УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КОМПЛЕКС АВИАЦИОННЫЙ Российский патент 2005 года по МПК G09B9/08 

Описание патента на изобретение RU2250511C1

Изобретение относится к средствам для профессиональной подготовки летного состава и предназначено для использования при обучении и тренировках летчиков по всему комплексу задач, связанных с пилотированием, навигацией и боевым применением летательного аппарата.

Известны технические решения для учебно-тренировочных комплексов (УТК) летного состава, представляющие в основном реализации их составных частей, а именно учебно-боевых самолетов (УБС) с бортовыми тренажерами (RU 2203200 С1, В 64 С 30/00, 27.04.2003), систем подготовки данных для анализа результатов пилотирования (RU 2179744 С1, G 08 G 5/00, 20.02.2002), авиационных тренажеров (GB 2260304 A, G 09 В 9/08, 14.04.1993).

Недостатки известных технических решений заключаются в ограниченных функциональных возможностях, не позволяющих осуществлять всестороннюю подготовку летчиков.

Известны также УТК с объединением отдельных компонентов, используемых в процессе обучения, с их взаимосвязью для решения задач широкого круга (US 5260874 A, G 09 В 9/10, 09.11.1993; US 6319008 B1, G 09 В 9/08, 20.11.2001).

Наиболее близким к предложенному является указанный выше авиационный УТК для летного состава, в который входят УБС, авиационные тренажеры специализированного и процедурного типа и связанная с самолетом и тренажерами интегральная система объективного контроля (СОК) и оценки подготовки (US 6319008 B1, G 09 В 9/08, 20.11.2001).

Недостаток указанного комплекса определяется неудовлетворительной подготовкой летчиков, обусловленной опять же неполным спектром решаемых в процессе обучения задач.

Технический результат, обеспечиваемый настоящим изобретением, проявляется в повышении эффективности подготовки летчиков, в том числе и для решения некоторых боевых задач.

Для достижения технического результата в авиационном УТК для летного состава, представляющем собой совокупность УБС, авиационных тренажеров модульной конструкции специализированного и процедурного типа и интегральной СОК и оценки подготовки, согласно изобретению, УБС содержит органы управления в кабине курсанта, органы управления в кабине инструктора, комплексную систему индикации в кабине курсанта, комплексную систему индикации в кабине инструктора, силовую установку и системы ее запуска, контроля и диагностирования, датчики параметров полета самолета, а также бортовой модуль интегрированной системы объективного контроля, входы которого подключены к выходам упомянутых органов управления, комплексных систем индикации, силовой установки и ее систем, и интегрированный комплекс бортового оборудования, включающий в себя бортовую цифровую вычислительную систему верхнего уровня, систему отображения информации, интегрированную систему навигации, посадки, связи и опознавания, комплексную систему управления, бортовые средства контроля и устройство выброса расходуемых средств и взаимосвязанный с упомянутыми органами управления, комплексными системами индикации, силовой установкой и ее системами, датчиками параметров полета самолета и бортовым модулем интегрированной системы объективного контроля.

Авиационный тренажер содержит модуль макета кабины летчика с блоком модулей имитаторов средств отображения информации на рабочем месте обучаемого и блоком модулей имитаторов органов управления на рабочем месте обучаемого, модуль рабочего места инструктора с блоком модулей средств отображения информации на рабочем месте инструктора и блоком модулей средств управления на рабочем месте инструктора, блок модулей отображения информации в закабинном пространстве, блок модулей, реализующих имитацию акселерационных ощущений, а также взаимосвязанные блок программных модулей системы объективного контроля, вход которого подключен к одному из выходов модуля рабочего места инструктора, а выходы - к первым входам модулей макета кабины летчика и рабочего места инструктора, и блок программных модулей имитации и управления, вход которого соединен с другим выходом модуля рабочего места инструктора, а выходы - со вторыми входами модулей макета кабины летчика и рабочего места инструктора и входами блока модулей отображения информации в закабинном пространстве и блока модулей, реализующих имитацию акселерационных ощущений.

Авиационная интегральная СОК и оценки подготовки содержит автоматизированное рабочее место оператора и связанное с ним сетевое оборудование, обеспечивающее программное функционирование автоматизированного рабочего места оператора в локальной вычислительной сети совместно с системами объективного контроля авиационного тренажера модульной конструкции и учебно-боевого самолета, а также систему регистрации и учета наземной и летной подготовки, систему планирования наземной и летной подготовки, систему контроля, анализа и оценки уровня подготовки и систему учета и анализа уровня технического состояния средств подготовки, связанные с автоматизированным рабочим местом оператора.

Дополнительно технический результат достигается тем, что в УБС интегрированный комплекс бортового оборудования взаимосвязан с органами управления, комплексными системами индикации, силовой установкой и ее системами, датчиками параметров полета самолета и бортовым модулем интегрированной системы объективного контроля с возможностью обеспечения:

обучения взлету-посадке в условиях, приближенных к условиям их выполнения на основных самолетах, применяемых в авиационных частях;

обучения и совершенствования навыков пилотирования самолета и навигации днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях;

выполнения полетов в сомкнутых боевых порядках днем в условиях визуальной видимости, на групповой пилотаж;

приобретения навыков действий на предельных режимах полета в процессе боевого маневрирования;

обучения действиям в особых случаях полета при отказах авиационной техники, ошибках летчика в пилотировании и навигации;

освоения систем вооружения и отработки основ боевого применения при действиях по наземным и воздушным целям, характерных для основных самолетов, применяемых в авиационных частях и перспективных;

обучения навыкам выполнения наступательных и оборонительных маневров и применения в полете средств бортового комплекса обороны, в том числе при полетах на малых высотах;

имитации работы бортовых обзорно-прицельных систем основных самолетов, применяемых в авиационных частях, подготовки и применения их вооружения;

имитации тактической обстановки с возможностью ее задания и изменения инструктором, в том числе:

имитации обстановки для отработки задач перехвата воздушных целей, применяющих радиопротиводействие в сочетании с различными видами маневра, а также задач поражения наземных целей,

имитации сигналов функционирования типовых средств ПВО противника и

имитации пуска и наведения ракет, бомбометания и стрельбы, имитации противодействия противника;

приобретения навыков прицельного применения оружия по наземным и воздушным целям в условиях информационного и огневого противодействия противника;

отработки навыков перехвата воздушных целей автономно и в системе наземного наведения по командам;

имитации управления средствами постановки активных и пассивных помех;

выдачи в СУО информации для имитации применения штатного оружия и выполнения оборонительного маневрирования;

имитации полета воздушных целей в диапазоне высот 0,05-32 км со скоростями от 0 до 4000 км/ч;

имитации ведения одиночного и группового воздушного боя;

боевого применения самолета при решении возложенных на него задач днем в ПМУ как одиночно, так и в составе группы;

управления системами и комплексами бортового оборудования и вооружения на всех этапах полета самолета;

максимального снижения загрузки экипажа путем автоматизации управления режимами работы систем с учетом реальной обстановки;

обработки и отображения информации, получаемой от датчиков и подсистем бортового оборудования;

обработки и отображения информации экипажу, необходимой для решения всех задач;

встроенного объективного контроля работы всех систем самолета и действий экипажа, а также учебно-боевых и тренажерных режимов функционирования;

применения неуправляемого оружия;

применения управляемого оружия;

определения местоположения самолета, вывода самолета в заданный район и возвращения его на аэродром посадки;

сбора самолетов в группу, безопасного вождения в боевых порядках;

применения смешанных вариантов вооружения.

На чертеже дана структурная схема предложенного учебно-тренировочного комплекса.

УБС 1 содержит органы 2 управления в кабине курсанта, органы 3 управления в кабине инструктора, комплексную систему 4 индикации в кабине курсанта, комплексную систему 5 индикации в кабине инструктора, силовую установку 6 и системы ее запуска, контроля и диагностирования, датчики 7 параметров полета самолета, а также бортовой модуль 8 интегрированной СОК, входы которого подключены к выходам упомянутых 2-7, и интегрированный комплекс 9 бортового оборудования. Последний включает в себя бортовую цифровую вычислительную систему верхнего уровня, систему отображения информации, интегрированную систему навигации, посадки, связи и опознавания, комплексную систему управления, бортовые средства контроля и устройство выброса расходуемых средств (на схеме не показаны) и взаимосвязан с упомянутыми органами 2-7 и бортовым модулем 8 интегрированной СОК.

