Изобретение относится к транспортным средствам, предназначенным для использования в условиях сложного рельефа местности и разреженной атмосферы.
Известно прыгающее транспортное средство, включающее электрический привод с вертикально вибрирующим корпусом и тяговым вентилятором, установленным на подпружиненных колесах [1].
Его недостатком является невозможность использования в условиях разреженной атмосферы.
Целью изобретения является обеспечение возможности работы в условиях разреженной атмосферы.
Указанная цель достигается тем, что в прыгающем транспортном средстве, включающем корпус с основанием, прыжковый двигатель, кабину для экипажа со шлюзовой камерой, солнечные панели и подпружиненные колеса, прыжковый двигатель состоит из наводящего устройства и направляющей трубы, содержащей соленоид с постоянным магнитом в качестве сердечника, изготовленного в форме толкателя, часть колес выполнена заодно с электроприводом (мотор-колеса) и соединены с основанием и между собой, при этом на штангах установлены амортизаторы и ограничители, не допускающие увеличение угла между штангами более 45°, а остальные колеса установлены с возможностью поворота в сторону движения транспортного средства, кроме того, дополнительно имеются горизонтальные стабилизаторы с рулями высоты, закрепленные на боковых поверхностях корпуса, а в хвостовой части - киль с рулем поворота.
Кроме того, корпус транспортного средства имеет форму шарового сегмента.
Кроме того, транспортное средство оснащено радиолокатором и навигационным компьютером.
Кроме того, имеются ограничители, обеспечивающие величину углов между основанием и шарнирно закрепленной на нем штангой, а также углов между штангами не более 45°.
Кроме того, штанги, на которых установлены мотор-колеса, соединены между собой перекладиной.
Сущность изобретения поясняется чертежами, на которых на фиг.1 представлено прыгающее транспортное средство (вид сбоку), на фиг.2 - то же, вертикальный разрез по осевой линии.
Предлагаемое прыгающее транспортное средство смонтировано на круглом основании 1, которое соединено с корпусом 2, выполненным заодно с кабиной для экипажа 3 и имеющим форму, близкую к форме шарового сегмента. К кабине 3 примыкает шлюзовая камера 4. В выемке на основании 1 в эпицентре тяжести транспортного средства установлен прыжковый двигатель, состоящий из закрепленной в наводящем устройстве 5 направляющей трубы 6 с возможностью установки и фиксации трубы 6 на заданный угол к горизонту. Направляющая труба 6 обращена открытым концом вниз, а глухим - вверх и содержит обмотку 7, толкатель из ферромагнитного материала, состоящий из головки и стержня 8, и наконечник 9.
На боковых сторонах основания 1 с помощью ног установлены два мотор-колеса 10. Ноги включают каждая штанги 11 и 12, шарнирно соединенные между собой. Штанги 11 шарнирно соединены с основанием 1, а на конце штанг 12 - мотор-колеса 10. Штанги 12 соединены между собой перекладиной 13. На основании 1 закреплены стремена 14, обеспечивающие отклонение штанг 12 от основания 1 на угол не более 45°, и на штангах 12 - стремена 15, ограничивающие угол между штангами 11 и 12 величиной не более 45°. На штангах между основанием 1 и штангами 11 и между штангами 11 и 12 закреплены амортизирующие пружины соответственно 17 и 16. На основании 1 закреплены самоустанавливающиеся колеса-ленивцы: в хвостовой части 18, в носовой - 19, снабженные амортизирующими пружинами 20 и 21 соответственно.
С обеих сторон на корпусе 2 имеются горизонтальные стабилизаторы 22 с шарнирно закрепленными на них рулями высоты 23, а в хвостовой части - киль 24 с рулем поворота 25. На корпусе 2 закреплены солнечные панели 26, соединенные с аккумуляторами и преобразователями электрического напряжения (на чертежах не показаны).
Прыгающее транспортное средство работает следующим образом.
В исходном положении транспортное средство опирается на оба колеса 10 и на одно из колес-ленивцев 18 или 19 или на оба (в зависимости от наклона местности на участке нахождения транспортного средства). Под тяжестью транспортного средства сжаты амортизирующие пружины 16 и 17, а также пружины 21 и 22 или одно из них. Толкатель 8 находится внутри направляющей трубы 6. Солнечные панели 26 воспринимают солнечную энергию и передают электроэнергию на аккумуляторы.
