МАШИНА ИСПЫТАТЕЛЬНАЯ Российский патент 2005 года по МПК G01N3/08 

Описание патента на изобретение RU2250447C1

Изобретение относится к испытательной технике для определения механических свойств материалов. Преимущественная область применения - исследования эксплуатационных характеристик антисейсмических гидроамортизаторов атомных реакторов и другого оборудования АЭС. Одним из основных требований к машинам такого назначения является диапазон параметров испытаний (скоростей нагружения и перемещения), обеспечивающий весь типоразмерный ряд номенклатуры гидроамортизаторов АЭС: Р-450, Р-300, Р-170, Р-100, Р-50, Р-20, Р-10 и Р-5.

Известны машины для испытаний амортизаторов АЭС производства японской фирмы "SANWA NEKKI". Это ряд машин: STA-500, STA-200, STA-60, STA-20, содержащие силовую раму с силовым гидроцилиндром, захваты для закрепления испытываемых амортизаторов, систему гидропривода, электрическую систему измерения параметров испытаний.

Недостатками таких машин является сравнительно малый диапазон воспроизведения и измерения параметров испытаний, в связи с чем для испытаний всего ряда типоразмеров номенклатуры амортизаторов необходимо 4 типа испытательных машин. Кроме того, измерение нагрузки производится пассивно, т.е. по давлению в силовом гидроцилиндре, при этом трение в узлах машины вносит существенную погрешность в результаты измерения силы.

Ближайшим прототипом заявляемой машины является "Машина испытательная для проверки эксплуатационных характеристик гидроамортизаторов атомных электростанций: МИ-500", ТУ 25-7703.008-87.

Машина МИ-500 представляет собой силовую жесткую раму, состоящую из основания и поперечины, соединенных между собой 4-мя параллельными колоннами. В основании размещен силовой гидроцилиндр, на штоке которого закреплен активный захват, а на поперечине - пассивный захват. Захваты служат для установки в них гидроамортизаторов испытываемых на растяжение - сжатие. Испытательная нагрузка создается за счет подачи в гидроцилиндр от насосной установки рабочей жидкости под высоким регулируемым давлении. В качестве силоизмерительной системы машины используются электрические датчики давления, соединенные трубопроводами с полостями силового гидроцилиндра и электрическими линиями связи с измерительной аппаратурой.

Недостатком прототипа является то, что при косвенном измерении нагрузки (по давлению в силовом гидроцилиндре) результаты измерения складываются из фактической нагрузки, воспринимаемой испытываемым амортизатором, и сил трения, возникающих между взаимно подвижными сопрягаемыми деталями гидроцилиндра. Кроме того, наличие трения отрицательно сказывается на плавности нагружения, особенно при малых скоростях, и на нижних пределах измерения.

Отмеченных недостатков лишена предлагаемая испытательная машина.

Сущность изобретения состоит в том, что в штоке силового гидроцилиндра выполнено отверстие, в котором размещен дополнительный гидроцилиндр, шток которого соединен с активным захватом, а в поперечине установлен дополнительный датчик силы, соединенный с пассивным захватом посредством тяги, при этом активный и пассивный захваты снабжены муфтами, отсоединяющими их соответственно от штока основного силового гидроцилиндра и от поперечины, и узлы соединения колонн с поперечиной выполнены в виде электрических датчиков силы, при этом электрические выходы датчиков объединены сумматором (и электрические датчики силы выполнены в виде узлов соединения колонн с поперечиной).

На чертеже схематично изображена заявляемая машина.

Основными составньми частями заявляемой испытательной машины являются силовая рама, образованная основанием 1, поперечиной 2 и четырьмя колоннами 3, соединяющими основание 1 и поперечину 2 через электрические датчики силы 4 растяжения - сжатия, защищенные от воздействия поперечных сил мембранами 5, податливыми в осевом направлении. Силовая рама смонтирована на станине 6, при этом поперечина 2 соединена со станиной посредством упругих опор 7. В основании 1 смонтирован силовой цилиндр 8 со штоком 9, обеспечивающий создание максимальной испытательной нагрузки. В штоке 9 установлен активный захват 10 с возможностью перемещения относительно штока 9 в осевом направлении и жестко соединенный с ним с помощью муфты 11. Кроме того, в штоке 9 кооксиально установлен дополнительный цилиндр 12, шток 13 которого соединен с активным захватом 10. В центральном отверстии поперечины 2 установлен пассивный захват 14 с возможностью осевого смещения относительно поперечины 2 и жестко соединен с ней посредством муфты 15. Центрирование захвата 14 в отверстии поперечины 2 осуществляется посредством податливой в осевом направлении мембраны 16, кроме того, пассивный захват 14 посредством тяги 17 жестко соединен с установленным на поперечине 2 соосно с захватом 14 дополнительным электрическим датчиком силы 18.

