Изобретение относится к транспортным средствам, предназначенным для использования в условиях сложного рельефа местности и разреженной атмосферы.
Известно прыгающее транспортное средство, включающее электрический привод с вертикально вибрирующим корпусом и тяговым вентилятором, установленном на подпружиненных колесах [1].
Его недостатком является невозможность работы в условиях разреженной атмосферы.
Целью изобретения является обеспечение возможности работы транспортного средства в условиях разреженной атмосферы.
Указанная цель достигается тем, что в прыгающем транспортном средстве, включающем корпус, кабину для экипажа, солнечные батареи, главный двигатель, радиолокатор и навигационный компьютер, а также колеса и пружинные амортизаторы, применен главный двигатель, основанный на использовании материала с эффектом памяти формы и индукционного нагревателя, дополнительно включает маневровые двигатели, а колеса установлены с возможностью перемещения и фиксации в верхнем и нижнем положениях и оснащены индивидуальными электроприводами.
Кроме того, прыгающее транспортное средство смонтировано на круглой платформе.
Кроме того, корпус транспортного средства вместе с кабиной для экипажа образуют фигуру, по форме близкую к шаровому сегменту.
Кроме того, транспортное средство имеет в хвостовой части самоустанавливающееся колесо с возможностью перемещения его в верхнем и нижнем положениях.
Сущность изобретения поясняется чертежами, на которых представлены на фиг.1 прыгающее транспортное средство в исходном положении, на фиг.2 - то же перед прыжком, на фиг.3 - прыжковый двигатель: а) в исходном положении, б) в момент прыжка.
Предлагаемое прыгающее транспортное средство смонтировано на круглой платформе 1 и включает корпус 2, кабину для экипажа 3, главный (прыжковый) двигатель 4, пружинные амортизаторы 5 с наконечниками 6, закрепленные на нижней поверхности платформы 1 таким образом, что на них равномерно распределена масса транспортного средства, с обеих сторон платформы 1 на вертикальных направляющих установлены с возможностью фиксации в верхнем и нижнем положениях колеса 7 с индивидуальными электроприводами. В хвостовой части платформы 1 установлено самоустанавливающееся колесо - ленивец 8 с возможностью поворота в сторону движения транспортного средства и перемещения его в нижнее положение с фиксацией в нем или внутрь корпуса 2. На четыре стороны направлены установленные на платформе 1 маневровые двигатели 10. На поверхности корпуса 2 закреплены солнечные батареи 11, соединенные с преобразователем и накопителем электроэнергии (на чертеже не показаны).
Главный (прыжковый) двигатель 4 помещен в выемке платформы 1 в эпицентре тяжести транспортного средства и состоит (фиг.3) из закрепленной в наводящем устройстве 12 направляющей трубы 13 с возможностью установки трубы 12 на заданный угол к горизонту. Направляющая труба 13 обращена открытым концом вниз, глухим - вверх и содержит индуктор 14 и толкатель 15 с наконечником 16. Толкатель 15 выполнен из материала с эффектом памяти формы с переходной точкой, лежащей выше вероятных температур среды, в которой работает транспортное средство. В холодной форме толкатель 15 короткий и имеет максимальный диаметр, а в горячей - длинный и с малым диаметром.
Корпус 2 и кабина экипажа 3 вместе образуют фигуру, по форме близкую к шаровому сегменту. Такая форма повышает устойчивость транспортного средства во время сильных ветров.
Прыгающее транспортное средство работает следующим образом.
В исходном положении колеса 7 и 8 - в нижнем положении, на них опирается транспортное средство. Пружины амортизаторов 5 разжаты, их наконечники не касаются грунта. Толкатель 15 - в холодной (короткой) форме. Наконечник 16 толкателя не касается поверхности грунта. Солнечные батареи 11 воспринимают энергию солнца и через преобразователь передают ее на накопитель.
Для перемещения транспортного средства из исходного положения на небольшие расстояния колеса 7 и самоустанавливающееся колесо 8 переводятся в нижнее положение. Подается питание на индивидуальные электроприводы колес 7. Электроприводы вращают колеса 7 и перемещают транспортное средство в нужном направлении. Колесо 8 поворачивается в сторону движения. Изменение направления движения осуществляется вращением колес 7 с разной скоростью. Для вращения транспортного средства на месте колеса 7 вращаются в разных направлениях: одно вперед, другое назад.