Авиационный тренажер 10 содержит модуль 11 макета кабины летчика с блоком модулей 12 имитаторов средств отображения информации на рабочем месте обучаемого и блоком модулей 13 имитаторов органов управления на рабочем месте обучаемого, модуль 14 рабочего места инструктора с блоком модулей 15 средств отображения информации на рабочем месте инструктора и блоком модулей 16 средств управления на рабочем месте инструктора, блок модулей 17 отображения информации в закабинном пространстве, блок модулей 18, реализующих имитацию акселерационных ощущений, а также взаимосвязанные блок программных модулей 19 СОК и блок программных модулей 20 имитации и управления. Вход блока программных модулей 19 подключен к одному из выходов модуля 15 рабочего места инструктора, а выходы - к первым входам модулей 11 макета кабины летчика и 14 рабочего места инструктора. Вход блока программных модулей 20 имитации и управления соединен с другим выходом модуля 14 рабочего места инструктора, а выходы - со вторыми входами модулей 11 макета кабины летчика и 14 рабочего места инструктора и входами блока модулей 17 отображения информации в закабинном пространстве и блока модулей 18, реализующих имитацию акселерационных ощущений.

Авиационная интегральная система СОК и оценки подготовки 21 содержит автоматизированное рабочее место 22 оператора и связанное с ним сетевое оборудование 23 (систему сопряжения с модулем 24 сопряжения с бортовым модулем 8 интегрированной СОК УБ 1 и модулем 25 сопряжения с блоком программных модулей 19 СОК тренажера 10), обеспечивающее программное функционирование автоматизированного рабочего места 22 оператора в локальной вычислительной сети совместно с СОК авиационного тренажера 10 и УБС 1, а также систему 26 регистрации и учета наземной и летной подготовки, систему 27 планирования наземной и летной подготовки, систему 28 контроля, анализа и оценки уровня подготовки и систему 29 учета и анализа уровня технического состояния средств подготовки, связанные с автоматизированным рабочим местом 22 оператора.

Авиационный УТК с УБС 1 (легким многоцелевым самолетом с двойным управлением из передней и задней кабины) типа Як-130 предназначен для обучения летного состава решению следующих задач:

взлету и посадке в условиях, приближенных к условиям их выполнения на основных самолетах, применяемых в авиационных частях;

пилотированию самолета и воздушной навигации днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях;

выполнению сложных видов маневров в условиях, приближенных к условиям их выполнения на основных самолетах, применяемых в авиационных частях, во всем эксплуатационном диапазоне их высот и скоростей полета;

выполнению полетов в сомкнутых боевых порядках днем в условиях визуальной видимости и на групповой пилотаж;

действиям на предельных режимах полета в процессе боевого маневрирования;

действиям в особых случаях полета при отказах авиационной техники, ошибках летчика в пилотировании и навигации;

выходу на углы атаки до 35 градусов, вводу и исправлению отклонений при выходе на срывные режимы полета, выводу из штопора;

освоению систем бортового оборудования и вооружения, отработку основ боевого применения при действиях по наземным и воздушным целям, характерным для основных самолетов, применяемых в авиационных частях и перспективных самолетов пятого поколения.

Легкий многоцелевой самолет с двойным управлением из передней и задней кабины УБС 1 обеспечивает выполнение атак наземных объектов с горизонтального полета, с кабрирования и пикирования с углами до 45°, а также выполнения атак наземных объектов с пикирования с углами до 70° и со сложных видов маневров.

Взлетно-посадочные характеристики самолета с нормальной и посадочной массой обеспечивают его эксплуатацию с бетонированной ВПП III класса и грунтовых аэродромов.

Летный экипаж легкого многоцелевого УБС 1 с двойным управлением состоит из двух человек, при этом обеспечена возможность выполнения полета одним членом экипажа.

Для обеспечения максимальной адаптации летного состава к основным самолетам, применяемым в авиационных частях конкретного типа, УБС 1 обладает конструктивным подобием кабин кабинам упомянутых самолетов.

Кроме того, УБС 1 обеспечивает безопасное выполнение фигур простого, сложного и высшего пилотажа, а также оборудован системой управления, в которой предусмотрена возможность включения в нее активной системы обеспечения безопасности полетов, и обеспечивается репрограммируемость для получения характеристик устойчивости и управляемости, близких к характеристикам самолетов типа Су-27 и МиГ-29.

УБС 1 оборудован приборами, системой индикации, пультами управления, формирующими информационно-управляющее поле кабины, идентичное или максимально приближенное к основным самолетам, применяемым в авиационных частях и перспективным самолетам пятого поколения, а также оборудованием, позволяющим имитировать режим работы бортовых обзорно-прицельных систем, режимы подготовки и применения вооружения, входящих в комплексы вооружения упомянутых самолетов.

Оборудование кабины инструктора обеспечивает выполнение полета от взлета до посадки, контроль и дублирующее приоритетное управление взлетно-посадочными устройствами, основными системами, агрегатами самолета и двигателя. Кроме того, оно обеспечивает полный и непрерывный контроль показаний приборов и индикаторов кабины обучаемого, а также контроль действий обучаемого с органами управления самолетом и визуальное наблюдение обучаемого из кабины инструктора.

Передняя кабина УБС 1 оборудована системой изменения видимости (СИВ) (типа “шторка”) с управлением из кабины инструктора для обучения полетам по приборам и полетам при установленном минимуме погоды.

В кабинах УБС 1 установлены катапультируемые кресла, оборудованные устройствами, обеспечивающими длительное пребывание летчиков в рабочей позе без заметного утомления. Кроме того, кабины УБС 1 оборудованы системой кондиционирования, которая работает от автономного бортового источника воздуха, позволяя создавать приемлемую температуру в кабинах перед посадкой экипажа без запуска основных двигателей или использования внешнего источника воздуха. Система кондиционирования автоматически обеспечивает поддержание в кабинах заданной летчиками температуры на всех этапах полета, в том числе и на рулении.

Обзор из кабины инструктора обеспечивает видимость ВПП на всех этапах взлета, предпосадочного планирования, при вводе и исправлении отклонений в расчете на посадку и на посадке. При наличии осадков условия видимости из задней кабины не хуже условий видимости из передней.

На УБС 1 обеспечено открытие фонаря кабины на земле без использования электрических или пневмогидравлических систем, а также доступ в кабину курсанта и инструктора по встроенным устройствам.

Нормальная боевая нагрузка самолета включает:

два управляемых средства поражения класса “воздух-поверхность” малой дальности;

две управляемые ракеты класса “воздух-воздух” малой дальности;

съемную пушечную установку с боезапасом не менее 100 патронов;

устройство выброса расходуемых средств РЭП.

Самолет с нормальной взлетной массой в условиях МСА обладает:

максимальной скоростью полета у земли и на высоте - не менее 900 км/ч;

практическим потолком не менее 10000 м;

тактическим радиусом действий на высоте 200 м - не менее 260 км;

располагаемой перегрузкой на Н 200 м и Vпp 400 км/ч - не менее 3,5 ед.;

максимальной эксплуатационной перегрузкой без подвесок - +8...-3 ед.;

скоростью отрыва при взлете - 190-200 км/ч (без подвесок);

посадочной скоростью - 180-190 км/ч (без подвесок);

длиной разбега и пробега для базирования на аэродроме III класса.

УБС оборудован силовой установкой, включающей два турбореактивных двухконтурных двигателя (ТРДД) и вспомогательный ГТД.

В условиях Н=0, М=0, σвх=1, МСА ТРДД обладает.

Максимальный режим:

тягой не менее - 2500 кгс,

удельным расходом топлива не более - 0,64 кг/кгс·ч.

Учебный режим:

тягой не менее - 2200 кгс.

Малый газ:

тягой не более - 120 кгс.

Силовая установка 6 имеет автономную систему запуска, позволяющую осуществлять надежный запуск двигателей на земле и в воздухе до высоты не менее 6 км, обеспечивает встречный запуск и запуск с режима авторотации, а также запуск от наземного источника. Система запуска двигателей обеспечивает минимум действий летчика при их запуске на земле и в воздухе.

Конструкция воздухозаборника силовой установки 6 обеспечивает предотвращение попадания во входной канал самолета при опробовании двигателя на земле, при рулении, взлете и посадке посторонних предметов размерами более 5×5×5 мм.

Бортовая электронная система контроля и диагностирования силовой установки 6 обеспечивает контроль работоспособности каждого двигателя, а также прогнозирование их технического состояния в соответствии с принятой системой регистрации и отображения информации на самолете.

УБС 1 оборудован 9 узлами крепления внешних подвесных объектов.

УБС 1 оборудован системой управления оружием, которая обеспечивает:

подготовку и пуск (сброс) выбранного оружия;

передачу информации о наличии, типе и готовности к применению АСП, размещаемых на точках подвески;

формирование необходимых блокировок для обеспечения безопасности при эксплуатации и боевом применении АСП;

подачу электропитания от бортовых источников на АСП;

преобразование и передачу из БЦВМ верхнего уровня сигналов целеуказания в АСП.