Нагружение (деформирование) испытываемых изделий осуществляется с помощью гидропривода, включающего насосную установку 19, распределительный гидравлический блок 20, электрогидравлические сервоклапаны 21 и 22 с линиями связи с блоком 20 и гидроцилиндрами 8 и 12.

Электрическая система управления и измерения включает блок 23 задания и управления гидроцилиндрами 8 и 12, блок 24 измерения перемещения и скорости захвата 10, блоки 25 и 26 измерения усилия на испытываемом амортизаторе, датчик 27 измерения перемещения и скорости с сердечником 28, соединенным линией обратной связи 29.

Конструкция машины должна обеспечивать два режима испытаний гидроамортизаторов, отличающихся требуемыми номинальными значениями нагрузок примерно в 1000 раз, поэтому в ней совмещены две системы нагружения, управления и измерения, работающие последовательно.

Режим малых нагрузок (определения сопротивления холостого хода гидроамортизатора).

Включается система гидропривода: насосная установка 19, распределительный блок 20 и электрическая система управления и измерения - блоки 23, 24, 25 и 26. Шток 9 гидроцилиндра 8 устанавливается в крайнее положение и жестко фиксируется. Муфта 11 выводится из зацепления, обеспечивая возможность свободного перемещения активного захвата 10 относительно штока 9; муфта 15 также выводится из зацепления, обеспечивая возможность смещения пассивного захвата 14 относительно поперечины 2 в осевом направлении. В активном и пассивном захватах закрепляется испытываемый амортизатор. Затем с блока управления 23, соединенного линией обратной связи 29 с блоком 24 измерения перемещения и скорости перемещения, подается, соответствующий режиму холостого хода, сигнал на сервоклапан 22, соединенный трубопроводами с гидроцилиндром 12, создает поток рабочей жидкости, перемещающий шток 13 и соединенный с ним захват 10 с подвижным элементом испытываемого гидроамортизатора; усилие перемещения воспринимается датчиком силы 18, соединенным тягой 17 с пассивным захватом 14. Сигнал датчика 18 поступает на силоизмерительный блок 25 визуальной индикации и графического изображения процесса испытания.

Режим предельных нагрузок.

Определение максимального усилия торможения гидроамортизатора осуществляется следующим образом. С помощью муфты 11 активный захват 10 жестко соединяется со штоком 9, и с помощью муфты 15 пассивный захват жестко соединяется с поперечиной. С блока управления 23 на сервоклапан 21 подается сигнал, соответствующий максимальной скорости перемещения подвижного элемента испытываемого амортизатора, контролируемой блоком измерения 24, соединенным линией связи 30 с датчиком 27. Усилие сопротивления испытываемого амортизатора воспринимается датчиками 4, соединяющими поперечину 2 с колоннами 3, и фиксируется блоком измерения силы 24.

Совмещение в одном испытательном модуле 2-х систем нагружения, управления и измерения параметров сопротивления сейсмических гидроамортизаторов позволяет испытывать их в широком диапазоне скоростей воздействия на них внешних факторов с высокой точностью воспроизведения заданных режимов в широком диапазоне скоростей и нагрузок.

