СПОСОБ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ ДОРОЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИОННОМ ВИБРАЦИОННОМ ВОЗДЕЙСТВИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ Российский патент 2005 года по МПК G01M7/00 

Описание патента на изобретение RU2250445C1

Изобретение относится к области строительства и эксплуатации автомобильных дорог, а именно к методам и средствам диагностики состояния дорожных конструкций.

Известен способ визуальной оценки состояния дорожной конструкции, при котором фиксируются все дефекты поверхности проезжей части и земляного полотна автомобильной дороги (ОДН 218.0.006-2002. Правила диагностики и оценки состояния автомобильных дорог, М., 2002. С.139).

Известен способ оценки состояния дорожной конструкции инструментальными измерениями и испытаниями, в ходе которых определяются показатели эксплуатационного состояния дороги: прочность дорожной конструкции, продольная и поперечная ровность проезжей части (Эксплуатация автомобильных дорог и организация дорожного движения. М.: Транспорт, 1990. - 304 с.).

Наиболее близким к предлагаемому изобретению является способ оценки состояния дорожных конструкций по величине упругого деформирования (упругого прогиба) под движущимся колесом с использованием установки RDW, представляющей собой 14-метровый полуприцеп с измерительным оборудованием. Установка определяет параметры чаши прогиба путем сравнения профиля поверхности дороги до и во время нагружения задним колесом полуприцепа (Современные автоматизированные технические средства диагностики автомобильных дорог. - М., 2002. - 80 с.).

Однако, способ имеет следующие недостатки.

Ряд факторов влияет на достоверность результатов о состоянии дорожной конструкции, полученных рассматриваемым способом, среди которых следует отметить эксплуатационное состояние самого прицепа (состояние рессор, давление в шинах и т.д.), изменение нагрузки на колесо и геометрии контактной зоны вследствие колебаний прицепа при движении по покрытию с неровностями.

Способ не позволяет оценить состояние отдельных элементов дорожной конструкции (слои дорожной одежды, земляное полотно, грунтово-геологический массив), так как в ходе испытаний замеряются деформации всей дорожной конструкции в целом. При этом регистрируются только вертикальные деформации, в то время как при движении транспортных средств в дорожной конструкции возникают деформации в поперечном (к оси дороги) направлении и в продольном направлении, особенно при разгоне и торможении автомобиля.

Большое влияние на работу дорожных конструкций оказывает динамический характер воздействия движущихся транспортных средств, обусловленный неровностями дорожного покрытия и вибрацией автомобиля (собственные частоты колебаний двигателя автомобиля, кузова и колес). Фиксирование только перемещений поверхности дорожного покрытия при проезде автомобиля не позволяет в полной мере оценить реакцию (отклик) дорожной конструкции и ее элементов на реальное вибрационное воздействие транспортных средств.

Задачей изобретения является усовершенствование способа оценки состояния дорожных конструкций, позволяющее учитывать эксплуатационное вибрационное воздействие транспортных средств и исследовать состояние элементов дорожной конструкции.

Предлагаемый для достижения технический результат: обеспечить возможность оценки состояния дорожных конструкций на эксплуатируемых автомобильных дорогах при вибрационном (динамическом) воздействии транспортных средств, движущихся в транспортном потоке.

Сущность изобретения заключается в том, что способ оценки состояния дорожных конструкций при эксплуатационном вибрационном воздействии транспортных средств, при котором на эксплуатируемой автомобильной дороге регистрируют характеристики деформирования дорожной конструкции при проезде транспортных средств; при этом характеристики деформирования регистрируют с помощью вибродатчиков, установленных на поверхности различных элементов дорожной конструкции: дорожном покрытии, земляном полотне, грунтово-геологическом массиве с ориентацией по трем направлениям: вертикальному, поперечному к оси дороги, продольному; характеристики сохраняют в компьютере в виде оцифрованной амплитудно-временной характеристики ускорения и обрабатывают с использованием преобразования Фурье для получения амплитудно-частотных характеристик.

Сущность изобретения поясняется чертежом, где на

фиг.1 - схема расстановки датчиков при оценке состояния дорожной конструкции;

фиг.2 - амплитудно-временная характеристика ускорения, регистрируемая в ходе замеров при прохождении транспортного потока;

фиг.3 - амплитудно-частотная характеристика ускорения, полученная при обработке исходной информации с использованием преобразования Фурье.

Для проведения замеров используется виброизмерительный комплекс, включающий виброизмерительный прибор (1) со встроенным АЦП типа Е-440, низкочастотные вибродатчики - пьезоакселерометры (2), портативный компьютер типа ноутбук, программное обеспечение визуализации и анализа результатов измерений (3).