УБС 1 оборудован комплексом бортового оборудования (КБО), который обеспечивает:

обучение взлету-посадке в условиях, приближенных к условиям их выполнения на основных самолетах, применяемых в авиационных частях;

обучение и совершенствование навыков пилотирования самолета и навигации днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях;

выполнение полетов в сомкнутых боевых порядках днем в условиях визуальной видимости, на групповой пилотаж;

приобретение навыков действий на предельных режимах полета в процессе боевого маневрирования;

обучение действиям в особых случаях полета при отказах авиационной техники, ошибках летчика в пилотировании и навигации;

освоение систем вооружения и отработку основ боевого применения при действиях по наземным и воздушным целям, характерных для основных самолетов, применяемых в авиационных частях и перспективных;

обучение навыкам выполнения наступательных и оборонительных маневров и применения в полете средств бортового комплекса обороны, в том числе при полетах на малых высотах;

имитацию работы бортовых обзорно-прицельных систем основных самолетов, применяемых в авиационных частях, подготовки и применения их вооружения;

имитацию тактической обстановки с возможностью ее задания и изменения инструктором, в том числе:

имитацию обстановки для отработки задач перехвата воздушных целей, применяющих радиопротиводействие в сочетании с различными видами маневра, а также задач поражения наземных целей;

имитацию сигналов функционирования типовых средств ПВО противника;

имитацию пуска и наведения ракет, бомбометания и стрельбы;

имитацию противодействия противника;

приобретения навыков прицельного применения оружия по наземным и воздушным целям в условиях информационного и огневого противодействия противника;

отработку навыков перехвата воздушных целей автономно и в системе наземного наведения по командам;

имитацию управления средствами постановки активных и пассивных помех;

выдачу в СУО информации для имитации применения штатного оружия и выполнения оборонительного маневрирования;

имитацию полета воздушных целей в диапазоне высот 0,05...32 км со скоростями от 0 до 4000 км/ч;

имитацию ведения одиночного и группового воздушного боя;

боевое применение самолета при решении возложенных на него задач днем в ПМУ как одиночно, так и в составе группы;

управление системами и комплексами бортового оборудования и вооружения на всех этапах полета самолета;

максимальное снижение загрузки экипажа путем автоматизации управления режимами работы систем с учетом реальной обстановки;

обработку и отображение информации, получаемой от датчиков и подсистем бортового оборудования;

обработку и отображение информации экипажу, необходимой для решения всех задач;

встроенного объективного контроля работы всех систем самолета и действий экипажа, а также учебно-боевых и тренажерных режимов функционирования;

применение неуправляемого оружия;

применение управляемого оружия;

определение местоположения самолета, вывод самолета в заданный район и возвращение его на аэродром посадки;

сбора самолетов в группу, безопасное вождение в боевых порядках;

применение смешанных вариантов вооружения.

Системы бортового оборудования УБС 1 функционально и алгоритмически увязаны между собой и представляют единый комплекс.

Основными компонентами КБО являются:

бортовая цифровая вычислительная система верхнего уровня;

система отображения информации;

интегрированная система навигации, посадки, связи и опознавания;

комплексная система управления;

бортовые средства контроля;

устройство выброса расходуемых средств.

Бортовая цифровая вычислительная система верхнего уровня обеспечивает решение следующих задач:

автоматический ввод и хранение боевого задания;

сбор информации от подсистем и органов управления;

реализация режимов коррекции навигационных определений от вновь устанавливаемых датчиков и алгоритмов комплексной обработки информации;

решение баллистических уравнений для неуправляемого оружия;

реализация алгоритмов применения вновь устанавливаемого оружия;

комплексная обработка информации, поступающей от датчиков;

постоянный контроль состояния бортовых систем, реконфигурация комплекса при отказах оборудования;

автоматизированное управление МФИ и формирование для него отдельных информационных кадров;

информационный обмен с системами управления средств поражения, находящихся на подвеске;

реализация имитационных режимов работы КБО.

В состав бортовой цифровой вычислительной системы верхнего уровня входят:

универсальные БЦВМ;

устройства ввода информации;

магистральные каналы информационного обмена (МКИО).

Интерфейсные блоки и каналы информационного обмена обеспечивают:

обмен информацией по 2-3 резервированным мультиплексным каналам по ГОСТ 26765.52-87;

последовательный обмен информацией по ГОСТ 18977-79 и РТМ 1495-75;

обмен информацией по магистральному параллельному интерфейсу по ГОСТ 26765.51-86;

прием и выдачу разовых команд по ГОСТ 18977-79;

прием и выдачу аналоговой информации.

Система отображения информации (СОИ) обеспечивает:

отображение карты местности;

отображение пилотажно-прицельных форматов индикации в интересах применения управляемых и неуправляемых средств поражения по воздушным и наземным целям;

отображение навигационно-тактических форматов индикации;

индикацию состояния самолетных систем и подвесок;

индикацию необходимой информации при имитационных режимах работы КБО;

индикацию пилотажных и навигационных параметров полета в резервных режимах.

В состав системы отображения информации входят:

индикатор на лобовом стекле;

многофункциональные цветные индикаторы (МФИ);

многофункциональные пульты управления.

Многофункциональный индикатор системы отображения информации обеспечивает возможность выбора летчиком разных режимов индикации с помощью кнопок, расположенных на обрамлении МФИ.

Комплексная система управления обеспечивает:

управление стабилизатором, элеронами и рулем направления от ручки управления и педалей;

управление носками крыла, закрылками и тормозным щитком;

требуемые характеристики устойчивости и управляемости самолета во всей эксплуатационной области высот и скоростей, углов атаки и перегрузок;

автоматическое ограничение предельных параметров режимов полета;

измерение воздушных параметров и формирование сигналов текущих и предельных значений высотно-скоростных параметров;

автоматическое и директорное управление самолетом;

репрограммирование характеристик устойчивости и управляемости самолета.

Бортовые средства контроля включают:

встроенные средства контроля систем;

бортовую информационно-измерительную систему (ИИС) контроля и диагностики;

систему подготовки данных для анализа результатов пилотирования;

бортовое устройство регистрации;

телевизионную систему объективного контроля.

Бортовые средства контроля обеспечивают:

контроль систем бортового оборудования с момента подачи электропитания;

выполнение оперативных видов подготовок;

прием и регистрацию полетной параметрической информации, содержащей сведения о работе бортовых систем и оборудования;

прием и регистрацию речевой (звуковой) информации, содержащей сведения о переговорах экипажа между собой и наземными службами;

бортовую обработку поступающей информации для контроля соблюдения экипажем летно-эксплуатационных ограничений с регистрацией результатов бортовыми накопителями и выдачи на МФИ при послеполетном (межполетном) анализе и обслуживании;

сохранение информации, регистрируемой защищенным накопителем;

оценку в наземных условиях работоспособности систем и оборудования для контроля и прогнозирования эксплуатационного состояния;

оценку действий экипажа при выполнении полета;

регистрацию информации, индицируемой на коллиматорном авиационном индикаторе;

регистрацию внекабинного пространства при работе по визуально видимой цели;

регистрацию положения органов управления и показаний приборов, расположенных в кабине обучаемого.

Для формирования до полета знаний, умений, навыков и профессионально важных качеств, необходимых летному составу для освоения и надежной эксплуатации УБС 1 во всем диапазоне его летне-технических характеристик, в состав учебно-тренировочного комплекса включены авиационные тренажеры модульной конструкции.

Структура авиационных тренажеров 10 основана на современной и перспективной вычислительной и аудиовизуальной технике с соответствующим программным обеспечением. Конструктивно тренажеры 10 и программное обеспечение исполнены по модульному типу.

Тренажер 10 процедурного типа предназначен для ознакомления летного состава с интерьером кабины самолета, формирования концептуальной модели деятельности и привития первоначальных умений и навыков по управлению силовой установкой, системами самолета и использованию комплекса бортового оборудования в ходе подготовки к полету и выполнения полетного задания в соответствии с содержанием упражнений соответствующего курса подготовки.

Тренажер 10 процедурного типа включает следующие компоненты:

рабочее место обучаемого в виде макета кабины самолета с имитаторами органов управления и индикации, формирующими информационно-управляющее поле кабины самолета;

упрощенная система имитации закабинной визуальной обстановки (СИВО);

система имитации акустической информации;

вычислительная система тренажера с пакетом программно-математического обеспечения;

рабочее место инструктора;

система объективного контроля;

общетренажерное оборудование.

Тренажер 10 процедурного типа обеспечивает решение следующих задач:

ознакомление с интерьером рабочего места летчика, расположением в кабине органов управления, средств индикации и сигнализации, используемых для управления силовой установкой, самолетными системами и комплексом бортового оборудования и вооружения;

формирование навыков работы с органами управления и индикации на рабочих местах экипажа (информационно-управляющим полем) при подготовке к полету, различных режимах полета, работы силовой установки, бортового оборудования и систем самолета (чтение показаний средств отображения информации и отработка управляющих действий по управлению самолетом, его системами и оборудованием);

ознакомление с различными режимами и этапами полета, в том числе в нештатных ситуациях, режимами работы бортового оборудования и систем самолета (взаимосвязь значений соответствующих параметров и их допустимые значения) и формирование навыков распознавания полетных ситуаций;

привитие процедурных навыков работы с системами и оборудованием самолета на основных режимах его пилотирования, включая действия в особых случаях в полете;

отработка последовательности действий при выполнении конкретных упражнений (содержание и последовательность элементов упражнений, характер и последовательность управляющих действий при выполнении упражнения, основные контролируемые параметры на каждом этапе упражнения и их оптимальные и допустимые значения).