Перед совершением прыжка навигационный компьютер оценивает обстановку в направлении движения и дает информацию об участке, на который готовится прыжок, азимут движения и команды на наводящее устройство 12. В соответствии с рекомендуемым азимутом поворачивают транспортное средство, после чего переводят колеса 7 и 8 в верхнее положение. Транспортное средство опускается на амортизаторы, сжимая их. Затем поворачивают направляющую трубу 13 на нужный угол. После этого на индуктор 14 подается электрический импульс. Под воздействием переменного электромагнитного поля материал толкателя 15 нагревается выше переходной точки, переходит в горячую (вытянутую) форму (фиг.3) и отталкивается от грунта. К энергии толчка добавляется энергия распрямляющихся пружин амортизаторов 5. Транспортное средство совершает прыжок. Во время полета транспортного средства толкатель 15 остывает, переходит в холодную (короткую) форму и возвращается в исходное положение. В полете экипаж визуально и с помощью локатора и навигационного компьютера оценивает рельеф участка, к которому направляется транспортное средство. При необходимости направление движения и точка посадки корректируются с помощью маневровых двигателей.
Все двигатели транспортного средства могут работать в разреженной атмосфере, для их работы не требуется кислород. Они питаются в основном энергией, получаемой с помощью солнечных батарей. Минимальное количество топлива требуется лишь для работы маневровых двигателей.
Источник информации:
1. Заявка РФ № 93-042139 от 24.08.1993. МПК В 62 Д 57/00
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПРЫГАЮЩЕЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО (Б) | 2003 |
|
RU2243122C2 |
ПРЫГАЮЩЕЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО (В) | 2003 |
|
RU2243123C2 |
ПРЫГАЮЩЕЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО (Г) | 2003 |
|
RU2249527C2 |
ПРЫГАЮЩЕЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО (Д) | 2003 |
|
RU2250173C2 |
ПРЫГАЮЩЕЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 2003 |
|
RU2259298C2 |
ПРЫГАЮЩЕЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 2003 |
|
RU2259299C2 |
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО ВЫСОКОЙ ПРОХОДИМОСТИ | 2013 |
|
RU2554900C2 |
Линейный электропривод для рельсового транспортного средства | 1984 |
|
SU1284858A1 |
АМФИБИЙНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 2022 |
|
RU2778403C1 |
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 2007 |
|
RU2360821C1 |
Изобретение относится к транспортным средствам, предназначенным для использования в условиях сложного рельефа местности и разреженной атмосферы. Транспортное средство включает корпус, платформу, кабину для экипажа, солнечные батареи, двигатель, колеса и амортизаторы, также дополнительно включает маневровые двигатели. Колеса снабжены индивидуальными электроприводами и установлены с возможностью перемещения и фиксации в верхнем и нижнем положениях. Двигатель, основанный на использовании материала с эффектом памяти формы и индукционного нагревателя, помещен в выемке платформы транспортного средства и включает направляющую трубу, установленную в наводящем устройстве, с возможностью поворота ее под углом к горизонту, обращенную открытым концом вниз, а глухим - вверх, содержащую индуктор и толкатель с наконечником. Причем толкатель выполнен из материала с эффектом памяти формы с переходной точкой, лежащей выше вероятных температур среды, в которой работает транспортное средство, с возможностью после подачи на индуктор электрического импульса под действием электромагнитного поля и нагрева материала толкателя выше переходной точки перехода в горячую (вытянутую) форму, в результате чего происходит отталкивание от грунта. В результате обеспечивается возможность работы транспортного средства в условиях разреженной атмосферы. 3 з. п. ф-лы, 4 ил.
RU 93042139 А, 20.08.1996 | |||
US 3853195 А, 10.12.1974 | |||
US 3855979 A, 24.12.1974 | |||
US 3715000 A, 06.02.1973. |
Авторы
Даты
2004-12-27—Публикация
2003-01-20—Подача