Специализированное программное обеспечение для обработки результатов измерений 3 позволяет получать амплитудно-частотную характеристику (АЧХ) ускорения, а также амплитудно-временные и амплитудно-частотные характеристики скорости и перемещения в точке установки вибродатчика.

Разработаны схемы расстановки датчиков. В ходе оценки состояния дорожной конструкции выполняются замеры виброизмерительным комплексом 1 характеристик деформирования дорожной конструкции при проезде транспортных средств. После обработки полученных результатов замеров о состоянии дорожной конструкции и ее элементов судят по следующим критериям:

1) соотношение амплитудных характеристик (ускорения, скорости, перемещения) различных элементов дорожной конструкции по трем направлениям;

2) анализ частотных характеристик (АЧХ) и добротности резонансных эффектов.

Оценку состояния дорожной конструкции выполняют в следующем порядке:

- согласно представленной на фиг.1 схеме расстановки датчиков на поверхности дорожного покрытия (на линии кромки проезжей части), на откосе земляного полотна, на геологогрунтовом массиве (возле подошвы насыпи) устанавливают вибродатчики 2;

- для обеспечения согласования вибродатчиков 2 с элементами дорожной конструкции (под согласованием понимается равенство амплитудных характеристик площадки установки датчика с самим датчиком в требуемом диапазоне частот) используются согласующие устройства; трехкомпонентные согласующие устройства позволяют регистририровать колебания по трем взаимоперпендикулярным направлениям;

- после установки в указанных точках датчики 2 подключаются к виброизмерительному прибору 1, который, в свою очередь, соединен с компьютером 3;

- включается запуск режима регистрации сигнала; регистрация сигнала осуществляется в течение заданного интервала времени (1 мин, 10 мин, 30 мин) при прохождении транспортного потока.

- Выполняется обработка исходной информации на ПЭВМ методами гармонического, статистического и корреляционного анализа, а также сопоставление амплитудных и частотных характеристик отклика различных элементов дорожной конструкции по соответствующим направлениям.

Анализ результатов проводится по вышеприведенным критериям.

1) Увеличение амплитуд колебаний на откосе и грунтовом массиве в поперечном направлении по сравнению с вертикальной составляющей при проезде транспортных средств свидетельствуют о недостаточной устойчивости грунта земляного полотна и его деформировании. Увеличение амплитуд колебаний в продольном направлении, регистрируемых на поверхности дорожного покрытия, указывает на значительные касательные напряжения в слоях покрытия и возможность сдвиговых деформаций.

2) Амплитудно-частотные характеристики позволяют выявить группы частот, на которых наблюдается значительный рост колебаний. Появление выраженных резонансных пиков указывает на снижение устойчивости слоев дорожной конструкции (покрытия, основания) к вибрационному воздействию транспортных средств.

Похожие патенты RU2250445C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ ДОРОЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ СПЕКТРАЛЬНЫМ АНАЛИЗОМ ВОЛНОВЫХ ПОЛЕЙ ПРИ ТАРИРОВАННОМ УДАРНОМ ВОЗДЕЙСТВИИ 2004
  • Илиополов Сергей Константинович
  • Селезнев Михаил Георгиевич
  • Углова Евгения Владимировна
  • Лобов Дмитрий Владимирович
  • Николенко Денис Александрович
  • Николенко Максим Александрович
RU2279653C1
СПОСОБ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ НЕЖЕСТКИХ ДОРОЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ СПЕКТРАЛЬНЫМ АНАЛИЗОМ ВОЛНОВЫХ ПОЛЕЙ НА СТАДИИ ЭКСПЛУАТАЦИИ 2012
  • Илиополов Сергей Константинович
  • Углова Евгения Владимировна
  • Ляпин Александр Александрович
  • Дроздов Александр Юрьевич
  • Тиратурян Артем Николаевич
  • Мизонов Валентин Владимирович
  • Конорева Ольга Валериевна
  • Конорев Александр Сергеевич
  • Акулов Владимир Владимирович
RU2498254C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФАКТИЧЕСКИХ ЗНАЧЕНИЙ ДИНАМИЧЕСКИХ МОДУЛЕЙ УПРУГОСТИ СЛОЕВ ДОРОЖНОЙ КОНСТРУКЦИИ НА СТАДИИ ЭКСПЛУАТАЦИИ 2011
  • Илиополов Сергей Константинович
  • Углова Евгения Владимировна
  • Ляпин Александр Александрович
  • Дроздов Александр Юрьевич
  • Мизонов Валентин Владимирович
  • Конорев Александр Сергеевич
  • Конорева Ольга Валериевна
  • Тиратурян Артем Николаевич
  • Акулов Владимир Владимирович
RU2451917C1
СПОСОБ ОЦЕНКИ УСТАЛОСТИ АСФАЛЬТОБЕТОНА ПРИ ЦИКЛИЧЕСКИХ ДИНАМИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЯХ 2005
  • Илиополов Сергей Константинович
  • Углова Евгения Владимировна
  • Селезнев Михаил Георгиевич
  • Дровалева Ольга Валериевна
  • Пляка Павел Стефанович
  • Бессчетнов Борис Владимирович
RU2299417C2
СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СРОКА ЭКСПЛУАТАЦИИ ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ 2012
  • Милых Владимир Александрович
  • Соколова Ольга Сергеевна
  • Степкина Екатерина Юрьевна
RU2521682C2
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ РОВНОСТИ ПОВЕРХНОСТИ ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ 2012
  • Милых Владимир Александрович
  • Соколова Ольга Сергеевна
  • Степкина Екатерина Юрьевна
RU2519002C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ 2017
  • Румянцев Сергей Васильевич
  • Соловьев Алексей Вячеславович
RU2671385C1
СПОСОБ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ ДОРОЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ 2007
  • Белоногов Леонид Борисович
  • Акулич Юрий Владимирович
  • Беляев Дмитрий Сергеевич
RU2350918C1
Способ предотвращения образования пучин в земляном полотне эксплуатируемых автомобильных и железных дорог на сезоннопромерзающих грунтах 2022
  • Разуваев Денис Алексеевич
  • Чахлов Михаил Геннадьевич
  • Ланис Алексей Леонидович
  • Гребенников Иван Олегович
RU2790090C1
АВТОМОБИЛЬНАЯ ДОРОГА 2016
  • Воронцов Вячеслав Викторович
  • Краев Алексей Николаевич
  • Набоков Александр Валерьевич
  • Игошин Михаил Евгеньевич
RU2616301C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 250 445 C1