В управлении учебным процессом тренажер обеспечивает:

задание и изменение начальных условий упражнения;

контроль и оперативное управление действиями обучаемых;

автоматизированный контроль, регистрацию и оценку действий;

базу данных на каждого, тренируемого на тренажере.

Тренажер 10 процедурного типа обеспечивает моделирование следующих бортовых систем и оборудования самолета в штатном и аварийном режимах:

работу силовой установки и общесамолетного оборудования;

систем управления;

пилотажно-навигационного комплекса;

средств связи;

комплекса бортового оборудования;

систем и оборудования, предназначенных для решения боевых задач.

Вычислительная система тренажера 10 обеспечивает моделирование функционирования систем и оборудования самолета. Алгоритмы и логику работы систем, характерные погрешности их работы с учетом имитируемых режимов работы, условий полета и внешних факторов обеспечивают математические модели.

В макете 11 кабины на тренажере 10 размещены соответствующие имитаторы органов управления и индикации, обеспечивающие взаимодействие летчика с системами и оборудованием имитируемого самолета. Кроме того, на рабочем месте размещены подключенные через стандартные разъемы штатные гарнитуры для воспроизведения работы имитаторов радиосвязного оборудования, переговорного устройства, речевого информатора, звуковой сигнализации.

Тренажер 10 включает рабочее место обучаемого, которое представляет собой упрощенный макет кабины самолета.

Состав, внешний вид, геометрические размеры и размещение имитаторов органов управления и индикации в макете кабины ЛА соответствуют информационно-управляющему полю УБС 1.

Имитация средств индикации (как стрелочных приборов, так и индикаторов) осуществляется методом компьютерного синтеза соответствующих приборных панелей на мониторах.

Имитация приборной доски и панелей осуществляется с помощью трафаретных масок с имитаторами органов управления (тумблеры, кнопки и т.д.). Трафаретные маски по форме и габаритам соответствуют приборной доске и панелям кабины УБС.

Геометрические размеры и размещение имитаторов приборов, органов управления, отдельных панелей в основном соответствуют реальному оборудованию. Возможные искажения геометрических характеристик, вызванное выбранным способом их имитации, не вносят ложных навыков работы с информационно-управляющим полем кабины. Не задействованные органы управления и индикации заменены макетами.

Имитатор поста управления (РУС, педали и РУД) по своим размерам и размещению повторяют реальные органы управления самолетом. Имитация нагрузок на РУС и педалях осуществляется с помощью пружинных загружателей с возможностью предварительного регулирования усилий. Для обеспечения имитации триммерного эффекта загружатель РУС управляемый. Имитатор РУД имеет фрикционную систему нагружения, по усилию соответствующую реальной.

Используемое в тренажере кресло по форме, высоте и наклону соответствует реальному креслу УБС 1.

СИВО тренажера 10 процедурного типа обеспечивает формирование стилизованного изображения закабинной визуальной обстановки в соответствии с решаемыми задачами подготовки и имитируемым режимом полета, временем суток в следующем объеме:

пространство в районе аэродрома с видимостью ВПП, РД, светотехнического оборудования, зданий, ландшафта прилегающей местности;

картографированное изображение ландшафта подстилающей поверхности вне района аэродрома с видимостью рельефа местности, участков леса, рек, водоемов, полей, населенных пунктов, а также типовых наземных целей;

облачность, туман, дымка;

взаимодействующий в паре самолет, а также воздушные цели и АСП.

СИВО является одноканальной и обеспечивает поле зрения не менее 60×40° и частоту смены кадров не ниже 50 Гц.

В качестве воспроизводящего устройства СИВО может быть использован телевизионный проектор.

База данных СИВО обеспечивает имитацию полета в районе не менее 150×150 км с возможностью привязки к реальному географическому району с использованием цифровой карты местности.

Система имитации акустической информации обеспечивает воспроизведение аэродинамических шумов, шумов от работы двигателя и систем самолета в соответствии с имитируемым режимом полета.

Воспроизведение акустической информации на тренажере процедурного типа осуществляется с помощью стандартных мультимедийных средств, включающих звуковую карту, соответствующее программное обеспечение и акустические колонки.

Вычислительная система тренажера 10 процедурного типа с пакетом ПМО обеспечивает общее функционирование тренажера, моделирование динамики полета, имитацию работы двигателя, бортовых систем и оборудования самолета, комплекса бортового оборудования (КБО), комплекса авиационного вооружения (КАВ), аэронавигационную и тактическую обстановку, внешние факторы полета. Кроме того, ПМО тренажера обеспечивает управление и контроль процесса подготовки.

Архитектура вычислительной системы и ПМО тренажера 10 предусматривает возможность его сопряжения с другим тренажером для обеспечения совместной подготовки двух летчиков полетам в паре на едином аэронавигационном и тактическом фоне. Сопряжение осуществляется через стандартное сетевое оборудование вычислительной системы (ВС).

Для обеспечения подготовки курсантов полетам в паре в качестве ведомого в ВС тренажера 10 моделируется движение ведущего самолета по траектории, заданной с рабочего места 14 инструктора.

При сопряжении с другим тренажером в качестве ведущего (ведомого) выступает самолет, имитируемый на другом тренажере.

Тактическая обстановка моделируется в объеме, обеспечивающем освоение на тренажере 10 соответствующих задач.

Рабочее место 14 инструктора обеспечивает решение следующих задач:

включение, выключение и подготовка тренажера 10 к работе, контроль за работоспособностью систем и тренажера 10 в целом;

предварительное задание сценария упражнения и ввод необходимых исходных данных;

оперативный контроль и управление процессом подготовки летного состава, контроль действиями обучаемого, ведение с ним двухсторонней связи, подыгрыш необходимой информации (например, осуществление функций руководителя полета и т.д.);

оценка действий обучаемых;

оперативное изменение текущего сценария упражнения (задание нештатных ситуаций, ввод отказов и т.д.).

Аппаратно РМИ тренажера 10 может быть реализовано в виде серийной ПЭВМ, связанной с ВС тренажера 10. Процесс управления осуществляется через штатные дисплей, клавиатуру и манипулятор типа “мышь”. Также на РМИ размещены органы включения/выключения тренажера.

СОК тренажера 10 предназначена для осуществления автоматизированного объективного контроля и оценки действий обучаемых в процессе тренировок на тренажере 10 с выдачей оценки о качестве выполнения каждого упражнения с отражением недостатков в подготовке и рекомендаций по их устранению.

СОК осуществляет накапливание статистического материала на каждого обучаемого по всем результатам тренировок, обобщение данного материала и определение интегральной оценки с указанием возможных недостатков в подготовке каждого обучаемого.

Результаты объективного контроля представляются на РМИ как оперативно в процессе тренировки, так и по окончании тренировки в виде интегральной оценки с указанием недостатков по всем этапам упражнения.

Результаты объективного контроля документируются как на магнитные, так и на бумажные носители.

Программное обеспечение, обеспечивающее функционирование СОК, реализовано в ВС РМИ.

Общетренажерное оборудование предназначено для обеспечения работоспособности и нормального функционирования как отдельных систем, так и тренажера 10 в целом. В его состав входят:

система электропитания, обеспечивающая все системы тренажера от промышленной сети 220 В, 50 Гц, и преобразование к требуемому виду электроэнергии (постоянное, переменное напряжение, его амплитуда и частота) и качеству (допустимые отклонения), а также обеспечение аварийной защиты тренажера и его систем от перенапряжения и других аварийных факторов;

система кондиционирования и вентиляции, обеспечивающая нормальные по температуре, влажности и чистоте воздуха условия функционирования тренажера и его систем;

система контроля работоспособности для автоматизированного контроля работоспособности и диагностики основных систем тренажера 10.

Тренажер 10 специализированного типа предназначен для обучения и тренировки летного состава по всему комплексу задач, связанных с пилотированием, навигацией и боевым применением УБС 1 с использованием имеющихся на борту приборов, оборудования и систем, включая действия в особых случаях в полете. Аппаратная и программная части тренажера специализированного типа выполнены по модульному принципу и предусматривают возможность создания на их основе комплексного тренажера УБС 1.

В этом случае в состав тренажера 10 входят:

рабочее место обучаемого в виде макета кабины УБС 1 с имитаторами органов управления и индикации, формирующими информационно-управляющее поле кабины самолета;

система имитации визуальной обстановки;

имитатор акустической информации;

имитатор акселерационных воздействий;

рабочее место инструктора;

вычислительная система тренажера с пакетом программно-математического обеспечения;

СОК;

общетренажерное оборудование.

