СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА Российский патент 2005 года по МПК E02B15/02 B63B35/08 B63G8/00 

Описание патента на изобретение RU2249074C1

Изобретение относится к области судостроения, в частности, к подводным судам, плавающим в ледовых условиях и разрушающим ледяной покров путем гидродинамического на него воздействия при их всплытии в сплошном льду.

Уровень техники известен из способа разрушения ледяного покрова резонансными изгибно-гравитационными волнами (ИГВ), возбуждаемыми подводным судном ([1] Козин В.М., Онищук А.В. Модельные исследования волнообразования в сплошном ледяном покрове от движения подводного судна // ПМТФ. 1994. №2. С.78-91), в котором предлагается разрушать ледяной покров подводным судном путем возбуждения изгибно-гравитационных волн при его движении с резонансной скоростью Vp, т.е. скоростью, при которой амплитуда возбуждаемых ИГВ в сплошном льду максимальна.

Недостатком способа является невозможность разрушения льда на ограниченных в разводьях по площади участках тонкого ледяного покрова, т.к. для возбуждения ИГВ максимальной амплитуды требуется определенные время и протяженность ледяного покрова.

Сущность изобретения заключается в разработке способа увеличения деформации ледяного покрова при его ограниченных площадях, т.е. в разводьях.

Технический результат, получаемый при осуществлении изобретения, заключается в повышении эффективности разрушения относительно тонкого ледяного покрова, формирующегося в разводьях, т.е. на ограниченных по площади участках льда, возникающих в более толстом паковом льду при его подвижках.

Существенные признаки, характеризующие изобретение.

Ограничительные: ледяной покров разрушается подводным судном.

Отличительные: ледяной покров разрушают при отсутствии хода у подводного судна посредством сообщения ему максимально допустимого угла крена и вращательного движения относительно вертикальной оси, совпадающей с вертикальной главной центральной осью инерции судна и присоединенных масс воды, возникающих при его вращении.

Из работы [1] известно, что для возбуждения подводным судном резонансных ИГВ, способных разрушить ледяной покров, требуется движение судна с резонансной скоростью в течение определенного времени, достаточного для достижения максимальной амплитуды ИГВ. Очевидно, что для выполнения этого условия необходимы соответствующие размеры акватории. В арктических условиях многолетний паковый лед, толщина которого достигает более 5 м, невозможно разрушить даже самыми крупными подводными судами путем возбуждения резонансных ИГВ. Поэтому известный способ [1] может быть реализован в разводьях достаточной протяженности и покрытых льдом гораздо меньшей толщины (разводья возникают в паковых льдах в результате ветроволновых воздействий, волн цунами, приливно-отливных течений и пр.). Как правило, протяженность этих разводий велика, а время их существования ограничено из-за подвижек льда, что при их возникновении в течение года не позволяет нарости ледовым перемычкам до большой толщины. Поэтому при соответствующей ледовой разведке решение [1] становится работоспособным.

Также известно, что в условиях Арктики и Антарктики, как и в условиях берегового шельфа, из-за тех же ветроволновых нагрузок происходят подвижки и разворот массивных участков ледяных полей. В результате этого между ними возникают пространства воды, чистые ото льда, где намерзает ледяной покров тонкий по отношению к паковому льду. Такие участки бывают ограниченными по размерам в плане, что и не позволяет эффективно использовать известный способ для разрушения льда, т.к. на ограниченных площадях развить ИГВ максимальной амплитуды невозможно.

Для достижения заявленного технического результата и предлагается способ, который осуществляется следующим образом.