Реферат патента 2005 года СПОСОБ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ ДОРОЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИОННОМ ВИБРАЦИОННОМ ВОЗДЕЙСТВИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Изобретение относится к области строительства и эксплуатации автомобильных дорог, а именно к методам и средствам диагностики состояния дорожных конструкций. Способ заключается в том, что на эксплуатируемой автомобильной дороге регистрируют характеристики деформирования дорожной конструкции при проезде транспортных средств. При этом характеристики деформирования регистрируют с помощью вибродатчиков, установленных на поверхности различных элементов дорожной конструкции: дорожном покрытии, земляном полотне, грунтово-геологическом массиве с ориентацией по трем направлениям: вертикальному, поперечному к оси дороги, продольному. Характеристики сохраняют в компьютере в виде оцифрованной амплитудно-временной характеристики ускорения и обрабатывают с использованием преобразования Фурье для получения амплитудно-частотных характеристик. Технический результат - усовершенствование способа оценки состояния дорожных конструкций, позволяющее учитывать эксплуатационное вибрационное воздействие транспортных средств и исследовать состояние элементов дорожной конструкции. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 250 445 C1

Способ оценки состояния дорожных конструкций при эксплуатационном вибрационном воздействии транспортных средств, при котором на эксплуатируемой автомобильной дороге регистрируют характеристики деформирования дорожной конструкции при проезде транспортных средств, отличающийся тем, что характеристики деформирования регистрируют с помощью вибродатчиков, при этом датчики устанавливаются на поверхности различных элементов дорожной конструкции: дорожном покрытии, земляном полотне, грунтово-геологическом массиве с ориентацией по трем направлениям: вертикальному, поперечному к оси дороги, продольному, характеристики сохраняют в компьютере в виде оцифрованной амплитудно-временной характеристики ускорения и обрабатывают с использованием преобразования Фурье для получения амплитудно-частотных характеристик.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2005 года RU2250445C1

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОЦЕНКИ ТЕХНИКО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ 1998
  • Карчихин В.В.
  • Коновалов С.С.
  • Райбул В.М.
  • Жустарева Е.В.
RU2148691C1
Установка для измерения прогиба дорожной одежды 1981
  • Сиденко Владимир Михайлович
  • Кизима Станислав Степанович
  • Иваница Евгений Васильевич
  • Глуховский Владимир Николаевич
  • Булах Александр Иванович
  • Титаренко Александр Михайлович
SU1020482A1
US 6722815 B2, 20.04.2004
US 5727900 А, 17.03.1998.

RU 2 250 445 C1

Авторы

Илиополов С.К.

Селезнев М.Г.

Углова Е.В.

Дроздов А.Ю.

Елистратов В.А.

Лобов Д.В.

Бурштейн Е.Б.

Даты

2005-04-20Публикация

2004-04-28Подача