Тренажер 10 обеспечивает подготовку летного состава к решению следующих задач:

включение, контроль и подготовка к полету бортовых систем и оборудования самолета;

подготовка силовой установки к запуску, запуск, опробование на земле и запуск в воздухе;

руление, взлет, набор высоты с визуальной видимостью ВПП, прилегающей местности и линии горизонта, а также взлет в ночных условиях с визуальной видимостью средств ночного старта;

пилотирование самолета по приборам и визуально в полном эксплуатационном диапазоне высот, скоростей, углов крена и тангажа, углов атаки и перегрузок с использованием имеющихся на борту приборов, пилотажно-навигационного оборудования и систем в ручном, директорном и автоматическом режимах;

выполнение фигур простого и сложного пилотажа;

принятие решения на своевременное катапультирование и его реализация;

самолетовождение по маршруту на больших, средних и малых высотах, с использованием имеющихся на борту навигационных систем;

ведение двухсторонней связи с наземными пунктами управления, имитируемыми взаимодействующими самолетами и инструктором;

выполнение предпосадочного маневра, заход на посадку и посадка самолета с использованием пилотажно-навигационных и радиотехнических средств посадки, а также с визуальной видимостью ВПП;

отработка действий при попадании в критические режимы полета (штопор, сваливание и т.д.), при отказах силовой установки, самолетных систем и оборудования, а также при возникновении других аварийных ситуаций;

отработка групповой слетанности в составе пары днем и ночью в ПМУ и за облаками;

поиск, обнаружение, идентификация и прицельное применение АСП по наземным подвижным и неподвижным целям;

перехват воздушных целей в свободном пространстве и на фоне земли;

ведение ближнего маневренного воздушного боя;

боевоего применение в условиях противодействия со стороны имитируемых наземных и воздушных сил противника;

противодействие атакующим силам противника;

анализ результатов боевого применения;

ведение групповых действий;

действий в особых случаях на этапах боевого применения;

решение на своевременное катапультирование и его реализацию.

Тренажер 10 обеспечивает следующие возможности учебного процесса:

задание и оперативное изменение начальных условий упражнения, внешних факторов имитации полетного задания;

контроль над действиями обучаемых в штатных и аварийных ситуациях, а также оперативное изменение условий полетного задания;

ввод отказов и контроль над действиями обучаемых в штатных и аварийных ситуациях;

многократную отработку отдельных задач и этапов полета и боевого применения при заданных начальных условиях;

останов выполнения “полета” с замораживанием текущих координат и показаний на приборах для разбора ситуации и продолжения “полета” с данной точки;

объективный (автоматизированный) контроль и оценку упражнений;

создание базы данных для каждого обучаемого с возможностью обработки информации о результатах тренировок на тренажере.

Тренажер 10 обеспечивает моделирование в штатном и аварийном режимах работы следующих бортовых систем и оборудования УБС 1:

силовой установки 6;

топливной системы;

масляной системы;

гидравлической системы;

системы электроснабжения;

противопожарного оборудования;

противообледенительной системы;

системы кондиционирования и регулирования давления;

системы управления самолетом;

системы автоматического управления;

пилотажно-навигационного комплекса;

радиосвязного оборудования;

систем световой и звуковой сигнализации;

светотехнического оборудования;

комплекса высотно-скоростных параметров,

радиолокационного оборудования;

прицельно-навигационного комплекса;

системы управления вооружением;

бортового комплекса обороны.

Моделирование функционирования систем и оборудования самолета производится в вычислительной системе тренажера. Математические модели отражают алгоритмы и логику работы данных систем, а также отражают характерные погрешности их работы с учетом имитируемых режимов работы, условий полета и внешних факторов.

Вычислительная система с пакетом ПМО выполнена на базе стандартных серийных вычислительных средств и обеспечивает:

общее функционирование тренажера и работу его систем;

моделирование в реальном масштабе времени динамику полета УБС, взаимодействующих сил и сил противника;

моделирование в реальном масштабе времени работы имитируемых систем и оборудования;

моделирование в реальном масштабе времени тактической обстановки и внешних условий;

управление и наблюдение учебного процесса.

Архитектура вычислительной системы тренажера 10 предусматривает возможность его сопряжения с другими тренажерами (и при удаленном доступе) для обеспечения возможности совместных тренировок на едином аэронавигационном фоне для отработки вопросов взаимодействия при решении различных задач в паре.

Взаимодействие экипажа с моделируемыми системами и оборудованием самолета осуществляется через соответствующие имитаторы органов управления и индикации, расположенные на рабочем месте обучаемого на тренажере. Работа имитаторов радиосвязного оборудования, переговорных устройств, речевого информатора, звуковой сигнализации воспроизводятся через штатный гарнитур, подключаемый через стандартные разъемы на рабочем месте.

Рабочее место обучаемого на тренажере 10 специализированного типа представляет собой полноразмерный макет кабины самолета с имитаторами органов управления и индикации, формирующими информационно-управляющее поле (ИУП) кабины УБС 1.

Конструкция макета 11 кабины летчика обеспечивает возможность его установки на динамическом стенде системы имитации акселерационных воздействий.

Внутренние геометрические размеры и окраска макета 11 кабины, размещение, размеры и внешний вид имитаторов органов управления и индикации соответствуют реальным. При этом возможные искажения в геометрии кабины, вызванные способом воспроизведения ее ИУП, минимальны и не создают ложных образов у тренирующегося летного состава.

Имитаторы органов управления и индикации идентичны по геометрическим характеристикам и внешнему виду реальному оборудованию. Причем изображения некоторых средства отображения информации могут быть выполнены способом компьютерного синтеза.

Имитаторы РУС, педалей и РУД по геометрическим характеристикам и размещению полностью соответствуют реальным. Воспроизводимые нагрузки (усилия) на РУС и педалях соответствуют воспроизводимому режиму полета.

Нагрузка на органах управления воспроизводится путем использования управляемых загружателей, выполненных на базе моментных двигателей или управляемых гидравлических загружателей, воспроизводящих также эффект триммирования.

Макет кабины 11 оборудован освещением, аналогичным освещению кабины реального ЛА, и системой вентиляции и кондиционирования, обеспечивающих нормальные санитарно-гигиенические условия тренировки летного состава.

Система имитации визуальной обстановки тренажера обеспечивает обучаемому видимость с высокой степенью реалистичности изображения закабинного пространства в соответствии с заданием и имитируемым режимом полета, временем суток, метеоусловиями, в следующем объеме:

пространство в районе аэродрома с видимостью ВПП, РД, светотехнического оборудования, зданий, ландшафта прилегающей местности;

объемное изображение ландшафта подстилающей поверхности вне района аэродрома с видимостью рельефа местности, участков леса, рек, водоемов, полей, населенных пунктов, а также типовых наземных объектов;

облачность, туман, дымка, дождевой фронт;

взаимодействующий в паре самолет;

внешней визуальной наземной и воздушной обстановки при решении задач боевого применения, с имитацией взаимодействующих ЛА, наземных и воздушных средств противника и эффектов, связанных с применением АСП (следы от ракет, снарядов, дым, характерные разрушения объектов и целей после применения АСП и т.п.).

Система имитации визуальной обстановки тренажера (СИВО) имеет не менее 3-х каналов и обеспечивает поле зрения не ниже 160°×40°. Частота смены кадров не ниже 50 Гц, разрешение 1280×1024 пиксель на один канал. В качестве воспроизводящего устройства СИВО используются не менее трех телевизионных проекторов, по одному на каждый канал.

СИВО включает базу данных имитации полета в следующих районах:

зона аэродрома(ов) взлета, посадки;

зона маршрутного полета;

район(ы) отработки пилотажных задач.

СИВО включает базу данных имитации подстилающей поверхности размером не менее 150×150 км с привязкой к реальному географическому району с использованием цифровой карты местности.

Имитатор акустической информации с достаточно высокой степенью реалистичности воспроизводит следующие шумы:

аэродинамические;

движения по ВПП, РД;

работы АД, включая нештатные режимы их работы;

работы оборудования и систем имитируемого самолета;

акустические эффекты, связанные с применением АСП.

Соответствующая акустическая информация синтезирована компьютерными средствами и воспроизводится стереофоническими (или многоканальными) акустическими системами. Аппаратно имитаторы акустической информации реализованы в виде отдельных специальных блоков на базе стандартных мультимедийных средств.

Для воспроизведения на тренажере акселерационных воздействий может использоваться имитатор акселерационной информации, выполненный на базе динамического стенда, как автономный аппаратно-программный модуль. При этом возможно использование динамических стендов с гидравлическим или электрическим приводом.

Рабочее место 14 инструктора (РМИ) выполнено в виде отдельного программно-аппаратного модуля, включающего средства индикации, предназначенные для вывода информации, необходимой для контроля учебного процесса, и органы управления, через которые инструктор осуществляет ввод необходимой информации и выполняет функции управления процессом.