Под ледяным покровом в его разводье на безопасном заглублении начинают перемещать подводное судно с резонансной скоростью. Если амплитуда возбуждаемых при этом резонансных ИГВ оказывается недостаточной для разрушения льда, то судно возвращают к центру разводья (его предварительно определяют с помощью судовых эхолотов), останавливают и накреняют на угол крена, максимально допустимый для безопасной эксплуатации судна (угол нормируется регистром). Накренение корабля на такой угол, т.е. поворот рубки корабля, позволит максимально его приблизить на минимально безопасное расстояние к нижней кромке ледяного покрова, что, как известно из [1], повысит эффективность гидродинамического воздействия на лед от движущегося судна, т.е. увеличит деформации ледяного покрова. После этого с помощью подруливающих устройств, предварительно установленных на судне, например струйных рулей, установленных в носу и корме судна и ориентированных к диаметральной плоскости судна в противоположные направления с таким расчетом, чтобы при их включении судно начинало вращение вокруг вертикальной оси, совпадающей с вертикальной главной центральной осью инерции судна, место положения ее с учетом присоединенных масс воды предварительно определяют либо расчетом, либо с помощью модельного эксперимента в опытовом бассейне. Такое расположение струйных рулей, как это следует из курса гидромеханики, позволит судну сохранить свое неизменное положение в горизонтальной плоскости относительно оси вращения.

В свою очередь известно (RU 2170687 С1, 15.03.2000), что при вращательном движении тела в районе оси вращения возникает область разрежения, при достаточной степени которой в ледяном покрове возникнут впадина и соответствующие изгибные напряжения. При достижении судном достаточной угловой скорости вращения вокруг вертикальной оси за счет достижения соответствующих центробежных сил область разрежения и изгибные напряжения достигнут предельного значения и ледяной покров разрушится за счет собственного веса. После этого судно всплывет в поле битого льда.

Похожие патенты RU2249074C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2004
  • Одиноков В.И.
  • Горкунов Э.С.
  • Козин В.М.
  • Колмогоров В.Л.
RU2252894C1
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2005
  • Одиноков Валерий Иванович
  • Козин Виктор Михайлович
RU2291085C1
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2005
  • Козин Виктор Михайлович
RU2277493C1
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2016
  • Козин Виктор Михайлович
  • Земляк Виталий Леонидович
  • Погорелова Александра Владимировна
  • Баурин Никита Олегович
  • Матюшина Анна Александровна
  • Рогожникова Елена Григорьевна
  • Чижиумов Сергей Димидович
RU2650292C1
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2000
  • Козин В.М.
RU2161578C1
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 1999
  • Козин В.М.
  • Онищук А.В.
RU2163212C1
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 1999
  • Козин В.М.
RU2154000C1
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 1999
  • Козин В.М.
RU2158694C1
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2002
  • Козин В.М.
RU2229411C2
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2002
  • Козин В.М.
RU2229412C2

Реферат патента 2005 года СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА

Изобретение относится к судостроению и касается технологии ледоразрушения с помощью подводного судна, оказывающего гидродинамическое воздействие на лед при всплытии в сплошном льду. Способ разрушения ледяного покрова подводным судном состоит в том, что ледяной покров разрушают при отсутствии хода у подводного судна посредством сообщения ему максимально допустимого угла крена и вращательного движения относительно вертикальной оси, совпадающей с вертикальной главной центральной осью инерции судна и присоединенных масс воды, возникающих при его вращении. Технический результат реализации изобретения заключается в повышении эффективности ледоразрушения на ограниченных площадях акватории.

Формула изобретения RU 2 249 074 C1

Способ разрушения ледяного покрова подводным судном, отличающийся тем, что ледяной покров разрушают при отсутствии хода у подводного судна посредством сообщения ему максимально допустимого угла крена и вращательного движения относительно вертикальной оси, совпадающей с вертикальной главной центральной осью инерции судна и присоединенных масс воды, возникающих при его вращении.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2005 года RU2249074C1

СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2000
  • Козин В.М.
RU2170687C1
US 4102144 А, 25.07.1978
Устройство для управления автономной креновой системой 1975
  • Смирнов Геннадий Викторович
  • Бодров Владимир Михайлович
  • Журавлев Александр Александрович
  • Попов Александр Георгиевич
SU691343A1

RU 2 249 074 C1

Авторы

Козин В.М.

Даты

2005-03-27Публикация

2004-03-18Подача