАВЛЕНИЕМ ПОРОХОВЫХ ГАЗОВ В ПОДВОДНОЙ И В ВОЗДУШНОЙ СРЕДЕ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2007
  • Дронов-Дувалджи Николай Дмитриевич
  • Полубесов Геннадий Сергеевич
RU2374599C2
ПОРОХОВОЙ АККУМУЛЯТОР ДАВЛЕНИЯ 2002
  • Дамаскин В.Н.
  • Калашников В.И.
  • Ключников А.Н.
  • Милехин Ю.М.
  • Митрохин В.П.
  • Козлов В.А.
  • Яницкий А.К.
  • Бобылёв А.К.
RU2211349C1

Реферат патента 2005 года ИМПУЛЬСНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ БАЛЛАСТНОГО ТИПА

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при создании ракет различного назначения. Сущность изобретения заключается в том, что импульсный двигатель балластного типа содержит направляющую, к которой с помощью элементов фиксации крепится балласт, ограничивающий свободный объем направляющей. В балласте выполнена полость, в которой размещен метательный пороховой заряд. Воспламенение пороха производится пироинициатором, продукты сгорания которого попадают в свободный объем направляющей. Внутренняя полость балласта через расходное отверстие газосвязана со свободным объемом направляющей. Использование изобретения позволяет повысить надежность импульсного двигателя балластного типа и улучшить его массовые характеристики за счет организации стабильного горения метательного порохового заряда. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 247 913 C1

Импульсный двигатель балластного типа, содержащий направляющую, балласт, метательный пороховой заряд и элементы фиксации балласта, отличающийся тем, что в балласте выполнена внутренняя полость, в которой размещен метательный пороховой заряд, при этом полость балласта газосвязана со свободным объемом направляющей через расходное отверстие.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2005 года RU2247913C1

ВЛАДИМИРОВ В
С
и др
"Проектирование импульсных двигателей коррекции", ж-л "Оборонная техника", № 5, 2003, с
Способ сужения чугунных изделий 1922
  • Парфенов Н.Н.
SU38A1
СПОСОБ ЗАПУСКА РЕАКТИВНОГО СНАРЯДА И КОМПЛЕКС ВООРУЖЕНИЯ, РЕАЛИЗУЮЩИЙ ЕГО 2000
  • Бабичев В.И.
  • Клевенков Б.З.
  • Колотилин В.И.
  • Лопатин К.К.
RU2167385C1
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 1995
  • Миронов Ю.И.
  • Беркович В.С.
  • Колотилин В.И.
  • Шигин А.В.
RU2111372C1
US 3605549 A, 20.09.1971
US 3404532 A, 08.10.1968
КОМПОЗИЦИИ И СПОСОБЫ БОРЬБЫ С ВИРУСОМ У КЛЕЩА VARROA И У ПЧЕЛ 2014
  • Глейт-Кельманович Мерав
  • Голани Яэль
RU2721248C2

RU 2 247 913 C1

Авторы

Захарова Т.И.

Иоффе Е.И.

Конюхов И.В.

Даты

2005-03-10Публикация

2003-11-26Подача