РМИ содержит следующие компоненты:

вычислительную систему;

дублирующие органы индикации имитируемого ЛА;

видеоконтрольное устройство СИВО;

мониторы отображения требуемой инструктору информации;

органы управления в виде соответствующих пультов, обеспечивающих включение/выключение тренажера и его систем (аварийное отключение);

дисплей, клавиатура и манипулятор типа “мышь” ПЭВМ, для формирования задания, изменения сценариев и управление процессом тренажа.

Вычислительная система РМИ связана с базовой ВС тренажера и осуществляет обработку и представление требуемой информации на средства индикации инструктору в требуемом виде, и обработку команд инструктора.

РМИ предназначено для решения следующих задач управления и наблюдения учебного процесса на тренажере:

включение, выключение и подготовка тренажера к работе, контроль работоспособности систем и тренажера в целом;

предварительный выбор сценария упражнения и ввод исходных данных;

оперативное наблюдение и управление процессом тренировки, наблюдение действий обучаемых, ведение с ними двухсторонней связи, применение игровых приемов обучения (осуществление функций руководителя полета и т.д.);

ввод полетного задания (конфигурация, маршрут, боевая задача, полет одиночного самолета, в паре) и условий его выполнения (время суток, погодные условия, условия видимости, район боевого применения);

задание тактической обстановки (воздушные, наземные цели, огневое и другое противодействие и т.д.);

оперативное изменение сценария текущего упражнения (ввод отказов);

контроль и корректировку действий обучаемого;

показ правильных действий;

подыгрыш действий противника и самолетов группы;

объективный контроль и оценка действий обучаемых;

отображение результатов контроля по выполненным упражнениям.

Тренажер 10 включает СОК, предназначенную для обеспечения автоматизированного наблюдения и оценки действий обучаемых в процессе тренировок. Функционирование СОК обеспечивает программное обеспечение, реализованное в ВС РМИ. Формируемые СОК оценки действий обучаемого представляются на индикацию РМИ и фиксируются на магнитных и бумажных носителях.

СОК осуществляет накопление статистических данных для каждого обучаемого по результатам всех тренировок, их обобщение и определение интегральной оценки с указанием возможных ошибок каждого обучаемого. Результаты объективного контроля представляются на РМИ оперативно в процессе тренировки и по окончании тренировки в виде интегральной оценки с указанием ошибок каждого обучаемого по всем упражнениям.

Общетренажерное оборудование предназначено для обеспечения работоспособности и нормального функционирования отдельных систем и тренажера в целом. В состав общетренажерного оборудования и систем тренажера входят:

система электропитания, обеспечивающая электроэнергией все системы тренажера от промышленной (или аэродромной) сети, включая преобразование промышленной сети к требуемому виду (постоянное, переменное напряжение, его амплитуда и частота) и качеству (допустимые отклонения), а также обеспечение аварийной защиты тренажера и его систем от перенапряжения и других аварийных факторов;

система кондиционирования и вентиляции, обеспечивающая нормальные по температуре, влажности и чистоте воздуха условия функционирования тренажера и его систем;

система автоматизированного контроля работоспособности и диагностики систем тренажера.

УТК содержит интегральную СОК и оценки подготовки 21.

УБС 1 и наземные технические средства обучения оборудованы взаимосвязанной интегральной системой объективного контроля (ИСОК) действий курсанта и инструктора, с базой данных результатов обучения и уровня профессиональной подготовки. ИСОК имеет двухуровневую схему построения и состоит из СОК каждого ТСО (нижний уровень), объединенных единым информационным центром управления и объективного контроля (верхний уровень). Кроме того, в данную систему должна поступать информация о результатах выполнения полетных заданий на УБС 1 от наземных средств обработки полетной информации по данным СОК УБС 1.

СОК самолета и СОК наземных ТСО обеспечивают:

запись параметров выполнения упражнений и действий экипажа и их последующее воспроизведение с целью демонстрационного анализа при разборе результатов выполнения упражнений;

запись параметров функционирования агрегатов и систем самолета, двигателя, бортовых комплексов, их сохранность, в том числе в случае летного происшествия, их последующее воспроизведение с целью анализа состояния и работоспособности авиационной техники;

обработку материалов объективного контроля выполненных полетов, в том числе межполетный анализ полноты и качества выполненного полета и работы авиационной техники за время, не превышающее срока подготовки самолета к очередному вылету, и углубленный анализ с возможностью демонстрации всего полета и его фрагментов с показом параметров и их сравнением с эталонными, показом допущенных отклонений и ошибок в технике пилотирования, навигации, боевом применении, эксплуатации авиационной техники;

автоматическую оценку результатов выполнения летным составом упражнений в соответствии с требованиями применяемой программы обучения (подготовки) и в полном ее объеме;

автоматизированный анализ результатов тренировок с целью выявления ошибочных действий летного состава;

осуществление функций оценки в темпе реального времени выполнения упражнений;

формирование интегральной оценки результатов выполнения летным составом упражнений и занесение необходимой информации о степени подготовленности летного состава в банк данных информационного центра управления и объективного контроля.

Единый информационный центр управления и объективного контроля обеспечивает:

контроль последовательности прохождения подготовки на всех ТОО (теоретическая и тренажерная подготовки) до подготовки на самолете;

оценку готовности каждого летчика к переходу от одного вида подготовки к другому, включая готовность к отработке задачи (упражнения) на самолете по уровню соответствующей подготовки в учебном классе и на тренажерах;

контроль очередности освоения всех задач (упражнений КУЛП и КБП) в соответствии с программой подготовки;

оценку готовности летного состава к освоению более сложных задач по результатам освоения предыдущих задач;

формирование банка данных на каждого летчика и обучаемого с учетом натренированности летного состава (общий, по видам летной подготовки, метеоусловиям, времени суток и срокам давности), его пополнение после каждой тренировки в воздухе и на земле, а также анализ натренированности с учетом достигнутого уровня, опыта работы, индивидуальных качеств и установленных ограничений;

переработку информации, полученной по итогам выполненной летной смены (времени полета каждого летчика, видам выполненных им полетов и номерам упражнений, метеоусловиям и времени суток и т.д.), распределение этой информации в виде учетно-отчетной документации по заданным категориям (от летчика до полка включительно);

интегральной оценки общего уровня подготовленности каждого летчика и обучаемого по результатам всех тренировок и определение степени готовности к выполнению более сложных упражнений;

накопление статистического материала по качеству выполненных полетов каждым летчиком и возможность систематизации допущенных отклонений, ошибок по этапам полета и группам причин с графической информацией и выводом на печать;

учет допущенных личным составом отклонений, ошибок и предпосылок к летным происшествиям по группам причин, видам и элементам полета, обеспечивать проведение их анализа с целью выработки профилактических мероприятий;

создание базы данных по летным происшествиям с распределением по группам причин, типам самолетов, видам и этапам полетов, метеоусловиям и времени суток с возможностью проведения анализа и выработки профилактических мероприятий;

разработку вариантов плановых таблиц полетов с учетом натренированности летного состава и по заданным условиям с выводом их на печать для использования в процессе полетов;

информации об уровне технического состояния авиационной техники, прогнозирование ее отказов, отхода на регламентные работы и в ремонт, расчет потребности обеспечения запасными частями и агрегатами.

ИСОК 21 предназначена для обеспечения постоянного, формализованного автоматизированного контроля действий курсанта и инструктора в процессе обучения и тренировки по всему комплексу задач учебно-боевого самолета Як-130.

ИСОК 21 обеспечивает решение следующих функциональных задач:

- контроль последовательности прохождения подготовки на всех ТСО (теоретическая и тренажерная подготовки) до подготовки на самолете;

- оценку готовности каждого летчика к переходу от одного вида подготовки к другому, включая готовность к отработке задачи (упражнения) на самолете по уровню соответствующей подготовки в учебном классе и на тренажерах;

- контроль очередности освоения всех задач (упражнений КУЛП и КПБ) в соответствии с программой подготовки;

- оценку готовности летного состава к освоению более сложных задач по результатам освоения предыдущих задач;

- формирование банка данных на каждого летчика и обучаемого с учетом натренированности летного состава (общий, по видам летной подготовки, метеоусловиям, времени суток и срокам давности), его пополнение после каждой тренировки в воздухе и на земле, а также анализ натренированности с учетом достигнутого уровня, опыта работы, индивидуальных качеств и установленных ограничений;

- переработку информации, полученной по итогам выполненной летной смены (времени полета каждого летчика, видам выполненных им полетов и номерам упражнений, метеоусловиям и времени суток и т.д.), распределение этой информации в виде учетно-отчетной документации по заданным категориям (от летчика до полка включительно);

- интегральную оценку общего уровня подготовленности каждого летчика и обучаемого по результатам всех тренировок и определение степени готовности к выполнению более сложных упражнений;

- накопление статистического материала по качеству выполненных полетов каждым летчиком и возможность систематизации допущенных отклонений, ошибок по этапам полета и группам причин с графической информацией и выводом на печать;

- учет допущенных личным составом отклонений, ошибок и предпосылок к летным происшествиям по группам причин, видам и элементам полета, обеспечивать проведение их анализа с целью выработки профилактических мероприятий;

- создание базы данных по летным происшествиям с распределением по группам причин, типам самолетов, видам и этапам полетов, метеоусловиям и времени суток с возможностью проведения анализа и выработки профилактических мероприятий;

- разработку вариантов плановых таблиц полетов с учетом натренированности летного состава и по заданным условиям, с выводом их на печать для использования в процессе полетов;

- информацию об уровне технического состояния авиационной техники в интересах прогнозирования ее отказов, отхода на регламентные работы и в ремонт, расчета потребности обеспечения запасными частями и агрегатами.