Похожие патенты RU2250447C1

название год авторы номер документа
МАШИНА ИСПЫТАТЕЛЬНАЯ ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ 2011
  • Потаенко Евгений Николаевич
  • Бугаец Александр Иванович
  • Кравченко Алексей Федорович
  • Кравченко Сергей Алексеевич
  • Кучмасов Геннадий Александрович
  • Стах Евгений Петрович
  • Чиликов Станислав Михайлович
RU2535531C2
МАШИНА ИСПЫТАТЕЛЬНАЯ СИЛОИЗМЕРИТЕЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОГИДРАВЛИЧЕСКАЯ С РАСШИРЕННЫМ ДИАПАЗОНОМ УПРАВЛЕНИЯ И ИЗМЕРЕНИЯ 2010
  • Бугаец Александр Иванович
  • Кравченко Алексей Фёдорович
  • Кравченко Сергей Алексеевич
  • Потаенко Евгений Николаевич
  • Чиликов Станислав Михайлович
  • Кравченко Юрий Алексеевич
RU2477844C2
МАШИНА ИСПЫТАТЕЛЬНАЯ СЕРВОГИДРАВЛИЧЕСКАЯ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК АНТИСЕЙСМИЧЕСКИХ ГИДРОАМОРТИЗАТОРОВ АТОМНЫХ РЕАКТОРОВ 2020
  • Потаенко Евгений Николаевич
  • Шайхлисламов Эдуард Халилевич
  • Арутюнян Артур Аветикович
RU2752378C1
ВИБРОСТЕНД ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ 2003
  • Бугаец А.И.
  • Кравченко А.Ф.
  • Кирпичников В.Г.
  • Потаенко Е.Н.
  • Чиликов С.М.
RU2248548C1
МАШИНА ИСПЫТАТЕЛЬНАЯ УНИВЕРСАЛЬНАЯ ДЛЯ МЕХАНИЧЕСКИХ ИСПЫТАНИЙ ОБРАЗЦОВ МАТЕРИАЛОВ И ИЗДЕЛИЙ НА РАСТЯЖЕНИЕ, СЖАТИЕ И ИЗГИБ ПРИ СТАТИЧЕСКОМ ПРИЛОЖЕНИИ НАГРУЗКИ И НА МАЛО- И МНОГОЦИКЛОВУЮ УСТАЛОСТЬ ПРИ РАСТЯЖЕНИИ-СЖАТИИ ПРИ ЦИКЛИЧЕСКОМ ПРИЛОЖЕНИИ НАГРУЗКИ ПРИ НОРМАЛЬНОЙ И ПОВЫШЕННОЙ ТЕМПЕРАТУРАХ 2020
  • Потаенко Евгений Николаевич
  • Шайхлисламов Эдуард Халилевич
  • Арутюнян Артур Аветикович
RU2766998C1
Машина для испытания гидроамортизаторов 1989
  • Богуцкий Владимир Вацлавович
  • Оганесян Альберт Тигранович
SU1732219A1
МАШИНА ИСПЫТАТЕЛЬНАЯ СЕРВОГИДРАВЛИЧЕСКАЯ ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ДЛЯ ИСПЫТАНИЙ ТРОСОВ, КАНАТОВ, СТРОП И ОБРАЗЦОВ МАТЕРИАЛОВ ДЛИНОЙ ДО ДЕСЯТИ МЕТРОВ 2020
  • Потаенко Евгений Николаевич
  • Шайхлисламов Эдуард Халилевич
  • Арутюнян Артур Аветикович
RU2753981C1
МАШИНА ИСПЫТАТЕЛЬНАЯ ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ 2006
  • Бугаец Александр Иванович
  • Кравченко Алексей Федорович
  • Потаенко Евгений Николаевич
  • Чиликов Станислав Михайлович
RU2310824C1
МАШИНА ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ ВИНТОВЫХ ПРУЖИН 2008
  • Бугаец Александр Иванович
  • Кравченко Алексей Федорович
  • Потаенко Евгений Николаевич
  • Чиликов Станислав Михайлович
RU2412430C2
МАШИНА ИСПЫТАТЕЛЬНАЯ УНИВЕРСАЛЬНАЯ СЕРВОГИДРАВЛИЧЕСКАЯ ДЛЯ МЕХАНИЧЕСКИХ ИСПЫТАНИЙ ОБРАЗЦОВ МАТЕРИАЛОВ НА РАСТЯЖЕНИЕ, СЖАТИЕ, ИЗГИБ И МАЛОЦИКЛОВУЮ УСТАЛОСТЬ ПРИ РАСТЯЖЕНИИ-СЖАТИИ 2018
  • Потаенко Евгений Николаевич
  • Шахназарян Владик Сергеевич
  • Чиликов Станислав Михайлович
RU2678935C1

