Изобретение относится к дорожному строительству и ремонту насыпей, в том числе железнодорожных, строительству по мелководью, отсыпке площадок под сооружения и отсыпке островков и дамб по мелководью.
Известны насыпи, в основании которых для предупреждения протаивания многолетнемерзлых грунтов устраивают теплозащитный слой по всей ширине подошвы насыпи (Малышева А.А. Земляное полотно автомобильных дорог в северных условиях, Москва, Транспорт, 1974, с.288).
Недостатком такой насыпи является различная глубина оттаивания многолетнемерзлого грунта под откосными частями и основной частью насыпи, что приводит к неравномерной деформации тела насыпи и может стать причиной потери устойчивости откосов.
Наиболее близким к предлагаемому изобретению является насыпь на многолетнемерзлых грунтах, включающая теплозащитный слой под боковыми откосами в основании насыпи в форме призм (брустверов) и боковые откосы из торфогрунта, копирующие снежные наносы (см. SU 796298 A1, Е 01 С 3/06, 15.01.1981).
Недостатком такой насыпи является смываемость ее потоком воды, подтапливаемость грунтовыми водами.
Задачей изобретения является повышение устойчивости и несмываемости насыпи, обеспечение неподтопляемости ее грунтовыми водами, а также устройство насыпей на многолетнемерзлом грунте, в песчаной местности, а также дамб и островков по дну мелководья и ремонт насыпей различной конструкции, устройство трубных мостов в ложементной насыпи.
Поставленная задача решается за счет того, что насыпь включает основание, тело и внешние боковые откосы, согласно изобретению, основание выполнено из глины в форме ложемента с боковыми брустверами, расположенными выше уровня паводковых вод. При этом в насыпь, расположенную в низинной местности, могут быть уложены выступающие наружу и нависающие над грунтом водопереливные трубы. В ложементе могут быть выполнены внутренние перегородки с образованием ячеек или отсеков в форме сот. В тело насыпи может быть встроена мостовая труба или трубы.
Технический результат состоит в повышении устойчивости и несмываемости насыпей, а так же обеспечении неподтопляемости ее грунтовыми водами.
Изобретение поясняется чертежами, где на фиг. 1 схематично изображена ложементная насыпь с водоперелевной трубой, возведенная описываемым способом, на фиг. 2 – то же с мостовой трубой.
Предлагаемая насыпь включает тело 1 из минерального грунта, ложемент 2, водопереливные трубы 3, боковые откосы 4, земляной грунт (дно) 5, перегородку 6 мостового отсека, мостовую трубу или трубы 7, продольные опорно-направляющие трубы 8.
Описываемый способ заключается в следующем.
1. Насыпь на многолетнемерзлом грунте.
Технология сооружения насыпи отличается лишь временем года, в который ее сооружают.
Зимой бульдозером расчищается площадка (полоса) от снега и льда до твердого грунта. Затем на очищенное место насыпается глина из местных песчаных карьеров (где всегда имеются прослойки глины, суглинка). Далее устраивается ложемент из глины. Дно ложемента уплотняется и выравнивается для гидротеплоизоляции грунта. По краю контура ложемент уплотняется и выравнивается для защиты от прорыва паводковых вод внутрь тела насыпи. Внутри контура ложемента устраиваются внутренние перегородки с образованием ячеек или отсеков в форме сот. После этого в ложемент отсыпается тело насыпи из песка и укладываются трубы (короба) для перепуска паводковых вод. Водоперепускные трубы укладываются в низинах местности, где могут скапливаться большие объемы вод. Концы труб устраиваются выступающими из тела насыпи и нависающими над грунтом. Затем тело насыпи досыпается до проектного уровня отсыпки и укрепляются боковые откосы насыпи торфом или травяным дерном.
В половодье и по мелководью технология строительства отличается от зимней лишь тем, что внешний контур ложемента, граничащий с водой, устраивается (по высоте и по толщине стенок боковых брустверов) несмываемым напором воды и непроницаемым для нее. В ложементе так же могут устраиваться внутренние перегородки с образованием ячеек или отсеков в форме сот для локализации проникновения воды в тело насыпи.
Летняя технология строительства отличается от технологии по половодью лишь тем, что стенки боковых брустверов ложемента (в местности, не залитой водой) устраиваются меньшей толщины и не устраивается передняя стенка ложемента, дорожной насыпи, находящейся в стадии строительства.
Насыпь на песчаной местности в технологии строительства аналогична п. 1.
Ремонт насыпей различной конструкции производится экскаватором. Для этого удаляется до грунта ремонтируемый участок насыпи и устраивается ложемент в виде пчелиной соты. Последующая технология строительства аналогична п. 1.
В результате применения предлагаемого способа обеспечивается независимость строительства от погодных условий сезонов, круглогодичное сохранение насыпи и ремонт насыпей различных конструкций способом локального встраивания соты ложементной насыпи.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ сооружения амбара для горизонтального факела | 2021 |
|
RU2769622C1 |
БЕРМА ДОРОЖНОЙ НАСЫПИ | 2003 |
|
RU2246587C1 |
Автомобильная дорога на многолетнемерзлых грунтах | 2019 |
|
RU2732774C1 |
Способ стабилизации земляного полотна | 1986 |
|
SU1567741A1 |
СПОСОБ СООРУЖЕНИЯ ТРУБОПРОВОДА В ВЕЧНОМЕРЗЛЫХ ГРУНТАХ (ВАРИНАТЫ) | 2004 |
|
RU2244192C1 |
ЗЕМЛЯНОЕ СООРУЖЕНИЕ НА МНОГОЛЕТНЕМЕРЗЛЫХ ГРУНТАХ И СПОСОБ ЕГО ВОЗВЕДЕНИЯ С УКРЕПЛЕНИЕМ ОСНОВАНИЯ В РАЙОНАХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВЕЧНОЙ МЕРЗЛОТЫ | 2010 |
|
RU2443828C1 |
СПОСОБ РЕКУЛЬТИВАЦИИ ЗЕМЛЯНЫХ АМБАРОВ | 2004 |
|
RU2273736C1 |
Автомобильная дорога на вечномерзлых грунтах | 2002 |
|
RU2221102C1 |
СПОСОБ УКРЕПЛЕНИЯ ОСНОВАНИЯ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА ИЗ СИЛЬНОЛЬДИСТЫХ ГРУНТОВ | 1990 |
|
RU1764371C |
СПОСОБ СООРУЖЕНИЯ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПУТИ НА СЛАБОМ ПРИ ПРОТАИВАНИИ ОСНОВАНИИ | 2021 |
|
RU2795020C1 |
Изобретение относится к строительству, а в частности к дорожному строительству и ремонту насыпей, отсыпке площадок под сооружения и отсыпке островков и дамб по мелководью. Насыпь на земляных грунтах включает основание насыпи, тело насыпи и внешние боковые откосы. Основание насыпи выполнено из глины в форме ложемента с боковыми брустверами, расположенными выше уровня паводковых вод. Технический результат состоит в повешении устойчивости и несмываемости насыпей, а так же обеспечении неподтопляемости их грунтовыми водами. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.
Насыпь на многолетнемерзлыхгРуНТАХ | 1979 |
|
SU796298A1 |
SU 1689517 A1, 04.04.1977 | |||
СПОСОБ СТРОИТЕЛЬСТВА АВТОДОРОГ | 1993 |
|
RU2040626C1 |
Насыпь | 1991 |
|
SU1798435A1 |
Способ возведения насыпи на слабом основании | 1971 |
|
SU550477A1 |
Авторы
Даты
2005-04-20—Публикация
2003-05-12—Подача