Область применения ИСОК 21: планирование и управление учебно-тренировочным процессом подготовки летного состава с применением авиационных тренажеров модульной конструкции и УБС 1 типа Як-130.

ИСОК 21 реализована на базе программно-аппаратного комплекса в составе:

- автоматизированное рабочее место (АРМ) оператора ИСОК 21;

- сетевое оборудование для обеспечения функционирования АРМ в локальной вычислительной сети (ЛВС) совместно с авиационными тренажерами модульной конструкции;

- модуль ввода данных с защищенного бортового носителя (ЗБН) СОК УБС типа Як-130.

АРМ оператора ИСОК 21 может реализоваться на базе высокопроизводительной рабочей станции в составе:

- 2-х процессорная материнская плата на базе процессоров Intel Pentium 4 с тактовой частотой не менее 1 ГГц;

- емкость ОЗУ не менее 512 Мбайт;

- емкость НЖМД не менее 80 Гбайт;

- видеокарта для подключения двух мониторов;

- мониторы 19’ с разрешением не менее 1280×1024 пиксель;

- сетевая карта 100 Мбит/с.

В состав АРМ оператора ИСОК 21 также входят принтер и устройство бесперебойного питания, обеспечивающие работоспособность ПМО ИСОК 21 при кратковременном отключении электросети.

ПМО ИСОК 21 может быть реализовано в среде сетевой операционной системы Windows 2000.

Система баз данных ИСОК 21 функционирует под управлением сервера баз данных MS SQL Server 2000.

Применение ИСОК 21 по назначению организуется специально подготовленным инструктором (оператором).

Общая схема организации работ включает следующие этапы:

- включение и подготовка ИСОК к работе,

- работа в режиме ведения базы данных по летному составу,

- работа в режиме ведения базы данных по авиационной технике,

- работа в режиме планирования учебно-тренировочного процесса,

- работа в режиме “Разбор полета” и оценки уровня подготовки летного состава,

- завершение сеанса работы и выключение ИСОК 21.

Общий порядок включения и подготовки к работе:

- включить АРМ оператора;

- загрузить операционную систему АРМ;

- загрузить ПМО ЕИЦУ и ОК.

Порядок включения АРМ оператора:

- включить устройство бесперебойного питания;

- включить питание мониторов;

- включить питание системного блока;

- включить принтер.

Порядок работы в режиме ведения базы данных по летному составу:

- загрузить ПМО системы регистрации и учета уровня подготовки летного состава;

- используя систему меню ПМО, выполнить необходимые операции по ведению базы данных летного состава (ввод данных, поиск данных, редактирование данных);

- при необходимости подготовки отчетов выбрать соответствующий тип отчета в меню генератора отчетов.

Порядок работы в режиме ведения базы данных по авиационной технике:

- загрузить ПМО системы учета и анализа состояния авиационной техники;

- используя систему меню ПМО, выполнить необходимые операции по ведению базы данных о состоянии AT (ввод данных, поиск данных, редактирование данных);

- при необходимости подготовки отчетов выбрать соответствующий тип отчета в меню генератора отчетов.

Порядок работы в режиме планирования учебно-тренировочного процесса:

- загрузить ПМО системы планирования учебно-тренировочного процесса;

- используя систему меню ПМО, выполнить необходимые операции по ведению базы данных системы планирования (ввод данных, поиск данных, редактирование данных);

- при необходимости подготовки отчетов выбрать соответствующий тип отчета в меню генератора отчетов.

Порядок работы в режиме “Разбор полета” и оценки уровня подготовки летного состава:

- загрузить ПМО системы контроля, анализа и оценки уровня подготовки летного состава;

- выполнить импорт данных из базы данных СОК тренажеров либо с ЗБН УБС 1 Як-130;

- используя систему меню ПМО, выполнить необходимые операции по воспроизведению ранее зарегистрированных полетов (средствами СОК тренажеров либо средствами бортовой СОК УБС 1 Як-130);

- используя меню режима ведения электронных летных книжек, ввести необходимые данные о результатах тренировочного полета (на тренажере либо на реальном УБС 1 Як-130);

- при необходимости подготовки отчетов выбрать соответствующий тип отчета в меню генератора отчетов.

Общий порядок выключения ИСОК 21:

- завершить выполнение ПМО;

- завершить сеанс работы операционной системы АРМ;

- выключить АРМ оператора.

Порядок выключения АРМ оператора:

- выключить питание принтера;

- выключить питание системного блока;

- выключить питание мониторов;

- выключить устройство бесперебойного питания.

Похожие патенты RU2250511C1

название год авторы номер документа
АВИАЦИОННАЯ ИНТЕГРАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ 2004
  • Демченко О.Ф.
  • Попович К.Ф.
  • Школин В.П.
  • Габрелян А.А.
  • Пасекунов И.В.
  • Шаповалов В.Н.
  • Сорокин В.Ф.
  • Никитин В.Н.
  • Кодола В.Г.
RU2247431C1
АВИАЦИОННЫЙ ТРЕНАЖЕР МОДУЛЬНОЙ КОНСТРУКЦИИ 2004
  • Демченко О.Ф.
  • Попович К.Ф.
  • Пятернев С.В.
  • Школин В.П.
  • Гуртовой А.И.
  • Габрелян А.А.
  • Пасекунов И.В.
  • Сорокин В.Ф.
  • Федотов Г.А.
  • Кодола В.Г.
RU2247430C1
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ КОМПЛЕКС БОРТОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ ЛЕГКОГО УЧЕБНО-БОЕВОГО САМОЛЕТА 2002
  • Ефанов А.Г.
  • Демченко О.Ф.
  • Пятернев С.В.
  • Попович К.Ф.
  • Школин В.П.
  • Никитин В.Н.
  • Сорокин В.Ф.
  • Кодола В.Г.
RU2203200C1
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ КОМПЛЕКС БОРТОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ С МУЛЬТИПЛЕКСНОЙ СИСТЕМОЙ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБМЕНА 2001
  • Демченко О.Ф.
  • Долженков Н.Н.
  • Попович К.Ф.
  • Школин В.П.
  • Кодола В.Г.
  • Никитин В.Н.
  • Сорокин В.Ф.
RU2174485C1
ЛЕГКИЙ СВЕРХЗВУКОВОЙ МНОГОЦЕЛЕВОЙ САМОЛЕТ 2004
  • Демченко Олег Федорович
  • Долженков Николай Николаевич
  • Матвеев Андрей Иванович
  • Попович Константин Федорович
  • Гуртовой Аркадий Иосифович
  • Школин Владимир Петрович
  • Кодола Валерий Григорьевич
RU2271305C1
СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ ДАННЫХ ДЛЯ АНАЛИЗА РЕЗУЛЬТАТОВ ПИЛОТИРОВАНИЯ 2001
  • Найденов И.Н.
  • Попович К.Ф.
  • Школин В.П.
  • Кодола В.Г.
  • Никитин В.Н.
  • Сорокин В.Ф.
RU2179744C1
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОРУЖИЕМ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2003
  • Демченко О.Ф.
  • Долженков Н.Н.
  • Попович К.Ф.
  • Школин В.П.
  • Калугин В.Г.
  • Ильин В.М.
  • Никитин В.Н.
  • Кодола В.Г.
RU2249543C1
КОМПЛЕКС БОРТОВОГО РАДИОЭЛЕКТРОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ ЛЕГКОГО МНОГОЦЕЛЕВОГО САМОЛЕТА 2002
  • Ефанов А.Г.
  • Демченко О.Ф.
  • Пятернев С.В.
  • Попович К.Ф.
  • Школин В.П.
  • Парамонов П.П.
  • Виноградов Ю.Н.
  • Суслов В.Д.
  • Никитин В.Н.
  • Сорокин В.Ф.
  • Кодола В.Г.
RU2215668C1
ЛЕГКИЙ МНОГОЦЕЛЕВОЙ САМОЛЕТ С ПОВЫШЕННЫМИ МАНЕВРЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ 2004
  • Демченко О.Ф.
  • Долженков Н.Н.
  • Попович К.Ф.
  • Матвеев А.И.
  • Школин В.П.
  • Калугин В.Г.
  • Кодола В.Г.
  • Парамонов П.П.
  • Копорский Н.С.
  • Виноградов Ю.Н.
  • Сабо Ю.И.
RU2252899C1
КОМПЛЕКСНАЯ ОБУЧАЮЩАЯ СИСТЕМА ДЛЯ АВИАЦИОННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ 2002
  • Елисеев Александр Викторович
RU2267163C2