Реферат патента 2005 года МАШИНА ИСПЫТАТЕЛЬНАЯ

Изобретение относится к испытательной технике для определения механических свойств материалов, в частности для исследования эксплуатационных характеристик антисейсмических гидроамортизаторов атомных реакторов и другого оборудования АЭС. Испытательная машина содержит силовую раму, состоящую из основания с силовым гидроцилиндром и поперечины, соединенных между собой колоннами, активный и пассивный захваты для установки испытываемых на растяжение изделий, соединенные со штоком силового гидроцилиндра и с поперечиной соответственно, систему гидропривода, электрический датчик силы, датчик перемещения активного захвата и электрическую систему управления и измерения силы и деформации. При этом в штоке силового гидроцилиндра выполнено осевое отверстие, в котором размещены дополнительный гидроцилиндр, шток которого соединен с активным захватом, а в поперечине установлен дополнительный датчик силы, соединенный с пассивным захватом посредством тяги. Активный и пассивный захваты снабжены муфтами, отсоединяющими их соответственно от штока основного силового гидроцилиндра и от поперечины. Узлы соединения колонн с поперечиной выполнены в виде электрических датчиков силы, при этом электрические выходы датчиков объединены сумматором. Технический результат - обеспечение широкого диапазона воспроизведения и параметров испытаний, повышение точности результатов измерения. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 250 447 C1

1. Испытательная машина, содержащая силовую раму, состоящую из основания с силовым гидроцилиндром и поперечины, соединенных между собой колоннами, активный и пассивный захваты для установки испытуемых на растяжение изделий, соединенные со штоком силового гидроцилиндра и с поперечиной соответственно, систему гидропривода, электрический датчик силы, датчик перемещения активного захвата и электрическую систему управления и измерения силы и деформации, отличающаяся тем, что в штоке силового гидроцилиндра выполнено осевое отверстие, в котором размещены дополнительный гидроцилиндр, шток которого соединен с активным захватом, а в поперечине установлен дополнительный датчик силы, соединенный с пассивным захватом посредством тяги, при этом активный и пассивный захваты снабжены муфтами, отсоединяющими их соответственно от штока основного силового гидроцилиндра и от поперечины.2. Испытательная машина по п.1, отличающаяся тем, что узлы соединения колон с поперечиной выполнены в виде электрических датчиков силы, при этом электрические выходы датчиков объединены сумматором.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2005 года RU2250447C1

Способ обмыливания жиров и жирных масел 1911
  • Петров Г.С.
SU500A1
Разрывная машина 1980
  • Барыба Яков Васильевич
  • Глушков Игорь Львович
  • Данилов Михаил Степанович
  • Котюков Владимир Германович
  • Кочетов Игорь Дмитриевич
  • Лаврик Виталий Григорьевич
  • Ладыгин Валерий Иванович
  • Найда Юрий Абрамович
  • Сурин Юрий Семенович
SU951104A1
Стенд для испытания конструкций 1990
  • Звягинцев Алексей Николаевич
  • Исаев Анатолий Ильич
  • Ивановский Анатолий Борисович
  • Кириченко Марина Борисовна
  • Коротков Алексей Николаевич
  • Новак Юрий Владимирович
  • Павлов Евгений Иридиевич
  • Палагин Михаил Леонидович
  • Платицина Вера Дмитриевна
  • Савин Григорий Евгеньевич
  • Скворцова Александра Петровна
SU1728718A1
Стенд для испытания на усталость 1980
  • Чупров Владимир Константинович
SU953519A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ МАТЕРИАЛОВ 1991
  • Дьяков И.Ф.
  • Садриев Р.М.
  • Дьяков В.И.
RU2044296C1
US 2999382 А, 12.09.1961.

RU 2 250 447 C1

Авторы

Бугаец А.И.

Кравченко А.Ф.

Кирпичников В.Г.

Осесек Э.М.

Потаенко Е.Н.

Стах Е.П.

Чиликов С.М.

Даты

2005-04-20Публикация

2003-08-28Подача