Движение на малые расстояния осуществляется с помощью колес 10. На приводы мотор-колес 10 подается питание. Вращением колес 10 транспортное средство начинает движение. Колесо-ленивец 18 или 19 или и то и другое поворачиваются в ту же сторону, что и колеса 10. Если потребуется изменить направление движения транспортного средства, то уменьшают скорость колеса 10, находящегося на стороне, куда надо направить движение. Для поворота транспортного средства на месте колеса 10 вращают в разных направлениях (одно вперед, другое назад).
Перед совершением прыжка визуально и с помощью радиолокатора обследуется обстановка в направлении движения. Навигационный компьютер оценивает обстановку и дает рекомендации по режиму движения. Экипаж выбирает оптимальный вариант движения и в соответствии с ним поворачивает транспортное средство на выбранное направление и устанавливает направляющую трубу 6 на нужный угол. После этого на обмотку 7 прыжкового двигателя подается электрический импульс. Возникшее в обмотке 7 электромагнитное поле воздействует на толкатель 8. Последний, представляющий собой постоянный магнит, устремляется из направляющей трубы 6 и отталкивает транспортное средство от грунта. К энергии толчка двигателя добавляется энергия распрямляющихся амортизирующих пружин 16, 17, 20 и 21. Продвижение толкателя 8 по направляющей трубе 6 ограничивается кольцевым упором 14, удерживающим головку 27 толкателя. Возвращение толкателя внутрь направляющей трубы 6 производится подачей на обмотку 7 электротока противоположного направления. Транспортное средство совершает прыжок. Во время полета экипаж визуально, а также с помощью локатора и навигационного компьютера оценивает участок, на который направляется транспортное средство. При необходимости направление движения и точка посадки корректируется с помощью рулей 23 и 25.
При посадке транспортного средства штанги 11 и 12 ног складываются, амортизирующие пружины 16, 17, 20 и 21 сжимаются, накапливая энергию для очередного прыжка.
Наличие стабилизаторов 22 и киля 24 повышает устойчивость транспортного средства в прыжковом полете. А амортизирующие пружины смягчают тряску при посадке транспортного средства. Добавлением к силе толчка прыжкового двигателя упругой силы амортизирующих пружин увеличивается дальность прыжка и как следствие - экономичность транспортного средства. Форма корпуса (сверху - выпуклая, снизу - плоская) не только повышает устойчивость против ветров, но и дает подъемную силу движущемуся в воздухе транспортному средству и тем самым увеличивает дальность прыжка и экономичность.
Возможность из одного и того же исходного положения как совершать прыжок, так и передвижение на колесах 10 упрощает управление транспортным средством по сравнению с прототипом.
Источник информации:
1. RU 93042139 А, 20.08.1996.
Изобретение относится к транспортным средствам, предназначенным для использования в условиях сложного рельефа местности. Транспортное средство включает корпус с основанием, прыжковый двигатель, кабину для экипажа со шлюзовой камерой, солнечные панели и подпружиненные колеса. Прыжковый двигатель состоит из наводящего устройства и направляющей трубы, содержащей соленоид с постоянным магнитом в качестве сердечника, выполненного в форме толкателя. Два колеса выполнены заодно с индивидуальным электроприводом (мотор-колеса) и соединены с основанием при помощи ног, состоящих каждая из двух штанг, шарнирно соединенных с основанием и между собой, при этом на штангах установлены пружинные амортизаторы и ограничители, не допускающие увеличение угла между штангами более 45°. Другие два колеса установлены с возможностью поворота в сторону движения транспортного средства. Кроме того, дополнительно имеются горизонтальные стабилизаторы с рулями высоты, закрепленные на боковых поверхностях корпуса, и в хвостовой части - киль с рулем поворота. В результате упрощается управление транспортным средством, повышается его устойчивость, амортизирующие свойства и экономичность. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.
RU 93042139 А, 20.08.1996 | |||
US 3853195 А, 10.12.1974 | |||
US 3855979 A, 24.12.1974 | |||
US 3715000 А, 06.02.1973. |
Авторы
Даты
2005-04-20—Публикация
2003-04-25—Подача