Реферат патента 2005 года УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КОМПЛЕКС АВИАЦИОННЫЙ

Изобретение относится к средствам имитационной техники для профессиональной подготовки летного состава. Технический результат - расширение функциональных возможностей. Для достижения данного результата учебно-тренировочный комплекс включает учебно-боевой самолет, авиационные тренажеры и интегральную систему объективного контроля и оценки подготовки летного состава. Тренажер содержит органы управления и системы индикации в кабинах курсанта и инструктора, силовую установку и системы ее запуска, контроля и диагностирования, датчики параметров полета, бортовой модуль интегрированной системы объективного контроля и интегрированный комплекс бортового оборудования. Интегральная система объективного контроля и оценки подготовки содержит автоматизированное рабочее место оператора, сетевое оборудование для его программного функционирования в локальной вычислительной сети совместно с системами объективного контроля тренажера и самолета, а также системы регистрации и учета наземной и летной подготовки планирования наземной и летной подготовки контроля, анализа и оценки уровня подготовки учета и анализа уровня технического состояния средств подготовки летчиков. 1 з.п ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 250 511 C1

1. Учебно-тренировочный комплекс авиационный для летного состава, представляющий собой совокупность учебно-боевого самолета, авиационных тренажеров модульной конструкции специализированного и процедурного типа и интегральной системы объективного контроля и оценки подготовки, при этом учебно-боевой самолет содержит органы управления в кабине курсанта, органы управления в кабине инструктора, комплексную систему индикации в кабине курсанта, комплексную систему индикации в кабине инструктора, силовую установку и системы ее запуска, контроля и диагностирования, датчики параметров полета самолета, а также бортовой модуль интегрированной системы объективного контроля, входы которого подключены к выходам упомянутых органов управления, комплексных систем индикации, силовой установки и ее систем, и интегрированный комплекс бортового оборудования, включающий в себя бортовую цифровую вычислительную систему верхнего уровня, систему отображения информации, интегрированную систему навигации, посадки, связи и опознавания, комплексную систему управления, бортовые средства контроля и устройство выброса расходуемых средств и взаимосвязанный с упомянутыми органами управления, комплексными системами индикации, силовой установкой и ее системами, датчиками параметров полета самолета и бортовым модулем интегрированной системы объективного контроля, авиационный тренажер содержит модуль макета кабины летчика с блоком модулей имитаторов средств отображения информации на рабочем месте обучаемого и блоком модулей имитаторов органов управления на рабочем месте обучаемого, модуль рабочего места инструктора с блоком модулей средств отображения информации на рабочем месте инструктора и блоком модулей средств управления на рабочем месте инструктора, блок модулей отображения информации в закабинном пространстве блок модулей, реализующих имитацию акселерационных ощущений, а также взаимосвязанные блок программных модулей системы объективного контроля, вход которого подключен к одному из выходов модуля рабочего места инструктора, а выходы - к первым входам модулей макета кабины летчика и рабочего места инструктора, и блок программных модулей имитации и управления, вход которого соединен с другим выходом модуля рабочего места инструктора, а выходы - со вторыми входами модулей макета кабины летчика и рабочего места инструктора и входами блока модулей отображения информации в закабинном пространстве и блока модулей, реализующих имитацию акселерационных ощущений, авиационная интегральная система объективного контроля и оценки подготовки содержит автоматизированное рабочее место оператора и связанное с ним сетевое оборудование, обеспечивающее программное функционирование автоматизированного рабочего места оператора в локальной вычислительной сети совместно с системами объективного контроля авиационного тренажера модульной конструкции и учебно-боевого самолета, а также систему регистрации и учета наземной и летной подготовки, систему планирования наземной и летной подготовки, систему контроля, анализа и оценки уровня подготовки и систему учета и анализа уровня технического состояния средств подготовки, связанные с автоматизированным рабочим местом оператора.2. Учебно-тренировочный комплекс авиационный по п.1, в котором в учебно-боевом самолете интегрированный комплекс бортового оборудования, взаимосвязан с органами управления комплексными системами индикации силовой установкой и ее системами, датчиками параметров полета самолета и бортовым модулем интегрированной системы объективного контроля с возможностью обеспечения обучения взлету-посадке в условиях, приближенных к условиям их выполнения на основных самолетах, применяемых в авиационных частях, обучения и совершенствования навыков пилотирования самолета и навигации днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях, выполнения полетов в сомкнутых боевых порядках днем в условиях визуальной видимости, на групповой пилотаж, приобретения навыков действий на предельных режимах полета в процессе боевого маневрирования, обучения действиям в особых случаях полета при отказах авиационной техники, ошибках летчика в пилотировании и навигации, освоения систем вооружения и отработки основ боевого применения при действиях по наземным и воздушным целям, характерных для основных самолетов, применяемых в авиационных частях и перспективных, обучения навыкам выполнения наступательных и оборонительных маневров и применения в полете средств бортового комплекса обороны, в том числе при полетах на малых высотах, имитации работы бортовых обзорно-прицельных систем основных самолетов, применяемых в авиационных частях, подготовки и применения их вооружения, имитации тактической обстановки с возможностью ее задания и изменения инструктором, в том числе имитации обстановки для отработки задач перехвата воздушных целей, применяющих радиопротиводействие в сочетании с различными видами маневра, а также задач поражения наземных целей, имитации сигналов функционирования типовых средств противовоздушной обороны (ПВО) противника и имитации пуска и наведения ракет, бомбометания и стрельбы, имитации противодействия противника, приобретения навыков прицельного применения оружия по наземным и воздушным целям в условиях информационного и огневого противодействия противника, отработки навыков перехвата воздушных целей автономно и в системе наземного наведения по командам, имитации управления средствами постановки активных и пассивных помех, выдачи в систему управления оружием (СУО) информации для имитации применения штатного оружия и выполнения оборонительного маневрирования, имитации полета воздушных целей в диапазоне высот 0,05...32 км со скоростями от 0 до 4000 км/ч, имитации ведения одиночного и группового воздушного боя, боевого применения самолета при решении возложенных на него задач днем в простых метеорологических условиях (ПМУ) как одиночно, так и в составе группы, управления системами и комплексами бортового оборудования и вооружения на всех этапах полета самолета, максимального снижения загрузки экипажа путем автоматизации управления режимами работы систем с учетом реальной обстановки, обработки и отображения информации, получаемой от датчиков и подсистем бортового оборудования, обработки и отображения информации экипажу, необходимой для решения всех задач, встроенного объективного контроля работы всех систем самолета и действий экипажа, а также учебно-боевых и тренажерных режимов функционирования, применения неуправляемого оружия, применения управляемого оружия, определения местоположения самолета, вывода самолета в заданный район и возвращения его на аэродром посадки, сбора самолетов в группу, безопасного вождения в боевых порядках, применения смешанных вариантов вооружения.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2005 года RU2250511C1

US 6319008 B1, 20.11.2001
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ КОМПЛЕКС БОРТОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ ЛЕГКОГО УЧЕБНО-БОЕВОГО САМОЛЕТА 2002
  • Ефанов А.Г.
  • Демченко О.Ф.
  • Пятернев С.В.
  • Попович К.Ф.
  • Школин В.П.
  • Никитин В.Н.
  • Сорокин В.Ф.
  • Кодола В.Г.
RU2203200C1
СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ ДАННЫХ ДЛЯ АНАЛИЗА РЕЗУЛЬТАТОВ ПИЛОТИРОВАНИЯ 2001
  • Найденов И.Н.
  • Попович К.Ф.
  • Школин В.П.
  • Кодола В.Г.
  • Никитин В.Н.
  • Сорокин В.Ф.
RU2179744C1
US 5260874 А, 09.11.1993
DE 19703736 А1, 06.11.1997
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИБОРОВ ДЛЯ СМАЗОЧНО-ЗАПРАВОЧНЫХ ОПЕРАЦИЙ 2020
  • Хабардина Анна Васильевна
  • Хабардин Василий Николаевич
  • Кожевникова Наталья Ивановна
RU2731069C1

RU 2 250 511 C1

Авторы

Демченко О.Ф.

Долженков Н.Н.

Попович К.Ф.

Школин В.П.

Гуртовой А.И.

Сорокин В.Ф.

Кодола В.Г.

Даты

2005-04-20Публикация

2004-03-10Подача